Аннотация Источник

Аннотация АВ

Фундаментальный труд свт. Димитрия Ростовского «Жития святых» («Четьи-Минеи») представляет собой обширный сборник агиографических текстов, организованный по месяцам и дням церковного календаря, охватывающий жития православных святых, мучеников, преподобных, святителей и других угодников Божиих. Месяцеслов Четьих-Миней стал общепринятым в Русской Православной Церкви, составляя и сейчас основную часть наших церковных календарей.

Работа над сочинением велась более 20 лет (1684-1705).

В 12 томах (на каждый месяц года) автор систематизировал и переработал материалы из греческих, латинских, польских и церковнославянских источников: свод «Acta sanctorum» болландистов, «De probatis sanctorum historiis» Лаврентия Сурия, житие прп. Симеона Метафраста, сочинение Петра Скарги «Żywoty świętych», Успенский список Великих Миней-Четьих, Киево-Печерский патерик и др.

Сочинение содержит 765 статей, не считая памятей (краткие, часто в одну фразу заметки о лицах и событиях, которым не посвящены большие статьи): жития святых, Слова на большие праздники (всего 22), синаксари на Господские, Богородичные и иные праздники, отдельные исторические рассуждения, 2 статьи посвящены вопросам календаря (март).

По времени и месту подвижничества святых – жития разделяются на четыре группы: жизнь и подвиги ветхозаветных (24 жития), общехристианских (571 житие), русских (65 житий), югославянских (4 жития). Каждое житие включает биографические сведения, описания чудес и подвигов веры, нравственные поучения (темы веры, покаяния, благочестия, борьбы с грехом, любви к ближнему, стремления к святости, ожидания Страшного суда).

Для каждой статьи святитель использовал несколько источников, стараясь собрать как можно больше сведений, которые соединял в одно целое и добавлял собственные переложения. В сборнике также содержатся элементы научно-справочного аппарата: ссылки на источники, указание сходных сюжетов в житиях и чудесах разных святых, справки, переходящие в исследования.

Язык Четьих-Миней не сухой и академичный, а живой, красочный, обращенный к сердцу читателя. Святитель использует яркие образы и метафоры, взятые из Священного Писания, природы или повседневной жизни. Например, мученик сравнивается с воином, одерживающим победу в бою, или с земледельцем, собирающим урожай. Жития изобилуют диалогами между мучениками и их гонителями, между святыми и Богом. Это оживляет повествование и помогает читателю «услышать» героев.

Святитель Димитрий ставит своей целью не только рассказать, но и убедить читателя в истинности веры и необходимости подражания святым. Так, речи мучеников становятся богословскими трактатами в миниатюре. В них святые доказывают бессмысленность идолопоклонства, истинность единобожия и божественность Христа.

Автор показывает внутренний мир героев: их борьбу со страхом, сомнениями, молитвенную готовность и конечную решимость. Описание этой внутренней борьбы делает святых близкими и понятными людьми, а их победу – достойной подражания.

«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского оказали огромное влияние на духовную, культурную и литературную жизнь русского народа. Они были основным источником для ежедневного чтения в храмах, монастырях и домах, формируя религиозное сознание народа. В Синодальной России они использовались в школах и семинариях, формируя национальное самосознание на основе христианских идеалов.

В публикации представлена дореволюционная переработка труда на русский язык, выполненная под редакцией В.О. Ключевского в 1904-1911 гг.

Страдание святых бессребреников Космы и Дамиана

Память 17 октября

Известны три двоицы святых бессребреников-врачей с именами Космы и Дамиана. Одни из них родились от отца язычника и матери Феодотии, благочестивой христианки; они мирно скончались6746 и были положены на месте называемом Фереман6747. Другие жили в Риме, и скончались от руки завистливого своего учителя, который обманом завел их на гору, как бы для собирания врачебных трав, и там побил их камнями6748. Третьи же, память которых ныне совершается, были уроженцами Аравийской страны. Уверовав во Христа, они стали безвозмездно врачевать бесчисленное множество больных, и не какой-либо травой или какими-либо другими мироварными врачеваниями, как искусные врачи, но – силою Христовою, ибо проходя по городам и селениям, они проповедовали Христа и именем Его подавали всем болящим исцеления.

Когда они прославились всюду своим учением и чудесами, то были взяты игемоном; сие происходило в царствование злочестивых царей Диоклетиана и Максимиана, гонителей и мучителей христианских. Будучи, приведены в город Киликию, сии святые врачи Косма и Дамиан предстали пред игемоном Лисием. Он стал спрашивать их об их именах, отечестве и вере; после этого, он стал принуждать их принести жертву идолам. Но так как святые не хотели исполнить сего, и смело проповедовали Христа, то игемон сначала повелел бить их немилосердно и бесчеловечно, а затем связанных бросил в глубину морскую; но святые, силою Божиею, спаслись от потопления, ибо Ангел Господень разрешил узы их и вывел здоровыми на сушу. Игемон, увидав сие, повелел привести их к себе и спросил:

– Скажите, каким волшебством вы спаслись из моря? Ибо и я хочу последовать вашему учению.

Они отвечали:

– Мы, христиане, никаких волшебств не знаем и не нуждаемся в них: мы имеем силу Христову, которая избавляет нас от всякой беды и спасает всякого человека, призывающего Пресвятое Имя Христово.

После этого святые были отведены в темницу. На другой день их вывели оттуда, и мучитель повелел ввергнуть их в огонь, но они и в огне остались невредимы, ибо огонь потерял свою естественную силу, не прикоснулся к ним и не повредил им. Игемон, сильно удивившись сему, велел повесить святых врачей и немилосердно мучить их. Затем слуги, по повелению мучителя, стали бросать в святых камнями, чтобы убить их, но камни отскакивали от их тел, как от стены и попадали в бросающих их и убивали их самих.

После этого начали пускать в святых стрелы, но и стрелы, так же как и камни, не повредили тел их и ранили самих же стрелявших. Наконец, игемон, видя, что страдальцы непобедимы, осудил их на усечение мечом. И усечены были за Христа святые бессребреники Косма и Дамиан с другими тремя братьями – Леонтием, Анфимом и Евтропием6749; все они погребены были вместе. Они не только при жизни, но и после смерти получили дар совершать многие чудеса, являясь болящим и подавая им исцеления. Молитвами их да получим и мы от Христа болезням нашим душевным и телесным исцеление. Аминь.

* * *

Примечания

6746

Память их совершается 1 ноября

6747

Фереман находился в Азии, на два дня пути от Амида (по-турецки – Диар-Бекира) и разрушен турками при первых завоеваниях их.

6748

Они пострадали при императоре Карине в 284 году; память их совершается 1 июля

6749

Память их празднуется в тот же день, 17 октября.


Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle