5 июня
Память преподобного Дорофея Газского480
Прп. Дорофей родился в VI в. в Антиохии и происходил из богатой христианской семьи. Он получил хорошее церковное и светское образование, проявляя такое рвение в учебе, что забывал о еде, питье и сне, что угрожало его хрупкому здоровью. Не интересуясь ничем, кроме чтения главным образом медицинских книг, он избегал дурных знакомств и блудного греха, свойственных юности, и позднее мог сказать: «Если человек испытывает такую жажду и стремление к языческой науке, когда узнает ее, то сколь более к добродетели!»481 Смолоду отказавшись от мира, он поступил в монастырь аввы Серида около Газы и с полным доверием следовал духовному руководству святых старцев Васонофия и Иоанна. Несмотря на то, что Дорофей хотел полностью отказаться от мира, старцы, учитывая его слабость и хрупкое здоровье, разрешили ему пользоваться малой частью семейных средств и книгами, которые он привез в монастырь. Дорофей не мог совершать суровых аскетических подвигов, и когда его одолевали нечистые помыслы, прп. Варсонофий помогал ему утешениями и советами. Он поучал его не поддаваться отчаянию, которое радует диавола, и, позволяя ему пить немного вина, велел делать всё возможное для усмирения плотских желаний, направляя силы на внутреннее подвижничество в сердце, чтобы стяжать главные добродетели: смирение, послушание, покаяние, сострадание ко всем людям и постоянную память о Боге.
Поддерживаемый старцами и укрепляемый благодатью Христовой, Дорофей смог одержать верх над всеми врагами. Впоследствии он учил, что отсечение от собственной воли есть кратчайший путь к достижению совершенства. Приучив себя отказываться от своего произволения сначала в мелочах, а потом и во всём, человек достигает самоотвержения, а из самоотвержения, с Божией помощью, можно прийти к полному бесстрастию. Дорофей часто приводил слова святых отцов: «Кто достиг отсечения от собственной воли, достиг покоя».
Однажды, когда Дорофей находился на монастырском дворе и его одолевало крайнее уныние, внушенное диаволом, он стал молить Бога о помощи. Неожиданно подвижник заметил, как незнакомый человек, похожий на епископа, вошел в церковь. Дорофей пошел следом и увидел, как тот стал молиться, воздев руки к небу. Окончив молитву, он повернулся к испугавшемуся молодому монаху и, стукнув его по груди, трижды повторил стихи из псалма: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39:2). Сказав это, незнакомец тотчас исчез, а сердце Дорофея исполнилось радостью и тишиной, и с этого момента он больше не испытывал ни уныния, ни грусти, ни страха482. Обеспокоенный умиротворенным состоянием, которое, казалось, противоречило Священному Писанию, где сказано, что надо пройти через многие скорби, чтобы достичь Царства Небесного, Дорофей открылся Иоанну пророку. Старец успокоил его, сказав: «Всё, что совершается по послушанию отцам, дает умиротворение и покой»483. Св. Дорофей всегда открывал все помыслы старцам. И как только он записывал мысль, которую хотел им открыть, сразу чувствовал облегчение и духовную пользу484.
Дорофею дали послушание сторожить монастырские ворота и принимать приходящих, кроме того, он служил Иоанну пророку. Это давало ему возможность непосредственно обращаться к старцу с вопросами, и он извлекал большую пользу из его поучений, которые позволяли лучше понимать все движения души.
Через некоторое время ему поручили непростое и требующее много забот дело: создание монастырской больницы, построенной на пожертвования его брата по плоти. Дорофей был хорошо подготовлен к этой работе предыдущим изучением медицины и с жаром, самозабвенно принялся за труды. С утра до вечера он занимался не только заботами о больных, но и другими самыми разнообразными делами, которые заставляли его забывать о Боге и безмолвии. Много раз он чувствовал искушение уйти из монастыря и вести отшельническую жизнь, но св. Иоанн не отпускал его. Старец полагал, что это может привести к гордости и грехопадению, а ему предназначен «средний путь послушания и милосердия» при сохранении смирения в безмолвии среди всех дел485. Он говорил: «Иметь послушание и стараться его выполнять – это одновременно и послушание, и память о Боге»486.
Св. Варсонофий обещал Дорофею, что если он будет соблюдать заповеди и избегать удовольствий, невоздержанности в речах, празднословия, любить ближних и помнить о Боге, то сам Варсонофий возьмет на себя его ошибки и слабости и примет его в число своих «истинных детей, находящихся под Божиим покровом»487. Старец поручил ему духовное воспитание молодого Досифея. Тот, следуя наставлениям Дорофея, быстро достиг совершенства, прежде чем отойти ко Господу.
Когда Иоанн Пророк и авва Серид скончались, а прп. Варсонофий ушел в полный затвор, св. Дорофей с Божией помощью основал собственный монастырь между Газой и Маиумом. Он руководил учениками в духе отцов Варсонофия и Иоанна, проявляя мягкость, внимание и милосердие и требуя отсечения собственной воли и смирения более чем тяжелых телесных подвигов. В этой обители авва Дорофей написал для учеников «Духовные поучения», в которых строгость изложения сочеталась с такой глубокой мудростью, что эти наставления считаются одним из основных трудов православной монашеской традиции. Данный труд – единственное, что осталось нам от этого святого, ни точная дата смерти, ни место погребения которого неизвестны.
Св. Дорофей неустанно призывал иноков пребывать в любви и единстве друг с другом и приводил им следующий пример. Начертите на земле циркулем круг и отметьте его центр. Представьте, что круг – это наш мир, центр – это Бог, а радиусы – различные образы жизни людей. Люди, желая приблизиться к Богу, двигаются к центру круга, и по мере того, как они продвигаются к Богу, они приближаются друг к другу. Чем больше они приближаются друг к другу, тем ближе они к Богу. И наоборот, если люди отворачиваются от Бога, то движутся от центра круга, следовательно, чем дальше они от Бога, тем дальше друг от друга и чем дальше друг от друга, тем дальше от Бога488.
* * *
Здесь мы широко используем его «Поучения» (SC 92, 9–29).
Поучения X, 105 / SC 92, 341.
Поучения V, 67 / SC 92,263–265.
Там же I, 25 / SC 92, 185.
Около ста его писем хранятся в переписке свв. Варсонофия и Иоанна (Письма 252–338) и дают удивительное свидетельство о духовном воспитании монаха.
Варсонофий и Иоанн. Письмо 315/ SC 450, 311.
Письмо 328 / SC 450, 329.
Письмо 274 / SC 450, 259.
Поучения VI, 78 / SC 92, 287.