Источник

1. Обязанность Священника заботиться о спасении больных и умирающих

Попечение о вечном спасении больных есть одна из самых важных, и вместе самых трудных обязанностей Священнического звания.

Некоторые Священники сознавая всю важность сей обязанности по страху или недоверию к себе стараются уклониться от исполнения ее. Еще хуже поступают Священники не посещающие больных под различными предлогами, которые впрочем все обнаруживают в Священнике беспечность веры и недостаток любви ко вверенным ему.

Можно ли Священнику спокойно пренебрегать посещением страждущих и больных членов своей паствы, когда Господь наш Иисус Христос подал нам совершеннейший образец в себе Самом, и дал ясное повеление посещать больных? О Нем сказано: пройде благодетельствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с Ним (Деян.10:38. Мф.4:23–24). Он не только не оставлял без помощи ни одного страждущего, бедствующего и вольного, но даже Сам, по движению милосердия Своего, отыскивал несчастных и приносил им Свою благодатную помощь, как напр. расслабленному, лежавшему при купели Силоамской, которого с состраданием спрашивал Он: хочеши ли цел быти (Ин.5:6)? Все чудеса и дела Господа Иисуса Христа, для утверждения нового благодатного царства, что иное как не утешение, не благотворение немощным и больным (Мф.11:4–5)? Христос в продолжение всей жизни Своей на земле был добрым пастырем, как было о Нем предвозвещено Пророками: погибшее взыщу и заблудившее обращу, сокрушенное обяжу и немощное укреплю, крепкое снабдю и упасу я с судом. Как сильно возвышает Он голос Свой против неверных пастырей и наемников, коих укоряет Он: Изнемогшего не подъясте и болящего не уврачевасте и сокрушенного не обязасте и заблуждающего не обратисте, и погибшего не взыскасте и крепкое оскорбисте трудом и властию наказасте я и наруганием (Иезек.34:16–4; Мф.9:35–36). Если Сам Господь так заботится о немощных и больных, то можем ли мы уклоняться от сего? И если Христос дал Своим ученикам заповедь любви ко всем и указал на нее, как на признак Своих учеников; если Он в последний день суда будет спрашивать о делах любви, по ним будет судить всех и скажет стоящим одесную Его: болен бех, и посетисте мене (Мф.25:36); то как обязательны должны быть такие дела любви и особенно посещение больных для тех, которых Он поставил пастырями Своего стада? Посылая Апостолов на проповедь Он повелел: исцелите недужныя, и глаголите им: приближися на вы Царствие Божие (Лк.9:2–10,9). И возносясь на небо дал им обетование: на недужныя руки возложат и здрави будут (Мк.16:18); так и поступали ученики Его. Нужно ли говорить об Апостолах Петре, Иоанне и Павле, как болящие были для них предметом попечений и как Апостол Иаков убеждал призывать к больному Пресвитеров церковных, да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне и уверяет, что молитва веры спасет болящего (Иак.5:14–15)? И во все века Христианской церкви внушается Священникам заботиться о немощных и больных. Отцы церкви с силою внушают Пастырям о сей обязанности. Так увещевает Поликарп, Епископ Смирнский, в своем послании к Филиппийцам: Пресвитеры должны быть сострадательны и милосерды ко всем; они должны обращать заблудших, посещать всех болящих, не пренебрегать вдов, сирот и бедных. Не мало и Св.Златоуст предложил увещаний посещать больных, утешать печальных, помогать притесненным. И действительно Священник не может нигде выразить более любви, приобрести себе более уважения и доверенности, как при постели больного. Ревность в сем отношении делает его самым популярным, каждый чувствует достоинство этого дела, потому что оно есть самопожертвование. Священник может не быть красноречивым проповедником и сделаться драгоценным для своего прихода по своей любви и участию к больным.

Известно из опыта, что посещение больных принадлежит к числу самых утешительных обязанностей Священника и делается неисчерпаемым источником благословений и для других и для самих Священников. Какое невыразимо отрадное чувство наполняет душу их в то время, когда посещение их успокоит и воодушевит страждущего, когда умирающий с радостью поблагодарит их за подкрепление и утешение. Таким образом, если долг, нужда, особая доверенность страждущего, или чувство сердца влечет Священника к больному, то он непременно должен последовать этому внутреннему призванию. Это голос Божий; он приносит новую радость страждущему, новую жизнь умирающему.

Посещение больных полезно и для самого Священника. Какую прекрасную школу для самопознания и изучения сердца человеческого представляет ему комната больного! Какой богатый материал может он собрать здесь для проповедей и для частных наставлений! Ревность и усердие в посещении больных доставляют Священнику возможность к сближению с прихожанами, к познанию их нравственного состояния и к приобретению общей доверенности. И при том, сколько может найти здесь Священник возбуждения к деятельности, к смирению, к спасительному сознанию собственного бедствия и собственной немощи! Также, какое сильное получает здесь он побуждение к молитве, к размышлению о важности и святости своего служения!


Источник: Православный священник при постеле больных. Москва, типография Александра Сепена, 1862 г. 196 с.

Комментарии для сайта Cackle