Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 88. Страшный суд относительно времени и места, в котором будет происходить

Нам предстоит подробно изучить вопрос о Страшном Суде относительно времени и места, в котором будет все происходить. Относительно этого исследуется четыре положения: 1) будет ли Страшный Суд; 2) будет ли он проводиться на словах/в устной форме; 3) состоится ли Страшный Суд в неизвестное время; 4) состоится ли Страшный Суд в юдоли Иосафатовой.

Раздел 1. Будет ли Страшный суд?

Возражение 1. Представляется, что не будет Cтрашного Суда. Так, согласно книге пророка Наума, следуя версии Септуагинты, «Бог не будет судить то же самое во второй раз» (Наум.1,9). Но Бог судит теперь каждое деяния человека, назначая наказания и вознаграждения каждому после смерти, и также вознаграждая и наказывая избранных в этой жизни за их хорошие или злые дела. Следовательно, не будет никакого другого суда.

Возражение 2. Далее, ни в каком судебном разбирательстве приговор не исполняется до того, как решение будет объявлено. Но приговор Божьего Суда над человеком связан либо с приобретением Царства Небесного, либо изгнанием из него (Мф. 25,34, 41). Следовательно, поскольку некоторые наследуют Царство Небесное уже сейчас, и некоторые изгонются из него навечно, не будет другого Суда.

Возражение 3. Кроме того, причина, почему определенные вещи подлежат Суду состоит в том, что мы можем прийти к решению о них. Сейчас перед концом света каждый из проклятых осужден на муки вечные и каждый блаженный на блаженство. Следовательно, и т.д.

Этому противоречит, сказанное: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его» (Мф. 12,41). Следовательно, Суд будет после Воскресения.

Далее написано: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5,29). Следовательно, после Воскресения будет Суд.

Отвечаю: Так же как действие указывает на начало, откуда вещи получили свое существование, так и Суд относится к термину, когда все приходит к своем концу. Сейчас мы различаем двойственное действие в Боге. Первое, когда Он сначала вдохнул жизнь в Свое создание, формируя характер и установив правила, которые способствуют совершенствованию творения: и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2,2). Другое же действие заключается в том, что Он управляет Своим созданием; и об этом написано: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5,17) Соответственно, мы различаем в Нем двойственное суждение, но в обратном порядке. Одно относится к управлению, которое не может быть без суждения и согласно этому суждению каждый судится индивидуально по делам своим, не только относительно себя, но и законов управления вселенной. Следовательно, Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы одни не достигли совершенства без других (вознаграждение одного человека отложено на благо других) (Евр. 11:13, 39, 40), и наказание одного ведет к пользе другого. Следовательно, необходим другой суд, и Страшный Суд соотносится, с другой стороны, с созданием бытия, для того чтобы разуметь, точно так же, как все вещи исходят от Бога, и мир получит свое, каждый получит в итоге по собственным заслугам. Поэтому на этом Суде Божественная справедливость сделает явными все дела, в то время как сейчас они скрыты, временами некоторые люди используются ради пользы других, иным образом нежели требуют их явные дела. По этой причине будет общее разделение на добрых и злых, потому что более не будет мотивации у добрых получать выгоду от нечестивых, или злым у добрых: на благо которых благочестивые, между тем, смешаны с нечестивыми, пока жизнь управляется Божественным промыслом.

Ответ на возражение 1. Каждый человек является и отдельной личностью, и частью человеческого рода: посему двойной суд применяется к нему. Первый суд – особенный, Страшный Суд, когда душа будет судиться после смерти, она получит по делам своим, совершаемым в теле, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5,10), и не полностью, а частично, поскольку Суду подвергнется человек не телом, а душой. Другой Суд будет касаться человека как части рода человеческого: таким образом, он будет судиться по человеческой справедливости, даже когда суд проходит над обществом, частью которого он является. Следовательно, на Страшном Суде рода человеческого будет разделение на злых и добрых, из этого следует, что каждый будет судим. И еще Бог не будет судить «то же самое во второй раз», так как Он не наложит два наказания за один грех, и наказание, которое до Суда не было приведено в действие полностью, будет завершено на Страшном Суде, после которого грешник будет мучиться и душой, и телом.

Ответ на возражение 2. Приговор, свойственный Страшному Суду – это разделение на благочестивых и нечестивых, которое не будет предшествовать этому суду. Все же, даже сейчас, в отношении конкретного приговора над каждым человеком, суд не вступает в силу сразу же, поскольку даже благочестивые получат еще большую награду после Суда от славы тела и количества святых. Мучения грешников станут больше из-за дополнительного наказания тела и количества проклятых на муки вечные, потому что чем больше тех, с кем они будут гореть, тем больше они сами будут гореть.

Ответ на возражение 3. Страшный Суд будет касаться большинства людей в общем, нежели суда каждого по отдельности, как заявлялось выше. Ибо, хотя до Суда каждый будет уверен в осуждении или награде, он не будет знать о приговоре или награде кого-то еще. Отсюда и необходимость Страшного Суда.

Раздел 2. Будет ли суд проходить в устной форме?

Возражение 1. Кажется, что Суд касательно допроса и приговора будет проходить в устной форме. Например, согласно блаженному Августину: «Ибо сколько дней продолжится этот суд, неизвестно» («О граде Божием», 20). Но и нет определенности, будут ли вещи, о которых мы говорим, совершаться только в уме. Следовательно, суд будет проходить в усной форме и не только в уме.

Возражение 2. Далее, Григорий говорит: «По крайней мере, те, которые исповедовали свою веру в Него на словах, услышат глас Судьи» (Moral, XXVI). Сейчас это трудно понять, касательно внутреннего слова, потому что все услышат глас Судьи, поскольку все дела других людей станут известны как благочестивым, так и грешникам. Следовательно, Суд будет проходить в устной форме.

Возражение 3. Далее, Господь будет судить в Своем человеческом обличии, так чтобы быть видимым в теле для всех. Следует и то, что аналогично Он будет говорить голосом, чтобы все слышали Его.

Отвечаю: Августин говорит («О граде Божием», 20), что книга жизни, которая упоминается в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 20:12, 15), «это Божественная энергия, которая заставляет каждого вспомнить хорошие и злые дела и распознать их в уме, с поразительной скоростью. Его знание обвиняет или защищает совесть, так что все и каждый будут судимы одновременно» («…и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»). Но если достоинства каждого обсуждались устно, все и каждый не могут быть судимы в одно и то же время/одновременно. Следует, что Суд не будет проходить в устной форме.

Далее, приговор должен соответствовать пропорционально доказательству. Доказательства как обвинения так и защиты будут проходить в сознании/в уме, согласно Посланию к Римлянам св. апостола Павла (Рим.2:15, 16) «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа». Отсюда следует, что приговор и Суд в целом будут проходить мысленно/умственно.

Отвечаю: невозможно прийти к определенному заключению о правдивости этого вопроса. Тем не менее, наиболее правдоподобное мнение, что Суд в целом, касается ли он допроса или обвинения грешников и оправдания праведников или относительно приговора и тех и других, будет проходить в уме. Поскольку, если поступки каждого человека будут произноситься устно, то это потребует невероятного количества времени. Так, Августин говорит: «Если книгу, по которой все будут судимы согласно Откровению, представлять телесным образом, – кто в состоянии определить ее величину и длину? Или сколько бы времени потребовалось на прочтение книги, в которой описана вся жизнь всех и каждого? » («О граде Божием», 20,14). Так же не меньше времени. Следовательно, возможно нам следует понимать, что детали, изложенные в евангелии от Матфея, глава 25, будут осуществлены не на словах, а в уме.

Ответ на возражение 1. Причина, по которой Августин говорит, что «неизвестно, сколько дней продлится Суд», потому что точно неясно, будет ли Суд в уме или на словах. Если бы Суд должен был проходить устно, потребовалось бы значительное количество времени, но если в уме/умом, то вероятно, что Суд свершится мгновенно/в одночасье.

Ответ на возражение 2. Даже если Суд свершится единолично в уме, высказывание св. Григория говорит, что, хотя все будут знать свои поступки и дела других, как результат Божественной энергии, которую Евангелие описывает как речь (Мф. 25,84–46). Тем не менее, те, кто имел веру, которую они получили через слова Господа, будут судимы этими словами, ибо написано: «те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим. 2,12). Следовательно, особым образом что-то будет сказано верующим, в отличие от тех, кто не верил.

Ответ на возражение 3. Иисус предстанет в теле, и Судью смогут узнать все, и возможно, что это все произойдет внезапно. Но речь, которая измеряется временем, потребует огромного количества времени, если Суд состоится в устной форме.

Раздел 3. Неизвестно ли время будущего суда?

