Кресты

На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и декора крестов, в особенности меднолитых.
Кресты различались по типам и назначению. Существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестия которых часто вставляли предметы меднолитой мелкой пластики; кресты напрестольные, аналойные и воздвизальные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные кресты – самые многочисленные.
Древнейшие кресты X–XII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. В XIX веке такой тип крестов получил в специальной литературе название «корсунский».
Одним из наиболее распространенных видов древнерусской меднолитой пластики XI – XV веков являются кресты-энколпионы.
Как правило, на лицевой створке крестов-энколпионов, производившихся на территории Киевской Руси, изображали распятого, страдающего Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещали изображения Богородицы и Иоанна Богослова.
В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы, святители или избранные святые. Оборотные створки крестов киевского производства также имели много общих черт с греческими энколпионами. Наиболее часто в их средокрестия помещали изображения Богоматери следующих типов – Одигитрия, Оранта, Влахернетисса и Агиосоритисса. Иногда в средокрестии оборотной створки встречается фигура святого в рост, чаще всего апостола. В боковых ветвях, как правило, располагали изображения четырех Евангелистов либо избранных святых, реже херувимов.
Основные формы крестов-энколпионов: четырехконечные с равными или чуть расширяющимися концами, с трехлопастным завершением ветвей, с круглыми медальонами на концах и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста.
Домонгольские меднолитые энколпионы можно разделить на несколько типов: с рельефными изображениями (известны на Руси с XI века); с центральной рельефной фигурой и плоскими изображениями на концах (получили распространение с первой половины XII века); с перегородчатой эмалью (вторая половина XII века); с гравировкой и плоскостными изображениями, исполненными чернью либо инкрустацией оловом (вторая половина XII века). Отдельную группу составляют кресты с мелкими рельефными фигурами и литыми зеркальными надписями, матрицы которых появились не ранее конца XII – первой трети XIII века.
Кресты-тельники часто копировали монументальные формы в уменьшенном варианте. Так рельефные изображения крестов в круге на наружных стенах новгородских храмов XIV – XV веков нашли повторение в мелких нательных крестах того же времени. Образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами послужили, вероятно, монументальные новгородские деревянные и каменные кресты XIV века, и прежде всего Людогощенский крест.
Кресты, в центре которых находилось рельефное изображение восьмиконечного креста, с копьем и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами, получили название «процветших», или «Процвете древо креста», что было связано прежде всего с «Древом Жизни» – прообразом креста в Ветхом Завете [62].
В XVII–XVIII веках фантазия русских золотых и серебряных дел мастеров в украшении кресто-тельников не знает границ. Особым узорочьем в этот период отличались нательные кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера – Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками всевозможных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром. В подражание серебряным стали отливаться медные кресты таких же форм.
На крестах-тельниках часто можно встретить изображения демоноборцев – Никиты-бесогона, архангела Сихаила и других. Наибольшее количество тельных крестов с образом Никиты, побивающего беса, принадлежит к новгородско-тверскому кругу памятников XVI–XVI веков. Особенно богаты такими находками были Новгород, Тверь, Старица.
Например, в Старице найдено множество мелких красномедных крестиков (высотой 1,0 – 4,5 см) с изображением на них Спаса Нерукотворного, святых Николы и Никиты, а также архангела Михаила [50]. По всей видимости, это были детские крестики, надевавшиеся на умерших младенцев.
В XV – XVI веках на деревянных, костяных и металлических крестах помещали образ архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Видимо, такие кресты носили на себе воины вместе со складными иконами и металлическими змеевиками-оберегами.
Начиная с XVI века возле изображения горы Голгофы на многих русских крестах воспроизводились следующие буквы: М.Л.Р.Б.Г.Г., что означает «Место лобное рай [либо «распят»] бысть. Гора Голгофа»; возле черепа – Г. А., то есть «Глава Адамова», а также К.Т., то есть «Копие. Трость», и другие. На обороте крестов помещался, как правило, текст молитвы.
Помимо нательных и наперсных крестов, на Руси были широко распространены меднолитые напрестольные и киотные кресты крупного формата.
Разработка и утверждение новых форм и иконографии меднолитых крестов тесно связаны со старообрядцами-поморцами, признававшими за истинный только восьмиконечный крест. Исключение составляли нательные четырехконечные кресты, на которых, однако, всегда присутствовало изображение креста с восемью концами.
Поморцы отрицали также изображение на крестах Господа Саваофа и Духа Святого в виде голубя, признавая лишь образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции в медном литье. Другие толки старообрядцев (например, поповцы) изображали Господа Саваофа и Духа Святого в верхней части напрестольных крестов, что, безусловно, восходит уже к западной традиции.
Техника медного литья позволила изобрести и такую крупную многосоставную форму, как крест восьмиконечный, окруженный клеймами с изображением праздничных сцен и избранных икон.
1. Кресты нательные XI–XIII вв.

Медный сплав, литье
а) 3,0 × 2,2 × 0,1
б) 2,3 ×1,8 × 0,1
В средокрестии – рельефный четырехконечный крест.
в) 2,5 ×1,9 × 0,4
В средокрестии – рельефный четырехконечный крест, на фоне – следы черни.
г) 2,7 × 2,0 × 0,1
В средокрестии и на концах шарики, имитирующие зернь.
д) 3,8 × 2,3 × 0,1
В средокрестии на ромбе – рельефные шарики, имитирующие зернь.
е) 5,0 × 3,9 × 0,4
В средокрестии на лицевой стороне и обороте – поясные изображения святых.
ж) 3,1 × 1,8 × 0,1
В средокрестии – рельефный четырехконечный крест. Подобные нательные кресты были широко распространены на территории Древней Руси XI – начала XV в. [54, с. 49–55, рис 16, 17].
2. Кресты нательные. Старица. XIV–XVI вв.

Медный сплав, литье
а) 4,2 × 2,5 × 0,4
На лицевой стороне в центре – великомученик Никита, побивающий беса.
На концах – поясные изображения Богоматери, апостола Иоанна Богослова и святителя Николы Чудотворца.
На обороте в центре – архангел Михаил в рост с мечом и ножнами в руках.
б) 2,1 × 1,4 × 0,2
В центре изображение великомученика Никиты, побивающего беса.
в) 3,5 × 1,9 × 0, 1
В центре – рельефное изображение восьмиконечного креста, в нижней части – плетенка.
г) 3,2 × 1,7 × 0,2
В средокрестии изображен Спас Нерукотворный, на нижнем конце – святитель Никола Чудотворец.
Подобные нательные кресты известны по раскопкам в Тверских землях, особенно в Старице [50, с. 41, рис 2].
3. Кресты нательные XVII в.

Медный сплав, литье
а) 3,4 × 3,0 × 0,1
В средокрестии – рельефный восьмиконечный крест.
б) 6,2 × 5,9 × 0,1
В средокрестии – рельефный восьмиконечный крест с цатой. На фоне – следы стекловидной эмали белого и синего цветов. Меднолитые нательные кресты повторяют форму серебряных.
4. Крест-энколпион «Распятие Христово. Голгофский крест» XII в.

Медный сплав, литье
6,5 × 4,3 × 0,5
На лицевой створке в центре – «Распятие Христово», на концах перекладины – погрудные изображения святых.
На верхнем конце – четырехконечный крест.
На оборотной створке в центре – изображение восьмиконечного креста.
На концах в медальонах – монограммы, на фоне – остатки черни.
5. Крест-энколпион «Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая»

XII в.
Медный сплав, литье.
11,5 × 6,9 × 0,9
На лицевой створке в центре – «Распятие Христово».
На концах в медальонах – погрудные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова, на верхнем конце – неизвестного святого.
На оборотной створке в центре – Богоматерь в рост с младенцем на левой руке.
На концах в медальонах – погрудные изображения святых.
6. Створка креста-энколпиона «Богоматерь Купятицкая»

Киев, XII в.
Медный сплав, литье, чернь
9,8 × 6,9 × 0,3
В центре – Богоматерь в рост с младенцем на левой руке.
На концах в медальонах – погрудные изображения святых, выполненные чернью.
Богоматерь Купятицкая – иконографический тип Богоматери Одигитрии.
Уже в конце XII в. отливки с изображением Богоматери Купятицкой получили широкое распространение в южнорусских землях и за их пределами [54, с. 55, 57, рис. 18; 7, с. 133].
7. Крест-энколпион «Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая»

XII в., поновление XIX в.
Медный сплав, литье
9,6 × 6,6 × 0,9
На лицевой створке в центре «Распятие Христово», на верхнем конце оглавное изображение святого.
На оборотной створке представлена Богоматерь в рост с младенцем на левой руке.
8. Крест-энколпион «Распятие Христово. Богоматерь Ассунта»

XII – начало XIII в.
Медный сплав, литье
10,0 × 5,7 × 0,7
На лицевой створке – «Распятие Христово».
На концах в медальонах – поясные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова, на верхнем и нижнем концах – святых.
На оглавии – четырехконечный крест в ромбе.
На оборотной створке в центре изображена Богоматерь с раскрытыми перед грудью руками (Ассунта).
На концах в медальонах – поясные изображения святых. В средокрестии зеркальная надпись:
«СВЯТАѦ Б(Ѻ)Г(ѺРѺ)Д(И)ЦЕ ПѺМАГАИ».
9. Крест-энколпион «Распятие Христово. Богоматерь Агиосоритисса»

Конец XII в.
Медный сплав, литье
9,5 × 4,3 × 0,9
На лицевой створке – «Распятие Христово».
На оборотной – в центре Богоматерь в рост в трехчетвертном повороте вправо (Агиосоритисса).
На концах – поясные изображения святых. Это изображение Богоматери определяется как краткий извод иконографии Покрова Богородицы [48].
10. Крест-энколпион «Распятие Христово. Богоматерь Оранта»

XII – начало XIII в.
Медный сплав, литье
10,5 × 7,4 × 1,1
На лицевой створке в центре – «Распятие Христово», на концах в медальонах – поясные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова.
На верхнем конце изображение престола уготованного.
На оборотной створке I в центре представлена Богоматерь в рост с воздетыми руками (Оранта) и младенцем в медальоне на груди.
На верхнем конце – композиция «Благовещение».
На концах в медальонах – поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила, на нижнем – мученика (Георгий ?).
11. Створка креста-энколпиона «Богоматерь Оранта»

XIII в.
Медный сплав, литье
5,7 × 4,2 × 0,4
В центре изображена Богоматерь с воздетыми руками (Оранта).
12. Створка креста-энколпиона «Распятие Христово»

XIII в.
Медный сплав, литье
6,5 × 5,0 × 0,3
В центре – «Распятие Христово» с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, по сторонам – архангелы.
13. Крест-энколпион «Распятие Христово, Великомученик Феодор Стратилат»

Вторая половина XIII – начало XIV в.
Медный сплав, литье
8,3 × 6,2 × 0,4
На лицевой створке в центре – «Распятие Христово» с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом.
На концах перекладины – поясные изображения архангелов, на нижнем – святитель Никола Чудотворец, на верхнем – Спас Нерукотворный.
На оборотной створке представлен великомученик Феодор Стратилат с копьем и щитом.
На концах – поясные изображения архангелов, святого воина и мученика.
14. Створка креста-энколпиона «Великомученик Никита, побивающий беса»

XIV – начало XV в.
Медный сплав, литье
8,1 × 6,2 × 0,2
В центре – святой Никита, побивающий беса.
На концах – поясные изображения архангелов (Михаила и Сихаила ?) и святых.
15. Крест-энколпион «Распятие Христово. Архангел Сихаил»

XIV в. Оглавие XVI в.
Медный сплав, литье
10,3 × 6,6 × 0,9
На лицевой створке в центре – «Распятие Христово», на концах – поясные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова, архангелов.
На оборотной створке в средокрестии – архангел Сихаил в рост с мерилом и зерцалом в руках.
На концах – поясные изображения святых, на верхнем – святитель Никола Чудотворец.
В XIV–XV вв. изображение архангела Сихаила встречается на крестах-энколпионах и иконах-энколпиях новгородского происхождения [54, с 56, рис 19].
16. Крест-энколпион «Распятие Христово. Архангел Михаил»

ХVIII в. (по иконографии XV в.)
Медный сплав, литье
14,0 × 7,4 × 1,2
На лицевой створке в центре – «Распятие Христово» с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом.
Вверху – два летящих ангела, внизу – поясное изображение святителя Николы Чудотворца.
На концах перекладины – херувим и серафим.
На оборотной створке в центре изображен архангел Михаил с мечом и ножнами в руках.
17. Створка креста-энколпиона «Пророк Илия»

Москва, XV–XVI вв.
Медный сплав, литье
9,0 × 6,9 × 0,4
В центре представлен пророк Илия с развернутой хартией (свитком) в руке.
На концах – парные поясные изображения святых.
Изображение пророка Илии на крестах-энколпионах встречается уже в конце XIV в.
Подобная створка креста была найдена на Куликовом поле [65, с. 228].
18. Крест-энколпион «Распятие Христово. Первомученик архидиакон Стефан»

XVI в.
Медный сплав, литье
10,2 × 4,8 × 0,7
На лицевой створке в центре – «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова.
На концах перекладины – поясные изображения святителей Василия Великого и Григория Богослова, на нижнем конце – великомученика Никиты, побивающего беса.
На оборотной створке в центре изображен архидиакон Стефан.
На концах – поясные изображения святителя Николы Чудотворца и мученика Мины, преподобных Сергия и Никона Радонежских.
Изображение архидиакона Стефана встречается в произведениях мелкой пластики (крестах и иконах). Крест выполнен с костяного образца XV в.
19. Крест-энколпион «Распятие Христово. Спас на троне»

Новгород XVI в.
Медный сплав, литье
8,5 × 4,2 × 0,8
На лицевой створке в центре – «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова.
Вверху – два летящих ангела.
На концах перекладины изображены апостолы Петр и Павел, на нижнем конце – святитель Никола Чудотворец.
На оборотной створке – на фоне одноглавого храма в центре изображен Христос, сидящий на троне, с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке.
На нижнем конце – святые Стефан и Афанасий.
Крест-энколпион по своим стилистическим признакам близок произведениям деревянной и костяной пластики XV – XVI вв.
20. Крест «Архангел Михаил»

XVIII в. (по иконографии XV в.)
Медный сплав, литье
10,6 × 5,7 × 0,4
В центре – архангел Михаил с мечом и ножнами в руках.
На концах –поясные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителей Иоанна Златоуста и Николы Чудотворца.
Крест выполнен с костяного образца XV в. Подобные кресты получили особенно широкое распространение на Русском Севере.
21. Створка (оборотная) креста–энколпиона «Богоматерь Знамение»

XVI в.
Красная медь, литье
10,7 × 7,4 × 0,3
В средокрестии представлена Богоматерь Знамение.
На концах – поясные изображения Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николы Чудотворца и Василия Великого.
Медный крест выполнен по образцам мелкой пластики из дерева и кости.
В средокрестии повторен иконографический извод панагии XV в.
22. Крест двусторонний «Распятие Христово. Богоматерь Знамение»

Новгород, XVI в.
Красная медь, литье
8,7 × 4,8 × 0,2
На лицевой стороне в центре –«Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
На концах перекладины – апостолы Петр и Павел.
На верхнем конце – Троица Ветхозаветная, на нижнем – великомученик Никита, побивающий беса.
На оборотной стороне в средокрестии представлена Богоматерь Знамение с символами Евангелистов, на концах – избранные святые.
23. Крест «Распятие Христово»

XVI в.
Медный сплав, литье
10,3 × 5,3 × 0,2
В центре – «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
На концах перекладины – апостолы Петр и Павел.
На верхнем конце Троица Ветхозаветная, внизу – святители Василий Великий, Никола Чудотворец и Леонтий Ростовский.
24. Створка креста–энколпиона «Распятие Христово»

XVIII в. (по иконографии XVI в.)
Медный сплав, литье
10,2 × 7,5 × 0,3
В центре – «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
На концах перекладины – апостолы Петр и Павел.
На верхнем конце Спас Нерукотворный, на нижнем – великомученик Никита, побивающий беса.
25. Крест двусторонний «Распятие Христово. Пророк Илия»

XVIII в. (по иконографии XVI в.)
Медный сплав, литье
11,5 × 9,5 × 0,4
Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи.
На верхнем конце – Троица Ветхозаветная, на нижнем – два херувима.
Оборотная сторона: пророк Илия с хартией (свитком) в левой руке, на концах перекладины – апостолы Петр и Павел, на верхнем конце – святитель Никола Чудотворец, на нижнем – великомученик Никита, побивающий беса.
Крест, вероятно, носился на веригах.
26. Крест двусторонний «Распятие Христово. Богоматерь Знамение»

XVI в. (по иконографии XV в.)
Медный сплав, литье
8,4 × 5,6 × 0,3
Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
На верхнем конце – Троица Ветхозаветная, на нижнем – великомученик Никита, побивающий беса.
Оборотная сторона: Богоматерь Знамение (в ромбе) с символами Евангелистов, на концах – избранные святые.
Образцом для наперсного креста явился двустворчатый энколпион XV в.
27. Крест «Распятие Христово с праздниками»

XVII в.
Медный сплав, литье
11,1 × 8,2 × 0,3
В центре – «Распятие Христово» с предстоящими.
В окончаниях ветвей в клеймах «Крещение Господне», «Сретение Господне», «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим».
На нижней ветви – поясное изображение мученицы (?).
Образцом для меднолитого креста послужил костяной крест XVI в.
28. Крест «Распятие Христово»

XVII в.
Медный сплав, литье
8,3 × 6,7 × 0,1
В центре – «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
На нижнем конце – композиция «Воины, разделяющие ризы Христа.
29. Крест «Распятие Христово с предстоящими»

XVII в.
Медный сплав, литье
9,1 × 5,8 × 0,2
В центре – «Распятие Христово», в нижней части – парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
На верхней перекладине – херувим.
30. Крест «Распятие Христово»

XVIII в. (по иконографии XVII в.)
Медный сплав, литье
10,2 × 7,9 × 0,4
В центре – «Распятие Христово», на концах изображены херувимы.
В нижней части креста врезной текст:
«СЕИ КР(Е)СТЪ/ В ГРАДѢ РѺ/СТѺВѢ ВѺ
А/ВРАМИЕВѢ/ МѺНАСТЫРѢ С.(ВѦТЫМ)
ІѺАННѺМЪ/ Б(Ѻ)ГѺСЛѺВѺМЪ/ ДАНЪ
ПР(ЕПѺДѺБНѺМУ) АВРА/МІЮ
ПѺБѢ/ДИТИ ІДѺ/ЛА ВЕЛЕСА / ПРИ
КНѦЗЕ /ВЛАДИМЕРЕ /ПРЕСТАВИ /СѦ / АВРАМІИ
В ЛѢТѺ ҂Ѕ҇ФИІ / ЗРИ (1010 г. – Прим. авт.)
31. Крест «Распятие Христово»

XIX в. (по иконографии XII в.)
Медный сплав, литье, серебрение
32,0 × 13,0 × 0,5
В центре – «Распятие Христово», на концах средней перекладины, в медальонах – погрудные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова.
В верхних медальонах – архангелы.
к҇.о Ѻ СЕМЪ /В ПРѺЛѺЗѢ /ОКТѦБРѨ /ДНѦ (29 – Прим. авт.)
По преданию, подобный крест принадлежал святому Авраамию Ростовскому и являлся навершием жезла [49].
32. Крест «Ангел Великого Совета»

XVII в. (по иконографии XVI в.)
Медный сплав, литье
8,1 × 4,4 × 0,1
Крест с изображением архангела с зерцалом и мерилом в руках.
Изображение Ангела Великого Совета в медном литье получает распространение с XVI в. [37, с. 43]
33. Крест «Распятие Христово»

Москва, вторая половина XIX в.
Медный сплав, литье, эмаль
13,2 × 8,2 × 0,3
В центре представлено «Распятие Христово», на концах средней перекладины – парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
На верхнем конце – Спас Нерукотворный, Троица Ветхозаветная, на нижнем конце – композиция «Воины, разделяющие ризы Христа»
34. Крест «Распятие Христово»

Москва, вторая половина XIX в.
Медный сплав, литье, эмаль
11,9 × 6,6 × 0,3
В центре – «Распятие Христово», на концах средней перекладины – поясные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова.
На верхнем конце – Спас Нерукотворный и херувим, внизу изображены гора Голгофа и глава Адама.
35. Крест «Распятие Христово»

XIX в.
Медный сплав, литье, эмаль
26,8 × 14,3 × 0,3
В центре представлено «Распятие Христово», на концах средней перекладины изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст:
«КРЕ(С)ТУ ТВѺЕМУ ПѺКЛАНѦЕМСѦ ВЛ(А)Д(Ы)КѺ…»
На верхнем конце – Спас Нерукотворный.
В нижней части изображены град Иерусалим, гора Голгофа и глава Адама
36. Икона «Распятие Христово с предстоящими и апостолами» с врезанным крестом

XIX в.
Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль
31,4 × 26,8 × 2,7 (икона)
16,3 × 10, 5 (крест)
В центр иконы врезан меднолитой крест «Распятие Христово», по сторонам – парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
В медальонах – поясные изображения апостолов. Описание креста (см. рис. 35).
37. Крест «Распятие Христово»

Москва, вторая половина ХIХ в.
Медный сплав, литье, золочение
29,2 × 14,5 × 0,3
Описание см. рис. 35. На обороте креста (фрагмент) – геометрический орнамент
38. Крест «Распятие Христово»


Вторая половина XVIII в.
Медный сплав, литье, серебрение
24,5 × 15,4 × 0,5
В центре – «Распятие Христово», на концах средней перекладины в медальонах – погрудные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова внизу – текст молитвы кресту.
В верхней части изображены Бог Саваоф, два летящих ангела и Дух Святой в виде голубя.
На обороте в шести картушах текст:
«КР(ЕС)ТЪ ХРА/НИТЕЛЬ ВСЕИ ВСЕЛѢННЕИ…»
39. Крест «Распятие Христово»

Конец XIX в.
Медный сплав, литье, эмаль
40,8 × 20,5 × 0,7
Описание см. рис. 35.
40. Крест «Распятие Христово»

Конец XIX в.
Медный сплав, литье, золочение
37,7 × 19,7 × 0,7
Описание см. рис. 35 (отличие: на верхнем конце – поясное изображение Бога Саваофа с державой, иные надписи).
На верхней перекладине –Дух Святой в виде голубя и летящие ангелы.
Оборот украшен растительным орнаментом в виде виноградной лозы и цветов.
41. Складень трехстворчатый с врезанным крестом

XVIII–XIX вв.
Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, золочение
33,8 × 32,7 × 2,6 (складень),
21,0 × 12,6 (крест).
В центр складня врезан меднолитой крест «Распятие Христово», по сторонам – парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марфы, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
На левой створе в клеймах композиции:
«Пророк Моисей перед образом Богоматери Неопалимая Купина», «Святой Никола Можайский», «Чудо великомученика Георгия о змие», «Мученики Власий, Лавр и Флор в молении.
На правой створе: «Моление Иоанна Предтечи в пустыне», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Сорок мучеников Севастийских», «Святые Алексей человек Божий, Евдокия и Параскева Пятница в молении».
42. Крест киотный «Распятие Христово с предстоящими»

Вторая половина XIX в.
Медный сплав, литье, серебрение, эмаль
22,1 × 14,1 × 0,4
Крест восьмиконечной формы (описание см. рис 35).
На левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник.
43. Рельеф «Святые Иоанн Богослов и Лонгин сотник»

Москва, вторая половина XIX в.
Медный сплав, литье, золочение
21,2 × 10,5 × 0,4
Святые изображены в рост, в трехчетвертном повороте влево. Рельеф «Святые Иоанн Богослов и Лонгин сотник» представляет собой правую часть составной композиции «Распятие Христово с предстоящими».
44. Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами»

XIX в.
Медный сплав, литье, эмаль
16,4 × 14,2 × 0,2
В центре композиции помещен крест восьмиконечной формы (описание см. рис. 35). В прямоугольных клеймах – парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
По сторонам в шести клеймах представлены композиции: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим», «Троица Ветхозаветная», «Богоматерь Знамение», «Благовещение», «Богоявление». В композицию креста включены клейма четырехстворчатого складня с изображением праздников.
Клейма «Богоматерь Знамение» и «Троица Ветхозаветная» повторяют иконографию двустворчатого складня.
45.Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами»

XIX в.
Медный сплав, литье, эмаль
16,2 × 14,1 × 0,4
Описание см. рис 44
46. Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами»

XIX в.
Медный сплав, литье, эмаль
32,2 × 16,5 × 0,3
В центре композиции – крест восьмиконечной формы (описание см. рис. 40) с парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.
В навершии одиннадцать херувимов и серафимов.
На пластинах с предстоящими – клейма с поясными парными изображениями архангела Михаила и апостола Петра, архангела Гавриила и апостола Павла.
В верхней части в пяти клеймах представлены композиции:
«Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим», «Богоявление», «Сретение Господне», «Троица Ветхозаветная».
На обороте врезной текст:
«КР(Е)СТЪ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕИ ВСЕЛЕННѢИ…»
47. Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами»

XIX в.
Медный сплав, литье, эмаль, золочение
38,5 × 23,8 × 0,3
В центре композиции – крест восьмиконечной формы (описание см. рис. 40) с парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марфы, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. В навершии креста девятнадцать херувимов и серафимов.
По сторонам в восемнадцати клеймах следующие композиции: «Троица Новозаветная», «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми», «Воздвижение креста», «Сретение Господне», «Благовещение», «Богоматерь Знамение», «Вход Господень в Иерусалим», «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Рождество Христово», «Богоявление», «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная», «Святитель Никола Чудотворец», «Сошествие Святого Духа», «Введение Богородицы во храм», «Преображение Господне», «Рождество Богородицы», «Успение Богородицы».
Кресты подобной иконографии (рис. 46–47) связывают со старообрядческими литейными мастерскими, существовавшими в Московской губернии в ХVIII–XIX вв. [45, с 48].