С.В. Гнутова, Е.Я. Зотова

Источник

Иконы

Среди памятников медного художественного литья важное место занимают змеевики или так называемые наузы. В настоящее время известно более тридцати типов подобных изделий, связанных с древнерусским прикладным искусством.

Термин «змеевик» впервые был применен в литературе XIX века по отношению к нагрудным иконам, на лицевой стороне которых изображался христианский образ (например, архангел Михаил, Богоматерь, Феодор Стратилат и другие святые), а на оборотной стороне – голова (личина) в окружении змей либо змееногая фигура, а также помещался текст заговора или молитвы. Уже в XIX веке учеными были выявлены древнейшие змеевики с греческими надписями и доказано их византийское происхождение. Начиная с XI века наладилось производство этих изделий и на Руси.

В медном литье встречаются определенные типы змеевиков, превращенных при переработке формы в иконки. Характерно и обратное превращение образков в змеевики. Как те, так и другие виды изделий могли существовать параллельно и даже в одной среде.

Змеевики с образами святых различались не только по своим функциям, но и по центрам создания и характерным местным иконографическим и стилистическим особенностям. Вместе с тем все змеевики-обереги символизировали победу над дьяволом и над всяким злом. Об этом свидетельствует подбор сюжетов с преобладанием среди них образов демоноборцев – архангела Михаила, Никиты-бесогона, драконоборцев Феодора Тирона и Феодора Стратилата, Георгия и других святых.

Изображение Богородицы на лицевой стороне змеевиков также закономерно, поскольку, по народным представлениям, только в ее образе не мог являться дьявол и она всегда была надежной защитницей от дьявольской силы. Таким образом особо подчеркивалось охранительное значение этих предметов.

Змеевики с изображением святых воинов-мучеников служили амулетами против немощи и болезней и предназначались прежде всего «для благословения на войну», их «могли носить преимущественно воины» [33]. Традиция ношения воинами на груди металлических путных икон, складней, змеевиков и крестов с изображениями на них покровителей ратного дела восходит к глубокой древности. На византийских медальонах и моливдовулах часто помещались образы святых воинов с надписью: «Господи, помоги носящему меня».

На Куликовом поле были найдены меднолитые змеевики, кресты-тельники и энколпионы. Среди них есть древние, восходящие к домонгольским изделиям, что подтверждает их особое почитание. Они, вероятно, сохранялись воинами в качестве семейных реликвий и, подобно благословенным образам, передавались по наследству.

Обычно змеевики отливались по восковой модели из медного сплава в двусторонних глиняных формах. Большинство змеевиков имели изображения на лицевой и оборотной сторонах, но могли изготовляться и двустворчатыми. По всей видимости, такой тип змеевиков был предназначен для хранения мощей. Его устройство, с петлями и подвижным оглавием, напоминало конструкцию других предметов меднолитой мелкой пластики – крестов-энколпионов и икон-энколпиев.

Двустворчатые иконы-энколпии существовали на Руси в определенный короткий отрезок времени, что было связано, по-видимому, с многочисленными паломничествами в Святую землю в XII – XIV веках. По своему предназначению они имели много общего с ковчегами-мощевиками и ставротеками, которые изготавливались в основном из драгоценных металлов.

К иконе-энколпию была близка по устройству путная (дорожная) панагия (в переводе с греческого «всесвятая») – изделие в виде двух круглых створ, соединенных шарниром, предназначенное для хранения частиц Богородичного хлеба. Освященный во имя Богоматери на монастырской трапезе хлеб брали с собой в дорогу как спасительное средство в пути. Для этого и нужны были путные двустворчатые панагии, называвшиеся в церковных описях XVI–XIX веков «воротными», «походными», «складными».

Меднолитые иконы изготовляли односторонними, двусторонними и двустворчатыми. Наиболее распространенными были односторонние иконки. Их носили поверх одежды изображением наружу. Первоначальные отливки имели массивные подвижные оглавия, однако у последующих оглавия были фиксированными.

Сначала иконы, как и другие виды меднолитейной продукции, копировали византийские образки, попадавшие на Русь в большом количестве. На самых ранних из них изображались Распятие, Христос, Богоматерь и Никола Чудотворец. Но уже в XI – XII веках появляются образки, копирующие в уменьшенном виде местные святыни. Это было обусловлено распространением христианства на огромных территориях Древней Руси и введением общерусского почитания тех или иных святых.

Особенностью меднолитой мелкой пластики является изображение на предметах прежде всего евангельских сюжетов и крайне редко библейских. В медном литье раньше, чем в других видах мелкой пластики, появляется изображение евангельских праздников, некоторых местночтимых святых.

Иконографический состав изображений на различных меднолитых иконах свидетельствует о преимущественном почитании святых, целителей и змееборцев, жития которых были известны на Руси.

Для медного литья малых форм характерны сокращенные иконографические изводы, поэтому наиболее часто на медных иконках изображали поясные и ростовые (как правило, одиночные и парные) фигуры святых. Подбор орнаментальных мотивов меднолитой пластики также был строго ограничен. Основными типами орнаментации были геометрический и растительный, обычно в виде стилизованного вьюна.

48. Змеевик «Архангел Михаил»

XIX в. (по иконографии XI в.)

Медный сплав, литье, золочение

Диаметр 7,1

На лицевой стороне в круге изображен архангел Михаил в рост с мерилом и зерцалом. Вокруг рельефная надпись на греческом языке:

«СВѦТ, СВѦТ, СВѦТ. ГѺСПѺДЬ САВАѺФ ИСПѺЛНЬ НЕБѺ И ЗЕМЛѦ»

На обороте в круге – змеевидная композиция и рельефная надпись на славянском языке:

«Г(ѺСПѺД)И ПѺМѺЗИ РАБѺУ СВѺЕМУ ВАСИЛИѬ АМИН»

По краю – надпись заклинательного характера на греческом языке.

Змеевик XI в. с изображением архангела Михаила получил название «черниговская гривна» [34, с. 49–51, кат. 1, табл. I]. В настоящее время он хранится в собрании Государственного Русского музея [39, с. 191, кат. 1]. Экземпляр из собрания музея является копией древнейшего амулета

49. Змеевик «Архангел Михаил»

XIX в. (по иконографии XII – первой половины XIII в.)

Медный сплав, литье

Диаметр 5,5

На лицевой стороне изображен архангел Михаил в рост с мерилом и зерцалом.

Вокруг рельефная надпись на греческом языке:

«СВѦТ, СВѦТ, СВѦТ. ГѺСПѺДЬ САВАѺФ ИСПѺЛНЬ НЕБѺ И ЗЕМЛѦ»

На обороте – змеевидная композиция.

Вокруг нее рельефная надпись заклинательного характера на греческом языке

50. Змеевик «Богоматерь Умиление»

XIX в. (по иконографии XII в.)

Медный сплав, литье

Диаметр 6,5

На лицевой стороне изображена Богоматерь с младенцем на правой руке.

Вокруг рельефная надпись на греческом языке:

«БѺГѺРѺДИЦА БЛЮДИ И ПѺМѺГАЙ ИМЕЮЩЕМУ ТЕБѦ. АМИНЬ»

На обороте – змеевидная композиция и рельефная надпись на греческом языке:

«СВѦТ, СВѦТ, ГѺСПѺДЬ САВАѺФ. ИСПѺЛНЬ НЕБѺ.»

На змеевике, по-видимому, изображена Богоматерь Владимирская – один из иконографических вариантов типа «Богоматерь Умиление».

51. Змеевик «Богоматерь с младенцем на престоле»

ХII в.

Медный сплав, литье

4,1 × 2,6 × 0,2

В центре изображена Богоматерь с младенцем, сидящая на престоле.

На обороте – змеевидная композиция, в верхней части – четырехконечный крест. Подобный змеевик известен по раскопкам в Волжской Болгарии [43, с. 82, рис. 28 (3)].

52. Змеевик «Два конных воина»

XIII в.

Медный сплав, литье

Диаметр 5,5

На лицевой стороне изображены два конных воина, на обороте – змеевидная композиция [19, кат. 110, рис. 113].

На змеевиках подобного типа изображались благоверные князья Борис и Глеб [63, с. 387, кат. 269] или великомученики Феодор Стратилат и Георгий [26, с. 10–13]. Вероятно, на этом змеевике представлены два святых воина–змееборца Феодор Стратилат и Георгий [34, с. 72–73, кат 29, табл. XIV].

53. Змеевик «Великомученик Феодор Стратилат»

Новгород (?), XIII –XIV вв. Найден под Кенигсбергом в 1945 г.

Красная медь, литье

Диаметр 5,2

На лицевой створке изображен великомученик Феодор Стратилат в рост, в воинских доспехах и плаще, с копьем и щитом. По сторонам фигуры рельефная надпись:

«АГИАСЬ ФЕДЪРЪ»

На оборотной створке змеевидная композиция с рельефными буквами: «ДЪНА» [12 кат. 85].

Изображение святого в рост в воинском облачении традиционно для древнерусской живописи и мелкой пластики. Это единственный тип двустворчатого змеевика [34, с. 74–75, кат. 32, табл. XV]. В собрании музея есть лицевая створка аналогичного экземпляра, найденного в Твери.

54. Змеевик «Крещение Господне» (оборотная сторона)

XIII в.

Красная медь, литье

Диаметр 4,9

На оборотной стороне – змеевидная композиция.

На лицевой стороне изображено «Крещение Господне».

В центре – обнаженная фигура Христа, справа – Иоанн Предтеча с поднятой правой рукой, слева – фигура ангела.

Сцена Крещения на змеевике представляет собой древнейший извод и стилистически близка памятникам южнорусской меднолитой пластики [26, с. 16–17; 34, с 71–72, кат. 28, табл. XIII].

55. Средник складня–змеевика «Богоматерь Одигитрия»

Новгород, XVI в. (по иконографии XIV в.)

Медный сплав, литье, серебрение

5,2 × 4,2 × 0,4

На лицевой стороне изображена Богоматерь с младенцем на правой руке.

На обороте в верхней части – змеевидная композиция в круге.

В левом нижнем углу – фигура святого Феодора Тирона, вонзающего копье в пасть змея. Рельефная надпись:

«ФЕДѺР/МИТИ/ФЕДѺРА ТИ/РѺНА».

В новгородской мелкой пластике известны изображения Богоматери Одигитрии с начала XIV в. Подобная форма в виде небольшого киота встречается на византийских каменных иконках XII в. [32, табл. 8, 22].

56. Средник складня–змеевика «Великомученик Никита, побивающий беса»

Новгород, XV в.

Красная медь, литье

5,7 × 4,6 × 0,4

На лицевой стороне в центре на фоне палат изображен святой Никита, побивающий беса.

В верхней части – рельефная надпись: «МИ/КИТ».

На обороте – змеевидная композиция в круге. В левом нижнем углу – фигура святого, вонзающего копье в пасть змея.

Рельефная надпись:

«ФЕДѺР/МИТИ/ФЕДѺРА ТИ/РѺНА».

[10, цв. вклейка между с. 304–305; 19, кат. 111, рис. 114].

Сюжет «Святой Никита, побивающий беса», известный по апокрифическому сказанию, получил широкое распространение в мелкой пластике XIV – XVI вв., особенно в новгородско-тверских землях.

57. Икона «Богоматерь Одигитрия»

XIII – начало XIV в.

Медный сплав, литье

4,5 × 3,6 × 0,1

В центре изображена Богоматерь с младенцем на левой руке. На шее Богоматери украшение в виде гривны [59, с. 333; 19, кат. 117, рис. 114].

Икона «Богоматерь Одигитрия» – редкий образец, отражающий древнюю традицию украшения икон ювелирными предметами.

58. Икона-энколпий «Рождество Христово. Крещение Господне»

Новгород, XIV в. Оглавие – XVII в.

Красная медь, литье

6,6 × 4,3; 7,1 × 4,2

На лицевой створке – сюжет «Рождество Христово».

В центре слева – полулежащая фигура Богоматери, справа младенец Христос, над ним – головы животных.

В верхнем левом углу – ангелы, вверху в полусфере – звезда с нисходящим вниз лучом.

В нижней части слева – фигура сидящего Иосифа, в центре сцена омовения младенца в чаше, справа – поклонение волхвов.

На оборотной створке изображено Крещение. В центре композиции – обнаженная фигура Христа, слева в трехчетвертном повороте Иоанн Предтеча с жезлом в руке, справа – два ангела.

На оглавии вырезана надпись:

«МѺЛИТЪС/Ѩ ИВАНЪ В/(А)СИЛЬЕВЪ»

[10, цв. вклейка между с. 304–305; 12, кат. 93].

59. Створка (оборотная) иконы-энколпия «Архангел Сихаил перед святым Сисипием»

Новгород, XVII в. (по иконографии XIV в.)

Красная медь, литье

6,2 × 4,3 × 0,4

В центре изображен святой Сисиний, сидящий на скале.

Слева – архангел Сихаил со свитком в правой руке и жезлом в левой.

На рамке рельефная надпись:

АНДРѢИ» «СИХАИЛѺ СИСѢИСИІ КЮРЬѨКЪ СТЕФАНЪ»

[114, рис. 113]. Архангел Сихаил перед святым Сисинием – редкий сюжет, иконография которого сложилась на основе апокрифического сказания. Святой Сисиний почитался в народе как целитель от двенадцати лихорадок [1, с. 76–77; 9, с. 60–62].

60. Створка (лицевая) иконы-энколпия «Никола Чудотворец и семь спящих отроков Эфесских»

VII в. (по иконографии XIV в.)

Медный сплав, литье

6,4 × 4,3 × 0,2

В центре изображен святитель Никола Чудотворец с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой.

Вокруг – фигуры семи полулежащих отроков [19, кат. 113, рис. 113].

Изображение «Семь спящих отроков Эфесских» наиболее распространено в памятниках мелкой пластики (иконах и змеевиках). Спящие отроки почитались в народе как целители животворящим сном. Известно их раннее изображение на фасаде Георгиевского собора в городе Юрьев-Польском [3; 9, с. 58–59].

61. Створка иконы-энколпия «Распятие Христово» с предстоящими

Новгород, XV в.

Красная медь, литье просечное

6,9 × 5,0 × 0,2

На лицевой створке изображено «Распятие Христово» с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. Под ажурную створку иконы, очевидно, была подложена цветная слюда [10, с. 365–366].

62. Икона «Спас Вседержитель»

XIX в. (по новгородской иконографии XIV в.)

Медный сплав, литье

7,0 × 4,9 × 0,5

В центре – Христос с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке.

Изображение Спаса на медной иконе традиционно для памятников новгородского круга.

Образцом для иконы явилась лицевая створка иконы-энколпия XIV в.

63. Икона «Святитель Никола Чудотворец»

XVII в. (по новгородской иконографии XIV в.)

Медный сплав, литье

6,4 × 4,7 × 0,1

В центре изображен святитель Никола с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке.

Медная икона близка памятникам новгородской каменной пластики XIV в.

Образцом для иконы явилась створка иконы-энколпия XIV в.

64. Икона «Снятие с креста»

Новгород, XV(?) в.

Медный сплав, литье просечное

5,0 × 4,3 × 0,1

В центре на кресте изображен Христос, которого поддерживают две фигуры.

По сторонам представлены Богоматерь и апостол Иоанн Богослов.

Сюжет «Снятие с креста» – очень редкий в произведениях мелкой пластики, особенно в медном литье [63, с. 389].

65. Икона «Чудо Георгия о змие»

Новгород, конец XV – начало XVI в.

Красная медь, литье

5,3 × 5,0 × 0,2

В центре изображен святой Георгий на коне, копьем пронзающий змея.

В верхнем правом углу – благословляющая десница [12, кат. 108].

На медной иконе представлен сокращенный извод композиции «Чудо святого Георгия о змие», традиционный для новгородских памятников XIV–XV вв.

66. Икона «Благовещение»

Новгород, конец XV – начало XVI в.

Красная медь, литье

6,0 × 4,4 × 0,2

Справа, на фоне архитектурных кулис – сидящая на престоле Богоматерь.

Слева изображен приближающийся к ней архангел Гавриил.

Вверху в центре – сегмент неба с Духом Святым в виде голубя [10, цв. вклейка между с. 304 и 305; 19, кат. 119, рис. 114].

Изображение на медной иконе воспроизводит в уменьшенном варианте новгородскую икону XV в. с тем же сюжетом.

67. Икона «Троица Ветхозаветная»

Новгород, конец XV – начало XVI в.

Красная медь, литье

6,4 × 4,6 × 0,2

На иконе представлены три ангела с посохами, сидящие за столом с чашами.

Фон – условное изображение палат, дуба и горок.

Композиция на медной иконе повторяет иконографию «Троицы» преподобного Андрея Рублева. Особенности литья и орнаментации характерны для новгородских памятников XV в.

68. Икона «Деисус»

Новгород, конец XV – начало XVI в.

Красная медь, литье

5,5 × 4,7 × 0,2

В центре – Христос, сидящий на престоле, по сторонам – Богоматерь и Иоанн Предтеча в трехчетвертном повороте к центру.

Изображение на медной иконе повторяет каменные и костяные образцы мелкой пластики XV в.

69. Икона двусторонняя «Распятие Христово с предстоящими. Богоматерь Знамение»

Новгород, конец XV – начало XVI в.

Красная медь, литье

5,1 × 3,8 × 0,3

На лицевой стороне – «Распятие Христово» с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом.

На оборотной стороне – двухчастная композиция: вверху – Богоматерь Знамение, внизу – поясные изображения святителя Николы Чудотворца и мученика [12, кат. 122].

Образцом для медной двусторонней иконы явилась икона-энколпий, о чем свидетельствует выступающий шов на торце. По стилю и форме отливки икона близка памятникам каменной и костяной пластики XV в. [10, с. 365].

70. Икона «Архангелы и избранные святые»

Новгород, XVI в. (по иконографии XV в.)

Красная медь, литье

6,2 × 3,7 × 0,3

На лицевой стороне представлена двухчастная композиция: вверху – архангелы Михаил и Гавриил с мечами и ножнами в руках, внизу – Илия пророк со свитком в руках, святитель Никола Чудотворец с Евангелием и великомученица Параскева Пятница с крестом.

Образцом для медной иконы с изображением архангелов и избранных святых явился не дошедший до нас памятник каменной или костяной мелкой пластики XV в.

71. Икона двусторонняя «Распятие Христово с предстоящими. Святитель Никола Чудотворец»

Новгород, XVI в. (?)

Медный сплав, литье, серебрение

9,6 × 7,0 × 0,3

На лицевой стороне – «Распятие Христово» с парными группами предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника.

Над крестом – два летящих ангела.

На оборотной стороне изображен святитель Никола Чудотворец с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке [10, цв. вклейка между с.304 и 305; 12, кат. 126; 19, кат. 120, рис. 113].

Изображение на двусторонней медной иконе повторяет образцы деревянной и каменной пластики конца XV – начала XVI в.

72. Икона двусторонняя «Святитель Никола Чудотворец. Великомученик Никита, побивающий беса»

Новгород, XVII в. (по иконографии XIV в.)

Медный сплав, литье

4,5 × 3,8 × 0,2

На лицевой стороне изображен святитель Никола с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке.

На оборотной стороне в ромбовидном обрамлении – великомученик Никита, побивающий беса [19, кат. 121, рис. 113]

73. Икона «Богоматерь Одигитрия со святыми Николой и Власием».

Новгород, XVI в.

Красная медь, литье

7,0 × 5,8 × 0,1

В центре представлена Богоматерь с младенцем на левой руке.

По сторонам – святитель Никола Чудотворец и священномученик Власий.

Подобное изображение часто встречается на иконах и в произведениях прикладного искусства XV – XVI вв.

74. Икона «Богоматерь Одигитрия с Деисусом»

Новгород, XVI в.

Красная медь, литье

8,5 × 6,8 × 0,2

В центре иконы – Богоматерь с младенцем на левой руке.

В клеймах – Спас Вседержитель, Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел.

В нижнем ряду в центре – святители Никола Чудотворец и Леонтий Ростовский.

75. Наугольники оклада Евангелия «Евангелисты Иоанн, Матфей, Лука, Марк»

Новгород, конец XV – начало XVI в.

Медный сплав, литье, золочение

а) 6,2 × 5,0 × 0,3

б) 6,3 × 4,7 × 0,3

в) 6,4 × 4,9 × 0,3

г) 6,6 × 4,5× 0,3

Евангелист Иоанн («ИВАНЪ») изображен диктующим текст своему ученику Прохору.

В верхнем левом углу – сегмент с лучами, нисходящими на Иоанна.

Евангелисты Матфей («МАТФЕ»), Лука («ЛУКА») и Марк («МАРКѺ») представлены в интерьере, сидящими на табуретах с книгами в руках.

Образцом для изображений Евангелистов послужили новгородские миниатюры XV в.

76. Икона «Спас Недреманное око»

XIX в. (по иконографии XIV в.)

Медный сплав, литье

5,5 × 5,0 × 0,2

В центре изображены сидящий Христос, перед ним Богоматерь, по сторонам в рост – архангелы с жезлами.

В верхней части – Спас Нерукотворный, в нижней – святитель Никола Чудотворец. По углам в медальонах представлены Евангелисты.

Сюжет для произведений мелкой пластики крайне редкий [32, с. 104, табл. 38].

77. Икона «Богоматерь Одигитрия»

XVI в.

Красная медь, литье

4,4 × 3,0 × 0,2

В центре – поясное изображение Богоматери с младенцем на левой руке [19, кат. 116, рис 114].

78. Икона «Богоматерь Одигитрия»

XVI в.

Медный сплав, литье

6,5 × 5,1 × 0,5

В центре – поясное изображение Богоматери с младенцем на левой руке.

79. Икона «Деисус

XVIII в. (по иконографии XVI в.)

Медный сплав, литье

10,1 × 8,3 × 1,0

В центре изображен Спас на престоле с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке, по сторонам предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Образцом послужила деревянная резная икона XVI в.

80. Икона «Богоматерь Знамение. Избранные святые»

XVIII в. (по новгородской иконографии XVI в.)

Медный сплав, литье

6,5 × 4,3 × 0,3

На иконе представлена двухчастная композиция. В верхней части – Богоматерь Знамение, в нижней изображены мученики Тихон, Мина и Параскева Пятница.

81. Икона «Сошествие во ад»

XVI в.

Медный сплав, литье

6,1 × 4,0 × 0,2

В центре изображен Христос, стоящий на вратах ада. Правой рукой он приподнимает коленопреклоненного Адама. По сторонам – группы праведников.

82. Икона «Двенадцать праздников»

XVI в.

Медный сплав, литье

5,8 × 4,7 × 0,1

На иконе представлена трехчастная композиция (по четыре клейма в ряд) с изображением праздников.

В верхнем ряду: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Сретение Господне».

В среднем ряду: «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие Христово», «Сошествие во ад», «Вознесение Господне».

В нижнем ряду: «Воскрешение Лазаря», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Успение Богородицы», «Преображение Господне».

Иконы (рис. 78–82) повторяют образцы каменной, костяной и деревянной мелкой пластики Русского Севера XVI в.

83. Икона «Великомученик Никита, побивающий беса»

XVI в.

Медный сплав, литье

4,6 × 3,9 × 0,2

В центре изображен великомученик Никита, держащий левой рукой беса за уши, а правой – вервие. На рамке рельефный текст.

84. Икона «Троица Ветхозаветная»

XVIII в. (по иконографии XVI в.

Медный сплав, литье

6,7 × 4,8 × 0,2

В центре иконы – три ангела с посохами, сидящие за столом с чашами.

Фон – условное изображение палат, дуба и горок. На рамке рельефная надпись:

«СВ(Ѧ)Т(АѦ) ТРѺИЦА СЛАВИ(М) ТѠБѢ

И П/РВИДѢХѺ СВѢТЪ ИСТЬИЪНЫ/

ТЦІИ ѠБРѢТѺХѺМ ВѢРᲈ ИСТЕВНᲈ ѺБР(А)ЗИ

ТРѺ(И)ЦА».

85.Икона «Рождество Христово»

XVIII в. (по иконографии XVI в.)

Медный сплав, литье

7,7 × 5,6 × 0,2

Описание см. рис. 58.

На рамке рельефная надпись:

«ПРИ/ШЕДШЕ ВѺЛЪСВИ Ѿ ВѺСТѺКА ВѺ

ВИ.О.Л/ІИѠМЪ ПѺКЛѺНИШАСѨ И Ѿ ВЕРГЕ/ШЕ

СѺКРѺВИЩА СВОѦ / И ПРИНЕ/СѺША ЕМᲈ…».

86. Икона «Чудо Георгия о змие»

XVI в.

Медный сплав, литье просечное

8,9 × 6,8 × 0,2

На иконе изображен великомученик Георгий на коне, копьем пронзающий змея.

Справа условное изображение палат и женской фигуры в короне, держащей змея на поводке.

87. Икона «Чудо Георгия о змие»

XIX в. (по иконографии XVI в.).

Медный сплав, литье просечное

10,4 × 7,0 × 0,3

Описание см. рис. 65.

На рамке рельефная надпись:

«ПѺДВИГѺМЪ ДѺБРЫМЪ ПѺД/ВИЗАЛЪСѦ

ЕСИ СТРАСТѺТЕРВПЧЕ ХРИСТ/ѺВИ ГЕѠРГИЕ

ВѢРЫ РАДИ /МᲈЧЕНИЕМЪ ѠБЛИ(ЧИ)ЛЪ…».

88. Икона «Чудо Георгия о змие»

XIX в. (по иконографии XVI в.).

Медный сплав, литье просечное

8,1 × 6,5 × 0,4

Описание см. рис. 65

89. Икона «Благоверные князья Борис и Глеб»

XIX в. (по иконографии конца XV – начала XVI в.)

Медный сплав, литье просечное

14,6 × 9,1 × 0,3

Икона с навершием «Спас Нерукотворный» и «Троица Ветхозаветная».

В центре изображены конные воины благоверные князья Борис с мечом и Глеб со стягом.

В верхнем правом углу – благословляющая десница. Подобный иконографический извод получил широкое распространение в медном литье начиная с XIV в.

Навершие с изображением «Троицы» повторяет створку панагии.

90. Икона «Святой Никола Можайский»

XVIII в. (по иконографии XVI в.)

Медный сплав, литье просечное

8,0 × 6,0 × 0,2

В центре – святитель Никола с мечом в правой руке и храмом в левой.

Изображение Николы Можайского на медных ажурных иконах получило широкое распространение в XVI–XIX вв.

91. Икона «Святой Никола Зарайский»

XVI в. (?) (по иконографии XIV в.)

Медный сплав, литье

7,0 × 4,3 × 0,2

В центре – святитель Никола с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке.

Этот иконографический извод в медном литье встречается крайне редко

92. Икона «Великомученица Параскева Пятница»

XVII в.

Медный сплав, литье

7,5 × 4,9 × 0,1

На иконе изображена великомученица Параскева Пятница с восьмиконечным крестом в правой руке и развернутым свитком в левой. В медном литье этот образ получил широкое распространение начиная с XIV в.

93. Икона «Спас Вседержитель»

XIX в. (по иконографии XVI в.)

Медный сплав, литье

12,7 × 8,5 × 0,6

Икона с навершием «Спас Нерукотворный».

В центре представлен Спас с благословляющим жестом правой руки и закрытым Евангелием в левой руке.

На полях рельефный текст:

«ПРЕѠБРАЗІСѨ НА ГѺРѢ ХР(ИСТ)Е Б(Ѻ)ЖЕ

ПѺКАЗА/ОꙋЧЕНИКОМЪ СЛАВꙋ СВѺЮ ѨКѺЖЕ

МОЖЛАХꙋ/ДА ВѺСИѦЕТЪ НАМЪ ГРѢШ/НЫМЪ

СВѢТЪ ТВѺИ ПРСНѺСꙋЩН(ЫЙ)».

На обороте рельефная дата: «҂З҇РВ ЛѢТА» (1594 г. – Прим. авт.).

Иконы с изображением Спаса Вседержителя и датой на обороте получили широкое распространение в XIX в. [37, с 32–33]

94. Икона «Деисус»

XIX в.

Медный сплав, литье

8,8 × 7,2 × 0,3

На иконе изображен Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.

95. Икона «Деисус. Избранные святые»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

8,0 × 6,7 × 0,3

В верхней части композиции изображен Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.

В нижней части в центре – Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец, по сторонам – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие [19, кат. 138, рис. 115].

96. Икона «Спас Нерукотворный»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,2 × 5,4 × 0,5

В центре иконы изображен лик Спаса на плате.

97. Икона «Спас Смоленский»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

10,7 × 8,8 × 0,5

На иконе изображен Христос с благословляющим жестом правой руки и раскрытым Евангелием в левой руке.

В нижней части – преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.

В верхней части – ангелы с орудиями страстей.

98. Икона «Спас Благое молчание»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

15,3 × 13,1 × 0,7

В центральной части представлен Спас в образе Ангела со сложенными на груди руками.

На полях – восемнадцать медальонов с поясными изображениями Спаса Вседержителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и избранных святых в трехчетвертном повороте к центру.

По сторонам: архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Никола Чудотворец, великомученики Георгий и Димитрий.

В нижнем ряду – преподобные Зосима и Савватий, в центре Ангел-хранитель, апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

99. Икона «Не рыдай мене, Мати»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,3 × 9,6 × 0,6

На фоне креста представлены Христос и Богоматерь, поддерживающая тело сына. В нижней части – условное изображение гроба. Текст в верхней части:

«НЕ РЫДАЙ МЕНѢ /М(А)ТИ ВЗИРАЮЩЕ ВѺ ГРѺБЕ».

100. Икона «Богоматерь Знамение»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

5,8 × 5,0 × 0,5

На иконе изображена Богоматерь с младенцем в медальоне на груди.

101. Икона «Богоматерь Знамение с символами Евангелистов»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

9,7 × 9,1 × 0,3

В центре изображена Богоматерь с младенцем на груди.

По сторонам ромба – символы Евангелистов с надписями: ангел (МАТФЕЙ), орел (МАРКѺ), телец (ЛУКА), лев (ИѺАНЪ)

Изображение символов Евангелистов Марка (орел), Иоанна (лев) характерно для старообрядческой традиции и часто встречается в произведениях медного литья XIX в.

102. Икона «Богоматерь»

Конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

27,1 × 24,2 × 0,3

На иконе изображена Богоматерь в трехчетвертном повороте вправо с развернутым свитком в левой руке.

103. Икона «Спас Вседержитель»

Конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

27,3 × 24,0 × 0,3

104. Икона «Иоанн Предтеча»

Конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

27,1 × 24,2 × 0,3

На иконе изображен Иоанн Предтеча в трехчетвертном повороте влево. В левой руке он держит чашу с младенцем и развернутый свиток.

Иконы (рис 102–104) составляют композицию трехфигурного «Деисуса» с образом Спаса Вседержителя в центре.

105. Икона «Архангел Михаил»

Москва, конец XIX в. (по иконографии XVII в.)

Медный сплав, литье просечное, золочение

21,9 × 15,2 × 0,3

На иконе изображен архангел Михаил в трехчетвертном повороте вправо. В левой руке у него – зерцало, в правой – мерило.

106. Икона «Спас Вседержитель»

Москва, конец XIX в. (по иконографии XVII в.)

Медный сплав, литье, золочение

23,0 × 16,7 × 0,5

На иконе изображен Христос, сидящий на престоле, с благословляющим жестом правой руки и раскрытым Евангелием – в левой.

107. Икона «Архангел Гавриил»

Москва, конец XIX в. (по иконографии XVII в.)

Медный сплав, литье просечное, золочение

22,0 × 15,2 × 0,3

В центре иконы изображен архангел Гавриил в трехчетвертном повороте влево.

В правой руке у него – зерцало, в левой – мерило.

Иконы (рис. 105–107) составляют группу «Деисус» с образом Спаса Вседержителя в центре. Они повторяют оловянные иконы XVII в. с аналогичной трехчастной композицией [24, с. 48, кат. 174].

108. Икона «Богоматерь Неопалимая Купина»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

10,1 × 9,3 × 0,5

В центре в круглой рельефной рамке с херувимами изображена Богоматерь с младенцем на левой руке. В лучах восьмиконечной звезды – херувим, ангелы и символы Евангелистов, в сегментах – ангелы и архангелы.

В углах иконы изображены композиции:

«Пророк Моисей перед Купиной», «Древо Иессеево», «Врата Иезекииля», «Лестница Иакова».

В медном литье встречаются и отдельные небольшие иконы «Пророк Моисей перед Купиной».

109. Икона «Богоматерь Знамение с символами Евангелистов»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,3 × 5,3 × 0,5

110. Икона «Богоматерь Владимирская»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,4 × 5,5 × 0,5

На иконе изображена Богоматерь с младенцем, сидящим на правой руке. Над нимбом Богоматери – орнаментированная корона.

Особенностью медной иконы является изображение короны, воспроизводящей деталь драгоценного оклада.

111. Икона «Богоматерь Владимирская»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

13,4 × 11,7 × 0,7

112. Икона «Богоматерь Феодоровская»

XIX в.

Медный сплав, литье, золочение

11,6 × 9,5 × 0,3

На иконе изображена Богоматерь с младенцем на правой руке.

113. Икона «Богоматерь Феодоровская»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

13,0 × 11,3 × 0,6

Икона стилистически близка иконе Богоматери Владимирской (рис. 111).

Вероятно, эти произведения были выполнены в одной литейной мастерской.

114. Икона «Богоматерь Страстная»

XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

10,4 × 8,8 × 0,3

На иконе представлена Богоматерь с младенцем на левой руке. Младенец обращен к летящим ангелам с орудиями страстей Господних [19, кат. 133, рис 115].

Медные иконы с образом Богоматери Страстной получили широкое распространение в XVII – XIX вв.

Иконографический извод этой иконы встречается на оловянных дарохранительницах середины XVIII в.

115. Икона «Богоматерь Страстная»

XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

9,8 × 8,2 × 0,3

Описание см. рис. 114 [52, кат. 222].

116. Икона «Богоматерь Страстная»

Москва, вторая половина XIX в

Медный сплав, литье, эмаль

9,9 × 8,5 × 0,3

117. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

27,2 × 24,1 × 0,3

Орнамент иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» стилистически близок большеформатным иконам «Деисуса» (рис. 102–104).

118. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,3 × 5,2 × 0,4

На иконе изображена Богоматерь с младенцем. В левой руке он держит свиток, правой благословляет.

119. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

16,1 × 13,6 × 0,5

120. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская с Деисусом»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,2 × 9,6 × 0,3

В центре изображена Богоматерь с младенцем на левой руке (описание см. рис. 74).

В нижнем ряду в центре – святитель Никола Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский.

121. Икона «Богоматерь с младенцем» («О, Всепетая Мати...»)

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

5,9 × 4,9 × 0,5

На иконе изображена Богоматерь с младенцем на левой руке.

На рамке текст: «Ѡ ВСЕПѢТАѦ МАТИ РѺЖДЬШАѦ ВСѢХ С(ВѦ)ТЫХЪ…».

Это изображение Богоматери с младенцем редко встречается на меднолитых иконах.

122. Икона «Богоматерь Тихвинская»

Москва, XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

11,2 × 9,5 × 0,3

123. Икона «Богоматерь Троеручица»

Вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье

14,4 × 12,2 × 0,4

В центре представлена Богоматерь с младенцем на правой руке.

В нижней части средника – изображение третьей руки Богоматери.

На полях – восемнадцать медальонов с изображением Деисуса и избранных святых (описание см. рис. 98).

124. Икона «Богоматерь Боголюбская»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,0 × 9,7 × 0,4

В верхней части иконы изображена Богоматерь с развернутым свитком, обращенная к Христу.

В нижней части – держащий свиток митрополит Петр перед группой коленопреклоненных людей.

125. Икона «Богоматерь Казанская»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,0 × 10,2 × 0,5

126. Икона «Богоматерь Казанская»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,4 × 5,7 × 0,4

127. Икона «Богоматерь Всех скорбящих радость»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,3 × 7,5 × 0,5

Икона с завершением «Иисус Христос Царь Царем»

В центре представлена Богоматерь с жезлом в правой руке.

По сторонам – фигуры болящих людей.

В медном литье образ «Богоматерь Всех скорбящих радость» получил широкое распространение начиная с XVII в.

128. Икона «Богоматерь Всех скорбящих радость»

Конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

17,9 × 15,1 × 0,6

В верхней части – композиция «Иисус Христос Царь Царем», по сторонам – архангелы Михаил и Гавриил.

129. Икона «Богоматерь Всех скорбящих радость»

Вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье

15,0 × 10,0 × 0,2

Икона с завершением в виде шести херувимов.

130. Икона «Святитель Никола Чудотворец» в киоте

XVIII–XIX вв.

Дерево, резьба, тонировка; медный сплав, литье

13,7 × 10,4 × 2,0 (киот)

4,9 × 3,9 (икона)

Меднолитая икона врезана в деревянный киот. В центре иконы – святитель с цатой на груди [19, кат. 132, рис. 116],

131. Икона «Святитель Никола Чудотворец»

Первая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

14,8 × 9,6 × 0,2

В навершии иконы – «Спас Нерукотворный», архангелы Михаил и Гавриил и шесть херувимов.

В центре изображен святитель Никола Чудотворец с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке.

В верхней части – поясные изображения Спаса с Евангелием и Богоматери с омофором в руках.

132. Икона «Святитель Никола Чудотворец»

Москва, вторая половина XIX в.

Мастер Р. С. Хрусталев

Медный сплав, литье, эмаль

11,8 × 9,7 × 0,3

На верхнем бортике врезные буквы: М.Р.С.Х. – инициалы московского мастера Родиона Семеновича Хрусталева, работавшего во второй половине XIX – начале XX в. [52, кат. 243; 18, с. 95–96; 69, с. 128–129].

Известны датированные меднолитые иконы, складни и кресты с этими инициалами.

133. Икона «Святитель Никола Чудотворец»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,0 × 9,8 × 0,5

134. Икона «Святитель Никола Чудотворец»

Вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

30,3 × 26,8 × 0,3

Икона с изображением святителя Николы Чудотворца стилистически близка большеформатным иконам «Деисус» и «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (рис. 102–104,117).

Матрицы этих икон, вероятно, были выполнены в одной литейной мастерской XIX в.

135. Икона «Святой Никола Можайский со сценами жития»

Москва, конец ХК в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

7,3 × 5,1 × 0,5

Икона с навершием «Спас Нерукотворный».

В нижней части – сцены из жития: «Рождество святого Николы» и «Приведение во учение».

Изображение сцен из жития святого является редкой деталью для медного художественного литья.

136. Икона «Святой Никола Можайский»

XVIII в.

Медный сплав, литье, золочение

14,5x7,6x0,2.

В навершии иконы – «Спас Нерукотворный», архангелы Михаил и Гавриил и херувим. В среднике представлен святитель Никола с мечом в правой руке и храмом в левой.

По сторонам – поясные изображения Спаса с Евангелием и Богоматери с омофором в руках.

Икона по стилистическим признакам близка деревянным скульптурным изображениям святого Николы Можайского.

137. Икона «Чудо Георгия о змие»

Вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

9,0 × 7,6 × 0,3

Описание см. рис. 65

138. Икона «Чудо Георгия о змие»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

9,8 × 8,4 × 0,4

Описание см. рис. 86.

139. Икона «Чудо Георгия о змие»

XIX в.

Медный сплав, литье

6,6 × 5,1 × 0,4

Описание см. рис. 65.

140. Икона «Преподобный Паисий Великий»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,1 × 4,8 × 0,5

В центре изображен святой с благословляющим жестом правой руки и свитком в левой руке.

На верхней рамке – врезные буквы «С. Х.», на нижней – «А. С.»

Буквы на рамках являются, очевидно, инициалами мастеров-литейщиков конца XIX в.

141. Икона «Преподобный Паисий Великий»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

11,1 × 9,8 × 0,3

142. Икона «Преподобный Сергий Радонежский»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

10,7 × 9,3 × 0,2

В центре изображен святой с благословляющим жестом правой руки и свитком в левой руке.

На верхнем поле – Троица Ветхозаветная.

143. Икона «Священномученик Антипа»

Москва, вторая половина MX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,1 × 9,1 × 0,4

В центре изображен святой с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке.

По сторонам нимба – буквы «З» и «Ц» (зубной целитель).

В верхней части в медальонах – Спас Нерукотворный, Богоматерь и Иоанн Предтеча.

144.Икона «Священномученик Антипа»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

11,1 × 9,4 × 0,3

Описание см. рис. 143 (отличие: в верхней части отсутствуют медальоны).

145. Икона «Преподобный Нифонт»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,2 × 9,8 × 0,4

В центре изображен святой с развернутым свитком в руках.

По сторонам нимба надпись:

«ѺБРАЗ ПР(Е)П(Ѻ)Д(Ѻ)БНА(ГѺ) /НИФѺНТА/ ПРѺГѺНИТЕЛѦ БѢСѺВЪ».

На свитке текст:

«ПРѺ/КЛѦТЪ ВСѦКЪ/ ИЖЕ КТѺ ѠСТАВИТ / Ц(Е)РКѺВЬ/ БѺЖІЮ/ И ПѺСЛѢДУЕТЪ/ РУСАЛІ(И)».

146. Икона «Чудо Димитрия Солунского»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,5 × 10,1 × 0,5

В центре представлен великомученик Димитрий на коне, поражающий копьем царя Колуяна. Вокруг – клейма с изображением Спаса Нерукотворного и избранных святых.

В верхних рядах: равноапостольные великий князь Владимир и царь Константин, святители Иоанн Златоуст и Афанасий Великий, преподобные Савва и Пафнутий, святители Мелетий и Лазарь.

По сторонам: преподобные Иоанн Дамаскин и Ефрем Сирин, благоверные князья Борис и Глеб, мученики Флор и Лавр.

В нижнем ряду: преподобные Мария Египетская, Онуфрий, Петр Афонский, мученик Африкан, преподобные Марон и Алексей – человек Божий.

147. Икона «Чудо Димитрия Солунского»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

15,7 × 13,3 × 0,2

Описание см. рис. 146

148. Икона «Мученик Трифон»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

5,9 × 5,0 × 0,4

В центре изображен святой с благословляющим жестом правой руки и птицей в левой.

149. Икона «Мученик Уар»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

5,8 × 4,9 × 0,3

В центре изображен святой с благословляющим жестом правой руки и свитком в левой.

150. Икона «Пророк Даниил»

XIX в. (по иконографии конца XVII в.)

Медный сплав, литье просечное

16,0 × 7,2 × 0,3

В центре представлен святой с развернутым свитком в левой руке. В нижней части изображены львы, лижущие ноги пророку.

Изображение пророка Даниила на меднолитой иконе, вероятно, связано с одним из основателей старообрядческой Выговской обители Даниилом Викуловым (1653 – 1733).

Известны подобные иконы с изображением святых Андрея Стратилата и апостола Петра [46, с. 63].

151. Икона «Великомученица Параскева Пятница»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

5,9 × 5,0 × 0,5

Описание см. рис. 92

152. Икона «Великомученица Параскева Пятница»

Конец XVIII – начало XIX в.

Медный сплав, литье, золочение

13,0 × 7,7 × 0,2

Икона с навершием: «Троица Новозаветная» и шесть херувимов. Описание см. рис. 92.

153. Икона «Благоверные князья Борис и Глеб»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

13,7 × 9,1 × 0,6

Икона с навершием «Троица Ветхозаветная». Описание см. рис. 89

154. Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

8,7 × 7,0 × 0,4

На иконе представлены святые в трехчетвертном повороте к центру с развернутыми свитками в руках.

Фон – условное изображение архитектурного ансамбля Соловецкого монастыря.

155. Икона «Три святителя»

Москва, 1880-е гг.

Мастер Р. С. Хрусталев

Медный сплав, литье, эмаль

15,1 × 13,6 × 0,7

На иконе представлены святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст с закрытыми книгами в руках.

В верхней части – образ Спаса Нерукотворного.

На нижней рамке врезные буквы: «М.Р.С.Х.» – инициалы московского мастера Родиона Семеновича Хрусталева.

156. Икона «Три святителя»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,8 × 9,6 × 0,5

Описание см. рис. 155 (отличие: святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов представлены в повороте к центру).

157. Икона «Три святителя»

Начало XIX в.

Медный сплав, литье

19,2 × 11,7 × 0,2

Икона с навершием: «Иисус Христос Царь Царем» и семь херувимов

158. Икона «Избранные святые» Начало XIX в.

Медный сплав, литье

17,6 × 11,7 × 0,1

Икона с навершием: «Иисус Христос Царь Царем» и семь херувимов.

Центральная фигура средника – священномученик Харалампий с книгой в левой руке, по сторонам – преподобные Иоанн Дамаскин со свернутым свитком в левой руке и Алексей человек Божий с молитвенно сложенными на груди руками.

Иконы (рис. 157,158) по стилистическим признакам близки и происходят, вероятно, из одной литейной мастерской начала XIX в.

159. Икона «Избранные святые»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

12,6 × 9,2 × 0,5

В завершении иконы – Спас Вседержитель. В среднике представлены великомученик Пантелеймон с ларцом и лжицей (ложкой) в руках, по сторонам – священномученики Афиноген и Садок с закрытыми книгами в руках.

Следуя старообрядческой традиции, на иконе священномученик Садок назван «Садоф», священномученик Афиноген – «Анфиноген».

160. Икона «Избранные святые»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

14,2 × 10,2 × 0,4

В завершении иконы – Спас Вседержитель. В среднике преподобный Нил со свитком в руке (в центре), по сторонам в трехчетвертном повороте к центру – священномученик Власий и святитель Модест с книгами в руках, мученики Флор и Лавр со свитками.

Следуя старообрядческой традиции, на иконе святитель Модест назван «Медост».

161. Икона «Избранные святые»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

13,2 × 9,5 × 0,5

В завершении иконы – Спас Вседержитель. В среднике в нижнем ряду в центре изображены мученики Кирик и Иулита, слева – святитель Василий Великий и благоверный князь Петр Муромский, справа – апостол Иродион и преподобный Паисий Великий.

В верхнем ряду слева – благоверная княгиня Феврония, мученицы Екатерина, Параскева Пятница, справа – мученицы Евдокия, Александра и преподобная Мария Египетская. Иконы (рис. 156,159–161) близки по стилистическим признакам и, вероятно, выполнены в одной литейной мастерской второй половины XIX в.

162. Икона «Избранные святые»

Конец XVIII – начало XIX в.

Медный сплав, литье

13,4 × 10,7 × 0,2

На иконе в центре изображены мученики Кирик и Иулита, слева от них – мученицы Варвара и Евдокия, справа – мученицы Екатерина и Параскева Пятница. В верхней части – Спас Эммануил.

На обороте стилизованный растительный орнамент в виде побегов и цветов, в центре – Голгофский крест.

163. Икона «Избранные святые»

XIX в.

Медный сплав, литье

12,3 × 8,7 × 0,3

Икона с завершением «Иисус Христос Царь Царем». В центре представлены священномученик Антипа с книгой в левой руке, мученики Флор и Лавр с восьмиконечными крестами в руках.

Икона повторяет композицию средника трехстворчатого складня.

164. Икона «Избранные святые»

XIX в.

Медный сплав, литье

8,5 × 6,4 × 0,4

Икона с навершием «Спас Нерукотворный». В среднике представлена двухчастная композиция. В нижнем ряду слева – апостол и Евангелист Иоанн Богослов и ученик его Прохор, справа – мученики Кирик и Иулита с восьмиконечным крестом в руке.

В верхнем ряду поясные изображения Иоанна Предтечи, преподобных Сергия Радонежского и Павла Фивейского, святителя Николы Чудотворца (?).

165. Икона «Апостол Иоанн Богослов и ученик его Прохор»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,2 × 5,1 × 0,5

В верхней части изображен Спас Нерукотворный.

По сторонам – апостол и Евангелист Иоанн Богослов с книгой в руках и ученик его Прохор.

Фон – условное изображение архитектурного ансамбля.

166. Икона «Избранные святые»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,1 × 5,0 × 0,4

На иконе изображены священномученик Харалампий со свитком в руке (в центре), по сторонам – мученики Иоанн Воин и Вонифатий.

Следуя старообрядческой традиции, священномученик Харалампий и мученик Вонифатий на иконе названы «Харлампий» и «Внифантий».

167. Икона «Избранные святые»

XIX в. Медный сплав, литье, эмаль

6,4 × 5,5 × 0,4

На иконе представлены священномученики Власий и Антипа с закрытыми книгами в руках, великомученик Георгий.

Икона с изображением святых Власия, Антипы и Георгия идентична левой створке трехстворчатого складня «Деисус с избранными святыми» (рис. 227).

158. Икона «Избранные святые»

Вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,0 × 5,1 × 0,3

На иконе представлены преподобный Иоанн Ветхопещерник, мученики и бессребреники Косма и Дамиан, Икона с изображением святых Иоанна, Космы и Дамиана идентична правой створке трехстворчатого складня «Деисус с избранными святыми» (рис. 227).

Следуя старообрядческой традиции, мученик Косма назван на иконе «Козма».

169. Икона «Огненное восхождение пророка Илии»

Москва, конец XIX – начало XX в.

Медный сплав, литье, эмаль

14,6 × 12,1 × 0,3

На иконе представлены сцены из жития святого. Слева изображены пророк Илия в пещере и ворон с кистью винограда в клюве.

В нижней части – явление ангела спящему Илие и переход пророка Илии и его ученика Елисея через Иордан.

В верхней части – огненная колесница, в которой сидит Илия с милотью в левой руке, ниже – Елисей, принимающий милоть.

В верхнем левом углу изображена благословляющая десница.

На обороте – растительный орнамент в виде стилизованного древа с цветами.

170. Икона «Избранные святые»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

5,3 × 4,6 × 0,5

В центре иконы – мученик Гурий со свернутым свитком в левой руке, по сторонам – мученики Самон с восьмиконечным крестом и Авив с кадилом.

В верхней части – Спас Нерукотворный.

171. Икона «Огненное восхождение пророка Илии»

Москва, конец XIX – начало XX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

14,7 × 12,1 × 0,3

Описание см. рис. 169.

172. Икона «Рождество и усекновение главы Иоанна Предтечи»

Вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,8 × 8,3 × 0,4

Икона с завершением «Иисус Христос Царь Царем»

В среднике представлены сцены из жития святого: «Рождество» и «Усекновение главы».

В верхней части изображен Господь Саваоф.

173. Икона «Седмица»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

12,9 × 10,5 × 0,5

В центре иконы – Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей с раскрытыми свитками в руках.

За престолом – по сторонам архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, апостол Иоанн Богослов и святитель Иоанн Златоуст.

У подножия престола – коленопреклоненные святитель Никола Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, ниже – припадающие преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

На обороте врезные буквы: «З СС».

174. Икона «Седмица»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

12,8 × 10,5 × 0,4

175. Икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,6 × 10,5 × 0,4

В верхней части – композиция «Воскресение Христово».

В центре изображен Христос, встающий из гроба.

В нижней части – сцена «Сошествие во ад»: Христос в мандорле стоит на вратах ада, правой рукой он держит за руку Адама, у его ног коленопреклоненная Ева, за ними ветхозаветные праведники, исходящие из пасти ада. Христос левой рукой указывает группе праведников и пророков на врата рая

176. Икона «Распятие Христово с Деисусом»

Москва, XIX в.

Медный сплав, литье

10,9 × 9,0 × 0,3

На иконе в центре – композиция «Распятие Христово» с предстоящими Богоматерью и святой Марией, апостолом Иоанном Богословом и мучеником Лонгином сотником.

Вокруг в медальонах – «Спас Нерукотворный» и поясные изображения святых в трехчетвертном повороте к центру.

В верхнем ряду представлены Богоматерь и Иоанн Предтеча, по сторонам – архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел.

В нижнем ряду – святители Алексей митрополит, Леонтий Ростовский и преподобный Сергий Радонежский. Средник медной иконы выполнен с костяного образца XVI в.

177. Икона «Рождество Богородицы»

Конец XIX века

Медный сплав, литье, эмаль

10,0 × 9,1 × 0,6

Многофигурная композиция представлена в интерьере.

Слева изображена сидящая на ложе праведная Анна, мать Марии. За ложем склоненные фигуры двух дев с сосудами в руках. На переднем плане слева служанки готовят воду для купания младенца. Справа – праведный Иоаким.

178. Икона «Благовещение»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

12,7 × 10,5 × 0,4

На фоне интерьера справа изображена сидящая на престоле под киворием Богоматерь, слева – архангел Гавриил.

В верхней части – Господь Саваоф и Дух Святой в виде голубя.

179. Икона «Благовещение»

Москва, вторая половина XIX в.

Мастер Р. С. Хрусталев

Медный сплав, литье

6,1х5,3х0,4

Описание см. рис. 178 (отличие: отсутствует изображение Господа Саваофа; на ушке врезные буквы: «Р С Х» – инициалы мастера).

Высокое качество изображения свидетельствует о том, что это одна из первых отливок.

180. Икона «Покров Богородицы»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

17,6 × 10,0 × 0,3

Икона с завершением «Троица Новозаветная», с символами Евангелистов и архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам.

Многофигурная композиция представлена в интерьере храма.

В верхней части в трехчетвертном повороте влево к Спасителю изображена Богоматерь с покровом на руках, за ней избранные святые и ангелы.

В нижней части в центре на амвоне изображен диакон Роман Сладкопевец с развернутым свитком. Справа Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию вверх на Богоматерь. Слева на подиумах стоят патриарх Тарасий и равноапостольный царь Константин, выше изображена равноапостольная царица Елена.

В медном литье получил распространение вариант иконографии, заимствованный из народных картинок и икон XVIII–XIX вв.

181. Икона «Покров Богородицы»

Москва, начало XX в.

Медный сплав, литье, эмаль

20,3 × 13,4 × 0,4

Икона с завершением «Троица Новозаветная».

182. Икона «Успение Богородицы»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

29,2 × 24,6 × 0,4

В центре на ложе изображена Богоматерь, выше в мандорле Христос с душой Богоматери в руках. Вокруг него – апостолы и святители.

В верхней части – Вознесение Богоматери, по сторонам – на облаках, поддерживаемых ангелами, поясные изображения апостолов. Перед ложем – архангел с мечом и Афония.

В медном литье получили распространение развернутый и более краткий изводы этого сюжета. Образцом для меднолитого средника послужила костяная икона XVI в.

183. Икона «Троица Ветхозаветная»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

20,3 × 16,2 × 0,4

В центре на фоне палат, древа и горок представлены три ангела с посохами, сидящие за столом

184. Икона «Троица Ветхозаветная»

Москва, вторая половина XIX в

Медный сплав, литье, эмаль

11,3 × 9,3 × 0,4

185. Икона «Троица Ветхозаветная»

Вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

9,1 × 7,3 × 0,4

На иконе изображены три ангела с посохами, сидящие за столом на фоне палат, древа и горок Перед столом – праведные Авраам и Сарра, на первом плане – юноша с тельцом.

В медном литье подобный иконографический извод встречается редко.

186. Икона «Троица Ветхозаветная с Деисусом и апостолами»

Конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

18,3 × 14,5 × 0,6

В центре изображены три ангела с посохами, сидящие за столом, на переднем плане – юноша с тельцом.

По сторонам представлены поясные изображения Спаса Вседержителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов (Петр и Павел, Иоанн и Андрей, Марк и Лука, Матфей и Иаков, Варфоломей и Симон, Фома и Филипп).

187. Икона «Троица Новозаветная»

Первая половина XIX в.

Медный сплав, литье

6,4 × 5,6 × 0,4

В центре – сидящие на престоле Бог-Отец и Бог-Сын. Между ними сфера, над ней восьмиконечный крест с орудиями страстей и Бог-Дух Святой в виде голубя. По сторонам рамки символы Евангелистов.

В верхней части текст:

«ВѺ(С)ШЕДШАГѺ НА /(НЕ)Б(Е)СА И СѢДѦЩЕГѺ ѠДЕСНᲈЮ ѠТЦА…».

В медной пластике изображение Троицы Новозаветной помещали в верхней части второй створы четырехстворчатого складня и редко отливали как иконы

188. Икона «Преображение Господне»

Поморье, XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

4,9 × 4,4 × 0,2

В верхней части в центре изображен Христос в мандорле с благословляющим жестом правой руки. По сторонам – пророки Илия и Моисей.

В нижней части – апостолы Петр, Иаков и Иоанн.

В медном литье сцену «Преображение» помещали на второй створе четырехстворчатого складня и отливали как иконы. Данная икона представляет собой клеймо складня.

189. Икона «Избранные праздники»

Москва, XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

17,5 × 10,3 × 0,3

Икона с завершением «Воздвижение креста».

В верхнем ряду в клеймах: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вознесение Господне».

В нижнем ряду: «Троица Ветхозаветная», «Успение Богородицы» [52, кат. 229].

Икона повторяет третью створу четырехстворчатого складня, что встречается достаточно редко.

В собрании музея это единственный экземпляр.

190. Навершие «Архангел»

XVIII в.

Медный сплав, литье

20,1 × 13,4 × 0,4

Архангел представлен с мечом в левой руке.


Источник: Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева : [Альбом] / С.В. Гнутова, Е.Я. Зотова. — Москва : Интебрук-бизнес, 2000. - 133, (2) c.: цв. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle