Источник

ОглавлениеРаздел 1, часть 2

III. СОБОР ЕФЕССКИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ ТРЕТИЙ

ДЕЯНИЕ VII

Доношение кипрских епископов на ефесском соборе

В лето правления государей наших, всегда августейших – Флавия Феодосия тринадцатое и Флавия Валентиниана третие, накануне сентябрьских календ (31 августа), когда, по благодати Божией и по указу благочестивейших и христолюбивейших императоров наших, собрался собор в митрополии Ефесе, в святой церкви, называемой Мариею, Ригин, епископ святой церкви в Константии на Кипре, сказал: так как некоторые возмущают святейшие церкви наши, то прошу принять и прочитать бумагу, которую я держу в руках.

Святой собор сказал: принесенную бумагу принять и прочитать.

Святейшему, славному и великому собору, собравшемуся, по благодати Божией и повелению благочестивейших императоров наших, в богохранимой митрополии Ефесе, прошение Ригина, Зинона и Евагрия, кипрских епископов. – Еще прежде Святой отец наш и бывший епископ Троил много терпел от антиохийского клира, и благочестивейший епископ Феодор претерпел необыкновенное насилие, непозволительное, безрассудное и беззаконное, даже удары, каких не следовало бы наносить и обесславленным людям. А когда он умер (от другой впрочем причины) и достиг блаженной кончины: то (клирики антиохийские), воспользовавшись во зло его смертию, захотели силою покорить и подчинить себе святых епископов острова, вопреки апостольским правилам и определениям святейшего никейского собора. И ныне, как только узнали, что блаженный отошел из сей жизни, подговорили именитого полководца Дионисия написать приказы начальнику провинции и святейшему клиру церкви Константии. Приказы публичны; мы имеем их и под руками, и готовы показать их вашей святости. По этой причине просим и молим, чтобы не было дозволяемо вводить какую-либо новость людям, которые дерзают на все и которые издревле и от начала желают, вопреки церковным правилам и определениям, изложенным святейшими отцами, собравшимися в Никее, обмануть великий и Святой собор доказательствами ни к чему негодными. Ибо, как мы сказали, именитый полководец Дионисий ныне не устремился бы с своими замыслами на угнетенную церковь, и не присвоил бы себе того, что ему не принадлежит, и не вмешивался бы в церковные дела, если бы, обманутый святейшими там собравшимися епископами, и их клиром, не считал согласным с правилами (что́ показывают и его приказы) того умысла, который (не) без их совета возъимел против епископа Константии, митрополии кипрской. Умоляем же прочитать и эти письма и приказы именитого полководца, и все, что учинено и сделано в этом печальном обстоятельстве, чтобы ваша святость и великий собор узнали из них, какое невыносимое сделано насилие. Кроме того поставляем на вид вашему святому собору, что с письмами славнейшего полководца послан и диакон святой антиохийской церкви. Посему припадаем к вашим святым коленам и молим, чтобы, как по каноническому определению доныне, от начала со времен апостольских и в силу постановлений и правил святейшего и великого собора никейского, наш кипрский собор оставался неприкосновенным и недоступным пронырствам и властолюбию, так и ныне желаем, чтобы нам оказана была справедливость вашим непогрешимым и справедливейшим мнением, и вашим постановлением.

Ригин, епископ Константии, что́ на Кипре, подписал моею рукою.

Зинон, епископ кирийской святой церкви Божией, что́ на Кипре, подписал моею рукою.

Евагрий, смиренный епископ сольской святой Божией церкви, что́ на Кипре, подписал моею рукою.

Ригин епископ сказал: так как мы принесли и предписание именитого правителя Дионисия, посланное к светлейшему начальнику провинции, то прошу прочитать и его.

Святой собор сказал: прочитать и предписание этого именитого Дионисия.

Флавий Дионисий светлейший и именитнейший начальник обоих войск, Феодору, светлейшему правителю области кипрской. – Императорская власть священными, всенародно объявленными и печатию утвержденными грамотами, повелела, по многим и особенно церковным причинам, благочестивейшим епископам собраться в Ефесе. Но как мы узнали, что епископ города Константии преселился из настоящей жизни, достигши до предназначенного ему дня: то сочли за нужное послать тебе предписание, чтобы никто не дерзал наречь на место умершего другого без ведома или без письменного определения святейшего собора. Должно ожидать определения, какое согласно сделают столько благочестивейших епископов: так как вышесказанным благочестивейшим мужам повелено собраться, как мы говорили, именно для этих дел. Итак если упрямые возмутят толпу, то частию твоя власть, частию подчиненное ей войско, постарается усмирить их и всеми мерами воспрепятствовать, чтобы кто-нибудь не дерзнул, как мы сказали, занять место, прежде нежели утвердят своею властию благочестивейшие епископы. Если же прежде этого предписания совершено будет поставление кого-нибудь во епископа, то прикажи ему идти, подобно другим, по священному указу императорскому в Ефес. Знай притом, что если решишься поступить иначе, то я вынужден буду взять в казну штрафу с тебя пять фунтов золота, да с войска столько же фунтов. А чтобы определение благочестивейших епископов скорее было составлено и написано, мы для этого приказали послать к ним из войска Матурия и Адельфия. – Дано в 12 день июньских календ (12 июня), в Антиохии.

Ригин епископ сказал: есть и другое предписание того же именитого Дионисия, писанное к благочестивейшему клиру митрополии Константии; прошу прочесть и его.

Святой собор сказал: внести и его, по прочтении, в памятные записи.

Флавий Дионисий, именитейший и славнейший вождь и полководец обоих войск, и проконсул, благочестивейшим клирикам Константии, кипрской митрополии. Известно и вашему благочестию, что император и непобедимейший владыка вселенной повелел собраться в Ефесе благочестивейшим и святейшим епископам ради многих и особенно церковных дел. И так как от самых святейших епископов, которые собрались здесь, мы узнали, что блаженнейший епископ ваш волею Божиею скончался: то я почел долгом уведомить ваше благочестие, чтобы вы старались препятствовать избирать кого-нибудь в епископа или поставлять (потому что об этом последует прямое предписание), а ждали бы определения, которое там издано будет. По истине достойно и праведно святым отцам соблюдать то, что повелевают отцы. Если же кому удастся прежде нашего предписания воссесть на седалище (митрополита), чего не думаем, то посоветуйте ему отправиться с благочестивейшими мужами в Ефес, по императорскому указу, зная, что послушным воздается похвала, а ослушников вразумит, как следует, и настоящее предписание.

Святой собор сказал: как не видно причин, побудивших именитого и славнейшего правителя Дионисия издать такое предписание: то благоволят присутствующие благочестивейшие епископы святых кипрских церквей возвестить, что́ заставило именитого правителя послать такое предписание.

Зинон, епископ кирийской церкви, что́ на Кипре, сказал: еще блаженной памяти Саприкий, пришедший сюда со мной, прибыл сюда по этому делу. Но как он отошел из сей жизни, то мы считаем нужным уведомить ваш Святой и вселенский собор, что именитый правитель писал начальнику (кипрской области) и клиру, по наущению антиохийского епискона и клира.

Святой собор спросил: чего хочет антиохийский (епископ)?

Евагрий, епископ сольский на Кипре, отвечал: старается подчинить наш остров и восхитить себе право рукоположения, вопреки правилам и обычаю, который издавна имел силу.

Святой собор спросил: неужели антиохийский думал рукополагать епископа Константии?

Зинон, епископ кирийский на Кипре, сказал: никогда не могут показать, (начиная) от (времен) святых апостолов, что антиохийский когда-либо управлял или рукополагал, или преподавал острову благодать рукоположения, и ни другой кто-либо.

Святой собор сказал: благоволят святые епископы припомнить правило святых отцов, собравшихся в Никее, которое охраняет изначальные преимущества каждой церкви. Тоже пусть помнит и антиохийский (епископ). Итак докажите древним обычаем, что антиохийский не имеет у вас права рукоположения.

Зинон епископ сказал: мы уже утверждали прежде, что он никогда ни управлял, ни рукополагал ни в митрополии, ни в другом каком-либо городе; но митрополита ставил собор, собиравшийся в нашей области. Посему просим, чтобы ваш Святой собор в своем определении согласился с нами и утвердил древний обычай, доселе имевший силу, чтоб и ныне он же действовал и чтобы не было никакого нововведение в нашей области.

Святой собор сказал: пусть докажут благочестивейшие мужи и то, что этот святой и блаженной памяти епископ Троил, который ныне почил, или святой памяти Сабин, который предшествовал ему, или прежде них (бывший) достоуважаемый Епифаний, поставлены каким-нибудь собором.

Епископ Зинон сказал: и теперь упомянутые, и прежде их бывшие святейшие епископы, и так от самых времен святых апостолов, все православные поставлены теми, которые на Кипре; и никогда ни антиохийский епископ, ни другой кто-либо не имели права рукоположения в нашей области.

Определение того же святого собора

Святой собор сказал: дело, о котором возвестил боголюбивейший соепископ Ригин и вместе с ним боголюбивейшие епископы кипрской области, есть нововведение, противное церковным постановлениям и правилам святых апостолов, и посягающее на свободу всех. Посему, так как общественные болезни нуждаются в сильнейшем врачестве, как наносящие больше вреда, и особенно если древний обычай не допускает, чтобы епископ антиохийский рукополагал па Кипре, как письменно и собственноустно возвестили благоговейнейшие мужи, пришедшие на Святой собор: то предстоятели святых кипрских церквей будут сохранять неприкосновенным и ненарушимым, по правилам святых отцов и по древнему обычаю, свое право – самим производить рукоположение благочестивейших епископов. Тоже самое будет соблюдаемо и в других округах и во всех областях, чтобы никто из боголюбивейших епископов не занимал чужой области, которая прежде и издревле не признавала над собой власти ни его, ни его предшественников; если же кто занял или силою подчинил себе, пусть возвратит ее, чтобы правила отцов не были нарушены, чтобы под предлогом священства не вкралась гордость земной власти, и чтобы мы не утратили, погубляя мало помалу, той свободы, которую даровал нам своею кровию Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков. Итак благоугодно святому и вселенскому собору сохранить чистыми и неприкосновенными в каждой области те права, какие она имела от начала, по древнему обычаю. Каждый митрополит имеет право для своего удостоверения взять список с этого определения. Если же кто представит противное нынешнему определению постановление: весь Святой и вселенский собор определил, да будет оно недействительно.

Правила двух сот святых и блаженных отцов, собравшихся в Ефесе

Святой и вселенский собор, сошедшийся в Ефесе по повелению благочестивейших императоров, – епископам, пресвитерам, диаконам и всему народу каждой области и города.

Когда мы собрались по указу императоров в ефесской митрополии, то некоторые отпали от нас, числом почти тридцать (человек), имея во главе отступления своего Иоанна, епископа антиохийского. Имена их суть: первый сам Иоанн епископ Антиохии сирийской, потом Иоанн дамасский, Александр апамейский, Александр иерапольский, Имерий никомидийский, Фритилас ираклийский, Елладий тарсский. Максимин аназарвский, Дорофей (Феодор) маркионопольский, Петр траянопольский, Павел емесский, Полихроний ираклиопольский, Евфирий тианский, Мелетий неокессарийский, Феодорит кирский, Апрингий халкидонский (апамейский), Макарий (епископ) великой Лаодикии, Зосис есвунтский, Саллюстий (епископ) Корика киликийского, Исихий (епископ) Каставалы киликийской, Валентин мутловлакийский, Евстафий парнасский, Филипп феодосийский, Даниил, Дексиан, Юлиан, Кирилл, Олимпий, Диоген, Феофан (епископ) Филаделфии, Тариан (Траян) августийский, Аврелий иринопольский, Музей арадский, Елладий птолемаидский, – совершенно недостойные никакой церковной власти, посредством которой могли бы вредить или пользу приносить некоторым, кроме того, что есть между ними и низложенные, особенно за то, что, заразившись мыслями Нестория и Целестия, отказались вместе с нами осудить Нестория; сих Святой собор общим определением лишил всякого церковного общения, отнял у них право совершать всякое священное действие, которым они могли вредить или пользу приносить кому бы то ни было.

Правила:

Так как, и тем, которые не были на святом соборе, а оставались в своей стране или городе по какой-нибудь причине, церковной или телесной, не должно было оставаться в неведении о том, что постановлено на нем, то возвещаем вашей святости и любви, что –

1.

Если который митрополит области, отступив от святого и вселенского собора, присоединился к отступническому сонмищу, или после сего присоединится, или мудрствовал, или будет мудрствовать, как Целестий: таковой ничего не может делать против епископов своей области, как уже изверженный отселе собором от всякого церковного общения и недействительный; но еще будет подлежать суду тех самых епископов области и окрестных митрополитов, православно мудрствующих, для совершенного извержения из епископского сана.

2.

Если же которые епархиальные епископы не присутствовали на святом соборе, и присоединились к отступлению, или покусятся присоединиться, или, и подписав извержение Нестория, снова перешли к отступническому сонмищу: таковым, по изволению святого собора, быть совершенно чуждым священства и низверженным с своей степени.

3.

Если же которые из принадлежавших к клиру, во всяком городе или селе, подвергнуты запрещению священнодействия от Нестория и его сообщников за православное мудрствование: таковым мы присудили воспринять свою степень. Вообще единомудрствующим с православным и вселенским собором членам клира повелеваем отнюдь никоим образом не подчиняться отступившим или отступающим епископам.

4.

Если же которые из членов клира отступят и дерзнут или частно, или всенародно мудрствовать, как Несторий или Целестий: таковым Святой собор праведно присудил быть изверженными.

5.

Если же некоторые за неприличные дела осуждены святым собором или собственными епископами, а Несторий, по своему во всем безрассудному действованию, и его единомышленники старались или будут стараться дать им общение или степень: праведным признали мы, да будет им это бесполезно, и да остаются они тем не менее изверженными.

6.

Подобно же если бы которые захотели каким-либо образом поколебать то, что постановлено о каждом па святом соборе ефесском: то Святой собор определил низвергать их со степени, если будут епископы или члены клира, и отлучать, если будут миряне.

И подписались все епископы по порядку1.

Послание того же святого ефесского собора к священному собору памфилийскому, о Евстафии, бывшем их митрополите

Так как богодухновенное Писание говорит: с советом все твори (Притч. 31, 4): то особенно получившим жребий священного служения нужно со всем тщанием рассматривать то, что должно делать. Потому что с желающими так проводить жизнь бывает то, что обстоятельства их находятся в благонадежном положении и они как бы попутным ветром несутся по направлению желаний. Речь эта имеет много правдоподобия. Иногда же бывает, что тяжелая и несносная скорбь, налегшая на ум, сильно помрачает его, уклоняет от стремления к должному и побуждает смотреть, как на нечто полезное, на такое, что по существу своему негодно. Нечто такое случилось, как усмотрели мы, с благоговейнейшим и благочестивейшим Евстафием. Хотя он рукоположен по правилам, как засвидетельствовано; но смущенный, как говорит, некоторыми людьми, вошедши в неожиданные обстоятельства, потом по причине излишней недеятельности утомленный борьбой с отяготившими его заботами и не могши отклонить от себя злоречия своих противников, не знаем как, представил он письменное отречение. Ибо должно было ему, однажды принявшему на себя священнослужительское попечение, иметь его с духовною бодростию и как бы вооружаться на труды и охотно переносить пот, за который обещаются награды. А как он однажды показал себя небрежным, хотя это произошло более от недеятельности, нежели от лености и нерадения: то ваше благочестие по необходимости рукоположило благоговейнейшего и благочестивейшего брата нашего и соепископа Феодора для попечения о церкви; ибо неприлично вдовствовать ей и стаду Спасителя оставаться без пастыря. Но он пришел со слезами. не город, не церковь оспаривая у вышеупомянутого благочестивейшего епископа Феодора, а только испрашивая чести и имени епископа; поэтому все мы сжалились над старцем и, считая слезы его общими, поспешили узнать, не подпал ли вышеупомянутый (муж) законному извержению, или за некоторые неуместные действия обличаем был некоторыми, помрачившими его добрую славу. И узнали мы, что ничего такого не сделано, а что в вину упомянутому (мужу) более поставлено отречение. Посему не осуждаем ваше благочестие, должным образом рукоположившее на его место упомянутого епископа Феодора. Но так как неприлично много спорить о недеятельности мужа, а напротив должно пощадить старца, который долгое время пребыл вне своего родного города и вне отеческого жилища: то мы сочли праведным и определили, чтобы без всякого противоречия имел он как имя епископа, так и честь и общение, с тем впрочем, чтоб он не рукополагал, не занимал церкви и самовластно не священнодействовал, но разве когда пригласит с собою или дозволит, при случае, брат и соепископ, по благорасположению и любви во Христе. Если же вы положите о нем какое-нибудь еще более снисходительное решение: то и оно будет угодно святому собору.

Определение святого и вселенского собора против нечестивых мессалиан, которые называются также евхитами и ентузиастами

Пришедшие к нам благочестивейшие и благоговейнейшие епископы, Валериан и Амфилохий предложили рассмотреть в общем собрании о мессалианах, т. е. евхитах или ентузиастах, которые встречаются в Памфилии, или каким-нибудь другим именем называющихся сквернейших еретиках. Но когда мы рассматривали, благоговейнейший и благочестивейший епископ Валериан принес соборную запись о них, составленную в великом Константинополе при блаженной памяти Сисинии: здесь она была прочитана и всеми одобрена, потому что хорошо составлена и содержит справедливое суждение. И угодно было всем нам, и благочестивейшим епископам Валериану и Амфилохию, и всем благочестивейшим епископам провинций Памфилии и Ликаонии, чтобы все содержащееся в соборной записи имело силу и никаким образом не было нарушено; чтоб утверждено было и все то, что сделано в Александрии, так чтобы все, находящиеся по всей провинции, еретики мессалиане или энтузиасты, или подозреваемые в этой ереси, члены ли клира или миряне, согласились (с православными), и если которые письменно уже анафематствовали (свою ересь), подобно тому, как прописано в вышеупомянутой соборной записи, если будут члены клира, да пребывают в клире, если миряне, да будут допущены к общению. Если же откажутся анафематствовать, то пресвитеры, или диаконы, или в другой какой-либо церковной степени, да извергнутся и из клира и со степени и от общения, а миряне да будут прокляты. И сожительствующим вместе не дозволять иметь монастыри, чтобы плевелы не умножались и не разрастались. Чтобы так поступаемо было с ними, настаивают все мужи – благочестивейшие епископы Валериан и Амфилохий и прочие достопочтеннейшие епископы всей провинции. Посему угодно было анафематствовать и скверную книгу этой ереси, называемую Аскетикон, которую принес благоговейнейший и благочестивейший Валериан, как составленную еретиками. Подобно, если у многих (других) найдется что-нибудь согласное с их нечестием, и то да будет проклято. Кроме того, когда согласятся в том, что полезно и необходимо для согласия и общения и благоустройства, пусть ясно изложат на бумаге. Если же возникнет вопрос о том, что нужно в этом деле; и (вообще) если что будет затруднительное и сомнительное, чего не утвердят благочестивейшие епископы Валериан и Амфилохий и прочие епископы по всей провинции, то все должно быть рассмотрено в дополнительных статьях. И хотя бы были оставлены благочестивейшие епископы, ликийские или ликаонские; не должно однако ж оставлять митрополита которой бы то ни было провинции2. Имеющие надобность в этом деле пусть отыскивают эти распоряжения в памятных записях; пусть и другим тщательно объяснят их.

Прошение, поданное святому собору Евпрепием, епископом бизским и аркадиопольским, и Кириллом, епископом целенским

Святому и вселенскому собору, по благодати Божией и соизволению благочестивейших императоров собранному в митрополии – Ефесе, от Евпрепия, епископа бизского и аркадиопольского, и Кирилла, епископа целенского.

В областях Европы имеет силу древний обычай, чтобы каждый епископ имел в подчинении два или три епископства. Посему епископ иракийсвий управляет Ираклией и Панионом, а епископ бизский – Бизой и Аркадиополем; подобно и епископ целенский – Целой и Галлиполем; далее епископ сабсадийский управлет Сабсадией и Афродисиадой. Итак издревле и от начала два епископа Европы управляли этими церквами, и никогда поименованные города не получали собственных епископов; но иные от начала были в подчинении у Ираклии; Аркадиополь подчинен был епископу бизскому, Галлиполь епископу целенскому. Но как ныне Фритилас, епископ ираклийсвий, сделался отступником от святого собора и передался на сторону Нестория и его единомышленников (подозреваем же, что или сам этот вредоносный враг, или управляющие вместе с ним епископством, когда-нибудь приступят к поставлению епископов в упомянутых городах, которые по древнему и утвердившемуся обычаю никогда не получали собственных епископов): то полагая, что древний обычай, который издавна и изначала имел силу, будет нарушен нововведениями, просим ваше благочестие издать определение об этом предмете от лица вашего святого и великого собора и утвердить его собственною печатию, так чтобы и мы не лишились наших церквей, в которых много потрудились, и древний обычай, уже утвержденный давним временем, не был нарушен кем-нибудь из вышеупомянутых, и отсюда не произошли бы споры и нестроения, особенно между епископами Европы. Если получим желаемое, воздадим благодарение Богу всяческих, который собрал здесь вашу святыню для благоустроения церквей по вселенной.

Святой и вселенский собор сказал: почтенно прошение благочестивейших епископов Евпрепия и Кирилла, которое содержится в поднесенной книге. Посему ни в святых правилах, ни во внешних законах, которые имеют (за себя) древний обычай, а ныне силу законную, не должно быть вводимо ничего нового в городах Европы; но пусть управляются по древнему обычаю епископами, от которых зависели и издавна: так как и ныне нет ни одного митрополита, который иначе присвоил бы власть; ни после на будущее время не должно вводить ничего нового в древние обычаи.

* * *

*

Текст распознан и отредактирован редакцией интернет-портала «Азбука веры».

1

Примечание римских издателей. В книгах ватиканских и других находятся только эти шесть правил; в некоторых же присоединяется под именем седьмого правила определение того же святого собора, изданное после донесения Харисия пресвитера, которое имеется в своем месте (см. деян. VІ. т. I. стр. 763), и вместо осьмого правила другое определение собора о кипрских епископах, которое изложено здесь немного выше, после их прошения (см. это же деян. стр. 8). Примечание Лаббе. В собраниях Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона, равно и в кодексе правил вселенской Церкви, изданных Иоанном Тилием и Христофом Юстеллом, находятся 8 правил ефесского собора, т. е. 6, которые включены в предыдущее послание, и два другие, которые помещены немного прежде в указанных местах. Но удивительно, что в кодексе правил римской Церкви они опущены Дионисием Малым. Причина этого заключалась, кажется, в том, что они представлялись латинам не вселенской Церкви определениями, а правилами, постановленными ефесскими отцами только по случаю, по особенному побуждению в отношении к Несторию и его приверженцам.

2

Подлинник греческий утрачен, а в латинском переводе это место неясно.


Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 2-е. - Казань : Типография Императорского Университета. / Том 2. 1892. - 195 с.

Комментарии для сайта Cackle