Марк Мангано (протестант)

Источник

Книга пророка Наума. Гари Холл

Исторический и культурный фон

Свидетельства, которые мы находим в самой книге, определяют дату ее создания. Падение египетского города Фивы (евр. «Но-Амон») в 3:8‒10 указывает на то, что Наум писал после 663 года до н.э., когда ассирийское войско Асиафара1036захватило Фивы. Предсказание о падении Ниневии (2:1 и далее 3:1, и далее) означает, что текст был составлен до падения города под натиском мидян и вавилонян.

Ассирийское господство над Израилем и Иудеей началось с середины VIII века, когда ассирийский трон занял Феглаффелласар III (745‒727) и продолжалось до падения Израиля (722 г. до н.э.) и во времена правления иудейских парей Ахаза (735‒715, см. Ис.7), Езекии (715‒687, см. Ис.36‒37) и Манассии (687‒642).1037 Ассирийский царь Аснафар правил в середине VIII века (668‒627). После войны с Египтом, в 663 году, он расширил границы своей империи на юг до самого города Фивы. Однако в 650 году египтянам удалось восстановить независимость и ассирийское господство на Ближнем Востоке стало ослабевать. Вавилоняне также восстали против брата Аснафара, но их мятеж был подавлен в 648 году. Кажется, именно в это время Манассия начал совершать самостоятельные шаги, что следует из начатой им строительной деятельности, о которой мы читаем во 2 книге Паралипоменон 33:14‒16. Помимо ведения военных действий, Аснафар обновил Ниневию и Вавилон и собрал огромную библиотеку в Ниневии. Повсеместно появилось чувство защищенности и материального благополучия. Но это время продолжалось недолго. После смерти Аснафара Ассирия стала слабеть с невероятной скоростью. Вавилон вскоре вернул себе независимость, и в течение последующих 15 лет Ассирия постоянно ощущала всевозрастающее давление со стороны вавилонян и мидян, и, наконец, в 612 году до н.э. столица Ассирии, Ниневия, пала под натиском объединенных войск.

Именно в это неспокойное время Наум предложил Иудее проповедь надежды, в которой он предсказывал падение ненавистного города Ниневии (и, как следствие, всей Ассирии). Похоже, что он писал в первой половине этого периода, а не в конце его. Падение Фив было еще свежо в памяти людей, а о его восстановлении не было и речи. Ассирийцы были сильны и все еще контролировали ситуацию (1:12). Поэтому самой разумной датой создания книги будет, примерно, 650 год до н.э.1038 Если принять эту дату, то Наум должен был поддерживать шаги Манасии к независимости и реформы Иосии.1039

Текст и автор

О Науме упоминается лишь однажды (1:1). Его имя на еврейском языке означает «утешать» или «иметь сострадание» (сравните с Ис.40:1: «Утешайте же, утешайте Мой народ»). Другие однокоренные имена: Неемия («Яхве – утешение», Неем.1:1; Езд.2:2), Нахманий и Нехум (Неем.7:7), Нахам (1Пар.4:19), Менаим (4Цар.15:14) и Танхумеф (Иер.40:8). Имя «Наум» было также найдено на печати VII века при раскопках в Лахисе.

Наум назван елкосиянином, то есть он был родом из деревни Елкос. Местоположение деревни не было определено, хотя многие ученые считают, что она находилась на севере Иудеи, близ Лахиса и недалеко от Морешефа (см. Мих.1:1: «Михей Морасфитин»), на месте современного Бейт-Джебрина.1040 Другие предлагали, что этим местом мог быть Аль-Куш в северной Ассирии, примерно в 80 километрах к северу от древнего города Ниневии; деревня в северной Галилее, новозаветная деревня Капернаум («город Наума»).1041 Один из ученых предположил, что здесь имеется игра слов: сочетание еврейского слова Бог эль) и суровый (ивр., кашех), что, таким образом, представляет тему книги.1042

Структура

Книга Наума называется «пророчеством», «книгой» и «видением» (1:1). «Пророчество» – это перевод еврейского слова ивр. (масса), которое иногда переводится, как «бремя». Оно часто употребляется в книге пророка Исайи, в словах, обращенных против других народов (Ис.13:1, 14:28, 15:1, 17:1, 19:1 и т.д.) Наум – единственная книга, которая так и называется «книгой». Это заставило некоторых считать, что слова этой книги никогда не существовали в устной форме, но с самого начала были записаны и предназначались для чтения, будучи «подпольным» документом.1043

Наума отличают возвышенный тон и поэтический стиль. Его фразы часто коротки и обрывисты, как, например, в описании прорыва атакующих войск в Ненвию (2:3‒6, 3:2‒3). Текст изобилует образами и фигурами речи. Например, Ниневия сравнивается со львом, которого вот-вот убьют (2:11‒13), с блудницей, у которой вот-вот обнажится нагота (3:3‒6), созревшей фигой, которая вот-вот попадет в рот (3:12).1044 Некоторые ученые увидели в 1:3‒7 часть акростиха, другие расширили его до стихов 2‒10. Однако, свидетельства того, что даже половина этого текста содержит акростих, кажутся слишком слабыми.1045

Книга Наума сильно связана с книгой Ионы. Обе книги обращаются к Ниневии. Обе завершаются вопросом. Обе раскрывают тему характера Божьего на основании книги Исход 34:6‒7. Иона подчеркивает позитивный аспект. Ниневия кается и получает прощение, ибо Бог милостив и сострадателен (Ион.3:10, 4:2; Исх.34:6).1046 Наум показывает другую сторону. Бог медлен на гнев, но не оставит греха ненаказанным (Наум 1:3; Исх.37:4). Оба взгляда необходимы, чтобы полностью понять природу библейского Бога.

Ученые не имеют общего мнения относительно структуры книги, но, кажется, что в ней существуют некоторые внутренние ключи, которые заметила Элизабет Ахтмайер.1047 Ее идея выглядит примерно так:

I. Заголовок – 1:1

II. Вводный гимн о характере Бога – 1:2‒11

III. Пять пророчеств против Ниневии – 1:12‒3:19

a. Первое пророчество: падение Ниневии, хорошая новость для Иудеи – 1:2‒151048

b. Второе пророчество: армия врывается в город – 2:1‒13

c. Третье пророчество: горе развратному городу – 3:1‒7

d. Четвертое пророчество: пример – Фивы – 3:8‒13

e. Последнее пророчество: избежать суда не удастся – 3:14‒19

Пять пророчеств начинаются с фразы «Так говорит Господь» в 1:12. Слова, переведенные как «злое» (1:11) и «злоба» (3:19), составляют инклюзию вокруг пяти пророчеств. Первые четыре пророчества завершаются призывом обратить внимание (ивр., хиннех, «вот» в СП) в 1:15,2:13, 3:5,13.

Хотя книга представляет собой собрание пророчеств против Ниневии, в ней содержится и обращение к Иудее (1:13,15, 2:2). Плохие вести для Ассирии – это хорошие вести для Иудеи. Суд над первыми означает спасение для последних.

Книга Наума содержит много буквальных совпадений с книгой пророка Исайи. Наиболее известное место – 1:15а – появляется в книге Исайи 52:7, а 1:15Ь также почти совпадает с Исаей 52:1b. Отрывок, который подчеркивает гнев Божий (Наум 1:2‒11) параллелен Исайе 51:17‒23. Книга Наума и книга Исайи (главы 51‒52) имеют много схожих терминов и выражений.1049 Армердинг связывает следующие отрывки: Наум 1:2 и Ис.59:17‒19, 1:3‒6 и 29:6, 1:4 и 33:9, 1:4‒5 и 42:15, 1:15 и 52:1‒7, 2:9‒10 и 24:1,3, 2:10 и 21:3‒4, 3:5‒7 и 47:2‒3, 3:7 и 51:19. Книги также имеют «схожие последовательности притеснения, освобождения и суда, связанные с Ассирией».1050

Жанр

Основной жанр пророческой речи в книге Наума – суд над Ассирией. Но речи этого жанра подаются несколькими способами. Книга начинается с гимна, который помещает текст пророчеств в контекст идеи Бога-Создателя (1:2‒8). Следующие строки книги (Наум 1:12‒13 и 15) пророчествуют о спасении Иудеи. Во второй и третьей главах высмеивается Ниневия (2:3‒10,11‒13, 3:8‒13,14‒17). Эти строки полны сатиры. В книге также присутствует спор (1:9‒11). Наум пользуется разными способами, чтобы объявить о падении «великой» Ассирии.

Богословские темы

Книга Наума почти исключительно развивает тему гнева Божьего (1:27). Многие считают, что эта идея несовместима с христианским мировоззрением и стараются не замечать этой книги. Другие обвиняют Наума в узости и национализме, особенно если учитывать, что он, как кажется, полностью игнорирует грехи самой Иудеи. Кто-то даже назвал его лжепророком.1051 Такие оценки очень субъективны и несправедливы к библейскому описанию Бога. Они также не обращают внимания на новозаветное учение.

Богословие Паума коренится в книге Исход 34:6‒7 и в библейском понятии о характере Бога. Бог – свят и справедлив, и поэтому зло не может оставаться ненаказанным. Более того, Бог любит свой народ и поэтому его стремление к их верности и процветанию не позволит другим притеснять их без последствий. Божий гнев и мщение – это библейский способ выражения его справедливого суда за грех и зло. Бог долготерпит грех, но не позволит греху остаться безнаказанным (Исх.34:7). Наум объявляет о том, что время суда над Ассирией, которая правила на территории Иудеи и Израиля и контролировала весь Ближний Восток веками, наконец, наступило. Ассирийцев, с их надменностью и жестокостью, нельзя было сравнить ни с одним народом. Исайя объяснил, что, хотя Бог использовал Ассирию для наказания Израиля (Ис.10), это не сняло с них ответственность за их злодеяния. Иона объявил о разрушении Ниневии за ее грехи, но когда город покаялся, Бог задержал наступление суда. Теперь же настало время справедливого возмездия.

Бог никогда не зависел от чьих-либо мнений, Он единолично правил вселенной и народами земли. Он – Бог-мститель, обладающий огромной силой, рядом с которой никто не в состоянии устоять (1:2,3:6). При желании, для осуществления Своих планов, Он мог бы использовать и других (2:1,3 и далее). Поэтому Иудея должна понять, что грядущее падение Ассирии перед Мидией и Вавилоном будет делом рук Божьих. Такое восприятие Бога опасно «только для тех, кто хочет быть богом сам для себя и править землей по своему усмотрению, но для тех, кто доверяет Богу, это представление приносит комфорт и уверенность в его всевластии».1052

С другой стороны, Бог, который мстит Своим врагам, еще и защищает Свой народ. Для них Он – убежище (1:7). Его дела – это благовестие (или евангелие) любящим Бога (1:15). Это означает, что ярмо порабощения, которое несла Иудея с дней Ахаза, наконец, будет сброшено. То есть Бог – благ (1:7), и Его благость подтверждается и тем, что Он медлен на гнев и тем, что Он не оставляет без наказания виновных (1:3). Были, конечно, времена, когда иудеи сомневались в Его благости, в те времена, когда они были в порабощении у Ассирии, но Бог был готов предоставить шанс покаяния даже Ниневии (книга Ионы). Бог медлен на гнев, потому что велик.1053

Связь с Новым Заветом.

Книга Наума не цитируется в Новом Завете, хотя Павел в Послании к Римлянам (10:15) цитирует книгу Исайи 52:7 (стих, который почти полностью совпадает с Наум. 1:15). Тем не менее, можно найти много тематических и буквальных совпадений Нового Завета с книгой Наума. Иисус утверждает, что никто не благ, кроме Бога одного (Лук.18:19, см. Наум 1:7). Павел наставляет христиан оставлять гнев Богу (Рим.12:19, ср. Евр.10:30; 1Фес.4:6), что является богословской истиной берущей начало в Ветхом Завете. Более того, Павел указывает на ужас зла и греха и на Божий гнев в Послании к Римлянам (1:18‒2:11) (см. также Рим.4:15, 5:9, 9:22, 12:19, 13:4; Еф.2:3; 1Фес.2:16). Иоанн в книге Откровение видит сильных мира, пытающихся скрыться от гнева Агнца (6:16‒17) и от семи казней и семи чаш Божьего гнева (главы 15‒16). В конце концов, нечестивые будут уничтожены, подобно тому, как Слово Божье топчет точила вина ярости и гнева Бога всевышнего (Откр.19:11‒15). Эта сторона Божьего характера в Новом Завете преподносится так же, как ее описал Наум. Но Новый Завет к тому же свидетельствует о Божьем долготерпении, и о Его желании всеобщего спасения (2Пет.3:9).

* * *

1036

В англ. Ashurbanipal. См. Езд. 4:10 – прим. пер.

1037

См. 4 Царств 15:29–21:18.

1038

W.A. Maier, The Book of Nahum (St. Louis: Cancordia, 1959), p. 36. Среди тех, кто согласен с этой датой – Robinson, Spronk, Baker, Armerding (см. библиографию). Другие предлагают датировать книгу 627 годом смертью Аснафара. Третьи вообще относят дату создания книги к 612 году и падению Ниневии.

1039

Klass Spronk, Nahum (Kampen: Kok Pharos, 1997), p. 13. Спронк верит, что Наум – это псевдоним одного из слуг при дворе царя Манассии. У него был доступ к царским договорам, и он знал аккадский язык. По этой причине он был так хорошо осведомлен о событиях в мировой политике.

1040

Ralph Smith, Micah-Malachi, WBC (Waco: Word, 1984), p. 63.

1041

CM. Y. Kobayashi, «Elkosh,» ABD, 2:476.

1042

Spronk, Nahum, p. 32. Спронк расширяет эту идею, которая ранее была предложена О.Т. Allis, «Nahum, Nineveh, Elkosh,» EuQ 27 (1955): 67–80.

1043

Kenneth Barker and Waylon Bailey, Micah, Nahum, Habakkuk, Zephaniah (Nashville: Broadman and Holman, 1998), p. 161.

1044

См. многие другие примеры в книге: Barker and Bailey, Micah, Nahum, Habakkuk, Zephaniah, pp. 144–145.

1045

См. обзор довольно обширного обсуждения у Spronk-a, Nahum, pp. 22–26.

1046

Еврейский глагол кем употребляется в книге Ионы 4:2 и переводится в СП глаголом «сожалеть».

1047

Elizabeth Achtemeier, Nahum-Malachi, Int. (Atlanta: John Knox, 1986), p. 6.

1048

Мы приводим стихи в соответствии с еврейским текстом и русским переводом

1049

Эти параллели заставили Карла Армердинга прийти к выводу о существовании «особенной литературной взаимозависимости» между двумя книгами (см. Carl Armerding, «Nahum» in The Expositor's Bible Commentary, cd. by Frank E. Gabelein [Grand Rapids: Zondervan, 1985], 7:455). См. также таблицу в Baker and Bailey, Micah, Nahum, Obadiah, Zephaniah, p. 146.

1050

Armerding, «Nahum,» p. 455. Он перечисляет стихи из 16 глав книги Исайи. Самые большие отрывки из книги Исайи – 10:5–34 и 51:17–52:7.

1051

См. KJ. Cathcart, «Nahum,» ABD, 4:999.

1052

Achtemeicr, Nahum-Malachi, p. 8. Другие образы Божьего гнева см. у Ис. 51:1723 и у Иер. 25:15–29.

1053

Там же, р. 11.


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Комментарии для сайта Cackle