Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 25. О поклонении Христу

Теперь нам надлежит рассмотреть то, что принадлежит Христу в отношении нас: Во-первых, поклонение Христу, которым мы поклоняемся Ему: во-вторых, мы исследуем, каким образом Он является Посредником между нами и Богом.

Под первым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа: 2) должно ли поклоняться Его плоти поклонением «Latria»; 3) должно ли воздавать поклонение ״Latria» образу Христа: 4) должно ли воздавать «Latria» кресту Христову: 5) [должно ли воздавать Latria"] Его Матери: 6) о поклонении святым мощам.

Раздел 1 Должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не следует одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа. В самом деле, поклонение Божеству Христа должно быть общо Отцу и Сыну, в связи с чем читаем [в Писании]: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5, 23). Но человечество Христа не общо Ему и Отцу. Следовательно, человечеству Христа и Его Божеству не должно поклоняться одинаковым поклонением.

Возражение 2. Далее, как говорит Философ, честь в строгом смысле слова является «наградой, присуждаемой за добродетель»326. Но добродетель заслуживает награду посредством своего действия. Поэтому коль скоро в Христе действие божественной Природы отличается от действия человеческой природы, о чем уже было сказано (19, 1), то похоже на то, что человечеству Христа должно поклоняться иначе, чем Его Божеству

Возражение 3. Далее, если бы душа Христа не была соединена со Словом, то она была бы достойной преклонения по причине превосходства ее мудрости и благодати. Но ее соединение со Словом нисколько не убавило ее достоинства. Следовательно, Его человеческая природа заслуживает приличествующего ей почитания помимо того почитания, которое воздается Его Божеству

Этому противоречит сказанное в постановлении Пятого собора327: «Если кто-либо говорит, что Христу надлежит поклоняться в двух природах, и поэтому вводит два вида поклонения, но не почитает в едином поклонении Воплощенного Бога Слова одновременно с Его плотью, как Церковь Божия приняла с самого начала, да будет анафема»

Отвечаю: в отношении личности того, кому воздаются почести, можно усматривать две вещи: саму личность и причину ее почитания. Затем, в строгом смысле слова почести воздаются сущей в себе вещи во всей ее полноте; так, мы говорим о почитании не руки человека, а самого человека. А если даже подчас речь идет о почитании человеческой руки или ноги, то это означает не то, что мы чтим эти члены сами по себе, а то, что через их посредство мы почитаем целое. В указанном смысле человека можно почитать даже путем воздания почестей чему-то для него внешнему, например, его облачению, его изображению или его гонцу.

Причиной же почитания является то, в силу чего почитаемый человек обладает некоторым превосходством. В самом деле, нами уже было показано во второй части (ИИ-ИИ, 103, 1), что почет означает удостоверение человеческого превосходства. Поэтому если в одном человеке наличествует несколько причин почитания, например, сан, знание и добродетель, то воздаваемая ему честь будет одной со стороны того, кому она воздается, но их будет несколько со стороны причин почитания, поскольку этот человек будет почитаться и за ученость, и за добродетельность.

Таким образом, коль скоро в Христе есть только одно Лицо божественной и человеческой природ, одна ипостась и одно «подлежащее», Ему воздается одно поклонение и одно почитание со стороны Лица, Которому поклоняются. Однако мы вправе говорить, что со стороны причины Его почитания существует несколько поклонений, например, что Ему воздаются почести как по причине Его несотворенного знания, так и по причине Его сотворенного знания.

Несколько поклонений в строгом смысле этого слова могло бы быть только в том случае, если бы в Христе было несколько личностей или ипостасей. Но подобное заблуждение было осуждено Вселенскими соборами. Поэтому в главах [святого] Кирилла [Александрийского] написано: «Если кто-либо дерзает говорить, что воспринятому человеку должно поклоняться вместе с Богом Словом и различать их как иного и иного, а не чтить Эммануила единым поклонением, поскольку Слово соделалось плотью, да будет анафема».

Ответ на возражение 1. В Троице есть трое Тех, Кому воздаются почести, но причина этого почитания только одна, а в тайне Воплощения – все наоборот. Поэтому только одно почитание воздается и Троице, и Христу, однако делается это по-разному.

Ответ на возражение 2. Деятельность является не объектом, а причиной почитания. Поэтому наличие в Христе двух деятельностей служит доказательством не двух поклонений, а двух причин поклонения.

Ответ на возражение 3. Если бы душа Христа не была соединена со Словом Божиим, то тогда бы она была главным в том Человеке. А потому и почести приличествовали бы в первую очередь именно ей – ведь человек есть то, что является в нем главным. Но поскольку душа Христа была соединена с Лицом наивысшего достоинства, то почести приличествуют в первую очередь Тому, с Кем соединена душа Христа. Однако это никоим образом не принижает достоинства души Христа, напротив, как уже было сказано (2, 2), это возвышает его.

Раздел 2 Должно ли поклоняться человечеству Христа поклонением «Latria»?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что душе Христа не должно поклоняться поклонением «latria». Так, глосса на слова [Писания]: «Поклоняйтесь подножию Его (свято оно)» (Пс. 98, 5), говорит: «Мы должным образом поклоняемся воспринятой Словом Божиим плоти, поскольку никто духовно не причастится Его плоти, если

прежде не поклонится ей; однако это не то поклонение, которое называется «latria», приличествующее одному только Творцу». Но плоть – это часть человечества. Следовательно, не должно поклоняться человечеству Христа поклонением «latria».

Возражение 2. Далее, твари на должно поклоняться поклонением «latria»; так, язычники осуждались за то, что они, как сказано, «и поклонялись, и служили твари» (Рим. 1, 25). Но человечество Христа есть тварь. Следовательно, ему не должно поклоняться поклонением «latria».

Возражение 3. Далее, поклонение «latria» приличествует Богу по причине Его наивысшего господства, согласно сказанному [в Писании]: «Господу, Богу твоему, поклоняйся, и Ему одному служи»328 (Вт 6, 13). Но Христос как человек меньше Отца. Следовательно, Его человечеству не должно поклоняться поклонением «latria».

Этому противоречат следующие слова Дамаскина: «В воплотившемся Слове Божием мы поклоняемся плоти Христа не ради нее самой, но ради ипостасно соединенного с ней Бога Слова»329. И глосса на слова [Писания]: «Поклоняйтесь подножию Его» (Пс. 98, 5), говорит: «Тот, кто поклоняется телу Христову, поклоняется не праху, а Тому, подножием Кого оно является: воздавая почести Ему, он поклоняется подножию». Но воплощенному Слову поклоняются поклонением «latria». Следовательно, также [должно поклоняться] Его телу и Его человечеству.

Отвечаю: нами уже было сказано (1) о том, что хотя само поклонение приличествует сущей в себе ипостаси, однако причиной воздания почестей может служить и нечто не сущее в себе, если оно обусловливает воздание почестей своему обладателю. Поэтому поклонение человечеству Христа можно понимать двояко. Во-первых, так, что человечество есть то, чему поклоняются, и тогда поклоняться плоти Христа означает поклоняться воплощенному Слову Божию, что подобно тому, как поклонение облачению царя есть не что иное, как поклонение облаченному царю. В указанном смысле поклонение человечеству Христа является поклонением «latria». Во-вторых, поклонение человечеству Христа можно понимать как такое, которое воздается ему как усовершенному всеми дарами благодати. И в этом смысле поклонение человечеству Христа является поклонением не «latria», а «dulia». Таким образом, одному и тому же Лицу Христа надлежит воздавать и поклонение «latria» по причине Его Божества, и поклонение «dulia» по причине Его совершенного человечества.

И в этом нет ничего несообразного. В самом деле, и Самому Богу Отцу приличествует как почитание «latria» по причине Его Божества, так и почитание «dulia» по причине Его господства, посредством которого Он господствует над всем сотворенным. Поэтому глосса на слова [Писания]: «Господи, Боже мой! На Тебя я уповаю» (Пс. 7, 2), говорит: «Господь, властвующий над всем, Которому приличествует «dulia”; Бог всего сотворенного, Которому приличествует «latria"».

Ответ на возражение 1. Эту глоссу не должно понимать так, что плоти Христовой поклонялись отдельно от ее Божества. Это могло бы иметь место только в том случае, если бы было две ипостаси: одна Бога и другая человека. Однако, по словам Дамаскина, «если при посредстве тонких соображений отделить видимое от постигаемого умом, то по самой природе своей плоть, как сотворенная, недостойна поклонения»330, а именно поклонения «latria». Поэтому если рассматривать ее таким образом, то есть отдельно от Слова Божия, то ей должно поклоняться поклонением «dulia», однако не тем видом «dulia», посредством которого воздается почитание другим тварям, а некоторым более возвышенным поклонением, которое называется «hyperdulia».

Ответы на возражения 2 и 3 очевидны из сказанного, поскольку поклонение «latria» воздается человечеству Христа не как таковому, а в отношении соединенного с ним Божества, со стороны которого Христос не является меньшим Отца.

Раздел 3 Должно ли поклоняться образу Христа поклонением «Latria»?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что образу Христа не должно поклоняться поклонением «latria». Ведь сказано же [в Писании]: «Не делай себе кумира и никакого изображения» (Исх. 20, 4). Но нельзя поклоняться в нарушение заповедей Божиих. Следовательно, образу Христа не должно поклоняться поклонением «latria».

Возражение 2. Далее, мы, по словам апостола, не должны участвовать в делах язычников (Еф. 5, 11). Но язычников упрекают в первую очередь за то, что они, как сказано, «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим. 1, 23). Следовательно, образу Христа не должно поклоняться поклонением «latria».

Возражение 3. Далее, поклонение «latria» приличествует Христу по причине не Его человечества, а Его Божества. Но впечатленному в разумной душе образу Его Божества не приличествует воздавать поклонение «latria». Следовательно, тем более не приличествует [воздавать его] материальному образу, через посредство которого обозначается человечество Самого Христа.

Возражение 4. Кроме того, похоже, что в божественном поклонении не должно делать что-либо из того, что не было установлено Богом, по каковой причине апостол, приступая к изложению учения о церковной жертве, говорит: «От Самого Господа принял то, что и вам передал» (1Кор. 11, 23). Но в Священном Писании нет никаких установлений относительно поклонения образам. Следовательно, образу Христа не должно поклоняться поклонением «latria».

Этому противоречит следующее: Дамаскин, цитируя Василия, говорит, что «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз»331, то есть на образец. Но самому образцу, то есть Христу, должно поклоняться поклонением «latria»; следовательно, должно [так поклоняться] и Его образу.

Отвечаю: как указывает Философ, движение ума к образу бывает двояким: одно – непосредственно к самому образу как к некоторой вещи; другое – к образу как к тому, что является образом чего-то еще. Эти движения различны, поскольку если первое, которым подвигаются к образу как к некоторой вещи, отличается от движения к самой вещи, то последнее движение, которым подвигаются к образу как к именно образу, совпадает с тем [движением], каким подвигаются к [той] вещи [образом которой он является]. Поэтому нам надлежит говорить, что образу Христа как вещи, например, как куску резного и окрашенного дерева, нельзя воздавать никакого почитания, поскольку почитание можно воздавать только разумной твари, из чего следует, что почитать его можно лишь постольку, поскольку он является [именно] образом. Следовательно, образу Христа надлежит оказывать то же почтение, что и Самому Христу. И коль скоро Христу поклоняются поклонением «latria», из этого следует, что и Его образу надлежит поклоняться поклонением «latria».

Ответ на возражение 1. Эта заповедь запрещает не само создание какого-либо резного или раскрашенного изображения, а создание его с целью поклонения, по каковой причине далее сказано: «Не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20, 5). И поскольку, как уже было сказано, движение к образу совпадает с движением к самой вещи, запрет на поклонение этим образам был следствием запрета на поклонение тому, что они изображали. Поэтому приведенные слова должно понимать как запрет на поклонение тем образам, которые делали язычники с целью почитания своих богов, то есть демонов, как это явствует из того, что сказано несколько выше: «Да не будет у тебя других «богов״ пред Лицом Моим» (Исх. 20, 3). Однако Самому истинному Богу, Который бестелесен, не может соответствовать какой-либо телесный образ, поскольку, по словам Дамаскина, «давать форму Божеству есть дело крайнего безумия и нечестия»332. Но коль скоро в Новом Завете Бог соделался человеком, Ему стало возможно поклоняться в Его телесном образе.

Ответ на возражение 2. Апостол запрещает нам участвовать «в бесплодных делах» язычников, а не в их плодотворных делах. Затем, поклонение образам можно считать бесплодным делом в двух отношениях. Во-первых, потому, что некоторые язычники имели обыкновение поклоняться непосредственно самим образам как вещам, веря, что в них присутствует некое божество, поскольку демоны приноровились через их посредство давать ответы и производить всякие другие удивительные следствия. Во- вторых, по причине того, что было на них изображено, поскольку они создавали образы различных тварей, которых и чтили в этих образах почитанием «latria». Мы же воздаем поклонение «latria» образу Христа, Который является истинным Богом, и делаем это не ради самого образа, а ради Того, Чьим образом он является, о чем уже было сказано.

Ответ на возражение 3. Почитание приличествует разумной твари ради нее самой. Следовательно, если бы поклонение «latria» воздавалось разумной твари, в которую впечатлен образ, то возникало бы недоразумение, поскольку движение поклонения завершалось бы как в вещи в человеке и не продолжалось бы к Богу, образом Которого он [то есть человек] является. В случае же резного или раскрашенного образа в бесчувственном материале этого не происходит.

Ответ на возражение 4. Апостолы, интуитивно вдохновляемые Святым Духом, передали церквям некоторые наставления не письменно, а практически, лично учредив некоторые церковные обряды. Поэтому апостол говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом», то есть устным словом, «или посланием нашим», то есть словом, изложенным на письме (2Фес. 2, 15). И одним из таких преданий является поклонение образу Христа. Так, говорят, что блаженный Лука сам расписал тот образ Христа, который находится в Риме.

Раздел 4 Должно ли почитать крест Христа поклонением «Latria»?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не должно почитать поклонением «latria» крест Христа. В самом деле, почтительный сын не станет почитать то, что позорит его отца, например, бич, которым он избит, или виселицу, на которой его повесят; скорее, он их возненавидит. Но Христа предали самой позорной казни на кресте, согласно сказанному [в Писании]: «Осудим Его на бесчестную смерть» (Прем. 2, 20). Следовательно, нам надлежит не столько чтить крест, сколько ненавидеть его.

Возражение 2. Далее, человечество Христа почитают поклонением «latria» потому, что оно соединено с Сыном Божиим в Лице. Но этого никак нельзя сказать о кресте. Следовательно, крест Христа не должно почитать поклонением «latria».

Возражение 3. Далее, помимо креста Христова орудиями Его страстей и смерти служили и многие другие вещи, например, гвозди, венец и копье, однако мы не оказываем им поклонения «latria». Следовательно, похоже, что и кресту Христа не должно служить поклонением «latria».

Этому противоречит следующее: мы оказываем поклонение «latria» тому, с чем мы связываем нашу надежду на спасение. Но мы связываем нашу надежду с крестом Христа, поскольку в церкви поем:

«Дражайший Крест, ты – наше упованье,

К тебе взываем мы, и мир, и клир:

Дай благодати праведной взрастанье

И духу сокрушенному дай мир».

Следовательно, крест Христа должно почитать поклонением «latria».

Отвечаю: как уже было сказано (3), честь, или почитание, приличествует только разумной твари, тогда как бесчувственной твари честь, или почитание, приличествует разве что с точки зрения ее отношения к разумной природе, что может иметь место двояко. Во-первых, если она изображает разумную природу; во-вторых, если она каким-либо образом соединена с ней. В первом смысле людям свойственно проявлять почтительность к изображению царя, во втором – к его мантии. И при этом то и другое почитается людьми посредством того же почтения, которое они оказывают царю.

Таким образом, если мы говорим о самом том кресте, на котором был распят Христос, то его должно почитать обоими способами, а именно и потому, что он представляет нам образ распростертого на нем Христа, и потому, что он соприкасался с членами Христа и пропитался Его кровью. Поэтому с обеих точек зрения ему должно воздавать то же поклонение, что и Христу, а именно поклонение «latria». И по той же причине мы обращаемся к кресту и молимся ему как Самому Распятому. Но если мы говорим об изображении креста Христова в каком-либо внешнем материале, например, в камне или дереве, в серебре или золоте, то в таком случае мы чтим крест просто как образ Христа, которому, как уже было сказано (3), мы поклоняемся поклонением «latria».

Ответ на возражение 1. Если усматривать в кресте Христа мнение и намерение не веривших в Него, то тогда он будет представляться Его позором, но если усматривать в нем следствие, а именно наше спасение, то тогда он будет представляться наделенным божественной силой, посредством которой посрамлены все враги его, согласно сказанному [в Писании]: «Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2, 14, 15). Поэтому апостол говорит: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1, 18).

Ответ на возражение 2. Хотя крест Христов не был соединен со Словом Божиим в Лице, однако он был соединен с Ним некоторым иным образом, а именно посредством представления и соприкосновения. И это является единственной причиной оказываемого ему почитания.

Ответ на возражение 3. По причине соприкосновения с членами Христа мы поклоняемся не только кресту, но и всему, к чему прикасался Христос. Поэтому Дамаскин говорит, что «должно поклоняться и самому этому досточтимому и поистине драгоценному древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением святого тела и крови, и точно также – гвоздям, копью, одеждам и священным Его обиталищам, каковы ясли, вертеп... и т. д.»333. Однако все перечисленные вещи не представляют нам образ Христа так, как это делает крест, о котором говорят как о «знамении Сына Человеческого на небе» (Мф. 24, 30). По той же причине ангел сказал женщинам: «Иисуса ищете, Назарянина, распятого» (Мк. 16, 6), сказал не «пронзенного», а «распятого». Поэтому мы поклоняемся изготовленному из любого материала образу креста Христова, а не образу гвоздей и т. п.

Раздел 5 Должно ли почитать Матерь Божию поклонением «Latria»?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Матерь Божию должно почитать поклонением «latria». В самом деле, похоже, что матери царя приличествует оказывать такую же честь, что и самому царю, в связи с чем [в Писании] сказано о том, что «поставили престол и для матери царя – и она села по правую руку его» (3Цар. 2, 19). Кроме того, Августин говорит: «Поистине престол Божий, седалище Господа Небес, местопребывание Христа, должно быть там, где и Он Сам». Но Христа почитают поклонением «latria». Следовательно, так же должно почитать и Его Мать.

Возражение 2. Далее, Дамаскин говорит, что «честь, воздаваемая Богоматери, возводится к Сыну»334. Но Сына почитают поклонением «latria». Следовательно, так же [должно почитать] и Мать.

Возражение 3. Далее, Мать Христа ближе Ему, чем крест. Но крест почитают поклонением «latria». Следовательно, должно почитать таким же поклонением и Богоматерь.

Этому противоречит следующее: Матерь Божия является обычным существом. Следовательно, ей не приличествует поклонение «latria».

Отвечаю: коль скоро [поклонение] «latria» приличествует одному только Богу, оно не может приличествовать какой бы то ни было твари в той мере, в какой мы почитаем тварь ради нее самой. И хотя бесчувственные твари не способны быть почитаемыми ради них самих, однако разумные твари быть почитаемыми ради них самих способны. Поэтому поклонение «latria» нельзя воздавать какому-либо обычному разумному существу ради него самого. И поскольку Приснодева является обычным разумным существом, ей приличествует поклонение не «latria», а только «dulia», хотя и в более высокой степени, чем другим существам, поскольку она суть Матерь Божия. Поэтому должно говорить, что ее надлежит почитать не любым видом «dulia», но – «hyperdulia».

Ответ на возражение 1. Приличествующая матери царя честь не равна той чести, которая приличествует царю, хотя и напоминает ее в силу высокого достоинства [матери царя]. И именно об этом идет речь в приведенной цитате.

Ответ на возражение 2. Честь, воздаваемая Матери, возводится к Сыну потому, что Мать должно почитать ради ее Сына. Однако это не имеет ничего общего с возведением почитания образа к образцу, поскольку самому образу как вещи нельзя воздавать почести вообще.

Ответ на возражение 3. Сам по себе крест, как уже было сказано (4), не является объектом почитания, в то время как Приснодева является объектом почитания сама по себе. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.

Раздел 6 Приличествует ли какой-либо вид почитания святым мощам?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что святые мощи не должны почитаться вообще. В самом деле, мы должны всячески избегать того, что может быть связано с заблуждением. Но почитание мощей напоминает заблуждение язычников, почитавших мертвецов. Следовательно, святые мощи почитать не должно.

Возражение 2. Далее, почитание бесчувственного представляется нелепым. Но святые мощи бесчувственны. Следовательно, их почитание нелепо.

Возражение 3. Далее, мертвое тело не относится к тому же самому виду, что и живое, так что его, похоже, нельзя отождествлять с ним. Следовательно, дело представляется так, что тело святого не должно почитаться после его смерти.

Этому противоречит следующее постановление [Церкви]: «Мы полагаем, что тела святых, тем более мощи блаженных мучеников, членов Христовых, должны быть поистине почитаемы», и далее: «Если же кто мыслит иначе, то его должно считать не христианином, а последователем Евномия и Вигилантия».

Отвечаю: как говорит Августин, «если отцовские одежды, кольца и иные какие вещи тем дороже детям, чем сильнее они любили его, то тем более не должны презираться и тела, бывшие, конечно, куда ближе и дороже покойным, нежели их одежды. Они ведь – не предметы роскоши или вещи, созданные для удобства, но принадлежат самой человеческой природе»335. Из сказанного понятно, что когда один человек привязан к другому, он почтительно относится ко всему, что осталось после его смерти, причем не только к телу и его частями, но даже к внешним вещам, вроде одежды и т. п. Затем, очевидно, что мы должны оказывать почести святым Божиим как членам Христовым, сынам и друзьям Божиим и нашим заступникам. Поэтому в память о них мы должны приличествующим образом почитать любые их реликвии, и в первую очередь – их тела, бывшие храмами и органами пребывавшего и действовавшего в них Святого Духа, которые предопределены быть уподобленными телу Христову в славе Воскрешения. Ведь и Сам Бог надлежаще удостаивает эти мощи своим присутствием творить чудеса.

Ответ на возражение 1. Этот аргумент принадлежит Вигилантию. Вот его слова, приведенные Иеронимом в написанной им против него книге: «Мы видим, что под предлогом религии нам предъявляют какой-то языческий обряд: они, говорю, склоняются с поцелуями к какой-то кучке праха, лежащей в убогом сосуде, обернутом дорогим полотном». Иероним на это отвечает так: «Мы не поклоняемся не то что мощам мучеников, но и солнцу, луне и даже ангелам», – то есть не поклоняемся поклонением «latria». – «Но мы почитаем мощи мучеников так, чтобы этим почтить Того, чьими свидетелями336 они являются. Мы почитаем слуг, дабы оказанные им почести были возведены к их Хозяину». Следовательно, почитая святые мощи, мы не впадаем в заблуждение язычников, которые воздавали умершим поклонение «latria».

Ответ на возражение 2. Мы поклоняемся бесчувственному телу не ради него самого, а ради той души, которая некогда была соединена с ним, а ныне наслаждается Богом; а еще – ради Бога, чьими служителями были святые.

Ответ на возражение 3. Мертвое тело святого не тождественно тому, которым он обладал при жизни, по причине различия формы, а именно души, но оно тождественно ему со стороны материи, которой суждено воссоединиться с формой.

* * *

326

Ethic. IV, 7.

327

Имеется в виду Второй Константинопольский собор.

328

В каноническом переводе: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи».

329

De Fide Orth. IV.

330

Ibid.

331

Ibid.

332

Ibid.

333

Ibid.

334

Ibid.

335

De Civ. Dei I, 13.

336

Иероним использует игру слов: слово «мученик» созвучно греческому слову «свидетель».


Источник: Сумма теологии. Часть III-I. Вопросы 1-26. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2012. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-599-8 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle