Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 26. О блаженстве Бога

После исследования всего того, что относится к единству божествен-ной сущности, мы подошли к вопросу о божественном блаженстве, в связи с чем будет рассмотрено четыре пункта: 1) принадлежит ли блаженство Богу; 2) относится ли то, вследствие чего Бога называют блаженным, к деятельности Его ума; 3) является ли Он сущностным блаженством каждого из блаженных; 4) включены ли в божественное блаженство все прочие блаженства.

Раздел 1. Принадлежит ли блаженство Богу?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что блаженство не принадлежит Богу· Ведь блаженство, согласно Боэцию, «есть совершенное состояние, которое является соединением всех благ»417. Но в Боге, в Котором нет никакой составленности, не может быть никакого соединения благ. Следовательно, блаженство не принадлежит Богу.

Возражение 2. Далее, согласно Философу, блаженство, или счастье, есть вознаграждение добродетели418. Но Богу не приличествует приписывать ни наград, ни заслуг. Следовательно, [не приличествует приписывать Ему] также и блаженство.

Этому противоречат слова апостола [Павла]: «...которое419 в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим. 6, 15).

Отвечаю: блаженство принадлежит Богу, но особым образом. В самом деле, под блаженством надлежит разуметь не что иное, как совершенное благо разумной природы, способной сознавать полноту своего обладания благом, сведущую о существовании добра и зла и способную направлять собственную деятельность. Все это принадлежит Богу в наивысшей степени, особенно же – разум и совершенство. Поэтому блаженство принадлежит Богу в наивысшей степени.

Ответ на возражение 1. В Боге наличествует соединение всех благ, но не составлено, а просто. В самом деле, как было установлено выше (4, 2; 13, 4), то, что в сотворенном является множественным, предсуществует в Боге просто и единовидно.

Ответ на возражение 2. Быть вознаграждением добродетели принадлежит блаженству, или счастью, привходящим образом, в той мере, в какой тот или иной достигает блаженства, подобно тому как и быть рожденным принадлежит существующему привходящим образом, в той мере, в какой тот или иной приходит от возможности к действительности. Но как Бог имеет бытие, которое не является результатом рождения, так же точно Он имеет и блаженство, которое не является результатом заслуг

Раздел 2. Называют ли Бога блаженным в отношении ума?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бога называют блаженным не в отношении Его ума. Ведь блаженство – это высшее благо. Но благо, говорят, находится в Боге в отношении Его сущности, поскольку согласно Боэцию, благо относится к существованию с точки зрения сущности420. Следовательно, и блаженство, говорят, находится в Боге в отношении Его сущности, а не Его ума.

Возражение 2. Далее, блаженство подразумевает понятие цели. Но цель, как и благо, – это объект воли. Следовательно, блаженство, говорят, находится в Боге в отношении Его воли, а не в отношении Его ума.

Этому противоречат слова Григория о том, что «Он пребывает в славе, наслаждаясь самим Собою и не нуждаясь ни в чьих восхвалениях»421. Но пребывать в славе – значит быть блаженным. Следовательно, коль скоро мы наслаждаемся Богом в отношении нашего ума (ибо, как сказал Августин, наша награда – это полнота видения422), то, похоже, и о блаженстве надлежит говорить, что оно находится в Боге в отношении Его ума.

Отвечаю: блаженство, как было установлено выше (1 ), есть совершенное благо разумной природы. И так как все желает совершенства своей природы, разумная природа естественным образом желает быть счастливой. Затем, наисовершеннейшим в разумной природе является деятельность ума, посредством которой в определенном смысле и мыслятся все эти [совершенства]. Следовательно, счастье каждой разумной природы заключается [именно] в мышлении. Но в Боге бытие и мышление суть одно; отличие состоит только в способе нашего о них мышления. Блаженство, таким образом, должно быть усвоено Богу в отношении Его ума, счастливых же мы называем блаженными вследствие их уподобления Его блаженству.

Ответ на возражение 1. Этот аргумент доказывает [лишь] то, что блаженство принадлежит Богу, а не то, что блаженство сущностно принадлежит Ему в отношении Его сущности; скорее [напротив, он доказывает, что оно принадлежит Ему] в отношении Его ума.

Ответ на возражение 2. Поскольку блаженство есть благо, постольку оно и является объектом воли. Но так как объект мышления предшествует акту способности, то с точки зрения нашего мышления божественное блаженство предшествует действию воли. И поскольку это [предшествование] суть не что иное, как деятельность ума, то и блаженство надлежит разуметь как деятельность ума.

Раздел 3. Является ли Бог блаженством всех блаженных?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог является блаженством каждого из блаженных. Ведь Бог, как было доказано выше (6, 2 и 4), есть наивысшее благо. Но абсолютно невозможно, чтобы наличествовало несколько наивысших благ, что также очевидно из вышесказанного (11,3). Следовательно, коль скоро сущностью блаженства является наивысшее благо, похоже, что блаженство есть не что иное, как Сам Бог.

Возражение 2. Далее, блаженство – это конечная цель всякой разумной природы. Но одному только Богу приличествует быть конечной целью всякой разумной природы. Следовательно, блаженством каждого блаженного является один только Бог.

Этому противоречит то, что блаженство одного может превосходить блаженство другого, согласно сказанному в первом [послании апостола Павла] Кор. 15, 41: «И звезда от звезды разнится в славе». Но нет ничего, что превосходило бы Бога. Следовательно, блаженство есть нечто отличное от Бога.

Отвечаю: блаженство разумной природы заключается в деятельности ума. В этой деятельности мы можем различать две вещи, а именно: объект деятельности, который суть мыслимая вещь, и непосредственно саму деятельность, которая суть мышление. Если, таким образом, рассматривать блаженство с точки зрения объекта, то единственное блаженство – Бог; в самом деле, согласно сказанному Августином, блаженство заключается единственно в мышлении Бога: «Блажен, кто знает Тебя, хотя бы он и не знал ничего другого»423. Что же касается акта мышления, то блаженство – сотворенная вещь в обретших блаженство тварях; но в Боге и с этой точки зрения оно [разумеется] вещь несотворенная.

Ответ на возражение 1. С точки зрения своего объекта блаженство суть абсолютно высшее благо, но что касается деятельности, то в обретших блаженство тварях оно – их высшее благо, [т. е. высшее] не абсолютно, но – [наивысшее] из тех видов благ, коим может быть причастна та или иная тварь.

Ответ на возражение 2. Всякая цель двояка, а именно [цель] «объективная» и [цель] «субъективная»; или, как сказал Философ, «сама по себе вещь» и «пользование [или обладание] ею»424. Так, целью скупого являются как сами деньги, так и их накопление. Подобно этому и Бог в качестве «самой по себе вещи» является конечной целью разумной природы; однако [есть еще и] сотворенное блаженство [которое] является целью вещи в смысле «пользования» или «обладания».

Раздел 4. Включены ли в блаженство Бога все прочие блаженства?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что божественное блаженство не охватывает все [без исключения] блаженства. В самом деле, существуют же и некоторые ложные блаженства. Но в Боге не может быть ничего ложного. Следовательно, божественное блаженство не охватывает все остальные блаженства.

Возражение 2. Далее, говорят, что существуют блаженства, связанные с телесными вещами, такие как наслаждение, достаток и тому подобное. Но ничего такого нельзя приписать Богу, поскольку Он бестелесен. Следовательно, Его блаженство не охватывает все другие блаженства.

Этому противоречит то [обстоятельство], что блаженство есть некоторое совершенство. Но божественное совершенство, как было показано выше (4, 2), охватывает все прочие совершенства. Следовательно, божественное блаженство охватывает все прочие блаженства.

Отвечаю: все, что желательно в каком бы то ни было блаженстве, [независимо от того] истинно ли последнее, или ложно, всецело и наивысшим образом предсуществует в божественном блаженстве. Что касается счастья созерцательного, то Бог обладает непрерывным и наисовершеннейшим созерцанием как самого Себя, так и всего остального, а что касается счастья деятельного, то Он управляет всею вселенной. Относительно же земного счастья, которое, согласно Боэцию, заключается в наслаждении, достатке, силе, достоинстве и известности425, то Его наслаждение состоит в радовании Собою и всем прочим; вместо достатка Он обладает полной самодостаточностью, которая суть залог всяческого достатка; вместо силы Он обладает всемогуществом; Его достоинство заключается в управлении вселенной; а вместо известности Он обладает восхищением [Им] со стороны всего сотворенного.

Ответ на возражение 1. Отдельные виды блаженства суть ложные постольку, поскольку они отпали от идеи истинного блаженства, и в этом смысле они не в Боге. Но то блаженство, подобием которого они (пускай и в невеликой степени) являются, предсуществует в божественном блаженстве.

Ответ на возражение 2. Те блага, которые существуют в телесных вещах телесно, присутствуют также и в Боге, однако – духовным образом.

На этом мы завершаем рассмотрение того, что относится к единству божественной сущности.

* * *

417

DeConsol. Ill, 2.

418

Ethic. I, 9.

419

Речь идет о «явлении Господа нашего Иисуса Христа».

420

De Hebdom.

421

Moral. XXXII, 7.

422

De Civ. Dei XXII, 29.

423

Confess. V, 4.

424

Ethic. I, 3.

425

DeConsol. Ill, 10.


Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.

Комментарии для сайта Cackle