Период предварительный
I. Армяне пред принятием христианства
Краткий очерк языческой религии армян. Первоначальное распространение христианства в Армении
Языческий период истории армянского народа не только древнейший, во и более близкий в эпохе принятия армянами христианства, по причине скудости источников, известен весьма мало Сведения об этом периоде, сообщаемые Моисеем Хоренским на основании будто бы древних историков, не больше, как легенды, в которых правда перемешана с вымыслом и исторические факты поставлены в самые причудливые фантастические сочетания.
Несомненно, армяне – народ древний1. Но судя по тому, что не осталось никаких заметных следов, которые указывали бы на политическое могущество древних армян, или на их культурное значение, нужно думать, что они не имели ни того, ни другого. По-видимому, это всегда было полудикое немногочисленное племя. Разделяемое природой своей страны, оно не имело силы противодействовать завоевательным стремлениям могущественных монархий древнего Востока, и оттого иногда, по-видимому, не пользовалось полной политической независимостью. Сначала Ассирия, потом Мидия, за ней царство Ахеменидов, Александра Македонского, Селевкиды, парфяне последовательно владели армянами. Недостаток взаимного общения внутри страны, постоянные тревоги отвне – стесняли самостоятельное развитие этого народа и отнимали досуг для проявления его духовных сил. Отсюда, очевидно, и крайняя бедность духовного творчества древних армян. Не говоря уже о науке, ни в одном искусстве в течение своей долгой жизни древние армяне не создали ничего своего национального. Самая письменность армянская появилась в Армении только в V в. по Р. Хр.
Неудивительно, что и в области религиозных верований армяне не создали ничего своего оригинального. По крайней мере не сохранилось никаких указаний, что у древних армян было свое особое более или менее определенное религиозное миросозерцание, своя мифология и свой чисто местный религиозный культ. Армяне покланялись богам ассировавилонским и персидским, т. е. богам тех народов, которые дольше всего владели армянами. Главным богом они вместе с персами почитали Арамазда. Вместе с персами же они почитали Михра (Митра персов), бога невидимого огня, равно как и видимые проявления его: солнце, луну, огонь материальный и противоположное начало – воду. Почитали также и Аримана с подчиненными ему злыми духами – дэвами. По словам Моисея Хоренского, дэвам армяне приносили человеческие жертвы. Покланялись также духу земли Сандарапету. Но особенно большим почитанием пользовалась богиня Анагит, дочь Арамазда. В честь ее было воздвигнуто в Армении несколько храмов, из которых самый замечательный был в провинции Екегиац. По словам Страбона, при этом храме были не только лица обоего пола, посвятившие себя служению богине, но и дочери знатнейших фамилий, имевшие право выходить замуж только после долговременного распутства, которому они предавались в храме Анагит. Почитались еще божества ассирийского происхождения – Астгик, Наве, Баршамин и Тир. В храме Тира жрецы давали толкование снам, внушаемым этим богом. В Таронской области были два храма каких-то индийских божеств. Были у армян еще второстепенные божества, каковы: аралезы, духи, лижущие раны убитых на войне и оживляющие трупы, духи каджи, населяющие Масис (Б. Арарат), полубог Вахакн.
Когда Александр Македонский утвердил в Азии власть греков, то вместе с греческой цивилизацией в азиатских странах стала прививаться и греческая религия. При парфянах почитание греческих богов еще больше распространилось во всей Западной Азии. Армянские аршакиды, образовав Армянское царство и захватив в его границы народности с греческим образованием и религией, не только не чуждались греческих богов, но и сами поощряли своих подданных к почитанию их.2 С распространением владычества римлян на Востоке западное влияние в Армении особенно усилилось. Римские религиозные понятия стали модными наравне с римской обстановкой и римским образом жизни. Новые боги, вторгнувшись в армянский пантеон, понизили авторитет прежних богов в глазах народа и расшатали окрепшее было здание старой религии, не имея еще достаточно времени укорениться сами. Народная масса постепенно становилась равнодушною в религии. В эпоху принятия армянами христианства в Армении, правда, было несколько богатых храмов в некоторых храмах стояли даже золотые статуи; но это не свидетельствовало о религиозном усердии армян: это было дело царей. Народ в это время уже мало интересовался старыми и новыми богами и жил в мире своих суеверий и предрассудков, благоговея пред священными рощами и деревьями, совершая пляски вокруг костров, гадая и ища помощи у колдуний.
По армянским сказаниям христианство в первый раз было проповедано в Армении еще во времена апостолов. Четыре апостола будто бы трудились здесь почти одновременно: Фаддей (из 70), другой Фаддей или Иуда Ленней, Варфоломей и Фома. У позднейших армянских писателей и в армянских Чети-Минеях рассказывается о трудах, понесенных в Армении каждым из этих апостолов. Собственно об ап. Фоме не сообщается больших подробностей; говорится только, что он проповедовал между прочим и в Армении. Об ап. Иуде Леннее тоже передается немного; – рассказывается только, что он с успехом трудился в Армении и пострадал в г. Урмии около 69 г. Но о Фаддее, из 70, и Варфоломее существуют у армян довольно подробные сказания. В этих сказаниях повествуется, что Фаддей, обративши в христианство Авгаря, царя озроенского, и жителей г. Эдессы, приходил и в Великую Армению, и здесь, в области Артаз, обратил племянника Авгаря Санатрука и более трех тысяч армян, построил церковь и поставил епископом одного из своих учеников – Захарию (замучен по сказанию около 76 г.). В области Сюнии он также поставил епископом своего ученика Евстафия, а другой ученик его, Елисей, проповедовал в области Ути. Из Великой Армении Фаддей отправился в Малую Армению, где также обратил многих в христианство. Возвратившись после смерти Авгаря в Вел. Армению, он вскоре потерпел мученическую кончину от Санатрука, который отрекся от христианства и владел тогда Армянским царством. Одновременно с Фаддеем пострадали: дочь Санатрука Сандухта, его сестра Окоха и несколько других христиан, между которыми были: Зенендос, Захария и Зармандухт. В Номоканоне своей церкви армяне указывают правила, данные ап. Фаддеем. Об ап. Варфоломее повествуется, что он проповедовал в Армении, после того, как обошел с проповедью Индию, Парфию и Персию. В армянской области Гохтн он обратил местного князя и его семью и поставил епископом своего ученика Кумси, по смерти которого был епископом другой его ученик Вавила. Варфоломей будто бы построил на берегах Аракса две церкви: одну во имя принесения Господа во храм, а другую во имя aп. Фомы. Варфоломею приписывали также основание монастыря Гохвац, в округе Авцевацик, к Ю.-В. от селения Вана. В одной из церквей этого монастыря показывали и образ Богоматери, будто бы принесенный апостолом. По сказанию Варфоломей потерпел крестную смерть от Санатрука (около 68 года).
Армянские сказания об апостольской проповеди в Армении не могут заслуживать большого доверия, так как все более или менее позднего происхождения и опираются или на смутных догадках и произвольных соображениях, или на недоразумениях3. Но если подробности этих сказаний, как позднейших, не заслуживают доверия, то во всяком случае самый факт пребывания в какой-либо части Вел. Армении ап. Фаддея и Варфоломея не оспаривался в церкви.
Впрочем, и независимо от существующих сказаний вполне вероятно, что христианство было проповедано в Армении очень рано. Уже сравнительно незначительная отдаленность Армении от Палестины делает невероятным, чтобы армяне ничего не знали о великом Пророке среди евреев. Это тем невероятнее, что в самой Армении жило много евреев, переселенных сюда в разные времена, которые конечно интересовались делами своей прежней родины, путешествовали туда по случаю праздников и должны были знать многое из того, что касалось нового Пророка. Затем, христианство прежде всего стало распространяться среди евреев, к ним отправлялись е проповедью св. апостолы, у них останавливались на временное жительство и из них же составляли первые христианские общины. Вполне вероятно, поэтому, что и в Вел. Армению приходили апостолы, и здесь, как и в других местах, их проповедь имела такой или ивой успех. Перечисленные у позднейших историков лица, как первые армянские христиане: Захария, Елисей, Евстафий, Кумси, Вавила – легко могли принадлежать к другой эпохе; во если не эти, то во всяком случае другие последователи у апостолов здесь были. Как долго продержалось здесь христианство, неизвестно; несомненно только одно, что в IV в. во всей Армении не было известно ни одной христианской общины, ни одного епископа. Сказания об ап. Фаддее и Варфоломее представляют царя Санатрука жестоким гонителем армянских христиан. Быть может уже в самом начале христианство было задушено здесь руками подобных гонителей. По словам армян, вначале II века на севере Армении, в Шаваршаве, еще были христиане. Упоминают некоего Оски и его спутников, а также обращенных ими аланских пленников Сукиаса с товарищами. Но и эти христиане были преданы смерти4. Таким образом основанная апостолами армянская церковь уничтожилась, непосредственное иерархическое преемство от них в Армении прекратилось; между церковью, основанной апостолами, и той, которая возродилась в Армении впоследствии и существует теперь, оказывается промежуток, делающий бесполезными для интересов армянской иерархии усилия возвести начало христианства в Армении ко временам апостольским.
Но хотя после апостолов христианство не долго продержалось в Великой Армении; однако и кратковременное его существование здесь должно было иметь свое значение. Необычная, святая жизнь бывших христиан и их радостное воодушевление, когда они шли на казнь, не могли скоро изгладиться из народной памяти и, сохраняясь в ней, размягчали каменистую почву армянских сердец для восприятия евангельского семени. Не мало должно было подготовлять армян к христианству и то, что многие армяне служили по найму в римском войске; там они имели случай ближе познакомиться с жизнию и взглядами христиан, могли видеть их незаслуженные мучения от язычников, и если в конце концов не принимали сами христианства, то своими рассказами, по возвращении на родину, наверное заставляли призадуматься более вдумчивых из своих соотечественников. Наконец самое введение Армении в круг влияния греко-римского мира создавало для христианства путь в Армению. Привычка доверчивого подражания передовому народу делала армян доступными для тех перемен, которые совершились в Римской империи при Константине Великом; а политические обстоятельства сделали армянского царя не только подражателем, во и покорным исполнителем воли императора.
* * *
В ассирийских клинообразных надписях армяне становятся известны под именем урарти со времен Салманасара III (857–822). С именем армян они являются в первый раз, по-видимому, только в VI в. до Р. Хр.
Моис. Хорен. кн. II, гл. 14.
Что апостол Фома проповедовал в Великой Армении, об этом, кроме позднейших армянских историков, никто из церковных писателей не говорит. Точно так же у одних только позднейших армянских писателей упоминается о проповеди двух Фаддеев. Более древние армянские историки знают одного только Фаддея, именно того самого, который обратил ко Христу Авгаря, царя Эдесского. Армяне считают его одних из 70-ти, но по мнению блаженного Иеронима, aп. Фаддей, обративший Авгаря, был один из 12-ти, он же Иуда Леввей, брат Иакова Алфеева. Относительно кончины этого апостола предания не согласны, и это обстоятельство, быть может, послужило причиной разделения одного Фаддея на два лица. Что ап. Фаддей, обративши Авгаря, бы и в Вел. Армении, об этом нет других свидетельств кроме армянских, которые быть может основаны на том лишь соображении, что Авгарь эдесский владел Великой Арменией. Относительно aп. Варфоломея существует также другое известие, по которому он был предан смерти Астиагом, братом обращенного Варфоломеем армянского царька Полимия. Может быть это-то известие о смерти ап. Варфоломея от руки брата армянского царька к дало пищу благочестивому воображению армян и помогло сочинить армянское сказание о кончине aп. Варфоломея в пределах Армении.
Как на доказательство существования христианства в Армении в это время, указывают, что при Адриане (117–138) 10 т. Воинов были распяты на крестах у подошвы горы Арарата за то, что отказались принести благодарственную жертву за победу Адриана над возмутившимися евреями. Но, во-1-х, едва ли в этом случае причиной отказа была христианская вера; а во-2-х, невероятно, чтобы войско, приведенное для казни в глубину Армении, состояло из армян. Говорят, что в III веке армян царь Хозрой настолько был встревожен распространением христианства в своем государстве, что воздвиг гонение на христиан; но этому известию, взятому из апокрифической книги Фирмилиана и ничем положительно не подтверждаемому, сам «отец армянской истории» не придает значения. Нельзя также придавать значение голословному свидетельству историка XIII века Стефана Орбелиана, что после Кумси и Вавилы армянские христиане, не имея епископа, рассеялись по горам и вели пустынническую жизнь до начала IV века, т. е. в течение 200 лет (Steph. Orbél., Histoire de la Siounie, ch. IV).