Левит. Рандал Бейли
«Левит» – это латинская форма греческого названия книги Левитикон, «относительно левитов». Она пришла к нам из Септуагинты через латинскую Вульгату. Еврейское название (ивр.) (вайикре, «и Он призвал»), происходит от первого слова книги. Книга Левит – это естественное продолжение Бытия и Исхода. С предшествующим материалом книгу связывают несколько тем. Описание системы приношения жертв логично следует за строительством скинии в Исходе (25‒40). Бытие рассказывает о грехопадении Адама и Евы и обещаниях, данных Богом Аврааму. Исход рассказывает об умножении потомков Авраама, их превращении в великий народ Израиля и их освобождении из египетского рабства. В Левите же идет речь об условиях, при которых этот народ мог бы входить в присутствие Божье. Так избранный народ был избавлен от рабской жизни в Египте, заключил завет с Богом и устроил место для поклонения (скинию). Книга Левит преподает необходимые ритуалы и установления для развития отношений с Богом. И как таковая, она занимает важное место «для понимания роли закона в Библии».204 Книга уделяет особое внимание двум ключевым понятиям:
(1) святости или отделению от мира. Здесь показано, как Израиль был выделен из числа других народов и отделен от них, чтобы правильно поклоняться Святому Богу;
(2) поклонению, то есть описанию процесса, с помощью которого можно приблизиться к этому Богу.
Внимание к вопросам святости и поклонения предпологает изложение соответствующих правил.
Исторический и культурный фон
События Книги Левит охватывают период одного года. Израиль покинул Египет в первый месяц, пятнадцатого дня месяца (Исх.16:1), подошел к горе Синай на третий месяц (Исх.19:1) и устроил скинию в первый месяц, в первый день месяца, на второй год (Исх.40:17). Люди покинули Синай на двадцатый день второго месяца, второго года (Чис.10:11). Этого времени было достаточно, чтобы ввести в действие левитские законы у горы Синай (7:38, 25:1, 26:46, 27:34). Помимо этого оставался еще достаточный интервал времени, в течение которого могли произойти события, подобные тому, которое описано в главе 10.
Литературный контекст Книги Левит соответствует ее хронологическому контексту, так что книга становится частью общего рассказа об установлениях и правилах. Этот рассказ начинается в Книге Исход 19:1 и завершается в Книге Числа 10:10. Если Исход 19‒24 сосредоточен на сути Синайского завета, то Левит подробно описывает взаимоотношения завета: (а) поведение во время поклонения (1‒17); (б) надлежащие жизненные нормы поведения людей завета (18‒25); (в) благословения и проклятия, которые зависят от соблюдения или несоблюдения завета (глава 26).
Как было указано при обсуждении Книги Исход, Синайский завет можно рассматривать в контексте древних ближневосточных договоров. Книга Левит описывает обязанности Израиля-вассала по отношению к Богу-сюзерену. Поскольку Бог вывел Израиль из Египта, народ стал полностью зависим от Бога и навечно привязан к Нему. Покорность несла благословения, непослушание несло проклятия, и то и другое следовало из заключенного завета (26:1‒13). Хотя покорность приносила награду, а непослушание вело к наказанию, Бог всегда был готов к прощению и восстановлению разрушенных взаимоотношений (26:13‒46). Поскольку Бог вывел Израиль из Египта, Израиль теперь был обязан исполнять закон (11:45;18:3; 23:43).205
Недавние достижения Халло в области сравнительного или контекстуального подхода, указали на значительное сходство и, одновременно, расхождение между Книгой Левит и ее древними ближневосточными аналогами. Законы об употреблении пищи (главы 1‒11), об очищении (главы 12‒16) и освящении (главы 17‒24) на протяжении всей книги определяют поведение каждой из сторон договора: Бога, священства и мирян. «Для каждой группы устанавливаются определенные съедобные части жертвы, каждая группа играет свою, особую роль в очищении и приобретает обособленный уровень святости».206 В этих областях Синайский закон подобен многочисленным древним ближневосточным договорам, которые были адоптированы для формулировки взаимоотношений между Израилем и Богом. Законы об употреблении пищи отражают древнюю ближневосточную практику «заботы и кормления богов». Считая, что боги, как и люди, должны питаться, древние ближневосточные жрецы ежедневно были заняты ритуалом приготовления пищи для богов. Жертвенное животное рассекалось. Часть внутренностей (кишечник) использовалась в священнодействиях дня (для гаданий и предсказаний), в то время как остальные части жертвы считались пищей. Они полагались перед идолом божества, которое сверхъестественным образом пожирало их.
Книга Левит преобразует языческий обряд «кормления богов» в братскую трапезу, в которой участвуют Бог, священники и миряне.
В левитских обрядах «заботы и кормления Бога» мы не встречаем идола, мистически пожирающего предложенную ему пищу. Вместо этого, животное рассекалось, запекалось на алтаре, а священники и миряне съедали полагающиеся им части. Главы 1‒11 тщательно разъясняют, какая часть жертвы принадлежит Богу, какая – священникам, а какая – мирянам. Такой подход преобразовывал ритуал «заботы и кормления богов» в братскую трапезу, в которой участвовали представители всех трех сторон. Рассечение жертвы перед приготовлением трапезы также служило символом «искупления человеческих грехов».207 Законы об очищении произошли из древней ближневосточной культуры, которая «была очень чувствительна к состояниям, описанным»208 в главах 12‒16.
«...Мировоззрение жителей Месопотамии было основано на постоянной боязни кары богов. То есть, для них естественные ...явления природы служили сигналами, которые боги посылали людям – своего рода «ранняя система предупреждения» о грядущем зле. Ритуалы были необходимы для того, чтобы разогнать, но не проявления зла, а (большее) зло, которое за всем этим стояло. Левитский закон, таким образом, был реакцией на укоренившиеся в обществе предрассудки, разделяемые до некоторой степени самими израильтянами. Не пытаясь искоренить такой страх одним махом, левитский закон мудро и методично вводил набор правил для взаимодействия с системой, которая стала вдохновителем этого закона».209
Законы об освящении во многом схожи с древними ближневосточными законами, особенно в той их части, где речь идет о правилах сексуального поведения. В обеих системах прелюбодеяние карается смертью (Лев.10:10; ср. Ur-Nammy,4; Eshnunna, 129,133; Assyrian, 13–16,23; Hittite, 197ff.). И там и тут запрещается инцест (Лев.10:11‒21, 18:6‒18, ср. Hammurabi, 154‒158, Hittite, 189‒195), гомосексуализм (Лев.18:22, 20:13, ср. Assyrian, 20) и скотоложство (Лев.18:23, 20:15‒16, ср. Hittite laws, 199‒200). Но, несмотря на это сходство, были и различия. Древние ближневосточные законы провозглашались царями, что подчеркивало их царскую власть, а левитские законы пришли от Бога по причине Его святости (20:26). Можно перечислить и много других областей различия, но этих должно быть достаточно, чтобы показать принципиальное отличие левитской системы от ближневосточных аналогов.
Текст и автор
В отличие от книги Исход (ср. Исх.17:14, 24:4, 34:27), где Моисей называется автором определенной части, Левит ни разу не упоминает об авторе. Тем не менее, доказательства в пользу авторства Моисея выглядят довольно убедительно. Они основаны на четырех группах свидетельств.
(1) Тридцать шесть божественных речей начинаются со слов «Господь призвал/сказал» (1:1, 4:1, 5:14, 6:1,8,19,24, 7:22,28, 8:1, 10:8, 11:1, 12:1, 13:1, 14:1,33, 15:1, 16:1, 17:1, 18:1, 19:1, 20:1, 21:1,16, 22:1,17, 22:26, 23:1,9,23,26,33, 24:1,13, 25:1, 27:1). Эти речи обращены к разным людям. Четыре раза Господь обращается «к Моисею и Аарону» (11:1, 13:1, 14:33, 15:1). Однажды Господь обращается только «к Аарону» (10:8). В остальных случаях речь обращена только «к Моисею».210 Такое количество ссылок не только указывает на авторство Моисея, но и на богодухновенность самой книги. Такие законы, как, например, обязанность прокаженного человека находиться вне стана, а не вне города (13:46); порядок доступа к скинии для приношения жертв (17:1‒9); законы, которые начинаются со слов «Бог, который вводит вас в землю» (14:34, 18:3, 23:10, 25:2) указывают на то, что народ располагается станом в пустыне и поклоняется в скинии, а не в храме.
(2) Тщательно расписанная система обрядов книги Левит похожа на обряды ближневосточных культур, существовавшие задолго до позднейшего периода, что противоречит поздней датировке, которую защищает критика.
(3) Более того, важные вопросы и обстоятельства времени вавилонского пленения, никак не отражены в Книге Левит. Проблема смешанных браков, очень острая во времена Ездры и Неемии (Езд.9‒10; Неем.13:23‒31), не упоминается. Левит превозносит священство, но священство времен пленения противилось реформам Неемии (Неем.13). Закон о десятине, описанный в Пятикнижии, исходит из того, что на каждого священника приходится десять левитов (Чис.18:26‒31), а во времена пленения, похоже, ощущалась нехватка левитов (Езд.8:15).
(4) Пророк Иезекииль несколько раз ссылается на Книгу Левит (Иез.22:26 и Лев.10:10; Иез.20:11 и Лев.18:5; Иез.34 и Лев.26). Это означает, что цитируемый материал (Левит) «был старым трудом, чьи законы связывали Израиль, поскольку они хранили завет между Богом и Его народом».211
(5) Наконец, как говорилось ранее, сходство Книги Левит с древними ближневосточными сводами законов говорит о том, что законодательная база книги «соответствует условиям, сложившимся на заре второго тысячелетия, задолго до времени Моисея».212
История толкования
С ростом критических методов толкования многие ученые стали указывать на культовую составляющую Книги Левит как на результат влияния документа Р. В соответствии с этой теорией, религия постоянно развивалась от простейших форм к более сложным. Так называемый документ Р представляет собой верхнюю ступень этой эволюции. Поскольку считалось, что поклонение в ранние годы не было связано со сложными обрядами, описанная в Исходе-Левите практика поклонения воспринималась учеными как отображение более поздних традиций. Упоминание о жертвах, приносимых у скинии (17:1‒9), считали результатом введения реформ Иосии и централизации поклонения в Иерусалиме (4Цар. 23). Если в ранние годы жертвы приносились в простоте и радости, и жертвоприношения могли совершаться на любом месте (Суд.13:16 и дал. 1Цар.16:2),то принесение жертвы в Книге Левит превратилось в высокоорганизованный обряд, посвященный искуплению грехов. Вместе с централизацией и ритуализацией жертвоприношений, жесткая календарная система устанавливала конкретные даты праздников (глава 23). Наконец, возвышение первосвященника в книге Левит отражает эволюцию от простого поклонения к сложному. Эти данные указывают на время реформ Иосии (VII век до н.э.) как на самую раннюю дату завершения книги и на период вавилонского пленения (V век до н.э.) как на время последней редакции книги. Таким образом, защитники Документарной теории считают Р самым поздним документом и приписывают ему создание почти всей Книги Левит. Повествования (напр., главы 8‒10:16) происходят из документа Р, в то время как остальной материал (главы 1‒7, 11‒15, 17‒26:27) был переработан и соединен в этим повествованием. Кауфман развивает эту идею, утверждая, что хотя документ Р и предшествовал книге Левит, он сам был создан до начала пленения.213 Подобные теории должны оставаться предположениями, несмотря на уверенность тех, кто их поддерживает, поскольку «мы не обладаем достаточными знаниями о развитии древнееврейского языка, закона и религии, чтобы провести тщательный анализ, как это предлагается в некоторых работах, и потому выводы этих трудов так и останутся не больше чем догадками».214
Структура
Основными структурными признаками книги могут служить следующие три фразы: «Бог говорил с Моисеем»; «Будьте святы, потому что Я свят» и «Господь сказал». Как уже говорилось, фраза «Бог говорил с Моисеем» появляется в начале почти каждой главы и придает всей книге логическую повторяющуюся целостность. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят», выделяет основные причины отдельных законов. Фраза «Господь сказал» стоит в начале двенадцати разделов, каждый из которых завершается обзором изложенного материала.215
Таблица 9. Двенадцать разделов Книги Левит
Цитата«Сказал Господь» | Постановление | Краткийобзор | Для чего/для кого |
1:1‒7:38 | О жертвах | 7:37‒38 | «жертвы всесожжения» и проч. |
8:1‒10:20 | О священниках | 10:20 | «Моисей услышал...» |
11:1‒47 | О чистой и нечистой пище | 11:46‒47 | «закон о пресмыкающихся, чистом/нечистом» |
12:1‒8 | О рождении детей | 12:76‒8 | «закон о родившей младенца» |
13:1‒14:57 | Об очищении | 14:54‒57 | «обряды в случае кожных заболеваний» |
15:1‒33 | Об излияниях и осквернениях | 15:32‒33 | «обряды в случае излияний» |
16:1‒34 | Об обрядах в день искупления | 16:346 | «Моисей сделал так, как повелел Господь» |
17:1‒21:24 | О святости жизни | 21:24 | «Моисей объявил Аарону... и всем сынам Израилевым» |
22:1‒23:44 | О святых предметах и праздниках | 23:44 | «Моисей объявил... о праздниках Господних» |
24:1‒23 | О елее, хлебе и злословии | 24:236 | «они вывели злословящего... и побили его камнями» |
25:1‒26:46 | О субботе, юбилейном годе, благословениях и проклятиях | 26:46 | «Постановления, определения и законы, которые поставил Господь» |
27:1‒34 | Клятвы | 27:34 | «Заповеди, которые заповедал Бог Израилю». |
Такая структура: «Введение [Бог сказал...] + постановление + обзорная фраза [«так сказал Бог...»]», делает излагаемый материал первостепенным в сознании человека, напоминая о божественном происхождении заповедей – способ, которым века спустя подчеркнуто будут пользоваться пророки, указывая на божественное происхождение своих речей. Даже структура пророческой речи повторяет структуру левитского закона: Господь сказал пророку X: «Иди и скажи...» + пророчество + «Ибо так сказал Господь...». Обратите внимание на сходства:
Таблица 10. Сравнение структуры левитских постановлений и пророческих речей
Левитские постановления | Пророческие речи |
«Господь сказал...» Постановление «Так сказал Господь» | «Господь сказал пророку X...» Пророчество Так сказал Господь»216 |
Книгу Левит также можно разделить на две основные части: главы 1‒16 и главы 17‒27. Главы 1‒16 отражают правила принесения жертв, а главы 17‒27 включают различные законы о святости. Эту структуру можно развить.
Таблица 11. Структура Книги Левит
I. Функция жертвы и священства в поклонении A. Законы о приношении жертв Б. Введение в должность священников B. Законы о чистоте и осквернении Г. Законы о Дне Очищения | 1:1‒16:36 1:1‒7:38 8:1‒10:20 1:1‒1 5:32 16:1‒34 |
II. Характеристики святости А. Законы о святости Б. Законы о святости священников, о святых днях и праздниках B. Обещания и предупреждения Г. Законы о клятвах и десятине | 17:1‒27:21 17:1‒20:27 21:1‒26:2 26:3‒46 27:1‒34 |
Переплетение повествований и законодательных материалов образует социально-религиозно-политический контекст всей книги. Повествование о введении в должность священников (8:1‒10:20) следует за законами о жертвах (1:1‒7:38) и предваряет законы о чистоте (11:1‒15:32). Повествование о Дне Очищения (глава 16) следует сразу за законами о чистоте и предваряет законы о святости (17:1‒21:24). Рассказ о казни богохульника (24:10‒23) следует сразу же за законами о святости и предваряется законами о субботнем дне, юбилейном годе и законами о благословениях и проклятиях (25:1‒26:46). Повествование, регламентирующее правила добровольных пожертвований (клятвы) завершает книгу (глава 27).
Любые структурные признаки, встречающиеся в книге должны отмечать логически выстроенное повествование, объясняющее условия необходимые для перехода от неорганизованной теократии к полноценной действующей религиозной системе. Структурированная таким образом книга является документом, который начинается с определений, необходимых для коллективного поклонения (глава 1) и завершается правилами личного поклонения, называемых клятвами (глава 27). Поскольку определения относились как к народу в целом, так и к священникам, отрывок 1:1‒6:7 обращен ко всему Израилю и разъясняет различные приношения, их цель и функцию, в то время как отрывок 6:8‒7:38 обращен к Аарону и его сыновьям (и ко всему священству), и объясняет их цель и функцию в принесении жертв. Как только дано определение жертвам, можно приступать к назначению священства (8:1‒10:20). Как только священство назначено, можно устанавливать законы об очищении (11:1‒15:32). Определение законов об очищении подготавливает основу для самого святого дня в израильском календаре – Дня Очищения (глава 16). День Очищения неизбежно влечет за собой обсуждение закона о святости (17:1‒26:2). Часто называемые «Кодексом святости», главы 17‒26 из-за превалирующей темы святости, повторяют структуру первой половины книги. Левит 17:1‒2 обращается и к народу и к священству; главы 17:3‒20:27 обращаются к народу Израиля и преподают общие законы святости, относящиеся ко всем. Далее, 21:1‒26:2 уже обращается к священникам и преподает специализированные законы святости, относящиеся только к священникам, к святым дням и к праздникам. Затем, что вполне естественно, следует описание обещаний и предупреждений, в зависимости от исполнения или неисполнения этих законов (26:3‒46). Наконец, последними следуют законы, относящиеся к добровольным знакам поклонения, клятвам и уплате десятины, чем и завершается эта книга (27:1‒34).217
«Круговая» диаграмма Мэри Дуглас подчеркивает темы теократии, религиозных ритуалов и повествования, акцентируя внимание на главе 19, как на центральной главе в структуре всей книги.218
Таблица 11. Представление Книги Левит в виде круговой диаграммы
27: Искупительные предметы/люди | 26: Окончание: справедливость между людьми/Богом |
1–9: Освящение предметов/ людей | 25: Освящение предметов/ людей |
10: Осквернение святого места | 24: Осквернение имени |
11–15: Физический недостаток/проказа | 23: Праздники, День Очищения |
16: Очищение скинии 17: Переход: Обзор | 21–22: Физический недостаток/ проказа |
18: Правила сексуальных отношений, Молох | 20: Правила сексуальных отношений, Молох |
19: Центральная глава
справедливость между людьми
Эта структура имеет преимущество, сочетая «все, что было сказано в первом круге со вторым, что обогащает, завершает и объясняет все, что остается непонятным».219 Описывая свою структуру, Дуглас так иллюстрирует соединение различных перикоп в круговую структуру:
«С самого начала, затронув тему предметов, посвящаемых Господу, книга устремляется по левой стороне круговой структуры к основанию круга – главе 19, главная тема которой – праведность в вопросах честности, справедливости и правильной оценке статуса. Дважды повторенный список запрещенных сексуальных отношений (в главах 18:6‒19 и 20:11‒22) и ссылка на приношение детей в жертву Молоху (18:21 и 20:11‒22) подтверждает параллельность текста по обе стороны от основания круга – главы 19. После поворота, по правой стороне круга, темы продолжают одна за другой повторяться до 25 главы, в которой разбираются предметы, принадлежащие только Господу, земля (25:23) и люди (25:55). Сильное заключение и выводы мы находим в вершине круга – главе 26, тема которой соответствует теме главы 19 – основанию круга, и затрагивает те же вопросы значения праведности в вопросах межличностных отношений. В заключении же показано, как те же самые принципы применяются в отношениях человека с Богом: человека ждет справедливость и милость, если он выполняет свои обещания, в противном случае человека ждет суд и наказание. Глава 27 замыкает круг в его вершине, рассказывая сначала о предметах посвященных и принадлежащих Господу, а затем о первенцах, которых невозможно посвятить Господу, потому что они уже принадлежат Ему (27:26)».220
Хотя эта структура «противоречит общепринятому в ученом мире мнению о том, что главу 17 невозможно отделить от глав 18‒26»,221 она, тем не менее, распознает соответствие между отдельными «отрывками первых шестнадцати глав» с их «дополнениями».222 Такая структура «запоздалого дополнения»223 или значения, стимулирует чтение книги, что невозможно сделать, читая книгу, держа в уме любую другую структуру.224
Жанр
Отмеченные нами недавно структурные признаки – «Бог сказал Моисею» и «Будьте святы, потому что Я свят» – придают всей книге форму повествования, в котором правила и установления логически вплетены в Sitz im Leben (обстоятельства жизни). Роль Sitz im Leben в Книге Левит играет шатер встречи (скиния собрания), который помогает поместить законы в более широкий контекст событий у горы Синай и всего Пятикнижия. Как заметил Дамрош, «Законы не только не нарушают ход повествования, а наоборот, дополняют его, а само повествование записано ради того, что бы передать законы, которые этим повествованием ограниченны».225 Плавность перехода между повествованием и перечислением законов можно увидеть, сравнив последние стихи Книги Исход (40:33‒38) с первыми стихами Книги Левит. Стих 336 сообщает, что «завершил Моисей работу свою» по строительству скинии. Стихи 34‒35 рассказывают о том, как «слава Господня наполнила Скинию». Стихи 36‒38 объясняют, как во время странствования в пустыне Израиль узнавал о том, что пора переходить на новое место – когда облако (то есть слава Господня), наполняющее скинию перемещалось, Израиль следовал за ним. Книга Левит 1:1 продолжает тему, на которой завершается Исход 40:35. Обратите внимание, как совпадают Исход 40:33‒35 и Левит 1:1‒2а, если их совместить:
«Вокруг Скинии и жертвенника он устроил двор, а в воротах двора повесил полог. Завершил Моисей работу свою – и облако скрыло Шатер Встречи, и слава Господня наполнила Скинию. И не мог он войти в Шатер Встречи, ибо облако окутало Шатер Встречи, и слава Господня наполнила Скинию. Яхве воззвал к Моисею и сказал ему из Шатра Встречи, говоря: «объяви сынам Израилевым и скажи им...»
Когда Бог стал обитать в скинии, которая располагалась в центре лагеря, даже Моисей не мог войти в шатер, потому что шатер был посвящен Господу. Поэтому Бог разговаривал с Моисеем из скинии, передавая ему установления о том, как Израилю нужно приходить в Божье присутствие.226
Книга Левит традиционно считался справочником или руководством для священников,227 но правдоподобнее видеть в этой книге наставления об отправлении культа, написанные для всего народа. Хотя священники играли главную роль в поклонении, в книге отсутствует конкретика, обязательная для справочника. Нет никаких конкретных указаний о том, как священнику нужно приносить жертву, например, инструменты, необходимые для ритуала жертвоприношения, место, которое должен занимать священник во время принесения жертвы или слова, которые он должен произносить во время принесения жертвы.228
Богословские темы
В Книге Левит ученые выделяют несколько богословских тем. Вот самые важные из них. Арчер вывел пять принципов, по которым построена Книга Левит и которые можно считать основой ее богословских тем.
(1) Искупленный народ должен быть святым (отделенным от других) для того, чтобы проводить поклонение Богу, которое заключается в системе жертвоприношений, замещающих собой пролитие невинной крови.
(2) Благодать Божья (его святость?) требует, чтобы люди приближались к Нему только тем путем, который Он Сам определил, а не «каким-нибудь способом личного самооправдания».
(3) Израиль, будучи свят для Бога (то есть, будучи привязанным к Богу), должен был воздерживаться от «всякой сексуальной непристойности» и «воздерживаться от контакта со всем, что портилось или подвергалось гниению».
(4) Богу не разрешено приносить ничего нечистого или портящегося.
(5) Религиозный год был составлен в соответствии со священным числом семь, которое «символизировало совершенный труд Божий»:
(а) Седьмой день – святая суббота;
(б) Седьмой год – субботний год;
(в) За «семижды седьмым годом» следовал юбилейный пятидесятый год, в который вся земля возвращалась ее первоначальным владельцам;
(г) Пасха справлялась вечером 14 дня месяца Авива;
(д) Праздник Опресноков продолжался семь дней;
(е) Пятидесятница праздновалась на пятидесятый день, следовавших за седьмой неделей;
(ж) Три самых важных праздника проходили в течение месяца Тишри, седьмого месяца иудейского календаря (Праздник Труб, День Искупления и Праздник Кущей); Праздник Кущей продолжался в течение семи дней, в месяц Тишри.229
Святость Бога
Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога – Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45, 19:2, 20:7,26, ср. 21:8, 22:32) ясно рисует взаимоотношения Бога и Его народа – у святого Бога должен быть святой народ. Фраза: «Я – Господь Бог ваш [который вывел вас из Египта]» (11:44,45, 18:2,4,5,21,30, 19:2,3,4,10,12,14,25,31,32,34,36 [36], 20:7,24, 21:8, 22:33 [33], 23:22,43 [43], 24:22, 25:17,38 [38], [42],55, [55], 26:1:13) объясняет природу взаимоотношений между Богом и Израилем. Он есть Бог, который выкупил их из Египта, и теперь они стали вечными Его должниками. Вместе, эти две фразы, если смотреть на них в формате древних ближневосточных договоров, появляются в ходе всего изложения правил и установлений закона, подразумевая ответственность Израиля за то, чтобы оставаться отделенным от мира народом, принадлежащим только одному Богу. Все заповеди, такие как: «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите» (18:3), «Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним» (18:4) и «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые, исполняя, человек будет жив» (18:5), предваряются фразой «Я Господь Бог ваш» (18:2). Похожие схемы встречаются в каждом отрывке, обозначенном выше. «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните» (19:3), «Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе» (19:4), «И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу» (19:10). Все эти фразы обрамлены словами: «Будьте святы, потому что Я свят» (19:2, 20:7). Эти примеры показывают, что вопрос святости имел отношение ко всему народу (Исх.19:6; Втор.26:19) и был основополагающим при объяснении обрядов принесения жертв, законов о чистой и нечистой пище, сексуальной чистоты и так далее.230
Присутствие Бога
Божья святость и соответствующее ей требование святости, которое подчеркивается в повторяющихся фразах «Будьте святы, потому что Я свят» и «Я – Господь Бог ваш», напоминали Израилю о том, что «Бога, их искупителя, с которым они заключили завет, интересовала любая сторона их жизни, будь то религия (главы 21‒24), секс, (главы 18 и 20), отношения с ближними (главы 19:25) и, особенно, их забота о ближних (19:14,32, 25:17,36:43)».231 В большей степени Божье присутствие ощущалось во время поклонения. Жертвы приносились в присутствии Бога (1:5:11) и доставляли «благоухание, приятное Господу» (1:9,13,17, 2:9, 3:5). Священник, который входил в присутствие Божье, для того, чтобы принести жертву (16:1, 21:17), должен был вести себя очень осторожно, соблюдая даже самые незначительные детали (8:9,13:17), чтобы избежать смерти. Священникам не стоило следовать своим собственным правилам. Пренебрежение этим фактом означало потерю святости и, как результат, последующую смерть (8:35, 10:1‒9, 16:2:13).
Система жертвоприношений
Система жертвоприношений (главы 1‒7) и важность исполнения соответствующих обрядов также происходили из святости Бога и из Его требования к народу – «Будьте святы». Система являла собой средство, с помощью которого человек мог приближаться к столь святому Богу. Как таковая, она, прежде всего, обеспечивала святость самим людям, которые служат столь святому Богу. Отдельные жертвы обеспечивали соответствующую ритуальную чистоту так, чтобы Израиль мог находиться в Божьем присутствии.
Жертвы всесожжения (ивр.) (олах, 1:1‒17), чье благоухание поднималось к Господу (ивр.) (алах, «восходящий») обеспечивали искупление греха, плату за него (ивр.) (киппур, 1:4), и были, возможно, самыми часто встречающимися жертвами. Жертвы за грех (ивр.) (хаттат, «грех», 4:1‒5:13, 6:24‒30), также называемые «приношениями очищения», служили для искупления ненамеренных грехов, таких как прикосновение к нечистому предмету или поспешное высказывание (см. 5:1‒6). Жертва вины (ивр.) {ашам, «вина», 5:14‒6:7 (евр. 5:14‒26), 7:1‒10}, которая похожа на жертву за грех, покрывала такие грехи, как обман ближнего в вопросах долга или залога, или обман через воровство, ложь или ложную клятву (6:1‒7 [евр.5:20‒26]), или очищение прокаженного (14:1 и дал.).
Жертва хлебного приношения (ивр.) (минхах, «дар», 2:1‒16; 6:14‒23) смесь из муки, елея и ладана, сжигалась как дар Богу. Мирная жертва (ивр.) (шелемим, от (ивр.) шалом, «мир», 3:1‒17, 7:11‒38) подчеркивала общение между поклоняющимся и Богом. Основанием для такого общения был завет, а пища съедалась всеми сторонами завета (Господом, 3:3‒5; священником, 7:29‒36; поклоняющимися). Жертва благодарения (ивр.) (тодах, «благодарение», «хвала», 7:12‒13) приносилась как благодарность или хвала за полученные благословения. Жертва по обету (ивр.) (недер, «клятва») приносилась после исполнения обета. Жертва по усердию (ивр.) (недабах, 7:16, 35:29) приносилась добровольно, по желанию сердца.
Приношения, которые требовали принесения в жертву животного, удаляли грех, замещая смерть грешника смертью жертвенного животного. Их целью было поддержание жизни и очищение человека (и всего народа) для правильных отношений с Богом. Поскольку «жизнь тела находится в крови» (17:11), жертвенная кровь проливалась этими жертвами, служа очищающим средством, которое могло повернуть вспять начатый грехом процесс осквернения святого и превращения его в нечистое. Приношения, которые не требовали жертвы животного, служили для поддержания общения с Богом.232
Священство
Сама концепция священства стоит на идеи святости. Святость Божья требует отделения группы людей для выполнения посреднической роли между Богом и обычными людьми. Посвящение в сан Аарона и его потомков (глава 8) отделило их для принесения святых жертв и выполнения священнических обязанностей в святом присутствии Божьем. Большинство законов обращено к священникам, и объясняет им, как сохранить свою святость (главы 21‒22). Священники, в свою очередь, должны были толковать эти законы людям, чтобы те могли стать святыми и входить в присутствие Божье.233
Чистота
Ритуальная чистота, или очищение, при приближении к Богу, включала употребление правильной пищи (глава 11) и неучастие в делах и событиях, которые оскверняли эту чистоту, среди которых были, например, роды (глава 12), кожные заболевания (главы 13‒14) и истечения из тела (15). Само по себе место пребывания Бога в Израиле требовало поддержание этой чистоты. Скиния, где обитал Бог, была расположена в центре лагеря. За пределами лагеря начиналась территория нечистоты и осквернения. Там жили язычники – нечистые и оскверненные. Так, предположение о том, что законы об очищении были обусловлены стремлением Бога к поддержанию здоровья нации, имеет под собой некоторое основание.234 Но ликвидация законов о чистой и нечистой пище (Рим. 14:14) и одухотворение закона о физическом обрезании (Рим. 2:25‒29) в Новом Завете говорит о том, что здесь вовлечено нечто большее, чем простая забота о здоровье. Полнота или завершенность – вот какая мысль заложена в эти законы. Смерть считалась вершиной осквернения, противоположностью святости. Находиться в соответствии с естественным порядком вещей подразумевало чистоту, в то время как несоответствие этому порядку вело к нечистоте. Ежедневные ритуалы отделяли чистое от нечистого, святое от обычного, и закладывали концепцию внутренней чистоты как главную идею в самосознании народа.235
Связь с Новым Заветом
Все перечисленные темы достигают полной духовной зрелости в Новом Завете. Книгу Левит можно назвать Евангелием Ветхого Завета, поскольку ритуалы, заповеданные здесь, служат прообразом эры Евангелия. Иисус – это Первосвященник, который принес Себя Самого в святую жертву как выкуп за грех (Евр.4:14‒5:10, 9:6). Первосвященник Иисус одновременно предваряется Аароновым первосвященством из Книги Левит и контрастирует с ним. Аароново священство со своими жертвами указывает на будущее священство, которое, в конце концов, возникло во Христе. Но священство Христа похоже не на священство Аарона, а на священство Мелхиседека из Книги Бытия, то есть оно также не имеет предшественника и преемника, а Иисус также является одновременно священником и царем. Наконец, переход от Моисеева завета к Новому Завету требует смены священства и изменения Ааронова священства на священство Христа, подобного священству Мелхиседека, которое было более великим священством, что следует хотя бы из того, что предки Аарона платили десятину Мелхиседеку (см. Быт.14:18‒20; Пс.109:4; Евр. 5:6,10, 6:20, 7:1‒17).236
Но есть и более конкретные связи. Присутствие Божье, которое так ярко описано в Книге Левит, находит свое выражение в Новом Завете в Евангелии от Иоанна 1:14 («Слово стало плотью и поставило свой шатер среди нас»), в Первом Послании к Коринфянам 6:19 («ваше тело – храм, в котором живет Святой Дух») и в Евангелии от Матфея 18:20 («где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я»). Тема святости поднимается во всех книгах Нового Завета. Христиане – это святые, призванные Богом также, как когда-то был призван Израиль (см. Кол.1:22; 1Пет.1:2, 2:9 и дал.). Христиане живут святой жизнью (Кол.1:22; 1Пет.1:15) и становятся святыми не сами по себе, но через послушание (Рим. 6:17‒19), подобно тому, как через послушание становился святым Израиль. Так же как Израиль, христиане следуют заповеди: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16). Как можем мы стать святыми? Как нам поддерживать свою святость? Что оскверняет нас? Жертвы, описанные в Книге Левит, указывают на последнюю, главную жертву – Иисуса. Но если левитские жертвы нужно было приносить постоянно, то искупление через распятие, произошло «один раз... чтобы удалить грех» (Евр.9:26), оно постоянно очищает нас (1Ин.1:7), и оно принесено за грехи всего мира (1Ин.2:1‒2). Священство поменялось не только на уровне первосвященника, как уже было сказано, но и на уровне священников, ибо каждый христианин теперь сам стал священником (Рим.12:1; 1Пет.2:9; Отк.1:6). Это священство всех верующих позволяет каждому христианину войти в общение с всевышним Богом. Новозаветные законы о чистоте – поддержание личной чистоты (1Тим.5:22), молитвы, идущие от чистого сердца и чистых помыслов (2Тим.2:22; Тит.1:15) и практика чистого благочестия (Иак.1:27) – все это берет начало в законах о чистоте в Книге Левит.
* * *
D. Damrosch, «Leviticus,» in The Literary Guide to the Bible, ed. by R. Alter and F. Kermode (Cambridge: Harvard University Press, 1987), p. 66. См. также: G.J. Wenham, «Leviticus,» ISBE2,4:111; Young, Introduction, p. 75; Archer, Survey, p. 227; J.E. Hartley, «Leviticus,” in Old Testament Survey: The Message, Form, and Background of the Old Testament, 2nd ed., ed. by W.S. Lasor, D.A. Hubbard, and F.W. Bush (Grand Rapids: Eerdmans, 1996), pp. 80–81; Harrison, Introduction, p. 589.
См. Wenham, «Leviticus,» ISBE2, 4:116; Hartley, «Leviticus,» p. 81; Harrison, Introduction, p. 589.
W.W. Hallo, «Leviticus and Ancient Near Eastern Literature,» in The Torah: A Modem Commentary (New York: Union of American Hebrew Congregations, 1981), pp. 740–741.
Там же, р. 743.
Там же
Там же, р. 744.
См. Dillard and Longman, Introduction, p. 74.
Wenham, «Leviticus,» ABD, 4:112. См. в книге Уэнхама подробное обсуждение упомянутых четырех групп свидетельств.
Archer, Survey, p. 230.
Y. Kaufman, The Religion of Israel (Chicago: University of Chicago Press, 1960), p. 178.
Wenham, «Leviticus,» ISBE2,4:112; cp. G.J. Wenham, The Book of Leviticus (Grand Rapids: Eerdmans, 1979). См. также Dillard and Longman, Introduction, p. 74; Harrison, Introduction, pp. 591–593.
См. J.H. Hayes, «Leveiticus,” in Harper's Bible Commentary, ed. by J.L. Mays
См. такие классические труды, как: Westermann, Basic Forms of Prophetic Speech (Philadelphia: Westminster, 1967); и J.F. Ross, «The Prophet as Yahweh's Messenger,” в Israel's Prophetic Heritage: Essays in Honor of James Muilenburg, ed. by B.W. Anderson and W. Harrelson (New York: Harper and Brothers, 1962), pp. 88–109.
Обсуждение структуры книги Левит см. у: Young, Introduction, pp. 76–78; Wenham, «Leviticus,» ISBE2, 4:111; Hartley, «Leviticus,» p. 82; Hallo, «Leviticus and ANEliterature,» p. 744; Harrison, Introduction, p. 590; S.E. Balentine, The Torah's Vision of Holiness (Minneapolis: Fortress, 1999), pp. 169–170.
M. Douglas, «The Forbidden Animals in Leviticus,"/SOr59 (1993): 9–12.
Там же, р. 9.
Там же, р. 10.
Там же, р. 11–12.
Там же, р. 12.
Там же
Там же, р. 9.
Dunrosch, «Leviticus,» p. 66.
Подробнее о жанре книги Левит см. у: Wenham, «Leviticus,» ISBE2, 4:111; Leviticus,» p. 66. Dillard and Longman, Introduction, pp. 74, 76; Damrosch
Напр., Harrison, Introduction, pp. 590, 598.
Hartley, «Leviticus,» pp. 81–82.
См. Archer, Survey, pp. 228–229.
См. Dillard and Longman, Introduction, pp. 76–77; Wenham, «Leviticus,» ISBE2, 4:113–115.
Wenham, «Leviticus,» ISBE2, 4:113.
Обсуждение системы жертвоприношений книги Левит см. у Dillard and Longman, Introduction, pp. 77–79; В. Levine, «Leviticus, Book of' ABD, ed. by David Noel Freedman, (New York: Doubleday, 1992), 4:313; Wenham, «Leviticus,» ISBE2, 4:115; Young, Introduction, pp. 81–83; Archer, Survey, pp. 231–232; Hartley, «Leviticus,» pp. 96–97; Harrison, Introduction p. 600.
Dillard and Longman, Introduction, pp. 79–80.
См. напр., Harrison, Introduction, pp. 603–607.
См. также Dillard and Longman, Introduction, pp. 80–81; Wenham, «Leviticus,» ISBE2, 4:113–115; Hartley, «Leviticus,» pp. 94–95.
Dillard and Longman, Introduction, pp. 76; Wenham, «Leviticus,» ISBE2, 4:113, 115; Hartley, «Leviticus,» pp. 97–98; Harrison, Introduction, pp. 612–613.