Глава седьмая. О пятом прошении: И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим

Сличение текста сего прошения у двух Евангелистов

Чтоб точнее понять, что в настоящем прошении значит слово: долги, для сего, так как Молитва Господня изложена двумя Евангелистами, надобно сличить, как выражено сие прошение у Св. Евангелиста Матфея, и как у Св. Евангелиста Луки. У Евангелиста Матфея говорится: остави нам долги наши137; а у Евангелиста Луки: остави нам грехи наши138. Слова: долг и грех, одно другое поясняют. Долг есть такое обязательство, неисполнение которого противно закону, и посему составляет грех. Напротив же, грех есть нарушение того, к исполнению чего належит человеку законный долг. Или иначе: грех есть неисполнение законного долга. Итак, под именем долгов разумеются грехи наши, чрез которые мы бываем должниками пред Отцом Небесным.

В каком смысле мы именуемся должниками пред Богом

Все мы несказанно обязаны Отцу Небесному; ибо от Него получаем бытие и жизнь, силы телесные и способности душевные, пищу и одежду, оправдание и спасение, обетование вечной славы и блаженства. Притом, как получаем все сие без всяких с нашей стороны заслуг, то и не можем достойно воздать за все это Подателю благ. Беспредельное человеколюбие Отца небесного и не требует от нас, немощных созданий Его, такого воздаяния; но за многое, ниспосылаемое на пользу нашу от Всещедрой десницы Его, Он требует от нас только малого, за неисчетные и неизреченные дары Свои Он возлагает на нас иго благое и бремя легкое139, состоящее в исполнении Святой Его воли, изложенной в Божественном Законе, – что и составляет единственный долг наш в рассуждении Господа своего, долг самый священный. Ибо если не можем достойно возблагодарить Благодеющего нам Бога за все, от Него получаемое, то по крайней мере со всем усердием и готовностью должны покоряться во всем святой Его воле и Закону. Если же и сего не исполняем, то остаемся должниками пред Его правосудием140, или иначе: остаемся виновными, или грешными пред Ним.

Прошение о оставлении грехов есть необходимая принадлежность всякой молитвы

Поелику нравственное повреждение человека столь велико, что всякий, от юности, имеет помышление на зло, и что даже праведник седьмижды на день согрешает: то очевидно, сколь необходимо человеку ежедневно молиться о оставлении грехов своих, или даже при возношении каждой молитвы воспоминать и грехи свои! Вот причина, почему в молитве Господней, важнейшей из всех молитв, или, лучше сказать, служащей образцом всякой христианской молитвы, между другими прошениями поставлено и сие: остави нам грехи наши. Подлинно, какой человек может молиться без сего воззвания к Богу! Это мог делать только один безгрешный, Богочеловек Иисус Христос.

Молитва о оставлении грехов должна основываться на уповании на заслуги Иисуса Христа

За грехи, содеваемые нами пред Богом, мы сами по себе никак и ничем не можем ни удовлетворить правосудию Божию, ни заплатить сих долгов своих141; не могут и другие человеки, сами собою, снять с нас эти долги142. Почему же? Потому что все человеки крайне бедны духовными силами, все немощны143; даже и возрожденные благодатью Божией ничего не находили в своей природе, кроме немощей144. Но все упование наше145, в рассуждении очищения грехов своих, утверждается только на заслугах Богочеловека и Спасителя нашего146. Ибо, по словам Апостола, един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый себе избавление за всех147. Посему каждая молитва, возносимая нами к Отцу Небесному о оставлении грехов наших, необходимо должна быть соединена с глубоким сознанием собственной немощи и нищеты по духу, и с твердой надеждой на заслуги и ходатайство Единородного Сына Божия, и возносима во Имя Его, по наставлению Его же Самого148.

Условие молитвы о грехах

Далее, преподавший нам образец молитвы, заповедал нам испрашивать у Бога оставления грехов своих под тем только условием, чтобы мы сами оставляли должникам нашим. Должники же наши суть те люди, которые не воздали нам должного, или того, что обязаны были воздать по Закону Божию, как например, не оказали нам любви, а вражду149. Всем таковым мы, по христианскому долгу, не только не должны платить злом за зло, но великодушно и нелицемерно прощать, или еще платить за вражду любовью, побеждая таким образом зло добром150. Притом самое свойство христианской молитвы требует, чтобы она исходила от сердца, совершенно незлобивого и примиренного со всеми151; дабы такая черта сердца молящегося была, со стороны его, признаком, что он истинно верующий, и просвещенный светом христианства; ибо такому только христианину прилична молитва, преподанная Иисусом Христом, как самое начало оной показывает; ибо непросвещенный не может назвать Бога Отцом своим152. Доколе молящийся пребудет не примеренным с ближними своими; дотоле не могут приблизиться к нему благость и милосердие Божие, дотоле невозможно и предположить истинного общения его с Божеством153. Если же враждующий окажется нерасположенным к примирению, или нельзя скоро найти его с целью, чтобы примириться, тогда довольно примириться с ним в сердце своем пред очами Всевидящего Бога154. Ибо, говорит Апостол Павел: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте155.

Кто не прощает обидевшим его, того молитва о оставлении своих грехов безуспешна

Но когда возможно бывает для нас примирение, и расположены к тому враждующие с нами, между тем сами мы не захотим исполнить, в рассуждении их, сего христианского долга, тогда не можем ожидать от Господа оставления собственных грехов своих. Ибо где нет оставления грехов ближнему, там нет истинного покаяния; а где нет истинного покаяния, там нет усвоения заслуг христовых; где же нет усвоения заслуг христовых, там нет и отпущения грехов. Сверх сего и Правосудие Божие требует, чтобы человек жестокосердый к должникам своим, то есть к погрешившим против его, не получал оставления грехов собственных. Если сам он, как великий, неоплатный и ежедневный должник пред Владыкою всяческих, нуждается в великой милости Господней, то как ему не смириться и не быть снисходительну к ближним своим, которые несравненно менее ему должны, нежели сколько он должен Господу. Сказано в Священном Писании: суд без милости несотворшему милости156; и еще: блажени милостивии, яко тии помиловани будут157. Итак, если кто имеет злое расположение духа, и не склонен великодушно прощать ближним во всем, чем огорчают его, тот, произнося пятое прошение Молитвы Господней, уподобися злому рабу, упоминаемому в следующей Евангельской притче:

Царствие небесное подобно Царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда же начал Он считаться, приведен был к нему некто, который был ему должен десятью тысячами талантов; и как он не имел, чем заплатить, то Государь его приказал продать его, и жену его и детей. И все, что он имел, и возвратить долг. Но раб тот пал и кланяясь ему, говорил: Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердясь над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему. Вышедши раб тот, нашел одного из товарищей своих, который должен ему был сто динариев; и схватя его, душил, говоря: отдай мне долг. Товарищ его, падши к его ногам, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все заплачу тебе. Но он не захотел: а пошел и посадил его в тюрьму, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, весьма огорчились, и пришедши рассказали Государю своему все, что случилось. Тогда Государь призывает его и говорит ему: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; надлежало и тебе помиловать товарища твоего. Как и я тебя помиловал. И разгневавшись, Государь отдал его истязателям, пока не отдаст всего, чем должен ему158.

Сия притча есть ясное изображение того, сколь Господь наш, Царь неба и земли, долготерпит каждому из нас, тьмочисленно пред Ним согрешающему, и как готов бывает всегда оказать нам совершенное помилование: но, к сожалению, мы сами тому препятствуем жестокосердием своим, подобно упомянутому в притче рабу, который как по Божественному правосудию, так и по человеческому беспристрастному суждению159, оказался недостойным милости. Посему-то Иисус Христос, сказав в конце притчи, что злой раб достойно осужден царем его, прибавляет: Тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их160.

Условие сего прошения по учению Св. Отцов, свидетельствует о беспредельном человеколюбии Божием

Надобно еще заметить, что в настоящем прошении Небесный Наставник наш не только преподал нам образ молитвы о оставлении грехов; но даже здесь Он «открывает молящимся средство, как толкует Св. Кассиан, к снисканию себе милости и любви в день откровения суда Божия, и некоторым образом сообщает нам самим средство смягчить определение Судии нашего, и как бы обязать Его к прощению наших согрешений примером собственнаго нашего прощения: остави нам, говорит ему, якоже и мы оставляем. Итак, в надежде на сию молитву, смело может просить отпущения грехов своих всякий, кто отпустил своим должникам»161. Подобно сему рассуждает о том же предмете и Св. Иоанн Златоустый, говоря: «Дабы никто из самых безчувственных, будучи осуждаем, не мог пороптать на Господа в чем-нибудь; для сего Он, того самаго, кто повинен бывает суду, делает судиею в собственном его деле. Как ты, говорит Бог грешнику, судил бы себя, так и я буду судить тебя. Если ты простишь ближнему, то и от Меня получишь ту же милость; хотя в том и другом деле нет равенства. Ибы ты, нуждаясь сам в прощении, прощаешь ближнему; но Бог, ни в чем не имея нужды, прощает тебе. Ты прощаешь товарищу, Господь же рабу; ты виновен в безчисленных согрешениях, Бог же совершенно безгрешен. Не смотря на все сие, Он готов оказать тебе такое Свое человеколюбие»162.

Кто, не примиряясь с ближними, произносит сие прошение, тот сам на себя изрекает осуждение

Но если кто, не прощая ближнему, будет произносить пред Господом сие прошение: остави нам, яко же и мы оставляем; тот чрез сие не только не испросит себе прощения грехов своих, но еще сам на себя будет изрекать осуждение. Святой Кассиан пишет: «Кто от всего сердца не отпустит согрешающему против него брату своему; тот сею молитвою будет испрашивать себе не помилование, но осуждение, и сам собственным признанием навлечет на себя жесточайший суд, говоря: остави мне, как и я оставил. Ибо если сия молитва его будет услышана, в соответственность примеру его, что иное должно последовать, как не гнев неумолимый и непременное определение наказания… Некоторые, страшась того, чтобы не показать, что произношением сих слов молитвы они более обвиняют себя, нежели извиняют, молча пропускают их, тогда как весь народ поет оныя в Церкви: но тщетно стараются употреблять сии хитрости пред Всеведущим Судиею всех, Который захотел наперед показать подсудимым своим, как Он будет их судить»163.

Содержание сего прошения требует особенного нашего внимания

Замечательно, что Иисус Христос, по изречении молитвы: Отче наш, сряду прибавил еще следующие слова: аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших164. Смысл сих слов очевидно относится к пояснению, или к усилению, одного пятого прошения Молитвы. Ими Небесный Наставник наш научает иметь к сему прошению особенное внимание. Св. Иоанн Златоустый это объясняет так: «Иисус Христос чрез сие хотел показать, что Он более всего ненавидит в человеках и отвращается злопамятства, одобряя паче всего противную оному добродетель; для сего и по окончании молитвы на это сделать указание особыми словами, в которых как предлежащим наказанием, так и уготовляемою наградою поощряет последователей своих к исполнению того, что заповедал. Притом, и в оных словах Спаситель опять сделал напоминание о небе и Отце нашем Боге; дабы тем более научить своего последователя не быть жестокосердым, именуясь сыном такого отца, и не иметь земнаго и житейскаго мудрования, быть призываемым к небесному наследию. Ибо последователям Его надлежит быть чадами Божиими не по благодати только, но и по делам своим. Но ничто столько не уподобляет их Богу, как если великодушно прощают врагам и обижающим их; поелику Он солнце Свое сияет на злыя и благия»165.

* * *

137

МФ.6:12.

140

См. Простр. Христиан. Катихизис, издан. Свят. Синодом, о пятом Прошении.

149

См. Прост. Катих. О Пят. прошении.

152

См. беседу XIX на Еванг. Матфея Св. Иоанна Златоустого.

154

См. Прост. Катихизис, изд. Святейш. Синодом, о пят. прошении.

156

Иак.2:13.

159

См. в той же притче стих 31.

160

Там же, стих 35.

161

См. Кассиана Римл. Собеседование о Молитве. Гл.XXI.

162

См. Беседу XIX на Еванг. Матфея Св. Иоан. Златоустого.

163

См. Кассиана Римлянина Собеседование о Молитве, Главу XXI.

165

Мф.5:45. См. Св. Иоанна Златоуста Беседу XIX на Еванг. Матфея.


Источник: О молитве Господней (о правильном ее разумении и употреблении). 103 с. С-Петербург. Тип. III Отд. Сов. Е.И.В. Канцелярии. 1849.

Комментарии для сайта Cackle