3 и 4 книги царств. Дейл Мейнор
В иудейской Библии третья и четвертая книги Царств также объединены в одну, а на полях Масоретского текста место 3 Царств 22:6 названо серединой книги. На иврите эти книги носят название книга Царств (ивр., мелахим). В греческом переводе эти книги носят название 3 и 4 книги Царств (ивр., Басилейон).
Исторический и культурный фон
Повествование 3 и 4 книг Царств начинается примерно в 970 г. до н.э. со времени восхождения на престол царя Соломона. Политическое и военное ослабление великих империй Месопотамии и Египта позволило сразу нескольким малым государством укрепиться в образовавшемся вакууме. Среди них – Финикия, Едом и особенно Сирия.441 3 книга Царств начинается с рассказа об образовавшемся союзе между Финикией и Израилем (3Цар.5) и о политическом диалоге Соломона с Египтом, который выразился в браке Соломона и дочери фараона (3Цар.9:1 б),442 а также о недолгом, но значительном вторжении Сусакима Египетского в пределы Иуды и Израиля сразу же после смерти Соломона (3Цар.14:25‒28).
После смерти Соломона царство раскололось (3Цар.12) и причин этому было несколько. Библия указывает на неверность Соломона Богу Яхве, которая частично проявилась в том, что он брал в жены иноплеменниц и менял некоторые религиозные обряды Израиля (3Цар.11:1‒13). Также, текст ясно говорит о том, что Соломон попал в ту самую западню, о которой предупреждают Второзаконие (17:14‒20) и 1 книга Царств (8:10‒18), он обложил жителей Израиля высокими финансовыми поборами (3Цар.4:22‒28). После смерти Соломона северные колена Израиля попросили всего лишь снизить налоги (3Цар.12:1‒15), но новый царь, сын Соломона, Ровоам отказался исполнить эту просьбу, и тогда народ короновал Иеровоама, сына Навата (3Цар.12:20).
Хотя Иеровоаму было обещано продолжение царской династии, если он будет следовать Господу (3Цар.11:26‒39), он, очевидно, не доверял Богу, а больше заботился об укреплении своего могущества в выделенной ему области. Он ввел четыре новшества в жизнь Израиля – ввел поклонение новым богам (изваял двух золотых тельцов для поклонения им), перенес место поклонения из Иерусалима в Дан и Вефиль (и на другие высоты по всей стране), поменял прежних священников и ввел новые праздники (3Цар.12:25‒33). Привнося такие перемены, Иеровоам изменил идеологию страны, которая из поклонения Богу Яхве превратилась, в лучшем случае, в синкретизм с элементами идолопоклонства, которые со времен Судей и до этого времени продолжали жить в земле, но оставались скрытыми. В конечном итоге, Израильское царство стало плюралистичным в философии и материалистичным в стремлениях (на что намекают пророки Амос и Осия).
Брак Ахава и Иезавели открыл новую главу в заимствовании иностранных традиций (3Цар.16:29‒34). Бог направил на служение Илию и Елисея, пытаясь привести Израиль в чувство (3Цар.17‒4; Цар.8), но после того, как призывы пророков были проигнорированы, Бог воспользовался растущим могуществом Сирии и Арама, чтобы вернуть Израиль к вере (3Цар.20‒4; Цар.13). В конце концов, и Арам и Израиль пали под ударами Ассирии, которая провела несколько успешных военных компаний, в результате чего оба государства были лишены какой-либо военной мощи, а Израиль, после депортации жителей в 721 году до н.э. и вовсе потерял политическую самостоятельность (4Цар.17). Когда еще только появилась угроза со стороны Ассирии, Бог призвал пророков-писателей Амоса, Осию, Михея, Исайю, чтобы убедить Израиль и Иудею в необходимости покаяния.
Все это время, Иудея проявляла непостоянство в своих отношениях с Господом, но, тем не менее, оставалась относительно свободной от иностранного влияния. Однако, даже после падения Израиля, Иудея не усвоила горьких уроков неверия и оказалась в центре политических и военных интересов Ассирии, в то время как Господь использовал Ассирию, чтобы вернуть Иудею к вере (ср. Ис.10:5‒6). Езекия внял предупреждениям и попытался реформировать поклонение и веру жителей Иудеи (4Цар.18‒20). Его усилия не прошли напрасно, и ему удалось избавить Иерусалим и храм от разграбления. Ассирийские войска прошли мимо Иерусалима и направили свои усилия на войну с Египтом.
Однако оказалось, что усилия Езекии быстро сошли на нет, когда цари Манасия и Аммон начали щедро поддерживать всеобщее отступничество (4Цар.21). Коротким, но ярким периодом возвращения к Господу запомнилось правление Иосии, который начал проводить всестороннюю реформу (4Цар.22‒23). Его реформы прекратились с его смертью; он погиб в бою, пытаясь остановить попытки Египта упрочить положение Ассирии перед лицом угрозы со стороны Вавилона (4Цар.23:28‒30).
Вскоре после смерти Иосии Иудея вернулась к идолопоклонству, и Яхве позволил Навуходоносору, который победил ассирийцев при Каркемишс, сделать быстрый рывок на юг и подчинить себе Иудею (4Цар.24). Политическое и религиозное упрямство Иудеи только ускорило последний поход Вавилона в 587‒586 гг. до н.э., во время которого были разрушены идеологические символы Иудеи – святой город Иерусалим и храм Яхве (4Цар.25:1‒17).
Текст и автор
Масоретский текст (МТ) 3 и 4 книги Царств сохранился лучше, чем текст 1 и 2 книги Царств, хотя древнейших копий осталось не много. Свитки Мертвого моря прибавили не многочисленные фрагменты текста,443 но эти отрывки в основном схожи с имеющимся МТ.444 Трудности возникают при сравнении еврейского текста с переводом Септуагинты. Вопросы сохранности текста те же, что и в случае с рукописями 1 и 2 книги Царств.445
Вопрос авторства 3 и 4 книги Царств остается невыясненным. Иудейская традиция приписывает эти книги пророку Иеремии: «Иеремия написал свою собственную книгу, книгу Царств и Плач»,446 но это заключение нигде не подтверждается напрямую. Ясно, что книга, в том виде, в котором мы ее имеем на сегодня, была завершена после пленения 587/586 гг. до н.э., и даже после 561 г. до н.э., когда Иоаким был выпущен из темницы, чтобы жить под домашним арестом у вавилонского царя Евилмеродаха (4Цар.25:27‒30). Теоретически Иеремия мог участвовать в составлении книги, поскольку он был еще жив во времена пленения и мог записать сведения об освобождении Иоакима (Иер.52:31‒34).
Однако 3 и 4 книги Царств явно отсылает читателя к нескольким внебиблейским источникам. Первая ссылка находится в 3Цар.11:41, где упоминается «Книга дел Соломоновых» (ивр., сефер duepeu шломох). После разделения царства, часто появляются ссылки на «Летопись царей иудейских» (3Цар.14:29, 15:7,23; 4Цар.8:23, 12:19, 14:18, 24:5; бук. ивр., сефер duepeuхаямим, «книга дел во дни...») и «Летопись царей израильских» (3Цар.14:19, 15:31, 16:20; 4Цар.1:18, 10:34, 13:8:12).
Эти книги не сохранились, но представляли собой дневники событий из жизни царей. Нам не известны цели этих дневников, но они, очевидно, служили источниками информации для пояснительного повествования Библии. Коган предполагает, что «они, вероятно, были основаны на информации из первых рук: на записях о военных действиях, налоговых ведомостях, царских планах и прочих материалах».447 Китчен указывает, что подобные дневники использовались в Египте, Месопотамии и, наконец, во всех остальных частях древнего мира, и в других культурах эти первоисточники также не сохранились.448 Возможно, что некоторые отрывки из 3 и 4 Царств, особенно те, что слово в слово повторяются в пророках, произошли из общих источников, или, по-другому, одна книга полагалась на другую (ср. Ис.36‒39 и Цар.18:13‒20; Иер.52 и 4Цар.24:18‒25:21).
К тому же, некоторые ссылки 3 и 4 книги Царств имеют в виду людей и/или книги, которые были источниками изложенной информации. Елихореф и Ахия названы в 3Цар.4:3 секретарями (ивр., соферим), а Иосафат назван писцом (ивр., хаммацкир)449 во времена царствования Соломона.450 Позднее, во время царствования Езекии, Севна назван секретарем, а Иоах писцом (2Цар.18:18:37). При Давиде были люди, исполнявшие ту же работу (ср. 2Цар.8:16‒17, 20:24‒25), откуда следует, что их обязанности были хорошо определены. Понятно, что такие люди занимались записью официальных документов.
Дополнительное ведение записей подразумевается в специфике датировке различных событий, изложенных в 3 и 4 Царств. Среди них ссылки на строительство иерусалимского храма (3Цар.6:37‒38) и рассказ о нападении Сусакима на Израиль и Иудею (3Цар.14:25). Начиная с 4Цар.14, появляется серия ссылок на международные контакты, особенно с ассирийцами, которые идут войной на Израиль и Иудею. Временные рамки этих событий можно было бы легко определить, если сравнивать их с теми же военными походами, о которых рассказывают ассирийские источники. Наконец, разрушение иерусалимского храма точно датируется девятнадцатым годом правления Навуходоносора(4Цар.25:8). Некоторые, позднейшие события могли еще оставаться в памяти очевидцев, но будем помнить, что 3 и 4 книги Царств охватывают период в 400 лет, и на все события очевидцев не наберешь!
Пророки могли быть еще одним источником информации, особенно в свете их пристального внимания к отношениям Израиля и Иуды с Яхве. Автор книги Паралипоменон сообщает своим читателям о том, что информацию об описанных событиях и царях можно найти у некоторых пророков (1Пар 29:29; 2Пар. 9:29, 12:15, 20:34, 26:22, 32:32). 3 и 4 книги Царств ссылается на ряд пророков, среди которых Нафан (3Цар.1), Ахия (3Цар.11:29‒38, 14:1‒18); Иуй, сын Ананиев (3Цар.16:1‒4:7), Илия (3Цар.17‒19, 21; 4Цар.1:1‒2:18), Елисей (4Цар.2:19‒25, 2:2‒9:13, 13:14‒21), Михей, сын Иемвлая (3Цар.22:2‒38), Иона (4Цар.14:25), Исайя (2Цар.19‒20), пророчица Олдама (4Цар.22:13‒20) и несколько пророков, имена которых не называются (3Цар.13:1‒32, 20:13‒14,22,28,35‒43; 4Цар.21:10‒15). Текст 3 и 4 книг Царств почти ни разу не указывает на то, что пророки сами писали книги; более того, странно, что 3 и 4 книги Царств вообще не содержит цитат из большинства пророческих книг.
История толкования
Следуя введенному Юлием Вельхаузеном классическому методу анализа источников, Бензингер и Шменд в XX веке также попытались увидеть в 3 и 4 книгах Царств следы документов J и Е.451 Ученый мир следовал этой методике, пока, наконец, полученные отдельные отрывки текста не уничтожили саму первоначальную идею деления. Хотя большинство современных ученых считают, что при составлении книги использовались некоторые первоисточники (как об этом говорит сам текст 3 и 4 Царств), «эти источники подверглись продолжительному редактированию и литературной адаптации, что в результате породило высокохудожественное и уникальное литературное произведение, чья сложность продолжает чинить препятствия тем, кто все время пытается отрезать первоисточники от самой книги...»452
Также как и с 1 и 2 книгами Царств и ранними историческими книгами, развитие идеи Нота о Девтерономистской истории серьезно продвинуло толкование и понимание текста 3 и 4 Царств (см. обсуждение этого вопроса в главе «1 и 2 книги Царств» в разделе «История толкования»). Ряд отрывков 3 и 4 книг Царств намекают на то, что книги были составлены в период вавилонского плена (ср. 3Цар.4:25, 9:6–9, 11:9‒13; 4Цар.17:19‒20, 20:17‒18, 21:11‒15, 22:15‒20, 23:26‒27, 24:2‒4, 24:18‒25:30), а отсутствие в тексте упоминания об указе Кира от 539 г. до н.э. (по которому иудеям разрешалось вернуться на родину) свидетельствует о том, что книги были завершены до этого события.
Однако пророческие элементы встречаются в книге часто, когда автор постоянно оценивает различных царей в зависимости от их лояльности воле Яхве – особенно, как это было очерчено во Второзаконии.
В дополнение к пророческому взгляду на книги, стоит рассмотреть и литературный подход, сторонники которого смотрят на книгу как на единое произведение, пытаясь уловить смысл книги так, как его понимали представители иудейской общины в Вавилоне. Холовей и Дж. Лонг описали применение этого подхода, указывая на стилистические и литературные конструкции, которые выделяют послание книги и приуменьшают выводы анализа источников.453
Структура
3 и 4 книги Царств имеют трехчастную структуру. Первая часть рассказывает о правлении Соломона, за которым следует вторая часть, рассказывающая о разделении царства на северное царство Израиль и южное Давидово царство Иуды. Третья часть повествует об истории Иудеи после пленения Израиля.
I. Соломон правит всем Израилем – 1:1‒11:43
A. Соломон наследует трон, Давид умирает – 1:1‒2:46
B. Правление Соломона 3:1‒11:43
1. Соломон проявляет мудрость 3:1‒4:34
2. Соломон строит храм и дворец – 5:1‒7:51
3. Соломон посвящает храм Господу – 8:1‒66
4. Эпизоды правления Соломона – 9:1‒10:29
a. Бог заключает завет с Соломоном – 9:1‒9
b. Конфликт Соломона с Хирамом – 9:10‒14
c. Соломон использует принудительный труд – 9:15‒28
d. Царица Савская гостит у Соломона 10:1‒13
e. Соломон демонстрирует свое экономическое величие – 10:14‒29
5. Жены Соломона приводят его к отступничеству; Бог осуждает его 11:1‒43
II. Монархия распадается на Израиль и Иудею – 3Цар.12:1‒4Цар.17:41
А Раскол царства Соломона – 12:1‒14:31
1. Десять колен восстают против Ровоама – 12:1–20
2. Ровоам пытается объединить царство, но Бог запрещает ему ― 12:21‒24
3. Исровоам правит Израилем – 12:25, 14:20
a. Иеровоам учреждает вероотступничество – 12:25‒33
b. Муж Божий из Иудеи осуждает Иеровоама – 13:1‒34
c. Лхия предсказывает смерть сына Иеровоама – 14:1‒16
d. Исровоам умирает – 14:17‒20
4. Ровоам правит Иудеей – 14:21‒31
a. Иудея отступает от Господа – 14:21‒24
b. Сусаким разоряет иерусалимский храм – 14:25‒28
c. Ровоам умирает – 14:29‒31
В. Сравнительная история Израиля и Иудеи – 3Цар.15:1‒4Цар.17:41
1. Авия и Аза правят Иудеей – 15:1‒24
2. Нават, Вааса, Ила, Замврий, Амврий и Ахав правят Израилем 15:25‒16:34
3. Илия пророчествует в Израиле – 3Цар.17:1‒4Цар.2:11
a. Бог хранит Илию, посылая в помощь воронов и вдову ― 17:1‒24
b. Илия противостоит пророкам Ваала у горы Кармил – 18:1‒46
c. Преследования Иезавели заставляют Илию бежать к горе Хорив ― 19:1‒18
d. Илия призывает Елисея на служение – 19:19‒21
e. Бог спасает Ахава от сирийского нашествия – 20:1‒22
f. Бог спасает Ахава во второй раз от сирийского нашествия ― 20:23‒34
g. Бог осуждает Ахава за пощаду Венадада – 20:35‒43
h. Илия осуждает Ахава за захват виноградника Навуфея – 21:129
i. Ахав и Иосафат, царь иудейский, вместе вступают в войну против Сирии – 22:1‒40
j. Иосафат правит Иудеей – 22:41‒50
к. Охозия правит Израилем – 3Цар.22:51‒4Цар.1:16
l. Иорам наследует трон Охозии – 1:17‒18
т. Илия возносится на небо – 2:1‒11
4. Елисей пророчествует в Израиле – 2:12‒8:29
a. Елисей начинает служение – 2:12‒25
b. Иорам идет войной против Моава – 3:1‒27
c. Елисей совершает чудеса – 4:1‒8:6
(1) Масло вдовы не кончается – 461‒7
(2) У женщины сонамитянки рождается сын – 4:8‒17
(3) Елисей воскрешает сына сонамитянки – 4:18‒37
(4) Елисей очищает отравленную похлебку – 4:38‒41
(5) Елисей кормит сотню мужчин малым количеством пищи – 4:42‒44
(6) Елисей исцеляет Несмана – 5:1‒27
(7) Елисей достает из воды топор – 6:1‒7
(8) Елисей рассказывает о сирийских военных планах Иораму – 6:8‒10
(9) Елисей поражает слепотой сирийское войско – 6:11‒23
(10) Елисей предсказывает освобождение Самарии – 6:24‒7:20
(11) Гиезий рассказывает о делах Елисея – 8:1‒6
d. Елисей помазывает на царство царя Сирии – 8:7‒15
5. Иорам и Охозия правят Иудеей – 8:16‒29
6. Ииуй правит Израилем – 9:1‒10:36
a. Елисей наставляет слугу помазать Ииуйя на царство – 9:1‒13
b. Ииуй убивает Иорама, царя израильского – 9:14‒26
c. Ииуй убивает Охозию, царя иудейского – 9:27‒29
d. Ииуй жестоко убивает семью Ахава и родственников Охозии ― 9:30‒10:17
e. Ииуй жестоко расправляется с поклонниками Ваала – 10:18‒36
7. Гофолия правит Иудеей – 11:1‒20
8. Иоас правит Иудеей – 11:21‒12:21
9. Иоахаз и Иоас правят Израилем – 13:1‒25
10. Амасия правит Иудеей – 14:1‒22
11. Иеровоам, сын Иоаса правит Израилем – 14:23‒29
12. Азария правит Иудеей – 15:1‒7
13. Захария, Селлум, Мснаим, Факия и Факей правят Израилем 15:8‒31
14. Иоафам и Ахаз правят Иудеей – 15:32‒16:20
15. По божьей воле Ассирия разоряет Израиль за его грехи – 17:1‒23
16. Самарию заселяют чужестранцы – 17:24‒41
III. Царство Иуды продолжает существование до вавилонского пленения – 18:1‒25:30
A. Езекия правит Иудеей – 18:1‒2:21
1. Езекия пытается восстановить правильное поклонение – 18:1‒8
2. Ассирийцы угрожают Иудее – 18:9‒37
3. Исайя уверяет Езекию в том, что Иерусалим устоит – 19:1‒37
4. Езекию поражает болезнь, он заключает договор с вавилонянами ― 20:1‒21
B. Манассия правит Иудеей ― 21:1‒18
1. Манассия возвращает Иудею к идолопоклонству – 21:1‒9
2. Пророки предсказывают падение Иерусалима – 21:10‒18
C. Аммон правит Иудеей – 21:19‒26
D. Иосия правит Иудеей – 2261‒23:30
1. Иосия финансирует восстановление храма – 22:1‒20
2. Иосия обновляет завет с Богом – 23:1‒3
3. Иосия очищает страну от лжепоклонения – 23:4‒25
4. Божий гнев за грехи Манассии не откладывается – 23:26‒27
5. Иосия умирает в сражении против египтян – 23:28‒30
E. Фараон пленяет Иоахаза – 23:31‒35
F. Навуходоносор пленяет Иоакима – 23:36‒24:7
G. Навуходоносор пленяет Иоакима и уводит его в Вавилон – 24:8‒16
H. Навуходоносор коронует Матфанию ― 24:17‒25:21
1. Матфания восстает против Навуходоносора – 24:17‒25:7
2. Навуходоносор разрушает Иерусалим и храм – 25:8‒21
I. Навуходоносор назначает Годолию областеначальпиком – 25:22‒27
J. Евилмеродах освобождает Иоакима из темницы – 25:27‒30
Жанр
Как и другие исторические книги (напр., книга Иисуса Навина или книга Есфирь) 3 и 4 книги Царств также считаются историческими, но они выделяют не обычные для истории социальные, политические и экономические вопросы, а подчеркивают дела Божьи в жизни народа Божьего и рассказывают о том, как народ Божий отвечал на призывы и ожидания Бога. Современная история обычно смотрит на международную политическую активность в регионе. Например, ссылки на Амврия, найденные в ассирийских записях, указывают на то, что он был могущественным царем,454 но в 3 книге Царств ему посвящено только четырнадцать стихов (16:15‒28). При всем внимании Библии к царю Ахаву в 3 книге Царств не упоминается о том, что он был повержен Салманассаром III, царем ассирийским в 853 г. до н.э.455 Мало что сказано в Библии о территориальных завоеваниях и обогащении страны во время правления Иеровоама, сына Иоаса (ср. 4Цар.14:25). Чтобы побольше узнать о социальных и экономических вопросах, лучше обратиться к пророческим книгам – Амоса, Осии, Михея, Исайи, Иеремии и Иезекииля – но даже здесь подчеркивается духовная деградация, которая обычно следует за обогащением, и отсутствие всякого развития в области нравственности.
Инженерный подвиг Езекии по строительству тоннеля заслуживает лишь беглой ссылки в 4Цар.20:20, в то время как на современный мир это сооружение с техникой его создания производит неизгладимое впечатление, а современные ученые продолжают спорить о том, как в те времена удалось воплотить столь успешный проект.456
В отличие от современной науки, которую интересуют такого рода исторические факты, 3 и 4 книги Царств, вместе с остальными книгами Библии, в первую очередь говорят о религии. Тема храма и его строительства преобладает в первых главах 3 книги Царств. Затем главным делом становится оценка царей, в зависимости от того, поклонялись ли они на запрещенных Библией высотах или нет. После раскола монархии, северные цари постоянно сравниваются с Иеровоамом, сыном Навата, который служит мерилом зла, уводящим Израиль прочь от Яхве. Редкие цари Иудеи обращаются к Господу, проявляя веру, но эти случаи слишком изменчивы, чтобы серьезно повлиять на жизнь всей страны. Даже правление Езекии и Иосии – единственных царей, которые пытались очистить страну от высот поклонения и заставить людей приносить жертвы только в храме – оказываются недостаточными для того, чтобы предотвратить грядущее разрушение.
Библейское повествование – это история, но история, которая придает особое значение духовным и пророческим вопросам.457
Богословские темы
Из приведенных выше рассуждений о жанре явствует, что 3 и 4 книги Царств несут сильную богословскую нагрузку. Первые главы 3 книги Царств выделяют тему строительства храма и Божье принятие этого сооружения, как места, которое Он Сам избрал и где отныне будет обитать Его имя (ср. Втор.12:1‒14; 3Цар.8:10‒13,29, 9:3). Благодаря этому любые жертвы, приносимые на высотах по всей стране, стали незаконными.
Однако, после пленения, Израиль оказался оторванным от законного места поклонения. И потому 3 и 4 книги Царств – это теодицея (или богооправдание), адресованная, прежде всего, к людям, живущим в плену, цель которой объяснить, почему Яхве позволил разрушить храм и увести свой народ в плен. Перечисленные выше проклятия обозначены пророчески еще в начале, после того, как Соломон посвящает храм и Яхве является ему с предупреждением. Если Израиль не станет следовать за Богом, то «...Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «За что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» (3Цар.9:7‒8). Верность Бога с иронией продемонстрирована в исполненном обещании: Бог действительно позволил пленить свой народ за непослушание (ср. 4Цар.21:14‒15, 24:2).
Повествование многократно говорит о непослушании народа, рассказывая о проклятиях, которые призваны привести людей к покаянию. Все это предречено во Второзаконии, но семена будущего пленения были посеяны еще самим Соломоном и взошли на почве, удобренной Иеровоамом. Хоббс заключает:
«Политические бедствия, потерю храма, города, земли и царя, превзошел серьезный религиозный и богословский кризис пленения. Каждый из потерянных элементов был символом уверенности в богоизбранности Израиля и присутствия Бога среди народа. Земля была даром от Бога. Город был обиталищем Бога (Псалмы 2:48). Царь был живым представителем Божьей благодати (Псалмы 110, 132; 2Цар.7). Все это теперь было потеряно, а вместе с ними исчезли видимые символы учреждения иудейского общества под рукой Божьей. Без этих ключевых учреждений людям недоставало единства, а без земли можно было оспорить их национальное своеобразие».458
Тем не менее, даже после потери земли и депортации, и даже после низложения земной династии Давида, даже в плену все равно оставалась надежда. Бог не забыл своих обещаний дому Давидову (2Цар.7). Хотя усилия земных монархов не могли спасти положения, что следует из усилий Иосии, искорка надежды, которая проявляется в освобождении последнего царя Иоакима в конце 4 книги Царств, все же остается (25:27‒30).459
Связь с Новым Заветом
Возможно, самой важной связью с Новым Заветом нужно считать демонстрацию Божьей верности дому Давида (2Цар.7). Но царство будет иметь другое измерение, нежели земное царство Давида. Все четыре Евангелия ссылаются на Давидово (а значит, мессианское) происхождение родословной Иисуса.460 Когда Евангелие вышло за пределы Иудеи, тот же факт о наследии Иисуса повторялся в иудейских общинах диаспоры (Деян.2:25‒35, 13:22‒37, 15:13‒17).
Частично, подтверждение заявлений Иисуса об исполнении Им пророческих предсказаний, прослеживается в повествованиях об Илии. Малахия пророчествовал о том, что Илия приготовит путь Мессии (Мал.4:5‒6), а Лука рассказывая о том, как Захария узнает о рождении Иоанна, объявляет о том, что Иоанн будет иметь дух Илии (Лк.1:17). Новозаветные авторы всячески подчеркивают эту связь, например, рассказывая о том, как представители иудейских властей спрашивают Иоанна Крестителя, он ли Илия (Ин.1:19‒20) – факт, который впоследствии подтверждает Иисус (Мф.1:16). Иоанн одет в ту же необычную одежду, что и Илия (ср. 4Цар.1:7‒8 и Мф.3:4), а враги обоих оказываются женщины – Иезавель у Илии (3Цар.18:2,10:14) и Иродиада у Иоанна (Мф.13:3‒12).
Передача пророческого служения от Илии к Елисею подобна передачи служения от Иоанна к Иисусу, и оба перехода свершаются вблизи Иордана (ср. 4Цар.2:9‒14 и Мф.3:13‒17). Пожалуй, ярче всего Илия присутствует во время Преображения, когда вместе с Моисеем и Иисусом они говорят об исходе Иисуса (Мф.17:1‒13; Мк.9:2‒8; Лк.9:28‒36).
Сам Иисус ссылается на служение Илии, когда говорит о том, что палестинские евреи не захотели принять Его проповедь (Лк.4:25‒26), а Иисуса часто путали с Илией, сравнивая Его дела с теми, которые мог бы сотворить пророк (Мф.16:14; Мк.6:14‒15, 8:27‒29; Лк.9:7‒8). Во время же распятия некоторые думали, что Иисус призывает Илию, чтобы тот помог Ему (Мф.27:46‒49; Мк.15:35‒36).
Павел указывает, что Илия находился у горы Хорив, потому что в обиде считал, что у Яхве нет никого другого, кто мог бы служить Ему. Тогда Бог показал ему, что есть еще много людей, не поклонившихся Ваалу (ср. 3Цар.19:9‒18 и Рим.11:2‒5). Иаков указывает на Илию как на пример обычного человека, молитву которого слышит Бог (5:16‒18).
Елисей также играет важную роль в повествованиях Нового Завета. Диллард и Лонгман считают, что ответ Иисуса на вопрос Иоанна о Его личности (Мф.11:2‒3) сформулирован как аллюзия на передачу полномочий от Илии к Елисею:
«Елисей открывал глаза слепым (4Царств 6:18‒20), очищал прокаженных (гл. 5), воскрешал мертвых (4:32‒37, 8:4‒5, 13:21) и нес благую весть нищим и обездоленным (1‒7 [sic], 7:1‒2, 8:6). Этот список объединяет чудеса Елисея с теми, которые были обещаны Рабу Господа (Ис.61:1‒3). В сущности, Иисус говорил Иоанну: «Преемник Илии пришел. Я – тот, кого ты ищешь».461
Иисус также упоминал об исцелении иноплеменника Неемана по слову Елисея, когда обвинял Назарет в неверии (Лк.4:22‒27).
Специальные темы
Хронология
Многие находят линию повествования в 3 и 4 Царств спутанной, поскольку рассказ постоянно скачет между описанием событий в Израиле и Иудее. Конечно же, переход от одного царя к другому в одном государстве не совпадает с переменами в жизни второго государства. Поэтому автору приходится как-то соотносить год восшествия на престол одного царя со временем правления другого. В большинстве случаев автор пользуется устойчивой фразой (с некоторыми вариациями): «В такой-то год NN, царя Иудейского/Израильского, воцарился ММ, царь Иудейский/Израильский. Стольких-то лет был он, когда воцарился, и столько-то лет царствовал» (ср. 3Цар.22:42; 4Цар.15:2). Что касается царей иудейских, то обычно оценивается их верность Господу, а что касается царей Израильских, то обычно оценивается мера их грехов по сравнению с грехами Иеровоама, сына Наватова.
Если бы была определенная дата, с которой можно было бы начать отсчет описанных событий, то кажется, что восстановление хронологии было бы простой задачей, но не в этом случае. Например, известно, что Ииуй убил Охозию, царя иудейского и Иорама, царя Израильского (4Цар.9:21‒29), после чего он воссел на троне Израильском, а Гофолия – на троне Иудейском (11:1‒3), следовательно, оба пришли к власти в одно и то же время. Но тщательный расчет времени правления от Ииуйя и Гофолии до разрушения Самарии в конце правления Осии (Израиль) и в шестой год царствования Езекии, царя иудейского (18:10), приводит нас к разным цифрам: 165 лет – для Иудеи и 143 года и 7 месяцев для Израиля – то есть разница составляет целых 22 года.
Эдвин Тиле считается специалистом, который совершил значительный прорыв в датировке книг Царств, хотя его решения продолжают вызывать споры, а для объяснения некоторых из них можно прибегнуть к альтернативным методам.462 Частично несоответствие кроется в правильном ответе на вопрос: стоит ли включать год восшествия монарха на престол в годы его правления или нет? Также есть некоторые свидетельства сорегентства, когда сын монарха становится соправителем государства.463 Более того, возможно, что за 250‒350 летний период существования царства приняли различные системы исчисления.
Если хронология по большей части основана на продолжительности правления царя, а переход от одного царя к другому происходит плавно, то подсчеты усложняются. В хронологических подсчетах мы обычно пользуемся относительными, а не абсолютными датами. Абсолютное дата – это указание конкретного дня, месяца и года, как например, 17 сентября 1970 года; относительная дата будет указывать на удаленность события от абсолютной даты.
Библия не дает абсолютных дат, их также мало в документах древнего мира. Лучшее, что можно сделать – это тщательно собрать информацию, которую затем можно будет смоделировать или каким-то образом оценить, как, например, солнечные затмения, которые были отмечены в документах древнего мира или наблюдение созвездий, которое мы можем смоделировать в планетарии. К счастью, у нас есть одна абсолютная дата, от которой мы можем оттолкнуться: 15 июня 763 года до н.э. – день солнечного затмения в Ассирии.464 Ассирийцы называли годы по имени правителей, которые управляли страной, и это называется Нти или список эпонимов. Поскольку можно точно определить день затмения и количество лет, которое прошло в период с 910 по 612 годы до н.э., можно также определить период жизни ассирийского царя и даты его военных компаний. В некоторых из них принимали участие Израиль и Иудея.
Дополнительная информация и подтверждение исходит из вавилонских Летописей465 и различных египетских записей, особенно когда они рассказывают о культуре Месопотамии. Некоторые из общепринятых на сегодня дат помещены в таблицу на следующей странице.
Время от времени, в попытке установить точные даты, ученые обращаются к археологии, но абсолютные даты можно почерпнуть только из сохранившихся записей, определяющих конкретное событие. В остальных случаях, керамическая типология вместе с почвенной стратиграфией полезны для определения относительных дат, но этот подход основан на некоторых фиксированных точках, из которых можно определить отклонение в стиле.
Другая часто упоминаемая техника датировки называется методикой карбон14, но точность ее переменных обычно не выше точности по методу керамической типологии. Она может помочь в уточнении или подтверждении дат, но редко даст более точные результаты.466
Таблица 14. Датировка некоторых библейских событий
853 | Салманассар III собирает коалицию царей для сражения при Каркаре, в которую входит и царь Ахава.467 |
841 | Ииуй платит дань Салманассару III – рисунок на черном обелиске468 |
738/37 | Менаим платит дань Феглафелласару III469 |
701 | Сеннахирим завоевывает Иудею470 |
598/97 | Навуходоносор захватывает Иерусалим471 |
587/86 | Навуходоносор захватывает Иерусалим и разрушает храм (подсчитано по 4Цар.25:8).472 |
Историческая достоверность
В последние годы историческая достоверность Библии все больше ставится под сомнение теми, кто утверждает, что Давид и Соломон – фигуры вымышленные, что Иерусалим не был столицей страны до Езекии и что храма также не было до Езекии. Частично, эти аргументы основаны на сложностях в нахождении монументальной архитектуры того периода времени. Традиционно считается, что городские ворота Мегиддо, Гацора и Газера были построены под руководством Соломона (ср. 3Цар.9:15). Но нашлись ученые, которые считают, что они были построены не менее чем через столетие после Соломона. Не было найдено ни одного следа храма Соломона, и создается впечатление, что население Иудеи в это время было минимальным, откуда следует заключение, что Иерусалим не был политически важным центром.473 Иногда ученые утверждают, что тексты Библии написаны с определенной целью (как будто другие исторические документы были написаны бесцельно), а потому, заключают они, все библейские тексты были написаны значительно позднее, а, значит, Библия не может быть исторически достоверной книгой, а представляет собой книгу, специально составленную в целях идеологической пропаганды.474
Однако эти ученые встретили немало возражений. Ишида, работы которого дают значительно более раннюю датировку, по сравнению с мнением скептиков, считает, что вся коллекция книг была написана в период объединенной монархии.475 При этом многие соавторы книги, вышедшей под редакцией Ишиды, вообще не верят в достоверность и истинность Библии.
Девера нельзя назвать консервативным ученым (да он и не захочет, чтобы его так называли), но он поставил под вопрос выводы радикальных скептиков и методично показал основные недостатки их подходов.476 Пожалуй, самой ценной частью его работы можно назвать демонстрацию того, на что была бы похожа Библия, если бы она была написана заново после вавилонского плена. Более консервативную точку зрения представляет египтолог Китчен, который раскрывает методологию получения и оценки данных.477 Недавняя коллекция эссе, написанных консервативными учеными, предлагает серьезные и свежие объяснения консервативного подхода к изучению библейских текстов.478
* * *
«Сирия» – это греческое название страны. Более точное название, происходящее из древневосточных источников, будет «Арам».
Обсуждение некоторых результатов этого соглашения можно найти в статье Маламат в Тому Ишида ред., Studies in the Period of David and Solomon and Other Essays (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1982) и у Kitchen, Reliability, pp. 107–116.
Steven W. Holloway, «Kings, Book of 1–2,» ABD, 4:73.
Mordechai Cogan, 1 Kings, AB 10 (New York: Doubleday, 2000), p. 85.
См. обсуждение этого текста в главе «1 и 2 Царств». Джон Грей предлагает хорошее заключение текстуальных свидетельств и проблем (См. John Gray, 1&2 Kings, 2nd, fully rev. ed., OTL [Philadelphia: Westminster Press, 1970], pp. 43–53). Вопрос хронологии 3 и 4 Царств сложен (см. дальнейшее обсуждение), но Джеймс Шенкель считает, что некоторые сложности могут появляться из-за использования различных рукописей (См. James D. Shenkel, Cronology and Recensional Development in the Greek Text of Kings, HSM 1 [Cambridge, MA: Harvard University, 1968]).
BabaBathra 15a.
Cogan, 1 Kings, p. 91.
Kitchen, Reliability, pp. 63–64. На этот же свод книг ссылается Библия, когда рассказывает о том, как Ксеркс не мог спать и приказал принести «книгу летописи, записи дней его правления» (букв, «воспоминание о делах тех дней...» чтобы ему прочитали оттуда. Это заставило его осведомиться, был ли удостоен чести Мардохей (Есф. 6:1).
В Синодальном переводе «писцы». Джеймс Монтгомери и Генри Снайдер Гехман считают, что ТЭТЫ был тем, кто хранил копию «Книга воспоминаний». См. James A. Montgomery and Henry Snyder Gehman, The Book of Kings ICC [Edingurgh: T&T, Clark, 1951], pp. 30–31.
В Синодальном переводе «дееписатель». Интересно то, что Иосафат находился на этой должности еще со времен Давида (2Цар. 20:24).
I. Benzinger, Jahvist und Elohist in den Konigsbuchern, BAZW II, 2 (BerlineStuttgart-Leipzig: Topelmann, 1921); R. Smend, «JEin den geschichtlichen Buchern des Alten Testament, herausgegeben von H. Holzinger,» ZAW 39 (1921): 204–215.
Holloway, «Kings,» 4:71.
Holloway, «Kings,» 4:76–79; Long, 1&2 Kings, pp. 22–34. Общее введение в литературный анализ исторических книга можно найти в книге V. Philips Long, The Art of Biblical History (Grand Rapids: Zondervan, 1994).
Салманассар называет Амврия предком Ахава (Younger in COS2:113А, ii,86b102) и несколько раз иронично называет его предшественником Ииуйя (Younger in COS 2.113С, Г-27»; COS 2.113D, iii.45b-iv.15a; COS 2:113E, 21–30a; and COS 2.113F). Моавитский царь Меша на своей стеле упоминает о захвате Моава Амврием. Там же он приписывает возвращение своих земель моавитскому богу Кемошу (см. Smelik in COS 2.23).
Ахав был одним из царей коалиции, которые проиграли в битве при Каркаре, которая датируется 853 годом до н.э. (см. Younger in COS 2.113А, ii.86b-102).
См. следующие книги, которые неплохо перечисляют существующие теории и предлагают хороший список литературы. Stephen Rosenberg, «The Siloam Tunnel Revisited,» Tel Aviv 25 (1998): 116–130; и Ronny Reich and Eli Shukron, «Reconsidering the Karstic Theory as an Explanation to the Cutting of Hezekiah's Tunnel in Jerusalem,» BASOR 325 (2002): 75–80.
Simon J. DeVries (1 Kings, WBC 12 [Waco, TX: Word Books, 1985], pp. xxixxxxv. Здесь во введении можно найти хорошее обсуждение историографии.
Hobbs, 2 Kings, p. xxxiv.
Интересно, что, по словам Иеремии, у Иоакима (которого он называет Иехонисй) не будет другого сына, который будет «сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее» (22:30). Это выражение не возражает против возможности появления правителя, восседающего на небесном троне из «царства не от мира сего» (ср. Ин. 18:36; Деян. 2:34–36).
См. например: Матфея 1:1,6,17,20; 9:27; 12:23; 15:22; 20:31; 21:9–15; Марка 10:4748; 11:10; Луки 1:27,32,69; 2:4; 3:31; 18:39; и Иоанна 7:42. Возможно, Иоанн не подчеркивал вопрос царского происхождения рода Иисуса, потому что к тому времени этот вопрос был уже общепризнан.
Dillard and Longman, Introduction, p. 167.
Edwin R. Thiele, The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings, rev, ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1983).
Некоторые свидетельства этой возможности можно увидеть в передаче власти от Давида к Соломону. Давид был все еще жив, когда был коронован Соломон (вопрос преемника Давида – это тема спора в 3Цар. 1–2). Коронация описана в 3Цар. 1:28–40, но смерть Давида описана только в 3Цар. 2:10–12; текст не сообщает, сколько времени Давид жил после коронации Соломона.
См. Millard, «The Babylonian Chronicle (1.136),» COS 1:467–468.
Ibid., 1.137.
Хороший, сжатый обоз применения метода карбон-14 в археологии, а также его оценка и недостатки можно найти в книге Sheridan Bowman, Radiocarbon Dating (Berkeley: University of California, 1990).
Younger, in COS2:113A.
Ibid., 2:113F.
Ibid., 2:117B.
Cogan,in COS 2:119B.
Millard, in COS 1:137.
Millard, in COS 1:137.
В соответствии со всеми свидетельствами, храм Соломона находился на том самом месте, где сегодня стоит Мечеть Омара, третье по святости место в Исламе. Таким образом, он находится на одной из самых спорных высот в мире, в одном из самых спорных городов в мире. Только безумец мог бы начать археологические раскопки в этом месте, с целью найти на нем корни еврейской религии.
Основными защитниками этого взгляда, с небольшими расхождениями являются: Lemche, Early Israel; id., Israelites in History; Thompson, Early History; id. The Mythic Past; Davies, In search of «Ancient Israel»; и Finkelstein and Silberman, The Bible Unearthed.
Ishida, Studies.
Dcver, What Did the Biblical Writers Know?
Kitchen, Reliability.
Hoffmeier and Millard, Future of Biblical Archaeology. Неплохой обзор всего спектра толкований можно найти в интервью Shanks-a в niels Peter Lemche, Thomas L. Thompson, William G. Dever, and P. Kyle McCarter Jr.,. «Face to Face: Biblical Minimalists Meet Their Challengers,» BAR 23 (1997): 26–42,66; эссе в Lowell К. Handy, ed., The Age of Solomon Scholarship at the Turn of the Millennium (Leiden: Brill, 1997); и эссе в Andrew G. Vaughn and Ann E. Killebrew,Jerasa/em in Bible and Archaeology: The First Temple Period (Atlanta: Society of Biblical Literature, 2003).