еп. Никодим (Кононов)

История нашего спасения в Иисусе Христе

Источник

Господь Бог всегда жил, живет и будет жить вечно. Он один по существу, но в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Бог Сын у Бога Отца есть Сын Единородный, т. е. единственный; другого Сына у Него нет и быть не может. Он родился от Отца прежде всех веков, подобно тому, как рождается свет от солнца; Он рожден, а не сотворен, имеет одно существо с Богом Отцом и через Него и Им Бог Отец все сотворил.

Дух Святой вечно исходит от Бога Отца; Он есть Господь животворящий; Он с Отцом и Сыном имеет одинаковую силу, славу, честь и поклонение.

***

Господь Бог прежде сотворил невидимый мир – Ангелов. Ангелы – это духи, не имеющие тела, а потому они невидимы и бессмертны. Все они сотворены были добрыми и чистыми, а потому все любили Бога, прославляли Его и делали одно только добро. Но один, самый высший и близкий к Богу, ангел не захотел жить под властью Бога, сам захотел быть богом, перестал повиноваться Богу и соблазнил к тому же многих других ангелов. Господь за это удалил их от Себя и лишил своей благодати и света. С того времени у всех этих ангелов потемнел ум, ожесточилось сердце – и они начали помышлять и делать одно только зло. С того же времени они получили название «дьяволов». В наказание им Господь уготовал геенну огненную, или ад, где они будут терпеть вечные и страшные мучения.

После невидимого мира Господь сотворил мир видимый: небо, солнце, месяц, звезды, землю, воду, деревья, травы, рыб, птиц, гадов, зверей, скот и, наконец, человека. Все, кроме человека, Господь творил одним словом Своим: скажет слово – и тотчас явится, что Он сказал. Человека же Он творил особым образом: взял несколько земли и сотворил сначала тело человека, а потом вдунул в это тело душу, созданную Им по образу и подобию Своему, бессмертную, невидимую, разумную и свободную. Первому человеку было имя – Адам. Когда Адам давал имена животным, то видел, что они подходили к нему попарно, а потому пожелал, чтобы и у него была жена, подобная ему. Господь исполнил его желание и сотворил ему жену из его ребра, которое взял у него во время сна. Первой жене было имя – Ева.

Адама и Еву Господь поселил в раю; это был прекрасный сад, в котором было много всяких деревьев и плодов. Жизнь в этом раю для первых людей была самая счастливая и блаженная. Они не терпели ни в чем никакой нужды, потому что пищи и питья у них было довольно: в одежде они не нуждались, потому что ни жар, ни холод, ни ветер, по воле Божией, не вредили им, а стыда они не знали, потому что были чисты и невинны, как дети; звери, птицы и гады не нападали на них, а повиновались им, как своим господам; болезней у них не было, и смерти они не боялись, потому что Господь дал им «древо жизни», плоды которого укрепляли их здоровье и сохраняли от смерти; сердце их было всегда спокойно и радостно, потому что они любили друг друга, не знали ни вражды, ни лжи, ни обмана. Но главное их блаженство было в том, что Господь Бог любил их, как Своих детей, являлся к ним и беседовал с ними, открывал им о Себе и о Своем дивном творении, научал их, что в этом творении им полезно и что вредно, как они должны жить и что делать, чтобы угодить Ему и быть Ему подобными в любви, милосердии и душевной чистоте.

Чтобы приучить людей сдерживать свои желания и больше повиноваться воле Божией, ведущей их к святости и блаженству, Господь Бог дал им заповедь: запретил им есть плоды от одного дерева, называемого древом – «познания добра и зла» и сказал, что если они вкусят этих плодов, то смертью умрут. Первые люди всею душою любили Бога, всем сердцем стремились исполнять Его святую волю и заповедь и в этом находили для себя великое блаженство. Но дьявол позавидовал блаженству людей и задумал соблазнить их на зло и грех – и тем удалить их от Бога. У первых людей по природе в душе было святое желание быть подобными Богу по бессмертию и блаженству, по любви и душевной чистоте. Дьявол воспользовался этим их желанием и уверил их, что они не только подобны Богу, но и сами богами могут быть, что Бог их обманул, что они вовсе не умрут, когда поедят запрещенных плодов, а напротив – сами сделаются богами и не будут нуждаться в Боге, потому что сами будут всемогущи и бессмертны, как Сам Бог, и будут сами знать, что для них добро и что зло; а Бог не хочет, чтобы они сами сделались такими же богами, как Он. Словом – дьявол наклеветал на Бога, а несчастные люди поверили ему. От этих слов клеветника и соблазнителя в их, прежде чистой, душе явилось грешное желание самим быть богами, жить без Бога и противиться Ему – и они нарушили заповедь Божию: вкусили запрещенных плодов.

Как только согрешили люди, то тотчас же почувствовали, что богами им сделаться не удалось, а потому в их грешном сердце зародилась даже вражда против Бога и ропот на Него; они стали считать Его же виновником своего греха и преступления. «Жена, которую Ты же мне дал, меня прельстила», – говорил Адам в свое оправдание, забывая, что он сам же пожелал иметь жену, а Бог, давая ему жену, только исполнял его желание. «А меня змий прельстил», – говорила Ева, как бы указывая, что змия Сам же Бог сотворил. Так скоро и так сильно развратилась от греха их добрая и чистая душа! Тогда Господь изрек на них Свой праведный, но и милостивый суд. Чтобы люди сами и на деле узнали, что они не только не могут быть богами, но и жить без Него им будет тяжело и горько – и чтобы этим опять привлечь их к Себе, – Он отнял у них то, что дал им по Своей любви и милосердию, и что они надеялись иметь без Него, сделавшись сами богами через вкушение запрещенных плодов. Он лишил их рая – и они должны были на деле убедиться, что сами они не могут создать себе такого прекрасного жилища и такой блаженной жизни в нем; Он лишил их «древа жизни» – и они должны были с горестью узнать, что сами они своими силами не могут ни сохранить своего здоровья, ни избавиться от смерти; Он, наконец, удалился от них – и они должны были с великим страхом и скорбью понять, что они своими силами не могут заставить все в мире повиноваться себе, и что, напротив, мир их теснит и сокрушает, а они в нем, без научения Божия, как слепые: не могут даже, как следует узнать того, что им полезно и что вредно, а если и узнают, то после долгих трудов, ошибок и страданий.

Когда Бог удалял людей из рая и Сам удалялся от них, они горько плакали о том, что прогневали Бога и потеряли бессмертие и блаженство; – в них зародилось раскаяние. Господь Бог, милосердый и любящий, сжалился над ними и сказал: «Веруйте и надейтесь: придет время от некоторой жены родится Сын, Который будет вам Спасителем. Он спасет вас от греха и смерти, приблизит вас опять ко Мне и возвратит вам потерянное бессмертие и блаженство». А чтобы люди не забыли этого обещания, постоянно имели веру в Спасителя и молились о своем грехе, Господь научил их закалать Ему в жертву животных. Этим Он открыл людям, что и Спаситель будет заклан в жертву за грехи людей, умрет за них кровавою смертью и этою смертью избавит их от гнева Божия, от греха и смерти.

После этого Господь удалился от людей; но Он, милосердый, не оставил их совершенно без Своей помощи. Он приставил к ним Ангелов – хранителей, которые и должны были научать людей на добро, помогать им противиться злу и греху, укреплять их в бедах и несчастиях и напоминать им о вере в Спасителя.

По удалении от людей Господа, жизнь их стала самою тяжелою и несчастною. Грешное желание жить без Бога, поступать по своей воле и упорно противиться воле Божией гнездилось в их душе, как яд, как зараза, а потому и дети родились у них с этим гибельным греховным желанием; грех, значит, перешел в детей, а от детей и дальше – в потомство. Это-то греховное желание побуждало людей не слушать тайных внушений Ангелов – хранителей и делать все по своей злой воле. А от этого начались между ними: вражда, ненависть, зависть, злоба, гордость, разврат, обманы, кражи, грабительства, убийства – и жизнь людей наполнилась горем, слезами и страданиями. Этого мало. Прежде, по повелению Божию, ни жар, ни холод, ни вода, ни воздух не вредили им, а теперь стали вредить их здоровью – и у них появились болезни; прежде земля давала им всякой пищи в изобилии, а теперь даже при усиленной обработке стала родить им часто, вместо хлеба, сорные травы; прежде, по воле Божией, звери и все живые твари повиновались им, а теперь стали нападать на них с яростью. Вся жизнь людей стала проходить теперь в постоянных трудах и заботах о домах, о пище и одежде, о здоровье и безопасности. А дьявол, получив над их грешною душою великую силу и власть, еще более вовлекал их в грехи и бедствия. Он постоянно сеял между ними раздор и вражду и разжигал в них грешные желания: жадность к богатству, к пище, питью и разным грешным удовольствиям, которые расстраивали их жизнь и здоровье, умножали скорби и болезни и приближали смерть.

Теперь ясно увидели люди, как тяжело и горько им жить в удалении от Бога и как жестоко они обманулись, когда захотели сами быть богами, жить без Бога и обходиться без Его помощи и научения. Поэтому, они начали всеми силами искать Бога, стремиться приблизиться к Нему, чтобы получать от Него помощь и защиту. При этом одни из людей помнили обещание Божие о Спасителе и веровали, что когда Он придет, то избавит их от греха, приблизит их к Богу – и жизнь их станет лучше на земле, а когда умрут, то введет их в Свое небесное царство. И они терпеливо ждали этого времени. Другие же забыли это обещание Божие, захотели сами и скорее приблизиться к Богу; а потому сами стали искать Его в небе и на земле. Но их темный грешный ум запутал их. Они начали за Бога почитать солнце, месяц, звезды, умерших людей, зверей, птиц, деревья, травы, реки, ручьи и т. п., устраивали себе идолов и покланялись им, как Богу, а жизнь вели подобно зверям и скотам бессмысленным. Такие люди назывались язычниками. Господь вразумлял их через верующих в Спасителя святых мужей, которые назывались патриархами, но люди не вразумлялись, а потому, при патриархе Ное, Господь за их великие беззакония наказал их потопом. Но и после этого люди не отстали от своего беззакония и идолопоклонства. Тогда Господь, чтобы сохранить в людях веру в истинного Бога и обещанного Спасителя, произвел от святого мужа – патриарха Авраама и жены его Сары особый народ – еврейский и дал ему через великого пророка Моисея святой закон (написанный в св. Библии). А когда и евреи начали поклоняться идолам и жить беззаконно, подобно язычникам, тогда Господь посылал к ним святых пророков, через которых Дух Святой и напоминал им о вере в Спасителя, научал служить истинному Богу и жить по заповедям Божиим. Таковы были пророки: Самуил, Давид, Илия, Иона, Елисей, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и многие другие. Было много и других верующих и святых мужей, которые учили людей вере в Спасителя и доброй благочестивой жизни. Но евреи мало слушали пророков и даже иногда убивали их за их обличения. Поэтому Господь за 400 с лишком лет до пришествия Спасителя уже не посылал к ним пророков. В это время евреи хотя и сохранили в себе веру в Спасителя и даже проповедовали ее другим народам, но – веру неправильную. Они думали и учили, что Спаситель будет земной царь, будет воевать, победит всех, сделает их, евреев, господами над всеми народами – и они будут жить на земле в довольстве, богатстве и веселии; об избавлении же Спасителем души от греха и тела от смерти они мало думали – и только немногие имели истинную веру и вели праведную жизнь. Другие же народы – язычники, искавшие Бога в тварях на небе и на земле и поклонявшиеся идолам, в это время стали смутно чувствовать и понимать, что без помощи Самого Бога им не найти Его, не приблизиться к Нему, что идолы их ничто, что если Сам Бог не придет спасти людей, то все они должны погибнуть от бедствий, вражды и ненависти между собою. При этом многие стали вспоминать о сохранившемся в предании и записанном в священных книгах еврейских обещании Божием – послать Спасителя в мир. Таким образом, чрез 5 тысяч с половиною лет после Адама почти все люди стали ждать пришествия на землю Спасителя.

Милосердый Господь видя, что люди смирили свою гордость, сознали свою горькую жизнь без Него, имеют искру веры в Его помощь и ждут от Него этой помощи, сжалился над ними и послал Своего Единородного Сына спасти их от греха и смерти и привести их в Свое небесное царство. Сын Божий сошел с небес и воплотился, по наитию Святого Духа, от Пресвятой Девы Марии, родился от Нее, как человек, приняв душу и тело человеческие, т. е. сделался истинным человеком, не переставая быть Богом. На земле Ему наречено было имя Иисус Христос.

Своим воплощением Сын Божий Иисус Христос соединил в Самом Себе Божеское естество с природою человеческою и тем даровал людям возможность соединяться с Ним через эту Его человеческую природу. А в этом-то и заключается спасение людей. Кто уверует в Иисуса Христа, любит Его и принимает Его святые таинства, тот соединяется с Ним и у того от Христа, в нем пребывающего, изливаются в душу святые Христовы мысли, святые чувства и желания; – вообще в душе образуется святое настроение. А от сего в человеке быстро гаснут и не имеют корня греховные страсти и пожелания и поселяются мир и душевное блаженство, которые Адам и Ева имели до грехопадения. При таком действии Христа Господа на душу верующего, верующий может достигнуть даже того, что будто уже не он сам живет, а живет в нем Христос. Значит человеку верующему еще здесь на земле, через воплощение Господа, возвращается уже жизнь с Богом, которую потеряли Адам и Ева, когда согрешили.

Чтобы привлечь людей к вере в Себя – Сына Божия, соединить их с Собою здесь на земле и через то освятить их природу и привести их в небесное царство, Господь Иисус Христос, когда Ему исполнилось 30 лет, вышел на проповедь и говорил всем: «Покайтесь, Царствие Божие приблизилось, и веруйте во Евангелие». Сначала Он избрал Себе 12 учеников, а потом и еще 70 других – и их также посылал на проповедь; почему они и называются апостолами.

Ходя по иудейской земле, Он учил людей веровать в Него, что Он есть Сын Божий, посланный Богом Отцом спасти людей от греха и смерти, что Он искупит людей и спасет Своими страданиями, смерти и воскресением, что Он для спасения людей создаст Церковь Свою и пошлет в нее от Бога Отца Духа Святого, что Он во второй раз придет на землю судить живых и мертвых – и тогда праведников введет в Свое небесное царство, а грешников пошлет в муку вечную, вместе со злыми духами. А чтобы людям сделаться праведниками и войти в царство небесное, они, веруя в Него – Сына Божия, должны любить Бога всею душою своею и всем сердцем своим и повиноваться Его святой воле, постоянно молиться Ему, каяться пред Ним в грехах своих, иметь в сердце страх Божий и быть готовыми даже умереть за веру в Него, если бы кто стал принуждать отказаться от нее. Любя Бога, люди должны любить также и всех людей – родных и чужих и даже врагов своих – и всем им помогать; иметь чистое сердце, любить правду и избегать лжи, смирять душу свою и тело трудами и постом, быть кроткими, милосердыми, не осуждать других, прощать обиды, творить милостыню, мирить враждующих людей и вообще делать другим людям все то, чего и сами себе желают.

Чтобы уверить людей, что Он есть истинный Сын Божий, Господь Иисус Христос творил многие и великие чудеса. Так– Он исцелял больных разного рода: слепых, хромых, сухих, расслабленных, прокаженных; изгонял из людей бесов, воскрешал мертвых (Лазаря, сына Наинской вдовы, дочь Иаира), ходил по водам, словом укрощал бурю на море, два раза немногими хлебами и рыбами насытил в пустыне 5 и 4 тысячи человек – и много других различных чудес творил.

