прот. Константин Буфеев

Источник

3. Власть Святых над животными

Бог создал человека как царя над всем животным миpoм – что­бы он владычествовал над рыбами морскими, над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1:26).

Главным признаком власти, которую человек получил над животными, является Богом данное Адаму право нарекать им имена. Библия так говорит об этом:

Бытие, гл. 2


19. И созда Бог еще от земли вся звери селныя и вся птицы небесныя, и приведе я ко Адаму видети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему. 20. И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему. 19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Святые Отцы видят в этом свидетельство об исключительности человека среди всех Божиих творений. Так, священномученик Вавила (4 сентября) говорил: «Для того чтобы человек понял свое высокое назначение и имел признак того, насколько он выше животных, Бог привел их к нему и повелел дать имена им» [1, с. 78].

После грехопадения власть человека над животными существенно ослабла и исказилась. Лишь небольшая часть животных, так называемые домашние, проявляют послушание людям и находятся в служении им. Большинство одичавших зверей, как известно, потеряли связь с человеком, своим бывшим господином.

Тем не менее, в Житиях Святых мы встречаем яркие примеры властного и повелительного отношения угодников Божиих к диким неприрученным животным.

3.1. Святые запрещают зверям и изгоняют их

Многие из Святых проявляли власть над дикими зверями, когда без страха и боязни прогоняли опасных хищников, причинявших вред людям.

Преподобный Георгий Каппадокийский

«Ему пришлось пасти свиней в Фасаэлиде. И пришли два льва, чтобы похитить одну из них. Тогда он, взяв свою палку, прогнал их к святому Иордану» [4, гл. 92, с. 260].

Преподобный Коприй (24 сентября)

«Однажды он увидел в монастырском саду медведя, пожиравшего огородные овощи; Святой взял зверя и вывел вон из сада, запретив ему более входить туда» [1, с. 479].

Преподобный Годрик Финхейльский

«Бывало так, что и медведи приходили из леса, чтобы полакомиться медом из ульев святого Годрика, а подвижник наказывал их палкой, которую всегда носил с собой. При звуках его голоса огромные, косматые звери смущенно рычали и убегали. Те, которых не смущал стальной клинок, трепетали легкой палки угодника» [VIII, с. 100].

Преподобный Савва Освященный (5 декабря)

«Святой остановился в пустыне при реке, называемой Гадаринской. Найдя львиную пещеру, он вошел туда и, помолившись, лег спать на львином логовище, ибо настала ночь. В полночь пришел лев и, найдя на своем логовище спящего старца, схватил его зубами за одежду и потащил из пещеры, чтобы тот уступил ему его место. Преподобный проснулся, однако не испугался, увидев страшного льва, но тотчас, встав, начал совершать полунощные молитвы, а лев вышел и ждал, пока он совершит положенные молитвы. Окончив полунощницу, старец сел опять на том же месте, где лежал лев, а лев вошел опять и, схватив зубами за край одежды, стал тащить из пещеры святого отца. Тогда старец сказал льву:

– Зверь! Пещера просторна, нам обоим ее хватит, и мы можем жить оба вместе: один Творец нас создал. Если же ты не хочешь быть со мной вместе, то ты лучше уйди отсюда: я достойнее тебя, потому что создан рукою Божиею и почтен Его образом.

Услыхав это, лев устыдился старца и ушел» [1, с. 141].

Преподобный Трифон Печенгский (15 декабря)

«Преподобный Трифон Печенгский наказывает медведя». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Раз он месил тесто и вышел; без него пришел медведь, опрокинул кадку и стал есть тесто. В это время вернулся Преподобный; он велел зверю не двигаться и дал ему несколько ударов палкой со словами:

– Во имя Господа нашего Иисуса Христа, даю тебе эти удары за то, что ты сделал!

Затем он отпустил медведя. После этого дикие звери больше не трогали обитель, и монастырские олени могли спокойно пастись» [5, с. 674].

Преподобный Антоний Великий (17 января)

«На огород стали приходить на водопой звери, которые топтали и пожирали овощи. Однажды, когда они по обыкновению собрались сюда, Преподобный взял одного из них и, ударив его слегка прутом, сказал всем им:

– Зачем вы причиняете мне вред, сами не видя от меня никакого притеснения? Именем Господним приказываю вам: и не подходите сюда.

И с того времени звери, послушные запрещению, уже не приходили больше...

В одну ночь, когда Антоний молился и бодрствовал на служении Господу, вдруг он увидел, что вся его обитель и даже окружающая пустыня полны зверей, которые страшно разевали пасти и скрежетали зубами. Но Преподобный, тотчас уразумев в этом коварство врага – диавола, сказал:

– Если от Господа дана вам власть надо мною, то я готов быть пожранным вами; если же вы явились по сатанинскому наваждению, то бегите прочь, потому что я – раб Христов.

И по слову Преподобного все звери обратились в поспешное бегство, гонимые силою Божьею» [1, с. 64, 65].

Мученик Неофит (21 января)

«Голубь, доведши его до горы Олимпа, к одной расселине в камне, влетел в находившуюся там пещеру. Неофит, вошедши вслед за ним, нашел там огромного льва и сказал ему:

– Выйди отсюда и поищи себе другую пещеру, потому, что жить здесь мне повелел Господь.

Услышав это, лев облизал языком прах от ног его и ушел. Святой остался жить в львиной пещере и был питаем Ангелом» [1, с. 239–240].

Преподобный Шио Мгвимский (7 мая)

«Преподобный Шио Мгвимский». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Однажды иноки пришли к Святому и сказали ему, что дикие звери причиняют большой вред. Святой, услышав это, сильно опечалился, ибо имел жалость как к людям, так и к животным, стал молиться и просить Бога, чтобы все звери той пустыни собрались к нему. Окончив молитву, Святой вышел из пещеры, и что же? Перед ним было множество зверей со всеми их детенышами.

Звери эти стояли с поникшими головами, как будто ожидали от святого Шио какого-то суда. Блаженный стал с кротостью увещевать их, как людей, говоря:

– Видите смирение мое и послушайте меня. Я говорю вам, и знает Христос, что у меня болит сердце о вас, хотя вы и дикие звери. Богу угодно, чтобы эта пустыня наполнилась людьми, славословящими Его, и потому, говорю вам, идите отсюда, выберите себе другое место для вашего успокоения и, отходя, не делайте вреда никому. Один же из вас пусть останется здесь, чтобы пасти ослов моей братии и тем заплатить за убытки, нанесенные вами.

Когда Святой кончил говорить, все звери, кроме одного волка, пустились бежать от него» [9].

Святитель Епифаний, архиепископ Кипрский (12 мая)

«Отшельник при помощи своего ученика развел небольшой сад, посадил в нем съедобные злаки и поливал их из чудесного источника. Но приходившие в сад звери поедали их. Увидав однажды в саду этих неприятных посетителей, Преподобный обратился к ним, как бы к людям, с такою речью:

– Не делайте вреда убогому и грешному человеку, поселившемуся здесь оплакивать свои грехи: я и так немного имею этих злаков, данных мне от Бога для моего прокормления.

