С. Успенский

Источник

Четвертая Заповедь Блаженства

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся (Мф. 5, 6).

К святой правде

Когда звездою путеводной

Тебе чуть истина блеснет,

С душою смелой и свободной

Спеши, куда она зовет!

О, знай, мой брат: нет выше доли

Ее искать и ей служить,

С ее могучей вечной волей

Всю жизнь свою стараться слить!

Лишь тот живет, чей ум горит

Бессонной жаждой Правды Божьей

И, отыскав ее, спешит

Навек порвать с житейской ложью.

И. Посадов

Вечная Правда

Тихо, безлюдно на морском берегу... Необъятное водное пространство сливается вдали с синим небом... Шум городской не долетает сюда, чуть слышится плеск волны. Спокойно и величаво разлита здесь красота Божия мира!.. Какой-то человек в глубоком раздумье бродит по морскому берегу. Видно, что его занимает особенно важный вопрос. Кто же это? Это некий Иустин, муж знатный и образованный. Хорошо усвоил он мудрость языческих школ, но не удовлетворилась, не успокоилась тем его ищущая истины душа, ибо своим светлым разумом он понял, что язычество полно грубых заблуждений. С детства учили его поклоняться языческим богам-идолам, однако он, даровитый юноша, хотя и смутно, но сознавал, что есть другой Бог – Единое, Высшее, Вечное Существо, – и усердно искал Его... И вот в эти часы уединения на морском берегу, когда, под влиянием красоты Божия мира, он особенно напряженно размышлял о том, как бы познать святую истину о Боге, Господь Сам, устами чудного старца, вещает ему истину о Себе... Иустину встречается почтенный старец. Между ними неожиданно начинается беседа. Иустин хвалит учение языческих мудрецов, а старец замечает ему: «Ум человеческий, не наставляемый Духом Святым и не просвещенный верой, не может познать Истинного Бога». «Где же я могу найти истину, – спрашивает Иустин старца, – если ее нет в книгах наших великих мудрецов?..» Упомянув в ответ о пророках и христианских святых, правдиво возвещавших людям Христову истину, по откровению от Духа Святого, старец указал Иустину на Священное Писание как на источник и хранилище истинной мудрости. «Молись Богу Истинному, – закончил старец свою беседу, – и да отверзет Он для тебя двери правды и света, ибо никто не может уразуметь Бога, если Сам Бог не поможет ему в том». «И в душе моей, – говорил потом сам Иустин, – после этой встречи возгорелся огонь любви к библейским пророкам и святым мужам. Я начал изучать священные книги пророков и апостолов и наконец сделался настоящим мудрецом, то есть христианином».

Уверовав всем сердцем в Истинного Бога и приняв Святое Крещение, Иустин до самой своей мученической кончины при императоре Марке Аврелии продолжал усердно проповедовать христианство и слово Божие, а в своих красноречивых сочинениях защищать истины святой православной веры.

Таким образом, святой Иустин, будучи язычником, искал истину и нашел ее в словах старца... Как все это поучительно для нас, грешных! Правда, нам уже нет нужды искать Бога Истинного, ибо нам с самого детства христианское учение говорит все необходимое о Нем. Но, увы! Все ли христиане внимают этому учению? Все ли дети размышляют о Боге и о Его свойствах? Все ли помнят и знают о том, что такое Божия истина?.. Разве нет и среди нас таких, которые по названию только христиане, а по мыслям и жизни недалеко ушли от язычников и не ищут всегда и во всем Правды Божией?..

Такие христиане останутся духовно голодными, и не насытятся они Правдой: они не искали ее.

Блажен, кто истину искал

Блажен, кто рядом славных дел

Свой век украсил быстротечный.

Блажен, кто жизнию умел

Хоть раз коснуться

Правды вечной.

Блажен, кто истину искал,

И тот, кто, побежденный, пал

В толпе ничтожной и холодной

Как жертва мысли благородной.

Я зрю Христа передо мною.

С толпою бедных рыбаков

Он тихо мирною стезею

Идет меж зреющих хлебов.

Благих речей Своих отраду

В сердца простые Он лиет,

Он правды алчущее стадо

К ее источнику ведет.

Алексей Толстой

Кто правду хранит, того Бог наградит

К царю Давиду пришли на суд два соседа. Один из них купил у другого землю и, когда стал в ней рыть погреб, нашел клад. Нашедший клад говорит царю:

– Когда я покупал эту землю, не знал, что в ней зарыт клад, поэтому он принадлежит не мне, а прежнему владельцу, и я хочу, чтобы клад взял он, но он почему-то отказывается.

– И я не знал, что в земле зарыто сокровище, – возразил бывший хозяин земли, – я продал соседу землю со всем, что было в ней. Поэтому пусть и клад берет тот, чья теперь земля.

Спорили, спорили оба соседа, но ни тот, ни другой уступить не хотели. Тогда царь предложил им разделить клад пополам, но они не согласились и на это. Тогда мудрый сын Давидов, юный Соломон, присудил отдать сокровище детям этих правдивых людей.

Подвиг молитвенного бодрствования

К числу подвигов, которыми святые мужи достигали оправдания посредством благодати и веры во Христа, относится подвиг молитвенного бодрствования.

Ярким выразителем этого подвига является преподобный Александр, память которого совершается Церковью 23 февраля.

Преподобный Александр получил высшее образование в Константинополе, после чего поступил на военную службу и достиг в ней почетного звания воеводы. Любимым занятием его после службы было чтение Священного Писания. Мало-помалу он раздал все свое имение бедным, оставил службу, друзей и удалился в пустыню к подвижнику Илие. Принятый в монастырь, Александр четыре года провел здесь в подвигах послушания и молитве. Безграничная преданность Богу, желание делать добро, сознание своей греховности и желание благодатного оправдания через Иисуса Христа делали его поистине алчущим и жаждущим высшей духовной правды. Александру прискорбно было наблюдать, что и отрекшиеся от мира заботятся также о пище и одежде, как бы не доверяя Господу, пекущемуся о птицах небесных и полевой траве.

И вот однажды преподобный Александр спросил настоятеля монастыря Илию: «Отче, все ли написанное в Евангелии верно?» Услыхав такой вопрос, Илия смутился. Потом, обратясь к братии, сказал: «Помолимся об Александре, впавшем в искушение», – и все стали молиться.

После молитвы Илия сказал Александру: «Как вошло в твою душу сомнение в правоте слов евангельских?.. Все в слове Божием свято, непреложно и выше всякого сомнения. Запомни!».

На это Александр возразил Илие: «Если все в Евангелии истинно, то почему же ты не исполняешь все, что там написано?» «По немощи человеческой», – ответил Илия.

Тогда Александр оставил обитель и ушел в дальнюю пустыню, чтобы удобнее было провести в жизнь Евангельские заповеди.

Семь лет прожил он там, и около преподобного Александра собралось значительное общество ищущих спасения, а вскоре устроился и монастырь, известный под именем «обители неусыпающих».

Размышляя о словах святого пророка Давида: «и в законе Его поучится день и нощь», – преподобный пришел к заключению, что это дело возможное, иначе бы Дух Святой не провещал устами пророческими несбыточные слова. Александр решился ввести в своем монастыре чин постоянного и неусыпного днем и ночью псалмопения. «Если невозможно это одному человеку, то возможно многим», – размышлял Александр. Он разделил братию на 24 чреды, по числу часов в сутки, чтобы каждый знал свой час и находился в свое время на службе. Так устроилась «обитель неусыпающих».

Много и других подвигов предпринимали святые угодники для того, чтобы удовлетворить в себе духовную алчбу и жажду! Их трудно и перечислить.

Священник Петр Смирнов

Подвиг молчальничества

Среди угодников Божиих встречаются такие святые, которые, не довольствуясь умерщвлением плотских страстей, предпринимали труднейшие духовные подвиги, чтобы тем удовлетворить жажду и алчбу правды о Господе нашем Иисусе Христе. К числу таких подвигов относится и подвиг молчальничества, или безмолвия.

Замечательным подвижником безмолвия в V веке был святой Иоанн-молчальник. Вследствие своих выдающихся дарований и добродетельной жизни, он уже в двадцать восемь лет был посвящен в сан епископа. Но вслед за тем он почувствовал внутренний голос, звавший его к безмолвию. Следуя этому голосу, он решился отказаться от епископства и найти место для своего желанного подвига.

Скоро святой Иоанн прибыл в лавру святого Саввы, где, не открывая своего святительского звания, пробыл три года в послушании и уединении, что и послужило для него приготовлением к тяжелому подвигу молчания. За свою добродетельную жизнь он был назначен к пресвитерскому служению, вследствие чего и принужден был открыть свою тайну Патриарху. Не смея противоречить Промыслу Божию, Патриарх оставил Иоанна беспрепятственно совершать свой подвиг. После этого и началось совершенное безмолвие святого Иоанна.

Так протекло целых 48 лет, до самой его кончины, последовавшей на 104-м году жизни. Впрочем, предприняв свой многотрудный подвиг не без особого соизволения Божия, святой Иоанн, по указанию же Божию, иногда и прерывал свое безмолвие для пользы ближних.

Так искал «духовного насыщения» святой молчальник. Святая Церковь причислила его к лику святых, ибо на нем поистине исполнились слова Псалмопевца: насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей (Пс. 16, 15).

Священник Петр Смирнов


Источник: Катехизис в рассказах. Выпуски 4–5. Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998 г. 263 с.

Комментарии для сайта Cackle