О различных трудных местах (апориях), 23, …, 154 (аннотация АВ)
Данный фрагмент содержит избранные 7 глав (апорий) из сочинения прп. Максима Исповедника «Трудности к Иоанну» (около 628-630 гг. или до 633-634 г.). Представленные апории охватывают широкий спектр тем от онтологии и гносеологии до этики и эсхатологии.
Апория 23 представляет собой систематическое изложение методов познания Бога через изучение тварного мира. Прп. Максим выделяет 5 категорий (видов) естественного созерцания: сущность, движение, различие, сочетание и положение. Он показывает, как каждая из этих категорий позволяет приблизиться к пониманию Бога как Творца, Промыслителя, Судии, а также к добродетели и единению с Ним. Особое внимание уделяется тому, как посредством созерцания твари, ум человека может достичь богопознания и даже уподобления Богу.
В Апориях 44-47 прп. Максим Исповедник интерпретирует события Преображения Господня на горе Фавор, используя три аспекта катафатического богословия: действие, Промысел и Суд. Сияющее лицо Христа символизирует апофатическое богословие, недостижимое для человеческого разума. Светлые одежды Христа символизируют действие Бога, проявляющееся в красоте и величии творений. Пророк Моисей, явившийся во время Преображения, символизирует Промысел Божий, освобождающий от заблуждений. Пророк Илия символизирует Суд Божий, воздающий каждому по делам его.
В Апории 81 автор комментирует высказывание свт. Григория Богослова о том, что «слово о Боге чем совершеннее, тем труднодостижимее». Он объясняет эту сложность тем, что творение множественно и разнообразно, и, следовательно, ум, воспринимающий его, сталкивается с бесчисленным количеством различных восприятий и оснований. Однако Бог, будучи трансцендентным по отношению к творению, одновременно присутствует во всем и во всем частном, не разделяясь и не рассеиваясь. Поэтому познание Бога требует преодоления ограниченности человеческого разума.
В Апории 154 прп. Максим размышляет над символическим значением числа «7» в Священном Писании, связывая его с понятиями времени, века, движения, меры и промысла. Особое внимание уделяется толкованию «субботы» как эсхатологического покоя душ, освободившихся от всякого движения. Он также рассматривает 3 образа бытия: бытие, благобытие и приснобытие, связывая их со способностью, деятельностью и бездеятельностью соответственно. Он объясняет, что выбор человека между жизнью по природе и против природы определяет его будущее в вечном покое – либо блаженное бытие, либо несчастное бытие. «Восьмой день», следующий за 7-ю днями творения, представляет собой вечный день покоя и единения с Богом.
