Труды членов российской духовной миссии в Пекине
Российская Духовная Миссия в Китае учреждена в 1713 году Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. С 1716 по 1933 г. было отправлено в Китай 20 миссий и свыше 200 проповедников. Российская Духовная Миссия в Пекине была уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в цинском Китае Русскую Православную Церковь, но и на протяжении 150 лет, с 1715 по 1864 год, выступавшим в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае. Основной задачей миссионеров в Китае было изучение китайского и маньчжурского языков. Китайский язык изучался с целью, во-первых, ведения проповедей, во-вторых, изучения и исследования культуры Китая. За время существования Миссии было возведено тридцать семь храмов, создано более сорока проповеднических точек, пять больших, учреждена православная семинария, двадцать мужских и женских религиозных школ, распространялось религиозное учение, была открыта библиотека, основано издательство и выпускался на русском, английском и китайском языках журнал «Китайский благовестник», проводилась благотворительная деятельность. Одновременно с ведением проповедей миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, географию, национальности, религию, народные обычаи и многое другое. На вторую половину XIX столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Начало XX века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов.
В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. Миссия была закрыта в 1954 году, через пять лет после китайской революции.
Издание «Трудов членов Российской духовной миссии в Пекине» начато было в Китае Азиатским Департаментом, куда включались статьи миссионеров и студентов. Несомненно, что инициатором этого издания был известный отечественный востоковед архимандрит Палладий (П.И. Кафаров). «Труды» Миссии были первым и единственным дореволюционным русским журналом, посвященным вопросам изучения Китая. Для ученых-синологов значительным событием стало переиздание в 1909–1910 гг. в Пекине «Трудов членов Российской духовной миссии в Пекине». «Труды», вышедшие в свет еще во второй половине XIX в. в Петербурге, к тому времени стали библиографической редкостью. В настоящих изданиях «Трудов духовной миссии» собраны трактаты о гибели Минской династии, о росте и усилении Цинской династии, о древнем буддизме, о христианстве в Китае, о китайской медицине и др.
Тома:
Содержание выпусков
Том I
Горский В. Начало и первые дела Маньчжурского дома. С. 1–107.
Горский В. О происхождении родоначальника ныне царствующей в Китае династии Цин и имени народа Маньчжу С. 108–140.
Захаров И. Историческое обозрение народонаселения Китая. С. 141–218.
Гошкевич И. Способ приготовления туши. С. 219–221.
О. Палладий. Жизнеописание Будды. С. 222–280.
Том II
Захаров И. Поземельная собственность в Китае. С. 1–56.
О. Палладий. Исторический очерк древнего Буддизма. С. 57–98.
Гошкевич И. О китайских счетах. С. 99–116.
О. Гурий. Обеты буддистов и обряд возложения их (у китайцев). С. 117–214.
Татаринов А. Китайская медицина. С. 215–260.
О. Иларион. Очерк истории сношений Китая с Тибетом. С. 261–285.
Том III
Храповицкий М. События в Пекине при падении Минской династии. С. 1–58.
Цветков П. Замечания о соляном производстве в Китае. С. 59–68.
Гошкевич И. О разведении шань-яо (dioscoraca alata’l) (картофель). С. 69–70.
Гошкевич И. Императорское или благовонное пшено (скороспелое) юй-дао-ми или сян-дао-ми. С. 71–72.
Татаринов А. Замечания об употреблении болеутолительных средств при операциях и о водолечении (гидропатия) в Китае. С. 73–80.
Цветков П. Записки китайца о Нангасаки. С. 81–102.
Цветков П. О христианстве в Китае. С. 103–113.
Цветков П. Несторианский памятник VII века. С. 114–116.
Цветков П. Домашние обряды китайцев. С. 117–210.
О. Палладий. Морское сообщение между Тянь-цзинем и Шан-хаем. С. 211–216.
Гошкевич И. Хонкон. С. 217–225.
Гошкевич И. О шелководстве. С. 226–249.
Цветков П. О секте даосов. С. 250–254.
О. Евлампий. Доклад комитета об ассигнациях. С. 250–262.
Том IV
Старинное Монгольское сказание о Чингисхане
1. Предисловие переводчика (архимандрита Палладия). С. 1–10.
2. Текст перевода. С. 11–80.
3. Примечания. С. 81–123.
4. Генеалогическая таблица дома Чингисхана. С. 124.
Си ю цзи или описание путешествия на Запад
1. Предисловие переводчика (архимандрита Палладия). С. 125–128.
2. Предисловие Китайского издателя. С. 129.
3. Путешествие на Запад монаха Чан-чуня, описано учеником его Чжень чав цзы, по имени Ли чжи чан. С. 130–172.
4. Приложения. С. 173–176.
5. Примечания. С. 177–199.
6. Карта северо-западных и западных владений Монголов. С. 200–201.
