Фома Аквинский (католический святой)

Сумма теологии. Том X

Источник

Том IТом IIТом IIIТом IVТом VТом VIТом VIIТом VIIIТом IX • Том X • Том XIТом XIIТом XIII

 

 

Содержание

Трактат о воплощении

Пролог

Вопрос 1. Об уместности воплощения Раздел 1 Приличествовало ли Богу стать воплощенным? Раздел 2 Было ли необходимым для восстановления человечества, чтобы слово Божие стало воплощенным? Раздел 3 Стал бы воплощаться Бог, если бы человек не согрешил? Раздел 4 Что было главной целью воплощения Бога: удаление актуального греха или первородного? Раздел 5 Насколько уместным было бы воплощение Бога в начале существования человечества? Раздел 6 Насколько было бы уместно отложить воплощение до конца мира? Вопрос 2. О модусе соединения воплощенного слова Раздел 1 Произошло ли соединение воплощенного слова в [одной] природе? Раздел 2 Произошло ли соединение воплощенного слова в лице? Раздел 3 Имело ли место соединение воплощенного слова в «подлежащем», или ипостаси? Раздел 4 Действительно ли после воплощения лицо, или ипостась Христа, было составным? Раздел 5 Имело ли место в Христе какое-либо соединение души и тела? Раздел 5 Была ли человеческая природа соединена со Словом Божиим акцидентно? Раздел 7 Является ли соединение божественной и человеческой природ чем-то сотворенным? Раздел 8 Является ли соединение тем же, что и принятие? Раздел 9 Является ли соединение двух природ в Христе величайшим из всех соединений? Раздел 10 Действительно ли соединение воплощения имело место посредством благодати? Раздел 11 Предшествовали ли соединению воплощения какие-либо заслуги? Раздел 12 Была ли благодать соединения естественной для человека Христа? Вопрос 3. О модусе соединения со стороны принимающего Лица Раздел 1 Приличествует ли принятие божественному Лицу? Раздел 2 Приличествует ли принятие божественной природе? Раздел 3 Может ли принимать абстрагированная из Лица природа? Раздел 4 Может ли одно Лицо принимать сотворенную природу без другого? Раздел 5 Может ли каждое из божественных Лиц принять человеческую природу? Раздел 6 Может ли несколько божественных Лиц принять одну и ту же индивидуальную природу? Раздел 7 Может ли одно божественное Лицо принять две человеческие природы? Раздел 8 Приличествовало ли принятие человеческой природы Лицу Сына Божия больше, чем [какому-либо] другому божественному Лицу? Вопрос 4. О модусе соединения со стороны человеческой природы Раздел 1 Была ли человеческая природа более чем любая другая природа приспособлена к тому, чтобы быть принятой Сыном Божиим? Раздел 2 Принял ли Сын Божий личность? Раздел 3 Приняло ли божественное Лицо человека? Раздел 4 Должно ли было Сыну Божию принять человеческую природу, абстрагированную из всех индивидов? Раздел 5 Должно ли было Сыну Божию принять человеческую природу во всех индивидах? Раздел 6 Приличествовало ли Сыну Божию принять человеческую природу из рода Адама? Вопрос 5. О частях человеческой природы, которые выли приняты Раздел 1 Надлежало ли Сыну Божию принять истинное тело? Раздел 2 Надлежало ли Сыну Божию принять плотское, или земное, тело? Раздел 3 Принял ли Сын Божий душу? Раздел 4 Принял ли Сын Божий человеческий ум, или рассудок? Вопрос 6. О порядке принятия Раздел 1 Принял ли Сын Божий плоть через посредство души? Раздел 2 Принял ли Сын Божий душу через посредство духа, или ума? Раздел 3 Была ли душа принята Сыном Божиим прежде плоти? Раздел 4 Была ли плоть Христова принята словом до соединения с душой? Раздел 5 Была ли вся человеческая природа принята через посредство частей? Раздел 6 Была ли человеческая природа принята через посредство благодати? Вопрос 7. О благодати Христа как отдельного человека Раздел 1 Наличествовала ли в душе Христа какая-либо благодать по навыку? Раздел 2 Были л и у Христа добродетели? Раздел 3 Была ли у Христа вера? Раздел 4 Была ли у Христа надежда? Раздел 5 Наличествовали ли в Христе дары? Раздел 6 Наличествовал ли в Христе дар страха? Раздел 7 Наличествовали ли в Христе благодатные дары? Раздел 8 Обладал ли Христос даром пророчества? Раздел 9 Была ли в Христе полнота благодати? Раздел 10 Была ли полнота благодати присущей Христу? Раздел 11 Была ли благодать Христова бесконечной? Раздел 12 Могла ли благодать Христова возрастать? Раздел 13 Правда ли, что благодать по навыку Христа последовала соединению? Вопрос 8. О благодати Христа как Главы Церкви Раздел 1 Является ли Христос Главой Церкви? Раздел 2 Является ли Христос Главой людей в том, что касается их тел, или же только в том, что касается их душ? Раздел 3 Является ли Христос Главой всех людей? Раздел 4 Является ли Христос Главой ангелов? Раздел 5 Является ли благодать Христа как Главы Церкви той же самой, что и Его благодать по навыку как человека? Раздел 6 Присуще ли Христу быть Главой Церкви? Раздел 7 Является ли дьявол главой всех нечестивых? Раздел 8 Можно ли называть антихриста главой всех нечестивых? Вопрос 9. О знании Христа в целом Раздел 1 Обладал ли Христос каким-либо знанием помимо божественного? Раздел 2 Обладал ли Христос тем знанием, которым обладают блаженные и избранные? Раздел 3 Обладал ли Христос впечатленным, или всеянным, знанием? Раздел 4 Обладал ли Христос каким-либо приобретенным знанием? Вопрос 10. О блаженном знании Христовой души Раздел 1 Разумела ли душа Христа Слово, или божественную Сущность? Раздел 2 Знал ли Сын Божий все вещи в Слове? Раздел 3 Может ли душа Христа знать бесконечность в Слове? Раздел 4 Видит ли душа Христа Слово, или божественную Сущность, яснее, чем любая другая тварь? Вопрос 11. О впечатленном, или всеянном в душу Христа знании Раздел 1 Знал ли Христос все вещи посредством впечатленного, или всеянного, знания? Раздел 2 Мог ли Христос пользоваться этим знанием путем обращения к представлениям? Раздел 3 Является ли это знание сопоставительным? Раздел 4 Было ли это знание в Христе большим, чем знание ангелов? Раздел 5 Было ли это знание [знанием] по навыку? Раздел 6 Различалось ли это знание сообразно различным навыкам? Вопрос 12. О приобретённом, или эмпирическим, знании души Христа Раздел 1 Знал ли Христос все вещи посредством этого приобретенного, или эмпирического, знания? Раздел 2 Преуспевал ли Христос в приобретенном, или эмпирическом, знании? Раздел 3 Узнавал ли Христос что-либо от человека? Раздел 4 Получал ли Христос знание от ангелов? Вопрос 13. О могуществе души Христовой Раздел 1 Обладала ли душа Христа всемогуществом? Раздел 2 Обладала ли душа Христа всемогуществом в отношении изменений в тварях? Раздел 3 Обладала ли душа Христа всемогуществом в отношении Его собственного тела? Раздел 4 Обладала ли душа Христа всемогуществом в том, что касается исполнения Его воли? Вопрос 14. О принятых Сыном Божиим телесных изъянах Раздел 1 Должен ли был Сын Божий вместе с человеческой природой принять и изъяны тела? Раздел 2 Было ли необходимо, чтобы Христос был субъектом этих изъянов? Раздел 3 Обусловил ли Христос эти изъяны? Раздел 4 Надлежало ли Христу принять все телесные изъяны людей? Вопрос 15. О принятых Сыном Божиим душевных изъянах Раздел 1 Наличествовал ли в Христе грех? Раздел 2 Наличествовала ли в Христе «порча» греха? Раздел 3 Наличествовало ли в Христе неведенье? Раздел 4 Была ли душа Христа подвержена страстям? Раздел 5 Наличествовала ли в Христе чувственная боль? Раздел 6 Наличествовало ли в Христе страдание? Раздел 7 Наличествовал ли в Христе страх? Раздел 8 Наличествовало ли в Христе удивление? Раздел 9 Наличествовал ли в Христе гнев? Раздел 10 Был ли Христос одновременно странником и сопричастником? Вопрос 16. О том, что может сказываться о Христе в Его становлении и бытии Раздел 1 Истинно ли [высказывание]: «Бог есть человек»? Раздел 2 Истинно ли [высказывание]: «Человек есть Бог»? Раздел 3 Можно ли называть Христа человеком Господним 1 ? Раздел 4 Может ли то, что принадлежит человеческой природе, сказываться о Боге? Раздел 5 Может ли то, что принадлежит человеческой природе, сказываться о божественной Природе? Раздел 6 Истинно ли [высказывание]: «Бог стал человеком»? Раздел 7 Истинно ли [высказывание]: «Человек стал Богом»? Раздел 8 Истинно ли [высказывание]: «Христос есть тварь»? Раздел 9 Начал ли этот Человек, то есть Христос, быть? Раздел 10 Истинно ли [высказывание]: «Христос как Человек есть тварь»? Раздел 11 Истинно ли [высказывание]: «Христос как Человек есть Бог»? Раздел 12 Истинно ли [высказывание]: «Христос как Человек есть ипостась, или личность»? Вопрос 17. О единстве бытия Христа Раздел 1 Един ли Христос или двояк? Раздел 2 Наличествует ли в Христе только одно бытие? Вопрос 18. О единстве воли Христа Раздел 1 Наличествует ли в Христе две воли? Раздел 2 Наличествовало ли в Христе помимо разумной воли еще и влечение чувственности? Раздел 3 Наличествовало ли в Христе несколько воль со стороны разума? Раздел 4 Наличествовала ли в Христе свобода воли? Раздел 5 Всегда ли человеческая воля Христа сообразовывалась с божественной волей в отношении желаемого? Раздел 6 Имело ли место в Христе противостояние воль? Вопрос 19. О единстве деятельности Христа Раздел 1 Наличествует ли в Христе только одна деятельность Божества и Человечества? Раздел 2 Наличествует ли в Христе несколько человеческих деятельностей? Раздел 3 Может ли человеческое действие Христа быть вменено Ему в заслугу? Раздел 4 Мог ли Христос заслужить что-либо для других? Вопрос 20. О подчинении Христа Отцу Раздел 1 Можно ли говорить, что Христос подчинен Отцу? Раздел 2 Подчинен ли Христос самому себе? Вопрос 21. О молитве Христа Раздел 1 Подобает ли Христу молиться? Раздел 2 Свойственно ли Христу молиться согласно Своей чувственности? Раздел 3 Приличествовало ли Христу молиться ради Себя? Раздел 4 Всегда ли была услышана молитва Христа? Вопрос 22. О священничестве Христа Раздел 1 Приличествует ли Христу быть священником? Раздел 2 Был ли сам Христос одновременно священником и жертвой? Раздел 3 Является ли следствием священничества Христа искупление грехов? Раздел 4 Относилось ли следствие священничества Христа не только к другим, но и к Нему Самому? Раздел 5 Вечно ли длится священничество Христа? Раздел 6 Было ли священничество Христа по чину Мельхиседека? Вопрос 23. О принятии как приличествующем Христу Раздел 1 Подобает ли Богу принятие сынов? Раздел 2 Подобает ли принятие всей Троице? Раздел 3 Свойственно ли разумной природе быть принятой? Раздел 4 Является ли Христос как человек Сыном Божиим по принятию? Вопрос 24. О предопределении Христа Раздел 1 Подобает ли Христу быть предопределенным? Раздел 2 Является ли ложным суждение: «Христос как человек предопределен Сыном Божиим»? Раздел 3 Является ли предопределение Христа образцом нашего? Раздел 4 Является ли предопределение Христа причиной нашего? Вопрос 25. О поклонении Христу Раздел 1 Должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа? Раздел 2 Должно ли поклоняться человечеству Христа поклонением «Latria»? Раздел 3 Должно ли поклоняться образу Христа поклонением «Latria»? Раздел 4 Должно ли почитать крест Христа поклонением «Latria»? Раздел 5 Должно ли почитать Матерь Божию поклонением «Latria»? Раздел 6 Приличествует ли какой-либо вид почитания святым мощам? Вопрос 26. О Христе как о Посреднике между Богом и человеком Раздел 1 Присуще ли Христу быть Посредником между Богом и человеком? Раздел 2 Является ли Христос Посредником между Богом и людьми как человек?  

 
Трактат о воплощении. Пролог

Поскольку наш Спаситель и Господь Иисус Христос, дабы спасти, по словам ангела, «людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21), явил нам в Своем Лице путь истины, следуя которым мы можем по воскрешении достичь блаженства вечной жизни, то для того, чтобы завершить богословский труд, нам после исследования конечной цели человеческой жизни, добродетелей и пороков надлежит повести речь о нашем Спасителе, а также о тех благах, которые Он даровал человечеству.

В отношении этого будет рассмотрено [следующее]: во-первых, Сам Спаситель; во-вторых, таинства, благодаря которым мы достигаем нашего спасения; в-третьих, цель обретаемой нами по воскрешении вечной жизни.

Рассмотрение первого будет двояким: во-первых, [будет рассмотрена] сама тайна Воплощения, посредством которого Бог вочеловечился ради нашего спасения; во-вторых, все то, что было исполнено и претерплено нашим Спасителем, то есть воплотившимся Богом.

* * *

1

Фома имеет в виду, можно ли называть Христа «человеком Господним» в том же смысле, в каком мы говорим о «страстях Господних» или о «молитве Господней».


Источник: Сумма теологии. Часть III-I. Вопросы 1-26. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2012. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-599-8 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle