Миропомазание
История Таинства Миропомазания
На первых порах христианства Таинство Миропомазания совершалось Апостолами через возложение рук на вновь крещенных. Так, когда самаряне приняли слово Божие, проповеданное диаконом Филиппом, и крестились, Апостолы послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о новокрещеных, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а они были только крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого, говорит книга Деяний святых апостолов (8, 14–17). Так совершалось это Таинство в самом начале истории христианской Церкви. Но скоро, благодаря быстрому приумножению новых членов Святой Церкви, низведение Духа Святого путем возложения рук епископа стало неудобным и было заменено помазанием, как говорится в Священном Писании: «Вы (христиане) имеете помазание от Духа Святого и знаете все... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2, 20, 27). С тех пор и в нашей Церкви это Таинство совершается через помазание особо освященным Миром.
Бабушкин урок
Что такое Миропомазание?
В один из зимних вечеров, когда ветер отчаянно кружил снежные хлопья и застилал прохожим глаза, наша бабушка сидела у камина. Около нее расположились и мы, дети, заранее сговорившись сидеть тихо и внимательно слушать то, о чем будет говорить бабушка.
– Милые дети! – начала торжественно бабуся. – Сегодня в нашем доме произошло очень важное событие: крестили вашего братца и совершили над ним Святое Таинство Миропомазания. Вы, вероятно, заметили, как наш духовный отец помазывал освященным Миром его лоб, глаза, рот, нос, уши, грудь, руки и ноги?
– Как же, как же, – сказали мы, – все видели, бабушка.
– Мало, дети, видеть Святое Таинство, надо знать его смысл и почему каждое Таинство необходимо для христианина. Слушайте внимательно, а я постараюсь, как умею, объяснить вам все, что не забыла.
Мы замерли.
– Чтобы вырасти и стать здоровым, сильным, ваш новорожденный братец нуждается в пище. Не правда ли, дети?
– Конечно, бабушка, – ответили мы.
– Но каждый христианин нуждается не только в той пище, которую мы видим и которая питает наше тело, но и в другой пище – духовной, таинственной, подаваемой нам Церковью в Святых Таинствах. Эта духовная пища – благодать Божия. В Крещении мы рождаемся в новую жизнь, то есть освобождаемся от всех грехов и чистыми, невинными вступаем в Царство Христово.
– Вы слышали, дети, что при каждом помазании частей тела вашего братца священником произносились слова: «Печать дара Духа Святого»?
– Бабушка! Мы слышали эти слова, но никакой печати у священника не видели.
– Нет, видели, – перебила бабушка. – Эта печать – тот крест, который священник изображал на теле новокрещаемого освященным Миром. И вы должны помнить, что этот крест и есть видимый знак особой и новой благодатной силы Божией, подаваемой в Таинстве Миропомазания. Помазание лба освящает наш разум. Помазание груди освящает наше сердце или добрые желания и т.д. Получив таинственно эту Божественную помощь, нам легче быть добрыми, кроткими, чистосердечными и верующими членами Христова Царства. Поняли, дети?
– Поняли, бабушка, – ответили мы. – А зачем еще помазывают глаза, уши, ноздри и рот? – спросили мы.
– А затем, чтобы освятить все наши чувства. Сила Божия, подаваемая нам в Таинстве Миропомазания, помогает нам смотреть, слушать, говорить и усваивать только чистое, святое в жизни, а от всего греховного уклоняться и воздерживаться. Вы помните, дети, что Святым Миром помазуются еще наши руки и ноги? Этим видимым действием Дух Святой направляет христиан к честному труду, добрым делам, настраивает на такое поведение, которое было бы достойно высокого звания христианина. Помня это, дети, будем все наши телесные органы и все способности души обращать на служение Богу.
С этими словами бабушка раскрыла Евангелие и прочла: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии».
Венчание на царство
Народом полон Кремль великий,
Народом движется Москва,
И слышны радостные крики,
И звон, и громы торжества.
Наш царь в стенах, издревле славных,
Среди ликующих сердец
Приял венец отцов державных,
Царя-избранника венец.
Царя здесь Миром помазуют
Среди святительских молитв –
Да силу Бог ему дарует
Для жизненных, для царских битв.
Да даст Всевышний дар познанья,
И ясность царственным очам,
И в сердце крепость упованья,
Несокрушимую бедам.
И верим мы, и верить будем,
Что даст Он дар – венец дарам –
Дар братолюбья к братьям-людям,
Любовь отца к своим сынам.
А. Хомяков
Мироварение
Приготовление разнообразного состава для мироварения начинается с 4-й седмицы Великого поста. Само же мироварение торжественно начинается в понедельник Страстной седмицы. В особой мироварной палате (ранее в московском Кремле, в так называемых «Патриарших палатах») устраивается каменный очаг, на который ставятся серебряные котлы, а составные части Мира помещаются рядом. Перед началом мироварения Патриарх совершает водоосвящение и кропит святой водой сначала сосуды, приготовленные для мироварения, а затем и компоненты Мира, которые сейчас же и вливаются в котлы. Патриарх первый зажигает огонь под ними, а диаконы медленно перемешивают влитый состав. В течение всех трех дней мироварения священники и диаконы здесь же читают Евангелие. В Великую Среду Миро разливается в двенадцать сосудов особой формы, а в Великий Четверг перед самой литургией оно торжественно переносится в патриарший собор – Успенский собор Кремля. Здесь оно ставится около жертвенника. Во время Великого входа за литургией священники несут сосуды с Миром перед Святыми Дарами, а после входа ставят их по сторонам престола. После слов: «И да будут милости Великого Бога...» – Миро освящается.