И звери, как бы понимающие, со стыдом ушли и более не причиняли ущерба Святому» [1, с. 398].

Преподобный Симеон Дивногорец (24 мая)

«Пришельцы, убоявшись зверя, просили Преподобного прогнать его из той горы, дабы все могли без страха приходить к Преподобному. Преподобный же, призвав к себе своего ученика Анастасия, сказал ему:

– Иди в пещеру ко льву и скажи ему: тебе говорит Симеон, раб Христов, именем Божиим: уйди с горы сей; да не будет здесь тебе логовища, чтобы ты не устрашал братий, приходящих сюда.

Анастасий пошел к пещере Львовой и, найдя в ней зверя, сказал ему слова Преподобного, беседуя с ним как с существом разумным. Лев, исполняя слова Преподобного, с поспешностью пошел оттуда в другие пустынные места, не вредя никому в пути» [1, с. 699].

Преподобный Иоанн Зедазнийский (7 мая)

«Однажды диакон Илия отправился за свежей водой к источнику, который забил по молитве его учителя. Набирая в сосуд прозрачную горную воду, Илия задумался и не заметил, что прямо на него шел громадный медведь. Увидев зверя, диакон выронил водонос и бросился бежать. В большом волнении Илия рассказал учителю о своем приключении. Старец молча поднялся и отправился к источнику. Медведь необыкновенной величины спокойно лакал ледяную воду. Преподобный Иоанн тихо обратился к зверю:

– Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но говорю тебе, чтобы ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять вреда!

Услышав слова святого отца, медведь послушно опустил мохнатую голову и ушел. С той поры все хищники, живущие на Зедазнийской горе, убегают прочь, встречаясь с человеком, исполняя волю преподобного Иоанна» [VIII, с. 130–131].

Преподобный Колумбан Ирландский (9 июня)

«...Заметив в скале пещеру, он подошел ближе, чтобы по­лучше рассмотреть ее, и обнаружил логово большого медведя. Старец ласково попросил зверя уйти и больше не возвращаться к этому горному перевалу. Медведь послушался его слова и более не возвращался» [VIII, с. 92].

Преподобный Арсений Комельский (24 августа)

«Преподобный решил вернуться опять в Комельский лес, на место своих первоначальных подвигов; его сопровождал инок Герасим. Теперь уже не злые люди, а медведи стали обижать их, расхищая их огород, но Преподобный молитвой своей отогнал их, и медведи ушли» [5, с. 470].

Преподобный Вин (Бен)

«Когда в одно время бегемот производил в соседней стране опустошение, этот Святой, быв упрошен земледельцами, стал у реки и, увидевши зверя огромной величины, кротким голосом сказал ему:

– Именем Иисуса Христа повелеваю тебе не опустошать более этой страны.

Зверь, как будто прогнанный Ангелом, совсем скрылся. Точно так в другой раз прогнал он и крокодила» [3, с. 128].

Руфин передает данный эпизод следующими словами:

«Однажды гиппопотам опустошал близкие по соседству страны. Земледельцы просили его о помощи. Придя в ту местность и увидав огромного зверя, он обратился к нему со словами:

– Именем Иисуса Христа запрещаю тебе опустошать эту землю! Зверь бросился бежать, как бы гонимый Ангелом, и никогда более не появлялся там.

Сказывали нам, что подобным образом в другой раз он прогнал крокодила» [2, с. 16].

Иногда власть над зверями Святые проявляли, являясь не в телесном облике, а духовно – таинственным образом.

Преподобный Иоанн Молчальник (3 декабря)

Старец помог защититься от льва двум своим ученикам Феодору и Иоанну, которые поведали монаху Кириллу, написавшему впоследствии его житие, следующее.

«По преставлении преподобного Саввы, мы были посланы отцом нашим с одним поручением в Ливиаду. При переходе через Иордан, встретили нас некие люди и сказали: берегитесь, впереди вас лев. Мы же помыслили: силен Бог сохранить нас молитвами отца нашего, по повелению которого путешествуем. Так мы сказали и пошли дальше. Вдруг увидели мы страшного льва, который шел навстречу. Устрашились мы, оставила нас сила наша, так что бежать мы не могли и были как бы мертвые. И вот внезапно явился между нами отец наш преподобный Иоанн, повелевая нам не бояться. Тогда лев, как бы прогнанный ударом бича, бежал от нас, а отец стал невидим. Отдохнув, мы двинулись в путь невредимые. Исполнив повеленное нам послушание, мы возвратились к отцу, и он при встрече сказал:

– Видите, чада, что я оказался в послушании с вами, да и здесь усердно молил Бога о вас, и Он сотворил с вами милость» [1, с. 63–64].

Преподобный Савва Сторожевский Звенигородский (3 де­кабря)

Через два с половиной века после своей кончины Преподобный защитил московского государя:

«На охоте около Саввина монастыря, на царя Алексея Михайловича напал большой медведь. Но царю явился преподобный Савва и спас его» [5, с. 650–651].

Святые проявляли власть не только над крупными зверями, но также над более мелкими созданиями Божьими – птицами, гадами, насекомыми.

Святитель Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский (19 декабря)

«Некогда святой Вонифатий вошел в свой виноградник и увидел такое множество гусениц, что весь виноградник был покрытими, и вся зелень должна была погибнуть. И сказал Святой гусеницам:

– Заклинаю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, уйдите отсюда, и не смейте больше есть этой травы.

И тотчас все множество гусениц, по слову угодника Божия, вышло из виноградника, так что не осталось ни одной» [1, с. 519–520].

Преподобный Лаврентий Черниговский (29 декабря)

«Одна из духовных дочерей батюшки рассказывала об удивительной молитвенной помощи старца. При Троицком монастыре был огород. Однажды на монастырскую капусту напали гусеницы, и матушки, как ни старались, ничего не могли с ними поделать. Расстроенные монахини обратились к отцу Лаврентию с жалобой. Батюшка помолился, и утром все гусеницы уползли в близлежащее озеро» [VIII, с. 149].

Святитель Акакий, епископ Мелитинский (17 апреля)

«Во время его беседы с народом, множество бывших там ласточек своим громким криком заглушали голос Святого и мешали народу слышать слова его, так что иногда почти совсем не было слышно слов, исходивших из богоглаголивых уст епископа. Тогда, остановившись на короткое время среди беседы к людям, Святой обратился к ласточкам и повелел всем им именем Создателя умолкнуть и прекратить свой крик. И тотчас ласточки умолкли, будучи не в состоянии произнести ни одного звука, и совершенно улетели оттуда, оставив свои гнезда. С того времени ласточки не вили там гнезд, и если какая-либо из них случайно прилетала к тому храму, то не могла здесь щебетать, но как немая, немного полетав около храма, улетала оттуда, как бы кем гонимая...

Подобным же образом он повелел жабам, сильно кричавшим в озере и раздражавшим слух больных, умолкнуть. Спустя же немного времени он помиловал жаб и снова разрешил их от молчания, но только не всецело. Ибо он дозволил им издавать свой крик тихо, а не так громко, как они кричали раньше.

Однажды, придя к больным во время жатвы, он спросил их, всем ли они довольны и нет ли у них в чем-нибудь недостатка. Они ответили, что у них всего в изобилии, и что только одно их мучает, это – множество мух, которые причиняют им большие страдания, садясь на их язвы и струпья и больно кусая их тела. Святой тотчас помолился Богу, прогнал оттуда молитвою мух, и повелел мухам не являться туда более никогда. И так было до самой кончины угодника Божия: с того времени в том дому не видно было ни одной мухи. Таково чудо, которое сей дивный муж сотворил по благодати Божией» [1, с. 254, 255].

Преподобный Мемнон чудотворец (29 апреля)

«Святой отгонял саранчу, во множестве прилетевшую в ту страну и пожиравшую все плоды и травы» [1, с. 472].

Преподобный Афанасий Афонский (5 июля)

«В один год на остров, называемый «остров Юных», где Лавра имела свой метох, напало столько саранчи, что она истребила там почти всякую растительность, отчего произошел голод и мор скота. Святой сам отправился на этот остров, сотворил там прилежную ко Господу Богу молитву, и по молитве его тотчас же налетела туда столько птиц, что они в один день истребили всю саранчу» [8, с. 489].

Преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон (21 июня)

«Посреди острова святой Иулий увидел громадный камень, занимавший большое пространство. На нем решил он построить сотую церковь во имя святых двенадцати Апостолов. Но на острове том водились в большом количестве змеи и всякие ядовитые гады, почему никто из людей не осмеливался даже приблизиться к тому острову. Святой, взойдя на тот камень, сделал из небольшого деревца крест и водрузил его в небольшую расселину в камне. Помолившись затем Богу, он созвал к себе именем Иисуса Христа всех змей и гадов – и собралось их великое множество к нему. Святой сказал им:

– Уже довольно пожили вы на месте сем, ныне же именем Пресвятой Троицы, Отца, и Сына, и Святого Духа, повелеваю вам уйти с сего острова, и предоставить место сие для дома Божия и для рабов Христовых, намеревающихся обитать здесь.

Лишь только Святой произнес это, как все змеи и гады, как бы поняв его слова, тотчас повиновались его повелению и, собравшись все вместе, удалились к западной стороне острова; затем, погрузившись в озеро, переплыли на другую сторону к горе, называемой Камункин, и там поселились, устроив гнезда, а остров очистился от гадов» [1, с. 484].

Мученица Христина (24 июля)

«Святая сказала гадам:

– Именем Иисуса Христа повелеваю вам, ползающим змеям, ехиднам и скорпионам: идите каждый на свое место, никому не вредя!

И гады тотчас расползлись в разные стороны» [1, с. 563].

Преподобный Колумбан Ирландский (9 июня)

«Повернув лицо к востоку, он благословил остров и жителей его и вернулся в обитель. С этого дня ядовитые змеи не вредят больше ни людям, ни животным в том краю до сего времени» [VIII, с. 89].

Преподобный Исихий (5 марта)

«Случилось раз, что налетело на сад Святого множество птиц, которые поедали злаки и семена и уничтожали труды Святого. Тогда Святой обратился с молитвою к Богу, и тотчас птицы, вкусившие от трудов его, падали на землю и, не будучи в состоянии летать, лежали, распростерши крылья, на земле: все те птицы, которые касались семян, не могли уже подняться на воздух, но как бы пораженные некою отравою, валялись на земле; и место это наполнилось множеством птиц, лежавших на земле.

Спустя некоторое время Святой, сжалившись над птицами, выйдя из келии, сказал им:

Удалитесь отсюда, и не снедайте более трудов иноческих. Как только Святой изрек слова сии, тотчас же все бывшие на земле птицы полетели кверху и с тех пор уже более никогда не приближались к саду Святого» [1, с. 129–130].

3.2. Святые поражают хищных зверей

Современный человек обычно испытывает страх перед хищными зверями. Они могут сильно поранить и даже загрызть до смерти – особенно тех, кто нападает на них. Рискованным делом считается даже такая охота, когда несколько вооруженных людей выслеживают одного зверя.

Иное соотношение сил бывает, когда человеку содействует Всемогущий Бог.

В Священном Писании можно найти примеры, когда исполненные Святого Духа мужи бесстрашно ратоборствовали со свирепыми хищниками и без всякого оружия побеждали их.

Одним из таких победителей был знаменитый библейский – Самсон.

Книга Судей Израилевых, гл. 14


5. И спиде Сампсон и отец его и мати его во Фамнафу, и приидоша до винограда Фамнафа: и се, львичищ рыкающ во сретение ему. 6. И сниде на него Дух Господень, и растерза его яко 5. И пошёл Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев, рыкая, идёт навстречу ему. 6. И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как

«Самсон, раздирающий пасть льва». Фрагмент росписи деревянного шкафчика. Россия. XIX в. «Коломенское»


козлища от коз, и ничтоже бяше в руку его: и не поведа отцу своему и матери своей, еже сотвори. козлёнка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал.

Подобное бесстрашие в борьбе с хищными зверями неоднократно проявлял пророк Давид, царь Израиля. Об этом он сам свидетельствовал царю Саулу перед битвой с Голиафом.

1 книга Царств, гл. 17


33. И рече Саул к Давиду: не возможеши поити ко иноплеменнику сему братися с ним, яко ты детищ ecu, сей же муж борец есть от юности своея. 34. И рече Давид к Саулу: егда пасягие раб твой отца своего стадо, и егда прихождаше лев или медведица и восхищаше от стада овцу едину, 35. И аз вслед его исхождах и поражах его, и исторгах из уст его взятое: и аще воспротивляшеся ми, то взем за гортань его, поражах и умерщвлях его; 36. и льва и медведя бияше раб твой, и будет иноплеменник необрезанный сей яко един от сих: не пойду ли, и поражу его, и отъиму днесь поношение от Израиля? Понеже кто необрезанный сей, иже уничижи полк Бога Жива? 37. И рече Давид: Господь Иже изъят мя от руки львовы и от руки медведицы, Той измет мя от руки иноплеменника сего необрезаннаго. И рече Саул к Давиду: иди и да будет Господь с тобою. 33. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты ещё юноша, а он воин от юности своей. 34. И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, 35. то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; 36. и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго. 37. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.

Святые Церкви Христовой также нередко побеждали хищных зверей и умерщвляли их. При этом они действовали, как правило, не силой рук своих, но силой своей молитвы.

