Марк Мангано (протестант)

Источник

Книга Иисуса Навина. Дейл Мейнор

Эта книга названа в честь главного героя повествования – Иисуса Навина. В Пятикнижии он назван Осией (ивр.), хошеа, что означает «спасение» или «избавление»), но по каким-то необъясненным причинам Моисей изменил его имя и назвал Иисусом Навиным (ивр.), иехошуа, что значит «Яхве есть спасение [избавление]», Числ.13:16). Это имя указывает наЯхве, как на источник спасения и избавления. С тех пор преемник Моисея известен всем под этим именем.

Текст и автор

Автором книги традиционно считается Иисус, сын Навин, который стал вождем Израиля после смерти Моисея (Втор.31:1‒8; И.Нав.1:1‒9). Его взрастил Господь, выпестовал Моисей, а постановление о его назначении было вписано в Пятикнижие (Втор.31:7‒8:23). Законность пребывания Иисуса на этом месте многократно подтверждается различными параллелями с жизнью Моисея. Бог открывает Иисусу, что будет с ним, как был с Моисеем, если (подобно Моисею) Иисус будет тверд и мужествен (И.Нав.1:5). Готовность народа следовать за Иисусом, также как они следовали за Моисеем, показывает преемственность власти (И.Нав.1:16‒17). Подобно переходу через Тростниковое море, переход через реку Иордан по суше, несмотря на сезон половодья, еще больше укрепил позиции Иисуса в глазах народа (И.Нав.3 и Исх.14).

Иисус был свидетелем большинства событий, описанных в книге, поэтому вполне логично, что именно он мог стать человеком, создавшим, по крайней мере, основные ее части. И действительно, слова, относящиеся к Раав, намекают на то, что она была все еще жива, когда писались некоторые рассказы этой книги (И.Нав.6:25). Понятно, что Иисус не мог сделать записи о собственной кончине и погребении (И.Нав.24:29‒30). Это добавление к книге во многом подобно рассказу о смерти Моисея в конце Второзакония (гл. 34).

Несмотря на все, сказанное ранее, сама книга ничего не говорит об авторстве Иисуса Навина, как, впрочем, и о том, что она была записана почти сразу, еще при жизни Иисуса Навина. Она вполне могла быть составлена позднее, но определить точную дату составления книги невозможно из-за недостатка информации.

А потому время созданиия книги остается темой для многочисленных споров. Если считать, что книгу составил сам Иисус Навин, то время написания книги будет зависеть от датировки таких событий, как Исход и завоевание земли обетованной, которые произошли либо в начале XIV века, либо в конце XIII века до н.э. Датировка Пятикнижия Моисея и книги Иисуса Навина требует тщательного исследования и обсуждения при малой вероятности отыскать истину.318

Вполне возможно, что книга приобрела свой нынешний вид в более поздние годы Израильской истории. Судя по тексту, она была в основном сформирована до воцарения Давида. Книга называет Иерусалим Иевусом (И.Нав.18:28), а книга Судей указывает, что этот город был все еще не подконтролен Израилю (Суд.19:10‒12). Давид, в конце концов, захватил Иевус/Иерусалим и правил после этого над Израилем еще семь лет (2Цар.5).

Структура

Книга Иисуса Навина последовательно повествует о событиях перехода Израильтян из долины Ситтим, где располагался их лагерь, в землю Ханаанскую, которую они захватывают после серии военных операций. После установления контроля над основной частью земли, Иисус руководит распределением земли между коленами. Книга завершается несколькими обращениями/речами Иисуса Навина, после чего следует описание смерти Иисуса.

I. Израиль захватывает Ханаан – 1:1‒12:24

A. Бог говорит с Иисусом – 1:1‒9

B. Израиль готовится к переходу через Иордан – 1:10‒2:24

1. Иисус руководит подготовкой – 1:10‒11

2. Иисус напоминает двум коленам и половине колена об их обязанностях – 1:12‒18

3. Соглядатаи проводят разведку в Иерехоне – 2:1‒24

C. Израиль переходит Иордан – 3:1‒5:1

1. Израиль готовится к переходу через Иордан ― 3:1‒6

2. Бог обещает быть с Иисусом Навиным – 3:7‒8

3. Бог обещает быть с Израилем ― 3:9‒13

4. Бог разделяет воды Иордана – 3:14‒17

5. Израиль устанавливает памятный камень – 4:19‒5:1

6. Течение Иордана восстанавливается – 4:15‒18

7. Иисус Навин объясняет значение памятного камня – 4:19‒5:1 Израиль разбивает лагерь в Галгале – 5:2‒15

D. Израиль разбивает лагерь в Галгале – 5:2‒15

1. Бог заповедует Израилю обрезаться – 5:2‒9

2. Израиль совершает пасху – 5:10‒12

3. Вождь воинства Господнего является Иисусу – 5:13‒15.

E. Израиль захватывает Иерехон – 6:1‒27

1. Израиль обходит вокруг Иерехона – 6:1‒14

2. Падение стен Иерехона – 6:15‒21

3. Иисус Навин спасает Раав – 6:22‒25

4. Иисус Навин проклинает Иерехон – 6:26‒27

F. Израиль захватывает Гай – 7:1‒8:35

1. Гай наносит поражение Израилю ― 7:1‒5

2. Иисус горюет о поражении – 7:6‒9

3. Бог объясняет, как выявить грешника – 7:10‒15

4. Ахан оказывается грешником – 7:16‒21

5. Израиль побивает камнями Ахана и его семью – 7:22‒26

6. Израиль захватывает Гай – 8:1‒29

7. Израиль строит алтарь на горе Гевал Гаваон обманывает Израиль – 9:1‒27

G. Гаваон обманывает Израиль – 9:1‒27

1. Цари собирают союз против Израиля – 9:1–2

2. Гаваон обманным путем заставляет Израиль заключить мир ― 9:3‒15

3. Израиль наказывает Гаваон за ложь – 9:16‒27

H. Израиль завоевывает юг Ханаана – 10:1‒43

1. Израиль разбивает союз царей – 10:1‒27

2. Завершение южной военной компании – 11:16‒23

II. Израиль распределяет землю обетованную – 13:1‒21:45

А. Бог заповедует распределить землю Ханаана – 13:1‒7

Б. Израиль распределяет восточную часть Ханаана – 13:8‒33

1. Описание главных границ – 13:8‒14

2. Описание земли колена Рувимова – 13:15‒23

3. Описание земли колена Гадова – 13:24–28

4. Описание земли половины колена Манассиииа – 13:29‒33

C. Израиль распределяет западную часть Ханаана – 14:1‒21:45

1. Введение в процесс распределения – 14:1‒5

2. Иуда получает свой надел – 15:1‒63

3. Иосиф получает свой надел – 16:1‒17:18

4. Оставшиеся племена получают свои наделы – 16:1‒17:18

5. Иисус устанавливает местоположения городов-убежищ ‒―20:1‒9

6. Левиты получают свои города – 21:1‒42

7. Бог исполняет свое обещание и дает землю в наследие ― 21:43‒45

III. Два с половиной колена возвращаются домой – 22:1‒34 Иисус благословляет отделившиеся племена – 22:1‒9

В. Возвратившиеся племена строят памятный жертвенник – 22:10‒34

IV. Иисус Навин обращается к Израилю – 23:1‒24:28

A. Иисус обращается к начальникам и старейшинам колен ― 23:1‒16

B. Иисус обращается ко всему Израилю – 24:1‒28

1. Иисус делает обзор истории Израиля – 24:1‒13

2. Иисус призывает Израиль служить Господу – 24:14‒15

3. Израиль клянется служить Госиоду – 24:16‒28

V. Израиль хоронит Иисуса Навина, Иосифа и Елеазара – 24:29‒33

A. Смерть и погребение Иисуса – 24:29‒31

B. Погребение костей Иосифа – 24:32

C. Смерть и погребение Елеазара – 24:33

Жанр

Книга Иисуса Навина преподносит себя как исторические заметки, и обычно перечисляется среди так называемых исторических книг Ветхого Завета. Но, как не трудно догадаться, по мере развития критики, историческая достоверность этой книги подверглась серьезным сомнениям.

Во времена рассвета критики источников, ученые пытались применить составляющие Документарной гипотезы (документы J, Е, D, Р) к оставшимся историческим книгам. Эти исследования затянулись надолго из-за осознания того, что обещание земли в Пятикнижии не могло быть реализовано без повествования Иисуса Навина – а потому некоторые выдвинули идею «Шестикнижия».

Первую главу книги Судей обычно относили к источнику J (Ягвисту), а поскольку книга Судей и книга Иисуса Навина, как казалось, имели некоторые несоответствия,319 предполагалось, что главы 1‒12 книги Иисуса Навина отражали источник Е (Элогиста). Поскольку главы 13‒22 книги Иисуса Навина разбирали в большей степени административные вопросы, в особенности связанные с левитскими городами и городами-убежищами, было сделано заключение, что эта часть имела отношение к источнику Р (или Священническому источнику). Язык книги отражает фразеологию и тематику Второзакония, из чего сделали вывод, что книга Иисуса Навина также отражает и некоторые аспекты богословия Второзакония.

Подход с помощью методов критики источников так сильно повлиял на исследование книги, что, в конце концов, после постоянной перетасовки источников и предполагаемых редакций, была утеряна взаимосвязь между повествованием и богословием книги. Сегодня изучение книги Иисуса Навина с помощью критики источников основательно забыто, а подходы, основанные на выявлении общей темы и первоначального единства книги, встречаются все чаще.

Появление альтернативного подхода связано с попытками связать отдельные части повествования с определенным местом действия (Ortsgebuhdenkeit). Сторонники такого подхода стремятся смотреть на книгу и ее рассказы как на этиологии (причины), которые объясняли обстоятельства, с которыми израильтяне столкнулись позднее. Среди них рассказы о том, как праотцы захватили Иерехон, или как они взяли Гай (слово, которое, как ни странно, означает «руины»320). Работа Нота (1960) разделила книгу по региональному признаку, где сюжет главы вращался вокруг соответствующего племени или территории: Вениамина (И.Нав. 1‒9), Ефрема (10), Галилеи (11) и так далее. Подтвердить этот взгляд на книгу оказалось довольно трудно, поскольку не удавалось найти археологические подтверждения сражениям и вооруженным конфликтам времен книги Иисуса Навина.

Появление теории этиологических объяснений передвинуло возможное время составления книги со времен Иисуса Навина к значительно более позднему периоду. Но и поздняя датировка встретила те же трудности: ее также невозможно было подтвердить с помощью археологических свидетельств. Большинство ученых склонилось к тому, что книга была составлена где-то между VII веком до н.э. и послепленным периодом, хотя никто так и не представил серьезных причин для переноса даты составления книги со времен Иисуса Навина.321

Богословские темы

Книга Иисуса Навина всегда следует сразу за Пятикнижием. Такого расположения требует сюжетная линия, поскольку Пятикнижие обрывается там, где Израиль оказывается буквально в полушаге от нового завоевания.

Книга Иисуса Навина принципиально важна для правильного восприятия основной темы всей Библии, и в частности той ее части, где речь идет об исполнении обещаний, данных Аврааму. Бог обещал Аврааму прямого наследника мужеского пола (Быт.17:15‒22). Исаак был сыном обещания, и это обещание было выполнено еще при жизни Авраама (Быт.21). Другое обещание прочило потомкам Авраама превратиться в великий и многочисленный народ (Быт.12:2, 15:4–5). Исполнение этого обещания происходило более специфично: голод вынудил Иакова и его сыновей покинуть землю и отправиться в Египет, где их число умножилось (Исх.1:7‒12), а они, в конечном счете, сформировались как народ, у которого Бог играл роль царя (Исх.24). Другое важное обещание состояло в том, что потомки Авраама унаследуют Ханаан – землю, у которой жил Авраам (Быт.13:14‒18, 17:48). Исполнение этого обещание составляет сюжетную линию большей части Пятикнижия, начиная с рассказа об освобождении израильтян из египетского рабства и завершая их приходом к границам земли обетованной. Однако Пятикнижие завершается тем, что Израиль располагается станом в долине Ситтим перед рекой Иордан, за которой лежит земля обетованная – цель их долгого путешествия.322

Может показаться странным, что вопрос обрезания как обряда не всплывает на протяжении всего повествования, начиная с книги Бытия и до его повторного появления в книге Иисуса Навина.323 Иисус отмечает, что обрядом пренебрегали на протяжении многих лет странствования (5:5‒6). Его восстановление придает последовательность действиям израильтян, как наследникам завета, заключенного с Авраамом, только что перешедшим через Иордан и вступившим в землю, обещанную их праотцу. Бог избрал Авраама и его потомков через Исаака, выделил их среди других народов и пообещал передать им эту землю (ср. Быт.17:18‒19).

Подобно этому, празднование Пасхи в книге Иисуса Навина (5:10) отражает другую связь народа с эпизодами из Пятикнижия. Пасха в книге Исход праздновалась, когда Бог «вывел из Египета сынов Израилевых» (Исх.12:51). Тогда же Он заповедовал: «Когда вы придете в ту землю, которую Господь даст вам, как обещал, совершайте там этот обряд» (Исх.12:25). Приход Израиля в землю обетованную подтверждает исполнение Божьего обещания.

В связи с наступлением праздником Пасхи, прекращается чудесное выпадение манны (И.Нав.5:12). Манна была сверхъестественным источником питания, подаваемым Богом во все годы странствования Израиля в пустыне. Она была необходима, из-за нехватки пищи для поддержания численности народа (Исх.16; Чис.11). Но теперь, когда Израиль вошел в землю, источающую молоко и мед (Исх 3:8; И.Нав.5:6), в сверхъестественной пище больше не было необходимости.

Даже захват Иерехона служит продолжением истории, начатой Пятикнижием. Бог постоянно требует от Израиля приносить Ему первые плоды любой деятельности. Пасха требует отдавать каждого первородного, но израильтяне могут выкупать первородного с помощью заместительной жертвы – агнца (Исх.12). В противном случае все первородные в семье, в стаде и первые плоды на поле принадлежат Ему (Исх.13:2, 23:16‒17, 34:26). Все, что было приобретено с захватом Иерехона, принадлежало Господу все животные, люди и ценности – все было определено к уничтожению (И.Нав.6:17‒19), как нечто подобное жертве всесожжения, которая вся отдавалась Богу. И только драгоценные металлы – золото, серебро, бронзу и железо (И.Нав.6:19) – сохранялись, чтобы составить сокровищницу Господа. Принесением в жертву первой добычи признавалось, что земля принадлежала Господу, но Он передал ее Израилю в соответствии со Своим обещанием.

Еще одна подтема книги – благодать Яхве, благодаря которой Он принимает в свое лоно богобоязненных язычников. Эта тема возникает в рассказе о принятии Раав в число граждан Израиля (И.Нав.6:22‒25). Ее заявления подчеркивают веру в Яхве и Его способность отдать землю во владение Израилю (И.Нав.2:8‒11) не писаные условия, которые подразумеваются в самом обещании Божьем. Кто-то может считать избавление гаваонитян проявлением благодати (И.Нав.9), хотя их помилование было, скорее, результатом нежелания Израиля посоветоваться с Богом, чем явным указанием от Господа.

Книга Иисуса Навина – это важнейшее звено, которое связывает историю Патриархов и Моисея с заселением израильтянами Ханаана. Хотя книга подчеркивает верность Бога Своему обещанию привести Израиль в землю обетованную, сами израильтяне не оправдывают ожиданий Бога и не очищают землю от ее прежних обитателей. Именно эта неверность Израиля в большей или меньшей степени становиться основной темой остальных книг Ветхого Завета. Новозаветная книга Послание к Евреям еще раз поднимает эту тему, указывая, что даже после того, как Иисус Навин («Яхве есть спасение») привел Израиль в землю обетованную, оставалось невыполненным еще одно самое важное обещание. Исполнителем этого великого обещания стал Иисус из Назарета, имя которого есть греческая транскрипция еврейского Джошуа (Иисус Навин) (см. Евр.4:1‒11).

Связь с Новым Заветом

В Новом Завете Раав появляется в родословной Иисуса Христа (Мф.1:5). Большинство ученых связывают Раав из родословной в Евангелии от Матфея с блудницей Раав из 2 главы книги Иисуса Навина. Если считать родословие в Евангелии от Матфея полным, то Раав была пра-пра-прабабкой Давида, матерью Вооза и свекровью Руфи.324 На страницах Нового Завета Раав приводится как пример веры (Евр.11:31) и пример человека, который поступал в соответствии со своей верой (Иак.2:25). Возможно, более важной следует считать параллель, проведенную в Новом Завете с помощью повторения имени «Иисуса Навина», означающего «Яхве есть спасение», переведенного на греческий именем «Иисус» (ср. Мф.1:21). Более того, автор Послания к Евреям указывает на схожесть миссий Иисуса Навина и Иисуса Христа, каждый из которых вел народ Божий в место настоящего отдыха (Евр.4:1‒11).

Специальные темы

Связь книги Иисуса Навина с книгой Судей

Проблемы возникают при попытке связать явное отличающиеся по характеру события, описанные в книге Иисуса Навина и в книге Судей. Поверхностное чтение книги Иисуса Навина может оставить впечатление массового блицкрига в Ханаан, в течение которого Израиль уничтожил все ханаанское население и их города и немедленно подчинил землю себе. Книга Судей, с другой стороны, обращает внимание на постепенный захват земли, подчеркивает неуверенность Израиля при заселении и частые конфликты с местным ханаанским населением.

Полный разбор этих конфликтов не входит в задачи нашего обсуждения, но важно помнить, что у каждой книги Библии есть определенная цель – каждая хочет донести до читателя свою главную мысль. Как было сказано ранее, книга Иисуса Навина подчеркивает верность Бога, исполнение Его обещаний. Без Иисуса Навина обещания Пятикнижия оказались бы пустыми. Однако, при внимательном чтении книги Иисуса Навина можно обнаружить несколько стихов, которые показывают, что земля еще не была в полном владении израильтян, и что предстояло еще многое сделать для того, чтобы окончательно подчинить себе Ханаан (см. И.Нав.13:1‒7 и особенно суровое предупреждение Иисуса Навина о пагубности заключения смешанных браков с коренными жителями ханаана, которые продолжали жить среди израильтян; И.Нав.23). Итак, главная мысль книги Иисуса Навина в том, что Бог, со своей стороны, исполнил обещание и отдал землю израильтянам.

Книга Судей, с другой стороны, указывает на нежелание Израиля выполнять свою часть обещания и следовать за Господом: Иисус Навин призывает их изгнать оставшуюся часть местного населения (И.Нав.23), а книга Судей дает понять, что они так и не последовали этому призыву и оказались уязвимыми для искушений со стороны местных ханаанских религий, что, в конце концов, привело к отступничеству израильтян от истинного Бога.

Ученые часто отмечают, что при изучении древних источников, следует обращать особое внимание на жанр и обстоятельства составления книги. Однако, при удобном случае, те же ученые часто приуменьшают целостность древних книг, чтобы с помощью так называемых «научных» требований, основанных на западной оценке, навязать тексту как можно больше противоречий.

Датировка событий

Датировать события, изложенные в книге Иисуса Навина, оказалось задачей не из легких. После простого прочтения текста Библии (в зависимости от того, какую часть Библии мы читаем) может показаться, что все события излагаются в хронологическом порядке. Если начать с 3 книги Царств 6:1 и принять, что Соломон взошел на престол ок. 970 г. до н.э., то Исход должен был произойти примерно в 1446 г. до н.э., а захват земли (события книги Иисуса Навина) в 1406 г. до н.э. Эта дата (XV век до н.э.) часто называется «ранней датой». С другой стороны, если начать расчеты с Исхода 1:11, где описано начало работ по строительству города для фараона Рамзеса, который жил в XIII веке до н.э. (ок. 1279‒1213 гг. до н.э.), то завоевание земли должно было бы происходить где-то в конце правления Рамзеса. Эта дата (XIII век до н.э.) обычно носит название «поздней даты».

Определенно можно считать, что Израиль уже находился в земле примерно к 1207 г. до н.э., поскольку Мернептах упоминает о военной компании в Ханаан и о столкновениях с Израилем.325 Обе датировки (и ранняя и поздняя) имеют свои сильные и слабые стороны.326

Раннюю датировку просто воспринять с точки зрения сквозного чтения и подсчетов на основании даты из 3 книги Царств 6:1. Она также легче сочетается с прямой хронологией книги Судей (хотя датировка книги Судей трудно сочетается с любым из предлагаемых сценариев – об этом мы поговорим в главе «Судьи»). Что же касается археологических исследований, место раскопок Иерехона содержит, по крайней мере, некоторые скудные свидетельства того, что на этом месте когда-то существовал город, который был завоеван, однако, найти остатки укреплений, о которых рассказывает Библия, так и не удалось.

У ранней датировки, в том виде, в которой мы ее здесь описали, тем не менее, предостаточно слабых сторон, которые можно обнаружить, если рассматривать ее с точки зрения Библии, истории и археологии.

Большую часть XV века фараоном Египта был Тутмос III (около 1479‒1425), который держал Ханаан в ежовых рукавицах, что следует не только из его заявлений о яко бы двадцати военных походах в Ханаан, среди которых была мощная компания против Ханаанской коалиции в Мегиддо,327 но также и из археологических раскопок, проведенных в Ханаане, которые, судя по всему, подтверждают его заявления.328 Среди списка народов, которых, по указанию Бога должны были изгнать израильтяне, ни разу не встречаются Египтяне (ср. Быт.15:19‒21; Исх.3:8, 3:17, 23:23, 32:2, 34:11; Втор.7:1, 20:17; И.Нав.3:10; и далее как события отдельных повествований, И.Нав.9:1, 11:3, 12:8, 24:11; Суд.3:5). Через сто лет, во время правления Аменофиса IV (также известного под именем Эхнатон; ок. 1352‒1336 до н.э.), регион также контролировался египтянами, что следует из потока корреспонденции, известного как «письма из Амарны».329 Характер переписки подразумевает, что египтяне контролировали эту область еще до начала царствования этого фараона.

Упоминания книги Иисуса Навина о присутствии в этой области филистимлян – воинственного народа, который следовало низвергнуть (И.Нав.13:2‒3) – трудно связать с ранней датировкой. Преобладание событий о переселении Людей Моря, частью которых были и филистимляне, указывает на ХIII‒ХII век до н.э.330 Кроме того, повествования о патриархах ссылаются на присутствие в этой земле филистимлян (Бытие 20‒21:26), но о них не говориться, как о некой могущественной силе. Возможно, они находились в Ханаане в качестве торговых представителей Греции.

Археологи не нашли свидетельств миграции или бурного роста населения в период ранней датировки, не было и свидетельств оттока населения из Египта. Хотя и найдены некоторые скудные свидетельства оккупации Иерехона, нет никаких подобных находок в районе Гая, хотя он был вторым городом, который разрушили израильтяне (И.Нав.8).

Упоминание о труде израильтян на строительстве Рамзеса (Исх.1:11) добавляет еще одну проблему к ранней датировке. Это место находилось под постоянной оккупацией со времен Гиксосов и до времени Рамзеса,331 и потому можно с одинаковой уверенностью утверждать, что ссылка на Рамзес в книге Исход – есть всего лишь дополнительное разъяснение подобное той, что относится к Дану в повествовании книги Бытия 14, хотя Дан получил свое имя только после периода Судей (Суд.18:29).

Поздняя датировка отталкивается от упоминания о помощи израильтян в строительстве городов для запасов (Исх.1:11). У поздней датировки есть достаточное число преимуществ, которые соответствуют Библии, истории и археологии.

С точки зрения Библии, эта гипотеза берет за основу дату из книги Исход.332 К тому же ей соответствует заявление Иисуса Навина о присутствии филистимлян в этой области, которые считаются серьезной силой, с которой предстоит бороться (И.Нав.13:2‒3).

Исторически, поздняя датировка помещает Исход в контекст правления Рамзеса II. Без сомнения, он был могущественный монарх; много раз в первой половине своего правления он ходил через Ханаан в северную Сирию, сражаясь с хеттами. Конфликт хеттов и египтян завершился мирным договором.333 Обычно, быстрые передвижения войск через земли Ханаанские происходили вдоль по прибрежным равнинам, а не по гористой местности, где начинали захват земли израильтяне. Однако, по этому сценарию, походы через Ханаан должны были происходить до и сразу после ухода Израиля из Египта, и до обоснования Израиля в земле. Таким образом, израильтяне не строили никаких препятствий перемещениям египтян в годы правления Рамзеса, поскольку сами все еще путешествовали в пустыне.

Недавние повторные раскопки гробницы семьи Рамзеса II334 позволили сделать несколько интересных выводов. Некоторые свидетельства показывают, что Египет был матрелинеальным обществом, в котором законность монарших притязаний зависела от матери. Если это так, то вполне возможно, что гробница (KV 5), в которой могли поместиться останки нескольких десятков людей, могла быть построена для захоронения нескольких детей, умерших в течении относительно короткого промежутка времени. В соответствии с последней карой, когда должны были умереть все первородные египтян (ср. Исх.11:5), возможно, мог умереть не только первородный сын самого Рамзеса, как отца, а первородные каждой его жены.335

На основании этого, подтверждение поздней датировки Исхода/Завоевания земли можно найти во внезапном увеличении численности населения в Ханаане,336 особенно в центральной части страны, в районе вокруг Галилейского моря, в долине реки Иордан, то есть в районах, в которых по описаниям Библии израильтяне имели больший успех в завоевании и заселении земли. Более того, раскопки в Хазоре, на севере Израиля, указывают на быстрые разрушения, происходившие в этот период,337 что соответствует описанному в Библии уничтожению этих мест от руки израильтян (И.Нав.11:10‒13).

Но и датировка Исхода/Завоевания XIII веком не лишена своих проблем. Ни Иерехон, ни Гай не сохранили свидетельств захвата относящихся к тому времени.338 К тому же, в Египте не найдено никаких свидетельств ухода большой части населения.

Для большинства ученых, наибольшую трудность вызывает заявление 3 книги Царств 6:1 о том, что сооружение храма началось через 480 лет после ухода Израиля из Египта. Простые арифметические подсчеты приводят нас к 1446 году до н.э., а не ко времени правления Рамзеса II. Защитники поздней датировки не забывают об этих цифрах, но стараются объяснить их символически или иносказательно. Числа в Библии не всегда следует толковать буквально. Когда мы говорим о километровой очереди перед магазином, мы не имеем в виду ее буквальную длину, но нас понимают. Хотя Библия говорит о двенадцати коленах Израилевых, мы понимаем, что на самом деле их было тринадцать.339 Таким же образом, Библия говорит о двенадцати апостолах, но в зависимости от определения слова «апостол», можно подсчитать, что их было, по крайней мере, четырнадцать, из которых тринадцать жили в одно и то же время.340 И если исходить из замечания о том, что событие случилось во времена Рамзеса (Исход 1:11), то, как следует тогда понимать число 480?

Среди различных взглядов есть мнение о том, что число 480 – это комбинация умножения 12 и 40. Внимательное чтение книги Паралипоменон и сравнение его с книгой Исход покажет, что между Исходом и первым первосвященником в храме Соломона прошло двенадцать поколений (см. 1Пар.6:3‒10 и Исх.6:16‒25, то есть Финней был еще жив, когда начался Исход). Если с тех пор действительно прошло 12 поколений, то возможно, что число 40 указывает не на арифметическое значение, а является метафорой поколения. Некоторые египетские источники указывают, что в те времена родителями становились в возрасте двадцати лет.341 Если считать, что очередное поколение появлялось на свет каждые 25 лет, то умножив 25 на 12 поколений, получим 300 лет. Прибавив к 300 годам еще 4 года правления Соломона до начала строительства храма, получаем результат 1266 год до н.э. – дата хорошо соответствующая времени правления Рамзеса. В подтверждение этой даты известно, что многие строительные проекты Рамзеса проводились в ранние годы его правления.342

Теории о появлении израильтян в ханаане

С наступлением эпохи научной критики и ее стремлением ставить под сомнение достоверность Библии, появлялись новые теории, объясняющие появление древних израильтян в Ханаане. Основную роль в обсуждении этого вопроса играли четыре теории.

Теория кратковременного общеизраильского похода

Это – традиционная теория, которая основана на тексте Библии. В ее основе лежит довольно прямой анализ библейского повествования о захвате земли с последующим в некоторой степени неустойчивым периодом заселения. Из числа современных ученых, придерживающиеся этого взгляда, выделяются неподражаемые Уильям Ф. Олбрайт и Игаил Ядин. Олбрайт и Ядин работали еще на заре археологии или, точнее, в период взросления археологии. Но из-за методологического несовершенства и заведомо отличающихся взглядов, многие ученые отвергают их выводы, ища альтернативные объяснения.

Теория постепенного мирного проникновения

Альбрехт Альт и его преемник, Мартин Нот, объясняя появление израильтян в Ханаане, предложили и развили теорию постепенного мирного проникновения. По сути, эта теория утверждает, что никакого единовременного завоевания Ханаана не было, что израильтяне переселялись в этот регион постепенно и мирно, заселяясь на свободных землях между существовавшими ханаанскими городами. В конце концов, они смешались с коренным ханаанским населением и объединились под знаменем Яхвизма, что превратило их в единый народ.

Главная слабость этого подхода в том, что он основан на романтике жизни пустынных бедуинских племен. Он плохо соответствует археологическим данным и не в состоянии объяснить быстрый рост численности населения, о котором свидетельствуют археологические раскопки.

Теория социальной крестьянской революции

Альтернативная теория появилась после работ двух ученых: Джорджа Менденхолла и Норманна Готвальда. Хотя оба ученых считают, что их работы имеют малого общего, большинство признает, что между ними существует значительно больше сходств, чем различий. Как видно из названия этой теории, ее исходная точка в том, что израильтяне изначально были коренными жителями Ханаана, которые впоследствии освободились от своих хозяев и, объединившись в борьбе против них, в конечном счете, выделились в отдельную культуру, используя Яхвизм как объединяющее знамя сопротивления и равенства.

Эта теория в некоторой степени поддерживается письмами из Амарны, в которых речь идет о явно бесправном населении, которое удалилось из крупных ханаанских городов и поселилось в сельской местности. Текст называет этих людей Гапиру. Письма далее показывают, что египтяне требовали от ханаанских феодалов уплаты налогов, возможно, угнетая коренное население.

Эта теория имеет значительно больше подтверждений в археологии и древней литературе, чем теория постепенного мирного проникновения. Однако, теория никак не объясняет другие реально существовавшие равные поселения вне израильского лагеря,343 которые не были по своей сути Яхвистскими. К тому же, обращение за подтверждением теории к письмам из Амарны отрицает и раннюю и позднюю датировки.

С помощью обеих теорий сложно объяснить, как и почему вообще появился Яхвизм. Кроме того, они плохо объясняют, откуда пришла идея самого Бога Яхве.

Символическая теория

Символическую теорию, вероятно, можно считать самой распространенной на сегодня среди неконсервативных ученых. Ее главным создателем был израильский археолог Израиэль Финкелыптейн. По его мнению, израильтяне, на самом деле, были жителями Ханаана, которые по непонятным причинам, покинули на время свою землю, став пастухами, а затем вернулись обратно после долгого странствования в пустыне с новой религией – Яхвизмом. Причины столь стремительного ухода непонятны, но их можно объяснить природными катаклизмами, болезнью и/или мором, голодом или войной. Их уход не обязательно сопровождался разрывом всех семейных связей, и некоторые из них продолжали жить в городах, поддерживая связи со странствующей родней. Наконец, пастухи вернулись и осели на прежних территориях с обретенной новой верой.

Интересно заметить, что Финелынтейн при разработке своей теории, опирался в основном на археологические раскопки центральных районов страны, где вообще существовало мало свидетельств конфликтов и культурных изменений. Такую неразрывность можно объяснить и по-другому (см. ниже).

Слабостью последних трех теорий остается вопрос о том, насколько второстепенным должно считаться все повествование об Исходе и его парадигма Божьего спасения, постоянно повторяющаяся на страницах Ветхого Завета. Другими словами: если не было Исхода, почему его образ остается преобладающим?

Эклектическая теория

Вероятно, наиболее оправданным будет подход, основанный на соединении в разной степени всех перечисленных теорий. Основываясь на целостности повествования об Иисусе Навине, делается вывод о том, что захват был осуществлен группой людей, вторгшихся в Ханаан извне. Следует признать, что существуют некоторые сложности при отслеживании движения этой группы от самого Египта,344 но известно, что у Египтян была склонность не представлять себя в письменных документах в негативном свете.345 К тому же, если число израильтян, ушедших из Египта, было значительно меньше, по сравнению с традиционными взглядами (см. выше ссылка 336), то, возможно, с точки зрения египтян, уход евреев не казался бы столь значительным оттоком населения, как принято считать сегодня.346

Определение пути израильтян через пустыню оказалось трудной задачей, ибо для этого потребовалось бы отследить перемещения 2,5 миллионов человек, путешествовавших в течение 40 лет. Конечно же, после этого можно было бы найти останки людей, артефакты и прочие свидетельства. Предполагается, что свидетельств должно было остаться немалое количество, а характер перемещений и устроение лагеря мало отличались от современных. Однако, Девер замечает, что отследить присутствие бедуинов, по крайней мере, сложно.347 Более того, почему мы решили, что в пустыне можно будет найти такое количество керамики? Керамика – слишком хрупкий материал для столь дальнего путешествия. Удобнее было бы пользоваться изделиями из металлов, дерева и кожи, то есть из материалов, легко поддающихся переработке или уничтожению. Библия также замечает на некоторое сверхъестественное вмешательство, в результате которого, как написано во Второзаконии ни одежда, ни обувь не изнашивались (8:4, 29:5). Если такое чудо было возможно, то почему бы не предположить, что оно распространялось и на другие предметы, которыми пользовались израильтяне?

Расселение израильтян в основном начиналось с центральных районов страны, где, интересно отметить, не происходило никаких серьезных военных столкновений. Библия рассказывает о двух крупных военных компаниях: одну – на юге (И.Нав.6‒10) и вторую – на севере, севернее равнины Изреель (И.Нав.11). Но книга Иисуса Навина не упоминает о военных действиях в центральной части страны, особенно к северу от Гаваона и к югу от долины Изреель. Более того, текст утверждает, что Израиль прошел в этом месте без каких-либо препятствий (ср. И.Нав.8 и поход Израиля от Иерехона к горе Гевал и обратно к Иерехону, и затем рассказ из книги Иисуса Навина 11, о том, как Израиль прошел через Ханаан от Иерехона на север, не встретив никакого сопротивления).

Частые ссылки на Шехем и связь патриархов с этим местом дают возможность предположить, что жители центральной части страны были родственниками израильтян, а, следовательно, могли не бояться истребления.348 Принято считать, что после прихода в Египет, сыновья Иакова оставались там, и что никто из них не вернулся в Ханаан после окончания голода. Голод продолжался не более пяти лет, после того, как Иаков и его семья переселились в Египет (Быт.45:5‒6). Почему же мы решили, что никто из братьев так и не вернулся в Ханаан? Библия не подтверждает и не опровергает это мнение. Правда то, что некоторые потомки каждого из патриархов покинули Египет во время Исхода (ср. Числа 2), но некоторые из них могли вернуться в Ханаан и позднее принять пришедших под руководством Иисуса Навина родственников.

Если такой расклад кажется возможным, то до известной степени точка зрения Финеклыптейна имеет под собой основание:349 сыновья Иакова, покинув Ханаан из-за голода (Бытие 41‒50), вернулись обратно в землю после нескольких столетий к своим родственникам. Эта гипотеза объясняет, почему в центральной части страны не было значительных военных действий и почему Израилю так легко было проходить эти земли. Это также частично объясняет неразрывность материальной культуры, благодаря которой Израиль, пришедший из пустыни, не зная технологии изготовления керамических изделий, быстро обучился и технологии и дизайну у своих родственников уже обитавших в этой земле.

Также в некоторых областях были заключены мирные договоры, по типу договора, который был заключен с жителями Гаваона (И.Нав.9). К тому же книга Иисуса Навина и книга Судей указывают на смешение с местным населением, которое обычно проходило довольно мирно, но иногда перемежалось стычками и возмущениями, свидетельства которых обнаруживаются в разрушенных слоях некоторых городов.

Важнейшим для учета следует считать тот факт, что Библия рассказывает только о четырех городах, которые были физически разрушены в период завоеваний: Иерехон (И.Нав.6), Гай (И.Нав.8), Асор (И.Нав.11:11‒13) и Иерусалим (Суд.1:8). Девер и другие, ратующие за то, что все города, указанные в списке И.Нав.13 были разрушены до основания, привносят в текст больше, чем нужно. Бог намеревался не физически уничтожить эти города, а позволить израильтянам поселиться в них после истребления коренного населения. Он открыто говорит об этом в книге Исход 23:29‒30 и книге Второзакония 6:10‒12, когда заявляет, что не вытеснит всех хананеев сразу и что Израиль присвоит и получит во владение дома, поля и колодцы, над которыми не трудился. Во исполнение этих слов, сражения, описанные в книге Иисуса Навина, обычно происходили на открытой местности, далеко от городов, что позволяло достичь больших потерь среди населения, оставляя города нетронутыми.350

* * *

318

См. дальнейшее обсуждение этой темы

319

См. дальнейшее обсуждение этого вопроса.

320

Хотя это определение принимается не всеми; см. Ziony Zevit, 'Archaeological and Literary Strtigraphy in Joshua 7–8,» BASOR 251 (1983): 23–35.

321

См. обсуждение этого вопроса дальше.

322

В соответствии с еще одним обещание, имевшим многократное исполнение, Авраам и Сарра должны были стать предками царей (Быт. 17:6:16). Это обещание, конечно, не исполнилось ни в Пятикнижии, ни в книге Иисуса Навина; оно окончательно исполнилось в Иисусе-Царе.

323

Единственное исключение – загадочный эпизод с Зепфорой, обрезывающей детей Моисея в Исходе 4. Слово появляется во Второзаконии (10:16; 30:6), де оно служит метафорой покаяния.

324

Из родословия в Евангелии от Матфея следует, что было только пять поколений, включительно, начиная с входа в Ханаан и до рождения Давида.

325

См. James К. Hoffmeier («The (Israel) Stella of Mernaptah,» COS, 2:40–41.) no поводу перевода надписи на колонне. Хотя между учеными идут серьезные споры о том, как в точности следует понимать заявления и, в особенности, происхождение и характер ссылки на «Израиль». См. напр., Gosta W. Ahlstrom (Who Were the Israelites? [Winona Lake, IN: Eisenbrauns 1986], pp. 37–43), Michael G. Hasel («Israel' in the Merneptah Ste\e,"BASOR 296 [1994]: 45–61), и Ansor F. Rainey («Israel in Merneptah's Inscription and Reliefs,» /£751 [2001] 57–75).

326

Обсуждаемая здесь дата происходит из возможной перестановки, позволяющей вычислить настоящую дату. Картина может совершенно измениться, если появятся открытия, которые приведут к повторному анализу и пересмотру. Часто забываемая аксиома археологии звучит так: «Недостаток свидетельств не означает их отсутствия».

327

James К. Hoffmeier, «The Annals of Thutmose III,» COS, 2:7–13.

328

William G. Dever, «The Middle Bronze Age: The Zenith of the Urban Canaanite Era,» BA 50 (1987): 174–177.

329

Подробнее о письмах см. у: William L. Moran, ed. and trans., The Amama Letters (Baltimore: The Johns Hopkins University, 1992). Хотя некоторые считают Апиру (Хабиру) из писем Амарны Евреями (Habiru/Hebrews), эта связь очень слабая. В лучшем случае можно считать евреев частью некой большей социальной группы, известной в древнем мире как Апиру.

330

Подходящие обзоры филистимлян см. у H.J. Katzenstein («Philistines, History,» ABD 5:326–328) и у Trade Dothan («Philistines, Archaeology,» ABD, 5:328–333).

331

Edward Frank Wente, «Rameses (Place),» ABD, 5:617–618.

332

Проблема 3 Царств 6:1 и его связь с отрывком о промежутке в 480 лет будет обсуждаться далее.

333

Albrecht Goetze, «Treaty between Hattusilis and Ramses II,» ANET, ed. by J.B. Pritchard (Princeton: Princeton University, 1969), pp. 201–203; and John A. Wilson, «Treaty between the Hittites and Egypt,» ANET, pp. 199–201.

334

Kent R. Weeks, The Lost Tomb (New York: William Morrow, 1998).

335

За это предположение, я в долгу перед своим коллегой, преподавателя кафедры истории в Хардинге Дженетом Фортнером (Janet Fortnerof the Department of History at 1 larding).

336

См. напр., Lawrence E. Stager («Forging an Identity: The Emergence of Ancient Israel,» in The Oxford-History of the Biblical World, ed. by M.D. Coogan [New York: Oxford University, 1998], pp. 97–100). Увеличение, отражающееся в археологических данных, однако, не соответствует значительно большему числу, намекая на 2,5 миллионов человек участвовавших в исходе/завоевании, описанных в Библии. Хотя разрешить это расхождение довольно сложно, слово, обычно переводящееся как «тысячи» в еврейской Библии ((...) eleph), вполне допустимо переводить как «клан» или «племя» (ср. напр. Суд. 6:15; 1Цар. 10:19). Если это так, то число людей, принимавших участие в исходе/завоевании? значительно уменьшается (обратите внимание на замечание во Второзаконии, где говориться о том, что Израиль был не таким уж многочисленным по сравнению с другими народами; 7:7; 17; 9:1; 11:23). В настоящее время, только в последние сорок лет население Ханаана перевалило за 2,5 миллиона человек. Обсуждение этого вопроса см. у Philip J. Budd (Numbers, WBC 5 [Waco, TX: Word Books, 1984], pp. 6–9) и David Merling («Large Numbers at the Time of the Exodus,» NEASB 44 [1999]: 15–27.

337

Amnon Ben-Tor and maria Teresa Rubiato, «Excavating Hazor, Part 2: Did the Israelites Destry the Canaanite City?» BAR 25 (1999): 22–39.

338

Проблема Иерехона значительно сложнее, поскольку в этой области не существует подходящих мест, которые могли бы быть альтернативным местом Иерехона времен Иисуса Навина. Но результаты эрозии и риск проведения раскопок в этих местах, должны предостерегать от поспешных выводов (ср. выводы John Wilson and Vassilios Tzaferis, «Banias Dig Reveals King's Palace,» BAR 24 [1998]: 54–61:85). С другой стороны, есть вполне разумные вопросы относительно Гая – большинство ученых связывают его с местом эль-Телль. Тем не менее, существует большой вопрос относительно его географического положения, а также относительно характера находок, что заставляет искать возможные альтернативные места, где бы мог располагаться Гай времен Иисуса Навина (John J. Bimson and David Livingson, «Redating the Exodus,» BAR 13 [1987]: 40–53,66–68.

339

Колено Иосифа было продолжено двумя его сыновьями, Манассией и Ефремом (Быт. 48:3–6). Левий был изъят из обычного списка, возможно потому, что этому колену не было выделено земельного надела, оно было рассеяно по всей территории других израильских колен.

340

Хотя Иисус избрал двенадцать апостолов (Мф. 10:1–4), их число, кажется, имело образное значение, и в последствии апостолами были избраны Матфий и Павел. В Матфея 19:29 Иисус заметил, что двенадцать апостолов будут судить двенадцать колен Израилевых – фраза, скорее, образная, чем буквальная. Таким же образом, Иоанн замечает, что Фома был одним из двенадцати (20:24), но в момент этого разговора Иуда уже покончил с собой, а Матфий еще не был избран. То же самое верно и для слов Павла о том, что Иисус сначала явился Кифе, затем двенадцати (1Кор. 15:5), хотя Иуда был, очевидно, мертв в это время (ср. Мф. 27:3–5).

341

Miriam Lichtheim, Ancient Egyptian Literature, vol. 3: The Late period (Berkeley: University of California, 1980), p. 168.

342

Edward Frank Wente, «Rameses II,» ABD, 5:618–619.

343

Stager, «Forging,» p. 104.

344

Однако, см. James К. Hoffmeier, Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition (New York: Oxford University, 1997).

345

Wente, «Rameses II,» p. 619.

346

Слова фараона в Исходе 1:9 о том, что израильтян больше числом и что они могущественнее, чем египтяне, можно понять как преувеличение, чтобы оправдать дальнейшие притеснения. С другой стороны, он мог воспринимать израильтян, как одну из групп ханаанского мира, и подразумевать их союз с возможной угрозой со стороны Ханаана. Здесь уместнее вспомнить его страх о том, что Израиль может составить союз с потенциальными противниками Египта (ср. Исх. 1:10).

347

William G. Dever, Who Were the Early Israelites and Where Did They Come From? (Grand Rapids: Eerdmans, 2003) p. 73.

348

См. похожий аргумент у Девера, там же, pp. 61–62.

349

Финкилынтейн, скорее всего, не согласился бы с таким планом; я всего лишь ввел некоторые положения его теории в библейское повествование.

350

См. Abraham Malamat, «Israelite Conduct of War in the Conquest of Canaan according to the Biblical Tradition,» in Symposia: Celebrating the Seventy Firth Anniversary of the Founding of the American Schools of Oriental Research (1900–1975), ed. by EM. Cross (Cambridge, MA: American Schools of Oriental Research, 1979), pp. 46–53.


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Комментарии для сайта Cackle