Начальников иудейских, книжников и законников, которые неправильно учили о Спасителе, неверно толковали Закон Божий и жили нечестиво, Господь Иисус Христос много и строго обличал пред всеми и говорил, что они не войдут в царствие небесное, если не уверуют в Него и не будут жить по Его заповедям. Гордые своим саном и ученостью, они не хотели признать смиренного Иисуса Христа Спасителем и Сыном Божиим, злобились на Него за обличения и возненавидели Его до того, что предали Его, наконец, на суд правителю Понтийскому Пилату, обвиняя Его, что будто бы Он хочет сделаться царем иудейским. Пилат не нашел в Нем никакой вины и хотел отпустить Его, а чтобы утолить их злобу, велел бить Его бичами и надеть на Его голову колючий терновый венок, от которого кровь ручьями текла из ран на голове; но иудеи с яростью кричали: «Распни, распни Его». Тогда Пилат предал Его на распятие. Господь Иисус Христос, как Всемогущий Сын Божий, мог избавиться от врагов, страданий и смерти; но Он, по любви к людям, захотел волею пострадать и умереть, чтобы избавить их от гнева Божия, от греха и смерти, – и потому отдал Себя на распятие. Воины связали и отвели Его на Голгофу, где и распяли Его между двумя разбойниками. На кресте в страшных мучениях Господь умер и, после снятия с креста, был погребен. Избавление людей от греха, таким образом, совершилось. После смерти Своей Он сходил в ад и проповедовал там о Себе, что Он – Сын Божий, обещанный Спаситель, сходивший на землю для спасения людей от власти дьявола, греха и смерти. Тех, которые уверовали в Него, Он вывел из ада и поселил в царстве Отца Своего Небесного. В третий день Господь воскрес из мертвых, как о том и было написано в святом писании пророков. После воскресения Он пробыл на земле 40 дней. В это время Он являлся своим ученикам, объяснял им тайны царствия Божия и установил Свою святую Церковь на земле, т. е. из всех верующих образовал одну семью, в которой Сам сделался Главою и Отцом, а верующие стали Его детьми и братьями между собою, соединенными с Ним и между собою особою божественною силою. Чтобы чада Его Церкви могли и при своей греховной слабости достигать святости и царства небесного, Он установил в Своей Церкви святые таинства, через которые в души верующих изливаются благодатные силы. Таких таинств Он установил семь: 1) Крещение, через которое в человеке уничтожается, перешедшее от Адама и Евы во всех людей, греховное желание жить без Бога и противиться Его святой воле, и вместо того рождается в душе святое желание всегда жить с Богом, любить Его, как отца, и повиноваться Его святой воле. 2) Миропомазание, в котором верующий, при помазании святым миром, получает дары Святого Духа, которые укрепляют его ум и сердце на все доброе и побуждают его стремиться к святости и царству небесному. 3) Покаяние, в котором человек, искренно и с сокрушением сердца кающийся в своих грехах, сделанных после крещения, получает прощение от Господа, если в душе дает обещание воздерживаться от грехов. 4) Причащение, в котором верующий вкушает под видом хлеба и вина истинное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это тесно соединяется с Ним и становится участником Его вечной жизни в царстве небесном, если причащается с верою, любовью и страхом Божиим. 5) Брак, в котором верующие (жених и невеста) получают благодать, которая укрепляет их любовь, воздерживает от нечистой жизни и помогает воспитывать рождающихся детей в святой Христовой вере и в страхе Божием. 6) Елеосвящение, в котором больной верующий получает благодать, которая дает ему или совершенное исцеление, или облегчение болезни, или, наконец, силы спокойно встретить смерть, а главное – дает прощение сделанных после покаяния грехов. 7) Священство, в котором, избранный в пастыри церкви, верующий получает благодать Святого Духа, дающую ему власть и силу совершать таинства, молиться с любовью за духовных детей своих и учить их вере и добрым делам. Устанавливая эти таинства, Господь внушал апостолам, что кто не крестится водою и Святым Духом (т. е. не примет крещения и миропомазания), кто не будет каяться в грехах и не станет причащаться Тела и Крови Его, тот в царствие небесное не войдет, какие бы добрые дела он ни делал.

По установлении святой Церкви и таинств, Господь Иисус Христос собрал Апостолов и всех верующих на гору Елеонскую, преподал им последние наставления, обещал послать в Церковь Свою Святого Духа от Бога Отца, повелел Апостолам и их преемникам быть пастырями в Церкви и, наконец, дал им заповедь идти, после сошествия Святого Духа, проповедовать Евангелие всем людям – и тех, которые уверуют, крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа и учить соблюдать все Его заповеди. При этом дал им обещание, что Сам Он будет всегда невидимо пребывать в святой Своей Церкви до скончания века. После этого, Он на облаке вознесся на небо и сел одесную Бога Отца на престоле славы, откуда и управляет святою Своею Церковью. Тотчас по вознесении Он послал Ангелов возвестить апостолам и верующим, что Он также – на облаках – опять придет на землю судить людей. На десятый же день после вознесения он послал от Отца в Свою церковь Святого Духа, который сошел на Апостолов и всех с ними бывших в виде огненных языков и поселился в душах их.

С того времени Святой Дух, по воле Господа Иисуса Христа, всегда живет и будет жить в Его святой Церкви (т. е. в душах всех Ее верующих) до скончания мира. Живя в душах верующих, Дух Святой научает их понимать Божественное Писание, укрепляет в них веру в Иисуса Христа Сына Божия, напоминает им Его святые заповеди, зажигает в их сердцах любовь к Нему и побуждает исполнять Его святую волю. Через Него же Господь Иисус Христос совершает в Своей Церкви и спасительные таинства. Наконец, Дух Святой помогает святой Церкви все более и более расти и расширяться и привлекать в свое общество неверующих людей. Для сего Он постоянно возжигает в сердцах пастырей Церкви и других верующих святое желание и ревность проповедовать святое Евангелие народам, не верующим в Иисуса Христа.

Когда Евангелие будет проповедано всем неверующим народам и когда все иудеи уверуют во Христа и войдут в его святую Церковь, тогда наступит кончина мира сего и настанет день страшного суда Господня. Тогда солнце померкнет, луна не даст света своего и звезды спадут, а люди будут в великом страхе и смятении. Господь Иисус Христос пошлет Архангела с трубою громогласною. Архангел затрубит – и все умершие воскреснут и выйдут из гробов своих с телами нетленными; а у живых – тела мгновенно изменятся и сделаются такими же нетленными, как у воскресших. К людям, таким образом, возвратится потерянное Адамом и Евою бессмертие. В эту же минуту явится Господь Иисус Христос в великой славе и сиянии на облаках небесных и все святые Ангелы с Ним – и откроет свой праведный и страшный суд. Тогда сядет Он на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы. Он разделит их на две части: праведников (т. е. тех, которые веровали в Него, были чадами Его святой Церкви, любили Его и ближних своих, старались исполнять Его заповеди и надеялись на Его милосердие) поставит по правую сторону, а грешников по левую. Тогда скажет праведникам: «Приидите, благословенные от Отца Моего, в царство Мое, которое Я приготовил вам от сотворения мира», а грешникам скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный Мною дьяволу и ангелам его».

После этого праведники будут взяты на облаках небесных в небесное царство, в котором и будут жить вечно вместе с Господом в великой радости и неизреченном блаженстве. К людям, таким образом, возвратится потерянное Адамом и Евою блаженство. Грешники же с великим плачем и стенаниями пойдут в ад, где будет вечный мрак, вечно неугасающий огонь и вечно неусыпающий червь, – и будут жить и страдать там в вечных и страшных мучениях, вместе с дьяволом и ангелами его.


Источник: Рязань. Типография Братства св. Василия. 1909 г.

Комментарии для сайта Cackle