Святитель Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский (13 ноября)

«Случилось, что в то время недалеко от монастыря, где подвизался Иоанн, появился свирепый лев, который, рыская по дорогам, пожирал людей и скот. Много раз жители окрестных селений, собравшись, подстерегали зверя с оружием и стрелами, надеясь убить его, но всякий раз безуспешно. Выходя из дубравы, зверь нападал на людей с яростью и многих из них убивал на смерть, других ранил так, что они едва могли убежать, а некоторых живыми уносил в свое логовище и там пожирал. Придя к Иоанну, окрестные поселяне возвестили ему об этом и упрашивали его, чтобы он помог им своими молитвами. Иоанн дал просящим деревянный Крест, повелевая водрузить его на том месте, откуда выходит зверь. Те так и сделали, и по прошествии нескольких дней заметили, что зверь не появляется. Тогда поселяне отправились к Кресту и увидали там труп льва. Избавленные от такого бедствия силой Креста, по молитвам святого Иоанна, они возрадовались и прославили угодника Божьего» [1, с. 317].

Святитель Епифаний, архиепископ Кипрский (12 мая)

«Недалеко от Епифаниева монастыря жил при пути, пролегавшем чрез пустыню, свирепый лев, погубивший многих прохожих, так что путники ходили не иначе как весьма большими толпами. Собравшись однажды, они пришли в монастырь к Преподобному и сообщили о кровожадности зверя, многих умертвившего. Выслушав их, Преподобный сказал им:

– Пойдемте, чада, во имя Господне, и посмотрим на того льва. И пошли все. При приближении к львиному логовищу, на всех напал страх, и все хотели бежать назад. Но Святой сказал:

– Покажите мне его место.

Ему показали, стоя вдали. Тогда Преподобный пошел к зверю, взывая:

– Где жилище львиное?

Тотчас лев, услышав человеческий голос, выскочил из своего логовища; но, увидав лицо Святого, пал мертвым. Стоявшие же вдалеке, заметив вышедшего льва, со страху побежали и ожидали, что он растерзает Епифания. Угодник же Божий громким голосом кричал им:

– Не бойтесь, чада: придите и посмотрите на труп зверя.

Они после долгих колебаний отважились придти к Святому и, увидавши лежащего у его ног мертвого льва, весьма удивились, прославляя Бога» [1, с. 400].

Святитель Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский (19 декабря)

«Мать Вонифатия имела в своем доме кур, которых похищала лисица, причиняя тем убыток бедной вдове. Однажды отрок Вонифатий, стоя у своих дверей, увидал, как лисица по обыкновению пришла, похитила птицу и убежала в гору. Сожалея об огорчении матери, он побежал в храм, пал на землю и в молитве жаловался перед Богом на лисицу, говоря:

– Господи, неужели благоугодно тебе, чтобы я не мог питаться от трудов матери? А вот, между тем, лисица приходит и похищает пищу нашу!

После молитвы Вонифатий возвратился домой и увидал ту же самую лисицу, пришедшую к ним на двор и принесшую во рту похищенную птицу, она пустила ее живою перед Вонифатием, а сама тотчас издохла. Так Бог слушает надеющихся на Него и в малых вещах, имея о нас великое промышление, чтобы мы, получая от Него малое, надеялись получить, по возможности, и большее» [1, с. 515–516].

3.3. Святые поражают гадов и истребляют их

Христос Спаситель дал Своим ученикам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью – Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию, и ничесоже вас вредит (Лк.10:19).

«На аспида и василиска наступиши». Фрагмент иконы «Святой пророк Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Центральная Россия. Рубеж ХѴІІІ-ХІХ в. ФААП

Преподобный Дидим

«В тех местах, под палящим зноем солнца, размножаются скорпионы, рогатки и весьма ядовитые змеи. Он их давил и попирал ногами, как земляных червей, без всякого вреда для себя» [2, с. 49].

Великомученик Димитрий Солунский (26 октября)

«Как в светлом чертоге сидел Димитрий в темнице, хваля и прославляя Бога. Диавол, желая устрашить его, обратился в скорпиона и хотел уязвить Святого в ногу. Ознаменовав себя крестным знамением, Святой безбоязненно наступил на скорпиона, произнося слова Давида: На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия (Пс.90:13)» [1, с. 564].

Преподобный Петр Афонский (12 июня)

«Обозрев многие горы и юдоли, расселены и пропасти афонские, Святой нашел, наконец, одну глубокую и весьма темную пещеру, так как вход в нее загромождался сгустившимися деревьями, но очень удобную для помещения. В этой пещере гнездилось бесчисленное множество змей и ядовитых гадов, а еще больше демонов. Лишь только демоны увидели Святого, приближавшегося к их гнездилищу, как восстали против него со всей своей злобой, но он, презирая злобу их, решился водвориться в этом богосозданном убежище, потому что находил его во всем соответствующим святой своей мысли. Итак, призвав многомощное имя Иисуса и Пречистой Его Матери и вооружившись всесильным оружием Креста, он дерзновенно вошел в эту пещеру – и все множество бесов и гадов как дым исчезло» [8, с. 409–410].

Священномученик Артемон (13 апреля)

«Святой Артемон, приблизился к дверям и, сотворив крестное знамение, безбоязненно вошел внутрь, и змеи сделались неподвижны. Святой же обратился к истинному Богу с такою молитвою:

– Господи Боже мой, чрез раба Своего Даниила сокрушивший вавилонского Вила и змея убивший, Ты и теперь силою Твоею чрез меня грешного сокруши главы змей сих, чтобы прославилось Твое святое имя!

После этого он запретил змеям вредить кому-либо и, приказав им следовать за собою, вышел вместе с ними из храма.

Увидав вышедших из храма змей, народ и Патрикий пришли в ужас и бросились бежать. Святой же Артемон воскликнул вслед им:

– Что вы бежите? Не бойтесь, остановитесь и поглядите теперь, как силою истинного Бога, в Которого я верую, умрут перед вашими глазами эти змеи.

Затем он дунул на них, и они тотчас стали мертвы, простершись пред ногами его, как пораженные молнией. И сказал святой Артемон Патрикию:

– Видишь, как почитаемые вами боги умерли силою Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» [1, с. 192].

Преподобный Еллий (Гелен) Египетский (14 июля)

«Братия стояли на другом берегу и смотрели на то чудо, как человек Божий переправлялся через реку на крокодиле, и со страхом удивлялись этому. Преподобный, переплывши реку, выйдя на берег и извлекши за собой крокодила, сказал ему:

– Тебе лучше умереть самому, чем уничтожать людей и съедать их!

И тотчас крокодил пал и издох» [1, с. 355–356]

Пророк Иеремия (1 мая)

«Придя в Египетскую страну, они поселились в городе Тафнисе, где некогда пророк Моисей совершал чудесные знамения пред фараоном. Там среди добровольных переселенцев – соотечественников прожил Иеремия четыре года, пользуясь большим уважением от египтян за свою праведную жизнь и за те благодеяния, какие он оказывал им, своими молитвами поражая аспидов и крокодилов» [1, с. 38].

