Книга пророка Амоса. Гари Холл
Исторический и культурный фон
Пророческое служение Амоса пришлось на одну из лучших эпох в истории Изариля – время политического и экономического взлета страны. Эта пора была названа Золотым, или, по крайней мере, Серебряным веком Израиля.983 Иеровоам, сын Иоаса (1:1; Иеровоам И), правил Израилем с 786 по 746 годы до н.э. Он был мудрым и талантливым монархом (4Цар.14:23‒29). Такое благоприятное время оказалось возможным благодаря политическому кризису в Ассирии: в это время страной управляли не лучшие цари. Кроме того, Ассирия была занята защитой северных рубежей, отражая атаки расширяющего свои границы государства Урарту. В 801 году до н.э. Ассирийская армия разрушила Дамаск, после чего устремилась еще дальше, на север, продолжая вести длительную и изнурительную войну с Хаматом.984 Арамеяне были покорены (4Цар.14:25‒28). Египет и Вавилон переживали не лучшие времена. Длинные войны с Иудеей завершились.
Благодаря этим обстоятельствам, Иеровоаму удалось восстановить былые северные и южные границы Израиля, к востоку от реки Иордан. Международная торговля развивалась и приносила в казну немалые доходы. В результате усилилась урбанизация общества, и купечество получило доступ к реальной власти. С земли были вытеснены крестьяне, бедное население страны росло, а вместе с ним росло притеснение бедняков (5:10‒12, 8:4‒6). Среди высших слоев общества процветали всяческие пороки, которые проявлялись и в образе жизни (2:8, 4:1, 6:1‒6), и в идолопоклонстве (8:14) и в половой распущенности (2:7). В результате коррупция охватила судебную систему, а справедливость перестала быть нормой общества. Южное царство Иудея, при правлении Узии (783‒742 гг. до н.э.) столкнулось с теми же проблемами. Благоприятные экономические обстоятельства этого периода подтвердились проведенными археологическими раскопками. Раскопки у Фирцы показали, что в десятом веке дома у людей были примерно одной площади. А в VIII веке в городе появились квартал с большими, дорогими домами и квартал с маленькими, близкостоящими друг к другу домишками.985
Амос также упоминает о землетрясении, о котором вспоминает и Захария, которое произошло во второй половине VI века до н.э. (Зах. 14:5). Раскопки при Асоре (Гацоре) и в Самарии предоставили свидетельства землетрясения, датируемого 760 годом до н.э. Возможно, это одно из тех землетрясений, о которых упоминает Амос.986 В соответствии с этими данными, служение Амоса датируется периодом между 780 и 760 годами до н.э. Осия, Исайя и Михей были поздними современниками Амоса, а Осия, вероятно, проповедовал в Северном царстве одновременно с Амосом.
Несмотря на видимое благополучие, на горизонте постепенно сгущались черные тучи, ибо уже через два года в Ассирии должно было начаться возрождение, которое грозило Израилю падением (8:2). Амос, кстати, сравнивал падение страны с разрушительным землетрясением (8:9; 9:1:5). В 745 году Феглаффелласар должен был взойти на трон Ассирии и вскоре вернуть стране контроль над Ближним Востоком. Самария и Израиль пали, побежденные Ассирией, в 722 году, всего лишь через 30 с небольшим лет после окончания служения Амоса.
Текст и автор
Большинство ученых верят, что Амос был первым «записанным» пророком (хотя и не первым из пророков).987 Это означает, что он был первым пророком, чьи проповеди были записаны и сохранены для потомков. Так кардинальным образом изменилось отношение к пророкам и их словам. Отныне будущие поколения получили возможность читать проповеди пророков в первоначальном виде, а сами проповеди стали считать вневременными. Амос также знаменует переход от пророков, которые передавали Божье слово отдельным личностям (чаще всего царям), к пророкам, которые обращались ко всему народу.
Книга Амоса начинается с вводной фразы: «Слова Амоса...», чем напоминает книгу Иеремии (Иер.1:1) и отличается от большинства пророческих книг, которые уточняют, что передают «слова Яхве», полученные пророком (Ос.1:1; Иоиль 1:1; Мих.1:1; Соф.1:1; Мал.1:1). Впрочем, позднее и Амос дает понять, что его слова – это слова Яхве (1:2,3,6,9,11, 3:1; 4:1, 5:1, 7:16, 9:1 и т.д.).
О самом пророке нам известно немного. Значение имени «Амос» также мало о чем говорит.988 Из первого стиха мы узнаем о роде занятий пророка и о времени, в которое он проповедовал. Биографическая часть книги (7:10‒14) дает нам немного больше информации. Амос был пастухом из Фскои, маленькой иудейской деревни в 16 километрах к югу от Иерусалима и в 8 километрах к юго-востоку от Вифлеема. Священник Амасия указывал пророку на его происхождение и низкое положение, когда настаивал на том, что Амосу следует вернуться домой (7:12), подразумевая, что, как у жителя Южного царства, у него не было власти и права проповедовать северным соседям.
Амос также «собирал сикоморы» (7:14 в англ. «dresser of sycamore trees»). Это, возможно, означает, что он обрабатывал сикоморы для ускорения процесса созревания фиг. Традиционно считается, что Амос был кротким человеком и имел низкое социальное происхождение, поскольку фиги были пищей бедняков, а выпасом овец занимались в основном люди с низким достатком. Однако в последнее время некоторые ученые пришли к выводу, что Амос относился, по крайней мере, к среднему, или даже к высшему классу общества. Слово ивр. (нокед, «пастух», 1:1) теперь переводят как владелец отар, что предполагает некоторый социальный статус, и не соответствует образу кроткого пастуха.989 В этом смысле он также мог владеть сикоморовыми рощами, и быть человеком большого достатка. Это означает, что он мог путешествовать по стране, развивая свой бизнес. Поэтому он был хорошо знаком с системой правосудия, и географией страны. Но поскольку, по его словам, он «следовал» за стадами, то есть занимался обычным выпасом овец (7:15), некоторые толкователи продолжают считать его скромным человеком низкого происхождения.990
Амос заявлял, что не был пророком, и не был сыном пророка (7:14), когда Амасия назвал его «провидцем» (ивр. 7:12). Эти стихи привели к серьезному спору.991 Здесь фразы в еврейском тексте представляют собой безглагольные предложения, в которых элемент времени остается невыясненным. Если бы Амос говорил, что он не был пророком (в прошедшем времени), то он мог подразумевать, что Бог призвал его (бывшего пастуха) к пророческому служению, и он не является продолжателем династии пророков.992 Если же Амос говорил, что он не является пророком (в настоящем времени), то он мог, таким образом, отделять себя от всех существующих пророков, многие из которых проживали в Северном царстве. Похоже, что слова «провидец» и «пророк» считались синонимами. Амос утверждал, что в его семье никогда не было пророков, и что Яхве призвал его оставить труд пастуха и земледельца и заняться пророческим служением. Безусловно, Амос проповедовал и получал видения, как и все остальные пророки, а свою деятельность он (как и священник Амасия) характеризовал глаголом «пророчествовать» (7:12,14, см. 3:7‒8).
Структура
Нам часто кажется, что пророческие книги составляются как бы случайно, без определенного порядка и логики. Но постепенно становится ясно, что это впечатление ошибочно. Это касается и книги Амоса. Тщательное изучение книги показало, что она имеет логически связанную структуру, которую можно проанализировать с разных сторон. Андерсон и Фридман предложили трехчастную макроструктуру книги. Первую часть они назвали Книгой разрушения (1:1‒4:13). Вторую часть – Книгой проклятий (5:1‒6:14). А третью часть – Книгой видений (7:1‒9:6). Книгу завершает эпилог (9:7‒15).993
Джеймс Лимбург предлагает делить книгу на шесть разделов, каждый из которых вращается вокруг числа семь.994 Пророчества против народов с 1:2 по 2:16 содержат 14 пророческих речений, повторяющихся в виде формулы «три плюс четыре равно семь», и осуждают семь народов, прежде чем переходят к осуждению Израиля. Глава 3 включает семь пророческих речений. Глава 4 состоит из семи отрывков, начинающихся словами «Так сказал Господь». Главы 5 и 6 также содержат семь отрывков, начинающихся словами «Так сказал Господь». Отрывок с 7:1 по 8:3 включает семь пророческих речений. Отрывок с 8:4 по 9:15 включает семь пророческих речений. Ясно, что Амос (или составитель книги) серьезно поработал над композицией книги, и построил ее так, чтобы передать читателю логически связанное послание. Центральная идея книги – суд над Израилем, но чтобы добраться до этой идеи, Амос сначала (1:2‒2:6) уникальным образом концентрирует внимание читателя на других народах. Это был умный психологический ход, с помощью которого пророк привлек внимание слушателей и получил их поддержку. После этого он обращается к главной теме проповеди и пронзает сердца слушателей, открывая перед ними беспощадную правду об их грехах и преступлениях.995 Остальная часть книги сосредоточена на Израиле, на теме нарушения завета с Богом и непослушании. В центре книги – плач, или погребальная песня, об Израиле (5:1‒17). Она начинается и завершается скорбной нотой (5:1‒2,16‒17). В ней содержится два призыва: искать Бога и жить (5:4‒7,14‒15), а в ее центральную часть помещен гимн Богу (5:8‒9). Амос также записывает пять видений о грядущем суде (7:1‒9, 8:1‒3, 9:1‒6). Слова о восстановлении скинии Давида в конце книги (9:11‒15) так сильно отличаются от остальной части книги, что многие перестали их считать словами Амоса.996 Но это означает помещать пророка в «смирительную рубашку» жанра, чего он не заслуживает. Большинство пророков получали от Яхве слова утешения, почему же Амос должен быть исключением?
Жанр
Несмотря на небольшой объем, книга Амоса отличается сильным разнообразием жанров. Хотя основная идея вращается вокруг суда и разрушения, Амос проявляет разнообразие в выражении своей мысли. Он – первый, у кого осуждению других народов, окружающих Израиль, посвящен довольно продолжительный отрывок. Эти отрывки имеют четкую структуру и перечисляют лишь некоторые грехи каждого народа (1:2‒2:6). Другие пророки последовали примеру Амоса, записав свой собственный пространный список подобного типа пророчеств (Ис.13‒23; Иер.47‒51; Иез.25‒32). Чаще всего Амос пользуется формой обвинительного приговора, в котором сначала уточняется список обвинений, а затем объявляется мера наказания (гл. 4). Он также выражает свою мысль в форме погребальных плачей (5:1‒17, 6:1‒7), с помощью рассказов о видениях (7:1‒9, 8:1‒3, 9:1‒6), в стиле мудрых изречений (3:2‒8, 6:12) и в виде фрагментов из гимнов (5:89, 9:5‒6). В книге также встречается обвинительная речь от третьего лица (7:10‒17). Леланд Райкин предлагает по-новому взглянуть на книгу, как на сатирическое произведение. Это позволяет понять, как в текст просочились резкие и острые обвинения народов (2:6‒7, 4:1‒2,4–5, 5:18‒20).997
Богословские темы998
Несмотря на малый объем, книга Амоса глубоко и ярко рисует отношения между Богом и его избранным народом, а также между Богом и остальным человечеством.
1. Господь – это Бог вселенной. Он – не национальное божество Израиля, подобное богам языческих народов. Он держит в руках судьбы всего мира, и каждый народ несет перед ним ответственность за свои действия (1:2‒2:16). Если народы нарушают международные соглашения или общечеловеческие нормы нравственности, то они предстанут перед Божьим судом. Он относится к народам так, как если бы и они заключили завет с Ним. Он переводит народы с места на место по Своему желанию, подобно тому, как подчиняясь Его воли, переходил с места на место Израиль (6:14, 9:7). Освобождение Израиля от египетского рабства подтверждает Его контроль над этой мировой державой (2:10, 3:1). Он есть Создатель и Блюститель этого мира (4:13, 5:8, 9:5‒6). Природа может стать инструментом в Его руках, чтобы нести Его суды, такие как голод и засуху (4:6‒12, 7:1‒3). И поэтому Он вправе свергать царей (7:9) и уничтожать Свой собственный народ (8:1‒3). И все это потому, что Он – есть Бог истории и Бог природы.
2. Бог открывает свои тайны пророкам. Хотя Бог действует через историю и природу, Его деяния должны быть правильно истолкованы, и для этого Он открывает свои планы пророкам (3:7‒8). Амос был призван к пророческому служению, к тому, чтобы быть глашатаем Божьим, несмотря на то, что не имел формального образования и не принадлежал к пророческой династии (7:10‒14). Служение Амоса было отражением Божьего всевластия, а не желания Амоса.
3. Поклонение неотделимо от справедливости. VIII век до н.э. был ознаменован возрождением традиции поклонения, но большее внимание уделялось форме, а не содержанию (4:4‒5, 5:21 и далее 8:14). Поскольку все это сопровождалось еще и падением социальной нравственности (4:1, 5:11, 8:4 и далее), Бог отвергал подобное поверхностное поклонение. Чтобы поклонение приобрело какой-то смысл, должны были соблюдаться нравственные основы завета. Бог требовал справедливости и праведности. Справедливость определялась экономическими терминами и выражалась в отношении к бедным. Было ясно, что экономическое процветание Израиля в VIII веке до н.э. сопровождалось эксплуатацией бедняков. Купцы вели нечестную жизнь, а потребление и безделье были главными целями жизни (4:1, 5:11, 6:1, 8:4‒6). Поэтому книга снова и снова осуждает богачей (4:1 и далее 6:1 и далее 8:4, и далее). Нуждающиеся и бедные приравниваются к праведникам (2:6, 5:12). Поиски Бога начинались не с посещения храма, а со справедливых поступков (5:4‒7). Поклоняющийся должен стремиться к отождествлению с характером и целями Того, Кому он поклоняется. Бог требовал от Израиля принесения жертв и проведения религиозных праздников, но обстоятельства, сложившиеся в Израиле VIII века подвигли Бога к порицанию Им же установленных требований. Теперь Он ненавидел эти священнодействия и праздники (5:21‒24), ибо все они были пустым звуком. Справедливый, любящий и милостивый Бог (Исход 34:6‒7) требовал сострадания и справедливости. Слова: «Пусть, как вода, течет суд, и праведность – как нескончаемый поток!» (5:24, пер. с англ.) нашли отражение в веках, как призыв к поиску желаний по сердцу Божьему.
4. Израиль был избран ради великой цели. Богоизбранность предполагает высокую меру ответственности, а безответственность ведет к суду (3:2). Все деяния Божьи были направлены на то, чтобы обратить Свой народ к Себе, к тем целям, ради которых Он их избрал (глава 4), но эти попытки оказались неудачными («но вы не обратились ко Мне»). Избрание коренилось в завете, который Бог заключил с Израилем через Моисея на горе Синай. В этом смысле Амос не был новатором, как считают некоторые. Суд и наказание, о которых он проповедовал, были отголоском требований и бедствий, описанных в Пятикнижии, в особенности в книге Второзаконие. Забота Амоса о бедных отражает многие законы Второзакония (см. Втор.5:19, 15:4‒11, 16:19, 24:7,14‒15). Второзаконие (4:21‒31) затрагивает многие темы из проповеди Амоса. Наказание, надвигающееся на Израиль, соответствует наказаниям, обещанным за нарушение завета, о которых написано в 28 главе Второзакония (см. особенно стихи 21,22,30,39‒40,48,62,64 и 29:27, 31:17‒18,21, 32:30).
5. Грех – это, прежде всего, состояние сердца, которое ведет к гордыне, а потом и к мятежу против Бога. У Израиля было искаженное понятие о Боге и Его целях. Даже другие народы были виновны в грехах. Однако, они не знали Бога Израиля, и потому должны быть судимы на основании честности и справедливости в вопросах международных отношений (глава 1). Идолопоклонство вторглось в жизнь Израиля (2:8, 5:26, 18:14), и поклонение в Вефиле, Дане и Галгале подверглось осуждению (3:14, 4:4‒5; 5:4‒5, 7:10‒14, 8:14). Людям могло казаться, что их поклонение было вполне пристойным, но это было не так. Синкретизм, старая любовь Израиля, продолжала жить. Возможно, что люди уже не могли отличить правильное поклонение Богу и кажущиеся невинными религиозные практики, которые они унаследовали от других народов. Поэтому даже самое искреннее проявление поклонения было ненавистно Богу.
6. Особое внимание уделялось духовному возрождению. Искать Бога следовало через ежедневное выполнение Его воли. Публичное поклонение было полезно, только если жизнь общества отражала желания Бога (5:4‒6,21‒24).
7. В ближайшей истории Израиля Амос видел в основном одни бедствия. Народ нарушил завет, и потому мог не надеяться на что-то лучшее, чем голод, разрушение и даже пленение. Амос знал о состоянии дел в жизни других народов и также осуждал процветающую среди них несправедливость и нарушение договоров (глава 1). Но, вглядываясь в далекое будущее (9:11‒15), Амос видел, как Бог восстановит былую славу Израиля и возвысит его среди народов. Бог «вернет их успехи» (9:14 см. Втор.30:3, пер. с англ.). Фраза встречается только один раз в книге Амоса и один раз в книге Второзаконие, но Иеремия довольно часто употребляет ее (Иер.30:18, 32:44, 33:11,26 и т.д.). Бог восстановит «палатку Давида» (9:11, в СП – «скинию Давида»), обещание, основанное на слове к Давиду во 2 книге Царств 7. Таким образом, можно сказать, что Амос смотрел в будущее с надеждой. Бог вселенной, этого мира и Израиля, спрашивающий с каждого за его поступки, не позволит своему народу окончательно исчезнуть.
Связь с Новым Заветом
Пророк Амос (5:25‒27) цитируется в проповеди Стефана (Деян.7:42‒43). Давнее стремление Израиля к идолопоклонству подтверждается ссылкой на слова Амоса о том, что Израиль шел вслед чужим богам еще на заре своей истории, во время странствования в пустыне. Стефан ссылается на «книгу пророков», возможно, намекая на то, что так называемые малые пророки к тому времени уже были собраны в единую «книгу».
Амоса также цитирует Иаков (Ам.9:11‒12, ср. Деян.15:16‒17).999 По мнению Иакова, будущее, предвиденное Амосом, наступило в обращении язычников к христианству и в последующем образовании церкви. В этом состояло восстановление царства Давида. Выводы Иерусалимского собора, основанные на аргументах Иакова, имели далеко идущие последствия для распространения церкви по всему миру.
Павел ссылается на Амоса в Послании к Римлянам (Ам.5:15, ср. Рим.12:9). Некоторые из его наставлений к христианам о необходимости стремления к духовному росту и христианской зрелости, включают призыв ненавидеть зло и искать добра.
Другие новозаветные связи с книгой Амоса имеют тематический характер. Лука, Павел и Иаков разделяют сильную озабоченность Амоса о социальной справедливости и о сострадании к бедным и обездоленным (Лк.4:18, 6:20, 7:22, 11:41, 14:13,21; Деян.9:36, 10:4,31; 1Кор.11:22; Иак.2:1‒10). Эти отрывки не цитируют Амоса, но дух его проповеди, безусловно, наполняет их.
* * *
Gerhard Е Hasel, Understanding the Book of Amos (Grand Rapids: Baker, 1991), p. 12. Phillip King, «The Eighth, the Greatest of Centuries?»./
. 108 (1989): 3–15.
Mays, Amos, p. 2. Раскопки в других местах подтверждают это обстоятельство.
Землетрясения частое явление в Палестине, потому что она расположена на основной линии сброса (Чис. 16:31; 1Цар. 14:15). Пророки часто пользовались образами землетрясения, чтобы описать грядущий суд Божий: Иоиль 2:10; 4:16; Ис. 24; 29:6; Мих. 1:4; Наум 1:5.
Вот имена некоторых его предшественников: Самуил, Нафан, Гад, Илия, Елисей и Михей.
Имя «Амос» происходит от однокоренного глагола, означающего «нести» или «грузить». Подобные слова и идеи не встречаются в книге. Амос – это не Амоц, который был отцом Исайи (Ис. 1:1). На иврите эти имена пишутся по-разному и схожи только одной буквой.
Hasel, Understanding the Book of Amos, pp. 35–40. Нокед дважды используется в 4 книге Царств (3:4), по отношению к царю Месе. В Утаритских текстах таким словом называются высокопоставленных правительственных функционеров.
EI. Anderson and David N. Freedman, Amos (New York: Doubleday, 1989), pp. 187–188,777–779.
Hasel, Understanding, pp. 41 –47.
С Самуила пророки получали жалование и многие занимали официальную должность в обществе и при дворе (3Цар. 18:19; 20:35; 22:6; 4Цар. 9:1).
Anderson and Freedman, Amos? Pp. xxv-xlii. Стюарт считает, что структура книги проста и делит книгу на три части: 1:2–6:14; 7:1–8:3; 8:4–9:15 (Stuart, HoseaJonah, p. 287). Хаббард и Смит похожим образом делят книгу на три части (David Hubbard, Joel and Amos [Downers Grove, IL: InterVarsity, 1989], pp. 118–119; Gary V. Smith, Amos: A Commentary [Grand Rapids: Zondervan, 1989], pp. 7–9.
J. Limburg, «Sevenfold Structure in the Book of Amos,» JBL 106 (1987): 217–222.
Заметьте, что Иудея включена в число «прочих народов», чем достигается общее число семь.
Mays, Amos, p. 165.
Leland Ryken, «Amos,» in A Complete Literary Guide to the Bible, ed. by Leland Ryken and Tremper Longman III (Grand Rapids: Zondervan, 1993), pp. 337–347.
См. House, Old Testament Theology, pp. 357–363.
В обоих случаях цитируется греческий перевод Ветхого Завета (Септуагинта), который в некоторых местах отличается от еврейского текста. Эти разночтения объяснялись по-разному. См. Gleason Archer and Gregory Chirichingo, Old Testament Quotations in the New Testament (Chicago: Moody Press, 1983), pp. 151–155. Скорее всего, создатели греческого перевода неправильно поняли еврейский текст или же вместо прямого перевода поместили толкование. На самом деле, Септуагинта лучше поддерживает точку зрения Иакова в 15 главе книги Деяний, чем еврейский текст, хотя суть еврейского текста остается прежней.