Брак, семья
«Плотская страсть – основа счастливой семьи»
Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь.
(Тов. 8:4–9).
Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое.
Русская пословица.
А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти.
Свщмч. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский († 107).
Брак да бывает о Господе, а не по страсти, то есть для христианского рождения и воспитания детей и для того, чтобы иметь в жене подругу и помощницу, а не для целей плотских и нечистых – для удовлетворения страстей сребролюбия и любодейства.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).
Из многих опытов видно, что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви.
Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).
Для страстных натур человек есть предмет наслаждения, предмет похотной собственности и, наконец, – предмет животной ревности.
Для освященных – уважаемый объект воздержания для славы Божией.
В этом различие благословенного Богом или естественного (животного) брака.
Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982).
По мере утраты целомудрия постепенно теряется как сила, так и чистота супружеских радостей. Исчезает духовно-поэтическая прелесть таинственно-светлых отношений; остаётся чувственное влечение. Но и оно медленно умирает, а иногда принимает уродливые формы.
Священник Михаил Левитов (XIX-XX вв.).
Прекращаются услаждения – прекращается и довольство друг другом, и так дальше и дальше – вот и развод. Чем больше опошливают цели жизни, тем более учащаются разводы, с одной стороны, а с другой стороны – беззаконное временное сожительство.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).