Фома Аквинский
Сумма теологии. Том V

Часть 1

Том IТом IIТом IIIТом IV • Том V • Том VIТом VIIТом VIIIТом IXТом XТом XIТом XII

 

 

Содержание

Аннотация
Трактат о навыках в целом. Вопрос 49. О навыках в целом с точки зрения их субстанции Раздел 1. Является ли навык качеством? Раздел 2. Является ли навык отдельным видом качества? Раздел 3. Подразумевает ли навык упорядоченность к акту? Раздел 4. Необходимы ли навыки? Вопрос 50. О субъекте навыков Раздел 1. Находится ли навык в теле? Раздел 2. Является ли душа субъектом навыка со стороны сущности или со стороны способности? Раздел 3. Могут ли какие-либо навыки находиться в способностях чувственной части? Раздел 4. Находится ли какой-либо навык в уме? Раздел 5. Находится ли какой-либо навык в воле? Раздел 6. Обладают ли ангелы навыками? Вопрос 51. О причине навыков со стороны их образования Раздел 1. Существуют ли естественные навыки? Раздел 2. Обусловливается ли какой-либо навык действиями? Раздел 3. Может ли навык быть обусловлен одним действием? Раздел 4. Всеян ли какой-либо человеческий навык Богом? Вопрос 52. О возрастании навыков Раздел 1. Возрастают ли навыки? Раздел 2. Возрастают ли навыки посредством добавления? Раздел 3. Каждое ли действие ведет к возрастанию навыка? Вопрос 53. О том, как навыки могут быть разрушены или умалены Раздел 1. Может ли навык быть разрушен? Раздел 2. Может ли навык быть умален? Раздел 3. Разрушается ли или умаляется навык вследствие простого прекращения действия? Вопрос 54. О различии навыков Раздел 1. Могут ли несколько навыков находиться в одной и той же способности? Раздел 2. Различаются ли навыки согласно своим объектам? Раздел 3. Разделяются ли навыки на добрые и дурные? Раздел 4. Может ли один навык состоять из нескольких навыков? Трактат о добрых навыках, то есть о добродетелях. Вопрос 55. О добродетелях со стороны их сущности Раздел 1. Является ли человеческая добродетель навыком? Раздел 2. Является ли человеческая добродетель деятельным навыком? Раздел 3. Является ли человеческая добродетель добрым навыком? Раздел 4. Правильно ли определена добродетель? Вопрос 56. О субъекте добродетели Раздел 1. Является ли субъект добродетели душевной способностью? Раздел 2. Может ли одна добродетель находиться в нескольких способностях? Раздел 3. Может ли ум быть субъектом добродетели? Раздел 4. Могут ли раздражительные и вожделеющие способности быть субъектом добродетели? Раздел 5. Могут ли быть субъектом добродетели чувственные способности схватывания? Раздел 6. Может ли быть субъектом добродетели воля? Вопрос 57. Об умственных добродетелях Раздел 1. Являются ли добродетелями навыки созерцательного ума? Раздел 2. Только ли мудрость, наука и мышление являются навыками созерцательного ума? Раздел 3. Является ли добродетелью такой умственный навык, как искусство? Раздел 4. Является ли рассудительность отличной от искусства добродетелью? Раздел 5. Является ли рассудительность необходимой для человека добродетелью? Раздел 6. Являются ли разумность в решениях, сообразительность и совестливость присоединенными к рассудительности добродетелями? Вопрос 58. О различии между нравственными и умственными добродетелями Раздел 1. Всякая ли добродетель является нравственной? Раздел 2. Отличается ли нравственная добродетель от умственной? Раздел 3. Правильно ли разделять добродетели на нравственные и умственные? Раздел 4. Может ли существовать нравственность без умственной добродетели? Раздел 5. Может ли существовать умственная добродетель без нравственной? Вопрос 59. О нравственных добродетелях в том, что касается страстей Раздел 1. Является ли нравственная добродетель страстью? Раздел 2. Может ли существовать нравственная добродетель со страстью? Раздел 3. Совместимо ли с нравственной добродетелью страдание? Раздел 4. Всякая ли нравственная добродетель связана со страстью? Раздел 5. Может ли существовать нравственная добродетель без страсти? Вопрос 60. О различии нравственных добродетелей друг от друга Раздел 1. Существует ли только одна нравственная добродетель? Раздел 2. Отличаются ли те нравственные добродетели, которые относятся к деятельностям, от тех, которые относятся к страстям? Раздел 3. Существует ли всего лишь одна относящаяся к деятельностям нравственная добродетель? Раздел 4. Различаются ли нравственные добродетели согласно различию страстей, к которым они относятся? Раздел 5. Различаются ли нравственные добродетели со стороны различных объектов страстей? Вопрос 61. О главных добродетелях Раздел 1. Правильно ли называть нравственные добродетели главными, или основными добродетелями? Раздел 2. Правда ли, что главных добродетелей четыре? Раздел 3. Можно ли назвать главной еще какую-нибудь добродетель помимо вышеприведенных? Раздел 4. Отличаются ли четыре главные добродетели друг от друга? Раздел 5. Правильно ли разделять главные добродетели на общественные, совершенствующие, совершенные и образцовые? Вопрос 62. О теологических добродетелях Раздел 1. Существуют ли вообще теологические добродетели? Раздел 2. Отличаются ли теологические добродетели от умственных и нравственных добродетелей? Раздел 3. Правильно ли полагать веру, надежду и любовь теологическими добродетелями? Раздел 4. Предшествует ли вера надежде, а надежда – любви? Вопрос 63. О причине добродетелей Раздел 1. Обладаем ли мы добродетелью по природе? Раздел 2. Может ли обучение обусловливать добродетель? Раздел 3. Могут ли какие-либо нравственные добродетели быть всеянными? Раздел 4. Относится ли приобретенная посредством обучения добродетель к тому же самому виду, что и всеянная? Вопрос 64. О середине добродетели Раздел 1. Блюдут ли середину нравственные добродетели? Раздел 2. Существует ли середина нравственной добродетели в действительности или в разуме? Раздел 3. Блюдут ли середину умственные добродетели? Раздел 4. Блюдут ли середину теологические добродетели? Вопрос 65. О взаимосвязи добродетелей Раздел 1. Связаны ли нравственные добродетели друг с другом? Раздел 2. Могут ли существовать нравственные добродетели без любви? Раздел 3. Может ли существовать любовь без нравственной добродетели? Раздел 4. Могут ли существовать вера и надежда без любви? Раздел 5. Может ли существовать любовь без веры и надежды? Вопрос 66. О равенстве добродетелей Раздел 1. Может ли одна добродетель быть большей или меньшей по сравнению с другой? Раздел 2. Равны ли друг другу все существующие в одном человеке добродетели? Раздел 3. Правильно ли говорить, что нравственные добродетели лучше умственных? Раздел 4. Является ли правосудность главенствующей над нравственными добродетелями? Раздел 5. Является ли мудрость величайшей из умственных добродетелей? Раздел 6. Является ли любовь величайшей из теологических добродетелей? Вопрос 67. О том, продолжают ли [существовать] добродетели по окончании этой жизни Раздел 1. Сохраняются ли нравственные добродетели после этой жизни? Раздел 2. Сохраняются ли умственные добродетели после этой жизни? Раздел 3. Сохраняется ли вера по окончании этой жизни? Раздел 4. Сохраняется ли надежда в посмертном состоянии славы? Раздел 5. Остается ли что-нибудь от веры или надежды в состоянии славы? Раздел 6. Сохраняется ли любовь по окончании этой жизни в состоянии славы? Вопрос 68. О дарах Раздел 1. Отличаются ли дары от добродетелей? Раздел 2. Необходимы ли человеку дары ради его спасения? Раздел 3. Являются ли дары Святого Духа навыками? Раздел 4. Правильно ли перечислены семь даров Святого Духа? Раздел 5. Взаимосвязаны ли дары Святого Духа? Раздел 6. Сохраняются ли дары Святого Духа на небесах? Раздел 7. В должном ли порядке расположил дары исайя? Раздел 8. Превосходят ли добродетели дары? Вопрос 69. О блаженствах Раздел 1. Отличаются ли блаженства от добродетелей и даров? Раздел 2. Относятся ли приписываемые блаженствам награды к этой жизни? Раздел 3. Правильно ли перечислены блаженства? Раздел 4. Правильно ли перечислены награды блаженств? Вопрос 70. О плодах Святого Духа Раздел 1. Являются ли плоды Святого Духа, которые приводит апостол, актами? Раздел 2. Отличаются ли плоды от блаженств? Раздел 3. Правильно ли перечислены плоды апостолом? Раздел 4. Противоположны ли плоды Святого Духа делам плоти? Трактат о дурных навыках, то есть о пороках и грехах. Вопрос 71. О пороке и грехе как таковых Раздел 1. Противоположен ли порок добродетели? Раздел 2. Противоположен ли порок природе? Раздел 3. Является ли порок худшим, чем порочный акт? Раздел 4. Совместим ли грех с добродетелью? Раздел 5. Всякий ли грех предполагает действие? Раздел 6. Правильно ли определять грех как слово, дело или желание, противное вечному закону? Вопрос 72. О различии грехов Раздел 1. Различаются ли грехи по виду согласно своим объектам? Раздел 2. Правильно ли отличать Духовные грехи от плотских? Раздел 3. Различаются ли грехи по виду со стороны своих причин? Раздел 4. Правильно ли разделять грехи на грехи, направленные против Бога, против себя и против ближнего? Раздел 5. Является ли разделение грехов в соответствии с последующими наказаниями за них различением их видов? Раздел 6. Различаются ли грехи по виду со стороны деяния и недеяния? Раздел 7. Правильно ли разделять грехи на грехи мысли, слова и дела? Раздел 8. Разделяют ли грехи на виды избыточность и недостаточность? Раздел 9. Различаются ли грехи по виду со стороны различия обстоятельств? Вопрос 73. О сопоставлении грехов друг с другом Раздел 1. Связаны ли все грехи друг с другом? Раздел 2. Равны ли грехи друг другу? Раздел 3. Изменяется ли тяжесть грехов в зависимости от их объектов? Раздел 4. Зависит ли тяжесть грехов от превосходства противоположных им добродетелей? Раздел 5. Являются ли плотские грехи менее преступными, нежели Духовные грехи? Раздел 6. Зависит ли тяжесть греха от причины? Раздел 7. Зависит ли тяжесть греха от обстоятельства? Раздел 8. Зависит ли тяжесть греха от количества причиняемого им вреда? Раздел 9. Отягчается ли грех состоянием того, против кого грешат? Раздел 10. Отягчается ли грех высоким достоинством согрешающего? Вопрос 74. О субъекте греха Раздел 1. Является ли воля субъектом греха? Раздел 2. Является ли воля единственным субъектом греха? Раздел 3. Может ли грех находиться в чувственности? Раздел 4. Может ли смертный грех находиться в чувственности? Раздел 5. Может ли грех находиться в разуме? Раздел 6. Может ли грех удержанного удовольствия находиться в разуме? Раздел 7. Находится ли грех согласия на [греховное] действие в высшей части разума? Раздел 8. Является ли согласие на удовольствие смертным грехом? Раздел 9. Может ли простительный грех находиться в высшей части разума как в том, что направляет более низкие способности? Раздел 10. Может ли простительный грех находиться в высшей части разума как таковой? Вопрос 75. О причинах греха в целом Раздел 1. Существует ли [вообще] причина греха? Раздел 2. Есть ли у греха внутренняя причина? Раздел 3. Есть ли у греха внешняя причина? Раздел 4. Является ли один грех причиной другого? Вопрос 76. О причинах греха в частности Раздел 1. Может ли неведенье являться причиной греха? Раздел 2. Является ли неведенье грехом? Раздел 3. Может ли неведенье оправдать грех в целом? Раздел 4. Может ли неведенье уменьшить грех? Вопрос 77. О причине греха со стороны чувственного желания Раздел 1. Может ли страсть чувственного желания подвигать волю? Раздел 2. Может ли страсть побороть разум вопреки его знанию? Раздел 3. Можно ли называть совершенный из-за страсти грех грехом по слабости? Раздел 4. Является ли себялюбие первопричиной всякого греха? Раздел 5. Правильно ли указывать в качестве причин греха похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую? Раздел 6. Может ли страсть отчасти оправдывать грех? Раздел 7. Может ли страсть оправдывать грех в целом? Раздел 8. Может ли совершенный из-за страсти грех быть смертным? Вопрос 78. О той причине греха, каковая суть порок Раздел 1. Может ли кто-либо грешить в силу своей порочности? Раздел 2. Каждый ли из тех, кто грешит по навыку, грешит в силу своей порочности? Раздел 3. Каждый ли из тех, кто грешит в силу своей порочности, грешит по навыку? Раздел 4. Является ли грех в силу порочности более тяжким, чем грех из-за страсти? Вопрос 79. О внешних причинах греха Раздел 1. Является ли Бог причиной греха? Раздел 2. Происходит л и от Бога акт греха? Раздел 3. Является ли Бог причиной Духовной слепоты и ожесточенности сердца? Раздел 4. Определены ли [Духовная] слепота и ожесточенность сердца к спасению тех, кто ослеплен или ожесточен? Вопрос 80. О причине греха со стороны дьявола Раздел 1. Является ли дьявол непосредственной причиной согрешения человека? Раздел 2. Может ли дьявол склонить человека к греху посредством внутреннего побуждения? Раздел 3. Может ли дьявол понуждать нас к греху? Раздел 4. Все ли людские грехи внушены дьяволом? Вопрос 81. О причине греха со стороны человека Раздел 1. Передается ли первородный грех нашего прародителя его потомкам через порождение? Раздел 2. Могут ли и другие грехи нашего прародителя или любых других родителей быть переданы их потомкам? Раздел 3. Передается ли грех нашего прародителя путем порождения всем людям? Раздел 4. Может ли первородный грех быть передан тому, кто сформирован из человеческой плоти чудесным образом? Раздел 5. Могли первородный грех быть обусловлен грехом одной только женщины без согрешения мужчины? Вопрос 82. О первородном грехе со стороны сущности Раздел 1. Является ли первородный грех навыком? Раздел 2. Может ли в одном человеке наличествовать несколько первородных грехов? Раздел 3. Является ли первородный грех вожделением? Раздел 4. Одинаков ли первородный грех во всех? Вопрос 83. О субъекте первородного греха Раздел 1. Наличествует ли первородный грех более в плоти, нежели в душе? Раздел 2. Находится ли первородный грех в сущности души или в ее способностях? Раздел 3. Является ли воля первой из всех способностей, которая подвергается порче со стороны первородного греха? Раздел 4. Верно ли, что вышеупомянутые способности подверглись большей порче, чем остальные? Вопрос 84. О причине греха в тех случаях, когда один грех является причиной другого Раздел 1. Является ли жадность корнем всех грехов? Раздел 2. Является ли гордость началом люБого греха? Раздел 3. Могут ли другие виды греха помимо гордости и жадности быть названы главными? Раздел 4. Правильно ли определены семь главных пороков? Вопрос 85. О следствиях греха и, прежде всего, о порче блага природы Раздел 1. Верно ли, что грех умаляет благо природы? Раздел 2. Может ли все благо человеческой природы быть устранено грехом? Раздел 3. Правильно ли полагать слабость, неведенье, порок и вожделение ранами, наносимыми природе грехом? Раздел 4. Является ли следствием греха лишенность модуса, вида и порядка? Раздел 5. Являются ли следствиями греха смерть и прочие телесные изъяны? Раздел 6. Являются ли смерть и другие телесные изъяны естественными для человека? Вопрос 86. О пятне греха Раздел 1. Обусловливает ли грех появление пятна на душе? Раздел 2. Сохраняется ли пятно на душе по завершении акта греха? Вопрос 87. О долге наказания Раздел 1. Является ли долг наказания следствием греха? Раздел 2. Может ли один грех быть наказанием задругой? Раздел 3. Навлекает ли какой-либо грех долг вечного наказания? Раздел 4. Влечет ли за собой какой-либо из грехов бесконечный по количеству долг наказания? Раздел 5. Каждый ли грех влечет за собой долг вечного наказания? Раздел 6. Остается ли долг наказания по завершении греха? Раздел 7. Всякое ли наказание налагается за грех? Раздел 8. Может л и кто-либо быть наказан за чужой грех? Вопрос 88. О простительном и смертном грехе Раздел 1. Надлежащим ли образом проведено различение между простительным и смертным грехом? Раздел 2. Отличаются ли смертный и простительный грех по роду? Раздел 3. Является ли простительный грех расположением к смертному греху? Раздел 4. Может ли простительный грех стать смертным? Раздел 5. Может ли простительный грех стать смертным в силу [отягчающих] обстоятельств? Раздел 6. Может ли смертный грех стать простительным? Вопрос 89. О простительном грехе как таковом Раздел 1. Обусловливает ли простительный грех пятно на душе? Раздел 2. Правильно ли обозначены простительные грехи как «дерево», «сено» и «солома»? Раздел 3. Мог ли человек совершить простительный грех в состоянии невинности? Раздел 4. Может ли простительно грешить добрый или злой ангел? Раздел 5. Являются ли первые движения чувственности в неверующих смертным грехом? Раздел 6. Могут ли в ком-либо наличествовать совместно только простительный и первородный грех?  

 
Аннотация
«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.
Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.
Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов, но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.


Часть 1


Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 49-89: 978-966-521-476-5, 978-966-521-476-2. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2008. С.И.Еремеев. Перевод, редакция и примечания.

Помощь в распознавании текстов