С.В. Гнутова, Е.Я. Зотова

Источник

Складни

«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на ...цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные... большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол. Прим. авт.)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре. Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»).

Сохранилось свидетельство XVII века о том, как носили складни. «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели», писал архидиакон Павел Алеппский [47].

В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века.

Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, а также конструкция древнерусских меднолитых трехстворчатых складней, заимствованная у византийских. Размер створок древних складней определялся средником (центральной частью) и был равен его половине, то есть створки не заходили одна на другую, а закрывались встык.

Прообразом такого типа складней, вероятно, послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения.

Если сравнить количество дошедших до нас складней, отлитых до конца XVII века, с количеством крестов и икон этого же периода, то складней окажется очень мало. Этот факт можно объяснить тем, что процесс их изготовления был гораздо более трудоемким, так как створки, оглавия отливались по отдельности и крепились к среднику.

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Благодаря выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней, описанные ниже.

1. Двустворчатые складни с малыми створами; основные сюжеты:

– Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;

– Деисус, Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец;

2. Трехстворчатые складни разной величины; основные сюжеты:

– Деисус (три вида);

– Деисус с избранными святыми, так называемые складни– «девятки», в среднике которых Деисус, на створках – изображения святых (по три фигуры на каждой), при этом существовало два варианта иконографического извода. Наиболее популярным изводом является:

– апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец, московский митрополит Филипп (левая створка);

– Ангел–хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие (правая створка);

– изображения избранных трех из Двунадесятых праздников;

– Двунадесятые праздники (створы большие);

– Распятие Христово, Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;

– Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (тройные малые створы).

3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:

– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах);

– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).

Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста. Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII – начала XX века и имели хождение по всей России.

Помимо перечисленных типов складней существовали и иные, связанные с другими старообрядческими толками и литейными мастерскими. Однако от выговских образцов они резко отличаются качеством литья, некоторой примитивностью и грубоватостью не только изображений, но и самих отливок.

191. Складень двустворчатый с врезанными 8 меднолитыми предметами

XIV, XVI, XVIII–ХIX вв.

Дерево, резьба, тонировка; медный сплав, литье, золочение

24,5 × 31,7 × 2,0

На левой створе укреплены: створка иконы–энколпия «Крещение Господне», средники складней «Рождество Христово» «Деисус. Избранные святые», иконы «Чудо Георгия о змие», «Святой Никола Можайский».

На правой створе: крест «Распятие Христово», иконы «Богоматерь Одигитрия», «Троица Ветхозаветная».

192. Створка панагии «Троица Ветхозаветная»

XVII в.

Медный сплав, литье

5,1 × 5,0 × 0,1

На фоне условно изображенных палат, древа и горок – три ангела с посохами, сидящие за столом с чашей.

На рамке рельефная надпись:

«С(ВѦ)ТАѨ ТРѺІЦА. ПР(Е)С(ВѦ)ТАѦ ТРѺИЦЕ ПѺМИЛᲈІ НАСЪ…».

193. Створка панагии «Богоматерь Знамение»

XVII в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

5,6 × 5,5 × 0,2

В центре изображена Богоматерь с воздетыми руками и младенцем на груди.

На рамке рельефный текст:

«ДѺСТѺИНѺ ЕСТЬ ѨКѺ ВѺИСТИНѺУ

БЛАЖИТИ ТѦ БѺГѺРѺДИЦЕ

ПРИСНѺБЛАЖЕННУЮ І ПРИНЕПѺРѺЧН(УЮ)».

Ближайшей аналогией створке является костяная панагия XVI в. [31, с. 249–251, кат. 111].

194. Створка панагии «Богоматерь Знамение»

XVIII в. (по иконографии XVI в.)

Медный сплав, литье

7,9 × 6,8 × 0,2

В ромбе изображена Богоматерь с воздетыми руками и младенцем на груди. По сторонам ромба – символы Евангелистов.

На рамке рельефная надпись:

«ЕВАНЬГИЛСТЪ МАТВЕ/

ЕВАГИЛИСТЪ МАРКѺ/

ЕВАНЕГЛИСТЪ ЛУКА/

ЕВАНГИЛИСТЪ ИВАНЪ».

На оборотной стороне изображен Голгофский крест.

195. Створка панагии «Троица Ветхозаветная»

XVIII в. (по иконографии XVI в.)

Медный сплав, литье

5,8 × 6,5 × 0,2

На лицевой стороне представлены три ангела, сидящие за столом, на оборотной стороне – «Распятие Христово» с предстоящими.

196. Складень трехстворчатый «Спас на престоле. Избранные святые»

XVI в. (?)

Медный сплав, литье

5,8 × 7,5 × 0,3

В среднике – изображение Спаса на престоле в славе.

По сторонам – предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча.

В нижней части – поясные изображения апостолов Петра и Павла, вверху – архангелы Михаил и Гавриил.

В завершении средника поясное изображение Бога Саваофа.

На створках – избранные мученики, святители и преподобные [21, с. 89–90, рис. 71].

197. Складень трехстворчатый «Богоматерь Знамение. Праздники»

Москва, XVII в.

Медный сплав, литье, эмаль

7,7 × 6,3 × 0,2

В среднике представлена Богоматерь Знамение.

В верхней части – херувим и два ангела.

В нижней – московские митрополиты Иона и Макарий.

На левой створке в клеймах: «Благовещение», «Воскресение Христово (Сошествие во ад)» и «Вход Господень в Иерусалим».

Складень является редким образцом московского литья XVII в.

[19, кат. 130, рис. 115].

198. Средник складня «Избранные праздники»

XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

7,8 × 5,9 × 0,1

Средник трехстворчатого складня с навершием «Спас Нерукотворный».

В верхнем ряду клейма: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение Господне».

В нижнем – «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие Христово», «Воскресение Христово (Сошествие во ад)».

Полного экземпляра трехстворчатого складня подобной иконографии в собрании музея нет.

199. Средник складня «София Премудрость Божия»

XVIII в.

Медный сплав, литье

9,8 × 5,2 × 0,1

Средник трехстворчатого складня с навершием «Спас Нерукотворный», «Троица Ветхозаветная».

В центре в мандорле – Ангел с жезлом, сидящий на престоле. По сторонам – Богоматерь и Иоанн Предтеча.

В верхней части изображен Иисус Христос и летящие ангелы.

В медном литье изображение Софии Премудрости Божией встречается крайне редко.

Полного экземпляра трехстворчатого складня подобной иконографии в собрании музея нет.

200. Средник складня «Троица Ветхозаветная»

XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

7,5 × 5,4 × 0,1

Средник трехстворчатого складня с навершием «Спас Нерукотворный».

Описание см. рис. 185.

Полного экземпляра трехстворчатого складня подобной иконографии в собрании музея нет.

201. Средник складня «Богоматерь Казанская»

XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

9,3 × 6,1 × 0,2

В навершии: «Спас Нерукотворный», «Троица Ветхозаветная» и два херувима.

В центре изображена Богоматерь с младенцем.

202. Створка складня «Мученики Кирик и Иулита»

Поморье, XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

4,3 × 4,1 × 0,1

Правая створка трехстворчатого складня.

В центре представлены мученики Иулита с восьмиконечным крестом и Кирик с молитвенно сложенными на груди руками. Изображение Кирика и Иулиты в медном литье часто встречается как на небольших иконах, так и на складнях [11].

203. Складень трехстворчатый «Избранные святые»

Конец XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,7 × 9,5 × 0,2

Складень с навершием «Спас Нерукотворный».

В среднике представлены в нижней части справа мученики Кирик и Иулита, слева – святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

В верхней части – поясные изображения мучениц Параскевы Пятницы, Екатерины и Варвары.

На створках в трех рядах поясные парные изображения святых в трехчетвертном повороте к центру.

Левая створка: архангел Михаил и апостол Петр, святитель Василий Великий и великомученик Георгий, святители Иоанн Златоуст и Петр митрополит.

Правая створка: архангел Гавриил и апостол Павел, святитель Григорий Богослов и великомученик Димитрий Солунский, святитель Афанасий и священномученик Власий.

204. Складень трехстворчатый «Великомученица Параскева Пятница. Избранные святые»

XVIII в.

Медный сплав, литье

6,9 × 10,0 × 0,1

Складень с навершием «Спас Нерукотворный».

В центре изображена святая с восьмиконечным крестом в правой руке и свитком в левой. Описание створок см. рис. 203.

205. Складень трехстворчатый «Деисус. Избранные святые»

XVIII в. (по иконографии XVI в.)

Медный сплав, литье

8,3 × 11,1 × 0,6

Складень с навершием «Спас Нерукотворный»,

В среднике представлена двухчастная композиция.

В верхнем ряду: Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.

В нижнем ряду поясные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителей Николы Чудотворца и Леонтия Ростовского.

Описание створок см. рис 203

206. Складень трехстворчатый «Успение Богородицы. Избранные праздники»

Конец XVIII – начало XIX в.

Медный сплав, литье

9,3 × 10,9 × 0,2

Складень с навершием: «Спас Нерукотворный», «Троица Ветхозаветная» и два херувима.

В среднике представлено «Успение Богородицы» (описание см. рис. 182).

На створках изображены избранные праздники. На левой: «Вход Господень в Иерусалим», «Сретение Господне».

На правой: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вознесение Господне».

В среднике складня представлен краткий иконографический вариант.

207. Складень трехстворчатый «Святой Никола Можайский. Избранные праздники»

XVIII в.

Медный сплав, литье

13,0 × 17,2 × 0,3

Складень с завершением «Спас Нерукотворный».

В среднике изображен святой Никола Можайский с мечом и храмом в руках

На створках в клеймах представлены избранные праздники (описание см. рис. 206). Завершение створок – композиция «Благовещение».

208. Складень трехстворчатый «Богоматерь Одигитрия. Избранные святые»

XVIII в.

Медный сплав, литье

10,6 × 12,7 × 0,2

Складень с навершием (описание см. рис 206). В среднике изображена Богоматерь с младенцем на левой руке.

Правой рукой младенец благословляет, в левой– держит свиток.

На полях текст:

«ВСЕ УПѺВАНІЕ МѺЕ К ТЕБѢ ВѺ/ЗЛА(ГА)Ю М(А)ТИ Б(Ѻ)ЖІѦ СѺХРАНИ /МѦ ВѺ СВѺЕМЪ СИ КРѺВѢ».

На створках представлены избранные святые на левой– святители Гурий и Варсонофий Казанские, на правой– святые Иоанн Предтеча и Никола Чудотворец.

209. Складень трехстворчатый «Святители Власий и Афанасий. Избранные праздники»

Начало XIX в.

Медный сплав, литье

10,1 × 14,1 × 0,2

Складень с завершением «Иисус Христос Царь Царем».

В среднике представлены священномученик Власий и святитель Афанасий.

Описание створок см. рис 206, 207.

210. Складень трехстворчатый «Спас Смоленский. Избранные святые»

XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

11,2 × 13,8 × 0,4

Складень с навершием (описание см. рис 206).

В среднике изображен Спас с цатой на груди, внизу – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

В верхней части – ангелы с орудиями страстей. Описание створок см. рис. 208.

Складень подобной иконографии встречается на оловянных дарохранительницах середины XVIII в. [27, с. 348–349].

211. Складень трехстворчатый «Мученики Антипа, Флор и Лавр. Избранные праздники»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

9,7 × 14,0 × 0,2

Складень с завершением «Иисус Христос Царь Царем».

В среднике – священномученик Антипа с книгой в руке (в центре), по сторонам мученики – Флор и Лавр с восьмиконечными крестами.

Описание створок см. рис. 206,207.

212. Складень трехстворчатый «Архангел Михаил. Избранные праздники»

XIX в.

Медный сплав, литье

10,0 × 14,1 × 0,2

Складень с завершением «Иисус Христос Царь Царем».

В среднике архангел Михаил с зерцалом и мерилом в руках. Описание створок см. рис. 206, 207.

В собрании музея складень с изображением архангела Михаила представлен единственным экземпляром.

213. Складень трехстворчатый «Богоматерь Всех скорбящих радость

Избранные святые»

XIX в.

Медный сплав, литье

13,0 × 17,0 × 0,2

Складень с завершением «Троица Новозаветная».

В среднике изображена Богоматерь Всех скорбящих радость, на створках – избранные святые: Ангел–хранитель и мученик Иоанн Воин (левая), преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский (правая).

Завершение створок – композиция «Благовещение».

214. Складень трехстворчатый «Чудо Георгия о змие. Избранные святые»

XIX в.

Медный сплав, литье

12,8 × 16,7 × 0,6

Складень с завершением «Троица Новозаветная».

В среднике представлено «Чудо Георгия о змие».

Описание створок см. рис. 213.

Складень с изображением «Чуда Георгия о змие» по стилистическим признакам близок складню «Богоматерь Всех скорбящих радость» (рис 213). Очевидно, произведения были созданы в одной литейной мастерской XIX в.

215. Складень трехстворчатый «Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в молчании. Избранные праздники»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

12,3 × 17,2 × 0,3

Складень с завершением «Иисус Христос Царь Царем».

В среднике изображен сидящий апостол Иоанн, рядом орел с чернильницей в клюве. Описание створок см. рис. 207. В медном литье изображение апостола Иоанна Богослова на иконах и складнях получает распространение в XVIII – XIX вв.

В музейном собрании складень подобной иконографии представлен единственным экземпляром

216. Складень двустворчатый «Богоматерь Знамение. Троица Ветхозаветная»

Поморье, XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

3,5 × 7,1 × 0,2

На левой створке – Богоматерь Знамение; на правой – Троица Ветхозаветная.

На обороте правой створки изображен Голгофский крест.

217. Складень двустворчатый «Троица Ветхозаветная. Богоматерь Знамение»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

3,9 × 7,5 × 0,4

На левой створке складня изображена Троица Ветхозаветная, на правой – Богоматерь Знамение.

На обороте левой створки – Голгофский крест.

На обороте правой – цветочная розетка [52, кат. 224–225].

218. Складень двустворчатый «Троица Ветхозаветная. Богоматерь Знамение»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

3,2 × 7,1 × 0,3

Описание лицевой створки см. рис. 217.

На обороте левой створки изображен Голгофский крест.

219. Складень двустворчатый «Деисус Ангел–хранитель и святитель Никола Чудотворец»

Москва, XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

3,4 × 6,8 × 0,3

На правой створке складня изображен Спас с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.

На левой створке – Ангел–хранитель с крестом и святитель Никола Чудотворец с книгой в руках.

Оборот левой створки: Голгофский крест, оборот правой – рамка с рельефным орнаментом.

220. Складень трехстворчатый «Распятие Христово. Троица Ветхозаветная. Богоматерь Знамение»

Поморье, XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

5,3 × 13,3 × 0,3

На левой створке складня – «Распятие Христово», в верхней части – Спас Нерукотворный.

В среднике изображена Троица Ветхозаветная, на правой створке – Богоматерь Знамение.

На обороте левой створки изображен Голгофский крест, средней – розетка с растительным орнаментом, правой – гладкий картуш с растительными завитками в углах.

221. Складень трехстворчатый «Распятие Христово. Троица Ветхозаветная. Богоматерь Знамение»

Поморье, XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

4,5 × 11,8 × 0,3

Описание см. рис. 220.

222. Складень трехстворчатый «Распятие Христово. Троица Ветхозаветная»

Поморье, XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

4,4 × 7,6 × 0,4

Описание см, рис. 220. Правая створка утрачена. На обороте левой створки изображен Голгофский крест [52, кат. 215].

223. Складень трехстворчатый «Деисус с избранными святыми»

XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,5 × 16,8 × 0,4

В среднике Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. На левой створке – апостол Иоанн Богослов, святители Никола Чудотворец и Филипп митрополит, на правой – Ангел–хранитель, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

На обороте левой створки изображен Голгофский крест, средника и правой створки – гладкие медальоны в картушах.

Иконографическая схема складня «Деисус с избранными святыми» была разработана в литейной мастерской Выговского старообрядческого общежительства. Складни подобного типа получили распространение по всей территории России [5].

224. Складень трехстворчатый «Деисус с избранными святыми»

XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

6,6 × 17,6 × 0,5

Описание см. рис. 223. На обороте левой створки – Голгофский крест [52, кат. 226–227]

225. Складень трехстворчатый «Деисус с избранными святыми»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

6,4 × 17,1 × 0,4

Описание складня см. рис. 223 (описание оборота см. рис. 220) [52, кат 220–221].

226. Складень трехстворчатый «Деисус с избранными святыми»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

6,4 × 17,0 × 0,4

Описание см. рис. 223. На обороте левой створки изображен Голгофский крест.

227. Складень трехстворчатый «Деисус с избранными святыми»

Москва, XIX в

Медный сплав, литье, эмаль

6,6 × 16,8 × 0,5

В среднике – Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.

Левая створка: священномученики Власий, Антипа и великомученик Георгий.

Правая створка: преподобный Иоанн Ветхопещерник, мученики Косма и Дамиан.

Описание оборота см. рис. 226.

Створки складня с изображением избранных святых отливались и как иконы (см. рис. 167, 168).

228. Складень трехстворчатый «Деисус»

Поморье, XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

5,3 × 13,5 × 0,4

В среднике – Спас Вседержитель с благословляющим жестом правой руки, в левой – раскрытое Евангелие.

На левой створке – Богоматерь, на правой – Иоанн Предтеча. На обороте левой створки – Голгофский крест.

229. Складень трехстворчатый «Деисус»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

8,0 × 19,6 × 0,6

Описание средника см. рис. 228. На левой створке изображена Богоматерь с развернутым свитком, на правой – Иоанн Предтеча, в левой руке его чаша с младенцем и свиток.

На обороте левой створки – Голгофский крест.

230. Складень трехстворчатый «Деисус»

Москва, конец XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

16,5 × 38,2 × 0,8

Описание см. рис 229.

231. Складень трехстворчатый «Деисус»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

18,0 × 45,7 × 0,5

Описание см. рис. 228.

Оборот гладкий.

232. Складень трехстворчатый «Святитель Никола Чудотворец. Богоматерь Всех скорбящих радость. Избранные святые»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль, золочение

6,2 × 16,4 × 0,4

На левой створке в центре изображен святитель Никола Чудотворец, по сторонам – святитель Василий Великий и преподобный Сергий Радонежский.

В среднике – Богоматерь Всех скорбящих радость; на правой створке – избранные святые (описание см. рис. 203), на обороте левой створки – Голгофский крест.

Створки складня подобной иконографии отливались и как иконы.

233. Складень трехстворчатый «Избранные праздники»

Поморье, XVIII в.

Медный сплав, литье, эмаль

5,5 × 15,1 × 0,4

На левой створке – «Успение Богородицы», в среднике – «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», на правой створке – «Богоявление».

Оборот левой створки – Голгофский крест.

Створки с изображением праздников повторяют клейма «больших праздничных створ», то есть четырехстворчатого складня.

234. Складень трехстворчатый «Деисус»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

15,7 × 14,0 × 0,1

Створка (правая) с изображением Иоанна Предтечи.

235. Складень трехстворчатый Деисус

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

44,7 × 16,6 × 0,4

Описание см. рис 228.

Складень с подобным орнаментом на полях встречается редко. В собрании музея это единственный экземпляр.

236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»

Поморье, XVIII в.

Медный сплав, литье

11,5 × 31,0 × 0,4

Первая створа: «Благовещение», «Рождество Христово», «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм».

Средник: «Сретение Господне», «Богоявление», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим».

Третья створа: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная», «Успение Богородицы». Клеймо «Троица Ветхозаветная» на третьей створе может быть заменено на изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Каждое из клейм складня получило распространение в виде отдельных икон.

237. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

(Оборотная сторона), ХVШ в.

Медный сплав, литье

18,2 × 413 × 0,7

Описание трех створ см. рис 236 (отличие на третьей створе клеймо «Сошествие Святого Духа на апостолов»). На четвертой створе клейма: Поклонение иконам Богоматери Тихвинской» Владимирской, Смоленской и Знамение. В завершении створ композиции: «Распятие Христово», «Троица Новозаветная», «Воздвижение Креста Господня», «Похвала Богородицы».

На обороте второй створы гладкий картуш в рамке со стилизованным растительным орнаментом, на обороте третьей створы изображен Голгофский крест в орнаментированной рамке–заставке [6].

238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

XVIII в. (?)

Медный сплав, литье, эмаль

17,7 × 41,5 × 0,7

Описание створ см. рис 236,237.

На обороте второй створы изображен Голгофский крест в орнаментированной рамке–заставке [52, кат, 228].

239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»

Москва, вторая половина XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль

18,3 × 40,8 × 0,8

Описание створ см. рис 236, 237.


Источник: Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева : [Альбом] / С.В. Гнутова, Е.Я. Зотова. — Москва : Интебрук-бизнес, 2000. - 133, (2) c.: цв. ил.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle