Деяния Вселенских Соборов, Том 4

 Собор 1, часть 1Собор 1, часть 2Собор 1, часть 3 

IV. СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ (Окончание)

ДЕЯНИЕ ПЯТОЕ (ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА)

В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в одиннадцатый день ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего Маркиана, постоянного августа, сошлись в святейшей церкви святой мученицы Евфимии, знатнейший и славнейший военачальник, бывший консул и патриций, Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный императорский чиновник Винкомал, сошлись также:

Пасхазин и Луценций, почтеннейшие епископы, и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место Льва, святейшего архиепископа древнего Рима, и

Анатолий, почтеннейший архиепископ великоименитого Константинополя, и

Максим, почтеннейший архиепископ Антиохии сирской, и

Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, и

(Квинтилл, почтеннейший епископ Ираклии македонской, занимающий место святейшего Анастасия, епископа фессалоникского, и

Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, и

Стефан, почтеннейший епископ ефесский, и

Лукиан, почтеннейший епископ бизский, занимающий место боголюбезнейшего Кириака, епископа Ираклии фракийской, и

Евсевий, почтеннейший епископ кизический, и

Петр, почтеннейший епископ коринфский, и

Флоренций, почтеннейший епископ сардийский, и

Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, и

Анастасий, почтеннейший епископ никейский, и

Юлиан, почтеннейший епископ косский, занимающий также и место апостольского престола древнего Рима, и

Елевферий, почтеннейший епископ халкидонский, и

Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, и

Мелетий, почтеннейший епископ ларисский, занимающий место почтеннейшего господина епископа Апамеи сирской, и

Амфилохий, почтеннейший епископ сидский, и

Феодор, почтеннейший епископ тарсский, и

Кир, почтеннейший епископ аназарвский, и

Константин, почтеннейший епископ бострский, и

Фотий, почтеннейший епископ тирский, и

Феодор, почтеннейший епископ дамаскский, и

Стефан, почтеннейший епископ иерапольский, и

Нонн, почтеннейший епископ едесский, и

Симеон, почтеннейший епископ амидский, и

Епифаний, почтеннейший епископ, занимающий место почтеннейшего Олимпия, епископа константийского, и

Иоанн, почтеннейший епископ севастийский, и

Селевк, почтеннейший епископ амасийский, и

Константин, почтеннейший епископ мелитинский, и

Патрикий, почтеннейший епископ тианский, и

Петр, почтеннейший епископ гангрский, и

Евстафий, почтеннейший епископ беритский, и

Апрагмоний, почтеннейший епископ тийский, занимающий место почтеннейшего Калогера, епископа клавдиопольского, и

Атарвий, почтеннейший епископ трапезунтский, занимающий место Феоктиста, почтеннейшего епископа писсинунтского, и

Роман, почтеннейший епископ мирский, и

Критониан, почтеннейший епископ Афродисиады карийской, и

Нунехий, почтеннейший епископ Лаодикии фригийской, и

Мариниан, почтеннейший епископ синнадский, и

Онисифор, почтеннейший епископ иконийский, и

Пергамий, почтеннейший епископ Антиохии писидийской, и

Епифаний, почтеннейший епископ пергамский55, и

Аттик, почтеннейший епископ Никополя епирского, и

Мартирий, почтеннейший епископ гортинский, и

Лука, почтеннейший епископ диррахийский, и

Вигилянций, почтеннейший епископ Лариссы фессалийской, и

Франкион, почтеннейший епископ филиппопольский, и

Севастиан, почтеннейший епископ веррийский, и

Геронтий, почтеннейший епископ Селевкии сирской, и

Евсевий пресвитер, занимающий место Макария, почтеннейшего епископа Лаодикии сирской, и

Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский),

и прочий святой и вселенский собор, созванный в городе Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего Маркиана; и когда все сели у решетки святого алтаря, знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «прикажите объявить нам, что́ определено о вере»56. Асклипиад, диакон великой константинопольской церкви, прочитал определение, которое не угодно было внести в эти памятные записки. После чтения, когда некоторые сомневались, Иоанн, почтеннейший епископ германикийский, сказал: «нехорошо составлено определение, и должно быть исправлено». Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал святому собору: «нравится вам определение»? Все почтеннейшие епископы, кроме римских и некоторых восточных, воскликнули: «определение нравится всем. Это вера отцов. Мудрствующий противно этому – еретик. Если кто мудрствует иначе, да будет анафема! Несториан вон! Это определение всем нравится. Кто не анафематствует Нестория, пусть выйдет с собора». Анатолий, почтеннейший епископ константинопольский, сказал: «вчера всем нравилось определение веры»? Почтеннейшие епископы сказали: «определение всем нравилось. Иначе не веруем. Анафема верующему иначе! Это вера отцов. Определение угодно было Богу. Это вера православных. Вера пусть не терпит обмана. Святая Мария пусть пишется Богородицей; так прибавить в символе».

57Почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций и почтеннейший пресвитер Бонифаций, местоблюстители апостольского престола римского, сказали: «если не соглашаются с посланием апостольского и блаженнейшего мужа папы Льва, то прикажите дать нам грамоты на возвращение, и этим собор окончится». Славнейшие сановники сказали: «если угодно, то из восточных почтеннейших епископов шесть, и из азийского округа три, и из понтийского три, и из иллирикского три, и из Фракии три, в присутствии также святейшего архиепископа Анатолия и почтеннейших римских, сойдемся в молельне святого мученического храма, и когда все по порядку рассмотрено будет ими, угодное относительно святой веры объявлено будет вам». Почтеннейшие епископы воскликнули: «определение всем нравилось. Эти голоса – императору! Это определение православных». И когда почтеннейший епископ германикийский Иоанн опять подошел к славнейшим сановникам, почтеннейшие епископы воскликнули: «Несториан вон; вон богоборцев! Которые есть, и те едва показались. Вселенная православна. Вчера определение всем нравилось. Император православный. Августа православная. Августа изгнала Нестория. Сановники православные. Многая лета августе; многая лета императору! Вчера определение всем нравилось. Многая лета сановникам! Просим, чтобы определение было подписано пред евангелиями. Оно всем нравилось. Прикажите подписать определение. Да не будет обмана против веры. Кто не подписывает определения, еретик. Святая Мария есть Богородица. Кто не так мудрствует, еретик. Православные сановники охраняют веру. У православных императоров православные сановники. Никто не отступает от определения. Святой Дух диктовал определение. Определение православно. Пусть сейчас будет подписано определение. Кто не подписывает, еретик. Вон еретиков! Дева Мария есть Богородица. Вон еретика! «Богородица Мария» да будет прибавлено в определении. Вон несториан! Христос есть Бог». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «Диоскор говорил, что он за то низложил Флавиана, что он говорил: «два естества», а в определении говорится: «из двух естеств»». Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «Диоскор низложен не за веру, но за то, что отлучил господина архиепископа Льва и, будучи вызываем в третий раз, не пришел; за это и низложен». Славнейшие сановники сказали: «получили ли вы послание архиепископа Льва»58? Почтеннейшие епископы воскликнули: «да, получили и подписали». Славнейшие сановники сказали: «итак заключающееся в нем внести в определение». Почтеннейшие (упомянутые епископы) воскликнули: «другого определения не бывает; нет недостатков в определении». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «другого определения не бывает». Почтеннейшие епископы воскликнули: «послание утверждено определением. Архиепископ Лев так верует, как мы веруем. Пусть подписано будет определение. Определение содержит в себе все. Определение содержит в себе веру. Лев сказал то же, что Кирилл. Келестин утвердил (слова) Кирилла. Ксист утвердил (слова) Кирилла. «Едино крещение, един Господь, едина вера» (Еф.4:5). Прочь ложь от определения»! (Знатнейшие и) славнейшие сановники сказали: «священнейшему и благочестивейшему государю нашему будут представлены эти восклицания». И Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, ушедши, по повелению славнейших сановников, в императорскую палату и немного спустя возвратившись, произнес пред святым собором следующую речь:

«Священнейший и благочестивейший государь наш повелел, чтобы или, согласно с мнением знатнейших и славнейших сановников, шесть почтеннейших епископов из восточного округа, и три из понтийского, и три из азийского, и три из фракийского, и три из иллирикского, в присутствии святейшего архиепископа Анатолия и почтеннейших римских, сошлись в молельне святейшего мученического храма и сделали правое и безукоризненное постановление о вере, так чтобы все согласились и не оставалось ничего сомнительного; или, если это не угодно, чтобы каждый чрез (своего) митрополита объявил свою веру, дабы подобным же образом не оставалось никакого сомнения или разногласия; если же и этого не захочет ваша святость, чтобы вы знали, что в западных странах имеет быть собор, так как ваше благочестие не хотело здесь сделать бессомнительного постановления об истинной и православной вере».

Почтеннейшие епископы воскликнули: «многая лета императору! Или пусть имеет силу определение, или мы уйдем. Многая лета императорам»! Кекропий, почтеннейший епископ севастопольский, сказал: «просим перечитать определение; и те, которые противоречат и не подписывают, пусть уходят; так как мы согласны с тем, что хорошо постановлено, и ни в чем не противоречим». Почтеннейшие епископы иллирикские сказали: «противоречащие пусть объявятся; противоречащие – несториане; противоречащие пусть уходят в Рим». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «Диоскор говорил: «из двух естеств» принимаю, но «два» (естества) не принимаю. А святейший архиепископ Лев говорит, что во Христе два естества, соединенные неслитно, неизменно и нераздельно в одном единородном Сыне, Спасителе нашем. Итак кому следуете, – святейшему Льву, или Диоскору»59? Почтеннейшие епископы воскликнули: «как Лев, так веруем. Противоречащие – евтихианисты. Лев изложил православно». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «итак прибавьте к определению, по мысли святейшего нашего (отца) Льва, что во Христе два естества, соединенные неизменно, нераздельно и неслитно»60. И по прошению всех, славнейшие сановники вошли в молельню (храма) святейшей мученицы Евфимии вместе с Анатолием, почтеннейшим архиепископом константинопольским, и почтеннейшими епископами Пасхазином и Луценцием, и пресвитером Бонифацием, и Юлианом, почтеннейшим епископом косским, местоблюстителями апостольского престола великого города Рима, еще и с Максимом, почтеннейшим епископом Антиохии сирской, и Ювеналием, почтеннейшим епископом иерусалимским, и Фалассием, почтеннейшим епископом Кесарии каппадокийской, и Евсевием, почтеннейшим епископом Анкиры галатийской, и Квинтиллом, Аттиком и Созонтом, почтеннейшими епископами иллирикскими, и Диогеном, почтеннейшим епископом кизическим, и Леонтием, почтеннейшим епископом магнезийским, и Флоренцием, почтеннейшим епископом сардийским, и Евсевием, почтеннейшим епископом дорилейским, и Феодором, почтеннейшим епископом тарсским, и Киром, почтеннейшим епископом аназарвским, и Константином, почтеннейшим епископом бострским, и Феодором, почтеннейшим епископом Клавдиополя исаврийского, и Франкионом, Севастианом и Василием, почтеннейшими епископами фракийскими. И когда, рассудивши о святой вере, все они вышли и сели, знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «благоволит святой собор, утверждающий веру, выслушать в молчании, что определено, в нашем присутствии, сошедшимися святыми отцами, истолковавшими определение веры»61. Аетий, архидиакон святейшей константинопольской церкви, прочитал:

(Определение халкидонского собора)

«Святой великий и вселенский собор, по благодати Божией и повелению благочестивейших и христолюбивых императоров наших, Маркиана и Валентиниана августов, сошедшийся в Халкидоне, митрополии области вифинской, в мученическом храме святой и добропобедной мученицы Евфимии, определил нижеизложенное».

«Господь наш и Спаситель Иисус Христос, утверждая в учениках (своих) познание веры, сказал: «мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27), чтобы никто не разногласил с ближним в догматах благочестия, но чтобы равно всем возвещал проповедь истины. А так как диавол не перестает своими плевелами вредить семенам благочестия и изыскивать всегда что-нибудь новое против истины: то поэтому Господь, всегда промышляющий о человеческом роде, подвиг к ревности благочестивейшего сего и благовернейшего императора, и он отовсюду созвал к себе предстоятелей священства, чтобы, при помощи благодати Господа всех нас Христа, удалить от овец Христовых всякую заразу лжи и утучнить их отпрысками истины. Это мы и сделали, изгнав общим решением догматы заблуждения, и восстановив непогрешимую веру отцов, проповедуя всеми символ 318-ти, и причислив к нашим отцам тех, принявших это изложение благочестия, которые после того собирались в великом Константинополе (в числе) 150-ти и сами утвердили ту же веру. Итак, и мы, сохраняя порядок и все постановления о вере бывшего прежде в Ефесе святого собора, на котором были председателями святейшие (блаженной) памяти Келестин римский и Кирилл александрийский, определяем, чтобы блистало преимущественно изложение правой и непорочной веры 318-ти святых и блаженных отцов, собиравшихся в Никее при благочестивой памяти Константине, бывшем императоре, но чтобы имело силу и то, что́ определено 150-ю святыми отцами в Константинополе для уничтожения возникших тогда ересей и утверждения той же кафолической и апостольской нашей веры».

(«Символ 318-ти отцов (бывших) в Никее»)

«Веруем во единого Бога, Отца, вседержителя, творца всего видимого и невидимого; – и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез которого все произошло, ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося, распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца, и опять грядущего со славою судить живых и мертвых, которого царству не будет конца; – и в Духа Святого, Господа, животворящего. – Говорящих же, что было некогда (время), когда не было Его (Сына), и что Он не существовал прежде рождения, и произошел из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие из другой ипостаси или сущности, или что Он преложим или изменяем, сих анафематствует кафолическая и апостольская Церковь».

( «И символ ста пятидесяти святых отцов, собиравшихся в Константинополе»:

«Веруем во единого Бога, Отца, вседержителя, творца неба и земли, всего видимого и невидимого; – и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, – чрез которого все произошло, – ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося, – распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по писаниям, – и восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца, и опять грядущего со славою судить живых и мертвых, – которого царству не будет конца; – и в Духа Святого, Господа и животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном спокланяемого и сславимого, глаголавшего чрез пророков; – в единую святую, кафолическую и апостольскую Церковь; – исповедуем единое крещение во оставление грехов; – чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

«Итак достаточен был бы для совершенного познания и утверждения благочестия этот мудрый и спасительный символ благодати Божией; потому что об Отце и Сыне и Святом Духе научает в совершенстве, и воплощение Господа представляет верно принимающим. Но так как старающиеся отвергнуть проповедь истины породили своими ересями пустые речи,– одни дерзая извратить таинство домостроительства Господня о нас и отвергая слово «Богородица» о Деве, а другие вводя слияние и смешение, и безумно вымышляя, что одно естество плоти и божества, и странно утверждая, что божественное естество Единородного по слиянию страдательно: то поэтому, желая прекратить всякие выдумки их против истины, присутствующий ныне святой великий и вселенский собор, с самого начала возвещающий неопровержимую проповедь, прежде всего определил, чтобы вера 318-ти святых отцов пребывала неприкосновенною, и утверждает учение о существе Духа, преданное 150-ю святыми отцами, после собравшимися в царствующем городе, для тех, которые сражаются против Святого Духа; это учение они сделали всем известным, не прибавляя что-нибудь, как бы недостающее в прежнем, но объясняя свое разумение о Святом Духе свидетельствами из Писания против тех, которые покушались отвергнуть Его господство. А для тех, которые стараются извратить таинство домостроительства и бесстыдно болтают, что рожденный от святой Марии есть простой человек, (собор) принял приличные (для этого) соборные послания блаженного Кирилла, бывшего пастыря александрийской церкви, к Несторию и к восточным, – в обличение безрассудства несториева и в объяснение тем, которые по благочестивой ревности желают знать смысл спасительного символа. К этому присоединил, как следует, и послание предстоятеля великого Рима, блаженнейшего и святейшего архиепископа Льва, писанное к святому архиепископу Флавиану в разрушение евтихиева зломыслия, согласное с исповеданием великого Петра и как бы некий общий столб против зломыслящих, – для утверждения православных догматов; потому что оно поражает тех, которые стараются разделить таинство домостроительства на два сына, – и изгоняет из священного собрания тех, которые дерзают говорить, что божество Единородного страдательно, – и противостоит тем, которые выдумывают слияние и смешение двух естеств Христа, – и прогоняет тех, которые в заблуждении утверждают, что принятый Им от нас зрак раба небесной или другой какой-нибудь сущности, – и анафематствует тех, которые баснословят, что до соединения два естества Господа, а по соединении выдумывают одно естество. – Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы – по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно лице и одну Ипостась, – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем, и (как) сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) предал нам символ отцов. – Когда таким образом со всею тщательностью и стройностью это изложено нами, святой и вселенский собор определил никому не дозволять другую веру произносить, или писать, или составлять, или мудрствовать, или учить других. А тем, которые дерзнут или составлять другую веру, или проповедовать, или учить, или преподавать другой символ желающим обратиться к познанию истины из язычества, или из иудейства, или из какой-нибудь ереси, таковым, если будут епископы или клирики, епископам быть чуждыми епископства, а клирикам – клира; если же будут монашествующие или миряне, таковым быть под анафемою».

По прочтении определения, все почтеннейшие епископы воскликнули: «это вера отцов. Митрополиты пусть подпишут тотчас: пусть немедленно подпишут в присутствии самих сановников; хорошо определенное пусть не подвергается отсрочке. Это вера апостолов. С нею все мы согласны; все так мудрствуем». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «постановленное святыми отцами и всем угодное будет представлено верховной власти»62.

* * *

55

По другим: – пергский в Памфилии.

56

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

57

В тексте заметка: τῶν Ρωμαϊκῶν του’των ἠ ἐρμηνει’α ἐλληνιςι’ ἐπαγο’μενα: quae sequuntur, ex Latino Graece sunt reddita (т. е. следующее далее переведено с латинского на греческий язык).

58

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

59

На полях: Ρωμαϊςὶ: Latine.

60

На полях: Ρωμαϊςὶ: Latine.

61

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

62

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.


 Собор 1, часть 1Собор 1, часть 2Собор 1, часть 3 

Источник: Казань. Центральная Типография 1908. От казанского комитета духовной цензуры печатать дозволяется. 10 января 1908 года. Цензор, проф. Академии М.Богословский