Глава 41. О тому что Бог – высшее благо
Теперь можно показать, что Бог есть высшее благо.
В самом деле, всеобщее благо превосходит любое частное благо, точно так же, как «благо народа лучше блага одного [человека]»:181 ведь благость и совершенство целого превосходит благость и совершенство части. Но божественная благость относится ко всем прочим как всеобщее благо к частному: ведь Бог есть «благо всякого блага», как показано. Следовательно, Он – высшее благо.
Кроме того. То, что сказывается сообразно сущности, истиннее того, что сказывается сообразно причастности. Но Бог называется благим по своей сущности, а все прочие вещи – по причастности, как показано. Следовательно, Он – высшее благо.
И еще. «Наибольшее в каждом роде является причиной всех остальных вещей этого рода»: 182 ибо причина всегда сильнее своего действия. Но все вещи обладают свойством блага от Бога, как показано. Следовательно, Бог – высшее благо.
Далее. Как белее всего то, к чему меньше примешано черного, так лучше всего то, к чему меньше всего примешано плохого. Но к Богу примешано зла меньше, чем к чему бы то ни было: потому что в нем не может быть зла ни в действительности, ни в возможности, и это свойство самой его природы, как показано. Следовательно, он – высшее благо.
Вот почему сказано в Первой книге Царств: «Нет [столь] святого, как Господь» (2:2).
* * *
Примечания
Аристотель, Никомахова этика, 1094 b 7.
Аристотель, Метафизика, 993 b 24. Пер. А.В. Кубицкого, ред. И.М. Иткина: «...Из всех вещей тем или иным свойством в наибольшей степени обладает та, благодаря которой такое же свойство присуще и другим: например, огонь наиболее тепел, потому что он и для других вещей причина тепла».
