М.В. Корогодина

Источник

Глава 2. Сводничество

В статьях о сводничестве, как и в описанных выше, часто говорится о блуде. Однако здесь речь идёт не о «блудных» грехах, совершенных самим кающимся, а о вмешательстве в чужую семейную и сексуальную жизнь. Подобных статей в исповедных вопросниках немного; чаще они встречаются в текстах, предназначенных для исповеди женщин, однако и мужчинам такие вопросы также задавались. Однако, несмотря на небольшое количество статей, тема интересовала редакторов исповедных вопросников, так что нередко составитель вносил какой-либо новый вопрос на эту тему, и большинство статей известно в единичных текстах.

1. Сводничество

«Ци сводила еси кого на блуд?»469 – нередко встречающаяся статья, особенно в вопросниках, предназначенных для женщин. В некоторых текстах уточняется, кого сводила сводня: «чюжюю жену и девицу с чюжим мужем или со отроки на блуд».470 В одном из текстов использовано необычное управление глагола «сводить»: «Мужа от жены или жену от мужа сводила ли еси?»,471 т. е. главным оказывается не то, с кем сводила, а от кого. В вопроснике М-Петр. 91 спрашивается, не была ли основным побудительным мотивом для сводничества корысть: «На блуд кого не сваживал ли, мзду взем, волею или нужею?».472

Статьи о сводничество, несмотря на кажущуюся простоту, вызывают ряд дополнительных вопросов. Какими методами пользовалась сводня: обманом, уговорами, насилием или колдовством? Сводничество не только само по себе является грехом, но и влечёт за собой грех других людей, фактически сводня «учит» греху. В одном из текстов, обращённых к женщинам, статье о сводничестве предшествует вопрос: «Иным женам и девицам блудити велела?».473 Иллюстративный текст конца XVII в., описывающий адские муки за разные грехи, говорит о том, что сводницы грешат языком – «подваживают» на грех: «Сия мука сводницам, кои подваживают блуд творити всякого чину, и за то тем за язык удицами повешены будут на оном веце вечно».474

2. Проституция и содержание публичных домов

«На блуд жены или девицы или отрока не пустил ли?»475 – статья, известная по вопроснику, вошедшему в состав печатного требника, вплотную подводит нас к проблеме существования на Руси проституции как статьи дохода. О существовании профессиональных блудниц говорят статьи в других текстах: «От блуда мзду давал, с кем хотя быти?», «С блудницею блудил?».

На Руси были не только представительницы самого древнего ремесла, но и своеобразные публичные дома – «сонмища». Во многих текстах, обращённых к мужчинам, есть статьи, начинающиеся со слов: «Или в сонмищи бывши?..». Далее в разных текстах добавляются уточнения: «неподобном», «над блудницею», «со вдовою», и предлагаются епитимьи 12 недель или 12 дней (видимо, ошибочно).476 Однако некоторые исповедные тексты предлагают весьма строгие наказания за посещение сонмища и блуд с блудницами: год и два года поста.477

В тексте XVI в. М-Калик. 1 «сонмище» заменено другим определением – «гостиница»: «В гостинницу ходил ли еси блуда ради?».478 Из Главы 8, посвящённой получению дохода в средние века, видно, что постоялые дворы – «гостиницы» могли выполнять также функцию «сонмищ». Гостиницы упоминались уже в Изборнике 1073 г., в Уставе Владимира и в Слове Даниила Заточника; термин являлся переводом соответствующего греческого слова. Я.Н Щапов считает, что «гостиница» могла пониматься как дом для ночлега приезжающих.479 Однако в Изборнике 1073 г. и в Слове Даниила Заточника гостиница упоминается с резкой негативной оценкой: злая жена сравнивается с «гостиницей неуповаемой», «неусыпаемой» или «несъпасьной». Последний термин И.И. Срезневский считал переводом греческого выражения, означающего «дом разврата».480 Мы полагаем, что основное значение слова «гостиница» в исповедных текстах – постоялый двор; однако это не отменяет того, что некоторые постоялые дворы могли заслуженно пользоваться дурной славой. О содержании публичных домов как об источнике дохода говорится в Главе 8: «Корчму и блядню собрания ради богатьства не держал ли еси?», «На корчми блудниц не держала ли?».481

Упоминание о «сонмищах» и «гостиницах» встречается не только в вопросниках, обращённых к мужчинам, но и к женщинам. Так, в вопроснике ЖMux. Q 9 и созданном на его основе тексте Ж-Арханг. 38 встречается одна статья в разных формулировках: «Чи была еси в сонмищи вдов или с блудными?» и «А в сонмище у молодых бывала ли еси?».482 В исповедном вопроснике Ж-Печ. тр., вошедшем в состав печатного требника, та же статья имеет уточнения: «Или бывала еси в сонмищи со блудники и со блудницами?».483 Встречаются в вопросниках для женщин и упоминание о «гостинице», в которую ходят ради блуда, и статьи для блудниц: «Давала еси тело свое на блуд кому?», «Во блудницах не бывала ли?».484 Подобные вопросы читаются уже в списках XV в. Постоянно встречающееся сочетание сонмище – блудные заставляет нас предположить существование своеобразных публичных домов; сочетание сонмище – вдовы, выступающее как вариант к первому сочетанию, позволяет предположить, что именно вдова имела больше всего шансов оказаться в «сонмище». О вдовах как основной категории блудниц в средневековой России говорится в тексте из синодика конца ХѴII в., посвящённом описанию грехов и мук грешников, в основном женщин: «Сия мука тем, кои вдовицы, не помня смертнаго часа и муки вечныи, после мужей своих тело свое сквернили блудом, а душу – пьянством, и детеи родят, и губят их, и за то их во оном веце будут злыя скорпеи терзать вечно. <...> Сия мука, кои вдовицы не бояся Бога жили и тело свое блудом сквернили, и за то им в будущий век будет мука – за сосца виснут вечно».485 Присутствие в небольшом тексте двух сходных статей, посвящённых вдовам-блудницам, говорит о том, что эта проблема была весьма актуальной для того времени.

3. Разлучение супругов

«Мужа от жены ци отмолвила, или жену от мужа?» – распространённая статья, читающаяся в текстах не только для женщин, но и для мужчин.486 Глаголы, обозначающие совершенное действие, разнообразны: «подмолвила», «розставила», «отлучила», «разлучила», «отимала», «остудила». Текст ХѴII в. Ж-Перетц 12 говорит не только о разлучении супругов, но и других членов семьи, редкий случай, когда в исповедных текстах семья рисуется как взаимосвязь разных поколений: «Или сына или дщерь от отца или от матери отговорила еси?».487 В одном из текстов говорится, что женщина «отлучить умеет».488 Очевидно, в данном случае имеется в виду не умение оговорить одного супруга перед другим, чтобы они поссорились, а нечто большее. Упоминание об «умении» отлучить и использование слов «отнять», «остудить» свидетельствуют о вмешательстве колдовских чар в жизнь супружеской пары. В то же время такие глаголы, как «отмолвила», «подмолвила», рисуют картину более близкую к клевете, чем к колдовству. Таким образом, в данном случае, как и во многих других, статья представляется многозначной: сохраняя свою суть, она может пониматься как вопрос о колдовстве или о клевете. Необычная, строгая епитимья встречается только в одном тексте, созданном в Кирилло-Белозерском монастыре в XV в., – год поста.489

* * *

469

Ж-О.I.100: 01.100. л. 46 об- 49; М-Mих. Q 9: Соф. 1090. л. 460–472; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090. л. 473 об.–482, 531–532 об.; Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3; Ж-Калик. 1: Калик. 1, л. 17 об.–19 об.; ЖАрханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74– 76. Арханг. Д. 72. л. 50–53. Арханг. Д. 73, л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061. л. 222–224, Соф. 1062. л. 189–192, Q.1.851, л. 185 об.–188 об.; МСоф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875. л. 133–134 об. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 167–168; М Петр. 94: П.І.А 94. л. 225–228; Ж-О.I.473: КДА 174л, л. 265 об.–268. Ж-Перетц: 12 Перетц 12, л. 112 об.–117 об.; Ж-Чуд. 5: Чуд. 5. л. 71 об.–72. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 159.

470

Ж-О.I.100: 0.1.100, л. 46 об.–49.

471

Ж-Калик. 1: Калик. 1, л. 17 об.–19 об.

472

М-Петр. 94 :П.І.А 94, л. 225–228.

473

Ж-О.I.100: О.I.100, л. 46 об.–49.

474

П.І.А 62. л. 253–258.

475

М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898. л. 215 об.–218. 219 об.–221. 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

476

М-КБ 530/787: Кир.-Бел. 530/787, л. 147 об.–149 об.; М-Соф. 848: Вят. 157, л. 236–237, Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28, Соф. 716, л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848, л. 243 об.–246а об., Соф. 1062, л. 207–211, Q.1.729, л. 171 об.–173, 33.4.32, л. 91 об.–94 ; М-Мих. Q 9: КДА 174л, л. 296–298, Мих. Q 9, л. 165 об.–167, Соф. 1090, л. 460–472; М-Синод. 898: Синод. (ГИМ) 898, л. 213 об.–215 об.; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 о б . – 1 9 1 , Соф. 1062, л. 185–189, Q.I.851, л. 153 об.–157 об.; М-Соф. 839: Соф. 839, л. 195 об.–197, Соф. 1061, л. 191–193 об., Соф. 1088, л. 358–360. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 144–145, 147–148 (по спискам Соф. 839 и Соф. 1088).

477

М-Соф. 848: Вят. 157, л. 236–237. Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28, Соф. 716. л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848. л. 243 об.–246а об., Соф. 1062, л. 207–211. Q.I.729, л. 171 об-173. 33.4.32. л. 91 об.–94; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086. л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

478

М-Калик. 1: Калик. 1, л. 10–12, Кир.-Бел. 530/787, л. 152 об.–156. Соф. 1102, л. 28–30.

479

Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI–XIV вв. М., 1972. С. 97.

480

Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1902. Т. 2 С.

481

М-Печ. тр. Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221. 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр. Синод (ГИМ) 898. л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270: Ж-Соф. 1065 Соф. 1065. л. 1–3.

482

Ж-Mux. Q 9: Мих. Q 9, л. 167 об.–168 об.; Ж-Арханг. 38 Арханг. Д. 72, л. 50–53.

483

Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898. л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

484

Жогод. 439; Погод 439. л. 179 об.–181; Ж-Соф. 1065: Соф. 1065. л. 1–3.

485

П.І.А 62. л. 253–258.

486

М-Соф. 1101: Соф. 1101. л. 182–185 об.; М-КБ 530/787: Кир-Бел 530/787. л. 147 об.–149 об.; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир,– Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.; Ж-Перетц 12: Перетц 12. л 112 об.–117 об

487

Ж-Перетц 12: Перетц 12. л. 112 об.–117 об.

488

ЧЖ-О.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, 0.1.100, л. 30 об.–32 об.

489

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099. л. 431– 433 об.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle