Журналы духовные

Содержание

В Европе и Сев. Америке В России XIX – нач. XX в. 1918–1935 гг. 1943–1989 гг. В России и СНГ. 1989–2008 гг. Русские журналы за границей  

 

Христианские периодические издания, которые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными организациями, фондами, а также частными лицами. К Ж. д., с одной стороны, примыкают церковные и церковно-общественные газеты, листки, бюллетени, отличающиеся в основном формальными признаками (формат, отсутствие обложки и, как правило, более высокая периодичность выхода), а также большей актуальностью публикаций; с другой – непериодические продолжающиеся издания (нумерованные сборники статей, труды и доклады регулярных конференций и т. п.), серийные издания с низкой периодичностью (ежегодники, альманахи), календари, богослужебные указания, регулярные книгоиздательские и книготорговые каталоги.

В Европе и Сев. Америке

Предшественниками повременных христ. изданий были многочисленные религ. «летучие» листки и брошюры, появившиеся вскоре после изобретения книгопечатания и выпускавшиеся в большом количестве на новых европ. языках и латыни в эпоху Реформации и Контрреформации. В нач. XVII в. появились регулярно выходившие и сходно оформленные листки новостей, т. е. газеты. Вскоре после возникновения универсальных по содержанию регулярных научных периодических изданий, «Journal des savants» (издается в Париже с 1665) и «Acta eruditorum» (Lpz., 1682–1731), в XVIII в. появились богословские журналы. 1-й из них, «Altes und Neues aus dem Schatz theologischer Wissenschaften», был основан лютеранским пастором В. Э. Лёшером и выходил в Виттенберге (1701) и Лейпциге (1702–1720, под заглавием «Unschuldige Nachrichten von alten und neuen theologischen Sachen»). Его преемниками стали «Fortgesetzte Sammlung von alten und neuen theologischen Sachen» (1720–1750) и «Neue Beyträge von alten und neuen theologischen Sachen» (1751–1761) с тематическими приложениями, кумуляциями и указателями, выходившими каждые 10 лет. Вслед за этими изданиями во мн. европ. странах в XVIII в. появились богословские, практические (напр., проповеднические), нравоучительные (в т. ч. пиетистские) журналы, а также посвященные новостям церковной жизни отдельных земель. Бурный рост протестант. и католич. периодических изданий в Зап. Европе происходил на протяжении XIX в. В 70-х гг. в Европе и Сев. Америке появились специализированные богословские журналы, а также периодические издания рецензий и обзоров богословской лит-ры.

В ХХ в. мн. научные богословские и религиеведческие журналы имели международный и межконфессиональный статус. Особое значение имели в области библеистики и библейской археологии «Journal of Biblical Literature» (Missuola, 1881–1889; Phil., 1890-.), «Biblische Zeitschrift» (Paderborn etc., 1903–1939, 1957-.), «Biblica» (R., 1920-.), «Biblical Archeologist» (New Haven, 1938–1997), «The Catholic Biblical Quarterly» (Wash., 1939-.), «Abhandlungen zur Theologie des Alten und Neuen Testaments» (Basel; Zürich, 1943-.), «Vetus Testamentum» (Leiden, 1951-.), «New Testament Studies» (L.; Camb., 1954-.), «Novum Testamentum» (Leiden, 1956-.); церковной истории и патристики – «Zeitschrift für Kirchengeschichte» (Stuttg. etc., 1877-.), «Church History» (Chicago etc., 1932-.), «Journal of Ecclesiastical History» (L. etc., 1950-.), «Studia patristica» (Oxf.; B., 1957-.), «Patristics» (Baltimore, 1972–1992; далее «Journal of Early Christian Studies»); агиографии – «Analecta Bollandiana» (Brux., 1882-.); литургики – «Archiv für Liturgiewissenschaft» (Regensburg; Freiburg, 1950-.); религ. философии – «Revue de théologie et de philosophie» (Lausanne, 1868-.), «Revue Thomiste» (Toulouse etc., 1893-.), «Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie» (B., 1959-.), «International Journal for Philosophy of Religion» (The Hague, 1970-.); общие богословские и религиеведческие журналы – «Revue de l'histoire des religions» (P., 1880-.), «Zeitschrift für Missionskunde und Religionswissenschaft» (B., 1886–1939), «Journal of Theological Studies» (Oxf., 1899-.), «Revue d'histoire et de philosophie religieuses» (Strasbourg, 1921-.), «Journal of the American Academy of Religion» (Boston, 1933-.), «Kairos» (Salzburg, 1959-.), «History of Religions» (Chicago, 1961-.). Несколько журналов были посвящены библиографии текущей богословской лит-ры, напр. основанный А. фон Гарнаком и Э. Шюрером «Theologische Literaturzeitung» (Lpz., 1878-.), «Zeitschrift für Theologie und Kirche» (Tüb., 1891-.), «Harvard Theological Review» (Camb. (Mass.), 1908-.). Основными указателями статей и рецензий из западноевроп. богословских журналов являются 3-томный «Catholic Periodical Index» (N. Y., 1930–1966), продолжающий его ежегодник «Catholic Periodical and Literature Index» (Haverford (Pa.), 1967-.), «Guide to Social Science and Religion in Periodical Literature» (Flint (Mich.), 1964-.) и «Religion Index One: Periodicals» (Chicago, 1953-.). Наиболее крупная электронная база данных создана Американской ассоциацией богословских библиотек (http:/www.atla. com/).

В XIX в. в Православных Поместных Церквах появились печатные органы церковных учреждений (напр., с 1900 издавались «Гласник» (Белград) и «Църковен вестник» (София)) и духовно-просветительные журналы, в XX в.– общие и специальные богословские. В наст. время во мн. странах издаются сотни правосл. центральных, епархиальных, монастырских, миссионерских и др. Ж. д. Из богословских журналов, издающихся до сих пор, выделяются «᾿Εκκλησιαστικὸς φάρος» (᾿Αλεξανδρεία, 1908-.), «Γριϒόριος ὁ Παλαμάς» (Θεσσαλονίκη, 1918-.), «Θεολοϒία» (᾿Αθῆναι, 1930-.), «᾿Εκκλησία κα θεολοϒία» (L., 1980-.), «Православна мисао» (Београд, 1958-.), «Теолошки погледи» (Београд, 1968-.), «Годишник на Софийския университет. VI: Богословски факултет» (София, 1924–1949; с 1951 «Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски»»), «Studii teologice» (Bucur., 1949-.), «Greek Orthodox Theological Review» (Brookline (Mass.), 1954-.), «St. Vladimir's Theological Quarterly» (N. Y., 1957-.), «Orthodoxes Forum» (Münch., 1987-.).

В России

XIX – нач. XX в.

В XVIII – нач. XIX в. в Зап. Европе издавались мистические журналы с отрывками из аскетических, пиетистских, визионерских, масонских сочинений зап. писателей. Переводы этих текстов наполняли значительную часть рус. духовной лит-ры, издаваемой гражданским шрифтом в посл. четв. XVIII в. и 1-й четв. XIX в. Первые русские религ. журналы – «Утренний свет» (СПб., 1777–1779; М., 1779–1780) и «Вечерняя заря» (М., 1782) Н. И. Новикова, а также «Сионский вестник» (М., 1806, 1817–1818) А. Ф. Лабзина – целиком принадлежали к мистическому направлению. К христ. Ж. д. могут быть с большим основанием причислены «Беседы с Богом, или Размышления в утренние часы на каждый день года» (М., 1787–1789), издававшиеся под ред. прот. Иоанна Харламова и состоявшие из переводов с немецкого языка книг К. Х. Штурма и И. Ф. Тиде; «Духовный год жизни христианина» (СПб., 1816) и «Вседневное беседование с Богом в утренние часы» (СПб., 1820), также содержавшие исключительно переводные тексты; морализаторский ж. «Друг юношества» (М., 1807–1815; в 1813–1815 «Друг юношества и всяких лет»), издававшийся М. И. Невзоровым.

Первым российским богословским журналом и 1-м изданием, выпускавшимся в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской ДС в 1810–1815), был журнал СПбДА «Христианское чтение», основанный ректором архим. Григорием (Постниковым; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821–1917), в 1875–1916 гг. выходил как приложение к ж. «Церковный вестник». В 20 – нач. 30-х гг. XIX в. также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824) и «Радуга» (Ревель, 1832–1833). Вскоре появились новые журналы при духовных школах. В 1837–1912 гг. КДА издавала еженедельник «Воскресное чтение», в котором наряду с назидательными статьями печатались научные исследования. С началом выхода «Трудов Киевской духовной академии» (1860–1917) научные материалы переместились в это издание. МДА вместе с книжками «Творений святых отцов в русском переводе» (М., 1843–1865, 1871–1872, 1880–1891) издавала ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе», затем его сменил «Богословский вестник» (Сергиевский посад, 1892–1918). КазДА издавала «Православный собеседник» (1855–1917), в к-ром много внимания уделялось вопросам миссионерства, изучению мусульманства, буддизма, язычества, старообрядчества, сектантства, а также специальные миссионерские журналы «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 1873–1914) и «Инородческое обозрение» (Каз., 1912–1916). В академических журналах публиковались новые переводы святоотеческих творений, деяний Соборов, а также журналы или протоколы заседаний советов академий, отчеты и др. офиц. документы академических корпораций, их подразделений и состоявших при них учреждений (б-к, музеев, кабинетов, обществ, братств), обзоры, рецензии и аннотации текущей российской и зарубежной богословской литературы. 4 духовные академии до 1918 г. выпускали 19 периодических изданий, еще 2 журнала выходили при академических комиссиях и братствах.

Дореволюционные духовные семинарии издавали 5 богословских и еще неск. специальных журналов. Из них не уступал академическим журналам по научному уровню и широте содержания лишь харьковский богословско-философский ж. «Вера и разум» (1884–1917), основанный Харьковским еп. Амвросием (Ключарёвым). Самыми ранними семинарскими духовно-назидательными журналами были «Училище благочестия» (Рига, 1857–1867), «Духовная беседа» (в 1858–1862 выходил при СПбДС), «Руководство для сельских пастырей» (К., 1860–1917), «Духовный дневник» (Х., 1864–1866).

В 60-х гг. XIX в. появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные, по словам основателя и 1-го редактора ж. «Странник» (СПб., 1860–1917) прот. Василия Гречулевича (впосл. Могилёвский еп. Виталий), не только удовлетворять запросы «любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». К таким изданиям можно отнести «Домашнюю беседу» (СПб., 1858–1877) В. И. Аскоченского, «Душеполезное чтение» (М., 1860–1917), «Дух христианина» (СПб., 1861–1865) свящ. А. Гумилевского, «Духовный вестник» (Х., 1862–1867), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863–1917). Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих Ж. д. публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Для церковной публицистики 60–70-х гг. было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати.

Офиц. церковные издания сначала появились на епархиальном уровне. Епархиальные ведомости выходили в 1860–1922 гг. и охватывали почти все епархии. Как правило, они состояли из офиц. и неофиц. отделов. С 1875 г. ж. «Церковный вестник» (СПбДА) был «в официальной части официальным органом Святейшего Синода и состоящих при нем центральных учреждений». В 1888 г. появился отдельный печатный орган Святейшего Синода – ж. «Церковные ведомости», состоявший из офиц. части и прибавлений и выходивший до 1918 г. К центральным офиц. церковным журналам относились также «Вестник военного духовенства» (СПб., 1890–1917; с 1911 «Вестник военного и морского духовенства»); «Церковно-общественная мысль» (К., 1917–1918), «прогрессивный орган военного и морского духовенства»; «Народное образование» (СПб., 1896–1917), ж. Училищного совета при Синоде.

По примеру светских иллюстрированных развлекательных изданий, получивших распространение в кон. XIX – нач. ХХ в., в это же время появился ряд популярных духовно-назидательных журналов: «Русский паломник» (СПб., 1885–1917), «Воскресный день» (М., 1887–1917) прот. Симеона Уварова, «Кормчий» (М., 1888–1917), «Приходская жизнь»(Ярославль, 1899–1918), «Сеятель» (Уфа, 1913–1917) и др. Часть подобных Ж. д. выходила при правосл. мон-рях, которые выпускали до 1918 г. более 30 периодических изданий (включая листки), из них 8 – Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра, 4 – Троице-Сергиева лавра, 8 – рус. обители Афона и их подворья (в т. ч. 4 – Русский вмч. Пантелеимона мон-рь). В духовно-назидательных журналах богословские и церковно-общественные вопросы отступили на 2-й план, а главное место заняли духовные рассказы, описания паломнических поездок, миссионерских путешествий. В нач. ХХ в. церковными братствами и об-вами трезвости, а также частными лицами выпускалось ок. 40 наименований журналов и листков, посвященных борьбе с пьянством и пропаганде трезвого образа жизни, в т. ч. «Друг трезвости» (СПб., 1900–1901), «Отдых христианина»(СПб., 1901–1917), «Трезвая жизнь» (СПб., 1905–1914), «Трезвые всходы» (СПб., 1908–1914), «Заря трезвости» (Воронеж, 1914–1917). Некоторые из духовно-назидательных журналов по примеру светских изданий имели множество тематических приложений в виде книг, брошюр и листков.

В посл. четв. XIX в. и особенно в нач. ХХ в. возникло немало специальных Ж. д. Из миссионерских изданий выделяются «Миссионер» (М., 1874–1879), еженедельно выпускавшийся Православным миссионерским обществом; «Братское слово», основанное проф. Н. И. Субботиным и посвященное изучению старообрядчества (М., 1875–1876, 1883–1899, 1906–1917); «Миссионерский сборник» (Рязань, 1891–1918), издававшийся братством св. Василия, еп. Рязанского; противосектантский ж. «Миссионерское обозрение» (К., 1896–1916), основанный и редактировавшийся В. М. Скворцовым. Христ. апологетике были посвящены журналы «Вера и Церковь» (М., 1899–1907) прот. Иоанна Соловьёва, «Православно-русское слово» (СПб., 1902–1906; в 1906–1907 гг. «Церковный голос»), «Голос истины» (СПб., 1909–1916) Скворцова, «Ревнитель» (Х., 1911–1916) Л. З. Кунцевича, «Голос Церкви» (М., 1912–1918) И. Г. Айвазова и архим. Арсения (Жадановского; впосл. епископ Серпуховской). Лучшие журналы по церковной педагогике выходили в основном в Юго-Зап. России: «Церковно-приходская школа» (К., 1887–1906), «Западно-русская начальная школа» (К., 1906–1917), «Законоучитель» (Житомир, 1912–1917). Всероссийский законоучительский союз успел издать только 7 номеров ежемесячного ж. «Религия и школа» (Пг., 1917–1918). Выпускались и Ж. д. для детей, напр. «Божия нива» (Сергиевский посад, 1902–1917) с приложением «Зернышки» (1903–1917) Вологодского архиеп. Никона (Рождественского), «Маленький христианин» (Сергиевский посад, 1909–1916), «Незабудка» (СПб., 1914–1917) прот. Аполлинария Темномерова.

Некоторые издания были посвящены памятникам церковного искусства: «Христианские древности и археология» (СПб., 1862–1877) с приложением «Русские древности» (1871–1876), «Изограф» (СПб., 1882–1885), «Светильник» (М., 1913–1915); церковной музыке и пению (см. Журналы церковнопевческие). Более чем в 20 епархиях церковно-археологическими или историческими обществами, комитетами или музеями выпускались ежегодники или продолжающиеся сборники, посвященные изучению местной церковной старины: «Труды Комитета для историко-статистического описания Подольской епархии» (Каменец-Подольск, 1876–1916), «Чтения в Церковно-археологическом обществе при Киевской ДА» (1883–1916), «Калужская старина» (1901–1911. 6 т.), «Тобольское церковное древлехранилище» (1902–1909), «Воронежская старина» (1902–1916), «Минская старина» (1909–1913), «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества» (Кишинёв, 1909–1933) и др. Христ. памятники Востока и паломничества в Св. землю стали темой изданий Палестинского православного общества «Православный палестинский сборник» (СПб., 1881–1916), «Сообщения Православного Палестинского общества» (СПб., 1891–1917), а также издания Имп. АН «Христианский Восток» (СПб., 1912–1922).

Текущей библиографии российской и в меньшей степени иностранной богословской и церковно-исторической литературы были посвящены «Листок духовной библиографии и журналистики» (К., 1872–1875), «Богословский библиографический листок» (К., 1883–1916) и «Новости богословской литературы» (Сергиевский посад, 1904–1906).

1918–1935 гг.

После 1917 г. количество Ж. д. стремительно сокращалось. В 1918 г. продолжала выходить лишь 1/4 часть церковной периодики, выпускавшейся в 1917 г., на протяжении 1918–1920 гг. перестали издаваться почти все дореволюционные журналы. Некоторые новые издания возникли на территориях, занятых белыми войсками: «Вестник Омской церкви» (1919), «За родную землю» (Уфа, 1918), «За Русь святую» (Омск, 1919), «Знамя веры» (Челябинск, 1919), «К свету» (Барнаул, 1918–1919), «Свободное слово христианина» (К., 1918), «Сибирский благовестник» (Омск, 1919), «Церковные ведомости» (Таганрог, 1919), «Церковь и жизнь» (Р.-н/Д., 1919). На советской территории во время гражданской войны появились издания «Благовестник» (М., 1918), «Возрождение» (М., 1918), «Современная проповедь» (Н. Новг., 1918) и др. В 1918–1931 гг. в стране выходило ок. 100 новых церковных периодических изданий на рус. и укр. языках, почти все они были недолговечными, ок. половины составляли издания раскольнических групп, прежде всего обновленцев: «Живая Церковь» (М., 1922–1923), «Соборный разум» (Пг., 1922–1923), «Церковное обновление» (Рязань, 1922–1926), «Христианин» (М., 1924), «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» (М., 1925–1931; с 1928 «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР»), «Голос православной Украины» (Х., 1925; в 1925–1928 «Украïнський православний благовiсник»), «Церква i життя» (Х., 1927–1928) и неск. десятков епархиальных изданий.

В 30-х гг. XX в. был основан офиц. орган РПЦ «Журнал Московской Патриархии» (М., 1931–1935), который после закрытия обновленческих журналов оставался единственным церковным изданием в СССР, но выходил недолго.

Прот. Александр Троицкий

1943–1989 гг.

События Великой Отечественной войны предопределили перемены в политике Советского гос-ва в отношении РПЦ. В сент. 1943 г. возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии», до 1989 г. остававшегося единственным церковным журналом в РСФСР. Он был рассчитан на духовенство, его функция заключалась в передаче информации: освещении событий церковной жизни (в т. ч. в епархиях и за границей), публикации постановлений Свящ. Синода, указов и посланий Патриарха и проч. Также на страницах ЖМП печатались проповеди, исследования на богословские и церковно-исторические темы и др. В 1971–1994 гг. издание выходило и на англ. языке (The Journal of the Moscow Patriarchate). «Православний вiсник» (Львов, 1948–1962, 1968–1970; К., 1971–1991, 1996 – на укр. яз.) издавался Киевской митрополией и стал аналогом ЖМП для Украины. Журнал сыграл большую роль в становлении укр. языка как богословского. В Латвии была сделана попытка выпуска бюллетеня Рижской епархии «Вести» (Рига, 1948–1950. 4 номера), издание возобновилось уже в 1989 г. под названием «Вестник Рижско-Латвийской епархии».

После возрождения МДА возник вопрос о возобновлении научно-богословского ж. «Богословский вестник». Однако от Совета по делам религий было получено разрешение лишь на издание ежегодного сб. «Богословские труды», начавшего выходить с 1960 г. Задачей издания была публикация научных трудов правосл. авторов по догматическому, апологетическому, сравнительному и нравственному богословию, библеистике, литургике, патрологии, церковной истории, искусству и археологии, церковному праву, философии, много внимания уделялось переводам творений св. отцов. Сборник был единственным научным церковным изданием до 1989 г. С 1967 г. ОВЦС МП выпускал «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений МП» (до 1998 в форме машинописного пресс-релиза для служебного пользования, с 1999 – ежемесячно в полиграфическом варианте). Бюллетень не имел строгой периодичности и размещал информацию о международных церковных контактах, наиболее значимых событиях в РПЦ и др. Поместных и инославных Церквах, а также дайджесты статей, опубликованных в зарубежной церковной периодике, и др.

В условиях отсутствия миссионерских, духовно-просветительных изданий некоторые верующие нелегально готовили Ж. д. в самиздате. Среди них были ж. «Надежда» (М., 1977–1985; за границей выходил до 1994), литературно-философский ж. «Выбор» (М., 1987–1992), катехизаторский и миссионерский ж. «Амвон» (М., 1988–1990), «Бюллетень христианской общественности» (М., 1988–1989), «Слово» (М., 1988–1989), правосл. жен. ж. «Мария – Марфа» (М., 1991), «Царь-колокол» (М., 1990) и др. Эти журналы, как правило, печатались на ротапринте ограниченным тиражом и без строгой периодичности.

В России и СНГ. 1989–2008 гг.

В кон. 80-х гг. отношение гос-ва к Церкви принципиально изменилось, что привело к стихийному возрождению Ж. д. В 1990 г. выходило 12 правосл. журналов, а всего за 1990–2007 г. возникло 256 новых изданий журнального типа. Многие из них прекращали существование после выхода неск. номеров или изменяли название, тип и форму издания (напр., «Свет Православия в Казахстане» в 1993–2000 издавался как газета, с 2001 – как журнал), периодичность выхода и т. п. Издателями Ж. д. выступали как офиц. церковные орг-ции (Синодальные отделы МП, епархии, учебные заведения, мон-ри), так и частные общественные объединения и лица. В наст. время число изданий обеих групп примерно одинаково.

В 90-х гг. основными темами большинства Ж. д. были миссионерство, катехизация, пастырское окормление новообращенных, религиозное образование, обновление приходской жизни. К 2000-м гг. выделились основные типы Ж. д.: официальные информационные, научно-богословские, церковно-исторические, просветительско-катехизаторские (в т. ч. молодежные, детские, женские, военные и др.), педагогические, литературно-художественные, общественно-политические, экономические, а также издания по церковному искусству и проч.

С кон. 80-х гг. XX в. возрождалась епархиальная периодика. В 1989 г. стали выходить «Самарские ЕВ» (Куйбышев, 1989–1992), «Минские ЕВ», затем «Благовестник Пермской епархии» (1990–1992), «Вестник Белорусского экзархата» (Минск, 1990-.) и др.

Одними из первых стали возобновляться богословские и церковно-исторические журналы при учебных заведениях: «Вестник Ленинградской духовной академии» (1990; с 1991 «Христианское чтение»), «Богословский вестник» при МДА (1993-.), «Труды Киевской духовной академии» (1997-.), «Православный собеседник» при КазДС (2000-.), «Вера и разум» при Харьковской ДС (2000-.). Возрожденные издания не соответствовали своим дореволюционным предшественникам ни по периодичности (почти все они до сих пор выходят нерегулярно), ни по объему и научному уровню публикуемых материалов. Возникшие после 1990 г. новые богословские учебные заведения и кафедры теологии ун-тов стали издавать свои журналы богословско-академического направления: «Труды Высшей религиозно-философской школы» (СПб., 1992-.), «Духовный мир» (сб. работ учащихся Московских духовных школ) (Серг. П., 1994–1997), «Ученые записки Российского Православного университета св. Иоанна Богослова» (М., 1995–2000), «Страницы» ББИ им. ап. Андрея (М., 1996-.), «Богословский сборник» ПСТБИ (М., 1997–2005; далее «Вестник ПСТГУ»; с 2004 формируется по тематическим сериям: «Богословие, философия», «История, История Русской Православной Церкви», «Филология», «Педагогика, психология», «Музыкальное искусство христианского мира»), «Вестник Русского христианского гуманитарного института» (СПб., 1997-.), «Труды Минской духовной академии» (2002-.), «Труды Нижегородской духовной семинарии» (2003-.), «Богословско-исторический сборник» при Калужской ДС (2003-.), «Ученые записки Тульской духовной семинарии» (2005-.) и др. Появились журналы правосл. средних учебных заведений, напр. «Источниковедение в школе» при правосл. гимназии во имя прп. Сергия Радонежского в Новосибирске (1997-.), «Вестник Тульской православной классической гимназии» (1998-.).

Богословские и церковно-исторические журналы издавались также Синодальными отделами МП и их подразделениями: «Известия Библейских комиссий» (Л., 1990–1991), «Церковь и время» при ОВЦС МП (М., 1991–1992, 1998-.), «Вестник Патриаршей Синодальной библейской комиссии» (М., 2000), «Вестник церковной истории» при ЦНЦ «Православная энциклопедия» (М., 2006-.); епархиями: «София» Новгородской епархии (1997-.), «Богословский сборник Ивановской епархии» (1998-.), «Богословский сборник» Новосибирской епархии (2005-.) и др.; мон-рями: «Троицкое слово» при Троице-Сергиевой лавре (Серг. П., 1990–1995), «Даниловский благовестник» при Даниловом во имя прп . Даниила Столпника московском мон-ре (М., 1991-.); братствами: «Православная община» (М., 1991–2000), «Вышенский паломник» (Рязань, 1996–2001, 2004-.); научными учреждениями РАН: «Православный палестинский сборник» при ППО (М., 1992-.), «Православие и русская народная культура» (М., 1993-.) и «Традиции и современность» (М., 2002-.) при Ин-те этнологии и антропологии РАН, «Христианский Восток: Новая серия» (СПб.; М., 1999-.); общественными организациями: «Христианос» при фонде им. прот. А. Меня (Рига, 1991-.), «Церковно-исторический вестник» при Об-ве любителей церковной истории (М., 1998-.), «Глинские чтения» при об-ве «Наследники Александра Невского» (М., 2004-.). Ж. «Альфа и Омега» при Об-ве для распространения Свящ. Писания в России (М., 1994-.), задуманный как издание строго библейской направленности, расширил тематические рамки и стал публиковать материалы по всем направлениям богословия, церковной истории и духовной жизни.

Если в 90-х гг. в научно-богословских журналах помещались преимущественно перепечатки статей из дореволюционных и эмигрантских изданий, то в 2000-х гг. значительно выросло число новых публикаций. Большое внимание стало уделяться изданию документальных материалов, расширялось число переводов с греч., вост. и др. языков.

Основной объем в репертуаре правосл. периодики занимали Ж. д. религиозно-просветительского, миссионерского, катехизического направления. Их выпускали мн. духовно-учебные заведения («Просветитель» при РПУ (М., 1994–1995), «Встреча» при МДА (Серг. П., 1996-.), «Ступени» при Минской ДС (2000-.), «Семинарский вестник» при Казанской ДС (2001-.), «Вера» при Самарской ДС (2001-.), «Семинария» при Тобольской ДС (2005-.), «Дамаскин» при Нижегородской ДС (2006-.) и др.). Ряд журналов сочетал в себе типы академических и просветительских ( «Мир Библии» при ББИ (М., 1993-.), «Андреевский вестник» при Одесской ДС (2000-.)). Синодальные отделы МП и их подразделения издавали «Путь Православия» при ОРОК (М., 1993–1996/1997), «Миссионерское обозрение» при Миссионерском отделе Свящ. Синода (Белгород, 1995-.), «Православный паломник» при Паломническом центре ОВЦС (М., 2001-.). В регионах просветительскую функцию частично выполняли епархиальные издания, во мн. городах выпускались и отдельные издания по этой тематике: «Православный христианин» (Калуга, 1991-.), «Вера и жизнь» (Рига, 1995-.), «Воронежская беседа» (Воронеж, 1995-.), «Духовный собеседник» (Самара, 1995-.), «Сеятель» (Н. Новг., 1992–1997). Духовно-просветительские и катехизические журналы также издавались мон-рями: «Крымский Афон» при бахчисарайском в честь Успения Пресв. Богородицы (Бахчисарай, 1996-.), «Встреча» при минском во имя мц. вел. кнг. Елисаветы (пос. Новинки (Белоруссия), 2001-.), «Мгарский колокол» при Мгарском в честь Преображения Господня (Лубны, 2002-.); приходами: «Православный духовный вестник» Саракташского благочиния (Саракташ, 1999-.), «Приходская жизнь» при общине Благовещения Пресв. Богородицы в Бортничах (К., 2002-.), «Симеоновский вестник» (Челябинск, 2002-.) и др.; братствами: «Верую» (блгв. кн. Александра Невского в с. Картмазово Владимирской обл.; 1995-.), «Добродетель» при Марфо-Мариинском сестричестве милосердия (Белгород, 2005-.); общественными организациями: «Православная беседа» (М., 1991-.), «Мир Божий» (М., 1996-.), «Фома» (М., 1996-.), «Благодатный огонь» (прил. к ж. «Москва») (М., 1998-.), «Спасите наши души!» (Днепропетровск, 1998-.), «Нескучный сад» (М., 2001-.), «Светоч» (Пермь, 2004-.), «Русский инок» (М., 2006-.) и мн. др.

Постепенно расширялся репертуар изданий, ориентированных на определенные группы читателей: молодежь, детей, женщин, представителей различных профессий и др. Среди молодежных Ж. д. выделяются «Дорога вместе» (М., 2000-.), «Сретение» при Отделе по делам молодежи Свящ. Синода (М., 2000-.), «Молодежь и Православие» (Воронеж, 2001-.), «Православный просветитель» (Тюмень, 2001-.), «Собрание» (Каз., 2002-.), «Новый ковчег» Белгородской и Старооскольской епархии (Белгород, 2002-.), «Наследник» при Новоспасском московском в честь Преображения Господня мон -ре (М., 2005-.). Особенно велико разнообразие детских Ж. д.: «Пчелка» (М., 1991-.), «С нами Бог» (М., 1993-.), «Духовный родник» (Екатеринбург, 1995-.), «Купель» (М., 1996-.), «Божий мир» (М., 1997-.), «Колокольчик» при Псково -Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре(Печоры, 1997-.), «Зорька» (М., 1997-.), «Лучик» (с. Семёновка (Марий Эл), 2000-.), «Свет Рождества» (Черновцы, 2000-.), «Незабудка» (Кременчуг, 2001-.), «Отрок» при киевском Ионинском во имя Св . Троицы мон-ре (2001-.), «Православная радуга» (Самара, 2002-.), «Православный сибирячок» (Тюмень, 2003-.), «Светлячок» при Оренбургской епархиальной правосл. гимназии (2003-.), «Купина» (М., 2003-.), «Ангелочек» (Волгоград, 2005-.), «Божья коровка» (СПб., 2006-.), «Солнечный заяц» при Издательском отделе С.-Петербургской епархии (СПб., 2006-.).

Круг Ж. д., ориентированных на профессиональные группы, невелик, но непрерывно возрастает. К числу новых изданий относится, напр., «Филолог» Об-ва правосл. культуры Новосибирского гос. университета (2001-.). Отдельную группу составляют журналы, посвященные проблемам правосл. образования, педагогики, воспитания: «Информационный вестник» при ОРОК МП (М., 1996–2001; далее «Православное образование»), «Глагол» (Печоры, 1999-.), «Вестник церковной педагогики» (Волгоград, 2001-.), «Детский дом» (М., 2001-.), «Духовно-нравственное воспитание» (прил. к ж. «Воспитание школьника») (М., 2001-.), «Воскресная школа: открытый урок» (М., 2004-.), «Зерно горчичное» (СПб., 2006-.) и ряд др. Военным адресованы издания «Вера и мужество» (М., 1993–1996; далее «Отечество и вера»), «Вестник военного и морского духовенства» при Синодальном отделе МП по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (М., 2004-.). Вопросам экономики церковной жизни посвящены «Вестник православных товаропроизводителей» (М., 2001-.), «Приход: Православный экономический вестник» (М., 2001-.). Популярны периодические издания, посвященные церковному изобразительному искусству и музыке: «Храм» (М., 1991), «Златоуст» при Товариществе рус. художников (М., 1992–1993), «Хоругвь» (М., 1993-.), «Школа знаменного пения» (М., 1999–2000), «Русская икона» (М., 2001-.), «Светильник» (М., 2001-.), «Убрус: Церковное шитье» (СПб., 2003-.), «Регентское дело» (Севастополь, 2004-.) и др.

В регионах России выходят Ж. д. на национальных языках, напр. «Вестник Барнаульского духовного училища» (2003-.) на алтайском языке, «Мироносец лудыш» (Йошкар-Ола, 1997-.) на марийском языке. На Украине широко представлены Ж. д. на укр. языке: «Благовiст» (Кiровоград, 1997-.), «Дух i лiтера» (К., 1997-.), «Лествица» (Львiв, 1999-.), «Вiсник православноï педагогiки» (К., 1999-.), «Джерела» (Луцьк, 2000-.), «Божа нивка» (Львiв, 2001-.), «Вертоград» (К., 2001-.), издание для военных «Вiра i честь» (К., 2001-.), «Вiсник прес-служби УПЦ» (К., 2001-.); в Белоруссии – на белорус. языке: «Праваслаўе у Беларусi i у сьвеце» (Мiнск, 1993–1995; в 1996–1998 «Праваслаўе»), «Ортапрэс» (Мiнск, 1995–1998).

Мон. Елена (Хиловская)

Русские журналы за границей

Неск. рус. Ж. д. издавались в XIX – нач. ХХ в. за границей: «Американский православный вестник» (Н.-Й., 1896–1918, 1922–1929; в 1930, 1936–1973 «Русско-американский православный вестник»), «Известия Братства Православной Церкви в Китае» (Харбин; Пекин, 1904–1907), «Китайский благовестник» (Пекин, 1907–1919, 1922–1939, 1946–1951), «Православная Урмия» (Джульфа, 1905–1906, 1911–1914), «Ревнитель Православия» (Н.-Й., 1913–1918), «Церковная правда» (Берлин, 1913–1914) и др. Большинство из них не выпускались после 1918 г. В епархиях Русской Церкви, оказавшихся за границей после 1918 г., были возобновлены или созданы вновь несколько офиц. и церковно-общественных журналов: «Литовские епархиальные ведомости» (Каунас, 1923–1924; в 1924–1940 гг. «Голос Литовской Церкви»), «Вера и жизнь» (Рига, 1923–1940), «Воскресное чтение» (Варшава, 1924–1939), «Вестник Братства православных богословов в Польше» (Варшава, 1934–1938), «Утренняя заря» (Сортавала, 1926–1941; в наст. время издается только на фин. языке под названием «Aamun Koitto»).

Прот. Александр Троицкий

С 20-х гг. XX в. в других странах, ставших центрами эмиграции из России, возникло множество новых Ж. д. Значительный географический разброс русских общин и церковные юрисдикционные разделения помешали созданию единой системы рус. периодики за рубежом.

РПЦЗ издавала центральные официальные журналы «Церковные ведомости» (Сремски-Карловци, 1922–1930) и «Церковная жизнь» (1933–1944 в Югославии, 1947–1950 в Мюнхене, далее в США), в к-рых публиковались послания Соборов и Синода РПЦЗ и др. документы; епархиальные: «Святая Земля» при Русской духовной миссии в Иерусалиме(Иерусалим, 1934–1940), «Сим победиши» Бразильской епархии (Сан-Паулу, 1955–1967), «Церковное слово» Австралийско-Новозеландской епархии (Кройдон, 1955-.), «Церковный голос» Западноевропейской епархии (Версаль, 1955–1957), «Вестник Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви» (Женева, 1974–1991; с 1978 г. «Вестник Западноевропейской епархии Русской Церкви за рубежом»), «Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей» (Мюнхен, 1986-.), «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий» (Н.-Й.; Монреаль, 1987–1993). Духовно-просветительные журналы издавались монастырями и приходами РПЦЗ: «Православная Русь» при джорданвиллском во имя Св . Троицы мон-ре (Ладомирова, 1928–1940 (в 1928–1934 выходил как газ. «Православная Карпатская Русь»); Джорд., 1949-.), «Хлеб небесный» при харбинском в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ре (Харбин, 1926–1946), «Путь Христов» (Харбин, 1929), «Православная жизнь» (прил. к ж. «Православная Русь») (Джорд., 1950-.), молодежный ж. «Православный благовестник» (Сан-Франциско, 1962–1969), детский ж. «Детство во Христе» (прил. к ж. «Православная Русь») (Ладомирова, 1935–1940; с 1939 «Детство и юность во Христе»), возобновилось издание ж. «Русский паломник» (Чико (США); М., 1990-.). Выпускались также богословские, пастырские и миссионерские Ж. д.: «На страже Православия» (Лондон, 1939), «Православный путь» (богословско-философский ежегодник, прил. к ж. «Православная Русь») (Джорд., 1951-.), «Православное обозрение» (Монреаль, 1960–1986), «Русский пастырь» при Свято -Троицкой джорданвиллской духовной семинарии (Сан-Франциско, 1988–2003).

Приходы, находившиеся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) (впосл. К-польского Патриархата), издавали офиц. ж. «Церковный вестник Западноевропейской епархии»(П., 1927–1940, 1946–1959; с 1947 «Церковный вестник Западноевропейского православного Русского экзархата»), богословский ж. «Православная мысль» Православного Богословского института прп. Сергия Радонежского (П., 1928–1957, 1971), духовно-просветительные «Сергиевские листки» (Мёдон, 1928–1939), «Духовные беседы» (Мёдон, 1944–1947), «Христианская жизнь» (Льеж, 1946–1957), «Вечное» (Аньер, 1948–1992).

Приходы Московской Патриархии за рубежом выпускали ж. «Православие» (П., 1933), а затем «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата» (П., 1947–1989), к-рый сочетал функции официального и научно-богословского. В образованных после Второй мировой войны зарубежных епархиях МП издавались также епархиальные журналы, вначале на рус., а позже на местных национальных языках: «Голос Православия» Германской епархии (Берлин, 1952–1954; с 1961 «Stimme der Orthodoxie»), «Голос православия» Чешской епархии (Прага, 1950–1955; далее «Hlas Pravoslavi» – орган Правосл. Церкви в Чехословакии) и др.

Существовали также издания без четкой юрисдикционной принадлежности, их основной задачей было поддержание культурных и религ. контактов в рус. зарубежье. Среди них выделялись «Духовный мир студенчества» (Прага, 1923–1925), «Вестник Русского христианского движения», первоначально орган Русского студенческого христианского движения (П., 1925–1939, 1945-.), искусствоведческий ж. «Наследие» (Саутбери (США), 1968–1969). В религиозно-философских изданиях «София» (Берлин, 1923) и «Путь» (П., 1925–1940), выходивших под ред. Н. А. Бердяева, «Новый град» (П., 1931–1939) и др. авторы обсуждали текущие события на Западе и в СССР, пытались осмыслить причины российской катастрофы, найти место правосл. ценностей в совр. мире. Особое место занимали журналы, которые готовились в «религиозном подполье» в СССР, но окончательно оформлялись за рубежом, напр. «Беседа» (П., 1983–1991).

Мон. Елена (Хиловская)