прот. Константин Буфеев

Источник

7. Животные как знамения, через которые Бог проявляет Свою волю

7.1. Знамения, явленные через рыб

Нередко Бог использовал рыб в качестве знамения для утверждения людей в вере или для призвания к особому служе­нию Своих избранников.

Чудесным уловом рыбы дважды Христос Спаситель поразил Своих учеников – галилейских рыбаков. Первый раз Он, призвал Петра с Андреем и Иакова с Иоанном к апостольскому служению, для того, чтобы сделать их ловцами человеков.

Евангелие от Луки, гл. 5


3. Влез же в един от кораблю, иже бе Симонов, моли его от земли отступити мало: и сед учаше из корабля народы. 4. Якоже преста глаголя, рече к Симону: Поступи во глубину, и вверзите мрежи ваша в ловитву. 5. И отвещав Симон рече Ему: Наставниче, об нощь всю труждшеся, ничесоже яхом: по глаголу же Твоему ввергу мрежу. 6. И се сотворше, яша множество рыб много: протерзашеся же мрежа их. 7. И помануша причастником, иже беху во друзем корабли, да пришедше помогут им; и приидоша, и исполниша оба корабля, яко погружатися има. 8. Видев же Симон Петр, припаде к коленома Иисусовома, глаголя: изыди от мене, яко муж грешен есмь, Господи. 9. Ужас бо одержаше его и вся сущыя с ним, о ловитве рыб, яже яша. 3. Войдя в одну из лодок, которая принадлежала Симону, Он попросил его отплыть немного от берега. Затем Он сел и стал учить народ из лодки. 4. А когда перестал говорить, сказал Симону: «Отплыви на глубину, так закиньте свои сети для ловли». 5. Но Симон сказал в ответ: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но раз Ты говоришь, закину сети». 6. Сделав так, они захватили огромное множество рыбы. И даже сети у них стали рваться. 7. Тогда подали знак своим товарищам в другой лодке, чтобы подошли и помогли им; и те подошли, и наполнили обе лодки, так что они стали тонуть. 8. Видя это, Симон Петр припал к коленям Иисуса, говоря: «Выйди от меня, Господи, ведь я грешный человек ». 9. Потому что от этого улова рыбы, которую они вытащили, изумление охватило его и всех, кто был с ним.

Другой раз Иисус после Своего Воскресения явился семерым ученикам на море Тивериадском во время их безуспешного рыбного промысла. Тогда чудесное наполнение сети рыбой, происшедшее по слову Спасителя, помогло апостолам узнать их Божественного Учителя.

Евангелие от Иоанна, гл. 21


4. Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть. 5. Глагола же им Иисус: «Дети, еда что снедно имате?» Отвещаша ему: «Ни». 6. Он же рече им: «Вверзите мрежу о десную страну корабля и обрящете». Ввергоша 4. А когда наступало утро, Иисус встал на берегу, однако ученики не поняли, что это Иисус. 5. Тогда Иисус сказал им: «Дети, есть ли у вас какая-нибудь еда?» – «Нет!» – отвечали они Ему. 6. Он сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и найдете». И они закинули,

«Чудесный улов рыбы». Фрагмент иконы «Воскресение Христово. Сошествие во ад». Старообрядческое письмо. Выга. XIX в.


же и ктому не можаху привлещи ея от множества рыб. 7. Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть! Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море. 8. А друзии ученицы кораблецем приидоша, не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей, влекуще мрежу рыб. 9. Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащь и рыбу на нем лежащу и хлеб. 10. И глагола им Иисус: « Принесите от рыб, яже ясте ныне». 11. Влез же Симон Петр, извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто и пятьдесят и три: и толико сущым, не проторжеся мрежа. 12. Глагола им Иисус: Приидите, обедуйте. Ни един же смеяше от ученик истязати его: Ты кто ecu? ведяще, яко Господь есть. 13. Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде. 14. Се уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых. а вытащить из-за множества рыбы уже не могли. 7. Тогда ученик, которого любил Иисус, сказал Петру: «Это Господь!» И, услышав, что это Господь, Симон Петр опоясался верхней одеждой, потому что был наг, и бросился в море. 8. А другие ученики поплыли в небольшой лодке, – поскольку были недалеко от суши, всего примерно в девяноста метрах, – таща сеть с рыбой. 9. И когда выбрались на сушу, увидели разведенный на углях костер и лежавшую на нем рыбу, а также хлеб. 10. Иисус сказал им: «Принесите немного рыбы из той, что вы сейчас поймали». 11. И Симон Петр вошел в лодку и вытащил на берег сеть, полную больших рыб, которых было сто пятьдесят три. И хотя их было так много, сеть не прорвалась. 12. Иисус сказал им: «Идите завтракать». Ни один из учеников не смел спросить Его: «Кто ты?» – потому что знали, что это Господь. 13. Иисус подошел, взял хлеб и дал им, также и рыбу. 14. Это был уже третий раз, когда Иисус явился ученикам, после того как воскрес из мертвых.

Парфений, епископ Лампсакийский (7 февраля)

«К святому Парфению собрались отовсюду рыбаки и просили, чтобы он помолился о них Богу, дабы их труд не был напрасным. Когда же угодник Божий со слезами молился о них Господу, ему от Бога было открыто, что эти козни рыбаки претерпевают от диавола. И тотчас же Святой, восстав, пошел и обошел все берега и пристани, творя молитвы и прогоняя отовсюду гнездящегося в водах диавола; потом он велел рыбакам закинуть перед ним в воду сети. Когда они это с радостью исполнили, то, по молитвам Святого, добыча была так велика, что от множества рыбы едва можно было вытащить на землю сети, и с тех пор, как и прежде, улов рыбы у них был всегда обилен» [1, с. 129–130].

Преподобный Пафнутий Боровский (1 мая)

«Раз Преподобный попросил у одного князя половить рыбу на одном месте Оки с тем, чтобы все пойманное пошло в пользу монастыря. Отправляя одного из служителей на эту ловитву, подвижник повелел дать ему пять гривен денег для покупки сосудов, чтобы в них посолить рыбу, пойманную в назначенный срок. Служитель не брал столько денег, не надеясь и одного малого сосуда наполнить рыбой. Преподобный прозорливыми очами посмотрел на него и велел делать, что ему приказано. Когда посланный пошел и в три дня поймал 730 больших рыб. Столько не поймали рыболовы князя и во все лето. Превидя чудесную ловитву, Святой и повелел купить так много сосудов» [6, кн. II, с. 8].

Преподобный Кирилл Новоезерский (4 февраля)

«Вскоре после его кончины открылись знамения его близости ко Господу. Один из учеников его, Кириак, имел послушание ловить рыбу. Во время погребения Преподобного он был тяжко болен и плакал о том. Ему явился Преподобный в сопровождении двух светлых юношей, которые держали горящие свечи в руках и сказал:

– Что ты так долго болеешь, брат мой Кириак? Вставай скорее и иди ловить рыбу на утешение братии, – при этих словах Преподобный осенил болящего крестным знаменем и скрылся от взоров...

В тот же день исцеленный пошел на рыбную ловлю и наловил так много рыбы, сколько не ловил никогда» [7, с. 149].

Блаженный Феофил Киевский, Голосеевский (28 октября)

«Блаженный, отвязав стоящую лодку, которая была без весла, предложил Пантелеймону (келейнику) садиться:

– Садись...

... Пантелеймон сел и смотрит, что будет дальше. Блаженный оттолкнул лодочку от берега, а сам поместился на корму и раскрыл псалтирь.

– Господи, благослови!.. – сказал он и углубился в чтение. И о, чудо! – лодочка спокойно пошла сама вперед... Пространство к берегу все уменьшалось и уменьшалось... Вдруг, пред изумленным взором келейника, что-то блеснуло. Из воды повыскакивало множество золотых рыбок и, опустившись на дно лодки, стали играть там, ярко сверкая на солнце своею блестящею чешуею... Пантелеймон остолбенел и вопросительно взглянул на блаженного старца. Но Феофил сидел не шевелясь и, скрестив на груди руки, сделал ему знак молчания.

– Тише... молчи... – сказал он. – Это ангелы Божии... Их посылает Господь для нашего утешения.

Пантелеймон пришел в неописанное восхищение и все время любовался рыбками. И только тогда, когда лодка стала приближаться к берегу – рыбки выпрыгнули через борт и скрылись под водой...

На обратном пути повторилось то же самое.

Положи хранение устом твоим, – сказал старец келейнику, когда они покидали берег Днепра, – и дверь ограждения во устнах твоих, и не рассказывай никому о виденном тобой до тех пор, пока я не умру» 11, с. 174, 174–176.

Евангелист Матфей сообщает, что когда Господу Иисусу Христу предложили заплатить пошлину за Себя и за апостолов, Он заметил, что сыны являются свободными от податей. Однако чтобы не искушать фарисеев, повелел Петру взять необходимые деньги из пасти первой пойманной рыбы:

Евангелие от Матфея, гл. 17


27. Шед на море, верзи удицу и юже прежде имеши рыбу, возми, и отверз уста ей, обрящеши статир; той взем даждь им за Мя и за ся. 27. Пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

В Ветхом Завете, наверное, самым знаменитым эпизодом, имеющим прообразовательное значение к тридневному погребению и воскресению Христа Спасителя, является повествование о пребывании пророка Ионы во чреве кита. Пребывая в молитве и сохраненный Божьей благодатью, Иона не потерпел вреда от трехдневного заключения в утробе морского чудовища. Вот как говорит об этом Библия.

«Извержение Ионы из чрева китова». Фрагмент иконы «Деяния пророка Ионы». Строгановская школа. Начало первая половина XVII в.

Книга пророка Ионы, гл. 2


1. И повеле Господь кит у великому пожрети Иону; и бе И она во чреве китове три дни и три нощи. 2. И помолися Иона ко Господу Богу своему от чрева китова. 11. ...И повеле Господь китови, и возверже Иону на сушу. 1. И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. 2. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита. 11. ...И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

7.2. Животные как знамения, через которые Бог являет Свой промысл и всемогущество

Когда пророк Моисей просил у Господа знамения для уверения евреев в том, что он послан к ним от Бога, таким знамением явился жезл, превратившийся в змея.

Исход, гл. 4


1. Отвеща же Моисей и рече: Аще не уверуют ми, ниже послушают гласа моего, рекут бо, яко не явися тебе Бог, что реку к ним? 2. И рече к нему Господь: Что сие есть в руце твоей? Он же рече: жезл. 3. И рече: Поверзи его на землю. И верже и на землю, и бысть змий: и отбеже Моисей от него. 4. И рече Господь к Моисею: Простри руку и ими за хвост. Простер убо руку, взя за хвост, и бысть жезл в руце его. 5. Да уверуют ти, яко явися тебе Господь Бог отец твоих, Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль. 1. И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? 2. И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. 3. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. 4. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простёр руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. 5. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.

Подобное знамение – превращение жезла Аарона в змея – было продемонстрировано перед фараоном также египетскими волхвами. Однако это духовное состязание кончилось для них поражением.

Исход, гл. 7


10. Вниде же Моисей и Аарон пред фараона и пред рабы его, и сотвориша тако, якоже заповеда им Господь. И поверже Аарон жезл пред Фараоном и пред рабы его, и бысть змий. 11. Созва же фараон мудрецы египетския и волхвы; и сотвориша и волсви египетстии чарованиями своими такожде: 12. и повергоша кийждо жезл свой, и быша змиев: и пожре жезл Ааронов оных жезлы. 10. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. 11. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: 12. каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.

Похожий эпизод встречается в житии прославленного святого чудотворца, по молитве которого золото превращалось в змею, и обратно змея – в золото.

Святитель Спиридон Тримифунтский (12 декабря)

«Святитель Спиридон Тримифунтский обращает золото в змею». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Войдя в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул:

– Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею все созидающий и претворяющий! Ты некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия – повели и этому золоту, ранее превращенному Тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение имеешь Ты о нас, и самим делом научится тому, что сказано в Священном Писании: Вся елика восхоте Господь, сотвори па небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Пс.134:6).

Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая стала извиваться и ползать. Таким образом, – сначала змея, по молитве Святого, обратилась в золото, а потом также чудесно из золота опять стала змеею» [1, с. 332–333].

Нередко Бог давал знамение через птиц.

Святитель Григорий, епископ Акрагантийский (23 ноября)

«Когда папа с епископами и всем клиром возносили молитвы в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Григорий находился с ними, явился над святой трапезой летающий голубь и опустился на голову святого Григория. Все благоговейно устрашились при этом неожиданном чуде.

– Вот, Бог явил нам, кого Он избрал достойным епископского сана, – сказал папа, и посвятил Григория в епископа Акрагантийской церкви» [1, с. 638].

Великомученица Ирина (5 мая)

«Однажды, когда девица сидела в своей комнате, к ней в открытое окно, обращенное на восток, влетел голубь, державший в своем клюве маленькую ветвь; положив ее на стол, он тотчас вылетел чрез окно из комнаты. Затем через час влетел в комнату орел с венком из разных цветов, и он также, положив венок на стол, тотчас улетел. Потом еще другим окном влетел ворон, несший в клюве малую змею, которую он положил на стол, а сам также улетел.

Видя все это, отроковица, вместе со своею воспитательницею, весьма удивлялись, недоумевая, что предвещал этот прилет птиц? Когда учитель Апелиан пришел к ним, они рассказали ему о происшедшем. Апелиан был тайный христианин и обладал даром прозорливости. Обсудив в себе все, переданное ими, он сказал, обратившись к Пенелопе:

– Знай, дочь моя, что голубь означает твой добрый нрав, твою кротость, смирение и девическое целомудрие. Ветвь маслины знаменует Божию благодать, которая будет подана тебе чрез крещение. Орел, высоко парящий, изображает собою царя и победителя, знаменует, что ты будешь царствовать над своими страстями и, возвысившись богомыслием, победишь невидимых врагов, как орел побеждает птиц. Венок же из цветов есть знамение воздаяния, которое примешь ты за твои подвиги от Царя Христа в небесном Его царстве, где готовится тебе нетленный венец вечной славы. Ворон со змеею знаменует врага-диавола, силящегося нанести тебе скорбь, печаль и гонение. Знай же, девица, что великий Царь, содержащий в Своей власти небо и землю, хочет обручить тебя в невесту Себе и ты претерпишь за имя Его многие страдания» [1, с. 188–189].

Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября)

«Видение птиц на молитве преподобному Сергию Радонежскому». Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия. Москва. XVI в.

«Один раз поздно вечером блаженный, по своему обычаю, совершал правило и усердно молился Богу о своих учениках; вдруг он услышал голос, звавший его:

– Сергий!

Преподобный сильно изумился такому необычайному в ночное время явлению; отворив окно, он хотел посмотреть, кто зовет его. И вот, видит он большое сияние с неба, которое настолько разгоняло ночной мрак, что сделалось светлее дня. Голос послышался во второй раз:

– Сергий! Ты молишься о своих чадах, и моление твое услышано: посмотри – видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы.

Оглянувшись, святой увидел многое множество прекрасных птиц, прилетевших и в сам монастырь, и за его ограду. И опять был слышен голос:

– Так умножится число твоих учеников, подобно этим птицам; и после тебя оно не оскудеет и не умалится, если они станут следовать твоим стопам» [1, с. 532].

Святитель Феоктист, епископ Черниговский (5 августа)

«Многих черниговских князей похоронил святитель. Он был свидетелем чудес, бывших при кончине благочестивого князя Давида Святославича и его погребении. Так, в храмину, где лежал умиравший князь, влетела голубица, села на его грудь и стала невидима. Князь скончался вечером...» [1, с. 454].

7.3. Животные открывают людям волю Божию

В Священном Писании повествуется о том, как однажды филистимляне взяли Ковчег Божий и принесли Его в свою землю, за что получили от Господа наказание – Он поразил их мучительными наростами на теле и, к тому же, земля их наполнилась мышами (1Цар, гл. 5). Желая удостовериться в том, что кара постигла их именно за это деяние, филистимляне воспользовались следующим советом:

1 книга Царств, гл. 6


7. И ныне возмите и сотворите колесницу нову едину и две кравы первородившыя без телят, на нихже не бяше ярмо, и впрязите кравы в колесницу, а телят их возвратите вспять в дом; 8. и возмите кивот Господень, и возложите и на колесницу, и сосуды златыя отдадите ему за муки, и положите в ковчежце от страны его, и отпустите его, да идет; 9. И узрите, аще путем пределов своих пойдет в Вефсамис, той сотвори нам зло великое сие; аще же ни, то уразумеем, яко не рука его прикоснуся нас, но приключение сие бысть нам. 7. Итак возьмите, сделайте одну колесницу новую и возьмите двух первородивших коров, на которых не было ярма, и впрягите коров в колесницу, а телят их отведите от них домой; 8. и возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу, а золотые вещи, которые принесёте Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку его; и отпустите его, и пусть пойдёт; 9. и смотрите, если он пойдёт к пределам своим, к Вефсамису, то он великое сие зло сделал нам; если же нет, то мы будем знать, что не его рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно.

Таким образом, воля Божия относительно Ковчега Завета была явлена через коров:

1 книга Царств, гл. 6


10. И сотвориша иноплеменницы тако, и взяша две кравы первородившыя, и впрягоша я в колесницу, телята же их затвориша в доме; 11. И возложиша кивот Господень на колесницу, и ковчежец, и мышы златыя, и подобия седалищ своих. 12. И управишася кравы на пути в путь Вефсамский, на пути имже идяху, и труждахуся, и не совращахуся на десно, ниже на шуе; и воеводы иноплеменничи идяху вслед его даже до предел Вефсамских. 13. И иже в Вефсамисе жняху жатву пшеницы во юдоли, и возведоша очи свои, и видеша кивот Господень, и возвеселишася во сретение ему. 14. И колесница вниде в село Осиево сущее в Вефсамисе, и ста тамо, и поставиша тамо при нем камень велий, и иссекоша древеса колесничная, и кравы вознесоша на всесожжение Господу. 15. Левити же вознесоша кивот Господень, и ковчежец иже с ним, и яже в нем сосуды златы, и положиша на камени велицем; мужие же Вефсамстии вознесоша всесожжения и пожроша жертву в той день Господу. 16. И пять воевод иноплеменничи зряху, и возвратишася во Аккарои в день той. 10. И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома; 11. и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями наростов. 12. И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево; владетели же Филистимские следовали за ними до пределов Вефсамиса. 13. Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его. 14. Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу. 15. Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нём, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Вефсамиса принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу. 16. И пять владетелей Филистимских видели это и возвратились в тот день в Аккарон.

В житиях Святых встречаются подобные примеры, когда бессловесные животные открывали людям волю Божию о Его святых угодниках.

Мученик Иакинф (3 июля)

«Новопросвещенный христианин, взяв ковчег с мощами Святого и запечатав его, отослал его с надежными людьми в Кесарию каппадокийскую; при этом он приказал отправленным с ковчегом людям пустить мулов (везших ковчег) одних, когда они приблизятся к городу; там, где они остановятся, должны быть положены мощи, ибо так приказал Святой.

Когда же посланные с мощами верные люди подошли к городу Кесарии и находились близ ворот, называвшихся Севастианскими, то пустили мулов без провожатых. Никем не управляемые, последние подошли к дому, в котором родился мученик» [1, с. 47].

Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий (1 июня)

«Погребли его, согласно его завещанию, в Сосковце. Тело его везли на муле. В одном месте мул этот остановился и не хотел идти дальше. Там поставили потом часовню. Тогда преподобный Амфилохий распорядился привести другого мула, особенно любимого покойным, и он довез тело своего господина до места его последнего упокоения» [5, с. 339].

Преподобный Адриан Ондрусовский (26 августа)

«Старец Адриан был в Москве и вместе с преподобным Геннадием был восприемником царевны Анны, дочери царя Иоанна IV. Но на обратном пути, в 30 верстах от обители, он был мученически убит злодеями, которые хотели завладеть царскими дарами. Тщетно ожидало его осиротевшее братство, ничего не знавшее о случившемся. Но через два года Преподобный явился старцам своей обители, рассказал им о своей кончине и велел инокам отпрячь белого коня одного земледельца, пустить его и идти за ним, пока он не остановится. Конь привел их к останкам под грудой мха» [5, с. 471].

Священномученик Автоном (12 сентября)

«По смотрению Божьему, пришлось им идти мимо того места, где лежало тело священномученика Автонома; и вдруг лошади сразу остановились и никак не могли ехать далее. Как их ни били бичами, ни одна не могла двинуться с места; их облегчили от тяжестей, которые они везли, но и тогда они не могли продолжать путь: как будто какая невидимая рука их удерживала; и был Севириан в большом недоумении.

Вместе с Севирианом ехал некий благочестивый муж, который был наделен даром прозревать тайны Божьи. Он сказал Севириану:

– Следует тебе на этом месте воздвигнуть церковь тому мученику, тело которого здесь погребено; и если ты дашь обет сделать это, то увидишь, что лошади твои быстро пойдут далее.

Севириан с радостью обещал сделать это, и лошади его действительно тотчас же тронулись и быстро побежали. Севириан же, до возвращения своего из Александрии, построил на том месте небольшой молитвенный храм в честь святого мученика; а возвратившись, воздвиг над гробом его прекрасную церковь» [1, с. 265–266].

Преподобный Феодосий Великий (11 января)

«Преподобный Феодосий утешал учеников своих и поучал их, чтобы они терпеливо ожидали милости Божией, уповая на Того, Кто насыщает всякую алчущую душу: Дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающим Его (Пс.146:9), тем более Он не лишит нужной пищи разумную и словесную тварь. Когда Святой утешал таким образом малодушествующую братию, пришел к ним некто, ведя лошака, навьюченного большим количеством съестных припасов. Он шел не к Феодосиевой пещере, но переправлял припасы, чтобы отдать их в каком-то другом месте. Когда же он был близ пещеры и хотел миновать его, лошак остановился и не двигался далее с места; даже и после многих побоев от своего господина, оставался на месте неподвижным, подобно камню. Человек этот, уразумев, что лошак его удерживается и остается неподвижным по воле Божией и силою невидимою, ослабил ему поводья и пустил его идти, куда хочет. Лошак, как бы ведомый некоей рукой, пошел прямо к обители преподобного Феодосия, находившейся в пещере, и человек тот, познав благословение Господне и промышление Его о Своих рабах, отдал все припасы преподобному старцу и ученикам его» [1, с. 316–317].

Мученик Севириан (9 сентября)

«Относительно погребения тела святого мученика у жителей того селения возникло несогласие: одни хотели похоронить его на одном месте, другие на ином. На мощах Севириана лежал венок, сплетенный из красивых цветов; вдруг – неизвестно откуда – появился орел и схватил этот венок; отлетев немного, орел снова опустился на землю. Все, видевшие это, пошли по полету орла, и, когда подошли к нему, он медленно полетел далее с венком; народ тоже пошел за ним. И таким образом орел довел благочестивых жителей до ближайшей пустыни, и здесь, сев на одну высокую, красивую гору и положив на ней венок, скрылся с глаз. Народ, найдя венок мученика на горе, решил, что Господь благоволил на ней упокоить святое тело Севириана, и, взявши мощи, с подобающею честью погребли на той горе; и совершались при гробе мученика Христова многие исцеления» [1, с. 198].

Великомученик Евстафий Плакида (20 сентября)

Однажды Плакида во время охоты погнался за оленем.

«Плакида остановился у подножия скалы, и, смотря на оленя, стал размышлять о том, как бы изловить его. В это время Всеблагой Бог, многообразными средствами приводящий людей ко спасению и Ему Одному известными судьбами наставляющий их на путь истины, уловил самого ловца, явившись Плакиде, как некогда апостолу Павлу (Деян.9:3–6). Продолжая смотреть на оленя, Плакида увидел между его рогами сияющий крест, и на кресте подобие плоти распятого за нас Господа Иисуса Христа. Изумленный этим чудным видением, воевода вдруг услышал голос, глаголющий:

– Зачем ты гонишь Меня, Плакида?

И вместе с этим Божественным гласом мгновенно напал на Плакиду страх: упав с коня, Плакида лежал на земле, как мертвый. Едва опомнившись от страха, он вопросил:

– Кто Ты, Господи, говорящий со мною?

И сказал ему Господь:

«Видение оленя св. Евстафию Плакиде». Антонио Пизанелло. Вторая четверть XV в. Из коллекции Национальной галереи Лондона

– Я – Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и крестную смерть, Которого ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня, и Я возжелал спасти тебя. И вот Я явился здесь, чтобы уловить тебя в познание Меня и присоединить к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражьих.

Поднявшись с земли и уже не видя никого перед собой, Плакида сказал:

– Теперь верую я, Господи, что Ты – Бог неба и земли, Творец всех тварей. Отныне я поклоняюсь Единому Тебе, и иного, кроме Тебя, Бога не знаю. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать?

И снова услышал он голос:

– Иди к священнику христианскому, приими от него крещение, и он наставит тебя ко спасению.

Исполненный радости и умиления, Плакида в слезах пал на землю и поклонился Господу, удостоившему его Своего явления» [1, с. 371].

«Чудо в монастыре Олимп». Фрагменты иконырамы «Страдание и чудо святых пяточисленных мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария, Евгения и Ореста». Ярославль. Конец XVII в. «Коломенское»

Верблюдов однажды использовали Святые, чтобы поддержать монахов в их бедственном положении.

Мученики Евстратий, Авксеитий, Евгений, Мардарий и Орест (13 декабря)

В монастыре, называемом Олимпом, произошло следующее чудо. В день памяти пяточисленных мучеников случилась страшная непогода, так что из города на праздник никто не прибыл.

«Иноки обители, отпевшие вечерний канон, были в унынии, так как им было совершенно нечего есть и даже укоряли святых мучеников, говоря перед их иконами:

– Наутро мы уйдем отсюда и разойдемся, кто куда, искать себе пропитания.

Когда наступили сумерки, привратник пришел к игумену и сказал:

– Благослови, отче, привести к тебе человека, прибывшего от царя с двумя нагруженными верблюдами.

Игумен дал благословение. К нему вошел какой-то благолепный муж и сказал:

– Царь прислал вам съестных припасов и вина».

«Чудо в монастыре Олимп». Фрагменты иконырамы «Страдание и чудо святых пяточисленных мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария, Евгения и Ореста». Ярославль. Конец XVII в. «Коломенское»

Пригнавший верблюдов оказался святым Авксентием, вслед за которым явились с верблюдами, навьюченными дарами для монастыря, и прочие святые мученики [1, с. 382].

Блаженный Феофил Киевский, Голосеевский (28 октября)

«С 14 августа 1852 года, утром, блаженный направлялся на бычке из Китаева в Лавру. Это было накануне праздника Успения и Феофил намеревался провести там ночь и день. Когда он проезжал по лесу возле того места, где ныне устроена Преображенская пустынь, бычок его сбился с дороги и свернул направо, но старец, занятый чтением псалтири, как бы не замечая этого продолжал свой путь. Шедшие из ближайшей деревни в лес мужики с топорами заметили эту ошибку и стали старца окликать:

– Батюшка! Ваш бычок заблудился. Смотрите – он не туда идет...

Блаженный, как бы отрываясь от чтения псалтири, повернул к мужикам голову и говорит:

– Пускай себе идет... Он лучше нас знает, что ему там требуется. Это для того, чтоб я тут Богу помолился...

С этими словами старец слез с повозки, взял у мужика топор, потом срубил маленькое деревцо и вытесал из него небольшой крест... В 50-х годах прошлого столетия на месте существующей там ныне Преображенской пустыни был густой лес и мысль о построении ее никому даже и в голову не приходила, но блаженный Феофил, провидя духом будущую благодать здесь, помолился Богу, и как некогда первозванный Андрей водрузил крест на высотах Киевских, так и блаженный старец укрепил свой крест на сем месте и сказал:

– Помните, друзья! На сем месте будет выстроен монастырь...

И много живых и мертвых будет поселяться в нем» 11, с. 170– 171.

7.4. Животные обличают человеческую неправду

В Житиях Святых встречаются примеры, когда знамения, явленные через животных, помогали обличить тот или иной грех и способствовали людям следовать Правде Божией.

Преподобный Иларион Великий (21 октября)

«– Не гнушайся отче, – говорил ученик Преподобного, – приношением брата, так как он с верою принес тебе первые плоды своего виноградника.

– Разве ты не чувствуешь, – ответил Святой, – что от сих плодов исходит смрад скупости?

– Как же могут плоды, кроме своего естественного запаха, издавать еще смрад какой-нибудь страсти? – спросил Исихий.

– Если ты не веришь мне, то дай эти плоды волам и смотри, будут ли они есть?

Исихий отнес и положил плоды в ясли перед волами, но волы, понюхав, начали неистово мычать и, будучи не в состоянии выносить смрада, исходившего от тех плодов, оторвались от яслей и убежали» [1, с. 480].

Святитель Спиридон Тримифунтский (12 декабря)

«...K нему пришел один человек, желавший купить из его стада коз... Святой велел покупателю взять столько коз, за сколько он уплатил, и покупатель, отделив сто коз, выгнал их за ограду. Но одна из них, как бы умная и добрая раба, знающая, что она не была продана своим господином, скоро вернулась и опять вбежала в ограду. Покупатель опять взял ее и потащил за собою, но она вырвалась и опять прибежала в загон. Таким образом до трех раз вырывалась она у него из рук и прибегала к ограде, а он силою уводил ее, и, наконец, взвалил ее на плечи и понес к себе, причем она громко блеяла, бодала его рогами в голову, билась и вырывалась, так что все видевшие это удивлялись. Тогда святой Спиридон, уразумев в чем дело и не желая в то же время при всех обличить нечестного покупателя, сказал ему тихо:

– Смотри, сын мой, должно быть, не напрасно животное это так делает, не желая быть отведенным к тебе: не утаил ли должной цены за него? Не потому ли оно и вырывается у тебя из рук и бежит к ограде?

Покупатель устыдился, открыл свой грех и просил прощения, а затем отдал деньги и взял козу, – и она сама кротко и смирно пошла в дом впереди купившего ее своего нового хозяина» [1, с. 341].

Преподобный Нифонт Афонский (14 июня)

«Послушник Марк стал просить у Нифонта позволения половить рыбы в море и услышал от него следующее:

– Научись прежде уловлять и замечать нечистые помыслы, а от моря и ловли рыбы откажись, да не погрузишься в море искушений.

Марк не обратил внимания на старческий совет и под предлогом измовения загрязнившегося платья спустился к морю, закинул удочку и наслаждался совершенным удовльствием. Преслушание не прошло даром. В то самое время, как Марк весь был погружен в свое занятие, вдруг из моря выпрыгнул и кинулся прямо на него огромной величины зверь. Марк ужаснулся и, молитвенно призвав на помощь своего старца, едва-едва кое- как избавился от зверя. Находясь вне себя от страха и в то же время держа в руках пойманную рыбу, он прибежал к Святому, но тот с отеческим участием сказал:

– Преслушниче! Тот, кто преобразился в змия, на прельщение праотцев, и ныне принял вид морского пса на твою погибель, и только Христос, пришедший в миp для упразднения вражеской силы, по неисчетной Своей благости помог тебе в ожидании твоего покаяния. Что же касается до пойманной тобой рыбы, как плода преслушания, я ни под каким видом не решусь коснуться ее»[8, с. 430].


Источник: Буфеев К., прот. Животные рядом со Святыми.М.2012

Комментарии для сайта Cackle