прот. Константин Буфеев

Источник

2. О заботливом отношении Святых к животным

2.1. Пастушество

«Праведный Авель». Фрагмент фрески «Жертвоприношение». Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове. Москва. Современный мастер

Священное Писание свидетельствует, что пастушеское занятие является древнейшим на земле. Уже в первом поколении от Адама был известен этот благородный род деятельности: И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец (Быт.4:2).

Многие праведники Ветхого Завета – праотцы, пророки, цари подолгу занимались пастушеским ремеслом, проводя время со стадами в дикой пустынной земле.

Двадцать лет (Быт.31:41) пас стада своего тестя Лавана патриарх Иаков (Израиль).

Бытие, гл. 30


29. Рече же Иаков: ты веси, яже работах тебе, и колико бе скота твоего у мене; 30. мало бо бе елико твоего у мене и возрасте во множество; и благослови тя Господь пришествием моим. 29. И сказал ему Иаков: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне; 30. ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим.

Сорок лет пас овец своего тестя Иофора пророк и боговидец Моисей – пока не явился ему Бог при купине и не призвал его на служение своему народу.

Исход, гл. 3


1. Моисей же бягие пасый овцы Иофора тестя своего, священника Мадиамска. И гнаше овцы в пустыню, и прииде в гору Божию Хорив. 2. Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. 1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. 2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста.

Псалмопевец Давид прежде своего помазания на царство в Израиле пас стада отца своего Иессея.

1 книга Царств, гл. 16


11. И рече Самуил ко Иессею: не достало ли уже детей? И рече Иессей: еще есть един мал, и сей пасет на пажити. Ирече Самуил ко Иессею: посли и приведи его, яко не возляжем, дóндеже приидет той семо. 12. И посла, и введе его. И той чермен, добрыма очима, и благ взором Господеви. И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть. 11. И сказал Самуил Иессею: се ли дети здесь? И отвечал ессей: есть ещё меньший; он пасёт овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт он сюда. 12. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он.

Пастушеское ремесло было хорошо знакомо многим Святым Отцам – таким как святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Сергий Радонежский и другие.

«Святые братья-коневоды Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп». Фрагмент иконы «Собор архангела Михаила, с избранными святыми». Палех. Середина XIX в. ФААП

Мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (16 января) были коневодами, и, по традиции, изображаются на православных иконах скачущими на лошадях в окружении своих табунов.

Многие считали пастырство четвероногих скотов лучшей подготовкой к пастырству словесных овец стада Христова.

Сам Господь в Евангелии применяет к Себе этот образ: Аз есмь Пастырь Добрый, пастырь добрый полагает душу свою за овцы (Ин.10:11). Последним евангельским наставлением апостола Петра были троекратно повторенные слова воскресшего Спасителя: Паси агнцы Моя (Ин.21:15), Паси овцы Моя (Ин.21:16 и 21:17).

Святые, занимаясь пастушеским ремеслом, подражали Христу: в терпении и в трудах они раскрывали свои духовные дарования, обретая навык благодатной подвижнической жизни и пастырский опыт.

«Преподобный Симеон Столпник пасет стада своего отца». Фрагмент иконы «Св. Симеон Столпник, с житием». Тверь. Конец XVII – начало XVIII в. ЦМиАР

Преподобный Симеон Столпник (1 сентября)

«Когда ему исполнилось тринадцать лет, пас он как-то раз овец отца своего и увидел он церковь, и, оставив скотину пастись, вошел в нее и услышал, как там читали Апостол» 19.

Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября)

«Когда он удалялся на молитву, то осенял свое стадо крестным знамением, и стадо его никуда не расходилось, его не расхищали ни звери, ни воры, и блаженный отрок, возвращаясь к вечеру из своего уединения, пригонял стадо домой» [1, с. 54].

Преподобный Иоанн Кукузель (1 октября)

«Иоанн владел прекраснейшим голосом и был поставлен начальником певцов в императорском дворце. Но он покинул дворец и тайно ушел на Афон, в лавру святого Афанасия, где никому не объявлял о себе. Ему поручили пасти коз. Годами он прожил пастухом в пустыне афонской, погруженным в молитву и счастье. Однажды он не мог удержаться от радости, думая, что никто его не слышит, и стал петь. Козы обступили его и долго стояли без дыхания, околдованные красотой пения своего пастуха. Бывший невдалеке пустынник увидел стоящих в таком странном положении коз. Так был открыт талант Иоанна Кукузеля» [VII].

Пока человек пребывает в праведности и уповает на Бога, животные благополучно упасаются содействием Господа. Если благоговение подвижника ослабевает, отходит и спасительная благодать.

Преподобный Василиск Пустынножитель (29 декабря)

«Несколько лет пас он стадо без труда, призывая на помощь имя Божие, – ни одна скотина не затерялась, не заболела. Даже волки не трогали скот. Василий был так спокоен, что уже не заботился о стаде, оставлял его пастись самостоятельно, а сам углублялся в молитву. Так все и шло до тех пор, пока Василий не обленился духовно. Как только изменился строй его жизни, стадо стало разбредаться; с величайшим трудом удавалось Василию собирать его. На скотину стали нападать волки, она начала болеть и погибать. В смирении сердца осознал Василий свою вину перед Богом» 17, с. 150.

На иконе «Рождество Христово» часто изображаются пастыри в окружении овец – свидетелей чуда ангельского славословия.

«Стадо овечек свидетелей чуда Рождества». Фрагмент иконы «Рождество Христово». Ярославль. Конец XVII в. ФААП

«Рождество Христово». Фрагмент иконы. Мстера. Конец XIX начало ХХ в. ФААП

Вряд ли случайным было то, что первыми поклонились новорожденному Младенцу Христу именно пастухи, получившие от Ангелов знамение: Обрящете младенца повита, лежаща в яслех (Лк.2:12). В самом положении Спасителя в ясли для скота и пребывании в окружении домашних животных церковная традиция видит исполнение древнего пророчества: Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего (Ис.1:3).

2 .2 . Святые живут рядом с домашними животными

Образ праведника, презренного людьми, но пребывающего в тесном общении с животными, находим в Евангелии в притче о богатом и Лазаре: Нищ же бе некто, именем Лазарь, иже лежаша пред враты его гноен и желаше насытитися от крупиц падающих от трапезы богатаго; но и пси приходяще облизаху гной его – и псы, приходя, лизали струпья его (Лк.16:20–21).

Блаженная Евфросиния Колюпановская (3 июля)

«В своей хижине старица держала кошек, – Милку, Барбоску и Розку; здесь же помещались куры, индейки, а по ночам при­летал сюда и ворон, которого матушка кормила...

Свою убогую келлию юродивая никогда не чистила. Пол был завален остатками пищи животных, которые здесь же, в келии, и кормились в особом, стоявшем на полу корытце. Когда наступало время кормить животных, блаженная подходила к корытцу и стучала по нему палкой. Тогда ее любимые кошечки и собачки, слыша знакомый стук и отлично его понимая, в одну минуту собирались около корытца, и старица кормила их, ласково приговаривая:

– Кушайте, кушайте, мои дорогие!

...Как-то, часто наезжавшая к старице из Москвы игумения Евгения Озерова, сказала ей:

– Матушка, зачем Вы держите животных? Такой ужасный воздух! – на это блаженная с улыбкой ответила:

– Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе.

Животных блаженная очень любила, за что и сама с их стороны пользовалась тем же. Бывало, стоило ей только показаться из своей хижины, как на голове и плечах у нее уже сидели голуби; стая ворон и галок неотступно вилась над нею, шла ли она пешком или ехала в кибиточке, запряженной лошадкой, подаренной ей княгиней Хованской. Ездила старица не иначе, как шагом, причем, всегда в обществе своих четвероногих и пернатых друзей: кошка, собака и петух были ее постоянными спутниками, занимая места около нее в кибиточке.

...Спала блаженная на голом полу вместе с собаками. А если кто-либо из посетителей спрашивал, зачем она позволяет собакам спать с собой, старица смиренно отвечала:

– Я хуже собак.

...При входе в комнату в стороне были понаделаны нашесты, на которых сидело больше 12 штук кур и индеек.

...Впрочем, в особенные дни, как например, в дни принятия Святых Тайн, блаженная высылала из келии животных и оставалась в ней одна. Восприняв в себя Самого Христа, она считала необходимым пребывать в совершенной чистоте» 13, с. 10–15, 25.

Блаженная Домна Томская (16 октября)

«Часто ночью она тихонько подходила к цепным собакам и, перерезав веревку, пускала их на волю, для каковой цели у нее всегда имелся какой-нибудь инструмент. Собаки очень любили Домну Карповну, но подходили к ней только ночью, и тогда они ходили за ней целыми стаями. А так как она ночевала почти всегда где-либо на дворе или прямо в поле, то собаки с радостным лаем окружали ее. И здесь, во мраке ночи, среди собачьего лая, вдруг раздастся громкий голос Домны Карповны: “Пресвятая Богородице, спаси нас! Все Небесные Силы, Херувимы и Серафимы, молите Бога о нас!” Вот где Домна Карповна находила возможным молиться, ничем не смущаемая и скрывая от людей свои подвиги» [10, с. 202].

Блаженная Евдокия Михайловская, старица из Покровского монастыря (24 октября)

«По Туле она всегда ходила с котенком за пазухой, и, когда ее спрашивали, зачем она так делает, отговаривалась, что с котенком ей теплее...

...Печку она не топила, и в келье был большой холод, дверь к тому же не запиралась почти наполовину. К тому же блаженная завела более двух десятков крупных кур, с которыми и жила постоянно. Были и голуби. Тут были и грядки для птицы и корм. В холодной келье, полной кур, невообразимо грязной, блаженная отгородилась этим убожеством от людей и вся отдалась молитвенному подвигу» [10, с. 206, 208].

Блаженная Екатерина Пюхтицкая (5 мая)

« Мать Екатерина мало кушала – придет к нам на подворье в Таллине, возьмет тарелочку от кошечки, у нас там кошечка была, и все съест. Так себя уничижала и мучила. Не было такого, чтобы она при­шла и с сестрами пообедала – в мусорном ведре пособирает или от ко­шечки съест. И в богадельне, где последнее время жила, никогда с се­страми тоже не кушала» [10, с. 303].

Монашеский постриг блаженной старицы Екатерины в Пюхтицком монастыре совершил 5 апреля 1966 года архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий, впоследствии – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Любовное отношение к кошкам, птицам и другим животным будущий первоиерарх Русской Церкви, наверное, воспринял от своих духовных учителей, не последнее место среди которых занимали матушки-подвижницы прославленной Пюхтицкой обители.

«Святейший Патриарх Алексий II кормит животных». Современная фотография

Преподобный Нектарий Оптинский (29 апреля)

«Из комнаты в комнату в старческих келлиях ходил неслышной поступью пушистый серый кот... Выйдет старец Нектарий и кот за ним. Войдет – и он здесь... Скажет ему что-нибудь старец, – кот, словно разумный, исполнит: пойдет и сядет, где скажут, сходит в приемную или на крылечко. Чаще же сидит у теплой печной стены и дремлет. Или, склонив голову, как бы слушает молитвы старца... Иной раз погладит его о. Нектарий и скажет:

– Преподобный Герасим был великий старец и потому у него был лев... А мы малы, и у нас – кот» [IX].

2.3. Святые живут в соседстве с дикими зверями

Евангелие свидетельствует нам, что Сам Господь Иисус Христос, пребывая сорок дней в пустыне, был со зверямии бе ту в пустыни дний четыредесять, искушаемь сатаною, и бе со зверьми; и ангели служаху Ему (Мк.1:13).

«Святой пророк Иоанн Предтеча в пустыне». Икона. Нижний Новгород. Первая треть XVII в. МРИ

Воспитанником пустыни был Креститель Господень, святой Иоанн Предтеча. На некоторых иконах он, называвший себя гласом вопиющего в пустыне (Ин.1:23), изображается в окружении не людей, но зверей.

Многие Святые явили пример мирного общения со зверями. От Синайской пустыни и Сахары до лесных просторов русского Севера и побережья Белого моря христианские подвижники стремились к уединенному созерцательному образу жизни в гармонии с дикой природой.

Характерна оценка взаимоотношения Святых с животными, представленная в Житии преподобных Павла Комельского и Сергия Нуромского: «Вот жизнь невинного Адама в Эдеме, владычество человека над тварью, которая вместе с нами стенает от нашего грехопадения и жаждет освободиться в свободу славы чад Божиих (Рим.8:21–22)!» [7, с. 45].

Мученик Мамант (2 сентября)

«Святой Мамант сказал:

Кто служит Богу Единому, Живому и Истинному, тот никак не согласится жить с идолопоклонниками и злодеями. Поэтому и я пожелал лучше жить со зверями в пустыне, нежели с вами в селениях грешников. Ибо звери укрощаются и повинуются мне вовсе не волхвованием, как ты думаешь, – я даже и не знаю, в чем состоит волхвование, – но хотя они и неразумные существа, однако умеют бояться Бога и почитать рабов Его» [1, с. 53].

Мученик Зосима Пустынник (19 сентября)

«Дометиан, правитель Киликии... увидал множество зверей, посреди которых ходил старец и беседовал с ними, как с людьми. Охотники бросились на них и, когда звери убежали, взяли старца и привели к князю, думая, что он – волшебник и совершает чарованья в пустыне...

На вопрос кто он такой и как его зовут, Святой ответил:

– Я – христианин, имя мое – Зосима... Я не для волшебства живу в пустыне; но, будучи сам христианин, я не могу жить в городе с неверующими, – поэтому и пошел в пустыню, желая лучше быть со зверями, нежели с людьми злыми – врагами Господа моего Иису­са Христа... Бог же, знающий служащих Ему и промышляющий о них, и меня благоустроив по Своей благости, покорил мне на утешение мое диких зверей – и вот я живу с ними, радуясь о Господе и возложив на Него все свое упование» [1, с. 355].

Преподобный Колумбан Ирландский (9 июня)

«Часто святой Колумбан, уходя в лес поститься или молиться, призывал к себе диких птиц и зверей, которые немедленно отзывались на его призыв и приходили к нему, он гладил их и ласкал, а лесные обитатели резвились вокруг своего друга, скача от радости и прыгая на него, как прыгает молодой пес на хозяина. Даже маленькая дикая белка спускалась с верхушки дерева и играла с ним» [VIII, с. 92].

Мученик Потит (1 июля)

«Святой Потит отправился на пустынную гору, прозывавшуюся Гаргара, и там жил со зверями как с овцами, ибо, по божественному повелению, звери повиновались ему и следовали за ним» [1, с. 20].

Преподобный Варлаам Керетский (6 ноября)

«Остальную жизнь свою он провел отшельником в постриге – сначала у озера Керетского, потом в пещере на самом берегу Белого моря, где он прожил до ста лет с дикими зверями» [VI, с. 609].

Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября)

«Мимо его одинокой келии пробегали стаи голодных волков и скрывались в чаще леса, или же подходили к Преподобному и как бы обнюхивали его; заходили сюда и медведи. Но сила молитвы спасала пустынника» [1, с. 518].

«Преподобный Сергий Радонежский с дикими зверями». Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия. Москва. XVI в.

Священномученик Власий, епископ Севастийский (11 февраля)

«Святители Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский благословляют животных». Икона. Москва. Около 1407 г. ГИМ

«Он обитал в пещере и подвизался в безмолвии и постничестве, воссылая непрестанные молитвы Богу. К нему приходили дикие звери, и если заставали Святого в безмолвной молитве беседующим с Богом, то они, как бы разумные существа, не прерывали его Богомыслия, но стояли перед пещерой, дожидаясь, пока Святой, окончив свою молитву, не выйдет к ним, и не уходили до тех пор, пока Святой, выйдя и возложив на них свои руки, не благословит их» [1, с. 212].

Священномученик Елевферий (15 декабря)

«...Это было пустынное место, и в нем находилось множество зверей. Но святой мученик Елевферий, воссылая хвалу Господу, жил с ними, как бы с овцами: мимо него проходили львы, медведи даже ласкались к нему. Как будто зная голос его, они, как рабы за господином, всюду следовали за ним, служа и охраняя его» [1, с. 423].

Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября)

«Иоанникий ушел, желая дальше скрыться от всех, удалился в горы Контурийские, где было много зверей и змей. Там поселился Святой, избегая славы человеческой; он жил со зверями и змеями.

... В зимнюю пору Святой вошел в одну глубокую пещеру и нашел гнездившегося в ней змея, глаза которого горели, как огни. Не догадываясь, что перед ним был змей, и думая, что это в самом деле огонь, Святой собрал дров и стал класть на змея, желая согреться у костра в такую стужу. Змей, встряхнувшись, сбросил с себя дрова, и тогда Святой увидал, что тут был змей. Однако он не испугался, но поместился на правой стороне пещеры и оставался здесь вместе со змеем до тех пор, пока не окончилась зима» [1, с. 60, 62].

Преподобный Павел Комельский Обнорский (10 января)

«Преподобный Павел Обнорский (Комельский)». Икона. Конец XX века. Воспроизведено с сайта:

http://blagovest.orthodoxy.ru/mb/2006nl0nl2/2006nl0nl2sl 1.php

«К отшельнической келии преподобного пустынника во множестве слетались лесные птицы; сюда же приходили и дикие кровожадные звери, которые становились кроткими по молитвам Святого, и исполняли все, что приказывал им блаженный отец» [1, с. 307]

Преподобный Никодим Кожеезерский (3 июля)

«Он поставил себе в лесной чаще небольшую келлию и прожил в ней уединенно 35 лет, подражая преподобному Павлу Фивейскому. В полной тишине, вдали от мира совершал Святой строгое молитвенное правило о мире... Дикие олени безбоязненно ходили и кормились около пустынника» [6, кн. III, с. 16].

Преподобный Ферапонт Белоезерский (27 мая)

«Страшно и уединенно было место это; здесь жили дикие звери, сюда заходили разбойники, желавшие изгнать или убить пустынника, здесь искали устрашить его страхованиями злые духи. Но молитвой своей отражал Преподобный злобу их, пред кротостью его смирились разбойники, даже дикие звери уступили ему место свое и ушли» [5, с. 328–329].

Великомученик Мина Котуанский (11 ноября)

«Верующие во Христа повсюду были принуждаемы к идольским жертвоприношениям. Тогда блаженный Мина, не желая видеть такого бедствия и почитания бездушных идолов, оставил свое воинское звание и ушел в горы, в пустынные места, желая лучше жить со зверями, нежели с людьми, не знающими Бога. Святой Мина долгое время скитался в горах и в пустынях, поучаясь в Законе Божием, постом и молитвою очищая свою душу и служа день и ночь Единому Истинному Богу. Так прошло довольно много времени» [1, с. 205–206].

Благоверная княгиня Февронья Муромская (25 июня)

«Один из < княжеских отроков> уклонился в село Ласково. И пришел он к воротам одного дома, и не увидел там никого. Вошел он в дом, и там никто не встретил. Он вошел внутрь дома и увидел чудное виденье: внутри сидела одна девица, ткала полотно, а перед ней прыгал заяц.

Юноша спросил девицу:

–Когда вошел я к тебе, то увидел тебя занятую делом и зайца перед тобой скачущего» [XVII].

«Благоверная княгиня Феврония Муромская». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ».

Преподобный Симеон Дивногорец (24 мая)

«Отрок пребывал в горе пустынной, живя со зверями, как с агнцами. Он имел своими сожителями только зверей, так что никто из людей не видал его» [1, с. 680].

Преподобный Варнава Ветлужский (11 июня)

«Поселился он на высоком холме на берегу реки Ветлуги. Питался он травою и редко хлебом; дикие звери не вредили жившему по воле Божией» [5, с. 355].

Блаженная Пелагия (Паша) Саровская (22 сентября)

«В Саровском лесу она пребывала, по свидетельству монашествующих в пустыни, около 30 лет, жила в пещере, которую себе вырыла. Говорят, что у нее было несколько пещер в разных местах обширного непроходимого леса, переполненного хищными зверями и медведями» [10, с. 147].

Умилительный эпизод описан в житии преподобного Кевина. В знак вечного воспоминания об этом случае на всех иконах святого Кевина в Ирландии на его ладони изображен сидящий дрозд.

Преподобный Кевин Ирландский (3 июня)

«Когда подвижник стоял на коленях, а руки его были молитвенно подняты к небу, в окно влетел дрозд. Птица села на ладонь подвижника и, устроившись поудобнее, как бы в гнезде, доверчиво отложила в ладонь яйцо. Святого это так тронуло, что он кротко и терпеливо не сжимал пальцы и не убирал руку, пока не вылупились птенцы» [VIII, с. 113].

«Преподобный Кевин Ирландский». Скульптура. Храм Божией Матери в Нок-Шрайне (Knock Shrine). Ирландия. XX в.

Не только Святые древних времен, но также и преподобные подвижники наших дней, стяжавшие дух мирный и имеющие житие богоугодное, находились в гармонии с дикой при­родой и имели живую связь с дикими зверями. Приведем свидетельство одного из таких православных благочестивых ревнителей, достойного преемника Святых Отцов древности, основателя нового монастыря на Калифорнийской земле в Америке.

Иеромонах Серафим Платинский (Роуз)

«Иеромонах Серафим (Роуз) кормит олененка». Фотография. «Шестодневъ»

«Mиp погружается в анархию, человек опускается ниже скота, а мы здесь живем в истинном раю, где твари бессловесные – наши ближайшие соседи – постоянно прославляют Творца самим своим существованием. Недели три тому назад мы нашли при дороге полуживого олененка, принесли домой, напоили молоком. А поутру отнесли на холм, откуда он, видимо, и упал. (Мы бы оставили его погостить подольше, но суровый здешний закон этого не позволяет.) Два дня спустя навестила нас мать-олениха (она каждый день приходила подкормиться) и привела показать нам своего детеныша, несомненно, того самого. Трогательная картина, словами не описать. Олениха нас уже совсем не боялась, даже кормила малыша шагах в десяти, и до нас доносился их “разговор” – нечто вроде тонкого блеяния. А недавно впервые на нашей горе мы увидели медведя, он торопливо взбирался по склону. Куда уж такому “деловому” топтыгину совать сахар, как советовал владыка Нектарий! Прославляет Господа даже наш заклятый враг – гремучая змея, красивейшее создание с золотистой в ромб кожей, по-царски величавое, хотя и зловещее. На прошлой неделе пришлось четверть часа сражаться с одной из них, наконец выманили из беличьего дупла и обезглавили. Тем самым спасли беличью семью. Они как раз меняли “жилье”, и самец помогал самке перетаскивать детенышей. Разумеется, у нас есть заботы и поважнее, чем праздно созерцать всю эту красоту, но как мы благодарны, что в нашем укромном уголке воочию можно наблюдать Божие устроение природы» [цит. по IV, с. 333–334].

«Лисичка»

Слева – картина М.В. Нестерова. Справа – фотография из монастыря

прп. Германа Аляскинсого, основанного иером. Серафимом Платинским (Роузом)

2.4. Святые кормят зверей

Многие христианские подвижники, ведя уединенную аскетическую жизнь, делились своей скудной пищей с дикими зверями. Свидетельства об этом встречаются во многих святоотеческих источниках, в частности – в Лествице преподобного Иоанна, игумена горы Синайской.

Пустынножитель Стефан

«Жил здесь некто Стефан, который, любя пустынное и безмолвное житие, многие лета проводил в монашеских подвигах, и просиял различными добродетелями, в особенности же украшен был постом и слезами... Некоторые же, как пред Господом, говорили мне, что он (Стефан) и леопарда кормил из рук своих в пустыне» [XI, гл. 7.50, с. 83–84].

Старец, питавший львов в своей пещере

«В местности Сапсас жил старец, достигший столь великого духовного совершенства, что без трепета встречал львов, приходивших к нему в пещеру, и кормил их на своих коленах. Столь великой Божественной благодати исполнен был человек Божий!» [4, гл. 2, с. 85].

«Преподобный Герасим Иорданский». Икона. Средняя Русь. Рубеж ХѴІІ-ХѴІІІ вв. «Коломенское».

Преподобный Герасим Иорданский (4 марта)

«Старец питал его (льва), давая ему хлеб или иную пищу... Льву дано было имя Иордан. Он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет» [1, с. 81, 82].

При неожиданной встрече с хищниками Святые решали инцидент не кнутом (оружием), а пряником (хлебом).

Преподобный Сергий отшельник

«Во время пребывания его на Синае эконом приставил его смотреть за лошаками. Однажды он шел с ними, – и вот лев залег па пути. Увидали льва лошаки и их погонщики и, объятые ужасом, разбежались.

Тогда авва Сергий, взяв из своей сумы один хлеб, подошел ко льву и говорит ему:

Прими благословение отцов и уйди с дороги, чтобы пройти нам.

Лев взял хлеб и удалился» [4, гл. 125, с. 319–320 ].

Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября)

«Когда некоторые братия пришли к Преподобному и сидели перед его келией, разговаривая между собой, неожиданно показалась большая и страшная медведица, шедшая на них с близ лежавшего поля. Увидев ее, они чрезвычайно испугались.

Святой же сказал им:

– Господь дал нам, Своим рабам, власть попирать льва и змия, которые страшнее всех зверей, а вы боитесь медведицы?

Он повелел бросить ей кусок хлеба, взяв который, она ушла в пустыню» [1, с. 71].

Преподобный Феодор Сикеот (22 апреля)

«Бог покорил ему диких зверей, бывших в пустыне; так, например, страшный медведь три года приходил к нему и брал из его рук пищу, так же и волк питался от него. Приходившие и уходившие от Святого звери не делали никакого зла ни людям, ни животным, если бы и случалось кому–либо встретиться с ними. Было это по чудесному действию Божию, Который прославлял угодника Своего, Его прославляющего» [1, с. 334].

Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября)

«Однажды преподобный Сергий заметил перед своей келией медведя; видя, что он очень голоден, подвижник сжалился над зверем, вынес ему кусок хлеба и положил на пень. С тех пор медведь стал часто приходить к келии Сергия, ожидал обычного подаяния и не отходил до тех пор, пока не получал его; Преподобный радостно делился с ним хлебом, часто даже отдавал ему последний кусок. И дикий зверь в продолжение целого года каждодневно навещал пустынника» [1, с. 518].

«Преподобный Сергий Радонежский кормит медведя». Фрагмент иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием». Конец XVII в. Поволжье. ЦМиАР

Преподобные Павел Обнорский и Сергий Нуромский

«Услышав о подвигах Павла, Сергий (Нуромский) пошел к нему и увидел в лесу, что стая птиц вилась около чудного подвижника; мелкие пташки сидели на голове и на плечах старца, и он кормил их из рук. Тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисы, зайцы и другие звери бегали вокруг, не враждуя между собою и не боясь медведя» [7, с. 45].

Преподобный Макарий Римлянин (15 августа)

«Питался отшельник лесными ягодами, травами и кореньями. К нему приходили медведи, и он ласкал и кормил их» [5, с. 463].

Преподобный Серафим Саровский (2 января)

«В начале своей пустынной, отшельнической жизни он питался черствым и сухим хлебом, который брал с собою из обители по воскресеньям на целую неделю, но и из этого количества хлеба он уделял добрую долю пустынным животным и птицам, которые очень любили его и часто посещали место его молитвенных подвигов. Даже диким зверям старец внушал благоговение. Так, к нему часто приходил громадный медведь, которого он кормил; по его слову, медведь уходил в лес и потом приходил снова, и старец кормил его и давал иногда кормить его своим посетителям» [1, с. 72

«Преподобный Серафим Саровский кормит медведя». Фрагмент иконы. «Преподобный Серафим Саровский, с житием». Начало XX в., мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. ЦМиАР

Преподобный Герман Аляскинский (13 декабря)

«Около его кельи жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя» [5, с. 671].

«Преподобный Герман Аляскинский с медведем и горностаем». Иллюстрация. Современный мастер. «Шестодневъ».

Священномученик Стефан (Бех), епископ Ижевский

«На лесоповал, где валили лес заключенные, повадился громадный медведь. Он выходил из чащи и ложился у ног новомученика владыки Стефана. Все, в том числе и охранники, в ужасе разбегались, а святитель, лучась улыбкой, потчевал хищника арестантской “пайкой”» [XIII].

Преподобный Венедикт Нурсийский (14 марта)

«В тот час, в который Преподобный обыкновенно обедал, к келии его из близ находившегося леса прилетал ворон и кормился здесь нарочно приготовленною для него пищею» [1, с. 299].

Блаженная Евфросиния Колюпановская (3 июля)

«Около нас сидела матушка Евфросиния и все время про себя шепотом читала молитвы. Вдруг в стекло рамы кто-то постучал. Матушка встала, подошла к окну, отворила его дверцу и проговорила:

– Что? Нагулялся? – в это время в комнату влетел огромный ворон, каких мы никогда не видывали и закаркал. Матушка принесла горшок каши, рассыпала ее на коленях и стала кормить ворона. А когда он перестал клевать, матушка набрала каши в рот, и он стал хватать у нее изо рта, потом вспорхнул и вылетел вон, а матушка опять стала читать молитвы» 13, с. 15.

Преподобный Макарий Калязинский (17 марта)

«Пустынь его была расположена в красивом месте в лесу, между двух озер. К нему приходили дикие звери, ласкались к нему, и он делил с ними свою пищу» [5, с. 197].

Преподобный Феона

«По ночам он выходил из своей келии и поил собиравшихся к нему диких зверей водою, какая была у него. Точно, около его келии видны были следы буйволов, диких ослов и коз, которыми он всегда утешался» [3, с. 129].

Руфин так свидетельствует об этом:

«Выходя по ночам в пустыню, он был окружаем толпами зверей. Черпая воду из своего колодца, он поил их как бы в вознаграждение за послушание. Очевидным свидетельством тому было то, что вокруг его келии виднелось много следов буйволов, антилоп и диких ослов» [2, с. 17].

Старец из монастыря аввы Иоанна евнуха

«Он был так милосерд не только к людям, но и к бессловесным животным, что нам еще не приходилось встречать другого, подобного ему. Что делал старец? У него не было другого дела, кроме следующего: вставши рано, он отправлялся кормить собак, живших в лавре. Потом насыпал муки малым муравьям и пшеницы большим, размачивал сухари и бросал на кровли зданий – для птиц» [4, гл. 184, с. 430].

Иеросхимонах Сампсон (Сивере)

«В одиночке он провел целый год. Наверху было небольшое оконце, в котором виднелось небо, а в камере жили мыши, которые, не боясь Батюшки, кормились из его рук. Батюшка радовался, что видит хоть что-то живое» [V, с.39].

Блаженная Домна Томская (16 октября)

«Более всего заботилась Домна Карповна о собаках и кошках. Это были ее друзья, которым она отдавала большую часть собранной ею пищи. Особенно она жалела цепных собак и строго наблюдала, чтобы у них всегда была вода для питья, и горе было тем, кто не наблюдал за этим: Домна Карповна не останавливалась вразумлять и костылем» [10, с. 202].

Блаженный Феофил Киевский, Голосеевский (28 октября)

«...Была у блаженного еще одна оригинальная черта – это любовь и сострадание к животным и птицам. От ограды Китаевской пустыни, до самого берега монастырского пруда тянулась небольшая площадка. Увидев ее без всякого применения, Феофил призвал одного крестьянина и, оделив его деньгами, сказал:

– Привези с собою завтра соху; распаши здесь землю и посей конопель.

– Нащо вам конопли, батюшка?

– Птицы небесные будут летать и питаться.

Крестьянин так и сделал, конопель выросла, и птицы целыми стаями прилетали сюда кормиться и плодиться...» 11, с. 76.

2.5. Животные постятся вместе со Святыми

До грехопадения как человек, так и все животные употребляли лишь растительную пищу. Библия говорит об этом так:

Бытие, гл. 1


29. И рече Бог: се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод Семене семеннаго, вам будет в снедь: 30. И всем зверем земным., и всем птицам небесным, и вся­кому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зелену в снедь. И быстъ тако. 29. И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей зем­ле, всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу; 30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу. И стало так.

Таким образом, в первозданном миpe не было ни хищничества, ни убийств, ни плотоядения. Хищники, трупоеды и паразиты распространились на земле уже после ее проклятия Богом, когда она произрастила терния и волчцы (Быт.3:18).

Те виды животных, которых мы привыкли именовать хищниками, не всегда были такими. До грехопадения Адама и Евы все без исключения животные были вегетарианцы.

Не знали мясных блюд и первые люди, жившие до Потопа.

Невозможно представить себе вкушение мясной пищи людьми или зверями во время плавания Ноева Ковчега. Человеку мясной рацион был впервые разрешен Богом после Потопа:

Бытие, гл. 9


2. И страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех скотех земных и на всех птицах небесных и на всех движущихся по земли и на всех рыбах морских: в руце вагиы вдах я; 3. и всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное дах вам все. 2. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот земной и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: ваши руки отданы они; 3. всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё.

Переход людей на мясную пищу сопровождался распространением хищничества и плотоядения в животном миpe. Нравы животных отражают духовный и моральный уровень человека как нравы царских подданных зависят от облика государя-самодержца.

Священное Писание говорит нам и о том, что в грядущем Царстве Христа Примирителя также не будет хищничества и плотоядения, но лев аки вол ясти будет плевы (Ис.11:7).

Кровожадная природа и потребность в мясном рационе и в наше время могут отступить от зверей, если они попадают в область благодатного воздействия со стороны святых угодников Божиих. Те преподобные мужи, которые стяжали мир и райский покой в душе своей, распространяли благодатные струи на окружающих людей и природу, так что все творение вокруг них преображалось и возвращалось к своей первозданной красоте и гармонии.

В присутствии многих Святых хищные звери уже не требовали мясной пищи, но довольствовались скудной монашеской трапезой хлебом и овощами.

Преподобный Павел Элладский

Авва Александр в Каламонском монастыре, что близ святого Иордана, рассказывал:

« Однажды я был у аввы Павла из Еллады в его пещере, и вот кто-то, подойдя, постучался в дверь. Старец пошел и отворил ему. Потом вынес хлеб и моченые бобы, предложил пришедшему, и тот стал есть. Я подумал, что это странник, но, выглянув в окно, вижу, что это лев.

– Зачем, старче, ты кормишь его? Скажи мне.

– Я заповедал ему не нападать ни на человека, ни на скота.

«Приходи, сказал я ему, ежедневно ко мне, и я буду давать тебе корм». И вот семь месяцев как он приходил ко мне дважды в день, и я кормлю его. Спустя немного времени я снова пришел к нему, чтобы купить сосуды для вина.

– Ну, что, старче, как твой лев?

– Плохо! отвечал он.

Что ж такое случилось?

Вчера приходит ко мне за пищей, и я вижу подбородок его в крови. «Что это значит? – спрашиваю, – ты ослушался меня и ел мясо? Благословен Господь! не стану больше кормить тебя пищей отцев, кровожадный! Ступай прочь!» Но он не хотел уходить. Тогда, взяв веревку и свив ее втрое, три раза ударил его и прогнал» [4, гл. 163, с. 389–390].

– Преподобный Кириак (29 сентября)

«Когда мы ели, пришел лев и стал пред нами; старец же, встав, дал ему кусок хлеба, говоря:

– Иди, стереги овощи» [1, с. 642].

Преподобный Шио Мгвимский (7 мая)

«Когда Святой кончил говорить, все звери пустились бежать от него, и остался перед ним один только волк, которому Святой сказал:

– Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе повелеваю: с этого времени паси ослов братии моей. За убытки же, которые понесли иноки, ты будешь питаться той же пищей, которую вкушаем мы. Выгоняй ослов утром, – продолжал Святой, – а пригоняй вечером, береги их; я назначаю тебя пастухом их.

Волк повиновался словам Святого, каждый раз с холма он воем давал знать, что настало время выходить ослам на пастбище, днем волк пас их на горах, а к вечеру пригонял к обители. Все дивились такому чуду и славили Бога, даровавшего рабу Своему силу повелевать даже дикими зверями. Но вот что еще особенно удивляло всех: волк в продолжение всей своей службы не ел мяса. Он довольствовался только тем, что давал ему преподобный Евагрий, а Святой обыкновенно утром и вечером бросал ему по куску хлеба, намоченного в воде. Вечером, приняв обычную пищу из рук Евагрия, волк уходил в свою берлогу, выкопанную для него в горе самим святым Шио близ его пещеры. Шесть лет служил волк всей братии» [9].

Преподобный Флорентий (23 августа)

«Флорентий приказал медведю, сказав:

– Иди, выгони овец сих на пастбище, и паси их; около же шестого часа возвратись вместе с ними.

И всегда зверь поступал так, приняв на себя порученное ему попечение об овцах; таким образом тот, кто привык всегда вкушать добычу, растерзав ее, пас овец, томясь голодом и препобеждая свой естественный нрав» [1, с. 398].

Хищники «препобеждали свой естественный нрав» и избегали кровавой пищи под действием благодати, исходившей от Святых.

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

«У батюшки была особенная кошка. Во время поста все ели постный борщ, и она тоже. Если кто-то давал ей в это время колбасу, она не брала. Когда все становились на молитву, кошка садилась тут же и тихо высиживала все правило» [XII, с. 91–92].

Удивительный пример говения – строгого поста, который вместе с людьми разделили животные – содержится в Священном Писании. Животные (хотя и вынужденно) полностью воздерживались от пищи и воды, и даже были облечены во вретища.

Пророк Иона объявил жителям Ниневии Божье предопределение о скором и неминуемом истреблении их города. Узнав об этом, царь возложил пост на всех жителей – от человека до скота:

Книга пророка Ионы, гл. 3


5. И вероваша мужие ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их даже до мала их. 6. И дойде слово ко царю ниневийскому, и воста с престола своего и сверже ризы своя с себе, и облечеся во вретище и ceдe на пепеле. 7. И проповедася иречено бысть в Ниневии от царя и вельмож его глаголющих: «человецы и скоти, и волове, и овцы да не вкусят ничесоже, ни да пасутся, ниже воды да пиют ». 8. И облекошася во вретища человецы и скоти и возопиша прилежно к Богу, и возвратися кийждо от пут и своего лукаваго и от неправды сущия в руках их, глаголюще: 9. «Кто весть аще раскается и умолен будет Бог, и обратится от гнева ярости Своея, и не погибнем?» 5. И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. 6. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле, 7. И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, 8. и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. 9. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем?»

«Деяния пророка Ионы». Фрагмент иконы. Строгановская школа. Начало первая половина XVII в. ГРМ


10. И виде Бог дела их, яко обратишася от путий своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им и не сотвори. 10. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.

2.6. Святые жалеют зверей и спасают их

Жалость ко всякой твари характерна для многих Святых.

Готовность идти на жертвенный мученический подвиг иногда побуждала Святых освободить от неминуемой смерти бессловесное создание.

Мученица Дария (19 марта)

«Епарх Келерин велел развести сильный огонь у дверей того дома, где находилась Дария со львом и сжечь их. Увидя это, лев от страха поднял сильный рев. Святая же сказала ему:

– Не бойся: ты не будешь ни сожжен, ни взят кем-либо, ни убит, но умрешь своею смертью в известное время; посему выйди отсюда без всякого страха и иди в пустыню. Тот, Которого ты почтил во мне, защитит тебя.

И лев, наклонив голову, вышел и, пройдя чрез весь город, никого не тронул, но убежал в пустыню; все же, избавившиеся ото льва, приняли святое крещение» [1, с. 394].

Святые своих учеников учили проявлять жалость и любовь к животным.

Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября)

«Когда он приближался к горе, из пустыни показался необычайно большой козел. Шедшие с Иоанникием иноки стали помышлять о том, как бы им поймать этого козла, из кожи которого можно было получить хороший мех. Преподобный, уразумев помышление их, повелел одному иноку по имени Савва пойти и привести к нему того козла. Савва же сказал:

– А если козел убежит, как мне догнать его?

Святой сказал ему:

– Ты сделай только то, что тебе приказано, а козел уже сам подойдет к тебе и последует за тобой.

– Удобна ли козлиная кожа для приготовления из нее меха? Они же сказали:

– Очень удобна; об этом мы и раньше, чем ты сказал, думали. Когда козел был приведен, Преподобный стал гладить его своею рукою, а братию учил в это время щадить жизнь животных и умерять свои вожделения; а вслед за этим он снова отпустил козла на пастбище в пустыню» [1, с. 63].

Не раз Святые спасали животных от преследования охотников.

Преподобный Лука Элладский (7 февраля)

«Охотники с поспешностью подошли к оленю и с радостью уже потащили для заклания свой нечаянный улов. Преподобный же, сжалившись над оленем, сказал им:

– Братие, вы не имеете права взять этого оленя: не вы охотились за ним и не вы уловили его, но подошли уже к пойманному и теперь хотите его заколоть. Вам должно было бы сжалиться над ним, ибо он упал от слабости и теперь лежит, не думая убегать.

Услышав это, охотники оставили оленя, удивляясь милосердию Святого. Святой же отпустил оленя целым и здоровым в пустыню» [1, с. 143].

Преподобный Петр Афонский (12 июня)

«Один охотник, для ловли зверей пришедший на Гору Афонскую, обошел уже много на ней мест и наконец достиг до того места, где Святой проводил равноангельскую свою жизнь. Недалеко от пещеры Петровой увидел он одну огромную и красивую лань и при виде такой хорошей добычи, оставив преследования всех других животных, целый день ухищрялся поймать только это прекрасное животное. Лань, как будто кем руководимая, долго избегала преследований ловца и, наконец, остановилась у самой пещеры Святого. Ловец долго гнался по следам ее и теперь, почти уже догнав ее, только было хотел бросить стрелу, как вдруг в правой стороне пещеры увидел некоего человека с предлинной седой бородой, с белыми на голове волосами (покрывавшими до половины тело его) и не имевшего на себе никакой другой одежды, кроме травных листьев. Страх и ужас объял ловца.

... Выслушав Святого, ловец от удивления долго не мог сказать ему ни слова. Наконец, несколько успокоившись, отвечал ему:

– Честный отче! Теперь я узнал, что и меня, грешного, любит Бог, ибо удостоил видеть тебя, сокровенного Его служителя» [8, с. 417, 418].

Преподобный Годрик Финхейльский

«Когда кто-нибудь из послушников находил птицу или маленького зверька в ловушке или в силке, старец забирал их и выпускал обратно в лес или поле. Спасавшиеся от охотников зайцы и другие звери прибегали к нему, и отшельник прятал их в своем жилище. После того, как разочарованные охотники прекращали преследование и покидали лес, он отпускал их. Звери по какому-то Божественному откровению знали, что святой Годрик всегда готов предоставить им убежище, и спешили к нему, заслышав охотничьи рожки.

Однажды охотники выследили прекрасного оленя и начали преследовать его. Животное, обезумев от топота лошадиных копыт, криков всадников и лая гончих, бросилось к жилищу святого Годрика и жалобными криками призывало его на помощь. Старец вышел из дома, увидел у своих ворот дрожащего оленя и, охваченный жалостью, впустил его в свое жилище. Зверь упал к ногам Святого отца. Слыша, что охотники приближаются, Святой вышел, закрыв за собой дверь, и сел перед домом. Собаки, огорченные потерей зверя, вернулись к своим хозяевам, но те не оставили преследования и рыскали по лесу по следам оленя, продираясь сквозь непроходимые заросли и очищая себе путь мечами. В конце концов, они вышли к домику отшельника и увидели перед собой старца в рубище нищего. Охотники спросили его об олене, но он не предал своего гостя и спокойно ответил:

– Бог знает, где он.

Они посмотрели на ангельское лицо старца и, из почтения к его святости, преклонили колени, прося прощение за свое дерзкое вторжение.

Олень же пробыл у святого Годрика до вечера, а вечером Святой выпустил его. В течение многих лет благодарный за свое спасение олень время от времени навещал подвижника и лежал у его ног» [VIII, с. 103–104].

Святитель Вассиан, епископ Лавдийский (10 июня)

«Святой Вассиан увидел оленицу с двумя детенышами; животные уже обессилели и изнемогали от преследования гнавшихся за ними охотников. Охотники почти настигли оленей. Увидев это, Святой сжалился над оленицей и над ее детенышами и сказал ей:

– Во имя Господа нашего Иисуса Христа, повелеваю тебе без страха прийти ко мне.

Оленица тотчас же, как бы поняв слова, сделавшись кроткой, остановилась и без боязни подошла к Святому со своими детенышами. Вассиан стал гладить ее рукой, как бы животное давно к нему привыкшее; оленица же лизала ноги его.

Когда охотники, гнавшиеся за оленицей, добежав, увидели, что оленица стоит перед путником кроткой и тот гладит ее рукой, то весьма удивились, недоумевая, как могла перемениться так скоро дикость животного в кротость» [1, с. 183].

Преподобная Мелангелла Валлийская (Уэльская) (17 мая)

«Тогдашний король Поуиса (Powys) Брохвайл Исгитрог (Brochfael Ysgythrog) был страстным охотником. Однажды во время охоты его собаки вспугнули зайца, который скрылся в ближайшей чаще. Преследуя зайца, король увидел в лесу девушку необычайной красоты, которая стояла на коленях и молилась, а в складках ее платья спрятался заяц. Охотничьи собаки замерли на месте – какая-то сила мешала им приблизиться к отшельнице. Брохвайл в гневе закричал на собак, но испуганно скулившие гончие только отступали дальше от святой девы и зайца. Когда охотник приложил свой рожок к губам, он пристал к ним, как приклеенный...

Дикие зайцы жили рядом с ней всю ее жизнь, как домашние животные. В Уэльсе Мелангеллу до сих пор называют покровительницей диких зайцев» 15.

«Преподобная Мелангелла Валлийская». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

Преподобный Кевин Ирландский (3 июня)

«Однажды охотничьи собаки напали на след кабана, который пытался спастись бегством в долину. Кабан со всех ног мчался к часовне святого Кевина и успел вбежать в нее, а собаки остались снаружи, перед воротами. Угодник в это время молился под деревом, и множество птиц сидело у него на плечах и на руках, другие же порхали вокруг, услаждая своим пением слух человека Божьего. Охотник, изумленный и умиленный этим дивным зрелищем, ушел вместе со своими собаками, ибо святость и любовь, исходившие от блаженного старца, отклонили его от решения преследовать кабана. Об этом чуде охотник рассказал королю и всем придворным» [VIII, с. 112–113].

Преподобный Давид Гареджийский (7 мая)

«Однажды Святой взошел на ту гору, в которой жили его братья, и, по обыкновению, начал молиться с простертыми к небу руками под одной скалой. В это время прилетела и села у ног его куропатка, испуганная ястребом, которого напустил на нее охотник из варваров по имени Вубакар. Варвар, подойдя ближе к тому месту, где стоял Святой, увидел его молящимся с простертыми руками и у ног его куропатку, а ястреба – сидящим вблизи куропатки. Удивленный этим зрелищем варвар сказал святому Давиду:

– Кто ты такой, человече, и откуда ты, и как здесь поселился?

Преподобный ответил:

– Я раб Господа нашего Иисуса Христа, Милосердного, Которому я приношу моление о том, чтоб Он простил множество грехов моих и удостоил меня спокойного переселения из этого суетного земного миpa в небесный

Варвар снова спросил:

– А кто здесь питает тебя и утешает?

Святой ответил:

– Тот на Которого я уповаю и Которому поклоняюсь. Он заботится обо мне и о всех тварях Своих. – И добавил:

Прошу тебя, оставь жить эту птицу, прилетевшую ко мне, грешному, чтоб избавиться от рук убийцы.

Гордый варвар, сидящий на коне, нагло сказал блаженному Давиду:

– Бедный монах, я хочу убить тебя, а ты велишь мне оставить живой птицу. Следовало бы тебе прежде просить о себе, а не об этой птице.

Но смиренный инок кротко отвечал:

– Ты не имеешь никакой власти убить меня, не только меня, но и эту слабую птицу, ибо Бог – Помощник мне, Он несомненно избавит меня от того, чем ты грозишь.

Варвар, разгневанный этими словами, размахнулся мечем, чтобы ударить отшельника, но сила Христова мгновенно удержала поднятую правую руку его. Тогда гордый варвар, придя в сознание своей вины, смирился. Одержимый трепетом, он слез с лошади, как раб, припал к ногам Святого и, обливая их слезами, просил прощения» [9].

«Преподобный Давид Гареджийский». Икона. Современный мастер. «Шеетодневъ».

Любовь к животным, забота о них, боязнь причинить им вред были характерны для многих Святых.

Преподобный Василиск Пустынножитель (29 декабря)

«Все истинно пекущиеся о своем спасении всегда искали его совета и повиновались его слову – стремились, как бы быть у него в послушании. Он же, напротив, по своей скромности старался избегать власти не только над людьми, но и над скотами. Даже ленивую лошадь не подгонял он ударом: только словом и ласковым понуждением. Если же все-таки лошадь не слушала его голоса, он предпочитал дольше ехать, чем от нетерпения «сделаться убийцею».

Однажды шел он берегом реки и увидел змею, которая, испугавшись его шагов, бросилась в воду, но утонула она или нет – не было известно. Очень опечалило старца Василиска то, что, не обойдя то место, где грелась на солнце змея, он мог оказаться невольным убийцей» 17, с. 159.

Такое бережное отношение ко всей живой твари, бесспорно, является добродетелью, но оно не должно входить в культ, становиться самоценным и, главное – затмевать Бога.

Преподобный Силуан Афонский (11 сентября)

«Старец бережно относился даже к растениям; даже по отношению к ним всякую грубость, наносившую им вред, он считал противною учению благодати... Было поразительным, с одной стороны, его жаление всякой твари, о котором можно составить себе представление по его рассказу о том, как он долго оплакивал свою «жестокость к твари», когда «без нужды» убил муху или когда кипятком облил летучую мышь, поселившуюся на балконе его магазина, или о том, как «стало ему жалко всю тварь и всякое творение страдающее», когда он увидел на дороге убитую и разрезанную на куски змею, и, с другой стороны, – его отрыв от всякой твари в горячем устремлении к Богу.

О животных, о зверях он мыслил, что они суть «земля», к которой не должен прилепляться ум человека, ибо Бога должно любить всем умом, всем сердцем, всею крепостью, т.е. всею полнотою, забывая землю.

…Старец говорил об этом так:

– Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с Ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь» 18, с. 86, 87, 88.

2.7. Святые лечат зверей

Некоторые Святые имели особый дар исцеления животных.

Святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские (1 ноября)

«Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов. Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за это: ибо они делали все это не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему» [1, с. 6].

«Святые Косма и Дамиан Асийские лечат зверей». Фрагмент фрески

Мученики и бессребреники Косма и Дамиан Римские (1 июля)

«Научившись врачебному искусству, сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми» [1, с. 5].

Преподобный Симеон Столпник (1 сентября)

«На той самой горе, где подвизался святой Симеон, невдалеке от столпа поселился страшный змей, из-за которого даже трава не росла на месте том. Однажды в правый глаз змея вонзился сук, величиною около локтя, и причинял змею сильную боль. Тогда змей приполз к столпу Преподобного и, лежа пред дверьми ограды, весь перегибался, как бы выказывая смирение и прося милости у святого Симеона. И когда Святой воззрел на него, тотчас сук выпал из глаза, и пробыл змей там три дня, лежа пред дверьми, как овца. Все безбоязненно приходили и уходили без всякого вреда от него. Когда же глаз совершенно исцелился, змей ушел в свое логовище»[1, с. 28].

«Преподобный Симеон Столпник исцеляет змея». Фрагмент иконы «С-в. Симеон Столпник, с житием». Тверь. Конец XVII начало XVIII в. ЦМиАР

Священномученик Власий, епископ Севастийский (11 февраля)

«Если какой-либо зверь чувствовал себя больным, то приходил к Святому и через возложение святой руки его получал исцеление» [1, с. 212].

Святитель Модест, патриарх Иерусалимский (18 декабря)

«Добре управляя вверенною ему паствою, святой Модест творил многие дивные чудеса и исцеления» [1, с. 500].

Святой был славен чудотворениями, как над людьми, так и над животными. При своей жизни он оживил отравленный домашний скот одного человека. В славянском Прологе об этом повествуется так:

«Мужу некоторому иеросалимлянину много скота имущу, и тому скоты помираху, источнику змиевым ядом наблевану, наветием дияволъским, на него же нашедшу Святому, скоты воскреси и змия умертви» 16.

«Святитель Модест воскрешает скот». Фрагмент иконы «Святитель Модест Иерусалимский, с житием». Тверская провинция. Начало XVIII в. ЦМиАР

«Чудо о Флоре и Лавре». Икона. Русский Север. Вторая половина XVII в. ФААП

Мученики Флор и Лавр (19 августа)

По свидетельству святителя Димитрия Ростовского, на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Согласно преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание Святых Флора и Лавра как покровителей лошадей.

Блаженная Евфросиния Колюнановская (3 июля)

«Однажды летом в г. Алексине случился падеж скота. Жители были в отчаянии. Никому и в голову не приходило обратиться за помощью к матушке Евфросинии, но блаженная старица, видя людское горе, не заставила себя просить. Рано утром, когда выгоняли скот на пастбище, она вышла на середину стада, проводила его до места пастбища – и падеж прекратился» 13, с. 56.

Жития Святых содержат примеры того, как Преподобные исцеляли зверей, причем животные оказывали доверие угодникам Божиим и сами нередко прибегали к их помощи.

Преподобный Макарий Александрийский (19 января)

«В один день, когда блаженный и бессмертный Макарий сидел в сенях келии своей и беседовал с Богом, гиена принесла к нему своего детеныша – слепого. Толкнув головою в дверь сеней, она вошла к Макарию, который в это время еще сидел тут, и бросила детеныша к ногам его. Святой Макарий взял его и, плюнув ему в глаза, сотворил молитву, и он тотчас стал видеть, а мать накормила его и ушла с ним» [3, с. 61].

Преподобный Савва Освященный (5 декабря)

«Однажды, когда Преподобный был в пустыне, так называемой Рува, встретился ему на пути лев с занозой в лапе и, упав к ногам Святого, стал с ревом показывать ему свою лапу, как бы прося вылечить его. Святой вынул занозу из лапы льва и тем облегчил ему боль; после сего лев стал ходить за Святым и служить ему» [1, с. 153].

Преподобный Герасим Иорданский (4 марта)

«Преподобный Герасим Иорданский исцеляет льва». Икона. Монастырь Св.Герасима в Иорданской пустыне

«Однажды шел он по Иорданской пустыне и встретил льва, показывавшего ему свою ногу, опухшую и наполненную гноем от вонзившегося шипа. Лев кротко глядел на старца и, не умея выразить свою просьбу словами, умолял об исцелении своим смиренным видом. Старец, видя льва в такой беде, сел, взял ногу зверя и вытащил из нее шип. Когда вытек гной, он хорошо очистил рану и обвязал платком. Исцеленный лев с тех пор не покидал старца, а ходил за ним, как ученик, так что святой Герасим дивился уму и кротости зверя» [1, с. 81].

Преподобный Анин Чудотворец (18 марта)

«Господь исполнил Святого Своей благодатью, так что даже подчинил ему диких зверей, обитавших в пустыне. Куда бы ни пошел Святой – ему следовали два льва, одному из которых он исцелил язву на ноге» [1, с. 370].


Источник: Буфеев К., прот. Животные рядом со Святыми.М.2012

Комментарии для сайта Cackle