Согласительное исповедание 433 г.
Содержание
Согласительное исповедание 433 г. Послание Иоанна, епископа антиохийскаго, к Кириллу, архиепископу александрийскому
"Εὐφραινέσθωσαν...»: «Исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек из разумной души и тела; что Он рожден прежде веков от Отца по божеству, в последние же дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы – по человечеству; что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству; ибо произошло соединение двух естеств. Посему мы исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. В сем понятии неслитного соединения исповедуем Святую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и от самого зачатия соединил с Собою воспринятый от Нее храм. Мы знаем, что мужи богословы евангельские и апостольские речения о Господе одни делают общими, как относящиеся к одному Лицу, другие же разделяют в отношении двух естеств и богоприличные относят к божеству Христа, а смиренные – к человечеству» (АСО. T. 1. Vol. 1 (4). P. 17; ДВС. Т. 1. С. 541).
* * *
Согласительное исповедание 433 г.1
(Hefele-Leclercq. Histoire des Cone. t. II, l, p. 396)
«Посему исповедуем, что Господь Наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный, есть совершенный Бог и совершенный человек с разумной душой и телом2, Рожденный по Божеству от Отца прежде веков, в последние же дни Он же Самый3 (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и нашего ради спасения.
Единосущный4 Отцу по Божеству и Он же Самый единосущный нам по человечеству. Ибо произошло единение двух природ5.
Посему мы исповедуем Единого6 Христа, Единого Сына, Единого Господа. Сообразно с этой мыслию о неслиянном единении7 (природе) мы исповедуем св. Деву – Богородицей8, и это потому, что воплотился и вочеловечился Бог – Логос и от ее зачатия соединил с Собой воспринятый от Нее храм9.
Евангельские же и апостольские выражения о Господе мы признаем: одни – объединяющими, как относящиеся к одному лицу, а другие – разделяющими, как относящиеся к двум природам. И – одни (выражения признаем) передающими богоприличествующие (свойства) по Божеству Христа10, а другие – уничиженные (свойства) по человечеству Его».
Источник: А. В. Карташёв. Вселенские Соборы. III Вселенский собор 431 г.
* * *
Послание Иоанна, епископа антиохийскаго, к Кириллу, архиепископу александрийскому
Господину моему, благочестивейшему и святейшему сослужителю Кириллу, Иоанн (желаю) всякого блага о Господе.
Указом благочестивейших императоров наших давно повелено собраться собору боголюбивейших епископов в ефесской митрополии, с одной стороны, ради дел и несогласий церковных, с другой – ради правой веры. Когда к упомянутому городу прибыли и мы, и после взаимных переговоров опять возвратились (излишне, впрочем, теперь, во время мира, вспоминать причины несогласия), и когда церкви впали таким образом в тягостное несогласие: всем должно было наиболее заботиться о том, чтобы, совершенно уничтожив раздор, восстановить, наконец, единение Церкви Христовой. Это повелевали и сами благочестивейшие и христолюбивейшие императоры: для этой цели и послали они достоуважаемого господина моего, знаменитого трибуна и нотариуса Аристолая, который доставил благочестивые их послания, повелевающия нам собраться и совершенно уничтожить соблазн и прекратить всякое возмущение и раздор. Согласно с этими благочестивыми посланиями, мы тотчас послали моего господина, вполне боголюбезного и святейшего епископа Павла. На это изъявили свое согласие и благочестивейший отец наш епископ Акакий и прочие, бывшие с нами епископы. Сделали же мы это для большего удобства, так как не могли, согласно с волею благочестивейших наших императоров, отправиться сами для личного свидания. Мы уполномочили его от нашего лица, вместо нас и нашим именем сделать все, способствуещее миру (это главная цель его посольства) и вместе с тем представить твоей святости изданное нами по общему согласию изложение веры о воплощении Господа нашего Иисуса Христа, которое и посылаем твоему благочестию чрез упомянутого боголюбезнейшего мужа.
Вот оно:
О том, как мы думаем и говорим о Богородице, Деве Марии, и об образе вочеловечения единородного Сына Божия, по необходимости скажем коротко, скажем не в виде угодливости кому-нибудь, а в форме полного убеждения, как почерпнули мы это из писаний божественных и предания святых отцов, ничего ровно не прибавляя к вере, изложенной святыми отцами в Никее; ибо и ее, как мы и прежде говорили, довольно достаточно для познания всякого благочестия и для низложения всякого неправого еретического учения; – скажем, притом, не с тем, чтобы изъяснить непостижимое, но чтобы признанием собственного бессилия устранить от себя тех, которые только и желают заниматься тем, что́ превышает разумение человеческое.
Итак, мы исповедуем, что
Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек, (состоящий) из разумной души и тела; что Он рожден прежде веков от Отца – по божеству, а в последнее время, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы – по человечеству; что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству; ибо (в Нем) совершилось соединение двух естеств. Почему мы и исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. На основании такого неслитного соединения мы исповедуем пресвятую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и в самом зачатии соединил с Собой храм, от нее воспринятый. Известно, что знаменитые богословы одни из евангельских и апостольских изречений о Господе обыкновенно делают общими, как принадлежащие одному лицу, другие же, по причине различия двух естеств, принимают раздельно, и те из них, которые приличны Богу, относят к божественности Христа, недостойные же Бога – к Его человечеству.
Принимая такую веру, мы хотели бы, чтобы прекращен был всякий спор, чтобы всем святым церквам Божиим, рассеянным по всему миру возвращен был мир и уничожены были все соблазны; чтобы Несторий, прежний епископ константинопольский, был низложен, а неправое и нечестивое учение его было анафематствовано, потому что церкви наши содержат правую и неповрежденную веру, охраняют ее и передают народу, как и ваша святость. Соглашаемся также и на постановление святейшего и благочестивейшего Максимиана, епископа святой константинопольской церкви Божией, и пребываем в общении с благочестивейшими епископами всей вселенной, сохраняющими и проповедующими правую и неповрежденную веру. – Прощай, благочестивейший и преосвященнейший владыка, искреннейший мой брат, и продолжай молиться о нас.
Источник: Деяния Вселенских Соборов. Том 2. III. Собор Ефесский Вселенский Третий.
* * *
Официальный догматический орос 3-го Вселенского. собора
Против аполлинаризма (монофизитства), подозреваемого в Кирилле, в его учении (принятом и IV Вселенским собором) об «ипостасном» соединении двух природ. Т.е. чтобы тут не укрывалось: ни скрадывания полной души человеческой, с ее человеческим логосом, ни подмены последнего Логосом Божественным. To и другое откровенно утверждалось Аполлинарием.
Против несторианства, чтобы акт Рождества Христова не превращался в акт рождения только человека Иисуса, в котором, как в храме, обитал Бог.
Здесь ради выражения равновесия в полноте природ даже принижено и поломано тончайшее значение никейского омоусиос. Усиа в Троице совсем не так принадлежит Лицам (Ипостасям), как усиа природы человеческой лицам человеческим. Наша усиа абстрактна и мыслится как некий материал для построения личности, делимой и множественной. Божественная усиа – конкретна и не частично, а неделимо и не множественно, а всецело принадлежит Каждой из Трех Ипостасей. Таким образом, термин «омоусиос» в чистом никейском смысле и неприложим к человеческой природе. Но церковь в своей «икономии» смело маневрирует терминами, придавая им ad hoc нужный смысл. Она не творит из терминов кумира.
Очень дипломатическая формула. Евтихий и кириллисты – диоскоровцы – предпочитали «εκ δύο φύσεων», т.е. полагая, что когда соединение произошло, то уже получилась μια φύσις. "Εκ δύο φυσεσ δύσεσι« Халкидонского собора для них было несторианством. Здесь пропущено »εκ«, а поставлен genetivus possessivus. Обе партии на нем могли «дипломатически» помириться. Но каждая могла еще думать «свое». Таким образом, тут еще не дано щита от ереси.
Для успокоения Кирилловой стороны.
Для успокоения Антиохийской стороны: что хотя и «единение», но природы не «слились» в одну.
Она родила Бога, но вместе с тем и человека по неслиянному и нераздельному единению.
«Храм» (человеческая природа) – ярко выраженный несторианский (антиохийский) термин – допущен здесь св. Кириллом, очевидно, потому, что он полностью «обеззаражен» предшествующим раскрытием термина «Богородица».
He без намерения здесь термин «Христос» (против Несториевой «Христородицы») покрывает в первую очередь природу Бога, и далее человеческая природа покрывается тем же термином «αύτοΰ», т.е. Христа, а не простого человека – Иисуса.