Фома Аквинский (католический святой)

Сумма теологии. Том VI

Источник

Том IТом IIТом IIIТом IVТом V • Том VI • Том VIIТом VIIIТом IXТом XТом XIТом XIIТом XIII

 

 

Содержание

Трактат о законе. Вопрос 90. О сущности закона Раздел 1. Имеет ли закон какое-либо отношение к разуму? Раздел 2. Всегда ли закон так или иначе направлен на общее благо? Раздел 3. Является ли разум любого человека правомочным устанавливать законы? Раздел 4. Присуще ли закону быть обнародованным? Вопрос 91. О различных видах закона Раздел 1. Существует ли вечный закон? Раздел 2. Присутствует ли в нас естественный закон? Раздел 3. Существует ли человеческий закон? Раздел 4. Существует ли необходимость в Божественном Законе? Раздел 5. Существует ли только один Божественный Закон? Раздел 6. Существует ли закон для скверны греха? Вопрос 92. О следствиях закона Раздел 1. Является ли следствием закона то, что люди становятся добрыми? Раздел 2. Правильно ли указаны действия закона? Вопрос 93. О вечном законе Раздел 1. Является ли вечный закон существующим в Боге отдельным типом? Раздел 2. Верно ли, что вечный закон известен всем? Раздел 3. Всякий ли закон происходит от вечного закона? Раздел 4. Являются ли необходимые и вечные вещи субъектами вечного закона? Раздел 5. Являются ли возможные природные вещи субъектами вечного закона? Раздел 6. Являются ли субъектами вечного закона все человеческие дела? Вопрос 94. О естественном законе Раздел 1. Является ли естественный закон навыком? Раздел 2. Содержит ли в себе естественный закон несколько предписаний или же только одно? Раздел 3. Верно ли, что все акты добродетели предписаны естественным законом? Раздел 4. Одинаков ли естественный закон во всех? Раздел 5. Может ли быть изменен естественный закон? Раздел 6. Может ли естественный закон быть упразднен в человеческом сердце? Вопрос 95. О человеческом законе Раздел 1. Приличествует ли законам быть установленными людьми? Раздел 2. Всякий ли человеческий закон происходит от естественного закона? Раздел 3. Следует ли считать правильным предложенное Исидором определение качества установленного закона? Раздел 4. Правильно ли Исидор разделил человеческие законы? Вопрос 96. О полномочиях человеческого закона Раздел 1. Является ли человеческий закон созданным не столько ради индивида, сколько ради сообщества? Раздел 2. Должен ли человеческий закон пресекать все пороки? Раздел 3. Предписывает ли человеческий закон акты всех добродетелей? Раздел 4. Обязывает ли закон человека со стороны его совести? Раздел 5. Все ли [люди] являются субъектами закона? Раздел 6. Могут ли ходящие под законом действовать не по букве закона? Вопрос 97. Об изменениях в законах Раздел 1. Может ли человеческий закон каким-либо образом быть изменен? Раздел 2. Должен ли человеческий закон претерпевать изменение всегда, когда это ведет к его улучшению? Раздел 3. Может ли обычай получить силу закона? Раздел 4. Могут ли правители быть свободными от исполнения человеческих законов? Вопрос 98. О старом законе Раздел 1. Был ли благим старый закон? Раздел 2. Был ли старый закон от Бога? Раздел 3. Был ли старый закон. Сообщен через посредство ангелов? Раздел 4. Был ли старый закон дан только Евреям? Раздел 5. Было ли соблюдение старого закона обязательным для всех? Раздел 6. Надлежало ли старому закону быть данным во времена Моисея? Вопрос 99. О предписаниях старого закона Раздел 1. Содержит ли старый закон только одно предписание? Раздел 2. Содержит ли старый закон моральные предписания? Раздел 3. Содержит ли старый закон помимо моральных предписаний ещё и обрядовые предписания? Раздел 4. Существуют ли помимо моральных и обрядовых предписаний. Еще и судебные предписания? Раздел 5. Содержит ли старый закон ещё какие-либо предписания помимо моральных, судебных и обрядовых предписаний? Раздел 6. Должен ли был старый закон побуждать людей соблюдать предписания посредством временных обещаний и угроз? Вопрос 100. О моральных предписаниях старого закона Раздел 1. Все ли моральные предписания старого закона принадлежат закону природы? Раздел 2. Относятся ли моральные предписания закона ко всем актам добродетели? Раздел 3. Всели моральные предписания старого закона сводимы к десяти предписаниям Десятисловия? Раздел 4. Надлежащим ли образом проведено различение предписаний Десятисловия? Раздел 5. Надлежащим ли образом изложены предписания Десятисловия? Раздел 6. В надлежащем ли порядке расположены десять предписаний Десятисловия? Раздел 7. Должным ли образом были сформулированы предписания Десятисловия? Раздел 8. Насколько обязательны предписания Десятисловия? Раздел 9. Подпадает ли модус добродетели под предписание закона? Раздел 10. Подпадает ли под предписание Божественного Закона модус любви? Раздел 11. Правильно ли различать другие моральные предписания закона помимо [предписаний] Десятисловия? Раздел 12. Оправдывали ли человека моральные предписания старого закона? Вопрос 101. Об обрядовых предписаниях как таковых Раздел 1. Заключается ли природа обрядовых предписаний в том, что они связаны с поклонением Богу? Раздел 2. Являются ли обрядовые предписания метафоричными? Раздел 3. Должно ли быть много обрядовых предписаний? Раздел 4. Правильно ли разделять обряды старого закона на жертвоприношения, святыни, священнодействия и соблюдения? Вопрос 102. О причинах обрядовых предписаний Раздел 1. Существовала ли причина обрядовых предписаний? Раздел 2. Была ли причина обрядовых предписаний буквальной или только метафорической? Раздел 3. Существовала ли надлежащая причина у относящихся к жертвоприношениям обрядов? Раздел 4. Существовала ли достаточная причина у обрядов, относящихся к святыням? Раздел 5. Существовала ли какая-либо приличествующая причина. У священнодействий старого закона? Раздел 6. Существовала ли какая-либо разумная причина у обрядовых соблюдений? Вопрос 103. О продолжительности обрядовых предписаний Раздел 1. Существовали ли обрядовые предписания прежде закона? Раздел 2. Были ли полномочны обряды старого закона каким-либо образом оправдывать [человека] во времена закона? Раздел 3. Прекратились ли [полномочия] обрядов старого закона по пришествии Христа? Раздел 4. Является ли соблюдение законных обрядов после страстей Христовых смертным грехом? Вопрос 104. О судебных предписаниях Раздел 1. Являлись ли судебные предписания тем, что определяет человека в его отношениях с ближним? Раздел 2. Были ли судебные предписания метафорическими? Раздел 3. Навсегда ли обязывают судебные предписания старого закона? Раздел 4. Можно ли провести какое-либо разделение судебных предписаний? Вопрос 105. О причине судебных предписаний Раздел 1. Должным ли образом старый закон установил предписания. В отношении правителей? Раздел 2. Должным ли образом были установлены судебные предписания, касающиеся взаимоотношений одного человека. С другим? Раздел 3. Должным ли образом были установлены судебные предписания в отношении чужеземцев? Раздел 4. Установил ли старый закон надлежащие предписания относительно домочадцев? Вопрос 106. О законе Евангелия, называемом новом законом, как таковом Раздел 1. Является ли новый закон писаным законом? Раздел 2. Оправдывает ли новый закон? Раздел 3. Надлежало ли дать новый закон от начала мира? Раздел 4. Будет ли новый закон продолжаться до конца мира? Вопрос 107. О сравнении нового закона со старым Раздел 1. Отличается ли новый закон от старого закона? Раздел 2. Является ли новый закон исполнением старого? Раздел 3. Содержится ли новый закон в старом? Раздел 4. Является ли новый закон более обременительным, чем старый? Вопрос 108. О содержимом нового закона Раздел 1. Надлежало ли новому закону предписывать или запрещать какие-либо внешние акты? Раздел 2. Дал ли новый закон достаточные определения в отношении внешних актов? Раздел 3. Достаточным ли образом новый закон направляет человека в его внутренних актах? Раздел 4. Насколько точно сформулированы советы в новом законе? Трактат о благодати. Вопрос 109. О необходимости благодати Раздел 1. Может л и человек познавать какую-либо истину без благодати? Раздел 2. Может ли человек желать или делать что-либо доброе без благодати? Раздел 3. Может ли человек посредством одних только своих естественных способностей без благодати любить Бога более всего остального? Раздел 4. Может ли человек посредством одних только своих естественных способностей без благодати исполнять заповеди закона? Раздел 5. Может ли человек заслужить вечную жизнь без благодати? Раздел 6. Может ли человек самостоятельно без помощи благодати. Извне приуготовить себя к благодати? Раздел 7. Может ли человек восстать из греха без помощи благодати? Раздел 8. Может ли человек избегнуть греха без благодати? Раздел 9. Может ли тот, кто уже обрел благодать, самостоятельно делать добро и избегать греха без дальнейшей помощи благодати? Раздел 10. Нуждается ли обретший благодать человек в помощи благодати для того, чтобы сохранить [себя в добре]? Вопрос 110. О благодати Бога в том, что касается её сущности Раздел 1. Подразумевает ли благодать наличие чего-то в душе? Раздел 2. Является ли благодать качеством души? Раздел 3. Является ли благодать тем же, что и добродетель? Раздел 4. Находится ли благодать как в своем субъекте в сущности души или в одной из [ее] способностей? Вопрос 111. О разделении благодати Раздел 1. Должно ли разделять благодать на освящающую и дарованную? Раздел 2. Должно ли разделять благодать на деятельную и содействующую? Раздел 3. Должно ли разделять благодать на предшествующую и последующую? Раздел 4. Надлежащим ли образом разделил апостол дарованную благодать? Раздел 5. Является ли даровАнная благодать более возвышенной, нежели благодать освящающая? Вопрос 112. О причине благодати Раздел 1. Только ли Бог является причиной благодати? Раздел 2. Необходимо ли какое-либо приуготовление и расположение. К благодати со стороны человека? Раздел 3. Сообщается ли благодать необходимым образом всякому, кто приуготовил себя к её приятию, или же всякому, кто сделал для этого все, что в его силах? Раздел 4. Может ли благодать быть в одном большей, чем в другом? Раздел 5. Может ли человек знать о том, что он обладает благодатью? Вопрос 113. О следствиях благодати Раздел 1. Является ли оправдание нечестивых отпущением грехов? Раздел 2. Насколько необходимо всеяние благодати для отпущения вины, то есть оправдания нечестивых? Раздел 3. Необходимо ли для оправдания нечестивых движение свободной воли? Раздел 4. Необходимо ли для оправдания нечестивых движение веры? Раздел 5. Необходимо ли для оправдания нечестивых движение свободной воли к греху? Раздел 6. Должно ли причислять отпущение грехов к тому, что необходимо для оправдания? Раздел 7. Происходит ли оправдание нечестивых мгновенно или в течение времени? Раздел 8. Является ли всеяние благодати по природе первой из тех вещей, которые необходимы для оправдания нечестивых? Раздел 9. Является ли оправдание нечестивых величайшим деянием Божиим? Раздел 10. Является ли оправдание нечестивых чудом? Вопрос 114. О заслуге Раздел 1. Может ли человек заслужить что-либо от Бога? Раздел 2. Может ли кто-либо заслужить жизнь вечную без благодати? Раздел 3. Может ли человек с благодатью заслуженно заслужить вечную жизнь? Раздел 4. Является ли благодать началом заслуги благодаря любви в большей степени, нежели благодаря другим добродетелям? Раздел 5. Может ли человек заслужить для себя первую благодать? Раздел 6. Может ли человек заслужить первую благодать для кого-то другого? Раздел 7. Может ли человек заслужить восстановление после отпадения? Раздел 8. Может ли человек заслужить возрастание благодати или любви? Раздел 9. Может ли человек заслужить стойкость? Раздел 10. Подпадают ли под действие заслуги временные блага?  

 

«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословия», его влияние едва ли можно переоценить.

Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.

Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов, но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.


Источник: Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114: 978-966-521 -475-5 978-966-521-518-9. / Фома Аквинский. - К. : Ника-Центр, 2010.- 432 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания.

Комментарии для сайта Cackle