Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 74. МАТЕРИИ ЭТОГО ТАИНСТВА

Далее мы рассмотрим материю этого таинства: во-первых, ее виды; во-вторых, изменение хлеба и вина в тело Христа; в-третьих, способ присутствия в этом таинстве тела Христа; в-четвертых, сохраняющиеся в этом таинстве акциденции хлеба и вина.

Под первым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) являются ли материей этого таинства хлеб и вино; 2) необходимо ли для материи этого таинства использование конкретного количества вышеупомянутого; 3) является ли материей этого таинства пшеничный хлеб; 4) является ли ею пресный или квасной хлеб; 5) является ли материей этого таинства виноградное вино; 6) нужно ли разбавлять его водой; 7) необходима ли вода для этого таинства; 8) о количестве добавляемой воды.

Раздел 1. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ МАТЕРИЕЙ ЭТОГО ТАИНСТВА ХЛЕБ И ВИНО?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что материей этого таинства не являются хлеб и вино. В самом деле, страсти Христовы должны быть представлены в этом таинстве более полно, чем в таинствах Старого Закона. Но плоть животных, которая была материей таинств Старого Закона, более полно обозначала страсти Христовы, чем хлеб и вино. Следовательно, материей этого таинства должна быть скорей плоть животных, чем хлеб и вино.

Возражение 2. Далее, это таинство должно отмечаться во всяком месте. Но не во всех странах найдется хлеб и не во всех местах есть вино. Следовательно, хлеб и вино не являются надлежащей материей этого таинства.

Возражение 3. Далее, это таинство предлагается равно здоровым и больным. Но для некоторых больных вино губительно. Следовательно, похоже, что вино не должно быть материей этого таинства.

Этому противоречат слова папы Александра I о том, что «в качестве жертвы таинства должно предлагать только хлеб и разбавленное водою вино».

Отвечаю: в отношении материи этого таинства существовало множество заблуждений. Так, некоторые, известные как артотириты124, по словам Августина, «предлагали в этом таинстве хлеб и сыр, настаивая на том, что в древности люди приносили жертвы от земных плодов и овец». Другие, называемые катафригийцами, или пепузианами125, «добавляли в Евхаристический хлеб кровь младенцев, которую сцеживали из сделанных по всему телу крошечных проколов и смешивали с мукой». А еще некоторые, называемые акварианами, проповедуя умеренность, предлагали в этом таинстве одну только воду.

Но все эти и подобные им заблуждения опровергаются тем фактом, что Христос, как явствует из сказанного в [Евангелии от Матфея] (Мф. 26), установил это таинство с использованием сущностей хлеба и вина. Поэтому надлежащей материей этого таинства являются хлеб и вино. Обоснованность этого обнаруживается, во-первых, в назначении этого таинства, каковым является питание; в самом деле, как вода используется в таинстве крещения ради духовного очищения постольку, поскольку телесное очищение обычно производится посредством воды, точно так же хлеб и вино, которыми обычно питаются люди, используются в этом таинстве ради духовного насыщения.

Во-вторых, со стороны страстей Христа, в которых кровь была отделена от тела. Поэтому в этом таинстве, которое является поминовением страстей Господних, таинство тела, хлеб, получается отдельно от таинства крови, вина.

В-третьих, со стороны следствия в отношении каждого причащающегося. Так, Амвросий, комментируя [слова апостола] (1Кор. 11, 20), говорит, что это таинство «полезно для защиты души и тела», и потому «тело Христово предлагается» в виде хлеба «для здоровья тела, а кровь» в виде вина «для здоровья души», согласно сказанному [в Писании] «Душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17, 14).

В-четвертых, со стороны следствия в отношении всей Церкви, которая состоит из множества верных подобно тому, как «хлеб состоит из множества зерен и вино – из множества виноградин», как сказано в глоссе на слова [Писания]: «Мы, многие, одно тело...» и так далее (1Кор. 10, 17).

Ответ на возражение 1. Хотя плоть забитых животных представляет Страсти более убедительно, однако она менее приличествует для повсеместного употребления этого таинства и для обозначения единства Церкви.

Ответ на возражение 2. Хотя пшеница и вино производятся не в каждой стране, однако их нетрудно доставит всем, то есть в том количестве, которое требуется для проведения этого таинства; в то же время освящать одно при отсутствии другого нельзя, поскольку в таком случае таинство не будет завершенным.

Ответ на возражение 3. Вино в небольших количествах не может причинить большого вреда; впрочем, в случае такой опасности должно иметь в виду, что не все, причащающиеся телу Христа, должны также причащаться и Его крови, о чем мы поговорим ниже (80, 12).

Раздел 2. НЕОБХОДИМО ЛИ ДЛЯ МАТЕРИИ ЭТОГО ТАИНСТВА КОНКРЕТНОЕ КОЛИЧЕСТВО ХЛЕБА И ВИНА?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что для материи этого таинства требуется конкретное количество хлеба и вина. Ведь следствия благодати не менее упорядочены, чем следствия природы. Но «для всех естественных образований есть предел и соотношение величины и роста»126. Следовательно, для этого таинства, называемого «Евхаристия», то есть «благодарение», требуется конкретное количество хлеба и вина.

Возражение 2. Далее, Христос не дал служителям Церкви никакой власти в отношении того, что привело бы к осмеянию веры и Его таинств, согласно сказанному [в Писании]: «Нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию (а не к расстройству вашему)» (2Кор. 10, 8). Но если бы священник пожелал освятить весь проданный на рынке хлеб и все находящееся в винном погребе вино, то это привело бы к осмеянию этого таинства. Следовательно, так поступать он не вправе.

Возражение 3. Далее, если кто-либо крестится в море, то посредством крестильной формы освящается не вся морская вода, а только та вода, которой очищается тело крещаемого. Следовательно, и в этом таинстве нельзя освящать лишнее количество хлеба.

Этому противоречит следующее: многое противоположно немногому и большое – малому. Но нет такого столь малого количества хлеба и вина, которое не могло бы быть освящено. Следовательно, точно так же нет и такого столь большого количества, которое не могло бы быть освящено.

Отвечаю: иные утверждают, что священник не вправе освящать слишком большое количество хлеба и вина, например весь хлеб на рынке или все вино в бочонке. Но это не представляется истинным, поскольку во всех содержащих материю вещах основанием для конкретизации их материи является их расположенность к цели (так, материей пилы является пригодное для пиления железо). Затем, завершением этого таинства является потребление верующими. Следовательно, количество материи этого таинства должно быть сообразовано с потреблением верующими. Но оно не может быть определено со стороны потребления теми верующими, которые актуально присутствуют, поскольку в противном случае приходской священник, к которому пришло мало прихожан, не мог бы освятить много гостий. Таким образом, конкретизировать материю этого таинства можно только в отношении всех верующих в целом. Но количество всех верующих конкретно не ограничено. Следовательно, ни о каком конкретном количестве материи этого таинства говорит нельзя.

Ответ на возражение 1. Материя каждого естественного объекта имеет конкретное количество, сообразованное с конкретной формой. Но количество верующих, к потреблению которых определено это таинство, конкретно не ограничено. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.

Ответ на возражение 2. Власть служителей Церкви определена к двум целям: во-первых, к надлежащему следствию и, во-вторых, к цели следствия. Но второе не упраздняет первого. Поэтому если священник намеревается освятить тело Христово ради дурной цели, например, для его осмеяния или для того, чтобы с его помощью кого-либо отравить, то он грешит посредством своего дурного намерения, но посредством данной ему власти он совершает таинство.

Ответ на возражение 3. Таинство крещения совершенствуется посредством использования материи, и потому освящается ровно столько воды, сколько используется. Однако это таинство совершается при освящении материи. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.

Раздел 3. НЕОБХОДИМО ЛИ, ЧТОБЫ МАТЕРИЕЙ ЭТОГО ТАИНСТВА БЫЛ ПШЕНИЧНЫЙ ХЛЕБ?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что нет необходимости в том, чтобы материей этого таинства был [именно] пшеничный хлеб, поскольку это таинство является поминовением страстей Господних. Но дело представляется так, что ячменный хлеб в большей степени сообразуется со Страстями, чем пшеничный, как потому, что он более горек, так и потому, что, по словам [Писания] (Ин. 6), им Христос накормил множество [народа] на горе. Следовательно, пшеничный хлеб не является приличествующей этому таинству материей.

Возражение 2. Далее, в естественных вещах внешний образ служит признаком вида. Но есть схожие с пшеницей злаки, например полба и маис, из которых выпекают хлеб для этого таинства в некоторых местах. Следовательно, пшеничный хлеб не является присущей этому таинству материей.

Возражение 3. Далее, смешение искажает вид. Но пшеничная мука редко когда бывает без примесей каких-то других видов зерна, разве что если она делается из специально отобранного зерна. Следовательно, похоже, что пшеничный хлеб не является надлежащей материей этого таинства.

Возражение 4. Кроме того, похоже, что испортившееся принимает другой вид. Но некоторые совершают таинство из испортившегося хлеба, который вряд ли можно считать пшеничным. Следовательно, дело представляется так, что такой хлеб не является надлежащей материей этого таинства.

Этому противоречит следующее: в этом таинстве содержится Христос, Который сравнивает Себя с пшеничным зерном, когда говорит: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно» (Ин. 12, 24). Следовательно, материей этого таинства является зерновой, то есть пшеничный, хлеб.

Отвечаю: как уже было сказано (1), материей в таинствах является то, что обычно используется людьми. Но из всех видов хлеба люди чаще всего используют пшеничный, а все остальные, как правило, используются при отсутствии этого. Поэтому принято считать, что Христос учредил это таинство с использованием именного этого вида хлеба. Кроме того, этот хлеб укрепляет человека, что должным образом указывает на следствие этого таинства. Следовательно, надлежащей материей этого таинства является пшеничный хлеб.

Ответ на возражение 1. Ячменный хлеб обозначает жесткость Старого Закона – как по причине жесткости этого хлеба, так и потому, что, по словам Августина, «ядро ячменя покрыто жесткой шелухой, что превосходно обозначает или Закон, данный таким образом, что в нем животворная для души пища скрывалась телесными обрядами, или народ, не избавившийся еще от плотского желания, которое, как шелуха, прилипло к его сердцу»127. Но это таинство принадлежит Христу, «благому игу», и уже явленной истине, и духовным людям. Следовательно, ячменный хлеб вряд ли является надлежащей материей этого таинства.

Ответ на возражение 2. Родитель порождает подобное себе по виду. Однако при этом присутствует и некоторая акцидентная несхожесть, связанная либо с материей, либо с недостаточностью порождающей способности. Поэтому если использовать какие-либо хлебные злаки, проросшие из семян пшеницы (например, дикую полбу, которая вырастает из посеянных в плохой земле пшеничных семян), то сделанный из такого зерна хлеб может служить материей этого таинства, чего нельзя сказать ни о ячмене, ни о настоящей полбе, ни даже о маисе, зерна которого больше всего напоминают пшеничные. Впрочем, само по себе подобие внешнего образа указывает скорее на видовую близость, чем идентичность (так, внешняя схожесть собаки и волка свидетельствует об их родстве, а не об общем виде). Следовательно, хлеб, произведенный из таких зерен, которые никак не могут быть выращены из зерен пшеницы, не является надлежащей материей этого таинства.

Ответ на возражение 3. Умеренное смешение не изменяет вид, поскольку немногое поглощается многим. Поэтому если смешать небольшое количество других зерен с гораздо большим количеством зерен пшеницы, то испеченный хлеб будет надлежащей материей этого таинства. Но если смешение будет значительным, например половина на половину или около того, то в таком случае это смешение изменит вид и, следовательно, испеченный хлеб не будет надлежащей материей этого таинства.

Ответ на возражение 4. Иногда хлеб портится настолько, что теряет свой изначальный вид (как когда разрушается непрерывность его частей, вследствие чего изменяются его вкус, цвет и прочие акциденции); из такой материи, конечно, нельзя делать тело Христово. А иногда порча является только расположенностью к порче, что обусловливает незначительное изменение во вкусе, но не изменяет вид; из такого хлеба можно делать тело Христово, хотя поступающий так грешит непочтительностью к таинству. А так как из испорченной пшеницы получают крахмал, то делать тело Христа из испеченного из нее хлеба не представляется правильным, хотя некоторые придерживаются противоположного мнения.

Раздел 4. ДОЛЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ЭТО ТАИНСТВО ИЗ ОПРЕСНОКОВ?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что это таинство не должно делать из опресноков. В самом деле, в этом таинстве нам надлежит следовать установлению Христа. Но Христос, похоже, установил это таинство в квасном хлебе, поскольку, как читаем в [Писании] (Исх. 12), евреи, согласно Закону, начинали использовать пресный хлеб с наступления дня Пасхи, который отмечался в четырнадцатый день месяца, а Христос установил это таинство во время вечери, которую Он справил «пред праздником Пасхи» (Ин. 13, 1). Следовательно, и нам надлежит отмечать это таинство с квасным хлебом.

Возражение 2. Далее, во времена благодати законные соблюдения были упразднены. Но использование опресноков, как явствует из [книги «Исход"] (Исх. 12), было соблюдением Закона. Следовательно, в этом таинстве не нужно использовать пресный хлеб.

Возражение 3. Далее, как уже было сказано (65, 1; 73, 3), крещение является таинством веры, а Евхаристия – таинством любви. Но глосса на слова [Писания]: «Царство небесное подобно закваске...» и так далее (Мф. 13, 33), говорит, что закваска обозначает рвение любви. Следовательно, это таинство надлежит делать из квасного хлеба.

Возражение 4. Кроме того, наличие или отсутствие в хлебе квасцов суть просто акциденция хлеба, которая не привносит изменения в его вид. Но в случае материи таинства крещения такие виды акциденций как солена ли вода или пресна, тепла или холодна, не имеют никакого значения. Следовательно, не нужно придавать никакого значения и тому, является ли хлеб пресным или квасным.

Этому противоречит следующее: согласно «Декреталиям», священник, «буде он вознамерится отправлять [таинство], используя квасной хлеб и деревянную чашу», подлежит наказанию.

Отвечаю: в отношении материи этого таинства можно усматривать две вещи, а именно необходимое и уместное. Необходимо, чтобы хлеб был пшеничным, без чего, как мы уже показали (3), таинство не имеет силы. Но не необходимо, чтобы хлеб был пресным или квасным, поскольку таинство может быть отправлено с обоими.

Уместным же является то, что каждый священник при отправлении таинства соблюдает обряд своей Церкви. Но в данном случае обычаи различных Церквей разнятся; так, Григорий говорит: «Римская Церковь предлагает пресный хлеб, поскольку Господь принял плоть без соития, а греческая Церковь предлагает квасной хлеб, поскольку Слово Отца облеклось в плоть подобно тому, как квасцы смешиваются с мукой». Поэтому если бы [наш] священник стал отправлять обряд латинской Церкви с квасным хлебом или если бы греческий священник стал отправлять обряд греческой Церкви с пресным хлебом, то он согрешил бы тем, что извратил обряд своей Церкви. Однако обычай отправлять таинство с пресным хлебом представляется более обоснованным. Во-первых, самим учреждением Христа, Который установил это таинство «в первый день опресноков» (Мф. 26, 17; Мк. 14, 12; Лк. 22, 7), начиная с которого, как сказано в [книге «Исход"] (Исх. 12, 15, 19), в домах евреев не должно быть ничего квасного. Во-вторых, потому, что хлеб является надлежащим таинством тела Христова, которое было зачато непорочно, а не Его Божества, о чем будет сказано ниже (76, 1). В-третьих, потому, что это больше сообразуется с чистотой верующих, которая необходима для принятия этого таинства, согласно сказанному [в Писании]: «Пасха наша», Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать... с опресноками чистоты и истины» (1Кор. 5, 7, 8).

Впрочем, нельзя назвать необоснованным и греческий обычай – как с точки зрения того значения, о котором упомянул Григорий, так и в смысле неприятия ереси назареев, которые смешивали законные соблюдения с Евангелием.

Ответ на возражение 1. Как сказано в [книге «Исход"] (Исх. 12), пасхальные празднества начинались вечером четырнадцатого лунного дня. Это же таинство было установлено Христом после заклания пасхального агнца в тот день, который, по словам Иоанна, предшествовал празднику Пасхи (остальные евангелисты называют его «первым днем опресноков»), когда, как мы уже говорили, в домах евреев не должно было оставаться ничего квасного. Более полно этот вопрос был исследован нами в трактате, посвященном страстям Господним (46, 9).

Ответ на возражение 2. Намерением отмечающих таинство с опресноками является не соблюдение законных обрядов, а сообразованность с установлением Христа; так что они нисколько не являются последователями иудаизма, в противном случае и отправляющие его с квасным хлебом были бы последователями иудаизма, поскольку евреи предлагали квасной хлеб на праздник первых плодов.

Ответ на возражение 3. Закваска обозначает любовь по причине одного единственного следствия, [а именно] того, что она делает хлеб вкусным и большим; однако она также обозначает и порчу его изначальной природы.

Ответ на возражение 4. Все, что подверглось брожению, причастно порче, а это таинство, как мы уже показали (3), нельзя делать из испорченного хлеба. Таким образом, различие между пресным и квасным хлебом является гораздо большим, чем между теплой и холодной крестильной водой, поскольку возможна такая порча квасного хлеба, при которой его уже нельзя использовать в таинстве.

Раздел 5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАДЛЕЖАЩЕЙ МАТЕРИЕЙ ЭТОГО ТАИНСТВА ВИНОГРАДНОЕ ВИНО?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что виноградное вино не является надлежащей материей этого таинства. Ведь как вода является материей крещения, точно так же материей этого таинства является вино. Но крещение можно сообщать посредством любого вида воды. Следовательно, и это таинство можно отправлять с любым видом вина, например гранатовым или шелковичным, поскольку далеко не во всех странах растет виноград.

Возражение 2. Далее, виноградный уксус, по словам Исидора, является разновидностью вина128. Но это таинство нельзя отправлять с уксусом. Следовательно, похоже, что виноградное вино не является надлежащей материей этого таинства.

Возражение 3. Далее, из винограда получают не только процеженное вино, но также сок из недозрелого винограда и виноградное сусло. Однако из них это таинство, похоже, делать нельзя, согласно сказанному на Шестом соборе: «Нам стало известно, что в некоторых церквях священники добавляют к священной жертве виноградины и предлагают людям то и другое вместе. В связи с этим постановляем, чтобы впредь никакой священник этого делать не смел». И папа Юлий I упрекает тех священников, «которые в таинстве чаши Господней предлагают вино, отжатое ими из виноградин». Следовательно, похоже, что виноградное вино не является надлежащей материей этого таинства.

Этому противоречит следующее: Господь сравнивает Себя не только с зерном пшеницы, но и с виноградной лозой, когда говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин. 15, 1). Но мы уже показали (3), что материей этого таинства является только пшеничный хлеб. Следовательно, надлежащей материей этого таинства является только виноградное вино.

Отвечаю: это таинство может быть совершено только с виноградным вином. Во-первых, по причине учреждения Христа, Который установил это таинство в виноградном вине, как явствует из слов, сказанных Им самим при учреждении этого таинства: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного» (Мф. 26, 29). Во-вторых, потому, что в качестве материи таинств, как мы уже показали (3), выбирается то, что всеми и в собственном смысле слова считается таковым. Но вином приято называть именно виноградное вино, тогда как другие спиртные напитки называют вином в силу их схожести с вином виноградным. В-третьих, потому, что виноградное вино больше всего соответствует духовности следствия этого таинства, в связи с чем читаем: «Вино, которое веселит сердце человека» (Пс. 103, 15).

Ответ на возражение 1. Такие спиртные напитки называют вином не в прямом смысле слова, а по причине их схожести с вином. При этом настоящее вино может быть доставлено в те страны, в которых не растет виноград, в достаточном количестве для этого таинства.

Ответ на возражение 2. Вино становится уксусом в результате порчи, и потому, как говорит Философ, обратного изменения уксуса в вино не происходит. Следовательно, подобно тому, как это таинство не может быть сделано из полностью испортившегося хлеба, точно так же оно не может быть сделано и из уксуса. Однако его можно сделать из подкисающего вина, равно как и из начавшего портиться хлеба, хотя, как уже было сказано (3), поступающий так грешит.

Ответ на возражение 3. Сок из недозрелого винограда находится в стадии незавершенного порождения и потому еще не имеет вида вина, по каковой причине его нельзя использовать для этого таинства. Что же касается сусла, то оно уже обладает видом вина, поскольку его сладость указывает на брожение, которое является следствием естественной теплоты, и потому это таинство может делаться из сусла. Что же касается целых виноградин, то смешивать их с этим таинством нельзя, поскольку в этом случае в нем будет присутствовать нечто помимо вина. Кроме того, не следует наливать в потир только что отжатое из винограда сусло, поскольку в нем содержится много примесей, хотя в экстренных случаях допускается и это, в связи с чем папа Юлий далее продолжает: «В случае необходимости пусть отжимают виноград в чашу».

Раздел 6. НУЖНО ЛИ РАЗБАВЛЯТЬ ВИНО ВОДОЙ?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что вино нельзя разбавлять водой, поскольку жертва Христа была предвозвещена приношением Мельхиседека, о котором сказано, что он вынес только хлеб и вино (Быт. 14, 18). Следовательно, похоже, что в этом таинстве нельзя добавлять воду

Возражение 2. Далее, у каждого таинства есть своя, соответствующая ему материя. Но вода – это материя крещения. Следовательно, ее нельзя использовать в качестве материи этого таинства.

Возражение 3. Далее, материей этого таинства являются хлеб и вино. Но к хлебу ничего не добавляют. Следовательно, ничего нельзя добавлять и к вину.

Этому противоречат следующие слова папы Александра I «Что касается приношений таинства, которые во время мессы предлагаются Господу, то в жертву надлежит предлагать только хлеб и смешанное с водою вино».

Отвечаю: воду надлежит смешивать с предлагаемым в этом таинстве вином. Во-первых, по причине учреждения, поскольку есть все основания полагать, что Господь, следуя обычаям той страны, установил это таинство в разбавленном водою вине, в связи с чем читаем: «Пейте вино, мною растворенное» (Прит. 9, 5). Во-вторых, потому, что это сообразуется со страстями нашего Господа, в связи с чем папа Александр I говорит: «В чаше Господней не должно предлагать ни одно вино, ни одну воду, но то и другое вместе, поскольку нам сказано, что то и другое истекло из Его бока во время Страстей». В-третьих, потому, что это должным образом обозначает следствие этого таинства, в связи с чем папа Юлий говорит: «Мы видим, что люди обозначены водой, а кровь Христова – вином. Поэтому когда в чаше вода смешивается с вином, люди делаются едиными с Христом». В-четвертых, потому, что это соответствует четвертому следствию этого таинства, а именно вступлению в жизнь вечную, в связи с чем Амвросий говорит: «Вода стекает в потир и течет к жизни вечной».

Ответ на возражение 1. Как говорит Амвросий, жертва Христа была обозначена не только приношением Мельхиседека, но и водой, которая истекла из камня в пустыне, согласно сказанному [в Писании]: «Все... пили из духовного последующего камня» (1Кор. 10, 4).

Ответ на возражение 2. При крещении вода используется ради очищения, а в этом таинстве она используется ради укрепления, согласно сказанному [в Писании]: «Он... водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою» (Пс. 22, 2, 3).

Ответ на возражение 3. Хлеб делается из воды и муки, и потому как вода смешивается с вином, так и этот [хлеб делается] не без воды.

Раздел 7 ПРИСУЩЕ ЛИ ЭТОМУ ТАИНСТВУ ДОБАВЛЕНИЕ ВОДЫ?

С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что добавление воды присуще этому таинству. В самом деле, Киприан пишет Цецилию: «Таким образом, чашу Господню не составляет ни одна вода, ни одно вино, но то и другое вместе, равно как и телом Господним не может быть ни одна мука, ни одна вода, но то и другое вместе в составе одного хлеба». Но для этого таинства необходимо смешение воды с мукой. Следовательно, точно так же [необходимо] и смешение воды с вином.

Возражение 2. Далее, во время страстей Господних, поминовением которых является это [таинство], из Его бока истекла не только кровь, но и вода. Но вино, каковое суть таинство крови, необходимо для этого таинства. Следовательно, необходима и вода.

Возражение 3. Далее, если бы вода не была присуща этому таинству, то было бы неважно, какая именно используется вода, так что можно было бы использовать розовую воду или какой- либо иной ее вид из тех, использование которых неприемлемо для Церкви. Следовательно, вода сущностно необходима для этого таинства.

Этому противоречит следующее: Киприан пишет [Цецилию]: «Если кто из предшественников наших по невежеству или по простоте не соблюдал и не держался этого», то есть разбавления вина водой, «то простим ему его неведение». Но он не сказал бы так, если бы вода была присуща этому таинству так же, как вино или хлеб. Следовательно, для этого таинства разбавление вина водой не является сущностно необходимым.

Отвечаю: судить о знаке должно со стороны того, что он обозначает Затем, добавление воды к вину, как мы уже показали (6), обозначает причащение этому таинству верующих в том отношении, что посредством смешения воды с вином обозначается единство людей с Христом. Кроме того, к этому также относится и истечение воды из бока распятого Христа, поскольку вода символизирует очищение от грехов, что явилось следствием страстей Христовых. Но ранее мы уже говорили (73, 1) о том, что это таинство завершается при самом освящении материи, в то время как ее использование верующими является не тем, что присуще таинству, а только его следствием. Поэтому для этого таинства добавление воды не является сущностно необходимым.

Ответ на возражение 1. Сказанное Киприаном должно понимать в том смысле, в каком мы говорим, что если нечто существует ненадлежащим образом, то оно не существует. Поэтому аналогия отсылает к тому, что следовало бы делать, а не к тому, что делать необходимо, поскольку вода необходима для хлеба, но не для вина.

Ответ на возражение 2. Истечение крови непосредственно связано со страстями Христа, поскольку истечение крови из раненного человеческого тела [совершенно] естественно. А вот истечение воды во время Страстей не было необходимым и просто указывало на следствие, каковым является омытие грехов и укрепление нас против жара вожделения. Поэтому вода в этом таинстве не предлагается нам отдельно от вина (как вино предлагается отдельно от хлеба), но она предлагается в смешении с вином, что указывает на то, что вино сущностно принадлежит этому таинству как таковое, тогда как вода – как нечто, добавленное к вину.

Ответ на возражение 3. Поскольку смешение воды с вином не является необходимым для таинства, то с точки зрения сущности таинства неважно, какая именно вода добавляется к вину, естественная или искусственная, например розовая. А вот с точки зрения уместности таинства тот, кто добавляет любую другую воду помимо естественной и истинной, грешит, поскольку из бока распятого Христа истекла истинная вода (а вовсе не флегма, как предполагали иные). Этим, как говорит папа Иннокентий III в одном из своих декретов, было показано, что тело Христа поистине состояло из четырех элементов, равно как и истечением крови было показано, что оно состояло из четырех жидкостей. Однако коль скоро смешение воды с мукой необходимо для этого таинства, поскольку из них вместе создается один хлеб, то в случае смешения с мукой не истинной воды, а розовой или какого-либо иного экстракта, таинство не имело бы силы, поскольку такой хлеб не был бы истинным.

Раздел 8. НУЖНО ЛИ ДОБАВЛЯТЬ МНОГО ВОДЫ?

С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что воду нужно добавлять в большом количестве, поскольку из бока Христа чувственно истекли и кровь, и вода, в связи с чем читаем: «И видевший засвидетельствовал» (Ин. 19, 35). Но в этом таинстве вода может быть чувственно представлена только при использовании ее в большом количестве. Следовательно, похоже, что воду нужно добавлять в большом количестве.

Возражение 2. Далее, при смешении с вином небольшого количества воды [природа] последней разрушается. Но разрушенное утрачивает свое бытие. Поэтому добавлять в этом таинстве небольшое количество воды – это все равно, что не добавлять ее вообще. Но вообще не добавлять воду нельзя. Следовательно, нельзя и добавлять ее в небольшом количестве.

Возражение 3. Далее, если бы было достаточно добавить немного воды, то было бы достаточно добавить одну ее каплю в целую бочку [вина]. Но это представляется нелепым. Следовательно, недостаточно добавлять небольшое количество воды.

Этому противоречит сказанное в «Декреталиях»: «В вашей стране распространено пагубное заблуждение – добавлять воду в количестве большем, чем есть вина, в жертве, в которой согласно разумному обычаю всей Церкви должно использоваться больше вина, чем воды».

Отвечаю: как говорит папа Иннокентий III в одном из своих декретов, в отношении добавления воды к вину существует троякое мнение. Так, некоторые говорят, что когда вино превращается в кровь вода остается водой; но такое мнение несостоятельно, поскольку в таинстве алтаря после освящения не остается ничего, что не было бы телом и кровью Христа. И так это потому, что, как сказал Амвросий в [своей книге] «Об обязанностях священнослужителей», «до благословения вид и именование различны, после же благословения означается Тело, иначе ему бы не поклонялись поклонением «latria». Поэтому другие говорят, что как вино превращается в кровь, так и вода превращается в ту воду, которая истекла из бока Христа. Но и это [мнение] не представляется разумным, поскольку в таком бы случае вода освящалась отдельно от вина подобно тому, как вино [освящается отдельно] от хлеба.

Из всего этого он делает вывод, что наилучшим является мнение тех, которые утверждают, что вода изменяется в вино, а вино – в кровь. Но это может иметь место только в том случае, когда воды добавляют немного, что позволяет ей измениться в вино. Следовательно, всегда лучше добавлять немного воды, особенно если вино некрепко, поскольку если воды будет добавлено так много, что она уничтожит вид вина, то отправление таинства станет невозможным. Поэтому папа Юлий I осуждает тех, которые «целый год вымачивают льняную ткань в сусле, чтобы во время мессы ополоскать часть ее в воде и сделать из этого приношение».

Ответ на возражение 1. Для обозначения этого таинства достаточно того, что вода схватывается чувствами при ее смешении с вином, и потому нет никакой необходимости в том, чтобы она была чувственно воспринимаема после смешения.

Ответ на возражение 2. Отсутствие воды полностью исключает обозначение, поскольку смешение воды с вином обозначает единство людей с Христом.

Ответ на возражение 3. Добавление воды в бочку [вина] не является обозначением этого таинства, поскольку воду надлежит добавлять в вино при актуальном отправлении таинства.

* * *

124

Артотириты – от греческого «artos», то есть «хлеб», и «tyros», то есть «сыр».

125

Катафригийцы, или пепузиане, – секта последователей ересиарха Монтана, живших в провинции Фригия со столицей в родном городе Монтана Пепузе, который они называли Иерусалимом.

126

De Anima II, 4.

127

Qq. LXXXIII, 61.

128

Etym. XX.


Источник: Сумма теологии. Часть III-III. Вопросы 60-90. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2015. - 504 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-662-9 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle