Н. Василиадис

Таинство смерти

Перевод с новогреческого

Содержание

Предисловие автора к русскому
«Нелицеприятный вымогатель человеческого рода» Вопрос, потрясающий человека Прирожденный страх смерти Величайшая тайна премудрости Божьей Светская философия о смерти Нечестивое уничижение человека Мифологические и наивные представления Надгробные надписи древних греков «Раздирающая душу печаль» и «забота о смерти» Неясности и противоречия Скорбь и уныние Сомнения и ограниченность Смерть вторгается в мир Блаженная жизнь первозданных Смерть связана с проблемой нашей свободы Первый мятеж на земле Смертный приговор «утвержден в тот же самый день» Духовная смерть Естественное следствие нашего преступления – телесная смерть Всеобщее явление Только мы и никто другой! «Какой подвиг предстоит душе!» Разлучение души и тела Наказание становится благодеянием Чтобы не согрешить нам вечно Смерть усмиряет наше тщеславие Разрушение тела есть благодеяние Побуждение к здравому любомудрию Нам открывается поприще мученичества Бог вселяет надежду Человеколюбие Божие преобразует нас «к лучшему» Воплощение Бога Слова – начало упразднения смерти «Человеком смерть бысть, человеком и воскресение» Совершенная безгрешность Господа Господь открыл нам путь к Небесам Господь истребляет смерть Предзнаменования Воскресения Распятие – это упразднение смерти Христос умер за всех Он дает жизнь людям и творению Он распят там, где царствовала смерть «От смерти мы сделались бессмертными» Сошествие Господа во ад Победа простирается и на ад Сошествие Христа в ад «Прия́т тело, и Богу приразися» Сошел во ад как победитель «Мост к новой жизни» Ад небом соделал! Воскресение – Вознесение – Пятидесятница Победа была утверждена Совершенные и сияющие в вечности Прямые и очевидные результаты «Бог и люди соединились в один род» Даровал нам благодать Святого Духа Смерть до и после Христа Смерть была страшна до Христа Смерть была «невыносимой и достойной многого плача» Теперь она «только носит название смерти» Лишь диавол «остался истинно мертвым»! Неведение о смертном часе – это благо! Час смерти неизвестен Почему час смерти скрыт от нас? Страх смерти Кто боится смерти? Как побеждается страх смерти? Смерть есть врата в вечность «Плачь, но тихо» Богоугодное поведение в отношении смерти Христианин творчески мыслит о смерти «Успокойтесь, взгляните и смотрите» «Где преисполненный самодовольства человек?» «Посмотри и рыдай» Примем как плод «благодушие и постоянную радость» Память смертная Вспомним о смерти Больше не греши Сила укрепляющая Память смерти совмещает в себе многие добродетели Чему научают нас гробницы? «Пойдем ко гробам» Гробницы мучеников «Молись часто при гробах» Смерть мучеников И смерть бывает лучше жизни «Корень, источник и матерь всех благ» Как утешают нас святые отцы Смерть наших близких О скорби по мужу или жене «Неужели мне не оплакивать моего сына?» «Ты потерял сына? Принеси благодарение Богу» Блаженна смерть младенцев Какая смерть хороша, а какая плоха Плоха ли жестокая и несправедливая смерть Смерть грешников Смерть праведников Попечение о покойнике после кончины Приготовление, поставление и вынос покойника Учительный символизм обрядов Последование погребения Самое скорбное последование нашей Церкви «Непорочны» Тропари по «Непорочных» Слезы, рыдания, сомнения, надежды Блаженства и новозаветные чтения Прощание и последнее целование «Земле, зи́нувши, приими от тебе создáнное» Испытание душ на мытарствах Безмолвное начало Будущей Жизни Умирающие видят «ангельские силы» На мытарствах проверяются и грешные, и праведные души Неопределенное состояние душ Душа существует и действует без тела Где живут души после смерти? Временное состояние ожидания Как живут там души? Усопшие знают и молятся о нас Бог открывает праведникам наши нужды Священные поминовения усопших Молитвы о покойных Поминальные богослужения Родительские субботы и кутья Приносят ли пользу поминовения усопших? Доброделание в память об усопших Воскресение мертвых Идея «перевоплощения» бессмысленна и наивна Существует ли чистилище? «Чаю воскресения мертвых» Воскресения тел требует Божья справедливость Мы должны радоваться, когда разрушается тело ι Воскресение мертвых тел Каким будет тело, когда воскреснет? С новыми свойствами: нетленное, сияющее, вечное Всеобщий суд Будет Суд Кто будет Судией? Соберутся все народы Как будет происходить Суд? Бессмертная смерть Существует ли ад? Каковы кары ада? Почему ад вечен? Вечный Рай Будущее Царство Невыразимая и непостижимая красота Обόжение человека Блаженство праведных Нескончаемая радость рая Чаемая жизнь праведных Радостная встреча Блаженство праведных будет нескончаемым Скончание мира Се, творю все новое (Откр.21:5) Об авторе Список сокращений  

 
В монографии профессора Афинского университета Н. Василиадиса освещается важнейшая проблема человеческой жизни и православного богословия – проблема смерти. В книге показывается, с одной стороны, бессилие античной и светской философии дать удовлетворительный ответ на этот пугающий неверующего человека вопрос, а, с другой стороны, раскрывается учение Восточной Церкви о таинстве смерти и будущей вечной жизни. В монографии широко представлены мнения святых отцов на эту проблему.
Предисловие автора к русскому изданию
Я всегда восхищался русским народом – его верой, святостью, терпением, любовью и стойкостью в Православии. Поэтому я испытывал невыносимую боль, видя его тяжкие мучения, начавшиеся в 1917 году и продолжавшиеся семь десятилетий – как и пребывание древнего Израиля в плену Вавилонском!
Господь, с удьбы Которого – бездна великая (Пс.35:7), попустил большому красному дракону (Откр.12:3), то есть антихристу, преследовать и мучить Русскую Церковь «до времени». Может быть, для того, чтобы явить мучеников, а землю Российскую напоить их кровью, которая некогда стала семенем для возрастания Церкви. Как сказал христианский апологет Тертуллиан, «semen est sanguis Christianorum», то есть семя, которым умножается Церковь, – это пролитая кровь христианских мучеников.
Большой красный драконбуквально бросился на Россию в сильной ярости , зная, что немного ему остается времени (Откр.12:12). И поскольку власть его временна, он принялся за свое черное дело изо всех сил и используя все средства, какими только располагал. Он вообразил, что может похоронить Церковь Христову!
Однако, русский народ Божий, вооружаясь Крестом, крепостью в вере и любовью к Пресвятой Троице, мужественно принял душевные и телесные мучения и выстоял. И не просто выстоял, но и силой Христовой низложил дракона! Еще раз овцы, христиане, победили волков – антихриста и его служителей! Иначе и быть не могло!
И ныне Крест Христов сияет в благословенной стране Российской, которую благоутробный Господь исторгнул, как головню из огня (Зах.3:2). Он исторгнул ее внезапно, в то время, когда никто не ожидал и снова восстановил ее в свете воскресения.
Для меня явилось весьма приятной неожиданностью предложение знаменитого древнего монастыря – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – о переводе на русский язык моей книги. Поэтому православное монашеское богословское братство «Спаситель», членом которого я имею честь и благословение Божье являться, с готовностью предоставило монастырю право перевода этой книги в надежде на то, что она поможет возрождению Православия в России. Члены нашего братства – клирики и миряне, возносят от всей души молитву о том, чтобы эта книга укрепила в наших единоверных братьях веру в Победителя смерти и всемогущего и премудрого Кормчего истории и человеческих дел.
Для нас, православных, слово Апостола Павла: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9) – не дает угаснуть нашей надежде на вечную жизнь с Богом, сколько бы врагов и трудностей нам ни встретилось в этом временном мире. Поэтому средоточие всей нашей жизни – в победном гимне нашей Церкви: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Николаос П. Василиадис
Св. Пасха 1995
г. Афины