М.В. Корогодина

Источник

Глава 17. Исповедь клириков

Исповедные тексты для священников и иноков значительно отличаются от остальных вопросников. До XVII в. вопросники для священников преобладали в единственной, Основной редакции, отличающейся малым числом разночтений.1167 В первой половине XVI в. появилась новая редакция того же вопросника, вошедшая впоследствии в печатный требник1168 Кроме этого известно лишь несколько исповедных текстов для священников и дьяконов, сохранившихся преимущественно в единственном списке. Так, оригинальный текст для священников, представляющий собой частью вопросник, частью – поновление, был создан в середине XVI в. (СвВомгод. 64); новые вопросники появились в ХѴII и ХѴІII вв.: СвПогод. 310 и Св101/102с, все они известны в единственном списке. В середине XVI в. появился вопросник для дьяконов (Дьяк-ТСЛ 298), сохранившийся в двух списках. Он также был создан на основе Основной редакции вопросника для священников. Как видим, вопросники для священников не отличаются разнообразием, а потому однотипны и статьи, вошедшие в них. Многие из статей были заимствованы в вопросники для священников из текстов для мирян. Во избежание повторов мы рассмотрим лишь наиболее интересные вопросы, характерные для священнических вопросников.1169

1. Обязанности священника

В отличие от мирских вопросников, текст, предназначенный для исповеди священников, начинается не со статьи о блуде, а с вопроса о рукоположении: «Како брате и господине и отче, паче же и чадо, непорочен ли еси стал в священники? Не преступил ли священьства своего и поучения святительскых и предании и херитонии или во питии, или бес питиа?»1170 С этого же вопроса начинается вопросник дьяконам, только слово «священство» заменено на «дьяконство».1171 Все дальнейшие вопросы касаются событий, происшедших с момента рукоположения, в отличие от вопросников для мирян, которые разбирают жизнь человека с рождения.

Ряд вопросов касается священнических обязанностей: отправления литургии, чтения молитв, крещения и отпевания, исповеди и причащения. Не будем цитировать все вопросы, остановимся только на некоторых. Так, мы встречаем вопрос: «Не давал лы еси недостойным даров?»1172 В тексте из печатного требника добавлено: «Пришедшаго к тебе на покаяние не отринул ли еси?»1173 Причащение с нераскаянными или неотпущенными грехами принимается во грех, а не во спасение. В некоторых случаях, однако, духовник, «по любви» к кающемуся или получив «дар» (взятку), причащал грешника, не выполнившего положенную епитимью. Такие духовники осуждались церковью и назывались «потаковниками». В тексте Св-Погод. 310 мы наблюдаем и обратную ситуацию: «Не взимал ли мзды, напрасно запретив сыну духовному?»: духовник, получив плату, мог не только оставить грешника без епитимьи, но и наложить тяжёлое покаяние на того, кто его не заслужил. В том же вопроснике упоминается о попытке священника избежать исполнения наложенной на него духовником епитимьи: «Или заповедь отца духовнаго наказания опитеми не исправил?»1174 Ряд статей говорит об оставленных без причастия перед смертью больных и о детях, лишённых крещения из-за пьянства или «небрежения» священника. В вопроснике конца XVI в. отразились следы полемики с католиками, разгоревшейся в XVI в.: «Не крестил ли еси дети во едино погружение и не обливал ли?»1175 Некоторые статьи требуют заботливого отношения к храму, книгам: «Не держал лы еси икон в церкви с порохом или с паучинами?», «Не держал лы еси книги небрежением?» Неподобающее отношение к храму и книгам приравнивается к неподобающему поведению в церкви: «Не глумил ли ся еси в церкви или повестовал?»

Необычная статья в вопроснике для дьяконов касается связанного с Пасхой обычая красить яйца: «Не потолкал ли еси красными яицы в зубы?»1176 Мы не встречаем подобных статей в других исповедных вопросниках; единственное упоминание о схожей ситуации имеется в «Вопрошании Кирика»; «А оже то рех: яицем толчеть в зубы до обедни, аще и велиции? – Еже малым, рече, то нету беды, причащаються; а иже съвершену, аще поне единою потолчеть, то несть беды причащатися; а иже многажды, а помня, а то акы обидно: того възбраняи».1177 «Потолкав» яйцами в зубы, человек мог оскоромиться, но уже в ХII в. запрет соблюдался не слишком строго.

Несколько статей священнического вопросника посвящены отношению к собратьям по службе – другим священникам. Так, у кающегося спрашивают, не корыстовался ли он чем-нибудь, принадлежащим «другу священнику», не осудил ли его в службе или в каком-нибудь грехе, не хвалился ли сам и не хулил ли чужого пения или службы.

«Не пил ли еси рано в святыя дни или в празникы людми съблажняя?» – как и в вопросниках для мирян, в текстах для священников присутствуют вопросы не только о самостоятельно совершенных грехах, но и о соблазне ко греху других людей. Другие статьи говорят о повелении духовным детям совершить нечто греховное: «Не велел ли кому ясти или пити рано?», «Не велел ли еси своим детем духовным ходити к роте или крест целовати, или на иныя злыя дела не прошал ли еси их?».

2. Обращение к волхвам и общение с иноверными

Отдельно следует отметить статью, в которой идёт речь о колдовстве и об обращении священника за помощью к волхвам. «Не ходил лы еси к волхвом или к чародеем, или к себе водил еси?». Как видим, подобные поступки были характерны не только для мирян, но и для священнослужителей. Как и у мирян, у священников хранились отречённые книги: «Не читал ли еси книг отреченных или волшебных, и не творил ли что неподобно?». Составитель вопросника для дьяконов не ограничился статьёй о посещении волхвов, но добавил ещё два вопроса о правоверии кающегося: «Не сомнел ли ся еси о правеи вере христианьстеи? Не ослабил ли еси учением своих верных людей?»1178

В вопроснике первой четверти XVII в. сохранились две статьи, говорящие об общении с «погаными» и даже благословении: «Или с погаными пил и ял и из единого судна, с ними беседовал? Или в дом их со кресты входил и крестом благословлял?»1179 Эти вопросы явно появились здесь под влиянием вопросника для мирян-мужчин, который мы находим в той же рукописи: у мужчины-мирянина спрашивают: «Или с погаными или с еретиком пил и ял по нужди?»1180 Тем не менее, добавляя статью о благословении крестом, составитель подчёркивает, что вопрос осознанно вставлен им в вопросник для священников, а не просто перенесён из текста для мирян.

3. Развлечения

В Основной редакции мы находим две статьи о запретных для священнослужителей развлечениях: «Не пел лы еси песней мирьскых? Не играл лы еси в шахматы, или в лики, или в гусли?»1181 Запрет играть в шахматы и в кости присутствует уже в древнейших Кормчих XII–ХІII вв. (Ефремовской, Новгородской).1182 Обратим внимание, что в одной статье объединена игра на музыкальных инструментах (игра на гуслях) и собственно игра (игра в шахматы и кости). В поздней редакции, вошедшей в состав печатного требника, к перечню игр добавлена «зернь».

Ещё одна статья косвенно свидетельствует о том, что священники не всегда были чужды мирским развлечениям: «Не кощунял лы еси в пиру или на свадбе?». В ряде средневековых поучений упоминается о том, что священник, венчавший молодых и приглашённый на свадьбу, должен вести себя пристойно и уходить при начале «игрищ», например, в «Поучении новопоставленному священнику», известном с XIII в.: «Аще будут на браце ли в пиру позоры, отходи преже видения».1183 В редакции вопросника конца XVI в. добавлен запрет посещать питейные заведения: «Не слагался ли пира творити с некими? И в корчме не пивал ли еси и не ядал ли?». Во многих статьях Основной редакции причиной различных грехов (неисполнения или дурного исполнения священнических обязанностей) называется пьянство.

В вопроснике для дьяконов середины XVI в. ряд статей также говорит о развлечениях; как и в вопросниках для священников, упоминаются игры, пиры, песни. К неподобающим развлечениям относится охота: «Не ловил ли еси заицов или иных которых?»1184 В Главе 13, посвящённой пищевым запретам, мы говорили о причинах осуждения охоты. Однако для дьяконов и священнослужителей убийство живой твари было вообще под запретом. Так, в вопроснике для священников находим статью: «Не заклал ли еси скота или птице какови-любо?».

4. Доходы

Некоторые статьи дают представление о финансовом положении и доходах священнослужителей. Одним из источников дохода была плата за требы, отправлявшиеся священниками, – молебны, сорокоустья: «Или сорокоустья и молебнов не отправил еси, и детей своих духовных умерших не поминавши?» В вопросниках мы не встречаем упоминания о том, что исповедь совершалась за плату, хотя С.И. Смирнов считал, что плата за исповедь была одной из статей дохода духовников.1185 Как и миряне, священники нанимали работников и порой отказывались платить условленную плату: «Или мзду наимничу не удержал ли?»

В вопроснике первой четверти XVII в. Св-Погод. 310 несколько статей связано с участием священнослужителя в преступных деяниях, в том числе в укрывательстве воров и краденого, благословении на разбой и даже в разбое: «Или на разбои или на иныя злыя дела кого не благословлял ли? Или от татей и от разбойников в дом свои приноси не имал ли? И сам разбои не еждивал ли?»1186 Этот же вопрос встречаем в той же рукописи в тексте, обращённом к мирянам: «Или был к тебе привод и принос от разбойник и от татей?»1187 В том же вопроснике Св-Погод. 310 упоминаются и другие способы обогатиться, известные нам по текстам для мирян: «Мзды у кого не взимал лы, и росту у кого не имел лы?». Как мы увидим дальше, ростовщичеством занимались не только миряне и священники, но даже инокини.

5. Украинские исповедные тексты

В середине ХѴІII в. появляется также украинский исповедный вопросник для священников Св-101/102с.1188 Для этого текста характерно сочетание вопросов с толкованиями и наставлениями, объясняющими те или иные требования. Многие статьи, составляющие его, представляют собой перевод на украинский язык русских текстов для священников, однако появляются и новые вопросы. Например, в ранних русских текстах отсутствует требование исповедоваться перед венчанием: «Чи не венчал кого не исповедающыхся пред венцем?». Более опредёленно говорится о плате, часто взимавшейся за отпевание и заупокойные службы: «Чи не оставил еси без причастия умрети кого нищеты ради его, домагаючися на сорокоуст или на суботник ради сквернаго приатия себе?» Обычное требование поста в среду и пятницу дополняется новым аргументом – не соблюдая пост, священник вводит в грех своих прихожан: «Чи постишь среду и пяток, понеже от непостящагося священника не подобает причастится человеку?». В вопросник ХѴІII в. не только вносится запрет нюхать табак и курить трубку, но и приводится богословское объяснение запрета: «Прошку табачнаго ци не нюхаешь и люлки ци не курышь, понеже усты нашими приимаемо Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа?». В отличие от более раннего периода, в ХѴІII–XIX вв. одной из главных обязанностей священников становится обучение прихожан внешней обрядности, через которую выражается их приверженность православной церкви: «Чи смотриш парохиан своих, чи всяк мужеск и женск пол, малии и великии, чинно крестится, чи виражает истово крест на себе? Аще же невежа, то научи его». Завершается вопросник требованием иметь всегда «трезвен ум» и быть готовым к исполнению обязанностей, налагаемых саном. Таким образом, вопросник, составленный на Украине, оказался подвержен тем же тенденциям, что и русские вопросники конца ХѴII–XIX в.: в них всё большее внимание уделяется внутреннему состоянию человека, пониманию им предъявляемых требований и обязанностей, а не только перечислению отдельных случаев из жизни.

* * *

1167

Основная редакция вопросника священникам: Ал.-Св. 92, л. 218–221 об., Арханг. Д. 38, л. 97 об.–99, Арханг. Д. 72, л. 58–60 об. (отдельный извод), Арханг. Д. 164, л. 95–96 об., Арханг. Д. 168, л. 14–15 об., Арханг. Д. 356, л. 118–123 об., Арханг. Д. 472, л. 179 об.–182 об., Арханг. С. 109, л. 158–161, Арханг. С. 110, л. 111–118, Арханг. С. 235, л. 59 об.–61об., Белокр. 218, л. 19–23 об., В-5636/37 (ВСМЗ), л. 64 об.–69 (отдельный извод), Волок. 87, л. 272 об.–274 об., Волок. 517, л. 13 об.–15, Епифанов 23, л. 222 об.–230 об., КДА 174л, л. 248 об.–250 об. и 280–282 об., Кир.-Бел. 528/785, л. 17 об.–19, Кир.-Бел. 530/787, л. 150–152 об., Кир.-Бел. 547/804, л. 87 об.–89 об., Колоб. 176, л. 11 об.–12 об., Мих. Q 9, л. 154 об.–155 об., Перетц 145, л. 87 об.–92 об., Погод. 306, л. 25–27, Погод. 308, л. 301–302, Синод. (ГИМ) 898, л. 237–240, Синод. (РГИА) 868, л. 70–71об., Со­лов. 1018/1127, л. 75 об.–77 об., Солов. 1086/1195, л. 98 об.–99 об., Солов. 1099/1208, л. 182–183 об., Соф. 836, л. 202–203 (отдельный извод), Соф. 861, л. 170 об.–172 об., Соф. 890, л. 174 об.–176 об., Соф. 1061, л. 208 об.–210 и 241 об.–243, Соф. 1062, л. 196–197 об., Соф. 1065, л. 22–23 , Соф. 1088, л. 72 об.–75, Соф. 1095, л. 51 об.–54 об., Соф. 1102, л. 36 об.–38 об., СПбДА АП/128, л. 287–291 об., ТСЛ 232, л. 28–29 об. (отдельный извод), ТСЛ 272, л. 182–184, Усть-Цилем. (Пе­чорское) 336, л. 145–150 об., Хлуд. 119, л. 256–257 , Чуд. 54, л. 217–218 об., F.I.100, л. 154–156, Q.1.595, л. 78–79 об., Q.1.851, л. 173–175, О.1.35, л. 60 об.–63, О.1.100, л. 23–25, 16.7.27, л. 173 об.–178. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 182–183 (по списку Чуд. 54).

1168

Св-Печ. тр.: Соф. 1088, л. 72 об.–75, Калик 1, л. 44 об.–47 об.

1169

О вопросах, связанных с блудом, обращённых к клирикам, которые мы не разбираем специально, см. Левина Е. Секс и общество в мире православных славян. 900–700 // «А се грехи злые, смертные...». М., 1999. С. 385–418.

1170

Св-Вологод. 64: Вологод. 64, л. 262–263. Здесь и далее ссылки на рукописи Основной редакции вопросника священникам не приводятся.

1171

Дьяк-ТСЛ 298: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 49 об.–53. ТСЛ 298, л. 352–355 об.

1172

Св-Вологод. 64: Вологод, 64, л. 262–263.

1173

Св-Печ. тр.: 7001 сп (БАН), л. 292–295 об.

1174

СвПогод. 310: Погод. 310, л. 215–221.

1175

Св-Печ. тр.: 7001 сп (БАН), л. 292–295 об. Иван Грозный через саксонца Шлитта обращался к Карлу V с просьбой прислать «ученых богословов немецких, чтобы они узнали наш закон, а мы ваш латинский» (Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1842. Т. 8. Примеч. 207). В 1581 г. в Россию для переговоров о завершении Ливонской войны приезжал иезуит Антонио Поссевино, в задачу которого также входили «прения о вере» с Иваном Грозным (Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. / Перевод, предисл. и коммент. Л.Н Годовиковой. М., 1983). В Степенной книге, составленной в середине XVI в., в уста епископа, наставлявшего кн. Владимира в Корсуни после крещения, вкладываются слова осуждения «латинян». Слова епископа безусловно свидетельствуют об отношении к католикам в середине XVI в., а не о событиях X в. (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21, ч 1. С. 100–101). См. также: Цветаев Д. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI – ХѴII вв. М., 1886; Б-н А. Русские католики в Москве в конце ХѴII столетня // Исторический вестник 1886. Т. 25. С. 588–599.

1176

Дъяк-ТСД 298: ТСЛ 298, л. 352–355 об., В-5636/37 (ВСМЗ), л. 49 об.–53.

1177

РИБ. Т. 6. С. 38–39

1178

Св-Погод. 310: Погод. 310, л. 215–221.

1179

Там же.

1180

М-Погод. 310: Погод. 310, л. 133.

1181

Лекы, лики или леики игральные кости (Сл.РЯ XI–ХѴII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 201).

1182

Там же.

1183

РИБ. Т. 6. С. 102–110.

1184

Св.–Погод. 310: Погод. 310, л. 215–221.

1185

Смирнов С. И. Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта. М., 1913. С. 73–74. О материальном положении приходского духовенства в средние века см. также. Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003. С. 46–180.

1186

Св-Погод. 310: Погод. 310, л. 215–221.

1187

Погод. 310: Погод. 310. л. 133.

1188

Св–101/102с: Соф. (Киев) 101/102с, л. 46 об.–48.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle