Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 8.7 О ОТПУЩЕНИИ ПРОСТИТЕЛЬНОГО ГРЕХА

Далее нам надлежит рассмотреть прощение простительных грехов, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) может ли быть прощен простительный грех без покаяния; 2) может ли он быть прощен без всевания благодати; 3) прощаются ли простительные грехи посредством окропления святой водой, благословения епископа, биения себя в грудь, молитвы Господней и тому подобного; 4) может ли быть устранен простительный грех без [устранения] смертного греха.

Раздел 1. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРОЩЕН ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ ГРЕХ БЕЗ ПОКАЯНИЯ?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что простительный грех может быть прощен без покаяния. Так, нами уже было сказано (84, 10), что свойством истинного покаяния является не только скорбь человека о своих прошлых грехах, но и его намерение избегать их в будущем. Но простительные грехи прощаются без подобного намерения, поскольку очевидно, что человек не может прожить нынешнюю жизнь без совершения простительных грехов. Следовательно, простительные грехи могут быть прощены без покаяния.

Возражение 2. Далее, без актуального неприятия греха покаяние невозможно. Но простительные грехи могут быть устранены без какого-либо их актуального неприятия; так, например, если бы человек был убит во сне ради Христа, то он сразу же попал бы на небо, чего не могло бы быть, если бы сохранились его простительные грехи. Следовательно, простительные грехи могут быть прощены без покаяния.

Возражение 3. Далее, как было показано во второй части (ИИ-ИИ, 24, 10), простительные грехи противны пылу любви. Но одна противоположность устраняется другой. Следовательно, прощение простительных грехов обусловливается пылом любви, которая может иметь место без актуального неприятия простительного греха.

Этому противоречит следующее: Августин в своей книге, посвященной покаянию, говорит, что «в Церкви раскаянье в простительных грехах происходит ежедневно», что в случае прощения простительных грехов без покаяния было бы бесполезным.

Отвечаю: как уже было сказано (86, 2), прощение греха обусловливается соединением человека с Богом, с Которым его разъединил грех. Но смертный грех разъединяет полностью, а простительный – частично, поскольку в случае смертного греха ум по причине противных любви действий полностью уклоняется от Бога, тогда как в случае греха простительного человеческие расположения обременяются и утрачивают живость в своем стремлении к Богу. Поэтому покаяние устраняет оба вида греха – ведь каждый из них приводит в беспорядок человеческую волю вследствие неупорядоченного обращения к сотворенному благу, и как смертный грех не может быть прощен до тех пор, пока воля остается соединенной с грехом, так не может быть прощен и простительный грех, поскольку при сохранении причины сохраняется и следствие.

Однако для прощения смертного греха требуется более совершенное покаяние, а именно такое, при котором человек обязан, насколько это в его силах, актуально ненавидеть совершенный им смертный грех, то есть он должен стараться помнить и ненавидеть каждый свой смертный грех. Что же касается прощения простительных грехов, то для этого ничего подобного не нужно, хотя и одного неприятия по навыку, которое сопряжено с навыком к любви или с покаянием как добродетелью, тоже недостаточно, поскольку в таком случае простительный грех был бы несовместим с любовью, что очевидно не так. Поэтому требуется некоторое актуальное неприятие, например, когда расположения человека устремляют его к Богу и божественным вещам так, что если что-либо из делаемого им препятствует этому, то оно вызывает у него неприятие и удручает даже в том случае, когда он актуально об этом не думает (чего недостаточно для отпущения смертного греха за исключением тех случаев, когда речь идет о настолько забытых грехах, что о них уже просто не вспомнить).

Ответ на возражение 1. Находящийся в состоянии благодати человек, как было показано выше (ИИ-И, 109, 8), может избегнуть как каждого смертного греха по отдельности, так и всех вообще, может избегнуть каждого простительного греха по отдельности, но не всех вообще. Поэтому раскаивающийся в смертных грехах человек должен иметь намерение воздерживаться как от каждого, так и от всех смертных грехов, тогда как раскаивающийся в простительных грехах человек должен иметь намерение воздерживаться от каждого [простительного греха], но не от всех, поскольку этому препятствует несовершенство нынешней жизни. Однако он должен хотеть предпринять все меры к тому, чтобы совершать как можно меньше простительных грехов, иначе, если бы он перестал желать подвизаться и устранять то, что препятствует духовному продвижению, а именно простительные грехи, он подверг бы себя опасности отпадения.

Ответ на возражение 2. Нами уже было сказано (66, 11) о том, что смерть ради Христа обретает силу крещения и потому – если воля не прилеплена к греху – очищает от всяческого греха, как простительного, так и смертного.

Ответ на возражение 3. Пыл любви, как было показано выше (79, 4), подразумевает актуальное неприятие простительных грехов.

Раздел 2. НЕОБХОДИМО ЛИ ДЛЯ ОТПУЩЕНИЯ ПРОСТИТЕЛЬНЫХ ГРЕХОВ ВСЕВАНИЕ БЛАГОДАТИ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что для отпущения простительных грехов необходимо всевание благодати. В самом деле, следствие не может быть произведено без надлежащей причины. Но надлежащей причиной отпущения грехов является благодать, поскольку грехи человека не прощаются по его собственным заслугам, в связи с чем читаем: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви (которою возлюбил нас), и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (благодатью вы спасены!) (Еф. 2, 4, 5). Следовательно, простительные грехи не прощаются без всевания благодати.

Возражение 2. Далее, простительные грехи не прощаются без покаяния. Но в покаянии, как и в других таинствах Нового Закона, всевается благодать. Следовательно, простительные грехи не прощаются без всевания благодати.

Возражение 3. Далее, простительный грех пятнает душу. Но пятно может быть устранено исключительно благодатью, которая является духовной красотой души. Следовательно, похоже, что простительные грехи не прощаются без всевания благодати.

Этому противоречит следующее: во второй части (ИИ-ИИ, 24, 10) мы показали, что появление простительного греха не уничтожает и не умаляет благодати. Следовательно, для устранения простительного греха всевания благодати не требуется.

Отвечаю: любая вещь устраняется своей противоположностью. Но простительный грех, как уже было сказано (ИИ-И, 88, 1; ИИ-ИИ, 24, 10), не противен ни благодати по навыку, ни любви, а лишь препятствует их акту из-за излишней привязанности человека к сотворенному благу, которая, впрочем, не отвращает его от Бога. Поэтому для устранения простительного греха необходимо не всевание благодати по навыку, а такое движение благодати или любви, которого было бы достаточно для прощения.

Однако коль скоро в тех, кто может использовать свободную волю (а только такие могут иметь простительные грехи), благодать не может быть всеяна иначе, как только при наличии актуального движения свободной воли к Богу и от греха, то им простительные грехи прощаются всякий раз, когда в них вновь всевается благодать.

Ответ на возражение 1. Прощение простительных грехов является следствием благодати со стороны силы вновь производимого благодатью акта, а не со стороны какого-либо вновь всеваемого в душу навыка.

Ответ на возражение 2. Простительный грех, как мы уже показали (1), никогда не прощается без некоторого явного или неявного акта добродетели покаяния, однако он может быть прощен без таинства покаяния, которое, как уже было сказано (86, 2), формально совершенствуется посредством священнического прощения. Таким образом, из этого вовсе не следует, что для прощения простительного греха необходимо всевание благодати (ведь это всевание имеет место в каждом таинстве, но отнюдь не в каждом акте добродетели).

Ответ на возражение 3. Как есть два вида телесного пятна, один из которых является лишенностью чего-то такого, что нужно для красоты, например правильного цвета или надлежащей соразмерности членов, а другой – некоторым препятствием красоте, например грязью или пылью, точно так же и душевное пятно может быть как лишенностью красоты благодати по причине смертного греха, так и последующим простительному греху неупорядоченным стремлением расположенностей к некоторой преходящей вещи. Поэтому для устранения смертного греха требуется всевание благодати, а для устранения простительного греха необходимо наличие проистекающего из благодати движения, удаляющего неупорядоченную привязанность к преходящей вещи.

Раздел 3. УСТРАНЯЮТСЯ ЛИ ПРОСТИТЕЛЬНЫЕ ГРЕХИ ПОСРЕДСТВОМ ОКРОПЛЕНИЯ СВЯТОЙ ВОДОЙ И ТОМУ ПОДОБНОГО?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что простительные грехи не устраняются посредством окропления святой водой, благословения епископа и тому подобного. В самом деле, мы уже показали (1), что простительные грехи не прощаются без покаяния. Но покаяния как такового достаточно для отпущения простительных грехов. Следовательно, все вышеупомянутое никак не связано с отпущением простительных грехов.

Возражение 2. Далее, все вышеупомянутое равно относится как к одному простительному греху, так и ко всем вместе. Таким образом, если бы что-то из этого обусловливало отпущение некоторого простительного греха, то из этого бы следовало, что вместе с ним отпускались бы все, и что человек, единожды ударив себя в грудь или будучи единожды окроплен святой водой, избавлялся бы от всех своих простительных грехов, что представляется неразумным.

Возражение 3. Далее, простительный грех причиняет долг некоторого, пускай и временного, наказания, в связи с чем читаем, что строящий из «дерева, сена, соломы... сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор. 3, 12, 15). Но вышеупомянутые вещи, посредством которых, по мнению некоторых, устраняются простительные грехи, никак не связаны с наказанием, а если [и связаны], то совсем чуть-чуть. Следовательно, для полного отпущения простительных грехов их недостаточно.

Этому противоречит следующее: Августин в своей книге «О пользе покаяния» говорит, что «за ежедневные наши грехи мы ударяем себя в грудь и молим: «Прости нам долги наши»259. Выходит, что биение себя в грудь и молитва Господня обусловливают отпущение простительных грехов, и то же самое, похоже, относится к другим вещам.

Отвечаю: как уже было сказано (2), для прощения простительного греха никакого всевания новой благодати не нужно, но достаточно проистекающего из благодати акта, который явно или даже неявно отвращает от этого простительного греха, как, например, когда кто-либо пылко устремляется к Богу. Поэтому есть три причины, по которым некоторые вещи обусловливают отпущение простительных грехов. Во-первых, та, что они предполагают всевание благодати, поскольку, как было показано выше (2), всевание благодати устраняет простительные грехи. Поэтому Евхаристия, конфирмация и вообще все без исключения таинства Нового Закона, в которых сообщается благодать, отпускают простительные грехи. Во-вторых, та, что они предполагают движение отвращения от греха, и потому общая исповедь, биение себя в грудь и молитва Господня способствуют отпущению простительных грехов (ведь просим же мы в молитве Господней: «Прости нам долги наши»). В-третьих, та, что они содержат в себе движение почитания Бога и всего божественного, и потому благословение епископа, окропление святой водой, любое священное помазание, молитва в освященной церкви и тому подобное способствуют отпущению простительных грехов.

Ответ на возражение 1. Все это обусловливает отпущение простительных грехов в той мере, в какой склоняет душу к движению покаяния, а именно к явному или неявному отвращению от грехов.

Ответ на возражение 2. Все это, насколько оно имеет отношение к делу, способствует отпущению всех простительных грехов. Однако это отпущение может встретить препятствие со стороны тех простительных грехов, к которым все еще актуально прилеплен ум, что подобно тому, как неискренность подчас препятствует следствию крещения.

Ответ на возражение 3. Посредством вышеупомянутых вещей – как потому, что они являются своего рода воздаянием, так и потому, что они обусловливают движение добродетели любви – простительные грехи устраняются со стороны вины.

Однако посредством чего-либо из упомянутого вся вина наказания устраняется далеко не всегда (ведь в противном бы случае тот, кто полностью свободен от смертного греха, после окропления святой водой тотчас же попадал бы на небеса). Что же касается долга наказания, то он отпускается посредством упомянутого сообразно движению пыла [любви] к Богу, а между тем вызываемый такими вещами пыл может быть большим или меньшим.

Раздел 4. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ УСТРАНЕН ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ ГРЕХ БЕЗ [УСТРАНЕНИЯ] СМЕРТНОГО ГРЕХА?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что простительный грех может быть устранен без [устранения] смертного греха. Так, глосса на слова [Писания]: «Кто из вас без греха, – первый брось на нее камень!» (Ин. 8, 7), говорит, что «все эти люди пребывали в состоянии смертного греха, поскольку простительные проступки были прощены им посредством законных обрядов». Следовательно, простительный грех может быть устранен без [устранения] смертного греха.

Возражение 2. Далее, для отпущения простительного греха не требуется никакого всевания благодати, однако для прощения смертного греха оно необходимо. Следовательно, простительный грех может быть устранен без [устранения] смертного греха.

Возражение 3. Далее, простительный грех отличается от смертного греха больше, чем от другого простительного греха. Но мы уже показали (3; 87, 3), что один простительный грех может быть прощен без другого. Следовательно, простительный грех может быть устранен без [устранения] смертного греха.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Истинно говорю тебе – ты не выйдешь оттуда», а именно из темницы, в которую человек ввергнут за смертный грех, «пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5, 26), которым обозначен простительный грех. Следовательно, простительный грех не прощается без [прощения] смертного греха.

Отвечаю: как мы уже говорили (86, 3), никакой грех не может быть отпущен иначе, как только силою благодати, поскольку, по словам апостола, лишь по благодати Своей Господь не вменяет человеку греха (Рим. 4, 8), каковые слова, как разъясняет глосса, сказаны о простительном грехе. Но пребывающий в состоянии смертного греха лишен благодати Божией. Следовательно, ему не прощается никакой простительный грех.

Ответ на возражение 1. Те простительные проступки, о которых сказано в приведенном тексте, обозначают несоблюдения и нечистоту, которые имели место у людей с точки зрения Закона.

Ответ на возражение 2. Хотя отпущение простительного греха не нуждается в каком-либо новом всевании благодати по навыку однако оно нуждается в исполнении некоторого акта благодати, которого в том, кто является субъектом смертного греха, быть не может

Ответ на возражение 3. Простительный грех не препятствует каждому акту благодати, посредством которого могут быть устранены все простительные грехи, тогда как смертный грех полностью исключает навык к благодати, без которого не может быть отпущен ни смертный, ни простительный грех. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.

* * *

259

De Poenit. I, 6.


Источник: Сумма теологии. Часть III-III. Вопросы 60-90. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2015. - 504 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-662-9 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle