№12. Марта 22-го
Неделя Крестопоклонная // Руководство для сельских пастырей. 1864. Т. 1. № 12. С. 393–410.
Поучение I
Третья неделя Великого поста называется обыкновенно неделею Крестопоклонною, бр. мои; потому что и в самое воскресенье на утрени, и в течение всей седмицы мы неоднократно будем поклоняться Животворящему Кресту Господню, и молитвенно прославлять распятого на нём за нас Господа Иисуса.
Премудро и преблаготворно для нас, кающихся грешников, установила св. Церковь это поклонение Животворящему Кресту Господню в нынешнюю неделю. Как мать, нежная, заботливая, мудрая и прозорливая, она внимательно следит за тем, как мы совершаем подвиг поста, и старается сделать для нас всё, что только может облегчить наш подвиг, поддержать в нас духовную бодрость и ревность, утешить и подкрепить нас, – всё, что может освежить наши силы, поселить в нашем сердце надежду на Господа Иисуса, – Великого Подвигоположника нашего, принёсшего Себя в искупительную жертву за грехи наши.
Вот какие побуждения имела мать наша – св. Церковь, когда установляла поклонение Животворящему Кресту Господню на этой неделе:
а) Чада мои, вступившие в подвиги поста Св. Четыредесятницы, без сомнения не радость ощущают, – думает она; они некоторым образом распинают себя, умерщвляют в себе свои дурные страсти и привычки; они терпят скорбь, тяжесть, страдание. Пусть же среди этих скорбных подвигов своих, они с верою и любовью поклонятся Животворящему Кресту Господню, и облобызают его; пусть воззрят слезящими очами своими на распятого на нём Господа Иисуса, увидят эти потоки Божественной крови Его, эти язвы гвоздиные, этот венец терновый, эти простёртые по древу руки. Быть не может, чтобы сердце их не сказало каждому из них в эти минуты: «если Бог мой ради меня недостойного распят был на кресте, пролил кровь Свою, положил душу Свою; то как мне ради Его, а паче, моего собственного спасения, не выдержать подвига поста, покаяния, молитвы, самоочищения и самоотвержения?! Нет, все силы мои употреблю на то, чтобы мне совершить до конца мой подвиг». И можно быть уверенным, что подвиг будет совершён и довершён.
б) Чада мои, подвизающиеся добрым подвигом поста и покаяния, увидят в Животворящем Кресте Господнем, кроме поощрения себя на подвиг, – и духовное утешение и услаждение, – так думала ещё мать наша св. Церковь, установляя поклонение Животворящему Кресту Господню. Путём крестных страданий и позорной смерти Спаситель наш, будучи Сам в вечной славе – по Божеству, вознёс и наше человеческое естество в Свою вечную славу. Не так ли и вы, чада мои возлюбленные, должны смотреть на вашу скорбь о грехах, на ваши подвиги поста и воздержания, молитвы и покаяния? Горько теперь пить эту чашу; но зато нет другого пути к вечному блаженству для человека – грешника. Эта горечь усладится вечною радостью, вечным блаженством на Небе. Только тот может услышать вожделенный глас Господа: «приидите насладитесь уготованных вам почестей и венцев небесных», – кто крест свой взял, яко ярем, на рамена свои, кто шёл узким и скорбным путём покаяния, самоочищения и самоумерщвления.
в) Знаю сама, – как бы так продолжает св. Церковь, что длинен путь четыредесятидневного поста, путь скорбный, тернистый. Он похож на необозримую степь: всюду зной, всюду трудности и препоны, а конца ему не видят. Мои путники чрезвычайно рады бы были, если бы нашли в этой степи древо благосеннолиственное, где они могли бы укрыться от зноя; где могли бы присесть на время и отдохнуть. Укрепившись под этим деревом, они с новыми силами, с новою бодростью пошли бы своим святым путём. Это древо для чад моих – древо Животворящего Креста Господня. Под его благодатным осенением пусть они отдохнут среди многотрудного поприща поста; пусть освежатся духом; – и потом с новыми силами, с новою бодростью вступят в подвиг поста.
г) На самый Крест Господень пусть они взирают, как на знамя победы Христовой над смертью и над всеми врагами их спасения. В последствии, там в неделю Страстей Господних, я пред ними представлю во всей полноте и подробности историю страданий и смерти Господа, а также повествование о славном Его воскресении, – которыми Он сокрушил державу смерти и ада, победил всех врагов, видимых и невидимых, и даровал всем верующим в Него источник нетления, вечной жизни и вечного блаженства. Теперь ещё рано представлять всё это чадам моим; теперь они ещё только на средине подвига. Но пусть же заранее увидят они очами веры и любви это победоносное знамя Христа Спасителя – Животворящий Крест Его, и сердечно облобызают его. Ведь в древности бывало, что цари, одержавши победу и возвращаясь домой, посылали впереди себя победные трофеи и свои царские украшения. Так и Он, Царь мой и Владыка, желая заранее показать чадам Своим Своё торжество над смертью и адом, прежде воспоминания о самых крестных страданиях своих, смерти и тридневном воскресении, посылает им Своё победоносное знамя – Животворящий Крест Свой. Чрез это победоносное знамя они должны убедиться, что близок к ним и Сам Царь славы, должны увериться, что Он победил врагов их: грех, смерть и диавола.
Так думала св. Церковь, установляя поклонение Животворящему Кресту Господню в нынешнюю неделю. Сознайтесь, бр. мои, что глубоко, безгранично нас любит св. Церковь наша; что она заботится об нас больше, нежели мать родная может заботиться о детях своих...
Бр. мои! почтим установление св. матери нашей Церкви, – как драгоценный залог безграничной её любви к нам и заботливости о нашем спасении. Напечатлеем на скрижалях сердца нашего те побудительные причины, по которым она установила в нынешнюю неделю Св. поста поклонение Животворящему Кресту Господню; а главное – совершим самое поклонение Животворящему Кресту Господню в том духе веры и любви, в каком оно установлено ею. Аминь.
Поучение II
Сегодня служба воскресная соединяется со службою Животворящему Кресту Господню, и от того носит на себе особенно умилительный тон. Вы слышите, братие мои, то радостный восторг и ликование христианина, прославляющего воскресшего Господа и Его святое воскресение, – то трогательное моление к распятому и умершему за нас Господу и Животворящему Кресту Его.
Особенно умилительны стихиры Кресту Господню:
«Ныне ангельския воинства дориносят Древо честное, благоговейно окружая его, и созывая всех верных на поклонение ему. Пойдемте же все, просветившиеся постом, припадем к нему с радостию и страхом, верою взывая: радуйся Честный Кресте, – миру утверждение!».
Так св. Церковь, мать наша, возбуждает нас на поклонение Животворящему Кресту Господню, представляя духовным очам нашим дивную картину, как воинства небесные, благоговейно окружая, дориносят, т. е. несут поверх себһНесут на копьях., боголепно охраняют и окружают Крест Господень.
Мы готовы на зов материи нашей Церкви; но нам одним как бы не хочется идти на поклонение Животворящему Древу; мы желаем пригласить с собою праотцев наших, Адама и Еву.
«Гряди, – взываем мы к нашим праотцам, – гряди первозданная двоица, древле отпадшая, по зависти человекоубийцы, от лика горних (сил) из-за вкушения с древа горькой сладости: вот всечестное воистину Древо предгрядет. Притеките к нему, и радостию облобызайте его, и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо Богоблаженное, саде небесный! Причастившись твоего плода, мы снова получили нетление перваго Едема, – и великую милость».
Изображая пред нами спасительные плоды крестной смерти Господа, и Его победу над адом, св. Церковь говорит:
«Три креста водрузил на Голгофе Пилат, два для разбойников, и один для Жизнодавца. Увидел этот третий крест ад, и сказал находящимся у него: «слуги мои и силы мои! Кто это водрузил гвоздие в сердце мое, и внезапно пронзил меня копием древа? Я терзаюсь, страдаю внутренностями моими, уязвляюсь утробою моею, смущаюсь духом моим от страданий и принужден изрыгнуть Адама и всех его потомков, которые предались ко мне чрез вкушение с древа райскаго. Этот крест опять вводит их в рай.».
Среди утрени ваш слух, бр. мои, неожиданно поражается необычайными для поста песнями. За воскресными ирмосами гласа вы слышите пасхальные ирмосы: «Воскресения день! просветимся людие! пасха, Господня пасха! от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия». Эти песни так нечаянно поражают слух ваш и сердце, что вы не верите сами себе. Не обман ли это слуха? О, нет бр. мои; это – действительность. Пред духовными очами вашими действительно рисуется светлая, радостная картина Воскресения Христова; вам невольно приходит на память великая утреня пасхальная с её торжественным, радостнотворным пением. Душа ваша невольно освежается и окрыляется на новые подвиги поста, чтобы узреть славу Воскресения Христова. Слёзы умиления невольно льются из глаз, когда вы слышите эти радостные песни пасхальные. И тем отраднее эти святые песни, что они, как я сказал, совершенно неожиданно поражают слух ваш. Ещё пред самым каноном вы слышали покаянный вопль кающегося грешника: «покаяния отверзи ми двери, Жизводавче... Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго...».
Такую неожиданную перемену соделал, бр. мои, Животворящий Крест Господень. Он нам открывает малую зарю духовной радости и света Божественного, напоминая нам не только о смерти Христа Спасителя нашего, но и о тридневном воскресении Его из мертвых. За пасхальными ирмосами читаются тропари в честь Креста Господня и поётся катавасия Кресту же. Самые тропари канона в честь Креста Господня расположены в следующем порядке: в первом тропаре прославляется Господь Иисус Христос, воскресший из мертвых, и Его тридневное воскресение; в следующих трёх тропарях воспевается Животворящий Крест Господень, затем тропарь в честь и славу Пресв. Троицы и наконец тропарь в честь и славу Пресв. Богородицы. Я приведу вам, бр. мои, несколько тропарей для пояснения вышесказанного мною.
Песнь четвёртая. Ирмос: «На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен.
Тропарь 1. Вот воскрес Христос, – мироносицам женам Ангел сказал, – не рыдайте, но идите, скажите Апостолам: радуйтеся! днесь – спасение миру! разрушено мучительство врага смертию!
Тропарь 2. Сретая днесь радость поклонения Живоносному Кресту Твоему, Христе, мы заранее творим сретение всесвятаго Твоего страдания, которое Ты, Спасе, соделал спасением миру, как Всесильный.
Тропарь 3. Днесь бывает радость на небесах и на земле, потому что знамение Христово – Крест всеблаженный является миру; он, предложенный нам, источает поклоняющимся ему радость присно-текущую.
Тропарь 4. Что Тебе принесем мы, Христе, за то, что Ты дал нам поклониться Честному Кресту? На нем всесвятая Кровь Твоя пролита была, на нем и Плоть Твоя гвоздями водружена была; лобызая его ныне, мы благодарим Тебя.
Слава. Троичен. Пою три ипостаси Единого Божества нераздельнаго, по естеству простаго, проповедуя Отца безначальнаго, Сына, и Духа Святаго сопрестольнаго, – едино господство, едино царство, едину державу присносущную.
И ныне. Богородичен. Одна Ты в женах явилася чистою; – чудное дело, страшное слышание! Потому что ты обновила естество, родивши без семени, и пребывая, как и всегда была, Девою. Эго от того, что родившийся от тебя есть Бог истинный».
Иди ещё. Песнь пятая. Ирмос: «Утреннюем утреннюю глубоку и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим – правды Солнце, – всем жизнь возсияюща.
Тропарь 1. Ты возсиял от гроба, незаходимый Свете, и мир озарил нетлением; Ты истребил, Господи, смертный плач от всех концев вселенной, – как благоутробный.
Тропарь 2. Очистившись воздержанием, приступим и горячо облобызаем во хвалениях всесвятое Древо, на котором Христос был распят и спас мир, как благоутробный.
Тропарь 3. Ликуют в веселии Ангельские чины, ради поклонения ныне Кресту Твоему: ибо Ты им низложил полки бесов, и спас Христе человечество.
Тропарь 4. Другим раем явилась Церковь, имея в себе, как и прежде было, – Древо Живоносное – Крест Твой, Господи, к которому мы, прикоснувшись, причастились бессмертия.
Слава. Троичен. Славлю три Лица собезначальные в едином существе, Бога Отца, Сына и Духа, един свет трисиятельный, купно державное Царство, в неслиянном тождестве.
И ныне. Богородичен. Ты родила по закону природы, но выше закона, потому что только у Тебя единой рождество безсеменно, страшный и для помышлений и для выражений способ рождения твоего, Всенепорочная».
Я привёл вам, братие мои, эти песни и тропари канона для того именно, чтобы вы сами видели, как премудро умела соединить св. Церковь радостные ирмосы канона пасхального с умилительными тропарями во славу распятого и умершего за вас Господа, и заключить их славословием в честь Пресвятыя Троицы и Богородицы.
В конце, утрени, когда пропоют славословие великое, выносится из олтаря со св. престола, – как бы с самого Неба, Животворящий Крест Господень на главе священнослужителя, поддерживаемого и сопровождаемого другими, – где это возможно, священнослужителями. Пред вашими очами на самом деле сбывается то дивное созерцание, к которому вас приглашала св. Церковь в начале утрени, когда говорила вам: «ныне ангельския воинства дориносят Древо Честное, благоговейно окружая оное». Вы теперь сами можете, по примеру Небесных Сил, благоговейно окружать, охранять, и сопровождать Древо Честное. Св. Церковь при этом вразумляет вас, что не вы одни боголепно износите Животворящий Крест Господень, и не одни только священнослужители; нет, с ними и с вами вместе дориносят, боголепно охраняют его и сопровождают, как знамение Царя своего и Господа, Силы Небесные, Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы. «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» – без сомнения взывают они, сопровождая Господа в этом Его шествии. Без сомнения, подражая им, и вы воспеваете в умилении души: «святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный, помилуй нас». В вашей песни слышится отголосок песни херувимской и серафимской, хотя этот отголосок и проникнут смиренным воззванием о помиловании. Так и свойственно нам земнородным, братие мои, по нашим немощам и делам, особенно во время нашего поста и покаяния. У нас самая радостная песнь сменяется умилённою молитвою; самое херувимское славословие оканчивается молением о помиловании. Тем не менее св. Церковь, влагая в уста и сердце наше песнь Трисвятую, отзывающуюся немолчным славословием Херувимов и Серафимов, даёт нам тайное внушение, как чисты и святы должны мы быть, износя Животворящий Крест Господень или благоговейно сопровождая его, – какая полнота любви должна быть в сердце нашем в эти минуты, – какая чистая и светлая вера, какая пламенная ревность о славе Божией должны быть в душе нашей!
Братие, мы! таковы ли мы действительно бываем в эти минуты? О, если бы таковы! О, если бы наше песнопение и молитвенное возглашение о помиловании не нарушало дивной небесной гармонии Горних Сил, воспевающих Господа! О, если бы наши грехи и немощи не внесли в их Небесный хор безобразия и дисгармонии! Но для этого, братие мои, наша душа должна быть чиста, как у Херувимов; наша любовь пламенна, как у Серафимов; для этого мы сами должны быть подобны Ангелам. О, если бы это было с нами!.. Аминь.
Поучение III
Животворящий Крест Господень износится, бр. мои, из св. олтаря, как бы с неба на средину храма, как бы посреди земли, для благоговейного поклонения ему. Самые Силы Небесные, по созерцанию св. Церкви, благоговейно окружая Честное Древо Креста, «созывают верных на поклонение ему».
И действительно, бр. мои, тотчас по изнесении Креста Господня начинается благоговейное поклонение ему. Троекратно окадивши со всех сторон аналой, на котором возлагается Крест Господень, при пении тропаря: «спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое», – священник вместе с диаконом начинают петь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»; – и благоговейно покланяются Животворящему Кресту Господню. За священником и диаконом покланяются ему, и все присутствующие во храме и благоговейно лобызают его.
Умилительно видеть, бр. мои, как спешат кающиеся грешники к Животворящему Древу Господню. Это именно как путники, утомлённые долгим странствованием по палящей пустыне поста и покаяния, узрели благосеннолиственное древо и спешат под приветливые ветви его, чтобы укрепиться и освежиться силами своими.
«Приидите вернии, – говорят они, поощряя друг друга к благоговейному поклонению Кресту Господню, – приидите вернии Животворящему Древу поклонимся, на котором Христос – Царь славы, волею руки Свои распростер, и чрез то вознес нас на первобытное наше блаженство, нас, которых некогда враг обманул и сделал изгнанниками от Бога. Приидите вернии поклонимся тому Древу, чрез которое мы сподобились сокрушить главы невидимых врагов наших. Приидите все народы вселенной Крест Господень почтим: радуйся Кресте, – совершенное избавление падшаго Адама! Тобою благочестивейшие цари наши хвалятся, потому что твоею силою державно покоряют они все языческие народы. Тебя ныне мы – христиане со страхом целуем, и славим пригвоздившегося на тебе Бога, взывая к Нему: Господи, на кресте пригвоздившийся, помилуй нас, яко благ и человеколюбец!..».
Эта песнь, бр. мои, служит не просто только приглашением к поклонению Животворящему Кресту Господню, но и вразумлением касательно того, с какими чувствами и расположениями души мы должны совершать наше поклонение. Благоговейно поклоняясь Честному Кресту, и лобызая его со страхом и трепетом, мы должны твёрдо помнить, что на нем распят «Христос – Царь славы», что чрез него Он вознёс нас на первобытное блаженство; и потому мы должны славить Господа нашего Иисуса Христа, на кресте пригвоздившегося, и вопиять Ему: «помилуй нас на кресте пригвоздившийся Господи, яко благ и человеколюбец!». Так ли мы, бр. мои, поклоняемся Животворящему Кресту Господню? Дай Бог, чтобы так! А от чего же бывает эта толкотня и неурядица при поклонении? От чего происходит у многих эта небрежность и рассеяние при поклонении? Ведь, если бы мы к Самому Господу распятому приходили, Его созерцали, Ему поклонялись, Его пречистые язвы лобызали, – без сомнения не было бы этой небрежности, этого рассеяния, этой неблагоговейной толкотни. Значит, в нас слаба вера, слабо духовное созерцание, слаба любовь к Господу. Исправимся же, пока есть время.
Вслед за пригласительною и поучительною стихирою мы благодарно исповедуем, как бы пред лицом всех Небесных Сил, незримо окружающих Животворящий Крест Господень, – тайну Креста:
«Днесь Владыка твари и Господь славы на кресте пригвождается и в ребра прободается; желчи и оцта вкушает Тот, Кто – сладость церковная; венцем из терния облагается Тот, Кто Ангелов Царь; Тот, Кто покрывает небо облаками, облачается в одежду поругания; и заушается бренною рукою Тот, Кто создал рукою человека; по плечам бием бывает Тот, Кто одевает небо облаками; заплевания и раны принимает, поношения и заушения, и все терпит ради меня осужденного Избавитель мой и Бог, – для того, чтобы спасти Ему мир от прелести, яко Благоутробному».
Стихира эта, раскрывая для вас, бр. мои, тайну Креста Христова, переносит вас ко дню страданий Христовых и делает вас как бы очевидцами их. Трепет невольный овладевает душою вашею: вы невольно вспоминаете свои грехи и беззакония, все немощи и слабости свои, и ясно понимаете, что и вы были причиною страданий и крестной смерти Господа славы и Владыки всех тварей. Этот крест, это копие, желчь и оцет, венец из терния, одежда поругания, заушение, биение, заплевания, раны, поношения – все это претерпел Он мене ради осужденнаго, – взываете вы в умилении сердца, со слезами покаяния. О, если бы мне окаянному избавиться от моих грехов, от моих немощей и слабостей... О, если бы время поста и покаяния привело меня именно к этому...
«Днесь неприкосновенный по существу прикосновенным ради меня бывает, и терпит страдания Тот, Кто Сам освобождает меня от страданий; Тот, Кто подает свет слепым, от беззаконных устен оплевается, и отдает свои плечи на раны за плененных (грехом и диаволом). Видя Его на кресте, Чистая Дева и Матерь болезненно вещала: увы Мне, Чадо Мое, что Ты сделал со Мною? Ты красен добротою паче всех человеков, – и вот бездыханным, безгласным являешься, не имея ни вида, ни доброты!.. Увы Мне Мой Свете! Не могу мертвым зреть Тебя, уязвляюсь утробою, и лютое оружие сердце Мое пронзает. – Воспеваю Твои страдания, покланяюсь благоутробию Твоему, долготерпеливе слава Тебе.
И вот, когда воспеваются эти стихиры, верующие благоговейно покланяются Кресту Господню и со страхом и любовию лобызают его. – Спешите, подвижники поста и покаяния к этому Животворящему Древу; несите ношу грехов ваших к подножию его; здесь найдёте вы покой душам вашим. Лобызайте с верою и любовию эти язвы гвоздиные; ищите в них оправдания и искупления себе. Эта Пречистая Кровь пролита за вас и за весь мир; это – жертва искупительная за весь род человеческий.
О, если бы, бр. мои, всем нам понять, если бы сердце наше и всё существо наше проникнуты были глубоким убеждением, что Господь Иисус Христос, распятый и умерший на кресте, есть именно искупительная жертва за грехи ваши! Аминь.
Поучение IV
Апостольское чтение заимствуется ныне из послания к Евреям (зач. 311). Апостол Павел сам как бы становится у подножия креста Господня и, поощряя нас к окончанию подвигов поста, указывает нам на Животворящий Крест Господень, как на престол благодати, и на Господа на нём распятого, как на Великого Архиерея, могущего нам сострадать, и говорит: это престол милости и щедрот для всех кающихся грешников; это жертвенник всемирный, на котором Великий Первосвященник наш Господь Иисус Христос принёс Себя Самого в жертву за грехи мира.
Проясняя для нас эти мысли свои, апостол Павел говорит:
Иму́ще Архиере́а вели́ка, проше́дшаго небеса́, Иису́са Сы́на Бо́жия, да держи́мся испове́дания (Евр.4:14).
Св. апостол, указывая на Древо Крестное и на Господа Иисуса Христа, распятого на нём, ободряет нас на дальнейшие подвиги поста. Он как бы так говорит нам: под осенением этого Животворящего Древа освежитесь вашими силами, и снова вступите в подвиги. У вас теперь есть великий Архиерей, который принёс на этом Животворящем Древе, как на жертвеннике, Самого Себя в жертву за грехи ваши. Он прошел небеса, или как ещё можно сказать, – Он взошел, в самое небо (Евр.9:24), к самому Отцу небесному. Это Иисус – Сын Божий. Взирайте на Него верою и любовию, лобызайте Его пречистые нозе, Его язвы гвоздиные, капли Его всесвятой Крови, – и укрепляйтесь духом вашим, силами вашими, терпением вашим.
Апостол говорит: да держимся исповедания. О каком исповедании говорит он? – спрашивает св. Златоуст, и отвечает: «об исповедании того, что есть воскресение, воздаяние и бесчисленные блага, что Христос есть Бог, что наша вера – правая. Это мы должны исповедовать, это содержатьûЗлат. Бесед. на посл. к Евр. стр. 427, – по Русск. перев. издан. 1859 г.. В применении к нам – подвижникам поста, эта общая черта исповедания нашего может быть частнее выражена так: да держимся, в духе нашей православной веры, тех подвигов поста, покаяния, самоочищения и самоумерщвления, которые мы начали под руководством матери нашей Церкви.
Не и́мамы бо архиере́а не могу́ща спострада́ти не́мощем на́шым, но искуше́на по вся́ческим по подо́бию, ра́зве греха́ (Евр.4:15).
Наш великий Первосвященник, взошедший в самое небо, и седящий одесную Бога Отца, «знает наше состояние, наши труды и подвиги, наши немощи и слабости»; – первосвященники ветхозаветные не знали не только страждущих, но и того, что такое страдание: ведь нельзя знать страданий страдальца тому, кто сам не испытал и не прочувствовал их. Наш Первосвященник испытал всё; для того Он наперёд и испытал Сам всё, а потом уже взошёл (в самое небо), да возможет спострадати. Он Сам подвергался гонению, заплеванию, поношению, осмеянию, клевете, изгнанию и наконец распятиюûСв. Злат. в толк. на посл. к Евр.; – для того, чтобы Ему было возможно понимать и сочувствовать нашим страданиям, нашим подвигам, нашим искушениям. Он искушён по всяческим по подобию, разве греха. Точно так, как и мы Он страдал, Он терпел искушения как и мы; только в Нём не было греха.
Брат мой и сотрудник! Вникни хорошенько в смысл слов Апостола. Ты плачешь, – и Он, Господь наш, плакал; ты терпишь гонение, страдание, муку сердечную; и Он, Господь наш, всё это терпел. Ему понятен всякий твой вздох; Ему понятна всякая твоя слеза... О, молись и плачь пред Ним: Он может спострадати тебе.
Да приступа́ем у́бо с дерзнове́нием к престо́лу благода́ти, – продолжает Апостол, да прии́мем ми́лость и благода́ть обря́щем во благовре́менну по́мощь (Евр.4:16).
Св. Апостол как будто именно на то время и указывает, которое мы теперь переживаем, бр. мои, – на время поста и покаяния нашего, на время говения нашего, исповедания и приобщения Св. Таин Христовых.
Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати. «О каком престоле благодати говорит он? спрашивает при сем св. Златоуст, и отвечает: о Царском престоле, о котором сказано: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене». Это престол, на котором восседит, как Царь славы, великий ваш Первосвященник, могущий нам спострадать. Апостол называет этот престол – престолом благодати, выражая тем безграничную, неисчерпаемую любовь и милость к нам Господа нашего Иисуса Христа. Не только Он Сам исполнен благодати, любви и милосердия к нам, но и самый престол, на котором Он восседит, весь облит благодатию, милостию и щедротами, весь – из благодати.
Да приимем милость, и благодать обрящем во благовременну помощь. Чего же иного мы можем и ожидать теперь от нашего великого Архиерея, кроме благодати и милости? Вспомни, бр. мой, ты приходил, – если уже говел, – к св. аналою для исповеди и покаяния твоего; что ты обрёл и приял тут? – Обрёл и приял милость, безграничную милость: все твои грехи и беззакония были прощены и забыты; все твои падения и немощи, слабости и ошибки покрыты неизреченным милосердием Господа. Ты приступал к Св. Причащению; что ты обрёл и приял на св. престоле? – Обрёл и приял не суд или осуждение, но опять милость и благодать. И теперь вот ты приступаешь к Животворящему Кресту Господню с твоими грехами и немощами, с твоими слезами и воплями, с твоим покаянием и сокрушением; что ты обретаешь? – Обретаешь опять милость и благодать. Это опять престол благодати для тебя и для меня грешного, и для всех подобных нам с тобою. Наконец, если мы с тобою вознесём очи и сердца наши на небо, если очами веры и любви узрим седящего одесную Бога Отца Великого Первосвященника нашего, и с нашею молитвою, с нашим покаянием, с нашими слезами припадём к Нему, – опять обретём у Него милость и благодать.
Впрочем, Апостол говорит, что не всегда этот престол будет престолом благодати, не всегда можно принимать милость и обретать благодать у Седящего на нём; Апостол именно прибавил: во благовременну помощь. Когда вы в труде и подвиге, когда в борьбе с вашими страстями, с вашими духовными врагами, – когда силы ваши изнемогают и слабеют, когда вам нужна помощь; о, тогда дерзновенно приступайте, бр. мои, к престолу Господа; он будет для вас престолом благодати; вы приимете милость и обрящете благодать себе во благовременну помощь. Не пропустит секунды Господь, чтобы замедлить вам Своею помощью. Но если вы ленитесь, если беспечно коснеете во грехах, если пируете и ликуете, когда другие подвизаются; – бойтесь: этот же самый престол будет для вас престолом суда и гнева. Или ещё: пока земная жизнь наша не кончилась, пока есть ещё время для нас покаяться и исправиться; этот престол есть для нас престол благодати; мы можем здесь принять милость и обрести благодать себе. «А когда наступит кончина, – говорит св. Златоуст, – тогда Он, Господь наш и Владыка, востанет на суд».
А для нас с тобой, слушатель мой добрый, этот престол Господа служит престолом благодати и милости, или престолом суда и гнева? Вот время поста идёт и идёт. Добрые подвижники далеко уж ушли на пути нравственного исправления и преспеяния; они опытно, на себе самих дознали, что Господь Иисус Христос неизреченно милостив и благ к нам, что Его престол для них действительно есть престол безграничной любви, милосердия и щедрот; – есть престол благодати. Они неоднократно принимали милость и обретали благодать здесь во благовременну помощь себе. А мы с тобой всё коснеем и коснеем во грехах; всё только собираемся попоститься хорошенько, поговеть, поисправиться; – а сами ни с места? Друг мой! Ведь двери милосердия могут затвориться; престол благодати может обратиться в престол гнева и суда. Вот пройдёт скоро и Св. Четыредесятница; за нею скоро может пройти и вся земная жизнь наша; – и вот нельзя уж будет принимать помощь и обретать благодать. Одумаемся, друг мой, и исправимся, пока есть время. Иначе – нам не хорошо будет. Аминь.
Духовная журналистика в 1863 году. (Окончание) // Руководство для сельских пастырей. 1864. Т. 1. № 12. С. 411–427.
III. Религиозно-общественные журналы
I. «Православное Обозрение», журнал, издаваемый священником Н. Сергиевским в Москве. Общее направление этого журнала, по выражению редакции его, – «мысль о сближении между духовною наукою и жизнию, между обществом и духовенствомûСм. Объявление об издании «Православного Обозрения» в 1864 г.. Общей основой всех статей, помещаемых в этом журнале, служит тот взгляд, что религия есть одна из главнейших основ жизни, и след. современное направление общественной жизни и мысли, в своей общности, не только не противоположно религии, напротив, составляет дальнейшее жизненное развитие её начал, а крайности современного направления, доходящие до отрицания религии, составляют только исключения, или – лучше – уклонения от нормального пути развития, уклонения, исходный пункт которых однако находится в тех же самых общих началах современного направления. Смотря с этой точки зрения, «Православное Обозрение» не отрицает современного направления, напротив, старается содействовать его нормальному развитию в духе христианской православной веры. А так как развитие это возможно только при непосредственном участии в интересах и стремлениях общества ближайшего к обществу и непосредственного представителя православной веры – приходского духовенства, то «Православное Обозрение» к первоначальной своей программе сочло нужным присоединить статьи, посвящённые потребностям и нуждам материального быта, общественно-гражданского положения и религиозно-нравственного воспитания и влияния на общество приходского духовенства. Этот же взгляд, без сомнения, побуждает журнал не обращать почти никакого внимания на те исключительные явления современного направления, которые дошли до крайности отрицания религиозных и вообще всех не материальных начал жизни, конечно в том убеждении, что эти исключительные явления, возможные и даже неизбежные не в наше только, но и во всякое время, исчезнут со временем сами собою, как исчезает всё ненормальное, не основанное на существенных основах жизни и науки. Если же журнал и обращает иногда внимание на эти исключительные явления, то относится к ним, как к таким явлениям, в которых выразилось или совершенное непонимание, или неправильное понимание общих и коренных основ науки и жизни, и потому не обличает их, а разъясняет им эти основы и указывает несообразность их с этими основами. В этом именно духе написана статья: «Взгляд современных материалистов на душу и её свободу» (№№ 4 и 5), – единственная статья, касающаяся этих исключительных явлений, какую мы встретили в №№ «Православного Обозрения» за 1862 г., бывших у нас под рукою при составлении обозрения. В этой статье заключается, с одной стороны, деликатное отношение полемизатора к своему противнику, самое полное уважение к его коренному стремлению – познать истину, и с другой, – основательное и неопровержимое доказательство неправильности того пути, который он избрал для познания истины. Примирительный взгляд на все явления жизни, даже на те, которые для других журналов составляют предмет обличения и отрицания, и выражает собою ту «мысль о сближении между духовной наукой и жизнью», которою редакция «Православного Обозрения» охарактеризовала направление своего журнала, – проходит и по всем учёным статьям, помещаемым в этом журнале, так что науки в чистом виде, как отвлечения от жизни, как теории, в «Православном Обозрении» также нет, как нет и обличения жизненных явлений. В нём наука имеет место настолько, насколько она соприкасается с общественной жизнью, насколько она есть выражение состояния и развития общества в данное время. Потому главную массу статей учёного содержания составляет разработка материалов для истории XVIII столетия, в том отношении, в каком эти материалы касаются церковной и религиозной жизни общества. Таковы статьи: «Георгий Дашков. Материалы для истории первой половины XVIII столетия» (№ 1), «Русские выходцы из заграничных школ в XVII столетии: Пётр Артемьев» (№ 3), «Московские еретики в царствование Петра I» (№№ 4, 5, 6), «Материалы по делу о Тверитинове (приложения к статье: Московские еретики в царствование Пера I)» (№ 9). Все эти статьи отличаются тем, что известные явления в религиозной и церковной жизни русского общества объясняются в них жизненными условиями и влияниями того времени, к которому они принадлежат. XVIII век и конец XVII избраны здесь потому, что наша современная общественная жизнь есть плод исторического развития той реформы общественной жизни, которая начало своё, имеет в этот период времени. Тем же самым признаком отличаются и статьи, относящиеся к истории раскола. Все явления в истории раскола также объясняются в них жизненными влияниями и условиями той эпохи, к которой они принадлежат. Не говорим уже о статьях, имеющих своим предметом обозрение событий в христианских иноверных обществах. Все они проникнуты тем взглядом на религию, по которому она является одним из главных и притом самых влиятельных и деятельных начал в жизни, и потому все события в христианских иноверных обществах, равно как и в православных Восточных церквах, описываются в них в непосредственной связи с теми явлениями общественной жизни, которые были их причинами и последствиями. Таково по преимуществу периодическое обозрение состояния церковных дел во Франции. Таковы же и статьи частные, касающиеся подобных же предметов, например: «Церковь и государство в Испании» (№6). Во всех подобных статьях читателю представляется живая картина общественной жизни, насколько в ней выражаются начала церковно-религиозные. Обращено внимание и на стремления некоторых иноверных христианских обществ к единению с церковью русскою. По этому предмету мы встретили две статьи: «Движение в американской епископальной церкви к сношению с церковью русскою» (№ 2) и «Попытки англиканской епископальной церкви к сношению с церковью русскою» (№ 3). К этому же роду статей принадлежит и статья: «Современный религиозный кризис в Западной Европе» (№ 6). В ней описывается антагонизм между католичеством и обществом, взвешиваются причины и возможные последствия его. Тем же духом проникнута и статья «О христианском богословии и современном его направлении в Англии» (№ 1). Хотя предмет этой статьи – одно частное явление в современной английской богословской литературе, именно – борьба английских богословов против рационалистических теорий атеистов, – авторов и приверженцев книги: Essays and Reviews; но в предисловии к предмету своей статьи автор высказывает на историю богословия и отношение её к истории развития человеческой мысли и жизни взгляд, который представляет весьма верное и обстоятельное выражение общего взгляда «Православного Обозрения» на отношение духовной науки к жизни. Выясняя свой взгляд на богословие, автор говорит, что его основные истины, составляющие его содержание, неизменны и не подлежат историческому развитию. «Но при этом постоянстве содержания, при этой неизменности основных истин христианства, какое удивительное разнообразие в исторических формах его, в тех приёмах, какими в разные времена относилось человеческое сознание к христианским истинам! – От чего же при постоянстве основных истин богословия, как науки, такие изменения в его методе? От того, что ни на одну науку так сильно не влияет общее движение человеческого знания, как на богословие. От того, что ни одно важное открытие, в какой бы области оно ни совершалось, ни одно научное приобретение не проходят без того, чтобы так или иначе не отразиться на исследовании богословских истин; от того, что религиозное сознание идёт об руку с общим научным сознанием. – Прогресс богословия, как науки, неразрывно связан с прогрессом общего научного сознания, и его задача – поставить одну и туже неизменную истину в такое отношение к сознанию, чтобы, нимало не изменяя основному характеру истины, представить её в полной гармонии с целою суммою человеческих знаний, со всеми другими истинами. Богословие не Библия; оно не есть даже только систематическое изложение или сведение в правильный порядок истин, содержащихся в библии, с приложением кой-чего от разума. Богословие есть живое представление правильного, законного отношения человеческого сознания, человеческой науки и жизни к единым и неизменным христианским истинам в данную эпоху истории человечества».
Вот тот взгляд на духовную науку, который проводится во всём журнале. Главная характеристическая черта всех статей научного содержания, помещаемых в «Православном Обозрении», состоит в том, что предмет их исследуется на основании данных той исторической эпохи, к которой принадлежит он. Оттого все такие статьи, даже имеющие своим предметом далёкое прошедшее истории христианства, читаются с самым живым интересом. В образец таких статей мы можем указать: «Никейский собор вселенский 1. Из лекций Станлея» (№ 5). В статье этой читатель находит живую и наглядную картину эпохи первого Вселенского собора и характера тех личностей, которые принимали в нём деятельное участие. – Слова и поучения церковные, изредка помещаемые в «Православном Обозрении», отличаются тем же характером непосредственного отношения к данной эпохе времени, к данной степени развития религиозно-общественного сознания. Таково, наприм., «Слово к Славянам в день празднования тысячелетия пришествия Кирилла и Мефодия в землю славянскую», произнесённое в Вене протоиереем Μ. Ф. Раевским (№ 5). Оно не только заключает в себе похвалу блаженным просветителям Славян, не только показывает значение их великого подвига для Славян в ту эпоху, в которую был совершён этот подвиг; нет, оно изображает значение великого основания славянской цивилизации, положенного св. Кириллом и Мефодием, для всей истории славянства и преимущественно для настоящего времени. Наконец в «Православном Обозрении» помещаются иногда статьи назидательного направления. Но они, так же, как и все статьи, имеют не отрицательное, а положительное отношение к современному направлению общественной жизни. След. и в этих статьях строго выдержан общий взгляд «Православного Обозрения» на отношение духовной науки к общественной жизни.
Что касается статей «Православного Обозрения», имеющих своим предметом вопрос об улучшении материального быта духовенства, то, не говоря уже о том, что они помещаемы были без особенной разборчивости, – они представляют и уклонение от строгого единства направления в этом журнале.
II. Второй журнал с преобладающим религиозно-общественным направлением есть «Духовный Вестник», издаваемый в Харькове. В нём почти совершенно нет статей обличительно-назидательного направления, за исключением поучений, – и это вероятно зависит от малого развития духа отрицания и скептицизма в провинциальном обществе. Но зато есть достаточно статей чисто научного содержания, отвлечённого и не имеющего почти никакого отношения к современной общественной жизни, особенно к практике сельского пастырского служения. При этом мы не имеем в виду материалов для истории Русской церкви, потому что разработка их весьма желательна и доступна преимущественно редакциям духовных журналов, тем более что в «Духовном Вестнике» мы встречаем труды известного историка Русской церкви, преосвященного Макария, архиепископа Харьковского. Мы говорим, собственно, о статьях в роде следующих: «О состоянии православной церкви в Далмации в XVIII столетии» (№ 4), «Состояние Греческой церкви на Ионических островах под владычеством Венециан» (№ 3) и т. п. Конечно все подобные статьи имеют свой интерес; но для нашего общества, в сознании которого ещё так недавно начало уясняться важное значение религиозного начала в общественной жизни и великое влияние первого на нормальное развитие последней, подобные исследования о судьбах христианства в отдалённые времена и в местностях частных, незначительных по отношению к общему ходу истории христианства, составляют едва ли не излишнюю роскошь. Они были бы уместны, если б мало было предметов для обсуждения более близких и важных для нашей религиозно-общественной жизни, или если б они все уже были достаточно обсуждены; но их так ещё много, и они так ещё мало обсуждены... В этом отношении даже и материалы для истории Русской церкви едва ли должны занимать первое место, тем более всё место в журнале, не назначенном специально для разработки этих материалов. Между тем встречаются такие номера «Духовного Вестника», которые почти исключительно наполнены разработкою этих материалов и вообще статьями, относящимися к этому делу и не имеющими никакого отношения к современной религиозно-общественной жизни. Таков, например, № 2-й за 1863 г.
Впрочем, состав других номеров «Духовного Вестника» оправдывает суждение, высказанное нами об этом журнале, именно, что в нём преобладает религиозно-общественное направление. Так мы встретили в журнале несколько статей, касающихся разных нужд общественных и некоторых особенно выдающихся явлений современной жизни русского общества, например: «О необходимости врачей для деревенских жителей» (№ 1), «О любви к отечеству, по поводу патриотических адресов, представляемых Государю Императору» (№ 4) и проч. Касательно педагогики можно указать статьи: «О преподавании закона Божия в гимназии» (№№ 1, 4), Автор этих статей высказывает несколько замечательных суждений об этом предмете, с которыми мы считаем не лишним познакомить читателей, чтобы дать им материалы для суждения о характере журнала и его взглядах на вопросы общественной жизни. «Закон Божий, – говорит он, – должен проникать, оживлять и очищать всякой след и всякое влияние, какое оставляют светские науки в душе воспитанника» (стр. 88). А на деле закон Божий находится в подчинённом отношении к светским наукам. Это автор приписывает влиянию жизни на школу. «Общество, – говорит он, – требует от школы, чтобы она не расходилась с его стремлениями и началами гражданской жизни. Этим началам светские школы и удовлетворяют. А в этих началах и в приспособлении к ним школы скрываются элементы, которые большею частию, независимо от школы, оказывают противодействие религиозному направлению воспитанника». Присутствие этих, противодействующих религиозному направлению, элементов в началах нашей общественно-гражданской жизни автор приписывает тому обстоятельству, что русская народность в настоящее время изменила свой древний характер. В древнее время, говорит он, «вся жизнь наших предков была оживлена духом православной церкви... Церковь была сильнее государства и вмещала русское царство в своих недрах... Православие было душою нашей народности и слилось с нею неразрывно... Но настоящая русская народность является с другими качествами, с другою физиономиею, в которой отражаются, небывалые прежде, черты европейской цивилизации... Цивилизация эха принесла нам много добра, но вместе с тем она переменила нас, наши отношения и условия нашего быта, внесла в нашу православную народность чуждый дух, который всё сильнее и сильнее сливается с нею, и ослабила связь русского гражданина с св. церковью. Никого не станет спорить, что эту связь не только нужно всеми силами поддержать, но и укрепить до возможной степени, потому что, как говорит ясно наша история, наше государство всегда было сильно православною верою и православною церковью». Затем автор предлагает разные меры для укрепления этой связи – сначала в школе посредством усиленного преподавания закона Божия, а потом и в жизни...
Можно также встретить в «Духовном Вестнике» несколько статей, касающихся общественного положения и разных жизненных нужд духовенства. Так есть несколько статей, не бесполезных для пастырской практики сельских священников, напр., «Некоторые раскольнические заблуждения, не чуждые и православного русского народа» (№ 1), «Дело христианских пастырей по отношению к народным суевериям» (№ 6), и т. п. Встречаются изредка и поучения к простому народу. Также изредка встречаются и статьи, касающиеся воспитания духовного юношества. – Касательно улучшения материального быта и общественного положения духовенства мы нашли несколько статей, высказывающих своеобразные взгляды на этот предмет. Так, например, автор статьи: «Заметки по вопросу об улучшении быта духовенства» (№ 5), – предлагает много радикальных перемен в жизни духовенства, но высказывает свои взгляды на предмет в форме афоризмов, почти без всяких объяснений и доказательств необходимости и возможности их осуществления.
III. «Духовная Беседа», издаваемая в С.-Петербурге протоиереем Иоанном Яхонтовым, замечательна тем, что в ней помещаются официальные известия, назначаемые к обнародованию Святейшим Синодом и доставляемые в её редакцию для напечатания из канцелярии Святейшего Синода, также известия и распоряжения по управлению Новгородско-С.-Петербургской митрополии. Таким образом «Духовная Беседа», с одной стороны, заменяет для Новгородско-С.-Петербургской митрополии Епархиальные Ведомости, с другой – служит официальным органом высшего церковного правительства – Святейшего Синода. Это именно и заставило нас отнести «Духовную Беседу» к числу журналов религиозно-общественного направления, хотя, собственно, едва ли можно сказать, что литературный отдел этого журнала имеет такое направление. Судя по общему тону и характеру большей части статей в «Духовной Беседе», не касающихся официальных известий и распоряжений, журнал этот более склоняется на сторону обличительно-назидательного, нежели религиозно-общественного направления. Местность издания журнала и на этот раз имела сильное влияние на его характер и направление, точно так, как она имела влияние на характер и направление и других духовных журналов, издающихся в С.-Петербурге. И в «Духовной Беседе» господствует, с одной стороны, обличение разных явлений современной общественности, выражающих собою критический и скептический взгляд на религию, с другой – назидание, имеющее целью обратить современное общество на путь мысли и жизни, согласный с учением Православной Церкви. Впрочем, назидательная сторона этого направления доселе выражалась в ней более желанием редакции «сделать со временем из своего журнала библиотеку назидательного чтения для всякого православного христианина, и особенно для сельских приходских училищ», нежели действительным осуществлением этого желания. И теперь встречается достаточно статей назидательного направления, но они имеют общее содержание и не придают никакой характерной черты журналу. Такие, наприм., статьи, как: «Утешения ветхозаветных праведников при наступлении смерти» (№ 44), «Взаимная молитва христиан» (№ 45) и т. п., – с равным правом могут быть помещены в каждом духовном журнале, какого бы он ни был общего направления. Назидания характерного, – того, к которому стремится редакция, назидания, так сказать, педагогического, имеющего целью содействовать воспитанию молодого поколения в народе по духу веры православной, доселе почти не было в журнале. Доставить преобладающее значение такого рода назиданию в своём журнале редакция обещает в настоящем (1864) году и желает достигнуть этой цели не только журнальными статьями, но и «особыми приложениями к нему, раздаваемыми подписчикам бесплатно» (№ 42, см. «от редакции»). Но обличительная сторона направления была достаточно развита в издании 1863 г. Притом обличение «Духовной Беседы» имеет особенную характеристическую черту. Именно, оно направляется не только против идей и понятий, заслуживающих обличения, как в большей части духовных журналов, но и против частных литературных фактов; оно произносит приговор о направлении не только журналов, но и авторов.
Впрочем, этому журналу не совсем чуждо и направление религиозно-общественное. В нём нередко встречаются статьи, касающиеся разных сторон общественной жизни. В нём даже изложен в статье: «Христианское государство» (№№ 45, 48, 52 и 52) – цельный, последовательно и систематически развитый взгляд на общественную жизнь и гражданское благоустройство, который хотя заимствован из иностранного сочинениһИз сочинения Вутке: Handbuch der christlichen Sittenlehre., но тем не менее очевидно совпадает со взглядом самой редакции на этот предмет. Чтобы познакомить читателей с этим взглядом и вместе с тем дать им понятие об общем характере отношений «Духовной Беседы» к общественной жизни, выпишем из указанной статьи несколько особенно характерных афоризмов. Это мы тем удобнее можем сделать, что самая статья написана в форме не рассуждения, а собрания афоризмов. «Сущностию и содержанием, связию и целию христианского государства служит христианская нравственность, но нравственность не в ее чистой форме, т. е. в форме свободы, а под формою принуждающего закона. – Христианское государство есть существенный и органический член царства Божия, есть орган Всемогущей воли, а не произвола одного или нескольких людей. Оно есть учреждение божественное, и имеет значение не только как взаимный договор двух сторон – управляющей и управляемой, но как существенный член нравственного мироправления, которое выше всякого человеческого произвола. – Христианское государство сознает над собою не волю народа, большинства или отдельных лиц, но одну только откровенную во Христе волю Божию. – Нравственной основы христианского законодательства отнюдь нельзя полагать в произволе одного человека или народа. Христианское законодательство имеет значение высшее, божественное. Каждое законодательство, которое основывается на личном произволе, которое исходит из той мысли, что государь или народ ничем не ограничены в законодательстве, противно христианству. – Как родители не получают своей власти над детьми от согласия детей, так и в государстве светская власть не может получать своих нравственных прав от подчинённых. – «Божиею милостию» поставляется только истинно христианская государственная власть, которая признает для себя христианское, божественное устроение, как непререкаемое право. – Выражение «Божиею милостию» исключает всякую деспотию, как нечто нехристианское. – Идеал истинно-христианского государства требует, чтобы правительство не полагалось на одно свое значение, на одно свое рассуждение, но пользовалось сведущими, опытными и благонадежными советниками из всех классов общества, и изучало от них потребности народа. – Революция заключает в себе гораздо более противохристианского, нежели самое дурное государственное устройство. – Путь к освобождению угнетенного народа не есть путь насильственного возмущения, не есть путь пассивного сопротивления, но это путь истинного обращения к Богу. – В христианском государстве представители власти непременно должны быть христиане и, если б государство допустило, наприм., иудея к какой-нибудь государственной должности, даже судейской, оно этим самим совлекло бы с себя одежду христианства и снизошло бы на степень простого учреждения с материальными интересами. – Что сказано нами об иудеях в христианском государстве, тоже до́лжно сказать и о тех, которые отвергаются от христианской церкви, чтобы основать мнимую религию «человечности», или что-нибудь подобное. – Государство не должно противодействовать свободному нравственному развитию личности, не должно ничуть насиловать нравственные убеждения граждан. Государство не может никого принуждать к такому действию, которое, по крайнему разумению принуждаемого лица, беззаконно и противно религии Христовой. Эманципация школы от церкви решительно противоречит истории и духу христианства. Если б государство стало предъявлять претензию на исключительное господство в школах, то церковь стала бы заводить свои школы. – Гражданское наказание прежде всего имеет в виду не нравственную пользу преступника, но интересы божественного мироправления, удовлетворение Высочайшего правосудия».
IV. Движением в нашей общественной жизни, которое вызвало в духовной литературе живое и непосредственное участие в явлениях, потребностях и стремлениях общественной жизни, вызвано и издание Епархиальных Ведомостей. Сознавши великое значение религиозного начала в общем строе жизни и вместе с тем важность духовенства в числе других общественных деятелей, общество естественно пришло к желанию узнать, при каких условиях живёт и действует духовенство, чтобы на основании этих сведений изыскать средства к улучшению его быта и к возвышению его нравственно-религиозного влияния на общественную жизнь. Но условия жизни и деятельности известных членов общества, будучи в главных своих основах общи для всей земли русской, в своих частных применениях значительно разнятся по различию частных местностей. Отсюда вытекает необходимость изучить частные, местные условия жизни и деятельности духовенства, чтобы составить верное понятие об общем строе его жизни и вывести основательное безошибочное суждение о средствах, необходимых для улучшения его быта и возвышения его нравственно образовательной деятельности. Этой необходимости в настоящее время и должны удовлетворять Епархиальные Ведомости. Но жизнь общественная в каждой данной местности, равно как и в целой стране, слагается из двух моментов: общего, выражающегося в общих административных распоряжениях и узаконениях, и частного, выражающегося в разнообразных способах применения этих общих административных распоряжений к частным жизненным условиям данной местности. Поэтому и Епархиальные Ведомости обыкновенно состоят из двух отделов: официального и неофициального. В первом помещаются сведения об общих распоряжениях как высшего церковного, так и местного епархиального управления; во втором должны бы помещаться сведения о том, как общие постановления разнообразятся в способах своего применения к жизни под влиянием частных и местных жизненных условий. Обыкновенно последний отдел считается более интересным, потому что он содержит более практических жизненных данных, чем первый: так что некоторые Епархиальные Ведомости открыли даже подписку на одну только неофициальную часть, полагая, что «для подписчиков, не подлежащих ведомству местного епархиального начальства, мало интереса в официальной части известий». Но, в сущности, оба отдела должны быть одинаково важны и интересны, потому что официальные постановления и учреждения не сочиняются a priori, но составляются под влиянием жизненных условий и всегда более или менее соображаются с потребностями и нуждами современного строя жизни; особенно это нужно сказать о постановлениях местного епархиального начальства. Следовательно, в Епархиальных Ведомостях необходимо обращать одинаково серьёзное внимание как на частные явления жизни, так и на общие постановления и учреждения, потому что последние также выражают и осуществляют собою местные жизненные условия и потребности.
Вообще Епархиальные Ведомости, с одной стороны, должны служить органом местного духовенства, в котором бы духовенство могло заявлять нужды и потребности своей жизни, выяснять средства для улучшения своего быта и возвышения своей деятельности, возможные и необходимые по местным условиям жизни, и вообще доставлять практические данные, которые бы могли служить основанием при соображениях местным епархиальным начальством разных мер и постановлений, клонящихся к лучшему устройству религиозного быта местной паствы. С другой стороны, Епархиальные Ведомости должны выяснять местному духовенству практическое значение разных постановлений и распоряжений как епархиального, так и высшего начальства и способы приведения в исполнение этих распоряжений и постановлений, особенно удобные и благотворные, смотря по частным местным условиям жизни. Таким образом Епархиальные Ведомости должны служить посредником между местным епархиальным начальством и подчинённым ему духовенством. Вместе с тем Епархиальные Ведомости должны доставить материалы для изучения религиозного быта России и соображения о лучшем устройстве его. Конечно, нельзя не сознаться, что не многие Епархиальные Ведомости вполне достигали этих целей, которых они должны достигать по идее своего издания. Но нельзя забыть, что дело издания Епархиальных Ведомостей новое и небывалое и по самой новости своей весьма трудное. Нет сомнения, что при дальнейшем развитии этого дела, Епархиальные Ведомости более и более будут сосредоточиваться на своих специальных задачах. Впрочем, и теперь уже многие Епархиальные Ведомости представляют богатое содержание по части разъяснения местных условий религиозной жизни и деятельности своих епархий.
* * *
В заключение нашего очерка духовной журналистики считаем нужным снова высказать то побуждение, которое руководило нами при составлении очерка, и ту цель, которую мы имели в виду при обозрении духовных журналов. Мы только излагали направление и характер каждого журнала для того, чтобы наши читатели, не имеющие большею частию средств выписывать все духовные журналы и даже несколько из них, имели возможность из этого изложения сделать вывод о том, какой именно духовный журнал следует им выписать, смотря по частным местным условиям их деятельности. Наш журнал, имеющий своею задачею руководить сельских пастырей, облегчать им благотворное исполнение их многотрудных и высоких обязанностей, и старающийся с возможно бо́льшим успехом осуществлять свою задачу, очевидно имел и право, и обязанность представить подобное изложение направлений и характеров духовных журналов. Основанием для этого служила та мысль, что духовная литература служит важным пособием для успешности пастырского служения приходских священников, особенно сельских, служение которых тем труднее, чем менее развиты и образованы их пасомые.
П. Р.
Открытие в городе Архангельске духовного училища для девиц духовного звания и других сословий // Руководство для сельских пастырей. 1864. Т. 1. № 12. С. 428–432.
В половине мая 1863 года Архангельским епархиальным начальством получено уведомление о последовавшем, в марте месяце того года, разрешении Святейшего Синода на открытие в г. Архангельске училища для девиц духовного звания и других сословий, сообразно основаниям, изложенным в представлении Св. Синоду Архангельского епархиального начальства от 9 июля 1861 года № 2172.
По возникшему тогда же намерению, чтобы училище для девиц открыто было неотложно, сколько позволит организация необходимых для того условий, приняты были соответственные тому меры:
1) Главную заботу составляло удовлетворительное помещение для училища; после разных предположений признано выгодным и решено купить не новый, но оказавшийся прочным, благоустроенным и поместительным, в 10-ть просторных комнат, с находящеюся тут же кухнею и мезонином с двумя большими, неотделанными комнатами, деревянный дом купеческий вдовы Марьи Прокопьевой Онегиной, состоящий 1-й части г. Архангельска в 1 квартале по набережной реки Двины, как со всеми надворными строениями и находящеюся в нём мебелью, так и со многими домашними и хозяйственными принадлежностями; на состоящей под тем домом земле, длиною 160 и поперечника 30 сажен, находится небольшая роща, в которой очень удобно сделать дорожки для прогулок, открытая же земля, кроме двора, удобрена и готова для гряд, что, по качеству местной тундры, не малоценно, а для училища удовлетворяет самой необходимой потребности. Покупка дома состоялась за 2000 рублей: но 31 октября 1863 года показанная вдова Марья Онегина скончалась, и по духовному её завещанию означенный дом бесплатно поступил в собственность училища.
2) Сряду по приобретении дома предписано по ведомству Архангельской епархи, о доставлении девиц для поступления в училище в сентябре 1862 года; самый же дом, сообразно требованиям училищного обзаведения, приводим был в надлежащее устройство, покрыт новою тесовою крышею: для поступивших в училище ещё с начала сентября детей устрояемо было необходимое платье, бельё и обувь, каковые приготовления окончены в половине октября месяца, и затем самое открытие совершено в 21-й день октября в таком порядке: По собрании должностных лиц и прибытии преосвященного в училищный дом, в 10 часов утра, попечитель училища – кафедральный протоиерей Жданов с несколькими священниками и диаконами, в Крестном ходе с воспитанницами и воспитательницами оных, отправились в ближайшую к училищному дому Благовещенскую церковь для принятия чудотворной иконы Грузинской Божией Матери; по встрече преосвященным у ворот дома Крестного хода с чудотворной иконой и внесении оной в главную залу дома, совершено им с духовенством молебствие Божией Матери с акафистом и водоосвящением; в произнесённой пред окончанием молебствия речи показана преосвященным настоятельная нужда и польза воспитательного и учебного, в здешнем крае, заведения для девиц духовного звания, и затем при окончании молебствия провозглашено многолетие Их Величествам Государю Императору и Государыне Императрице и всему Августейшему дому, Святейшему Правительствующему Синоду, епархиальному преосвященному, архангельской пастве и всем благотворителям нового по епархии учебного заведения; по окроплении св. водою и всех присутствовавших при молебствии, а потом и всех комнат и строений дома, св. икона в Крестном ходе сопровождена из училищного дома, в семинарскую церковь; затем почётнейшие из посетителей приглашены были в гостиную комнату и в собрании том прочитаны были как главные, одобренные Св. Синодом, положения для училища, так и данные в руководство по управлению домом, воспитанию и учению воспитанниц правила. – Открытие училища почтили своим присутствием: г. начальник губернии с супругою и почётнейшие г. Архангельска лица обоего пола, с заметным участием к новому заведению для духовенства, причём многие делали пожертвования.
3) Должностные по училищу лица суть: попечитель – кафедральный протоиерей Жданов, помощник его – градский священник Шилов, попечительница – жена кафедрального протоиерея Жданова, в самом доме помещаются три воспитательницы и вместе учительницы по рукоделию и хозяйству, вдовы священников Ежева, Каллиникова и Гурьева. По предложению епархиального преосвященного в полном собрании духовенства г. Архангельска, означенные лица единогласно избраны из способных к делу лиц всей Архангельской епархии, причём три воспитательницы избраны из разных уездов Архангельской епархии; избрание утверждено преосвященным, и на будущее время при пополнении убылых лиц положено следовать тому же порядку избрания самим духовенством. Для уроков по училищу на первый раз назначены 5 учителей: 2 священника и 3 диакона, из которых на двух последних возложены придаточные должности: на одного должность эконома, а на другого должность письмоводителя. Жалованье воспитательницам и 3-м учителям положено пока, по их согласию, по 66 рублей в год, с прибавкою учителю, несущему экономскую должность, по 36 руб. в год. Все прочие лица объявили желание служить безмездно.
4) По Высочайшему Его Императорского Величества соизволению, учреждена при училище должность почётного блюстителя по хозяйственной части, каковую, по предложению преосвященного, принял на себя известный своею готовностью принимать участие во всяком общеполезном деле, здешний градский глава, 1-й гильдии купец Егор Андреев Плотников.
5) Предположено принимать в училище девиц 12-ти лет с назначением времени воспитания в продолжение четырёх лет; девицы принимаются как духовного звания, так и светского. Сироты бесприютные принимаются на полное содержание от училища; за пансионерок духовных и светских вносится за каждую на полном содержании в училище каждогодно сорок рублей. Воспитанниц в новооткрытом училище состоит теперь: сирот на полном содержании от училища 23 и со взносом платы 2, всех 25. Из них обучавшихся более или менее чтению и письму ранее в домах – третья часть: желающих поместить своих дочерей в училище и в настоящее время немало не только из духовенства, но и из других сословий; но удовлетворить их желанию теперь, по недостатку помещения, нет возможности, по крайней мере до весны 1864 года, когда предположено отделать находящиеся в мезонине дома две большие комнаты; девицам всякого звания, приходящим в училище на одни уроки, дозволено пользоваться тем бесплатно.
6) О предметах учения с распределением по годам принято следующее распоряжение: В 1-й год: молитвы, краткая священная история Ветхого и Нового Заветов по «начаткам христианского учения», обучение письму и чтение по-русски и славянски, пение, рукоделья; во 2-й год: краткий катехизис, краткая история России и подробная – Архангельской епархии, учение о праздниках церковных, чтение и письмо под диктовку, пение, рукоделья; в 3-й год: история Русской церкви, краткая география России и подробная – Архангельской епархии, чтение с произношением, письмо под диктовку и изложение на бумаге прочитанного и своих мыслей, пение, рукоделья, арифметика и черчение фигур; в 4-й год: православное исповедание, сведение о службах церковных, изложение на бумаге прочитанного и своих мыслей, пение, рукоделья, арифметика и черчение фигур. Чтение книг Ветхого и Нового Заветов во все годы соединено с уроками по закону Божию. Во все четыре года, каждый непраздничный день, три урока: два до обеда, каждый по 1¼ часу, после обеда один урок в 1½ часа, в субботу 2 урока только утром. Каждый день первый урок с 9 часов до 10¼, затем полчаса отдыха, второй урок с ¾ 11-го часу до 12 часов, третий урок с 3-х часов до 4½.
7) По принятой программе и распределению часов дня, преподавание предметов, обучение рукоделью и пение по простому напеву и партесному – введено и продолжается неопустительно; при открытии училища дети пели при совершении молебствия всё, требовавшееся по чину; в приготовлении белья и платья, под руководством воспитательниц, девицы трудились без всякой сторонней помощи; в приготовлении каждодневного завтрака и стола, с помощию одной стряпухи, под руководством воспитательницы дети делают всё для того необходимое охотно, и с такою же охотою кроят, шьют и вышивают, убирают и чистят свои комнаты, чистят своё бельё, доят коров и постепенно входят в навык и подробные обязанности сельской хозяйки. Таким образом воспитанию прямо семейному, что постоянно должно быть мерою хода училища, положено, как кажется, твёрдое начало. В праздничное и вакациальное время положено отпускать детей к родителям и родственникам в благонадёжном сопровождении; в прошедшие праздники Рождества Христова и Новолетия 1864 года некоторые из детей пользовались таким отпуском в городе и в селения.
8) Всех денег по училищу в течение первых четырёх месяцев существования училища или последней трети 1863 года, в приходе 12,093 р 13¾ коп. В числе этих денег а) пожертвованных духовенством по епархии и лицами других сословий по губернии 3158 руб. 45¼ к.; б) 6934 руб. 68½ к. взяты, с разрешения Св. Синода, из кошельковых церковных по епархии сумм, по 10% с рубля, и в) 2000 рублей в пожертвованном доме.
9) При первоначальном обзаведении и устроении училища израсходовано: а) на разные поправки и перестройки по училищному дому 482 руб. 44½ к.; б) на предметы по устройству и содержанию дома 988 руб. 53 к.; в) собственно на содержание воспитанниц употреблено 752 руб. 7¼ к., в том числе на пищу 295 руб. 76½ к. и на одежду 456 руб. 30¾ коп., и г) на жалованье должностным лицам и на прислугу 124 руб. 78 коп., а всего 2347 руб. 89¾ к. Затем к 1864 году в остатке денег по училищу 9745 руб. 31 коп., в том числе: в билетах государственного коммерческого банка 5,680 руб., наличными 2065 руб. 31 к. и дом, стоящий 2000 рублей.
10) Для руководства училищу составлены подробные правила, которые были читаны и обсуждаемы в собрании начальствующих семинарских и училищных: попечителя, попечительницы и воспитательниц училища и, по одобрении оных, переданы для исполнения училищному начальству.
Попечитель архангельского духовного училища девиц кафедральный протоиерей Николай Жданов
6 февраля 1864 года. г. Архангельск.
Печатать дозволяется. Киев 1864. Марта 13 дня.
Цензор священник Алексей Колосов