Возражение 1. Кажется, что время будущего Суда неизвестно. Точно так же, как святые отцы ожидали с нетерпением первого пришествия, так и мы ждем второго пришествия. Но святые отцы знали время первого пришествия, подтвержденное количеством недель, упомянутых в книге пророчеств пророка Даниила (Дан. 9): почему евреи и упрекаются за то, что не знают о времени прихода Христа: «Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» (Лк. 12,56). Следовательно, время второго пришествия, когда Бог придет судить, должно быть подтверждено и нам.

Возражение 2. Далее, мы можем узнать об этом времени через признаки. Теперь многие признаки грядущего суда описаны для нас в Евангелии (Мф. 24, Мк. 13, Лк. 21). Следовательно, мы можем получить знание об этом времени.

Возражение 3. Далее, апостол говорит: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор. 10,11) и: «Дети! последнее время» (1Ин. 2,18) и.т.д. С того времени прошло много времени, когда эти слова были сказаны, кажется, что по крайней мере мы знаем, что время Страшного Суда близко.

Возражение 4. Далее, нет необходимости скрывать время Суда, если только для того, чтобы каждый мог подготовить себя для суда, пребывая в неведении о назначенном времени. И еще забота об этом будет все же необходима, даже если время известно, потому что каждый не знает дня своей смерти, о котором Августин говорит, что «когда последний день найдет каждого, тогда наступит последний мира мира сего» (Ep. ad Hesych. CXCIX) Следовательно, нет необходимости время Суда делать неопределенным.

Этому противоречит сказанное: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец…» (Мк. 13,32). Сын, тем не менее, не знает, поскольку Он не предает знание нам.

Далее, написано: «ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1Фес. 5,2). Следовательно, как приход вора ночью неизвестен, так и день Страшного Суда неизвестен.

Отвечаю: Бог есть причина вещей по Своему знанию [*Cf. FP, Q [14], A [8]]. Сейчас Он сообщает об этих вещах Своим созданиям, поскольку Он и наделяет некоторых правом действия над другими, отчего они причина, и дарует некоторым знание вещей. Но в обоих случаях Он сохраняет что-то для Себя, поскольку Он делает определенные вещи, в отношении чего ни одно создание не взаимодействует с Ним, и снова Он знает определенные вещи, которые неизвестны ни одному смертному существу. Сейчас это следует применять только к тем вещам, которые являются предметом Божественной власти, и в которых ни одно существо не взаимодействует с Ним. Таков конец мира, когда наступит день Страшного Суда. Конец мира наступит не по созданной причине, даже если она получила свое существование от Бога. Посему знание о конце мира, как и положено, принадлежит Богу. Действительно наш Господь определил эту самую причину, когда Он сказал: «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1,7), как будто Он хотел сказать, «которые принадлежат только Его власти».

Ответ на возражение 1. В Свое первое пришествие Иисус пришел тайно, согласно пророчеству Исаии: «Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» (Ис. 45,15). Следовательно, Он может быть узнан верующими, было необходимо для времени быть зафиксированным заранее с определенностью. С другой стороны, во втором пришествии Он придет открыто, как говорится в псалме: «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна» (Пс. 49,3). Следовательно, не может быть ошибки, влияющей на знание о Его пришествии. Следовательно, сравнение несостоятельно.

Ответ на возражение 2: Как говорит Августин в письме к Исихию касательно дня Суда: «признаки, упомянутые в Евангелии, не все относятся ко Второму пришествию, которое случится в конце мира, но некоторые принадлежат времени разграбления Иерусалима, которое сейчас уже дело прошлое, в то время как некоторые, фактически многие из них, относятся к пришествию, когда Он приходит ежедневно в Церковь, кого Он посещает духовно, когда Он пребывает в нас в вере и любви» (Ep. CXCIX 199). Более того, детали, упомянутые в Евангелии и Посланиях относительно последнего пришествия недостаточны, чтобы мы могли определить время Суда, поскольку испытания, которые предсказаны перед приближением пришествия Христа, случались даже во времена ранней церкви, ознаменованные в большей или меньшей степени; так что даже дни апостолов называли последними днями: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2,17), когда Петр толковал высказывание пророка Иоиля (Иоил.2,28) «Это должно свершиться в последние дни» и.т.д., относительно того времени. И с тех пор прошло много времени: и иногда было меньше, а иногда и больше бедствий в Церкви. Следовательно, невозможно решить, ни как много времени это будет происходить, ни установить месяц, год, век или тысячи лет, как Августин говорит в той же книге (Ep. ad Hesych. CXCIX). И даже если мы должны верить, что в конце эти бедствия будут более частыми, невозможно установить количество таких бедствий, которые будут предшествовать судному дню или пришествию антихриста. Поскольку даже во времена ранней церкви гонения на ранних христиан были такими жестокими, а развращенность и грех были так многочисленны, что некоторые ожидали прихода антихриста близко или приближающегося; как повествуется в книге Евсевия «История Церкви» (VI, 7) и в книге Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах».

Ответ на возражение 3. Утверждение, «Это последний час» и подобные выражения, которые можно найти в Евангелии, не дают нам знать точно длительность времени. Поскольку они не предназначены, чтобы указывать короткую длительность времени, а символизируют последие дни мира, которые есть последний век всего, и нет определенного указания, как долго это продлится. Таким образом, ничего не установлено для старости, которая последний возраст человека, поскольку иногда считается, что она длится как, или даже больше, чем предыдущие века, как замечает Августин (Qq. 83, qu. LVIII). Следовательно, также и апостол (2Фес. 2,2) отрицает фальшивую/ложную значимость, которую некоторые придали его словам, поверив, что день Господень уже близко.

Ответ на возражение 4. Невзирая на неопределенность смерти, неопределенность Суда ведет к бдительности в двух направлениях. Во-первых, касательно игнорируемой вещи, поскольку ее задержка равна длине человеческой жизни, так что на любой стороне неопределенность побуждает к большей осторожности. Во-вторых, по причине, что человек заботится не только о себе, а также о своей семье или городе, или королевстве, или о Церкви, длина продолжительности не зависит от продолжительности человеческой жизни. И еще это приносит пользу каждому из тех, кто так подготовлен, в день, когда Господь найдет нас неподготовленными.

Раздел 4. Состоится ли Страшный суд в юдоли Иосафатовой?

Возражение 1. Кажется, что Суд состоится в юдоли Иосафатовой или в близлежащих окрестностях. По крайней мере, это необходимо для тех, которых будут судить, чтобы они стояли на земле, и тех, кто будет судить, пребывать в воздухе. Но земля обетованная не сможет уместить всех тех, кого будут судить. Следовательно, невозможно будет проводить суд в окрестностях этой долины.

Возражение 2. Далее, Иисус будет на Суде в человеческом обличии, потому что Он будет судить справедливо, поскольку Он сам был судим несправедливо Пилатом и понес приговор несправедливого суда на Голгофе. Следовательно, эти места более подходят для Суда.

Возражение 3. Далее, облака – результат испарения. Но тогда не будет испарения. Следовательно, будет невозможно «подняться в облаках, чтобы встретиться со Христом в воздухе»: и, соответственно, необходимо, чтобы как праведники, так и грешники были на земле, таким образом, потребуется место намного большее, чем эта долина.

Этому противоречит то, что написано: «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили…» (Иоил. 3:2).

Далее, написано: «и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1,11). И теперь Он восходит на небеса с Масличной Горы, которая возвышается над юдолью Иосафатовой. Следовательно, Он придет судить в окрестностях этого места.

Отвечаю: Мы не можем знать с большой степенью вероятности ни то, как будет проходить Страшный Суд, ни как соберуться люди к месту суда; но из Евангелия мы можем заключить, что, по всей вероятности, Он спустится в окрестностях Масличной горы, как Он и вознесся отсюда, чтобы показать таким образом, что Он, Который спустился, Тот же, Кто и вознесся.

Ответ на возражение 1: Огромное количество людей должно поместиться в маленьком месте. Необходимо такое место поблизости, чтобы было достаточно места, чтобы вместить множества народов, пришедших на Суд Божий, и чтобы Иисус мог быть виден оттуда, поднявшиййся в воздухе и сияющий в славе Своей, Он должен быть видим с большого расстояния.

Ответ на возражение 2. Хотя, будучи осужден несправедливо, Иисус заслужил/достоин судейские правомочия, Он не будет судить в немощи/слабости, где Он был несправедливо осужден, но в Славе оттуда, где Он вознесся к Отцу. Следовательно, место Его Вознесения более подходит для Суда, чем место, где Он осужден.

Ответ на возражение 3. По мнению некоторых, облака стали результатом определенных конденсатов от сияния тел святых, а не испарений от земли и воды. Или же мы можем сказать, что эти облака будут созданы Божественной энергией, чтобы показать параллель между Его пришествием судить и Его Вознесением; Он, Который вознесся в облаке, может прийти судить также в облаке.

И снова облако (в силу освежающего влияния) указывает на милость Судьи.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle