23 мая
Память преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского
Св. Михаил родился в VIII в. во фригийском гор. Синаде. В юности он покинул родину и отправился в Константинополь. Там крепкая духовная дружба связала его со св. Феофилактом [8 мар.], бывшим в то время секретарем св. Тарасия [25 фев.]. Молодые люди были настолько едины в своих чувствах, что казалось, это один новый человек. Когда св. Тарасия, принявшего монашество, возвели в патриаршее достоинство, оба друга тоже стали монахами в монастыре, основанном им на Босфоре. Состязаясь друг с другом в аскетических подвигах, они быстро возрастали в добродетели и дополняли это славным украшением смирения и постоянной радостью души.
Тарасий, узнав об их подвижнической жизни, назначил друзей скевофилаксами Великой Церкви, а немного позже, несмотря на их несогласие, убедил принять епископское достоинство. Патриарх поставил Феофилакта митрополитом Никомидийским, а Михаила – пастырем в его родной Синаде (ок. 784).
Св. Михаил твердо провозглашал слово истины (ср.: 2Тим. 2:15) поучениями и тихой, терпеливой и милосердной жизнью, победив гнев. Добрый пастырь возводил церкви и монастыри, устраивал лечебницы и благотворительные дома, чтобы помочь болящим, обездоленным и странникам. Святой епископ принимал участие во Втором Никейском Соборе (787), где поддержал православное учение о почитании святых икон, а вернувшись в епархию, продолжил пастырское служение.
В 806 г. св. Никифор [2 ин.] сменил на патриаршем престоле скончавшегося Тарасия. В том году св. Михаил был поставлен во главе посольства, направленного императором Никифором (802–811) к халифу Харуну аль-Рашиду, и в этом качестве показал себя человеком мира и согласия. Осенью 811 г. он был отправлен в Рим послом от патриарха Никифора, чтобы представить папе синодальные послания патриарха и убедиться в его поддержке относительно почитания святых икон318. На следующий год он был принят Карлом Великим в Аахене и добился заключения мирного договора.
Преподобный Михаил, епископ Синадский, исповедник. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIV в.
Когда новый император Лев V Армянин через два года правления (813–820) возобновил иконоборческие гонения, св. Михаил сразу же принял сторону поборников истинной веры, сплотившихся вокруг патриарха Никифора. Среди них были свв. Евфимий Сардийский [26 дек.], Иосиф Солунский [14 ил.], Емилиан Кизический [8 авг.], Феофилакт Никомидийский и многие другие, клирики, монахи и миряне, готовые пролить кровь за веру. Они пришли к правителю и пытались переубедить его как аргументами из святоотеческих творений, так и поддержкой, которую предоставила им Римская Церковь. Однако всё было тщетно: ослепленный яростью тиран велел схватить их и отправить в ссылку порознь, запретив даже переписку.
Св. Михаил был отправлен в Евдокиаду во Фригии, где провел более десяти лет, перенося с милосердием превратности и дурное обращение и молясь за преследователей. При этом он не прекращал защищать православную веру и помогать несчастным, не отступая от привычной для него подвижнической жизни и ночных молитв. В ссылке он совершил много чудес, исцеляя молитвой людей и домашних животных, а медом своих речей ему удалось смягчить и обратить в веру суровых жителей этой отдаленной страны.
Император, узнав, что ссылка лишь умножает славу святого, приказал перевести его еще дальше. Так, переходя с места на место, человек Божий попал в земли, где стаи крыс уничтожали урожаи. Он объяснил жителям, что такое несчастье ниспослано Господом в наказание за грехи, и приказал им поститься три дня и каяться. Когда срок прошел, он призвал их выйти на поле. В то время как пришедшие жители восклицали «Господи, помилуй!», святой стоял на коленях, подняв глаза и руки к небу, и молился за них. Тут же грянуло землетрясение, уничтожившее всех крыс.
Когда он перешел в местность, называемую Еврантисия, местные жители попросили его помолиться Господу об избавлении от саранчи, в огромных количествах опустошавшей посевы, угрожая голодом. Святой молился всю ночь, а ранним утром возглавил крестный ход, в котором принимал участие весь народ, певший «Господи, помилуй!». Саранча собралась тогда в большую темную тучу, поднялась в небо и исчезла.
Святой продолжил странствия, изливая милосердие Божие на людей и их угодья. В конце концов, проведя некоторое время в тюрьме в Константинополе, он был снова изгнан на берега Никомидийского озера, где многие исповедники веры ожидали разрешения императора Михаила Травла вернуться в свои епархии и монастыри. В возрасте более восьмидесяти лет, изнуренный испытаниями, св. Михаил продолжал тем не менее молиться об императоре, мире в Церкви, о спасении мира и умножении плодов земных.
В понедельник Пятидесятницы 826 г. он пригласил к себе давнего друга, прп. Феодора Студита, с которым не прекращал переписку во время ссылки. По окончании обеда святитель почувствовал недомогание и слег. На следующий день Феодор пришел к нему и увидел, что тот мучается от жестоких болей, а на третий день, в среду Пятидесятницы, св. Михаил, потеряв способность говорить, отошел ко Господу в присутствии друга и соратника после сорока лет епископства. Прп. Феодор319 пишет, что его безжизненное тело было ангелоподобно, светясь отблесками божественного света, запечатленного на нем многими годами молитвы и созерцания.
Честная глава св. Михаила была передана в дар Великой Лавре Святого Афанасия на горе Афон императором Василием II и его братом Константином VIII (978). Там она и пребывает, окруженная глубоким почитанием. Благодаря мощам исповедника продолжают совершаться чудеса спасения посевов от вредителей как в монастырском хозяйстве, так и в других местах, куда их доставляют для поклонения.
* * *
Согласно другим источникам, посольство св. Михаила состоялось на четыре года раньше новой волны гонений (815).
О последних минутах его жизни рассказывает сам св. Феодор в своем «Малом оглашении» и в Письмах (II, 200 / PG 99, 1612).