Источник

№ 30. Июля 21-го

Орда Х. Краткое обозрение пастырских посланий св. апостола Павла // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 30. С. 417–424.

«Пастырскими» посланиями св. апостола Павла называются, как известно, три послания, написанные этим апостолом к двум пастырям Церкви – Тимофею, епископу Ефесскому и Титу, епископу Критскому. Для того, чтобы облегчить несколько понимание этих посланий тем из читателей нашего журнала, которые не имеют возможности владеть специальными пособиями к изучению Писания, предлагаем это свое обозрение пастырских посланий.

Первое послание к Тимофею.

1. Тимофей, сын язычника и благочестивой христианки из иудеев, и внук благочестивой Лоиды (2Тим.1:5, Деян.16:1), из детства знающий священные писания (2Тим.14:15), избран был в помощники апостолом Павлом, по возвращении Павла в Листру из второго путешествия. С этих пор Тимофей со всею верностью служил Павлу: частью сопровождал его в путешествиях (ср. Деян.17–20) и споспешествовал делу Господню (1Кор.16:10), частью же, как уполномоченный от апостола, исполнял поручения в устроенных им церквах (ср. Деян.17:11, 18:5, 1Фес.3:2–5, 1:1. Деян.19:22 ср. с 1Кор.4:17, 16:10; 2Кор.1:1. Деян.20:1). – Он сопутствовал апостолу даже в римское заключение. Наконец, постоянным его местопребыванием сделался Ефес, где, по преданию, он был епископом, и в правление Домициана, или Нервы принял мученическую смерть.

2. Поводом к написанию этого послания послужили следующие обстоятельства. Апостол Павел послал Тимофея в Ефес, с поручением исполнять там пастырские обязанности. Обязанности эти и сами по себе были очень трудны; по они еще более тяжелы были для Тимофея, при неустроенном состоянии ефесской церкви. Поэтому он с нетерпением желал освободиться от них, и известил Павла, чтобы он сам пришел в Ефес и принял дело в свои руки. Но в это время апостол спешил с востока на запад и, уходя из Азии, не зашел в Ефес. Намереваясь отплыть из Троады в Македонию, он известил Тимофея, чтобы он оставался в Ефесе до его возвращения (1Тим.1:3, ср. 1Тим.3:11). Недовольствуясь одним этим повелением и желая более укрепить Тимофея к исполнению его трудного призвания, апостол послал ему из Македонии настоящее послание.

3. Чтобы понять содержание этого послания, нужно знать, в чем состояло призвание Тимофея в Ефесе. Во-первых он должен был противодействовать партии тех христиан из иудеев (ср. 1Тим.1:7 с Тит.1:10), которые, оставив простоту апостольского учения и христианской жизни, увлеклись бесплодною религиозною ученостью, с одной стороны под влиянием некоторых иудейских раввинов, а с другой, под влиянием иудейско-гностического аскетизма440, и других старались увлечь по тому же пути. Чтобы разрешать такую трудную задачу, Тимофей должен был вполне верно держаться апостольского предания, и избегать всякого общения с противниками. Из настойчивости, с какою апостол беспрестанно увещевает Тимофея, чтобы он был тверд в борьбе, хранил преданное учение и прочее, видно, что Тимофей не был вне опасности уклонения от истины и увлечения (ср. 1Тим.1:4 и далее, 1Тим.1:18 и далее, 1Тим.4:6 и далее, 1Тим.4:15 и далее 1Тим.6:3 и далее, 1Тим.6:11 и далее, 1Тим.6:20 и далее). Следовательно необходимо было укрепить Тимофея в борьбе с окружающими его опасными обстоятельствами. Такими увещаниями исполнено все вступление послания (1Тим.1), повторяются они также в середине и в заключении послания, Вторым обстоятельством, озабочивавшим Тимофея, было замещение церковных должностей. В этом случае он только нуждался в совете. Апостол преподает ему этот совет, указывая, что, при определении в должность, нужно обращать внимание сколько на дарования, столько же и на нравственное поведение определяемых (1Тим.2:1–3, 13). Наконец, в-третьих, Тимофей, как наместник апостола, должен был учить и руководить верующих до его возвращения. Для этого снова нужно было преподать ему наставления, чтобы он в различных обстоятельствах умел сохранить правильный образ жизни и образ действие. Такое наставление он и получает в 1Тим.3:14–6:21, – Таково содержание послания. Это. послание, также как и второе к Тимофею и послание и Титу, имеют в виду исключительно управление Церковью, потому все три носят название «пастырских» посланий.

4. Что касается, наконец, внешней формы послания, то она во всех пастырских посланиях не отличается такою тщательностью, какою отличаются все другие послания; в изложении их не видно такой связности, какая замечается в других посланиях ап. Павла. Но нужно помнить, что эти послания писаны были среди путешествия, следовательно с поспешностью, наконец под влиянием бедствий и нестроений церковных. Все это достаточно объясняет различие в форме между пастырскими посланиями и другими посланиями апостола Павла. Тем не менее, однако, в общем в них всюду господствует порядок и последовательность мыслей. Это тотчас можно видеть в первом послании к Тимофею.

3. Расположение его следующее:

I. Наставление, как вести правильную борьбу против иудейских бесчиний. Гл. 1.

После надписания (1Тим.1:1, 2) апостол напоминает Тимофею о данном ему поручении – вразумлять тех, которые следуют учениям «других» учителей (не учившихся у апостола). Это были «законоучители», как говорится в 1Тим.1:7 (ср. Тит.1:10), которые, подобно раввинам (Тит.1:14), занимались 1) при обучении Писанию баснями и генеалогиями, над которыми раввины истощали все свое остроумие (это были мифы, которые раввины примешивали к объяснению текста; другие разумеют под этим гностическое учение об эонах).

Но этим они нисколько не назидали своих учеников, а только вызывали в них темные представления, и возбуждали бесплодные словопрения. Учение, долженствующее пробуждать истинную любовь, у них заменилось пустым разглагольствием (1Тим.1:4–7). Потом 2) эти учители свои мудрования в законе старались провести в жизнь, применяя к верующим частные определения закона. Но закон не нужен для верующих, а только для грешников, которых он наказывает и приводит к покаянию. По здравому учению, закон для «праведника» не имеет никакого значения, для него дорого только благовестие спасения, которое благодатию Божиею о Христе вверено Павлу и в его лице прославлено для всех верующих (1Тим.1:8–17). Так должен был Тимофей учить в Ефесе, чтобы оправдать пророчество, бывшее о нем при избрании его в помощники Павлу; а как сам апостол должен был в этом служить для него примером, так напротив, участь Александра и Именея должна устрашать его, чтобы не отступиться ему от простоты апостольского учения (1Тим.1:18–20).

II. Наставление Тимофею относительно устройства и порядка церковных отношений 1Тим.2:1–3, 13.

1) Общественное богослужение. а) Молитва (1Тим.2:1–10). Апостол определяет, о чем или о ком нужно молиться (1Тим.2:1–7), и именно – за всех людей и потом за начальство. Основание для этого следующее: Бог хочет спасти всех, потому что един Бог для всех и един Ходатай, как это открыто Павлу (1Тим.2:1–7). – Как надобно молиться? На всяком месте должны произносить молитвы мужи, воздевая чистые рука без гнева и сомнения. Женщины в молитве должны избегать суетности, а украшать себя благочестием (1Тим.2:8–10). б) Вообще, что касается поведения женщин, то они должны удерживаться от самостоятельности в действиях, с одной стороны потому, что женщина создана после мужчины, с другой потому, что она первая согрешила. Призвание женщины не в обществе, но в семье (1Тим.2:11–15).

2) Замещение должностей. Апостол учит, на какие нравственные качества нужно обращать внимание при избрании в должности: епископа (1Тим.3:1–7), диакона и диакониссы (1Тим.3:8–13) Общее требование то, чтобы всякий кандидат не только был способен, но чтобы и в нравственном отношении был безупречен, т. е. чтобы во всех отношениях имел незазорную репутацию.

III. Увещание Тимофею к правильному образу действий по делу своего призвания 1Тим.3:14–6:21.

1) Как учитель (1Тим.3:14–4:16) Тимофей должен знать, что Церковь есть хранительница спасительных истин. Они касаются евангельских событий, отличающихся простотою и вместе величием (1Тим.3:14–16) В противоположность этому является заблуждение тех, которые учат новым путям спасения и, извращая порядок творения Божия, считают брак за нечистоту и пищу за непотребное дело, поставляя необходимым условием для благочестия подзаконный аскетизм. Тимофей, напротив, должен учить, что все творение свято, если оно освящается словом Божием и молитвою (1Тим.4:1–5). Так он должен учить и избегать «бабьих басней» (1Тим.4:6–7), Равно как и сам он не должен придавать никакого значения законному аскетизму, а должен прилежать о благочестии (1Тим.4:8). Благочестие имеет обетование и в нынешней жизни, и если ему нужно будет подчиниться аскетизму в видах осторожности, то во всяком случае свое утешение он должен иметь в Боге, Который помогает всем и преимущественно верующим (1Тим.4:8–11). Таким образом Тимофей должен с одной стороны служить образцом для общества, и быть верным учителем, а с другой, наблюдать за самим собою, чтобы преуспевать в добрых делах (1Тим.4:12–16).

2) Наставления, касающиеся отношений к разным членам общества 1Тим.5:1–6, 19. а) Как Тимофей, который был сам еще юношею, должен держать себя по отношению к различным возрастам и состояниям (1Тим.5:1, 2) и особенно по отношению к вдовам? Между последними апостол различает таких, которые имеют родственников, также тех, которые честно проводят свое вдовство, посвящая его Богу и тех, которые подчиняются требованиям плоти (1Тим.5:3–8). Общество должно заботиться только о таких вдовах, которые действительно ведут одинокую жизнь. Но вообще, прежде чем общество приимет на себя обязанности относительно вдовы, оно должно строго исследовать, действительно ли ее возраст и прошедшая жизнь ручаются за то, что она будет вести святую жизнь (1Тим.5:9, 10). Молодые вдовы, во избежание худшего, должны во второй раз выходить замуж (1Тим.5:11–15); имеющие же родственников должны жить на иждивении сих последних, а не на иждивении общества (1Тим.5:16). б) Как Тимофей должен вести себя по отношению к пресвитерам? Он должен воздавать им подобающую честь, не должен легко доверять жалобам на них, и, в случае действительной вины, должен быть беспристрастным и наказывать строго; руки скоро не возлагать на новичков (1Тим.5:17–22). Он должен сам стремиться к святости (1Тим.5:23–24). в) Каким образом Тимофей должен наставлять других, особенно рабов? Рабы должны (1Тим.5:17–25) почитать своих господ и повиноваться им, будут ли они язычники, или христиане, и хотя бы они сами не в состоянии были делать добрых дел, но для них достаточно будет, если будут присутствовать и прислуживать при совершении добрых дел. г) Об отношении к тем, которые не брегут о здравом учении божественном (1Тим.6:3). Он должен бегать таковых, потому что словопрения с их гибельными последствиями составляют болезнь заблудившихся в истине, а также тех, которые ложные учения употребляют для своекорыстных целей (1Тим.6:4–5). Для этого апостол старается 1) предостеречь Тимофея от увлечения богатством, изображая его опасности (1Тим.6:6–10). 2) убеждает его хранить страх Божий и торжественно исповедовать веру, имея в виду образец Иисуса Христа, Который исповедал ее пред Понтийским Пилатом (1Тим.6:11–16). Богатых должен убеждать Тимофей к правильному употреблению богатства (1Тим.6:17–19). Заключение. Апостол еще раз увещевает Тимофея блюсти вверенное ему учение, и защищать его от притязаний лжеименного знания (гносиса); затем приветствует его апостольским приветствием (1Тим.6:20, 21).

(Продолжение следует).

Материалы для бесед священника с прихожанами о всемирном потопе // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 30. С. 424–442.

История православно-христианской проповеди, между многими разнообразными методами научения верующих догматам веры и нравственности христианской, представляет один метод, весьма любимый многими отцами и учителями Церкви, но забытый и почти совсем не употребительный у позднейших проповедников, именно беседы по Библии. Пастырь Церкви на каждом богослужении, или же на одном, преимущественно утреннем, прочитывал пред своею паствою несколько стихов Библии, представлявших более или менее полный отрывок, и затем объяснял прочитанное. Этим способом св. Иоанн Златоуст представил объяснение едва не всей Библии, как ветхого, так и нового завета. Дело это, конечно, в настоящее время не легко применимо При таком методе проповедания, кроме того, что требуется со стороны пастыря глубокое познание слова Божия и проповедническая опытность, необходимо непрерывное посещение Церкви со стороны слушателей. Прослушавши один раз объяснение нескольких стихов, положим, какой-нибудь исторической книги, слушатель, пропустивши несколько богослужений, при которых продолжалось объяснение следующих стихов, будет затрудняться понимать проповедника в его дальнейших чтениях и объяснениях. Составлять же чтения и объяснения так, чтобы на каждое богослужение приходилось целое и полное чтение, не всегда возможно, особенно при чтении исторических книг ветхого завета. – Мы знаем одного почтенного сельского пастыря, который старается хоть сколько-нибудь устранить последнее неудобство следующим образом. Проповедуя в продолжении года, каждое воскресение и каждый праздник, большею частью на темы, взятые из дневного чтения евангелия и апостола, во время великого поста и вообще когда у него бывают говеющие, он читает своим слушателям, и объясняет некоторые места из Библии, выбирая для этого такие отделы Библии, которые могут составить предмет не более, как для пяти или шести проповедей. Так например, в один год, говеющим в первую неделю поста он прочитает и объяснит историю творения мира, человека и падения первых людей; тем более это у него кстати бывает, что и паремии в эту неделю читаются из двух первых глав книги Бытия; во вторую неделю он читает и объясняет историю потопа; в третью – историю Авраама и т. д. На другой год, он уже берет для чтений в первую неделю из книги исход историю Моисея, во вторую – историю исшествия евреев из Египта и т. д., так что у него говеющие всегда получают сведение о целом библейском событии, и иной прихожанин в продолжении своей жизни, особенно если он говеет раза два в год, как это делают во многих местах все пожилые, лет под пятьдесят, люди, может основательно узнать все главные библейские повествования.

Мы сказали выше, что подобные чтения и объяснения прихожанам Библии требуют от пастыря глубокого познания св. Писания и значительной, не всегда возможной для сельского пастыря, подготовки. Может быть, поэтому, предлагаемые нами материалы подобных чтений пригодятся кому-нибудь из наших читателей в их будущих чтениях и объяснениях своим прихожанам библейских повествований. Пусть только читатель не забывает, что мы предлагаем материал, а не готовые чтения, представляем больше план, а не само исполнение плана, указываем на ход развития мыслей, предоставляя самим проповедникам, сообразно с их обстоятельствами, делать такое или иное применение и употребление предлагаемого материала.

Библейское повествование о потопе составляет содержание 6-ой, 7 и 8-ой глав книги Бытия. Мы разделяем его на несколько чтений или бесед.

* * *

Беседа 1 (Быт.6:1–7).

Послушайте, братья, я прочитаю вам из Библии повествование св. пророка Моисея о происходившем на земле, за четыре тысячи с половиною лет до нашего времени, всемирном потопе. История этого события довольно длинная; прочитать ее за один раз было бы утомительно для вас и не принесло бы особенной пользы, так как мне нельзя было бы при этом объяснить прочитанного Поэтому я разделю всю эту историю на несколько чтений, и буду вам читать и объяснять при каждом богослужении. Помолимся же Богу и начнем свои чтения.

И бысть егда начаша человецы мнози бывати на земли… Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли... И рече Бог: потреблю человека… зане размыслих, яко сотворих я (Быт.6:1–7).

Много в Библии рассказывается великих событий, происшедших после творения мира и до пришествия Иисуса Христа; но величайшее между этими событиями – всемирный потоп. В конце тысяча семисотых годов после творения мира, Господь Бог истребляет весь род человеческий, долженствовавший быть тогда, как сейчас увидим, весьма многочисленным, и спасает только восемь человек; покрывает всю землю водами, поднявшимися выше самых высоких гор: какое страшное и чудное событие!

Весьма многое мне придется говорить, а вам запомнить об этом ужасном разрушении древнего мира; но чтобы нам ничего не забыть, будем читать стих за стихом, слово за словом повествование св. пророка Моисея.

И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли. Я уже сказал вам, братие, что земля тогда, должно быть, чрезвычайно была населена, и что, по всей вероятности, жителей тогда было на земле гораздо больше, чем в наше время. В самом деле, люди жили тогда по нескольку сот лет, здоровье у них было гораздо крепче, чем у нас, и особенно земля была богаче и плодороднее, чем она сделалась теперь, после второго ее проклятия после потопа.

Когда у какого-нибудь народа много земли и он свободно может селиться на плодородной почве, тогда он размножается чрезвычайно быстро. Ученые люди высчитали, что в некоторых из таких благодатных стран народонаселение в каждые двадцать лет увеличивается вдвое, а в некоторых местах – в каждые десять лет. Если, положим, в одной деревне теперь сто дворов, то через двадцать лет там будет уже двести, а через сорок – четыреста и т. д. – Предположим же, что, при неиспорченном здоровье допотопных людей, при долголетии, которое до времени потопа иногда продолжалось до девятисот шестидесяти девяти лет, при богатстве почвы, народонаселение только удваивалось в каждые двадцать лет, и мы найдем, если сделать небольшой счет, что к концу двухсот лет после творения мира, на земле было людей две тысячи сорок восемь душ, к концу четырехсот лет – два миллиона, а к концу шестисот лет две тысячи миллионов, так что на шестисотом году жизни Адама, т. е. за триста тридцать лет до его смерти, мир был населен вдвое больше, чем в наше время.

Но, увы! такова злоба людей, что чем они многочисленнее, тем бывают хуже. – Обратите внимание на население бывших городов. Чем больше город, тем больше в нем развращения И это зло происходит от того, что множество грешников делает грех явлением обычным и подает смелость грешить. Когда человек часто видит грех, тогда он свыкается с ним; грех не возбуждает или по крайней мере меньше возбуждает к себе ужаса, и легче находит доступ в наше сердце.

Вот поэтому-то, братья, христианин не должен искать себе развлечения и удовольствия в таких собраниях, где люди оскорбляют Бога, ибо чрез это он рискует приучиться спокойно смотреть на зло, и не так живо чувствовать опасность от него и отвращение от него.

Но кроме этой причины возраставшего развращения человечества, святой пророк Моисей указывает другую причину. Нужно вам знать, что в св. Писании люди допотопного времени разделились, как и теперь их можно делать, на два рода: сынов Божиих и сынов человеческих. Сынами Божиими назывались мужчины, женщины и дети, истинно веровавшие в Бога, раскаивавшиеся в своих грехах и ожидавшие себе спасения от Бога. Таких людей Бог усыновлял Себе, и они были Его детьми; Он был их Отцом. Наоборот, люди, проводившие жизнь греховную, назывались сынами человеческими, или еще иначе «сынами диавола, сынами лукавого» Пред потопом, сынов Божиих, т. е благочестивых людей, больше всего было в потомстве Сифа; к таким людям принадлежал, например, внук Сифа Энос и особенно Энох. Спустя немного времени, члены этих благочестивых семейств не побоялись заключать брачные союзы с женщинами, принадлежавшими к нечестивым семействам. Вследствие этого произошло великое и страшное опустошение в Церкви Божией. Эти несчастные женщины не только сами уклонялись от Бога, но своим примером приучали своих детей быть сынами человеческими, т. е. жить по правилам, по каким жили порочные люди, следуя влечению своих похотей и внушению диавола.

Видевше же, говорит Моисей сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша. «Сыны Божии», потомки Сифа увлеклись одною телесною красотою «дщерей человеческих». Если бы эти люди действительно любили Господа, как вы думаете, находили ли бы они удовольствие жить вместе с лицами, которые не любили Его? Можно ли где-нибудь встретить такого человека, или такую женщину которые захотели бы связать свою судьбу с судьбою лица, которое ненавидело бы их или же их отца? Подобным образом, если мы истинно любим Бога, то у нас никогда не должно быть и мысли о том, чтобы входить в какие-нибудь связи и отношения (которых, конечно, можно избежать) с лицами, которые не разделяют с нами этой любви.

Но увы! потомки Сифа следовали «похоти своих очес» и шли туда, куда влекло их порочное их сердце; «видя дочерей человеческих, как они прекрасны, брали их себе в жены, которую кто выбрал». В ветхом завете строго запрещено было Богом вступать евреям в супружеские связи с другими народами, которые все тогда были язычниками, не веровали в истинного Бога. Есть в Библии повествование, как поступил и что сделал иудейский благочестивый священник Эздра, узнавши, что современные ему иудеи поженились на иностранках, т. е язычницах. Он разодрал свои одежды, рвал волосы на голове и бороде своей, и повергся на землю в страшной горести; потом среди собравшегося народа стал громким голосом молиться Богу. Когда он таким образом молился Богу, со слезами исповедуя грех народа, множество мужчин, женщин и детей собралось вокруг него; все стали горько плакать, исповедали пред Богом свой грех, и решились тотчас же отослать всех иностранных женщин, как это заповедано было Богом (1Ездр.9:1–10).

Но эта заповедь отменена, братья, в новом завете, и апостол Павел, возвещая, что христиане должны жениться по Господу, говорит также, что если они имели несчастие поступить иначе, или если кто-нибудь из них обратился в христианство после брака, то православный муж не должен оставлять своей неверующей жены, и православная жена неверующего мужа, но чтобы верующий употребил все свои усилия обратить ко Господу неверующего (1Кор.7:12–16), Апостол Петр с своей стороны особенно советует женщинам, которые находились в таких трудных обстоятельствах, быть кроткими и внимательными к своим мужьям, чтобы обратить их святостью жизни, если они не хотят слушать их слов (1Петр.3:1)441.

Замечайте, что Бог тогда сказал об этих злых людях: не имать дух мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть. Видите, братья, как Бог наказывал несчастных людей, которые не слушались Бога и Его слова, и поступали по влечениям своей плоти и своих похотей: Он отнимал от них Своего Духа! – Дух Божий несколько времени пребывает с грешником. Он пребывает и внутренним и внешним образом, Внешним образом Он пребывает и говорит к грешникам устами пророков, апостолов, священнослужителей и посредством св. Писания. Например, Он пребывает с вами здесь при каждом богослужении, Он говорит к вам в слове Божием; уклонитеся от зла и творите благое. Не противьтесь же тому, что говорит вам Дух Святой в храме Божием. Припоминайте себе участь допотопных людей, обращения которых ожидало долготерпение Божие (1Петр.3:20); пусть этот страшный пример внушит вам спасательный ужас!

Но Бог и внутренно пребывает в своих тварях. – Он производит веру в душах наших, говорит всякому: даждь Ми твое сердце. Господь, по Его собственным словам, стоит при дверех и толчет; аще кто услышит глас Его, Он входит к нему и вечеряет с ним (Откр.37:20); а если Ему не отворяют, Он возвращается вспять. Хотя Бог называется долготерпеливым, чающим обращения человеческого; но с тем вместе Он и правосуден. После долгих вразумлений Он оставляет наконец душу, отказавшуюся принять Его, и Он поступает тогда с нею, как поступил с Саулом, который, будучи удостоен первоначально особенных божеских благодеяний и обладая даже пророческим даром, предан был потом злому духу. Нельзя и представить себе, какое Великое несчастье постигает тогда человека. Пусть у него будут деньги, почести, успех в счастье во внешних делах, но на самом деле он окаянен и беден и нищ и слеп, и наг (Откр.3:17). Он подобен юродивой деве. Когда придет конец, двери в царство небесное для него затворятся на веки.

Это было и с людьми допотопными. У них много было земных благ, выгод и преимуществ, между ними было целое поколение исполинов, людей огромного роста и великой силы; они славились своими военными подвигами, знали науки и искусства. Но к чему для человека слава на земле, если нет его имени в царстве небесном? Что за польза быть исполином, мудрецом, правителем, какая выгода пользоваться в своем отечестве почестями со стороны людей, стараться, чтоб нас помнили наши потомки, когда наше имя не записано в книге жизни?

Виде Господь Бог, яко умножишася злобы человеков: умножилось развращение и по числу злых, и по далекому распространению зла и по наемлию, и по дерзости грешников. Бог видит это, ибо Он все видит; и не только это видел Он, но и то, что всяк помышляет в сердце своем прилежно на вся дни. Можно ли лучше изобразить развращение человека? Действительно от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татбы, лжесвидетельства, хулы (Мф.1:15). Зло было в мыслях их сердца, и во всю жизнь было одно только зло. В человеке нельзя было ничего больше найти, кроме греха, развращения, мерзости. И Бог видел это!

И тогда помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли, т. е. «раскаялся Господь, что создал человека на земле, и возскорбел в сердце Своем» (по русск. перев. Архим. Макария). Как прекрасно в этих словах изображается отвращение, какое Бог имеет ко греху, и в тоже время Его снисходительность и сострадание к вашей слабости. Нужно вам знать и помнить, что когда Бог говорит нам о Самом Себе, то и говорит по нашему, нашим языком; если бы Он стал говорить языком ангельским, то мы не поняли бы Его. Поэтому Он и говорит, что раскаялся, помыслил. Но вы знаете, что в Боге нет преложения или пременения стен, т. е. нет и тени перемены или каких-нибудь изменений; бывает только перемена в Его неисповедимых для нас действиях. Он хотел разрушить мир, который создал; поэтому и говорит, что раскаялся, сотворивши его, употребляя выражение человеческое для выражения Своей божественной воли и решимости.

Беседа 2 (Быт.6:8–13)

Ное же обрете благодать пред Господом Богом. Сия же бытия Ноева: Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное. Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды. И виде Бог землю, и бе растленна: яко растле всяка плоть свой на земли. И рече Господь Бои Ною: время всякого человека прииде пред Мя, яко исполнися земли неправды от них: и се Аз погублю их и землю.

В прошлый раз мы начали, братья, страшную историю потопа. Повествование об этом ужасном событии разделяется на две части: в первой излагаются нам нравственные причины разрушения древнего мира и спасения Ноя; во второй рассказывается, как происходило это разрушение о спасение. В прошедший раз мы уже видели нравственные причины разрушения мира. Это было, припомните себе, страшное развращение, появившееся на земле с того времени, когда «сыны Божии» вступили в супружества с «дочерьми человеческими», Бог «увидел тогда, что умножилось развращение человеков на земле, и что всякий образ помышлений сердца их одно зло во всю жизнь. И сказал Бог: истреблю с лица земли человеков сотворенных Мною, и не только человеков, но и скот... Ибо Я раскаялся, что создал их». Ное же, прочитали мы сегодня, обрете благодать пред Господом Богом.

Итак, посмотрим теперь, какие были нравственные причины спасения Ноя, или проще, за что Бог спас Ноя от потопа.

Я употребил выражение: нравственные причины; необходимо, прежде чем пойдем дальше, хорошо понять вам, что разумеется под нравственными и физическими т. е. естественными причинами какого-нибудь происшествия. Потоп, например, имел нравственные причины, но он имел также и причины физические, которые я вам в свою очередь укажу в последствии.

Когда Анания и Сапфира в Иерусалиме были поражены, одна после другого, внезапною смертию (Деян.5:1–10), мы не знаем, какая была физическая причина этого страшного события: это без сомнения был или паралич, или удар крови, или разрыв нерва в сердце, груди или в мозгу. Но это происшествие имело особенно нравственную причину, которая состояла в том, что они солгали Святому. Духу; допустили сатану овладеть своим сердцем и совершили злое дело, и за это Бог умертвил их.

Когда Содом и Гоморра погибли в один и тот же день, то физическою причиною этого ужасного события был огненный и серный дождь; нравственною же причиною было то, что вопль их преступлений возвысился пред Господем (Быт.19:13).

Когда вас постигает болезнь и страдание, или вообще когда вы испытываете какое-нибудь горе, все это также имеет свои физические и нравственные, известные или неизвестные причини. Физическими причинами наших болезней может быть простуда, падение, нездоровая пища, или что-нибудь подобное в этом роде. Что же касается до нравственных причин, то вы, может быть, совершили какое-нибудь преступление, за которое Господь хочет смирить вас; может быть, Господь хочет, чтоб вы обратились к Нему на одре болезни, среди слез и рыданий, научившись молиться Богу.

Итак, Бог решил погубить мир, «Ной же обрел благодать пред очами Бога». Счастливый Ной спасен был один со своим семейством среди этого всеобщего истребления, и спасен был благодатию Божией. – Вы часто употребляете слово благодать. Это такое благодеяние Божие, которого нельзя заслужить, которое подается не как что-нибудь должное или приобретенное. Апостол Павел говорит: аще ли по благодати (что-нибудь подается), то не от дел... аще ли от дел ктому несть благодать (Рим.11:6). Итак, Ной обрел благодать пред Богом, и это было по вере Его. В самом деле, Ною, окруженному нечестивцами и насмешниками, нужно было иметь много веры, чтобы не усомниться в том, что Бог потребит всемирным потопом весь мир, что строить среди сухой земли громадный корабль, среда всеобщих насмешек и презрения. «Верою, говорит ап. Павел, Ной, получив Откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею (т. е. верою) осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7). Удивительна, без сомнения, была, братья, вера Ноя; но замечайте, что св. Писание говорит, что он спасен был благодатию: Ное же обрете благодать пред Богом. Когда Бог спасает верующего, и вводят его в небесное Свое царство, то Он делает это единственно по Своей благодати, потому что, вопервых, вера есть дар Божий. Мы столь порочны и злы, что если бы Бог не привлекал нас и Своему Сыну; мы не поверили бы даже Его Евангелию. Никтоже может приити ко Мне, говорит Спаситель, аще не будет ему дано от Отца Моего (Ин.6:65). Благодатию мы спасены чрез веру; и сие не от нас: Божий дар (Еф.2:8). Во-вторых, – потому, что верующий, хотя бы ой был и освящен верою, и упражнялся в добрых делах (Тит.13:14), также грешит очень часто, а каждый день вновь нуждается в прощении Божием, Он приносит некоторые добрые плоды, но приносит также и худые, за которые он заслуживает наказание; и Бог только по Своей благодати вспоминает его добрые дела.

Но если Ной спасен был благодатию, то по силе этой же самой благодати он сделался человеком праведным, совершенным в роде своем.

Он, во-первых был человек праведный, оправданный Богом за свою веру и добрые дела, и не только он сам исполнял эту правду, но проповедовал ее и другим людям своего времени. Св. ап Петр называет его проповедником правды (2Пет.2:5). Во-вторых, он был совершен, или иначе цел; он не разделял своего сердца; он не хотел одну часть его дать миру, а другую Богу; он не похож был на тех людей, которые делают кое что и для Бога, потому что не хотят идти в ад, а все остальное делают для мира, потому что желают наслаждаться благами мира; они поступают так, что у них один глаз устремлен на землю, а другой на небо. Нет, истинно верующий всецело отдается своему небесному Отцу, говоря: се, прииду, еже сотворити волю Твою, Боже мой; ты, часть достояния моего (Пс.39:8. Пс.15:5). Св. Писание ясно говорит об этом, что никто не может служить двум господам (Мф.6:24); а св. ап. Иаков называет прелюбодеями тех, которые хотят быть друзьями Богу и миру (Иак.4:4). Вы знаете, что это слово, в естественном смысле, означает мужа, неверного своей жене или жену, неверную своему мужу; но апостол употребляет это выражение потому, что Бог удостаивает называться женихом наших душ. В другом месте Он называется Богом ревнивым (Наум.1:2), чтобы показать, что Он требует полной привязанности от своих тварей, хочет от них всего их сердца, искренности, прямодушия. Когда человек с правым сердцем ищет Господа, он находит Его; когда он говорит в душе своей: востав, иду к Отцу Моему и реку Ему: согреших! Бог принимает его. Кто же одним только языком говорит Господи помилуй! а не решился отстать от своих прежних грехов, тот будет отвержен Богом, как лицемер.

Непорочность и совершенство Ноя выражается еще в словах Моисея, который говорит, что Ной был совершен в роде своем, или иначе, непорочен в свое время. – Не трудно понять, сколько потребно было мужества, чтоб устоять в вере среди столь развращенного мира, который, без сомнения, глумился уже над теми, которые хотели по благочестию жити. В роде своем, в свое время: много говорят слова эти. Действительно, никогда не было столь злополучного времени; никогда может быть люди не были столь порочны, как в это время, и однако Ной остался непорочным, без сомнения потому, что Он видел, как и Моисей, Невидимого.

Однако, злые торжествовали; земля была исполнена их насилий. Могущественные и сильные люди, они не стеснялись ничем, и всегда готовы были преследовать народ Божий; тяжелую, без сомнения, борьбу приходилось вести с ними праведному Ною.

Не трудно быть благочестивым человеком среди благочестивого общества, но трудно плыть против течения. Когда вы составляете предмет насмешек ваших товарищей, когда они все восстают против вас, тогда вы счастливы, если устоите до конца! Для этого нужно много молиться. Преследование есть пробный камень для нашей веры. Золото пробуют на камне, на которые поливают кислоту, чтоб удостовериться, чистое ли оно золото; насмешки и глумления нечестивых людей служат как бы этою кислотою, и должны испытать чистоту и истинность нашей веры.

Наконец говорится, что Ной ходил с Богом, подобно Эноху, своему прадеду. Благочестивый Энох, без сомнения, молился за своих детей и внуков, и благословение Божие не оставляло его потомства. Ной ходил с Богом, т. е. жил и поступал так, как если бы он постоянно видел пред собою Бога, и потому не делал ничего такого, что могло бы оскорбить Бога, в присутствии Которого Ной постоянно ощущал себя.

Не будем пренебрегать богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет нас к покаянию, чтобы нам по упорству нашему и нераскаянному сердцу не собрать гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2:4, 5). Вот урок, вразумительным образом преподаваемый нам историей потопа. – Долго и часто Бог предостерегал людей этого времени. Он послал им своего проповедника правды; а наконец, после долгих годов терпения, Он сказал Ною: время (конец) всякого человека прииде пред Мя, яко исполнися земля неправды от них, и се Аз погублю их и землю. Сотвори убо себе ковчег от древ негниющих. – К этому ап. Павел присовокупляет: ответ приим (получивши предуведомление) Ное, убоявся сотворити ковчег (Евр.11:7). Мы, братья, также предуведомлены. День потопа, гораздо ужаснейшего, чем был потоп, разрушивший древний мир, должен прийти на землю; потоп не от воды, но от гнева Божия на всех, не исполняющих Его заповедей. Иисус Христос, Спаситель, который был распят на кресте за наши грехи, Сам придет со ангелы силы Своея, во огни пламенне, подавая отмщение неведущим Бога и непослушающим благовествования Божия (2Фес.1:8). Благ Господь, но и праведен: Он благ, но и истинен: что сказал, то и сотворит. Он предупредил нас, что будет страшный суд, и мы каждый день, подобно Ною, должны приготовлять себе убежище на тот торжественный час, когда мы должны будем явиться пред Господом; а это может случиться очень скоро: о дне том и часе никтоже весть.

Какое же это убежище, в котором мы все должны искать безопасности, если хотим избежать грядущего гнева (1Фес.1:10) и устоять на суде, когда наступит великий день Господень? Иисус Христос говорит: всяк, иже слышит словеса Моя и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени. И всяк слышаяй словеса моя, и нетворяй их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце: и сниде дождь, и приидоша реки и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся: и бе разрушение ее велие. Построим же храмину свою на камени, и для этого будем слушать слово Божие. и творить заповеданное в нем, ибо, Господь говорит: всяк слышай словеса моя, и не творяй их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце.

Велика к нам, братья, милость Бога, давшего нам Свое слово, и неизреченна Его благость, даровавшая нам возможность слышать божественное учение из уст наших пастырей. – Эту мысль напомнили мне слова нашего чтения: и рече Господь Бог Ною. Нам не известно, как Бог явился Ною, и каким образом давал слышать Свой голос. Как бы то ни было, ап. Павел говорит в послании к Евреям, что Ной «получил откровение», т. е. получил предуведомление от Бога «о том, что еще не было видимо».

Не правда ли, какое счастье, какая слава для бедного, несчастного человека получать предуведомления и наставления из уст самого Бога, слышать Его голос, знать Его волю? Какая, повторяю, слава! Какое высокое достоинство! Но и мы, братья, получаем предуведомления, предостережения и наставления от Бога. Ной не имел слова Божия, а у нас есть слово Божие в Библии. Ной слышал Бога несколько раз, а мы можем читать слово Божие или слушать оное всякий день; мы можем размышлять о прочитанном и не прослушать ни одного слова; мы можем всегда находить его таким, каким оно было записано, и таким образом, мы имеем гораздо больше преимуществ, чем имели все пророки и все цари древнего народа. Глаголю вам, сказал Иисус Христос, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите и не выдеша; и слышати, яже вы слышите, и не слышаша (Лк.10:24). Дай только Бог, чтобы мы действительно употребляли в свою пользу столь великие преимущества!

«И рече Господь Бог Ною: время (т. е. конец) всякого человека прииде пред Мя; Я уже решился, прошло время Моего долготерпения. Долго Я предостерегал их, Я говорил им, что наступит конец, и вот он наступил. Яко исполнися земля неправды, жестоких насилий, преследования народа Божия; се Аз погублю их и землю, т. е. мало того, что Я их истреблю, но чтоб они навсегда помнили об этом суде, Я истреблю потопом и всю землю». У Бога было много средств для истребления людей: так например, Он мог послать какую-либо губительную болезнь, которая могла истребить всех людей исключая праведного Ноя с его семейством; но нет, Бог некоторым образом хотел умертвить саму землю, чтобы люди во все века помнили, какое Господь имеет отвращение ко злу, и говорили, подобно ап. Павлу: страшно есть еже впасти в руце Бога жива (Евр.10:31). Бог повторяет: Аз же се наведу потоп, воду на землю, погубити всяку плоть в ней же есть дух жизни под небесем: и елик суть на земли скончаются. Во времена Ноя люди, без сомнения, говорили также, как говорят и теперь: «Бог милосерд и не станет истреблять Своих тварей. Он долготерпелив и многомилостив. Ты, Ной, преувеличиваешь опасность, могли говорить современники Ноя, Бог не хочет ничьей погибели; ты представляешь Бога слишком грозным, но Бог, вопреки их расчетам, истощивши долготерпение, осуждает их по Своему правосудию на погибель.

В наши времена, по словам Спасителя, происходит тоже, что было во времена Ноя: во дни Ноевы ядяху, пияху, женяхуся, постяху, здаху до него же дне прииде потоп и погуби вся (Лк.17:27).

Кроткий и милосердый Спаситель наш, Иисус Христос, переходивший с места на место, благотворя и исцеляя всяк недуг и всяку язву в людех, молившийся о своих распинателях, взывая на кресте: Отче отпусти им не ведят бо, что творят, скажет на последнем суде: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:44).

Мне отмщение. Аз воздам, глаголет Господь (Рим.12:19). И чем более неисчерпаемы сокровища Его милосердия и терпения, тем больше будет и Его гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим.2:5).

Известия // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 30. С. 442–444.

Отношение Академика византийской живописи В. В. Васильева к его высокопреосвященству, высокопреосвященному Арсению, митрополиту Киевскому и Галицкому, от 12-го июня 1868 года за № 83-м.

Имею смелость обратиться к вам с моим заявлением. Не всякая православная церковь в состоянии иметь св. иконы хорошего письма в строгом православном духе и потому, глубоко соболезнуя об этом недостатке, как православный сын Церкви и как по званию своему академик Византийской живописи, я посвятил свое усердие и труд на хромолитографическое издание самого главного и необходимого образа для каждой церкви, а именно иконы «двунадесятых праздников». Отпечаток разноцветными масляными красками, наклеенный на доску, и покрытый особым лаком, который никогда не смывается и не трескается на какой бы то ни было доске, не уступает в прочности и художестве образу, написанному масляными или яичными красками. При таких технических и художественных выгодах моя икона весьма недорога и доступна каждой церкви. Означенная икона в десять раз дешевле писанной от руки. Заявив и изложив все выгоды и пользу моего издания, почтительнейше имею смелость просить, Ваше Высокопреосвященство, Вашего внимания и содействия в предложении этой иконы духовенству и церквам, вверенным Вашему архипастырскому управлению и о напечатании о ней в епархиальных ведомостях, тем более, что издание это одобрено духовною цензурою. Препровождая при сем хромолитографическую икону двунадесятых праздников, почтительнейше прошу, Ваше Высокопреосвященство, принять ее в знак моего уважения. Причем имею смелость присовокупить, что главное, специальное мое занятие не состоит в издании помянутой иконы, а в иконописании в византийском стиле, которым уже более 20 лет занимаюсь, имел счастье написать несколько иконостасов для Его Императорского Величества, Государя Императора Александра Николаевича; Императрицы Марии Александровны; в Бозе почившей государыни Александры Федоровны и других членов императорской фамилии, за которые был неоднократно награждаем монаршею милостью и подарками. Смею напомнить, что находящийся у вас образ св. равноапостольного великого князя Владимира также написан мною. Принимаю заказы на всякого рода иконы для иконостасов, почему почтительнейше прошу вас, в случае надобности, благоволите обратиться ко мне с вашими заказами. Смиренно испрашиваю у вас отеческого благословения и молитвы, имею честь быть вашего высокопреосвященства покорнейший слуга. Подлинное подписал академик Васильев.

Цена иконы с пересылкою на мой счет, на кипарисной доске 12 рублей, на ольховой доске 10 рублей: мерою в вышину 12 вершков, в ширину 10 вершков. Менее 6 икон выслать, на мой счет, не принимаю.

Адрес мой: в С.Петербурге, на углу Ивановской и Николаевской улице, в доме Локотниковой № 9/64.

На отношении резолюция его высокопреосвященства, высокопреосвящ. Арсения, митрополита киевского, 18 июня 1868 года, за № 814, последовала таковая: «Опубликовать о сем по епархии чрез «Епархиальные Ведомости» и «Руководство для сельских пастырей», а к академику Васильеву заготовить о сем уведомительное письмо».

Объявление архипастыревой признательности.

Священник с. Педиковки, Звенигородского уезда, Киевской епархии, Феодор Дурдуковский донес Его Высокопреосвященству, что помещица Энгельгардт, сочувствуя делу народного образования, подарила дом для Педиковской церковно-приходской школы о трех весьма вместительных комнатах, стоющий более 200 руб. серебром, а собственник демковского хутора – Василий Демченко, для устройства в сем хуторе особой школы, подарил дом с частью своей усадьбы, стоющий в настоящем своем виде более 90 руб. серебром. Резолюция Его Высокопреосвященства на донесении сем 20 июня последовала таковая: «Помещице Энгельгардт и собственнику Демченке за их примерное усердие к народному образованию и значительное с сею целью пожертвование объявить нашу признательность и благословение Божие чрез «Епархиальные Ведомости» и «Руководство для сельских пастырей» без замедления.

* * *

Примечания

440

В первом послании к Тимофею, равно как и в других посланиях, замечали полемику против гностицизма. Но это не верно, потому что гностицизм составляет такое разрушительное учение, против которого апостол должен был действовать иначе, чем он действует в пастырских посланиях (ср. Гал.1:8). Но что во всяком случае, в то время существовали уже зачатки гностицизма, это неоспоримо. В пастырских посланиях можно находить указание на гностицизм, особенно в том, где говорится об аскетизме. Но системы гностической тогда еще не существовало.

441

В приходах, где в православных семействах есть раскольники, проповедник может тут сделать, соображаясь с своими обстоятельствами, особенное приложение.


Источник: Руководство для сельских пастырей: Журнал издаваемый при Киевской духовной семинарии. - Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1860-1917.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle