Глава 63. Доводы тех, кто не хочет допустить, что Бог познает единичные [вещи]
Есть люди, которые пытаются доказать, что совершенству Божьего ума недоступно познание единичных [вещей].286 Обосновать свою точку зрения они пытаются семью путями.
Первый путь исходит из самого условия единичности. Начало единичности – предназначенная [для данной формы] материя. Значит, по-видимому, единичные [вещи] не могут познаваться какой-либо нематериальной способностью: ведь всякое познание осуществляется через некое уподобление.287 Поэтому и в нас воспринимают единичные [вещи] только те способности, которые пользуются материальными органами, как воображение, ощущение и т.п. Ум же наш, будучи нематериальным, единичных не познает.288 Тем более неспособен познавать единичные [вещи] Божий ум: ведь он еще дальше отстоит от материи. Значит, Бог никоим образом не может знать единичных.
Второй путь: единичные [вещи] существуют не всегда. Бог должен либо знать их всегда, либо иногда знать, иногда не знать. Первого не может быть: о том, чего нет, не может быть знания, ибо знание – всегда знание истинных,289 а то, чего нет, не может быть истинным. Но и второго быть не может: потому что ум Божий абсолютно неизменен, как было показано (1,45).
Третий путь исходит из того, что не все единичные [вещи] возникают необходимо; некоторые происходят случайно. Поэтому достоверное знание о них может быть только [в тот момент], когда они существуют. Но достоверное знание – это такое, которое не может ошибаться. А знание обо всем случайном, когда [это случайное еще только предстоит] в будущем, может ошибаться. Ибо может случиться нечто противоположное тому, что предполагает знание. Ведь если бы противоположное не могло случиться, оно было бы [не случайным, а] необходимым. Поэтому о будущих случайных [вещах или событиях] мы не можем знать, а можем только более или менее вероятно гадать [и прикидывать]. Применительно же к Богу следует исходить из того, что всякое его знание – самое достоверное и безошибочное, как показано выше (1, 61). К тому же Бог не может начинать познавать нечто заново, ибо он неизменен, как было сказано (1, 45). Из этого с очевидностью следует, что Бог не знает единичных случайных [вещей].
Четвертый путь исходит из того, что причина некоторых единичных [вещей или событий] – воля. Но узнать следствие, прежде чем оно будет, можно лишь в его причине: ибо только так оно может существовать до того, как начнет существовать само в себе. Но движения воли никому не могут быть достоверно известны, кроме самого волящего, в чьей власти они находятся. Значит Бог, по всей очевидности, не может иметь вечного знания о таких единичных [вещах], причина которых – в воле.
Пятый путь исходит из бесконечности единичных. «Ибо бесконечное как таковое непознаваемо»:290 ведь все, что познается, некоторым образом измеряется, будучи понимаемо (обнимаемо, схватываемо) познающим. А измерение есть не что иное, как некое определение измеряемой вещи. Поэтому всякое искусство отвергает бесконечное. Но единичные [вещи] бесконечны [ по числу], по крайней мере в потенции. Поэтому представляется невозможным, чтобы Бог знал единичные.
Шестой путь исходит из ничтожества291 единичных. Благородство знания в известной мере оценивается по благородству его предмета, поэтому ничтожество предмета, по-видимому, отражается на ничтожестве знания. Но Божий ум – самый благородный. Поэтому знать ничтожнейшие из единичных [вещей] ниже его достоинства.
Седьмой путь исходит из того, что некоторые единичные [вещи] бывают плохи. Но предмет знания некоторым образом находится в знающем; а в Боге не может быть плохого, как показано выше (1, 39). Отсюда, по-видимому, следует, что что Бог совершенно не знает зла и лишенности; их знает лишь ум потенциальный, ибо лишенность может быть только в потенциальном. А из этого следует, что Бог не знает тех единичных [вещей], в которых бывает зло и лишенность.
* * *
Имеются в виду Авиценна и Аверроэс. – Avicenna, Met. VIII, 6 (fol.100 rb); Averroes, Com.magn. in Met. XII, t.51 (VIII» 337 A); Com. Magn. in De an. III, t. 25 (CCAA VI 1/463).
«Подобное познается подобным» – аксиома античной философии после Платона и Аристотеля. – См. Аристотель, О душе, 427 а 28, b 5.
См. Аристотель, Метафизика, 999 а 24.
См. Аристотель, Вторая Аналитика, 993 b 20.
Аристотель, Физика, 187 b 7.
ex vilitate. – Vilitas – дешевизна, неблагородство, дешевка, противоположность ценному, достойному, высокому, важному.