Домашняя церковь и общественная жизнь
Домашняя церковь
Есть в христианстве такое понятие – домашняя церковь. Это понятие скорее духовного плана, включающее в себя всю полноту христианской жизни: повседневный быт, досуг, проведение отпусков, воспитание детей, поведение, обустройство своего жилища.
Невозможно представить себе дом православного христианина, в котором не было бы икон. Иконы сопровождают верующих людей на протяжении всей их жизни. Раньше в России был такой обычай: при рождении ребенка родители в иконописных мастерских заказывали так называемую мерную икону. Она изготавливалась в рост новорожденного с изображением небесного покровителя младенца. Человек хранил этот образ всю жизнь, а потом он передавался по наследству. Сейчас эта традиция почти забыта. Но иконы небесных покровителей всех членов семьи непременно занимают свои места в домашнем красном углу.
Некоторые люди приобретают много икон для коллекции, а не для молитвы, но для верующих христиан картины и иконы – это совсем не одно и то же. Иконы – святыни, и поэтому православные не используют их для украшения интерьера. Если можно говорить о некотором «необходимом минимуме», то, как правило, у православных русских людей обязательно будут иконы Спасителя, Богородицы, свт. Николая Чудотворца, образа небесных покровителей.
Очень важно правильно воспринимать икону. Христиане молятся не иконам, в собственном смысле этого слова, иначе это было бы идолопоклонство (в чем обвиняли Церковь иконоборцы и протестанты). Святые Отцы подчеркивали, что честь, воздаваемая иконе, восходит к ее первообразу (то есть к тому, кто на ней изображен). Иконы служат связующими символами между миром духовным и материальным.
Иногда верующие не ограничиваются просто домашней молитвой перед образом того или иного святого, но едут туда, где хранятся чудотворные иконы или находятся иные христианские святыни. Это и пещеры одиноких отшельников, вокруг которых образовывались целые монастыри еще во время жизни самих подвижников, и места обретения чудотворных икон, и целительные источники – все, что отмечено Божественным прикосновением. Такие поездки называются паломническими. Разумеется, главные святыни христианского мира связаны с земной жизнью Спасителя, со Святой Землей. Но немало святынь можно посетить и путешествуя по другим странам.
В отличие от обычной туристической поездки, когда люди хотят просто отдохнуть на море, посетить интересные для себя места, популярные курорты, сфотографироваться на фоне местных достопримечательностей, паломнические поездки предпринимаются, чтобы соприкоснуться со святынями, помолиться, попросить помощи, исцеления или же поблагодарить Бога за оказанную милость. Христиане верят, что в благодатных местах молитва имеет наибольшую силу и, возможно, будет быстрее услышана.
Молитва занимает очень большое место в жизни христианина. Ею освящается начало и конец каждого дня; садясь за стол, христиане благословляют пищу и читают, как правило, О́тче наш. После еды благодарят Бога за ястие и питие и читают специальную молитву Благодари́м Тя, Христе́ Бо́же наш... Кроме того, существуют молитвы для самых разных жизненных нужд. Например, христиане молятся перед началом всякого дела, существуют молитвы о путешествующих, о заключенных, о выздоровлении больных и многие другие. Все эти молитвы собраны в молитвословах в разделе, который так и называется: «Молитвы разные». Существуют даже специальные, расширенные, молитвословы, в которых можно найти молитвы, произносимые при различных жизненных обстояниях и скорбях.
В дни особых семейных торжеств верующие не ограничиваются только прочтением домашних молитв, но начинают празднование с посещения храма.
Обычно главный праздник в личной жизни каждого человека – день его рождения. Христиане, хотя и отмечают это событие, но, тем не менее, большее значение придают празднованию Дня Ангела, именинам. Начинать эти дни полагается в церкви, причаститься, а уже после этого можно продолжить празднование знаменательной даты в кругу родных и друзей.
Неотъемлемой частью жизни современного человека все больше и больше становятся компьютер и Интернет. Без этого уже немыслима практически никакая сфера деятельности. Но в сознании некоторых верующих до сих пор компьютер отождествляется с источником зла, греха и порока. Убедить людей в обратном не могут порой даже те священники, которые уже не первый год используют в своей работе современные сетевые технологии. Такое неприятие сравнимо, пожалуй, с той ситуацией, которая возникла на Руси, когда стали появляться первые печатные книги. Многие тогда отказывались принять это нововведение как нечто чуждое, пришедшее с Запада и, наверняка, ведущее к погибели души, а если и не так, то все равно ничего хорошего не приносящее! Мы уж лучше по старинке, как было у дедов... Но Церковь старается не терять связи с реальностью, и, как тогда (XVI в.) приняла она книгопечатание, так и теперь не имеет ничего против компьютеризации и выхода в Интернет. Сейчас компьютеризированы почти все крупные монастыри, а в Московских Духовных академии и семинарии компьютерная грамотность – обязательная дисциплина.
В настоящее время существует более полутора тысяч православных сайтов. Более того, Церковь осуществляет свою миссию в мире и с помощью Интернета, проводя православные форумы, создавая рубрики «Вопросы священнику», куда люди могут обращаться со своими проблемами. Конечно, все это не может заменить полноценной церковной жизни, но, как говорят священники, многие люди приходят к Богу и становятся членами Церкви после общения в Интернете.
Позиция Церкви в этом вопросе однозначна. Человечество активно использует Интернет, и православные христиане не должны отгораживаться от жизни. Главное, чтобы человек использовал компьютер в своих целях, а не компьютер владел человеком. Апостол Павел7 сказал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор. 6:12) .
Невозможно сказать обо всех проблемах и обстоятельствах, возникающих в бытовой жизни человека, и о том, как при этом вести себя по-христиански. Главное, чтобы в устроении домашней церкви присутствовал дух христианской любви совместной с детьми молитвы, а не формального исполнения тех или иных норм, традиций и обычаев.
Основным и жизненно проверенным руководством на каждый день и час может служить молитва Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и дедах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Общественная жизнь
Церковь нередко упрекают в пассивности. Многие хотели бы видеть Православную Церковь активно занимающейся социальной деятельностью. Но люди, отчасти справедливо критикующие общественное церковное служение, забывают, что Церковь – это все мы, исповедующие Христа, и от каждого из нас, на каком бы месте церковной или государственной структуры он ни находился, зависит социальная активность всей Церкви.
Вот уже две тысячи лет христианство объединяет людей всех сословий, всех национальностей, всех профессий. И даже не будучи священнослужителем, можно служить Богу и ближним своей жизнью, своими делами. Господь дал людям таланты, чтобы они их приумножали, а не зарывали в землю (см. Мф. 25, 14–30), поэтому Христос призывал имеющих уши слышать к активной жизненной позиции.
Некоторые христиане иногда сами ведут пассивно-отрешенный образ жизни, дескать, наше дело молиться, а к остальному мы отношения не имеем. Поступая таким образом, они забывают, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20, 26). Подобная теплохладность далека от настоящего церковного подхода к жизни. Христиане, устремляясь ко Граду Небесному, не перестают быть гражданами своего земного Отечества, и во многом от их социальной активности и поведения зависит то, какой будет жизнь и в России, и в Церкви.
В 2000 году Архиерейский Собор принял документ, ставший руководством для православных христиан в их общественной жизни. Этот документ называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он состоит из 16 глав, охватывающих весь спектр общественной жизни людей.
В главе IV «Христианская этика и светское право» в пункте 7 говорится: «...для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения. Права нужны христианину, прежде всего, для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к “подобию Божию”, исподнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами».
«Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организациях. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравст-венными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства. История Православной Церкви сохранила множество примеров самой активной вовлеченности мирян в управление государством, в деятельность политических и иных гражданских объединений» (глава V, пункт 3).
Для христиан достойным примером подражания всегда являлись святые. У людей нецерковных при слове «святой», как правило, возникает совершенно определенный образ: седобородый старец, живущий где-нибудь в уединении и пребывающий в непрестанной молитве. Но отшельничество – не единственный путь святости. Как писал апостол Павел: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же... каждому дается проявление Духа на пользу (1Кор. 12, 4–7). Среди огромного сонма святых можно найти людей самых различных сословий и профессий. Наши предки почитали не только старцев-молитвенников, но и государственных мужей, служивших благу Церкви и государства Российского ратными подвигами и политическими победами. Многие поколения не только почитали святых Александра Невского, Даниила Московского образцами святости, но и видели в них пример воинской доблести, мужества и политической дальновидности.
России всегда были нужны люди, живущие по правде, готовые жертвенно служить Родине так, чтобы она была духовно сильным, нравственно здоровым и экономически стабильным государством.
В одной из проповедей Патриарх Кирилл подчеркнул: «Мы видим сегодня, что Церковь становится Церковью народа. Если в... трудные годы только пожилые люди были мужественны в хранении своей веры, люди среднего поколения боялись, а молодежь вообще не знала о Боге, то сегодня наша Церковь – это наш народ: и пожилые, и средне-го возраста, и молодые, и дети. Сегодня это семьдесят два процента населения России, и столько же, если не больше, в других странах, где совершает свое служение Русская Церковь. Конечно, многие из этих семидесяти двух процентов в храм не ходят, посты не соблюдают, – но ведь осознают себя православными людьми, и это после трех поколений людей, живших в безбожии! У нас есть перспектива развития духовной жизни. Только никто не должен успокаивать себя тем, что происходит сегодня. Мы должны помнить об уроках прошлого, и на уровне личности, семьи, всего народа хранить верность и веру Господу, которые только и являются условиями процветания личности, человеческого общества и любого народа».
Как много веков назад, так и сейчас от нашей социальной и политической активности зависит процветание и мощь государства Российского, от веры и силы духа – величие и крепость Церкви.
* * *
Святой апостол Павел родился в г. Тарсе и имел права римского гражданства. Получил блестящее образование. Готовясь стать раввином, проявил себя ревностным фарисеем и гонителем христиан. После чудесного обращения в веру Христову неустанно трудился, проповедуя Христа. Совершил три апостольских путешествия, написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. По повелению Нерона предан мученической смерти в Риме в 64 г. Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. (См. главу «Главные церковные праздники».)