Методика Закона Божия
Чтения по Закону Божию об истинно-христианском воспитании в трех частях
Содержание
Введение Потребность в лучшей постановке вопроса о воспитании Печальное состояние современного общества и школы Что происходит от незнания религии Необходимость и важность знания христианской религии Причины современного упадка религиозного знания Результаты этого упадка Средства обновления Значение и призвание женщины Начала воспитания Важность практических занятий Необходимость подготовки учителей О современной необузданной страсти к плотским наслаждениям Часть первая. Записки по методике начального обучения Закону Божию Важность Закона Божия, как учебного предмета О религиозно-нравственном воспитании и обучении детей, в связи с вопросом о преподавании Закона Божия в начальных школах Состав Занона Божия, как учебнаго предмета О первых уроках в школе Постановка и способ преподавания Священной Истории в начальных школах Что нужно иметь в виду, в частности, при отдельных рассказах из св. истории Начальное изучение Богослужения Начальное изучение катехизиса Наглядность в первоначальном обучении детей Закону Божию, в связи с обзором картин по Священной Истории Географические сведения, вспомоществующие изучению священной истории Заметки по поводу практических уроков Приготовление к уроку Изложение данного повествования Выспрашивание Примерные уроки и разбор их Приготовительный класс 1) План урока на тему: Иоанн Предтеча. – Молитва к Пресвятой Троице. – Богоявление. – Тропарь праздника а) Урок 1 б) Урок 2 . Крещение Господне и тропарь праздника Протокол об уроках в приготовительном классе, данных М. К-ской (III кл. слов. отд.) 2) План урока на тему: Брак в Кане-Галилейской. – Молитва ко Пресвятой Богородице: «Преславная Приснодево». – Молитва к Святой, имя которой мы носим а) Урок I б) Урок II Отчет об уроке самой дававшей Отчет об уроках, данных слушательницей III курса математического отделения В-вой в приготовительном классе Разбор уроков В-овой (III кл. мат. отд.), данных ею в приготовительном классе, ассистентки М-вой 3) Программа урока по Закону Божию в приготовительном классе, данного слушательницей Н. Вл-ской Урок 1. I и II заповеди закона. Притча о Самарянине Урок 2. Молитва за живых. Отчет об уроках, данных Н. Вл-ской в приготовительном классе Тема 1-го урока: 2 заповеди закона и притча о Милосердом Самарянине Отчет о пробных уроках Н. В-ской, данных в приготовительном классе Отчет об уроках по Закону Божию, данных слушательницей 3 кл. мат. отд. Н. В-ской в приготовительном классе 4) Тема: Воскрешение дочери Иаира. – Молитва за умерших Урок 1. Воскрешение дочери Иаира (Лк.8:41–56; Мф.9:18–26; Мк5:22–43). Урок 2. Молитва за умерших Отчет об уроках З. Божия, данных слушательницей 3 курса мат. отд. В. В-ской в приготовительном классе Отчет об уроках Закона Божия, данных слушательн. 3 курса матем. отд. В. В-ской в приготовительном классе 5) Программа уроков по Закону Божию в приготовительном классе Отчет самой слушательницы С-вой об уроках Закона Божия, данных ею в приготовительном классе. Отчет об уроке слуш. С-евой по Закону Божию в пригот. классе Отчет ассистентки Ан. В-ской, слуш. 3 к. слов. отд. об уроках г-жи С-вой, данных ею по Закону Божию в приготовительном классе Отчет об уроках по Закону Божьему, данных слушательницей 3 курса словесного отд. С-вой в приготовительном классе 6) Программа уроков Занона Божия в приготовит. классе прогимназии слушательницы: А. Б-к. Чудесное насыщение 5000 человек пятью хлебами Ев. Мф.6:31–34 и Мф.7:7–11 Молитва перед вкушением пищи Молитва после вкушения пищи Отчет об уроках Закона Божия в приготовительном классе на тему:1. Насыщение 5 тыс. человек 5-ю хлебами и 2-мя рыбами и учение о силе молитвы. 2. Молитвы до и после вкушения пищи и 4-ое прошение молитвы Господней слушательницы 3 кл. слов. отд. А. Б-к. Разбор уроков Б-к, данных ею в приготовительном классе Отчет ассистентки А. П-вой об уроках Закона Божия Ал. Б-чик Отчет об уроках г-жи Б-чик, слуш. 3 курса слов. отд. Веры Ст-кович Урок по Закону Божию Е. Ч-ной Отчет самой Ч-ной о данном ею уроке Отчет ассистентки Н. С-ко План уроков Закона Божия: Слушательницы 3 курса словесного отделения Н. С-ко Урок 1 Урок 2 Отчет самой С-ко о данном ею уроке Отчет ассистентки А. П-новой об уроках Закона Божия Н. С-ко в приготовительном классе Отчет ассистентки Ип-вой об уроках г-жи С-нко Отчет ассистентки Чер-ной об уроках г-жи С-нко Программа уроков по Закону Божию в приготовительном классе Урок 1 Урок 2. Суд над Иисусом Христом у Понтия Пилата Урок 3 Отчет самой В-нской об уроках, данных ею по Закону Божию в приготовительном классе Отчет ассистентки Г-вой об уроках г-жи В-нской, данных ею по З. Б. в приготовительном классе Отчет ассистентки Жд–вой об уроках Закона Божия в приготовительном классе В-нской Программа уроков по Закону Божию для приготовительного класса, слуш. А. Б-новой Отчет самой Б-вой об уроках Закона Божия, данных ею в приготовительном классе Отчет ассистентки М. К-ской об уроках Б-вой Отчет ассистентки И- вой об уроках А. Б-вой в приготовительном классе Отчет ассистентки В. В–ской об уроках Закона Божия данных А. Б-вой 11) Конспект уроков Закона Божии в приготовительном классе слушательницы матем. отд. Т. М-ич Сошествие Святого Духа на Апостолов Молитва Св. Духу Тропарь праздника и пятидесятницы Отчет слушательницы математического отделении 3 курса М-вич об уроках Закона Божия, данных ею в приготовительном классе прогимназии Отчет об уроке по Закону Божию, данном в приготовительном классе прогимназии слушательницей 3 курса матем. отд. М-ч Разбор уроков, данных г-жею М-ч в приготовительном классе Седьмой класс 1) Программа уроков по Закону Божко в 7 классе слушательницы Слов. отд. Кн. К. Ш-ской а) Первый урок. Каин и Авель. 6-я и 10-я заповеди закона б) Второй урок. Понятие об Ангелах. Отчет об уроках Кс. Ш-й по Закону Божию в 7 классе 2) Программа уроков в 7 классе, данных слушат. слов. отд. В. Р-ею, Авраам а) Первый урок б) Второй урок. Разбор уроков слуш. Р. Данн. в 7-м классе 3) Программа урока Закона Божия в 7 кл. слушательницы А. Ц-н а) Урок 1 б) Урок 2 Разбор уроков г-жи Ц-н 4) Программа уроков по Закону Божьему слушательницы В. Т-берг в 7 классе прогимназии на тему а) Урок 1 б) Урок 2 5) Программа уроков Закона Божия в 7 классе слушательницы Г. П-новой 6) План урока на тему: Повторение рассказов о Рождестве Христовом –Тропарь и Кондак праздника – 2-й и 3-й члены Символа веры – Песнь: «Свете Тихий» а) Урок 1 б) Урок 2 Протокол конференции по урокам Закона Божия в 7 классе слушательницы 3-го курса Е. П–вой. 7) Программа уроков по Закону Божию в 7 классе слушательницы словесн. Отд. О. М-с а) Урок 1 б) Урок 2 8) Программа уроков по Закону Божию в 7 кл. слушательницы Д. К-вой Разбор этого урока 9) Программа уроков по Закону Божию в 7 классе слушательницы З. П-стовой Разбор этого урока Шестой класс Программа урока слушательницы М. С- кой на тему: Женитьба Исаака, Исав и Иаков, благословение Исааком своих детей, видение Иаковом лестницы, жизнь у Лавана, возвращение на родину Протокол разбора уроков М. С-вской в 6 классе Протокол разбора уроков по Закону Божию, данных слушатольницей Б-ской, составленный слушательницей М. С. С-ской Программа по Закону Божию для 1 и 2-го урона в 6 кл. Н. X-вич Урок 1, в 6 классе. Урок 2, в 6 классе Программа уроков по Закону Божию в 6 классе слушательницы А. Д-риевой Пятый класс Отчет об уроках по Закону Божию в 5 классе, данных слушательницей П-ъ Отчет об уроках по Закону Божию, данных слушательницей слов. отд. П-чек Отчет об уроках г-жи П–ъ в 5 классе по Закону Божию с–цы Ж–ой. Часть вторая. О задачах и главнейших средствах истинно-христианского воспитания (по святоотеческому учению) Общие замечания Отдел первый Учение о воспитании у евреев, или, иначе говоря, в ветхозаветном Откровении Значение христианства для воспитания Иисус Христос, как учитель и воспитатель человечества Евангельская и апостольская педагогика Характер воспитания в первых христианских общинах Школы в первые века христианства Отдел второй Влияние св. отцов и учителей Церкви на христианскую педагогику Изложение учения о воспитании у мужей апостольских и их ближайших преемников, по дошедшим до нас их творениям Св. Климент епископ Римский Приемы воспитательного воздействия на детей, находимые у мужей апостольских а) Первый прием б) Вторым приемом наставлений было – изображение жизни христиан, по существу, в сопоставлении её с язычеством в) Третий прием г) Четвертый прием д) Пятый прием Отдел третий Отношение христианства к языческому образованию Представители западного направления: Тертуллиан и Киприан Тертуллиан Св. Киприан, епископ Карфагенский Представители восточного направления Александрийская школа Климент Александрийский Ориген Выводы из изложенного в первых трех отделах «Чтений» Отдел четвертый Отцы и учители IV века Общие замечания Представители Востока Св. Афанасий Александрийский Жизнь Великого Антония Св. Ефрем Сирин († 372 г.) Св. Кирилл Иерусалимский († 386 г.) Св. Отцы, учители и святители Вселенские Св. Василий Великий (Род. 327, † 379 г.) Св. Григорий Богослов († 389 г.) Св. Иоанн Златоуст. (Род. 347, † 407 г.) Представители Запада Св. Амвросий архиепископ Медиоланский, († 397) Блаженный Иероним. Род. 330, † 419 г. Блаженный Августин (род. 354 г., † 430 г.) Отдел пятый. Каким образом христианство приспособилось к языческому образованию Какие были выяснены в IV веке, а равно и в предшествующих веках, христианские принципы, на основании которых отцы и учители церкви IV века высказывали свои воззрения на воспитание и образование? Отдел шестой. Свод рассуждений отцов и учителей Церкви IV века по вопросам воспитания и образования А) Религиозное и нравственно-практическое воспитание Б) Умственное воспитание и образование В) Эстетическое воспитание Г) Физическое воспитание Д) Воспитательное значение высокой жизни свв. отцов и учителей Церкви и преподобных отцев и пустынножителей и их матерей и жен Чем поучительна для нас древне-отеческая педагогика? Часть третья. О задачах и главнейших средствах истинно-христианского воспитания Общие замечания Отдел первый. Древнейшие наставники в Русской Церкви Общие замечания Русские женщины, служившие делу христианского просвещения в России Святая княгиня Ольга Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха св. Евфросиния Полоцкая Преподобная Евфросиния Суздальская Мария, мать преподобного Сергия Радонежского Просветительная деятельность духовенства Воспитательное значение икон Воспитательное значение иноческих обителей Поучения Луки Жидяты, архиепископа Новгородского Слово киевского митрополита Илариона Св. Феодосий Печерский Преподобный Нестор летописец Поучения юношеству князя Владимира Мономаха Св. Кирилл, епископ Туровский Отдельные наставления разных учителей древней русской Церкви Отдел второй. Древнерусские Домострой в XVI и XVIII веках Домострой И.Т. Посошков В. Н. Татищев (1686–1750 г) Отдел третий. Отцы и учители Русской церкви XVIII века Св. Димитрий Ростовский (Род. 1651, † 1709 г.) Св. Тихон Задонский (род. 1724 г., † 1783 г.) Должности родителей Должности детей Отдел четвертый. Учители и святители XIX века Филарет, митрополит московский (род. 1782 г., †1867 г.) Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Род. 1800 г, † 1857 г. Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский (род. 1826 г., † 1890 г.) Епископ Феофан (род. 1815 г., † 1894 г.) I) Общие всего семейства обязанности II) Взаимные разных членов семейства обязанности аа) Супругов бб) Родителей и детей вв) Родных гг) Других случайных лиц, принимаемых в семейство дд) Господ и слуг Амвросий, архиепископ Харьковский (род. 1820, † l901 г.) Отдел пятый. Мысли светских писателей и мыслителей XIX века о важности и необходимости истинно-христианского воспитания К. Д. Ушинский († 21 дек. 1870 г.) Н.И. Пирогов († Ноябрь 1881 г.) Писатели публицисты, ратующие за необходимость истинно-христианского воспитания Отдел шестой. Деятели-учители о христианском воспитании, перешедшие в XX век Протопресвитер И. Л. Янышев (род. 1824 г., † 1910 г.) Протоиерей И. И. Сергиев (Род. 1829 г., † 1908 г.) Высокопреосвященный митрополит Антоний († 2 ноября 1912 г.) Отдел седьмой. Деятели в народной школе, действовавшие в церковном духе С.А. Рачинский. († 2 мая 1902 г.) К.П. Победоносцев († марта 1907 г.) Заключение
Воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания, есть корень всякого зла.
Одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия.
Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества.
Мысли Пушкина
В 1901-ом году мною издана была книга «Чтения по Закону Божию для слушательниц Педагогических курсов при С.-Петербургских женских гимназиях». Все экземпляры означенной книги, разошлись менее, чем в 10 месяцев. Книга эта – плод восьмилетних моих занятий со слушательницами Педагогических курсов – представляла собой первый опыт курса методики Закона Божия, не только проведенного, но и обоснованного церковно-исторически.
Начало этому труду, во второй его части, положено покойным законоучителем Педагогических курсов, протоиереем М.И. Соколовым, эпизодические чтения которого записывали слушательницы курсов и некоторые его духовные дочери. При моих дальнейших работах со слушательницами Педагогических курсов этот эпизодический курс мною был расширен и систематизирован, а также дополнен: во второй его части и, прибавкой введения и целой первой (методологической) части, доведен до того, что мог по желанно слушательниц, явиться в печати. Этим воздана была достойная память почившему законоучителю, так много ревновавшему о лучшей постановке дела преподавания Закона Божия. Книга была встречена добрыми отзывами печати. Так «Церковный Вестник» (1901 г. №18, стр. 581) в заметке своей об означенной книге высказал, между прочим, следующее: «Как видно из изданных чтений, слушательницы Педагогических курсов, слушавшие внимательно курс по Закону Божию, должны были выносить основательные знания главных истин христианского веро– и нравоучения, а вместе с тем и знакомство со взглядами христианской Церкви на дело воспитания, которые впоследствии будут предохранять их от увлечений взглядами отрицательного характера».
В довольно обширной и весьма обстоятельной библиографической заметке, помещенной в журнале «Вера и Церковь» (1901 г., Т.П, книга 6, стр. 156–162) указано, что «названная книга действителъно есть курс методики Закона Божия и существенным своим содержанием резко выделяется в лучшую сторону из книг подобного рода», – указано на разнообразный, собранный в книге, материал учебно-воспитательного значения. – на новизну постановки старого вопроса о воспитании и на практическую значимость такой постановки... В заключительных же словах заметки сказано: «Дай Бог, чтобы книга не только широко распространилась, а и возымела свое практическое действие на улучшение и возвышение такого святого дела, как религиозно-нравственное воспитание детей в духе веры и Церкви Православной, о чем так ревниво напоминает нам и сам Государь с высоты своего престола».
И эти пожелания исполнились: книга, как уже сказано, разошлась менее, чем в 10 месяцев. Второе издание этой книги, хотя и расширенной, и дополненной новой – третьей – частью, пришлось напечатать в очень непродолжительное время, – а именно в течении марта и апреля месяцев 1902 года, – непременно ко дню экзамена слушательниц выпуска 1902 года. В первой части этой книги сказано было о желательной постановке религиозного обучения, – во второй – о воспитании христианском, – в третьей – о национальном характере воспитания. Поспешностью печатания объясняется отсутствие систематического свода рассуждений учителей русских о воспитании и образовании в третьей части, как это сделано по отношению к святоотеческому учению, – во второй части книги, имеющей достаточно большой объем (520 стр.).
Книга, встреченная благосклонными отзывами со стороны органов духовной печати – в первом издании, – удостоилась и во втором издании не только добрых отзывов со стороны духовной печати, – как напр. в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», 1902 года, № 29, стр. 987, – но и со стороны Учебного при Св. Синоде Комитета, и со стороны Министерства Народного Просвещения.
«Очень быстрое распространение первого издания книги», – говорит автор статьи в вышеупомянутых «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», – и отзывы духовной печати о первом издании располагают всякого, интересующегося постановкой закона Божия в светской школе, отнестись и к настоящему с усиленным вниманием».
«По обыкновенному пониманию дела, педагогические курсы имеют в виду цели по преимуществу дидактические, методологические. Закон Божий преподавать в учебных заведениях женщинам не предоставлено, так что слушательницам педагогических курсов, если смотреть на дело формально, достаточно было бы преподать методику Закона Божия в пределах первоначального, домашнего обучения. Однако, не таково понимание своей задачи со стороны законоучителей педагогических курсов при здешних гимназиях: покойный о. М.И. Соколов начал, а за ним прот. А.А. Дернов продолжил и в течении нескольких лет сложил достаточно стройную систему чтений, посвященную главным образом содержанию того предмета преподавания, который именуется Законом Божием. Отца Законоучителя озабочивают усилившиеся противо-церковные влияния в русском обществе данного времени, а в своих слушательницах, – будущих учительницах городских школ, классных дамах при женских гимназиях и домашних учительницах, имеющих право открывать свои частные учебные заведения, – он видит деятельниц, которые могут иметь неизгладимое влияние на религиозно-нравственное образование и воспитание детей русского народа, почему и ставит своей задачей выяснение православно-церковных начал воспитания «не столько с практической, детальной, сколько с принципиалной стороны». Надо, говорит он (стр. 6-я 2-го издания), вкоренить в будущих воспитательницах мысль, что наше русское воспитание и образование должно быть построено на началах, вполне согласных с учением Слова Божия, с древнехристианскими заветами, с духом и историческим преданием нашего народа. Идеалы нашего воспитания должны созидаться на Слове Божием и воспитание русское общественное и частное должно быть всецело запечатлено церковным характером».
Учебный Комитет при Святейшем Синоде, с утверждения г. Обер-Прокурора, постановил одобрить книгу во втором издании для ученических библиотек духовных семинарий и женских духовных училищ (см. Церк. Вед. 1903 г. №38, часть официальная, стр. 351).
Мнением Ученого Комитета при Министерстве Народного Просвещения, утвержденным Министром Народного Просвещения, определено: допустить названную книгу в ученические, старшего возраста, библиотеки средних учебных заведений Министерства, мужских и женских, и в библиотеки учительских семинарий и институтов (См. отношение Департамента Министерства Народного Просвещения, по разряду общих дел, на имя автора, от 3 окт. 1903 г. за №31169).
Составители учебных руководств по методике Закона Божия, при обозрении литературы предмета, свидетельствуют, что «в ряду руководств по Закону Божию выделяется труд прот. А. Дернова, представляющий собою первый опыт курса методики Закона Божия, не только проведенного, но и обоснованного церковноисторически, и моиущий послужить лучшим руководством для законоучителей». (См. Основные начала Христианского воспитания с изложением способов обучения Закону Божию. В.Д. Харьков. 1902 г., стр. 9-я).
И некоторые руководства составлены под значительным влиянием нашей книги (см. напр. Основные начала религиозно-нравственного воспитания. В. Давыденко. Харьков. 1911 г., Изд. 4-е).
В настоящее время изданной мною в 1902 году книги вторым изданием уже более нет на книжном рынке. Между тем, вследствие всего вышесказанного, а также и вследствие указаний на нашу книгу бывшего в 1909 году всероссийского съезда законоучителей светских средне-учебных заведений, спрос на книгу в настоящее время очень значительный; особенно ее усиленно спрашивают в дополнительные классы женских епархиальных училищ. К этому обстоятельству подал повод, несомненно, доклад Председателя вышеназванного съезда, епископа Тобольского Антония. В докладе своем преосвященный председатель между прочим говорит следующее (см. журналы и протоколы заседаний означенного съезда, стр. 339, Спб. 1909 года).
«Учебники появляются, как показывает педагогический опыт, когда ясно сознается многими их потребность.
Так, года три тому назад едва ли педагоги помышляли о «Святоотеческой педагогике», как особой науке для преподавания в дополнительном классе женских епархиальных училищ.
И вот – выяснилась потребность в такой науке и в результате сего был составлен и издан о. протоиереем Дерновым соответствующий учебник».
В виду всего этого мы и приступаем к печатанию третьего издания нашей книги. Это – третье – издание уже не имеет в виду тесного круга слушательниц С.-Петербургских Педагогических Курсов (каковые уже несколько лет тому назад преобразованы в женский Педагогический институт, где постановка дела преподавания Закона Божия несколько иная: читается курс основного Богословия), а имеет в виду более обширный круг: старших классов епархиальных женских училищ и женских гимназий, а равно учительских семинарий и институтов; а также о. о. законоучителей и вообще всех, ревнующих о добром воспитании детей и юношества.
Соответственно с таковыми задачами в книге делаются некоторые изменения и дополнения.
При более обширном, чем прежде, введении книга в настоящем – третьем – издании распадается, как и во втором издании, на три части. Первая представляет собой методику Закона Божия и образцовые уроки для младшего возраста обучающихся Закону Божию детей. Вторая и третья части посвящены выяснению задач и главнейших средств истиннохристианского воспитания: вторая – по данным священной и общей церковной истории, третья – по воззрениям и мыслям русских учителей.
Так как всякая серьезная книга, должна быть снабжена подробным оглавлением содержания и разного рода индексами, облегчающими пользование ею, – а к книгам, представляющим из себя характер христоматии, это требование должно быть предъявляемо в сугубой мере; то в настоящем издании приложены к книге, кроме подробного оглавления, и указатели – как предметный, так и личный – именной.
Автор, как и в предыдущих изданиях, держится того взгляда, что педагогику, необходимую для нашего времени возможно создать только с помощью истории учения о воспитании и истории самого воспитания, и что христианское воспитание есть воспитание жизни человека в самом высоком, в самом полном значении этого слова. Правильно понять задачу христианского и национального воспитания – значит найти тот тип истинно-христианского воспитания, который вполне соответствует православно-христианской религии и коренным свойствам русской народности.
Автор будет доволен, если издаваемая им книга послужит не бесполезным материалом при дальнейшей разработке вопроса об истинно-христианском воспитании, в котором так нуждается наша столько многомятежная жизнь.