Источник

№ 22. Мая 28-го

Гошкевич С.И. Поучение в дни храмового праздника о значении приходского храма для прихожан. // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 22. С. 121–125.

Сегодня у нас храмовый праздник. Особенную радость должен приносить этот день всем, которые принадлежат сему приходу. Приветствуя вас, прихожане, с сею церковною, духовною радостью я объясню вам значение храма для прихожан. Храм имеет важное значение в жизни каждого прихожанина; а потому и праздник храмовой возбуждает в нас особенное некоторое сладостное чувство. Проследим жизнь человека, принадлежащего к христианской семье, с первого появления его на свет до последней минуты его земной жизни, и мы увидим, что все самые важные события, совершающиеся в земной жизни человека-христианина, сопровождаются, совершаются и освящаются молитвами Церкви в приходском храме.

Так, рождается и человек, – ему первее всего нарекается христианское имя в приходском храме. Затем, крещение его или рождение в жизнь новую, благодатную совершается также в храме приходском, Здесь же, в таинстве миропомазания, при помазании некоторых частей тела священным миром, запечатлеваются на нем дары Св. Духа и подаются благодатные силы для возрастания и утверждения в жизни благодатной, святой. Некоторые между прочим имеют обычай, как для наречения имени, так и для совершения таинств крещения и миропомазания, приглашать священника на дом. Конечно, таинства сии могут быть совершены и в доме, но гораздо приличнее совершать оные в храме. Далее, тот же младенец, по истечении 40-ка дней от рождения приносится в храм Господень, для воцерковления. Сороковой день по рождении младенца для родившей служит знаменательным днем очищения, вследствие чего она, напутствуемая молитвами Церкви святой, имеет после сего право входить в храм Господень, и, по достойном приготовлении себя, причащаться св. Тела и пречистой Крови Христа, Бога нашего. Новорожденному же младенцу в сей священный день испрашивает новое благословение Божие для возрастания, освящения, вразумления, уциломудрствования, удобомудрствования его, так как он видимо становится членом Христовой Церкви. В этот же день, или вскоре после крещения (что гораздо лучше) младенец сподобляется причастия пречистой Крови Христовой, которое служит к укреплению сил его духовных. Дитя ваше растет, растет в нем тело, а вместе с тем развиваются и способности его души. В течении семи лет оно неоднократно бывает в своем храме приходском, во дни богослужения. И благо, если он под руководством своих добрых родителей, или воспитателей навыкло ко всему священному и доброму. Но с возрастанием дитяти, к несчастью, возрастают в нем и греховные наклонности, и дитя, хотя большею частью без ясного сознания греховности своих поступков, – грешит. Пора и ему очистить спою совесть от грехов. Дитя семилетнее, под руководством своего приходского священника, исповедует свои прегрешения и сподобляется причастия св. Тела и пречистой Крови Христа Спасителя... Кстати здесь заметить, какое важное значение и в этом, между прочим, отношении имеют церковно-приходские школы. Здесь, в приходских школах, приходской священник лучше всего и ближе всего узнает греховные привычки детей. А потому он удобно может своим чистым внушением и наставлением отучить детей от весьма многих бессознательных пороков и заблуждений детских. Кто не сознает, что это весьма важно, и кто не скажет, что те родители весьма неблагоразумно поступают, которые не посылают своих детей в церковно-приходскую школу для обучения их грамоте и вместе с тем для искоренения в них начатков греха и заблуждений и для насаждения веры и благочестия христианского в юных сердцах.

Но вот дитя возросло; оно достигло уже совершеннолетия; родители помышляют об устройстве его судьбы; невесте ищут жениха, жениху – невесты. Дело слаживается и сей брачный союз благословляется опять в приходском храме.

В жизни человека есть радости, но больше печали бывает. Мали и зли дни наши. Болезни, лишения, оскорбления, огорчения, потери и т. под, бедствия преследуют нас на каждом шагу. Все это, конечно, совершается с нами по воле Божией. А потому, где как не во храме приличнее и изливать благодарность нашу пред Богом, во дни благополучия, и искать утешения, помилования, заступления, во дни озлобления.

Есть и приснопамятные, нарочитые дни или радостные, или прискорбные, – дни рождения или именин и дни кончины – наших родителей, детей, родных и знаемых, друзей. Где опять, в такие дни приличнее вознести Господу Богу молитвы, моления, прошения и благодарения, как не в приходском храме?

Наконец приходит человеку старость со всеми немощами, недугами телесными. Где искать крепости и силы? В храме Божием и ближе вас в приходском храме. Господь прибежище нам и сила; Господь крепость людям своим дает. А Господь живет во храме Своем святом. Но дни земной нашей жизни прочтены суть пред Богом. Кто сохранил добре свою молодость, тот живет 70, аще ли в силах – 80 лет, а множие – труд и болезнь. Так, или иначе, в таком или другом возрасте, приходится же человеку умереть. Последнее напутствование приближающегося к смерти совершает приходский священник и надгробное отпевание тела умершего совершается в храме приходском. Так, братья мои: все, что ни совершается с нами в жизни, все сопутствуется, благословляется, совершается под влиянием молитв Церкви, совершаемых в приходском храме. Важное, посему, значение имеет для нас храм приходский.

Если так необходим для нас храм приходской во всех обстоятельствах нашей земной жизни, если такое важное значение имеет он во всех путях нашего земного странствования, если здесь подается нам все, яже к животу и благочестию, то и мы, со своей стороны, не должны не радеть о благолепии и украшении приходского храма. Ложно то убеждение многих, что священник только и должен заботится о храме, изысканиях средств для поддержания благолепия его. Нет: все прихожане должны сочувствовать потребностям и нуждам церковным, и все, составляя, так сказать, одну семью, должны содействовать, по мере сил и возможности каждого к тому, чтобы во храме было все благообразно и по чину.

И так, радостен для нас должен быть день сей, и благодарение Богу, что мы и еще дожили до сего дня, когда совершается память угодника Божия, имени и покрову которого посвящен храм сей. Но радость наша есть и должна быть духовная. Не в козлогласовании и пьянстве да проводим день сей, но в молитве и творении добрых дел, на пользу ближнего и спасение души своей.

С. И. Гошкевич

Э. Взгляд православного педагога на священно-библейскую историю в лицах, изданную В. Е. Генкелем50 // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 22. С. 125–136.

Издание В. Е. Генкеля, о повременных выпусках которого редакция журнала «Руководство для сельских пастырей» своевременно заявляла, окончено. Теперь есть возможность разом приобресть все 240 священных изображений и с объяснительным текстом, составленным священником К. Стратилатовым. Не будем распространяться о том, как полезны и необходимы всякие рисунки и изображения при изучении той и другой науки. Особенная важность и польза этого пособия при изучении истории осознана и единогласно признана всеми. В настоящем случае мы думаем указать на достоинства и недостатки разбираемого издания, как пособия при изучении священно-библейской истории детьми.

К несомненным достоинствам издания следует отнести: обилие священных изображений, так что всякий библейский рассказ может быть пояснен и рисунком; подробность и обстоятельность изображения, так что есть на чем остановиться вниманию; ясность и величественность изображений, так что сами фигуры лиц, помимо их священного значения, внушают чувство уважения и благоговения к ним. Не беремся судить, насколько верны рисунки в историко-археологическом отношении, т. е. насколько верно изображены костюмы лиц, воинское вооружение и т. п. и вообще все то, что ясно не указано в Библейском сказании, а основано на исследованиях науки. Во всяком случае, должно быть, они будут вернее всех доселе издаваемых, уже по тому одному, что труд этот занимал большую часть жизни знаменитого живописца, – и рисунки его мало походят на рисунки прежде бывшие и прилагаемые при священных историях с назидательными размышлениями. Этим конечно объясняется быстрое распространение рисунков проф. Шнорра, особенно за границею. Не беремся также судить, насколько они удовлетворительны в художественном отношении – со стороны техники искусства, композиции и т. п.; но ясно видим, что лица все характерны и именно: лицам и даже местностям придан характер Востока, видим, что рисунки по объему обширны а дают возможность более наглядного представления изображенных на них священных событий. Уместны при рисунках: внизу подпись на русском языке и относящийся к содержанию рисунка текст священного Писания на церковно-славянском и русском языке: это придает картинам священный характер.

Теперь укажем недостатки разбираемого издания.

Напрасно усилие художника изображать непостижимую тайну, неизобразимую, – например творение вселенной в шесть дней, и седьмой день – субботу, т. е. как Господь Бог почил от всех дел своих в седьмой день. Последнее изображено художником так: Господь Бог представлен – в величественном спокойствии сидящим, со сложенными руками, на светлом облаке, и ногами оперся на шар земной, – по сторонам у него; солнце, луна и звезды, а у подножия с обеих сторон – сонмы ангелов. Будет ли яснее и сознательнее представление дитяти о том, как Господь Бог почил от дел, когда оно посмотрит на подобную картину? Едва ли: тайна – останется тайной. Или например к чему усиливаться изображать то, как Господь явился пророку Илии на горе Хориве? Есть изображения, особенно из истории Церкви новозаветной, в которых не соблюдена верность преданию Церкви православной, нет согласия с общепринятыми понятиями и представлениями народа православного о том или другом священном изображении. Издатель, приступая к разбираемому нами изданию, хотя и заявил, что в его рисунках «частные толки различных исповеданий не найдут ни одного исключительного представления своих воззрений, на священные лица и события, – в них одна ясная и верная передача истины»: но так ли это на самом деле? В рисунках проф. Шнорра, особенно тех из них, которые изображают евангельские события, служащие церковными праздниками, нет верности преданию православной Церкви, да и не может быть, что ему за дело до предания нашей Церкви: его рисунки, естественно, уклонялись во многом от того, что обыкновенно привык видеть народ православный на изображениях своих великих праздников. Издатель же не обратил на это никакого внимания, и допустил непростительную ошибку. Иконы больших церковных праздников хорошо знакомы нашему народу, он твердо знает, как они пишутся по православному; поэтому издателю следовало обратить на это внимание, и не переносить на русскую почву немецких изображений наших православных праздников, чтоб не допустить тех несообразностей, какие вкрались в изображения, им изданные, чтобы не тревожить православного чувства и не приводить всякого русского в недоумение и смущение. Например, разве по православному преданию и православным изображениям, Дева Мария, стоя на коленях, встречает Архангела, благовествующего ей радость велию? Разве так изображается на наших иконах это событие, как изображено в разбираемом издании: застигнутая на молитве, Дева Мария, будто из стыдливости левую руку с книгой опускает между колен, а правой прикрывает грудь; в каких видах дано ей положение рук, напоминающее слишком известную статую? К чему, например, также, вместо хорошо знакомой всякому православному иконы сошествия Святого Духа на апостолов, представлено изображение какого-то еврейского молитвенного собрания или квакерской сходки, на которую собрались и мужчины и женщины, кто сидит, кто стоит, кто поднимает руки к небу, а один, будто на сборище сектантов, начинает уже свою проповедь. Или к чему например на изображении «Рождество Христово» представлено, как один из пастырей пришедших поклониться Новорожденному Христу-Младенцу, сложил ладони по католически, а другой становится на одно колено, будто ксендз приседает пред алтарем в своем костеле. Есть и еще подобные изображения, в которых, если внимательнее присмотреться к ним, можно найти уклонение, и не малое, от общепринятого Церковью православною иконописного подлинника, и которые не похожи на те изображения, какие привык народ наш видеть в храме и в домах своих. Таковы изображения: Вознесения Иисуса Христа на небо, Крещение Спасителя, Тайная вечеря или установление Таинства Евхаристии, Смерть Господа на кресте. К чему нам изображения по католическим рисункам, с католическими вычурами, когда у вас есть своя православная иконопись; ее подлинников нужно было держаться при изображениях из новозаветной истории, а не рисунков Шнорра. Чем объяснить такое невнимание и равнодушие издателя к своему делу51? Ведь нельзя предполагать, чтобы он имел в виду совратить православный народ с пути его религиозных преданий.

Напрасно желание художника изображать такие понятия из библейских рассказов, которые по общедоступности и простоте своей не требуют ни особого пояснения словом, ни изображения их на картине. Таких лишних изображений очень много. Для примера укажем на некоторые. К чему например художник изобразил, как «сыны Божии смешиваются с сынами человеческими», т. е. на картине представлено, как потомки Сифа, прельстившись красотою девиц, происходивших из потомства Каинова, вступают с ними в супружество. Неужели картина уяснит лучше дело; да разве оно так неудобопонятно, что нуждается в изображении, илм же так назидательно, что нуждается в большем и прочнейшем усвоении его детьми? Нисколько. Или например к чему изображено как «праотец Авраам получает обетование, что он будет отцом множества народов». Что содержит это изображение? «И вывел Господь вон Авраама и сказал: посмотри на небо и сосчитай свезды, если можешь сосчитать. И сказал ему: столько будет у тебя потомков». Что может быть проще и понятнее этого библейского сказания? Нет, художник нашел нужным изображать и это; вероятно, для полноты изображения он нашел также нужным представить Господа Бога держащим ангелов на руках. Картин лишних в этом отношении много; таковы: 83, 94, 131, 132, 146, 167, 170. Особенно неуместностью своею среди священных изображений бросается в глаза изображение 147-е, т. е. изображение того, как «Товия и Сарра чувствуют себя невредимыми после брачной ночи».

Есть в некоторых изображениях прямое уклонение от библейского сказания: например так читается в Библии о потопе: «и бысть по седми днех, и вода потопная бысть на земле. В шестьсотное лето в житии Ноеве, второго месяца, в двадесять седмый день месяца, с день той разверзошася еси источницы бездны, и хляби небесные отверзошася. И бысть дождь на землю четыредесять дней, и четыредесять нощей» (Быт.7:10–13). Художник не удовольствовался этим сказанием, и прибавляет на картине нечто от своего воображения; у него представлено: «как дождь льет, и при этом ангелы льют на грешную землю воду кувшинами». Откуда взял художник подобное изображение? Неужели библейское сказание недостаточно ясно представляет потоп – это беспримерное в истории рода человеческого событие; неужели недостаточно ясно представляет то, откуда собралась вода, потопившая всю землю, что художник нашел нужным представить еще ангелов, содействующих всеобщему истреблению мира и людей? И таких изображений, в которых преобладает вымысел – фантазия художника, не мало. Таковы изображения: 125, 134, 135, 136 и 137. Например, что представлено на картине 125-й? Переселение иудеев из Вавилона в Иерусалим. Но есть ли хоть что-нибудь в библейском сказании подобное тому, что представил художник на картине? Ровно ничего. Вся картина есть плод его художнической фантазии. В Библии читаем: и восташа князи отечеств Иудиных и Вениаминых, и священницы, и левиты, и еси, имже создвиже Бог дух их, да взыдут к созиданию церкви Господни, яже во Иерусалиме (1Ездр.1:5). Сказание простое: поднялись все и пошли в Иерусалим строить храм. Ну зачем, вопреки библейскому сказанию, усиливаться изображать, как поднялись, как пошли; оттого и вышла картина такая, на которую, сколько ни смотри, ничего не разберешь; так как в библейском сказании нет никакого основания для нее. Из всей картины особенно поражает изображение того, как две девицы, в оригинальных костюмах, одна с распущенными волосами, везут на телеге старуху; что это значит? Как объяснить это школьникам?

Есть изображения совершенно лишние или по своей малосодержательности, или же, наоборот, потому, что содержание их может услаждать нечистое чувство, особенно взрослых детей. К первым относятся следующие изображения: «свидание Иакова с Рахилью близ колодца. Иаков просит руки Рахили, сын Давида и Вирсавии умирает, Давид и его военачальники, Соломон строит храм, царица аравийская дивится мудрости Соломона и великолепию двора его, гибель Ахава, достоинство мудрости и страха Божия, похвала хорошему воспитанию». К числу последних относятся следующие изображения: «Целомудрие Иосифа и неверность жены Пентефрии. Давид видит Вирсавию купающуюся. Сусанна и двое старцев». Вот эта малосодержательность предметов, избранных для изображений, а равным образом соблазнительная сторона некоторых из них, и заставили художника прибегать к своей фантазии, пользоваться ее вымыслами и образами; так как в св. Библии сказания о подобных событиях очень коротки, что служит ясными указанием на то, что они не нуждаются в пояснениях посредством рисунков. Гораздо лучше было бы, если бы вместо этих и других ветхозаветных изображений, которые можно выбросить (и совершенно необходимо в школе) без всякой потери в рассуждении понимания сущности дела Церкви ветхозаветной, художник представил больше изображений из истории Церкви новозаветной, например хорошо бы изобразить содержание всех притчей Христовых, а также некоторые события из истории первенствующей церкви Христовой при апостолах и т. под. Из истории Церкви ветхозаветной вообще достаточно бы было представить изображения событий более сложных, лиц и их действий, более характерных и выдающихся, а главным образом таких, которые имеют непосредственное отношение к мысли о грядущем Избавителе, проникающем всю ветхозаветную историю.

При обилии и даже излишестве некоторых изображений есть пропуски таких из них, которые были бы весьма уместны; например из истории пророка Ионы, из рассказов об устройстве и освящении скинии и т. под.

После указания достоинств и недостатков разбираемого нами издания не лишне будут несколько слов «об объяснении рисунков к Священно-Библейской истории в лицах, составленном священником Константином Стратилатовым». Хорошо, что к рисункам приложен объяснительный текст, но напрасно приложен он в особых листах. Всего бы лучше, если б на одном и том месте помещалось и изображение и объяснительный к нему текст. Это хорошо и полезно как в экономическом отношении т. е. не для издателя разумеется, а для покупателей, так и в педагогическом. В первом случае, т. е. со стороны экономической, одного экземпляра Священно-Библейской истории в лицах было бы достаточно для целого класса; листы с священным изображением и объяснительным текстом, наклеенные на картоне, могли бы, переходя из рук в руки, при наблюдении наставника, одновременно удовлетворить всем школьникам, хотя б они стояли не на одинаковой степени развития, т. е. дело в том, что школьник, взявши картину в руки, сейчас же, не обращаясь ни к кому, мог бы прочитать текст и знать, что это за картина, рассматриваемая им; а при настоящем издании и рисунков и текста отдельно, – берут например школьники картинку и нуждаются в объяснительном тексте, – где его взять? Есть на отдельных листах; но как же делить их между школьниками и удовлетворять всем, когда на одном и том же листе напечатано до сорока объяснений? В педагогическом отношении много значит, когда изображение и текст в одном месте Известно, что дорого по своей силе первое впечатление, и тем дороже по своим последствиям возможность удовлетворить требованиям, вызванным тем впечатлением; берет например школьник картину, – заняла она его, сильно в нем желание узнать, что представлено на ней; воспользоваться таким возбужденным состоянием школьника более, чем необходимо; а как воспользоваться им, когда нет возможности дать объяснительного текста в руки школьнику. Разумеется, говоря все это, мы имеем в виду школу, где довольно мальчиков и с познаниями неодинаковыми, – один знает например начальные Библейские рассказы, а другой дальнейшие и т. д. А по нашему понятию, издатель Священно-Библейской истории в лицах должен главным образом иметь в виду потребности таких школ, ибо он и они, как нельзя более, могут быть взаимно полезными друг другу. Что касается самого текста, – нужно сказать положительно, что он составлен удовлетворительно. Текст состоит из кратких Библейских рассказов, объясняющих содержание картины и краткого указания, что именно представлено на картине; только последние объяснения, т. е. перечисление того, что представлено на картине, не везде удовлетворительно и полно. Например при объяснении рисунка «Всемирный потоп» автор не указывает на то, что на картине представлено, как ангелы из кувшинов льют воду на потопление земли; при объяснении картины «Смерть Моисея», не указывает на то, что на картине представлено, как в стороне от ангела, сидящего со щитом и мечем в руках, в наклоненном положении изображен диавол; при объяснении картины «Явление Господа Илии на горе Хориве» – не упоминается о том, что на картине представлены, кроме Бога и Илии, еще ангелы, летящие стремглав, отчего и куда, неизвестно; или еще наконец – при объяснении картины «Возвращение из плена Вавилонского» автор умалчивает о том, что на картине представлено многое и многое, чего он и объяснить не может, но мы и не можем ставить в вину автору объяснений указанных пропусков; он должен был опустить кое-что не имеющего никакого основания в Библии; он не мог конечно и объяснять то, что есть плод художнического вымысла. Вот библейские рассказы автора, по краткости, ясности, простоте я строго библейскому характеру изложения, весьма удовлетворительны. Лучшего и требовать нельзя, – и как бы они уместны были на одном и том же листе внизу под изображением.

Указав на достоинства и недостатки первого издания Священно-Библейской истории Ветхого и Нового Завета в лицах, мы в заключение должны сказать, что оно, при всех своих недостатках, не бесполезно, – и приобретение его для школ дело нелишнее; только по цене оно не совсем доступно, и даже окажется дорогим, если придется из целого издания картин 30 выбросить, как совершенно лишние. Во всяком случае впрочем, мы приветствуем начало нового издания, предпринятого В. Е. Генкелем. Он с наступившего года приступил, при сотрудничестве художника П. Ф. Бореля, к новому, хромолитографированному (печатанному красками) изданию тех рисунков профессора Ю. Шнорра, которые помещены были в первом издании52. Хорошо, если б издатель обратил внимание на замечания, сделанные о первом его издании, или по крайней мере принял к сведению то, что нет надобности переносить на русскую почву все рисунки проф. Шнорра, что нужно переделать их с разбором, нужно иметь в виду, при издании священных изображений из истории Ветхого и Нового Завета, одну мысль облегчить детям школьникам возможность усвоения более характерных Библейских событий, ознакомления их с более выдающимися библейскими лицами и их действиями, и по преимуществу теми из них, которые ближе всего служат выражением тайны домостроительства нашего спасения, т. е. как Господь Бог приготовлял род человеческий к достойному принятию обетованного Искупителя. В таком только случае его издание, по обширности и трудности исполнения, бесспорно принадлежащее к лучшим русским художественным изданиям, будет истинно полезным изданием и встретит искреннее сочувствие русской публики.

Э.

К. Д. Замечания о сказании, каким святым, каковые благодати исцеления от Бога подаются и когда память их бывает (продолжение). // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 22. С. 136–144.

О разрешении бесплодства и бесчадия молятся преподобному Роману чудотворцу (ноября 21?) и преподобному Ипатию чудотворцу (марта 31).

В указании на преподобного Романа чудотворца, под 21 ноября нельзя не видеть ошибки переписчика «Свазания». 21 ноября св. православная Церковь празднует только вход во храм Пресвятой Богородицы. В подобном же «Сказании», напечатанном в «Русском Архиве», означен преп. Роман под 27 Ноября. Под этим числом действительно есть в Прологе краткое известие о жизни преп. Романа чудотворца. Там между прочим говорится, что «сей преподобный толики благодати божественной сподобися, яко многим человеком недуги уврачевати, и многи жены неплодныя молитвою чада родити сотвори». О преподобном Ипатии чудотворце в Прологе же говорится так: «Божественный Ипатий, дары приемше от Бога, цельбы многи творяше: бесныя врачеваше, слепыя и хромыя и сухия и вода трудоватыя и жены кровоточныя и безчадныя не малы чадородны показа, и ины жены, суха сацы имущыя и безкормны, млеко точити сотвори». Указание очень ясное для того, чтобы послужить побуждением к молитве св. Роману и Ипатию о разрешении бесплодия и бесчадия.

Об освобождении от трудного рождения жен молятся Пресвятой Богородице Феодоровской (14 марта) и святой великомученице Екатерине (24 ноября).

Нам не удалось найти ни в житиях св. Екатерины, ни в церковных ей службах никакого указания и даже намека на то, что св. Екатерина имеет особенную благодать помогать женам в болезнях деторождения. Что же касается указания на молитву в сем случае ко пресвятой Богородице Феодоровской, то об этом считаем нужным представить некоторые соображения. Еще прародительнице нашей сказано было Господом: в болезнех родиши чада (Быт.3:16) и это Божие определение тяготеет над всеми женами доселе. Правда иныя из них рождают детей довольно безболезненно, и это замечается преимущественно в простом классе народа, при родах правильных; но зато в том же простом классе народа, при неправильных родах, женщины, за недостатком искусных повивальных бабок, страдают тяжело муками деторождения. К кому же в таком случае естественнее обращаться страждущим с молитвою как не к Той, которая одна безболезненно родила Сына – к пренепорочной Деве Марии? И не поэтому ли в случаях трудных родов обращаются в некоторых местах к священникам с просьбою отслужить молебен Богоматери и растворить царские врата при чтении молитвы: «милосердия двери отверзи нам благословенная Богородице?» Но почему обращаются в указанном случае с молитвою к Пресвятой Богородице Феодоровской, на это не находим указания в повествованиях о явлении и чудотворениях этой иконы. Одно только можем предположить с вероятностью. Чудотворная икона Божией Матери Феодоровская, обретенная близ Костромы в 1239 соду, сделалась так сказать народною в царствовании Михаила Феодоровича. Известно, что юный Михаил, как по внушению матери своей великой старицы Марфы, так и по собственному убеждению отрекся от престола, на который был избран русскими, и убежден был к вступлению на него святителем Феодоритом только при помощи Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери, именем которой призываем были на царство. Под влиянием этого благотворного для России чудотворения Божией Матери утвердилась еще более народная вера в особенный покров Матери Божией над Россиею, и чудотворный Феодоровский образ, которым так видимо явлена была помощь Божией Матери русским, должен был сделаться для них предметом особенного благоговейного почитания. К нему с этих пор прибегали с молитвою во всех нуждах. Итак и страждущие болезнями деторождения женщины, обращая молитву свою к Богоматери, естественно могли прийти к убеждению, что эта молитва к ней будет сильнее и доступнее пред чудотворным образом ее Феодоровским, благоговейно и особенно чтимым всеми русскими людьми.

О сохранении и здравии младенцев молятся к Пресвятой Богородице Тихвинской (июня 26) и преподобном53 (?) Симеону Богоприимцу (3 февраля).

Смотря на иконы Пресвятой Богородицы, где она изображается с предвечным младенцем, естественно прийти к мысли о молитве пред этими иконами о сохранении и здравии младенцев. А что в «Сказании» назначается такая молитва ко Пресвятой Богородице Тихвинской, на это можно найти некоторое пояснение в следующих исторических данных. В царствование того же благочестивого государя Михаила Феодоровича при котором народная молитва обращена была преимущественно к Пресвятой Богородице Феодоровской, явлены были знамения и от святой иконы Божией Матери Тихвинской, известной чудотворениями с 1383 года. Так в 1613 году «звероправные шведы и литовские вои купно с ними российскую землю и грады пленившие и св. обитель тихфинскую, всесильным и непреоборимым небесныя силы воеводством побеждени бывшыя, с великим срамом отъидоша» (Пролог, 26 июня). Спустя два года после этого шведский воевода Иаков Пултусов, владевший тогда Новгородом, «посла на тихфинскую обитель величайшыя силы», но не мог сделать ей никакого вреда, напротив сам потерпел поражение от малого числа защитников Тихвинской обители, укрепляемых силою Богоматери. «Веселяся о преславных и многочудных победах сих, помощию Пресвятыя Богородицы» одержанных, благочестивый государь Михаил Феодорович отправил послов к шведскому королю для заключения мира, но на пути велел нм отслужить молебен Богоматери пред чудотворною ее иконою Тихвинскою и взять с этой иконы список. Мир с Швециею, как известно, был благополучно заключен в 1617 году. Под влиянием указанных здесь чудотворений Богоматери, благодетельных для всей России, могло утвердиться обыкновение обращаться молитвенно к Богоматери пред чудотворным Тихвинским образом, как о всех нуждах, так и о сохранении и здравии младенцев. Кроме указанных нами обстоятельств, могло статься, что случаи благодатных пособий младенцам от Тихвинской Богоматери, сделавшиеся известными народу по устному преданию, могли послужить для него побуждением к молитве о младенцах пред чудотворным Тихвинской образом. Гораздо понятнее, почему о младенцах намечено в «Сказании» молиться св. пр. Симеону Богоприимцу. Мысль об этом сама собою приходит в голову при взгляде на икону Сретения Господня, где св. старец Симеон изображается с Богомладенцем на руках. По нашему мнению и в этом случае народная мысль не чужда воспоминания о Богоматери, принесшей по исполнении сорокадневного очищения, младенца Иисуса в храм для того, чтобы сотворити по обычаю законному о Нем (Лк.2:27). И тем более кажется нам это предположение верным, что и в церковных песнях на праздник Сретения Господня имена Богоматери и Симеона Богоприимца воспеваются вместе. Так в тропаре праздника говорится: «радуйся благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, просвещая сущыя во тме: веселися и ты старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». Таким образом во всех случаях, касающихся многотрудного рождения и сохранения в живых детей, народная благочестивая мысль обращается преимущественно к Матери Божией, которая и в акафистном пении между прочим воспевается как «слез Евиных избавление»54.

О сохранении младенцев от родимца молятся великомученику Никите (15 сентября).

В Прологе о св. великомученике Никите извествуется очень кратко, а в Четь-Минеи хотя и есть пространное описание жития сего святого, но в нем нет никакого намека ни на детскую спазмотическую болезнь, известную у простого народа под именем родимца, ни на исцеление от нее св. Никитою.

О сохранении младенцев от оспы благодать исцеления имеет св. мученик Конон Саврийский (марта 5).

Святому мученику Конону Исаврийскому в житии его, описанном пространно в Четьи-Минеи, приписывается особенная власть над бесами. Он связал именем Иисусовым целый полк бесов, которые изгнаны им из людей и капищ идольских и за то вооружились против него. Но «иннии беси, иже не у бяху связаны, говорится в Четьи-Минеи, пачаша в стране той вредити человеки различными болезнями а наипаче оспами» (марта 5). Стоит припомнить, каким страшным бичом была оспа до благодетельного изобретения прививания коровьей оспы, чтобы понять, что от этой ужасной болезни, от которой медицина не знала лекарства, единственным врачевством для верующих должна была сделаться молитва к такому святому, который уже явил опыт благодатной помощи людям, страдавшим оспою. Но в «Сказании», разбираемом нами, есть ошибка во-первых в названии святого Конона Саврийским вм. Исаврийским (вероятно по простонародному произношению), во-вторых в том, что благодать исцеления от оспы испрашивается у святого только младенцам, а не всем вообще, тогда как в описании жития св. Конона не указывается на эту особенность. Можно думать, что о младенцах преимущественно считают нужным молиться потому, что оспа, как известно, в настоящее время нередко бывает причиною смерти младенцев, особенно в тех случаях, когда она непрививная.

Аще возненавидит муж жену свою молятся святым мучеником Гурию, Самону и Авиву (ноябрь 15).

В описании страданий св. мучеников Гурия, Самона и Авива, изложенном в Четьи-Минеи, рассказывается пространно об одном происшествии, которое могло послужить основанием уверенности в благодатную силу св. мучеников защищать покровительствовать жен, ненавидимых и притесняемых мужьями. Некто, по происхождению готф, один из воинов греческого императора, присланных для защиты города Едеса от варваров, стоял на квартире у благочестивой вдовы Софии, у которой была дочь Евфимия. Готф полюбил Евфимию и просил ее руки, уверяя, что он не женат еще. София долго не соглашалась отпустить единственную свою дочь в далекую неизвестную сторону, но уступила наконец неотступным просьбам готфа. Свадьба состоялась и готф, по окончании войны, отправился с Евфимиею на родину; но на прощанье с Софиею, дал ей клятву, при гробе св. мучеников Гурия, Самона и Авива в том, что он не оскорбит своей супруги никогда и будет ее любить и хранить. Приближаясь к своей родине готф объявил Евфимии, что у него дома есть жена и дети, и что Евфимия должна быть у нее рабою, угрозы готфа заставили Евфимию молчать о своем супружестве с ним и служить прежней жене его рабою. Между тем эта жена, подозревала своего мужа в непозволительной связи с мнимою рабою, начала ее преследовать, и особенно возненавидела ее с тех пор, как Евфимия родила сына; готфянка, по ненависти к Евфимии, отравила этого младенца, и Евфимия тем же самым ядом отравила готфянку и за то, по варварскому суду готфов, была живою погребена с госпожою. Евфимия, заточенная во гробе, пламенно молилась святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, и будучи утешена явлением ей этих святых, успокоилась и забылась сладким сном. Проснувшись. она услышала церковное пение, знакомое ей, и, открыв глаза, увидела, что она лежит при гробе святых мучеников в едесском храме, в котором тогда совершалось утреннее богослужение. У нас на Руси нередки и теперь примеры того, как муж тиранит свою жену, а прежнее время самоуправства мужчины над женщиною, случаи притеснения и обиды жен от мужей, конечно, были еще чаще. И если этим скорбящим и обиженным женщинам случалось когда-нибудь слышать трогательную повесть о Евфимии, презренной, поруганной и обреченной мужем на смерть, но защищенной и избавленной от смерти свв. Гурием, Самоном и Авивом; то этого и достаточно было, чтобы расположить жен, страждущих от жестокости своих мужей, к молитве святым, которые оказали такую чудную помощь злополучной Евфимии, – в надежде, что они не откажут в заступлении и всем, с верою призывающим их на помощь.

Об изучении иконного писания молятся святому апостолу и евангелисту Луке (октябрь 18).

О святом апостоле и евангелисте Луке есть предание, известное впрочем не с самых первых веков христианства, что он первый написал образ Божией Матери55 с предвечным Младенцем и потом еще две иконы Пресвятой Богородицы и показал их Матери Божией. Пресвятая Дева благословила труд апостола и обещала пребывать с теми иконами благодатью Сына своего. Есть также предание, что тот же ап. Лука написал на досках и изображение святых апостолов Петра и Павла. «От него, по замечанию Пролога и Четь-Минеи, по всей вселенной тое доброе в пречестное дело, писание икон святых начаса, в славу Божию и Богоматере и всех святых, в благолепие же Церкве и спасение верных, благочестно иконы святыя почитающих». (Окт. 18), У римских католиков иконописцы почитают своим патроном св. апостола Луку; но нет ни основания, ни надобности думать, чтобы от них перенят был обычай начинающим учиться иконописанию обращаться к нему с молитвою. Мы знаем, что у нас издавна, как и теперь, есть свой обычай приступать к изучению какого бы то ни было искусства или ремесла не иначе, как с молитвою, и молитва к св. ев. Луке начинающих учиться иконописанию, могла прийти на мысль всякому грамотному благочестивому человеку, читавшему Четь-Минеи или Пролог.

О просвещении разума к учению грамоте молятся святым бессребреникам Косме и Дамиану (ноябрь 1).

В житии святых Космы и Дамиана нет никаких указаний на то, почему им должно молиться о просвещении разума к учению грамоте. Кажется, здесь народному обычаю молиться Косме и Дамиану пред началом учения отроков грамоте надобно искать основания в том обстоятельстве, что в старину, и у простолюдинов и теперь начинают учить детей грамоте осенью, или даже в начале зимы, по окончании всех полевых работ и по пригоне в дома с пастбищ скота, которому летом дети бывают пастухами. Поэтому то иные начинали учить детей грамоте, статься может 1 ноября, так же как иные начинают и теперь учить детей с 1 декабря. Мы знаем достоверно, что в сем последнем случае молятся пред началом учения детей пророку Науму, в той мысли, чтобы он наставил учащихся на ум. Тут есть хоть какое-нибудь применение к русскому значению имени святаго, а в указании молиться св. Косме и Дамиану о просвещении разума к учению грамоте видно только совпадение праздника в честь этих святых с обыкновенным временем начала обучения детей грамоте.

(Продолжение следует).

* * *

Примечания

50

Полное заглавие ее такое: Священно-библейская история Ветхого и Нового Завета в лицах. Рисунки профессора Ю. Шнорра. Текст священника К. Стратилатова. Издание В. Е. Генкеля. 1866 г. цена 9 р. с пересылкою. С требованием на означенное издание нужно обращаться в С.-Петербург, в контору книгопродавца издателя В. Е. Генкеля, у Певч. моста дом Утина. Кв. № 37.

51

Не мы первые замечаем невнимание и равнодушие к своему делу издателей подобных священных изображений. Такое же замечание сделано издателям Иллюстрированного Календаря на 1867 год в газете «Москва» 1867 г. № 9-м, и именно тоже относительно искажения изображений наших православных праздников; оттуда мы заимствовали только что высказанное нами.

52

Условие подписки: Хромолитогрифическое издание «Библия и лицах» состоит из 240 рисунков проф. Шнорра, и будет выходить в 4-х выпусках, каждый по 60 картин, в течении 1867 и 1868 годов. Цена полного издания назначает 18 руб., с пересылкою 20 руб. Отдельные листы или выпуски не продаются, но допускается рассрочка платежа: при подписке 10 руб., с пересылкою 12 руб., ;и после получения первых двух выпусков остальные 8 руб. После выхода полного издания цена назначена будет по 25 руб. за экземпляр. Не дорого ли будет?

53

Святому и праведному, а не преподобному: о здравии и сохранении в живых детей молятся еще свят. Иулиану, известному у простолюдинов под испорченным именем Устилиана (смотр. о сем «Руководство для с. п.» № 31-й 1865 г.); но в разбираемом нами сказании не поименован этот святитель.

54

Икос 1.

55

В начертании Ц. Б. истории замечено о св. ев. Луке следующее: в немногих сведений, которые собираются о нем из священных писателей, Никифор историк XIV века, присовокупил, что он был не только врач, но и живописец». (Nic. L. 2, с. 43).


Источник: Руководство для сельских пастырей: Журнал издаваемый при Киевской духовной семинарии. - Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1860-1917.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle