монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что душа после исхода из тела проходит ужасные мытарства в воздухе: злые духи встречают и мешают ее восхождению

А. Из жития Антония Великого

Однажды святой Антоний, встав около девятого часа помолиться перед вкушением пищи, почувствовал, что его ум пришел в исступление. И самое удивительное, он увидел самого себя как бы со стороны, будто он вышел из собственного тела и какие-то люди поднимали его в высоту, а некие страшные мрачные чудища остановили его. Антониевы провожатые заспорили с ними, но те сказали, что Антоний им много задолжал, начиная со дня рождения, но его спутники возразили:

– Что было от рождения его, то изгладил Господь. Ведите счет с того времени, как он стал монахом и дал обет Богу.

Тогда страшилища принялись обвинять его, но доказать ничего не смогли, и пришлось им пропустить его. И тотчас он увидел, что опять возвращается в самого себя и становится прежним Антонием. После этого, забыв о вкушении пищи, остаток дня и всю ночь он плакал и молился. Его потрясло, как много врагов борется с нами и как трудно пройти воздушное пространство. Тогда святой вспомнил, что именно об этом говорил апостол Павел: по воле князя, господствующего в воздухе (Еф. 2:2). Господство врага в том и состоит, чтобы бороться и не пускать души, которые возносятся к небу! Вот почему апостол советовал: Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый (Еф. 6:13), то есть, чтобы враг не мог сказать о вас ничего плохого и был посрамлен.

2. В следующий раз святой Антоний повел беседу с пришедшими к нему (братьями) о состоянии души после смерти и о месте, куда она попадает. После этого ночью он услышал глас свыше:

– Антоний, встань, выйди и смотри.

Он вышел (ибо понимал, что должен повиноваться) и, подняв свой взор, увидел перед собой нечто безобразное, страшное и высокое, которое головой касалось облаков, и еще увидел другие крылатые создания, поднимавшиеся вверх, Гигант останавливал их, поднимая руки и преграждая им путь. Одни задерживались, другие пролетали мимо и направлялись дальше своим путем. Великан скалил зубы им вслед и злорадствовал, когда повергал кого-нибудь вниз. И Антоний снова услышал глас:

– Разумей то, что ты увидел.

И тут ему открылся смысл видения. Он понял, что это восхождение душ, а великан – дьявол, завидующий верующим. Он останавливает тех, кто в его власти, и не пропускает их дальше, а тех, кто ему не подвластны, он не может задержать, потому что они пролетают выше него. Увидев это и припомнив прежние видения, авва принялся с еще большей ревностью совершать свои ежедневные подвиги.

Б. Из Патерика

Два брата по обоюдному согласию вместе ушли в монахи. После пострига они построили себе по келье на некотором расстоянии друг от друга и стали жить отшельниками. Много лет они не видели друг друга, потому что не выходили из келий. И вот один из них заболел, и отцы пришли проведать его.

Они увидели, что больной то впадал в исступление, то снова приходил в себя. Отцы спросили:

– Что ты видел?

Тот ответил:

– Я видел ангелов Божиих. Они пришли к нам и взяли меня и брата и понесли на небо. Нас встретили вражеские силы, в неисчислимом множестве и ужасные видом. Однако как они ни старались, ничего не смогли нам сделать. Когда мы миновали их, они закричали:

– Как велико мужество у чистоты!

С этими словами брат умер. Тогда отцы послали сказать об этом его брату. Но посланный монах и другого брата нашел почившим. Отцы удивились и прославили Бога.

В. Из аввы Исаии

Возлюбленный брат! Кто погряз в делах этого бренного мира и, если они преуспевают или получают выгоду, те не думают о положенных трудах, но радуются успеху, которого добились. Насколько же сильнее, представь себе, радуется душа того, кто начал и завершил свой подвиг ради Бога? И при исходе (из тела) добрые дела будут сопровождать ее, и ангелы порадуются, что она освободилась от власти тьмы. После разлучения с телом они понесут ее, потому что все силы зла выйдут ей навстречу, чтобы завладеть ею и примутся пытать, нет ли у нее что-нибудь такого, что принадлежит им. И тут уже не ангелы борются с нечистью, но сами дела, которые она совершила, защищают ее от духов злобы и не дают им завладеть ею. Если ее дела победят, то небесные посланники с пением отводят ее туда, где она с ликованием увидит Бога. В такой миг она забывает обо всем, что в этом мире, и о всех своих мучениях. Блажен тот, в ком князья тьмы не найдут ничего своего, и его радость, честь и покой станут безграничны.

Давайте по мере наших сил плакать перед Богом, дабы Он по своей благости смилостивился над нами и ниспослал нам помощь, чтобы и мы могли добиться победы над князьями тьмы, подкарауливающими нас впереди. Позаботимся и о том, чтобы с сокрушенным сердцем обрести стремление к Богу и простоту, что избавляет нас от рук духов, когда они выступят против нас. Возлюбим любовь к нищете – она спасет нас от сребролюбия, когда оно выступит против нас! Возлюбим мир со всеми, малыми и великими, – он спасет нас от ненависти, которая выйдет против нас! Проявим терпение во всем – оно сбережет нас от равнодушия, которое выйдет против нас! Возлюбим всех наших братьев, ни к кому не питая ненависти и никому не воздавая злом за зло! Это избавит нас от зависти, которая выйдет против нас! Возлюбим смиренномудрие, с терпением принимая всякое слово ближнего, даже если он ударил нас или оскорбил – это избавит нас от гордыни, которая выйдет против нас! Станем уважать честь ближнего, никого не укорять и не унижать – это избавит нас от клеветы, когда она выйдет против нас! Отвергнем желания этого мира и его почести, чтобы спастись от злословия, когда оно выйдет против нас! Приучим себя к постоянному богомыслию, правде и молитве, дабы уберечься от лжи, которая выйдет против нас! Ведь все это станет препятствием для души, когда она покинет тело, а добродетели, если она обрела их, облегчат ей путь. Всякий мудрый человек захочет вручить свою душу смерти, чтобы избавиться от всего этого. Так приложим к этому и мы все наши усилия, и Господь наш Иисус Христос, а сила Его велика, поможет нашему смирению. Ибо Бог весть, слаб человек и потому Он дал ему покаяние на все время, пока душа еще в теле, до последнего вздоха.

Г. Из Патерика

Блаженный архиепископ Феофил говорил:

– Братья! Какой страх и трепет и какие муки испытывает душа во время отделения от тела и после отделения! Ибо предстанут пред ней все начала и власти тьмы и предъявят все ее вольные и невольные грехи от рождения до последнего часа, когда она выходила из тела, и начнут злобно обвинять страдалицу. Святые силы противостанут духам, лицом к лицу, и в оправдание приведут те благие дела, какие душа совершила. Какая дрожь и смятение тогда охватят бедную на таком страшном и непогрешимом суде в столь грозной обстановке! Невозможно ни словом выразить, ни умом постичь тот ужас, который потрясет душу, пока не вынесут решения о ней и она не освободиться от задержавших ее. Такие мытарства будут продолжаться до тех пор, пока праведный Суд не вынесет ей приговора.

Как только она получит свободу, ее обвинителей немедленно постигнет позор, душу у них заберут и возведут в неизреченную радость и славу, в которых она отныне пребудет. Но если за нерадивую жизнь ее сочтут недостойной освобождения, тогда она услышит горький приговор себе: Да возьмется нечестивый и не будет взирать на величие Господа (Ср.: Ис. 26:10). Тогда наступит для нее день гнева, день плача и нескончаемой скорби: брошенная во тьму кромешную, низвергнутая в ад и осужденная на вечный огонь, она будет страдать в нем веки вечные. Тут она поймет: где мечты и блеск этого мира? Где тщеславие, роскошь и удовольствия пустой и суетной жизни? Где деньги? Гдe знатность? Гдe мать и отец, братья и дети? Кто из них может избавить твою душу от пожирающего огня и других невообразимых ужасных наказаний и мучений?


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle