Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Глава 40. О том, что Бог – благо всякого блага

На основании вышеизложенного доказывается, что Бог есть «благо всякого блага».179

Благость всякой вещи есть её совершенство, как мы уже говорили. Бог же, будучи просто совершенным, содержит в своем совершенстве все совершенства вещей, как показано выше. Следовательно, в его благости содержатся все благости. А значит, Он – благо всех благ.

И еще. То, что называется каким-либо по причастности, называется так лишь постольку, поскольку имеет некоторое сходство с тем, что называется так по сущности: так, например, железо иногда называют огненным, поскольку оно причастно некоторому сходству с огнем. Но Бог благ по сущности, а всё прочее благо по причастности, как показано. Следовательно, ничто не будет называться благим, если не имеет некоторого сходства с божественной благостью. А значит, Бог – благо всякого блага.

К тому же. Всякая вещь становится предметом стремления из-за цели. А суть блага состоит в том, что оно – предмет стремления: всякая вещь называется благой либо потому, что она есть цель, либо потому, что она служит средством достижения цели. Значит, последняя цель – это то, от чего все вещи получают свойство блага. Но это – Бог, как будет доказано ниже. Следовательно, Бог есть благо всех благ.

Вот почему Господь, обещая Моисею дать увидеть Себя, говорит в книге Исход: «Я покажу тебе всё благо» (33:19). 180 И о Премудрости Божией говорится: «Вместе с нею пришли ко мне все блага» (Прем. 7:11).

* * *

179

Августин, О Троице, VIII 3.

180

В русском Синодальном переводе: «Я проведу пред тобою всю славу Мою».


Источник: Сумма против язычников / Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. / Кн. 1. - 440 с. ISBN 5-94242-008-4

Комментарии для сайта Cackle