Святитель Иулиан, епископ Кеноманийский (13 июля)

«На пути нашли они одного отрока, валявшегося на земле; громадный уж обвил его, связавши ноги, как веревкой, и все тело опоясавши кругом; увидя это, все испугались. Человек же Божий Иулиан, подойдя ближе, помолился Богу, говоря:

– Господи Иисусе Христе, род человеческий, лишившийся рая лестию змея, избавивший Твоим крестом, избави и это создание Твое от связавшего его ужа, да уразумеют предстоящие, что Ты Спаситель всех уповающих на Тебя!

И тотчас уж разорвался пополам и стал мертвым, отрок же освободился от него невредимым, и все славили Бога» [1, с. 345].

Великомученик Пантелеймон (27 июля)

«Великомученик Пантелеимон воскрешает отрока». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Однажды случилось ему... найти мертвого ребенка, укушенного огромною ехидною, и самую ехидну, лежавшую тут же близ ужаленного. Видя это, Пантолеон (Пантелеймон) сначала испугался и немного отступил, а потом подумал сам в себе так:

– Теперь пришло время испытать мне и убедиться, истинно ли все, что говорил старец Ермолай.

Взглянув на небо, он произнес:

– Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать Тебя, но если ты хочешь, дабы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое, отрок этот ожил, а ехидна издохла.

И тотчас отрок, как будто от сна, встал живым, ехидна же расселась пополам» [1, с. 622].

Преподобный Флорентий (23 августа)

«К нему пришел издалека некоторый диакон, дабы сподобиться его молитв и благословения. Увидав кругом келии его весьма много змей и разного рода гадов, диакон весьма испугался и воскликнул, сказав:

– Раб Божий! Помолись обо мне!

В то время воздух был очень чист и ясен, так как освещался сиянием солнца. Флорентий, выйдя из келии и став на земле, устремил очи свои на небо и поднял руки свои вверх, молясь, дабы Господь изгнал оттуда тех гадов средствами, какими Ему Самому было ведомо. И тотчас послышался гром, явилась молния и побил тот гром вместе с молниею всех змей, обитавших на месте том» [1, с. 398].

Преподобный Варлаам Керетский (6 ноября)

«Он возложил на себя страшный подвиг. Он стал плавать по Белому морю против ветра, по самым опасным местам, непрерывно читая псалмы Давида. Лодку он направлял непрестанно туда, где плавание было невозможно по причине живших там обильно червей, которые протачивали суда, но он молился об уничтожении их, и черви исчезли» [5, с. 608–609].

Исследователь жития преподобного Варлаама игумен Митрофан (Баданин) делает следующее любопытное уточнение относительно червей-древоточцев.

«В бухтах этого мыса водились особые черви – «корабельные сверлила», личинки которых цеплялись за днища судов и незаметно протачивали даже самую крепкую корабельную древесину.

Коварство этих “сверлил” состояло в том, что единожды про­никнув в дерево корабельной обшивки, червь этот больше наружу не выходил и никаким иным образом себя не проявлял. Живя в деревянном наборе корпуса корабля, он постепенно и внешне незаметно превращал древесину в труху. Так продолжалось до наступления ближайшего достаточно серьезного шторма, когда совершенно неожиданно для экипажа вываливалась часть корпуса судна. Следствием такого повреждения, естественно, являлось резкое поступление большого количества забортной воды, что приводило к катастрофической потере устойчивости, и, как правило, завершалось быстрой гибелью корабля.

В среде моряков этих тварей обычно называют «морской червь» или «корабельный червь», и хотя входят они в семейство «морских древоточцев» (Teredinidae), тем не менее, относятся они к типу моллюсков (Mollusca). Створки «раковины» этого «двустворчатого моллюска» расположены на головной части продолговатого – тела «червя». Именно они – прочные известковые створки и служат рабочим наконечником для этих «корабельных сверлил», превращающих в труху остовы поморских судов, и «могущих за одну навигацию вывести из строя судно». Поэтому так и потрясло современников то великое чудо избавления берегов вокруг Святого Носа от “множества червия, иже остовы кораблей вертети навыкших”» [VI, с. 108–110].

Преподобный Феодосий Великий (11 января)

«Однажды гусеницы и саранча производили опустошения в Палестине. Преподобный был в то время уже весьма стар и не мог ходить. Однако он приказал ученикам вести себя в поле, где угрожала плодам земным погибель, и там остановил саранчу и гусениц, сказав:

– Общий нам всем Владыка повелевает вам, чтобы вы не погубляли человеческих трудов и не съедали пищу бедных.

И тотчас саранча рассеялась, как облако, и гусеницы погибли» [1, с. 329].

Преподобный Феодор Сикеот (22 апреля)

«В июне месяце, жители селения Мазамия, слышавшие о чудесах, совершаемых преподобным Феодором, пришли к нему со слезами умоляя придти к ним, отогнать саранчу, слетевшую подобно облаку на их нивы и сады. Святой пошел с ними, вошел в храм их и провел там ночь в молитве, а на утро он пошел в поле на нивы, совершил там общественное моление и, взяв в руки три саранчи, вознес молитвы Богу о народе, и во время молитвы саранча стала мертвою в руке его. Он же, возблагодарив Бога, сказал народу:

– Возвратитесь, чада, в церковь, ибо Господь скоро явит нам милость Свою.

И возвратившись в церковь, Святой совершил Божественную Литургию, а на утро народ увидал, что вся саранча вымерла» [1, с. 337–338].

3.4. Звери воспринимают слова Святых и подчиняются их повелениям

В первозданном райском миpe звери были абсолютно послушны человеку. Адам как царь был поставлен Богом повелителем всей твари. После грехопадения связь между потерявшим свое царское достоинство властелином и одичавшими подданными оказалась разрушенной. Сегодня большинство животных, птиц и других созданий не способны оказывать прямое послушание повелениям человека. Нам даже трудно представить, в какой степени могли все звери в Раю быть послушными Адаму.

Приоткрыть эту тайну помогает нам Священное Писание, когда повествует о «сознательном» и «разумном» поведении животных при вхождении их в Ковчег, сооруженный праотцем нашим Ноем.

«Заселение Ноева ковчега». Фрагмент фрески. Лавра прп. Саввы Освященного. Окресности Иерусалима. XIX в.

Бытие, гл. 7


7. Вниде же Ное и сынове его, и жена его и жены сынов его с ним в Ковчег, воды ради потопа. 8. И от птиц чистых и от птиц нечистых, и от скот чистых и от всех гадов и пресмыкающихся по земли 9. два два внидоша к Ною в Ковчег, мужеский пол и женский, якоже заповеда Господь Бог Ною. 10. И бысть по седми днех, и вода потопная бысть на земли. 7. И вошёл Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним в Ковчег от вод потопа. 8. И из птиц чистых и из птиц нечистых, и из скотов чистых и из скотов нечистых, и из зверей и из всех пресмыкающихся по земле 9. по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в Ковчег, как Господь Бог повелел Ною. 10. Через семь дней воды потопа пришли на землю.

Существует предание, что Ной призывал Божьи создания войти в спасительный Ковчег посредством ударов колотушки, которой он стучал по дверце Ковчега. Этот призывный благовест не был услышан развращенными человеками, современниками Ноя – но оказался понятен бессловесным тварям. Таким образом, праотец Ной стал первым звонарем, а чистые и нечистые животные оказались первой паствой, спасенной им от истребляющих вод Великого Потопа.

«Исход животных из Ноева ковчега». Фрагмент мозаики. Собор Монреале. Италия. XII в.

Такую же разумность и послушание святому праотцу явили животные при выходе из Ковчега по завершении Потопа.

Бытие, гл. 8


15. И рече Господь Бог Ноеви, глаголя: 16. Изыди из Ковчега ты и жена твоя, и сынове твои и жены сынов твоих с тобою; 17. и вся звери, елицы суть с тобою, и всяку плоть от птиц даже до скотов, и всяк гад движущийся по земли изведи с собою: и раститеся и множитеся на земли. 18. И изыде Ное и жена его, и сынове его и жены сынов его с ним; 19. и ecu зверие, и ecu скоти, и вся птицы и ecu гади движущимся по роду своем у на земли изыдоша из ковчега. 15. И сказал Господь Бог Ною: 16. выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою. 17. выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. 18. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним; 19. все звери, и все гады, и все птицы, всё движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

Примерами дивного послушания животных Святым украшены многие жития угодников Божиих.

Свидетельство блаженного Иоанна Мосха

«Брат пришел к игумену и говорит:

– Ступай в монастырь Бессов, да извести и Хорембу, чтобы пришли и оттуда.

– Прости, брат, – отвечал старец, – мне совсем некого послать. Будь столь добр, сходи, пожалуйста, и скажи им сам.

– Но я никогда не ходил туда и не знаю дороги, сказал брат. Тогда старец сказал собачке:

– Ступай с братом в монастырь Хорембский, чтобы он дал туда известие.

И собака пошла с братом и довела его до ворот монастыря.

Рассказавшие это показали нам и собаку, потому что она была с ними» [4, гл. 157, с. 380–381].

Нередко особым послушанием отличались птицы.

Преподобный Венедикт Нурсийский (14 марта)

«Преподобный Венедикт Нурсийский». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Преподобный Венедикт, взяв отравленную просфору, присланную ему от пресвитера Флорентия, положил ее пред вороном и сказал:

– Во имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, возьми хлеб сей и занеси в такие пустынные места, где его не могли бы найти никто – ни человек, ни птица.

Ворон, открыв свой клюв и каркая, стал летать вокруг того хлеба, ясно этим показывая, что он хочет послушаться повеления Преподобного, но не может, благодаря находящемуся в просфоре вредоносному диавольскому яду. Тогда человек Божий снова сказал птице:

– Возьми, возьми, не бойся, – ты не отравишься этим хлебом; итак неси его в непроходную пустыню.

И ворон, исполняя приказанное ему, с великим страхом взяв клювом смертоносную ту просфору, улетел; возвратившись чрез три часа, он стал питаться из рук Преподобного обычною для него пищею» [1, с. 299–300].

Иногда Святые обращались к животным и птицам не лично, но при помощи посредников.

Птицы нередко проявляли доверчивость к Святым и слушались их.

Преподобный Исаакий, затворник Печерский (14 февраля)

«Однажды один из иноков сказал, подсмеиваясь, блаженному:

– Исаакий! Вот сидит ворон, иди и поймай его.

Поклонившись до земли, смиренный инок подошел и взял ворона и принес его в поварню инокам. Удивились все такому делу и рассказали о том игуменам и братии; и начали братия с тех пор уважать его» [1, с. 286].

Архимандрит Павел (Груздев)

Один из духовных чад так свидетельствовал о старце:

«Летом, бывало, сядем с батюшкой на лавочке во дворе храма. Я спрашиваю, он отвечает. Но прежде, чем рассказывать, батюшка сначала соберет всех грачей, которые жили под куполами церкви:

– ГрАчи, грАчи! – и они тотчас, словно куры к нему слетаются.

Сядут вокруг него, он говорит, а они вроде как слушают: притихнут, не галдят. Так и сидим – батюшка, грачи и я с ними» [X].

Преподобный Лаврентий Черниговский (29 декабря)

«Однажды матушки посадили рассаду в монастырском огороде. Галки, гнездившиеся в саду обители, повадились выдергивать молодые ростки. Матушка-сторожиха не могла уследить за ловкими, хитрыми птицами и взмолилась батюшке о помощи. Старец просил передать сторожихе:

– Скажи, чтобы она велела птицам лететь в лес.

Матушка была крайне удивлена, как это галки могут послушаться ее слов, но за послушание духовнику приказала птицам улетать. Птиц не стало. Прошло два дня. Батюшка вышел, посмотрел на колокольню, где раньше шумели галки. Тишина стояла в монастыре.

– А скучно без птиц, – сказал старец Лаврентий, – пусть сторожиха скажет галкам, чтобы возвращались, но ничего бы не портили.

Матушка послушно исполнила просьбу старца, и вновь загалдели в обители веселые птицы» [VIII, с. 149–150].

Духовное воздействие Святых на животных проявлялось иногда заочно.

Священномученик Власий, епископ Севастийский (11 февраля)

«Одна бедная вдова не имела ничего, кроме одного только поросенка; волк, подкравшись, схватил его. Бедная женщина стала горько плакать; увидев, что идет Святой, она бросилась к нему и со слезами стала рассказывать ему о своем горе. Святой, улыбнувшись, сказал ей:

– Не предавайся скорби, женщина, не плачь: твой поросенок будет возвращен тебе живым и невредимым.

Сказав это, Святой продолжал свой путь, а к убогой вдовице прибежал тот волк, неся в зубах ее поросенка; он пустил его перед ней без всякого повреждения и убежал обратно в пустыню; вдова же взяла своего поросенка, радуясь и хваля Бога» [1, с. 214].

Мученик Коной (5 марта)

Святой получил власть от Бога над бесами, и они служили ему.

«Одна бедная вдова, во время жатвы, пришла на поле и ходила за жнецами, подбирая оставшиеся колосья. На руках у нее был малолетний единственный ее сын. Вдруг выбежал из леса волк, выхватил ребенка из рук матери и унес его в пустыню. Народ погнался за ним, но догнать волка и освободить дитя из его пасти не мог. Огорченная женщина пришла к святому чудотворцу Конону, плакала и, припав к ногам его, поведала ему свое горе. Он тотчас дал повеление своим невидимым рабам и те в одно мгновение схватили волка, державшего ребенка в зубах, и поставили пред Святым. Святой возвратил матери ее сына живым и невредимым, а волку велел уйти в свое место» 1, с. 126.

Особую благодать – проявлять власть над животными и повелевать ими – получали мученики Христовы во время своего подвига.

Мученик Фирс (14 декабря)

На Святого были выпущены дикие звери.

«Он же, воздев руки кверху, сказал:

– Владыко, сотвори так, чтобы дикие звери эти ушли каждый в свое жилище, не причинив вреда никому из находящихся здесь!

Затем, помолившись, он сказал зверям:

– Во имя истинного Бога возвратитесь в пустыню, каждый в свое логовище, откуда вы выведены, и не причиняйте никому вреда.

И тотчас звери убежали, причем двери раскрылись перед ними сами собою. Все присутствовавшие в страхе разбежались, кто куда мог, боясь вырвавшихся зверей, которые, однако, сами стремительно бросились бежать в пустыню. При виде этого чуда, многие из язычников обратились ко Христу» [1, с. 404].

Мученик Неофит (21 января)

«Пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которого, по их словам, они поймали в пустыне пять дней тому назад и вовсе не давали пищи. Обрадованный правитель повелел ввести этого льва внутрь ристалища, где святой мученик нагой был привязан к столбу. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, подошедши к Святому, посмотрел на него, остановился, и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги Святого. Это был тот лев, которого святой Неофит нашел на горе Олимпе, в каменной пещере, и отослал в другое место, сам поселившись в его пещере. Узнав его, Святой повелел ему возвратиться в первое свое жилище, на горе Олимпе, которое он уступил Святому; при этом Святой запретил ему когда-либо вредить людям. Лев, поклонившись мученику, пошел от него со страшным ревом, разломал двери ристалища и быстро прошел среди народа. Все бросились бежать, опасаясь свирепости зверя, но он никого не тронул и побежал в пустыню, по повелению Святого, на прежнее свое место» [1, с. 243–244].

Мученик Потит (1 июля)

«Придя в пустыню Гаргарскую, посланные нашли раба Христова, сидевшего на горе, и увидели множество зверей, окружавших Святого. Воины пришли в великий страх и хотели бежать, ибо звери повернулись к ним, намереваясь кинуться на них. Но Святой запретил зверям, сказав:

– Разойдитесь по своим местам и никому не причиняйте вреда. И тотчас звери разошлись» [1, с. 21].

Множество других примеров послушания диких животных повелениям человека содержится в Житиях Святых.

Мученик Мамант (2 сентября)

«По повелению Божьему, к святому Маманту собирались из той пустыни звери, как овцы к пастырю, и как будто существа разумные слушали его и повиновались ему» [1, с. 51].

Мученик Зосима Пустынник (19 сентября)

«Князь сказал ему:

– Если звери слушают твоего Бога, то повели прийти сюда одному зверю, тогда мы все примем твою веру.

Зосима, воздев свои честные руки к небу, стал молиться.

– Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! – говорил он, – послушай меня, раба Твоего, пошли сюда льва, чтобы он служил мне.

И внезапно в город вбежал страшный лев, и все, увидав его, разбежались. Лев же, подойдя к Зосиме, стал поддерживать камень, который был привязан к его шее.

Тогда князь стал просить Святого:

– Зосима! укроти зверя, и мы отвяжем тебя.

Зосима повелел зверю быть кротким, и князь приказал развязать Святого и хотел послать его к царю. Но Зосима предал Богу дух свой» [1, с. 356].

Преподобный Коприй (24 сентября)

«За свою благочестивую жизнь он вскоре сделался жилищем Святого Духа; даже дикие звери слушались его» [1, с. 479].

Преподобный Макарий Александрийский (19 января)

«Однажды Преподобный сидел на дворе; вдруг прибежала гиена и принесла в зубах своего щенка, который был слеп; и, подбежав к Макарию, гиена бросила щенка к его ногам. Святой, подняв щенка, плюнул ему в глаза, помолился Богу, – и щенок прозрел. Гиена, взяв своего щенка, убежала. Наутро она снова прибежала к Преподобному, неся огромную баранью шкуру, увидав которую, Святой сказал гиене:

– Откуда у тебя эта кожа, разве ты съела чью-нибудь овцу? Если ты добыла ее насилием, я не возьму ее.

Гиена же, наклонив голову к земле и приклонив колена, положила принесенную шкуру к ногам Святого. Но Преподобный сказал зверю:

– Я сказал, что не возьму до тех пор, пока ты не обещаешься мне, что не станешь более обижать бедных, съедая их овец.

Тогда гиена наклонила свою голову, как бы соглашаясь со словами Святого и обещаясь повиноваться ему. После сего преподобный Макарий взял кожу у гиены и отдал ее святой Мелании Римляныне, часто посещавшей святых отцов в пустыне. С тех пор кожу эту прозвали “дар гиены”. И что удивительно в мужах, отрекшихся от миpa, так это то, что даже зверь, получив во славу Божию и в честь Святых Его благодеяние, уразумел то и принес дар блаженному. Укротивший львов для пророка Даниила, дал и гиене разумение полученного благодеяния и научил ее благодарности» [1, с. 160–161 ; так же в 3, с. 61–62].

Преподобный Лука Элладский (7 февраля)

«Преподобный Лука Элладский». Иллюстрация. «Шестодневъ»

«Случилось, что в сад его стали приходить олени; одно съедая, а другое попирая ногами, они сильно портили его. Святой отгонял их, но когда возвращался в келью, они снова приходили туда; и так повторялось несколько раз. Тогда Святой, раздосадованный, выйдя к оленям, сказал одному из них, который был больше других, как какому-либо разумному и словесному созданию:

– Зачем вы делаете мне неприятное и разоряете мои труды, между тем как я вас никогда не обижал? Ведь мы рабы единого Господа и создания – единого Бога; кроме того – я создан по образу Божию и имею власть над всем творением, ибо Создатель все покорил человеку. Итак, по повелению Господа, не сходи с места, на котором стоишь, но приими достойное наказание.

И лишь только Святой это произнес, олень, как бы пораженный какой-либо стрелой, упал на землю и лежал неподвижно, тогда как остальные олени убежали» [1, с. 142].

Преподобный Исихий (5 марта)

«Однажды, выйдя из келпи, Преподобный увидел некоего человека с тяжело нагруженным возом. Воз везли волы, и один из них споткнулся, пал на землю и не мог подняться на ноги. Человек тот старался поднять его, но не мог; упавший вол оставался недвижимым, как большой камень; изнемогши от труда, человек тот начал плакать.

Увидев это, Преподобный сжалился над ним и, подойдя к волу, погладил его по шее и сказал бессловесному, как бы понимающему слова:

– Встань, ленивый, и продолжай путь свой, чтобы не сделаться тебе орудием злобы вражией.

Сказав это, Святой осенил вола крестным знамением. И тот­час вол поднялся и спокойно потащил тяжелый воз. Человек тот весьма удивился происшедшему и, поклонившись Святому, поблагодарил его и с радостью продолжал путь свой» [1, с. 130–131].

Священномученик Артемон (13 апреля)

«Когда Патрикий отошел от Лаодикии приблизительно на три поприща, то встретил на пути святого пресвитера Артемона, возвращавшегося с ловитвы: он ловил диких зверей словом Христовым, и за ним следовало два оленя и шесть диких ослов. Святой Артемон вел их к епископу Сисинию, которому очень хотелось иметь диких зверей в своем саду. Приказав остановиться колеснице, Патрикий спросил раба Божия Артемона:

– Как ты поймал этих зверей?

– Я поймал их словом Христа моего, – отвечал он» [1, с. 188].

Преподобный Еллий (Гелен) Египетский (14 июля)

«Будучи в пути и чувствуя утомление от тяжести ноши, он увидел ослов, ходивших и пасшихся в пустыне, и обратился к ним, говоря:

– Во имя Господа нашего Иисуса Христа пусть один придет сюда и понесет мою ношу!

Тотчас один осел, сильнейший из стада, кротко подошел к нему, Святой же положил на него свою ношу, сам сел и скоро достиг жилища находившихся в пустыне братий, а осла отпустил в пустыню» [1, с. 355].

Даже мертвые животные иногда воспринимали слова святых угодников Божиих.

Слева: «Иудей Замврий волхованием умерщвляет вола»; справа: «Св. Сильвестр воскрешает вола». Фрагменты иконы «Святитель Сильвестр папа Римский, с житием». Палех. 1840 г. Собрание икон С.В. Свистунова. Москва

Святитель Сильвестр, папа Римский (2 января)

«После молитвы он подошел к мертвому быку и громко произнес:

– Если проповедуемый мною Иисус Христос, рожденный от Девы Марии, есть истинный Бог, то поднимись и стань на ногах своих, и, оставив прежнюю свою свирепость, будь кроток!

Лишь только Святой произнес это, как бык тотчас ожил, встал и стоял тихо и спокойно. Святой приказал снять веревки с рогов его и сказал:

– Ступай туда, откуда пришел, и никому не причиняй вреда, но будь тих; так повелевает тебе Иисус Христос, Бог наш!

И бык ушел тихо, хотя прежде был крайне свиреп. Увидев это, все воскликнули как бы в один голос:

– Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр!» [1, с. 138].

3.5. Звери почитают имена Святых

Жития Святых повествуют о том, что иногда звери проявляли почтение и благоговейное отношение к именам угодников Божиих. Это, с одной стороны, подтверждает действенность обращения к Святым (и звери повинуются им!) и пользу молитвенного призывания их на помощь, а, с другой стороны, свидетельствует о силе благодатного воздействия Святых на животных.

Преподобный Иулиан Столпник

«В его местности появился лев, пожравший многих странников и туземцев. Однажды старец приказал своему ученику Панкратию:

– Отправься за две мили отсюда к югу. Ты найдешь там лежащего льва. Скажи ему: смиренный Иулиан именем Иисуса Христа, Сына Божия, повелевает тебе удалиться из этой местности.

Брат, отправившись, нашел льва. И лишь только произнес то, что ему было заповедано, лев удалился, и все прославили Бога» [4, гл. 58, с. 199].

Преподобный Симеон Столпник (1 сентября)

«Некоторые люди, издалека шедшие к Преподобному, спасаясь от зноя, остановились под деревом, чтобы немного отдохнуть. Сидя там в тени, увидели они шедшую мимо беременную оленицу и закричали ей:

– Молитвами святого Симеона заклинаем тебя, постой немного! И совершилось дивное чудо: оленица остановилась. Так даже звери именем Святого становились кроткими и послушными» [1,с. 27].

Преподобный Феодор Студит (11 ноября)

«Некий странноприимец Леон, отправляясь некогда по нужде один в отдаленное селение, встретил на дороге рысь, которая, заметив его, кинулась в намерении его растерзать. Громко призвал Леон имя преподобного отца Феодора, и вот – зверь, услыхав имя Святого, остановился и наклонился к земле, свернул с дороги и пустился бежать. Леон же, нетронутый зверем, продолжал путь свой» [1, с. 258].

Преподобный Савва Освященный (5 декабря)

«...Ночью разбойники напали на монахов, но ничего не нашли у них и, подивившись их нестяжательности, ушли. И вдруг видят: навстречу им идут два больших, страшных льва. Они подумали, что это Бог их наказывает за то, что они осмелились напасть на рабов Его. И закричали они зверям громким голосом:

– Заклинаем вас молитвами отца Саввы, уйдите с дороги, не встречайтесь нам!

Услышав имя святого Саввы, львы отбежали, как будто их прогнали бичом. Разбойники же, удивившись сему чуду, возвратились к Преподобному и рассказали о том, что случилось, раскаялись в своих злых делах, перестали заниматься разбоем и начали жить своими трудами» [1, с. 141–142].

Блаженный Елезвой, царь Эфиопский (19 декабря)

«Когда инок был так стеснен, что уже бежать было некуда, змей устремился, чтобы пожрать его, но тут инок, вспомнив о блаженном царе Елезвое, обратился к змею и сказал:

– Молитвами праведного и святейшего Елезвоя – отойди от меня.

Змей, как бы устыдившись святого имени Елезвоя, остановился» [1, с. 528].

Преподобный Феодосий Великий (11 января)

«Он был скорым помощником не только для людей, но и для бессловесных животных. Один странник шел, ведя осла. Встретившийся ему на пути лев, не обращая внимания на человека, бросился на осла, чтобы растерзать и пожрать его. В трепете человек громко призвал имя Преподобного, говоря:

– Человек Божий Феодосий, помоги мне!

И тотчас лев, услышав имя Святого, обратился назад и побежал в пустыню» [1, с. 331].

Преподобный Симеон Дивногорец (24 мая)

«Случилось однажды, что лев, обитавший в горе той, устремился на одного человека, шедшего к Преподобному; лев уже совсем приготовился растерзать того человека; человек же, не надеясь бегством спастись от зверя, возопил:

– Не делай мне зла, ради Симеона, угодника Божия!

И тотчас лев, услыхав имя Симеоново, смирился и не причинил никакого зла человеку тому.

Человек же этот, придя к Святому, поведал ему о происшедшем»[1, с. 698].

Блаженный Феофил Киевский, Голосеевский (28 октября)

«Когда блаженного приехал навестить Иван Катков, то, исповедавшись и рассказывая старцу о своих делах, упомянул и о приобретенном им молодом бычке, весьма строптивого нрава.

– Купил я, батюшка, бычка. Думал для себя оставить, да не знаю, что с ним и делать: одурел, скотина, совсем, на всех с рогами лезет. Хочу зарезать, да жалко.

– А ты мне его подари...

– Вам?.. Помилуй Бог, да к нему и приступить нельзя! Сколько людей уже искалечил...

– Ничего... Мы его смирению научим.

– Да как же я того...

– Очень просто. Подойди к нему и скажи: “Эй, бычок! Отныне ты не мой, а отца Феофила. Собирайся в гости к нему”...

Мясник так и сделал. Подошел, по возвращении домой, к бычку, повторил сказанные старцем слова, и доселе фыркающий и озверявшийся бычок сделался кроток, как ягненок: смиренно стал ласкаться и лизать хозяину руки» 11, с. 7 9 –80.


Источник: Буфеев К., прот. Животные рядом со Святыми.М.2012

Комментарии для сайта Cackle