монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, для чего необходимо послушание, какая от него польза и как достичь его

А. Из жития святого Феодосия Киновиарха43

Святой Феодосий, достигнув разумного возраста, загорелся желанием (начать) любомудрую жизнь. Он оставил отечество и пришел в Иерусалим. С благоговением поклонившись святыням, он задумался, с чего начать новую жизнь и какой путь избрать: чисто отшельнический или же совместный с благочестивыми братьями, стремящимися к той же цели? Но безмолвствовать в отшельничестве он не решался, по крайней мере сразу, (здраво) рассудив, что у него нет опыта в одиночку противостоять злым духам. «Даже в мирских войсках, – говорил он сам себе, – никто, как бы он ни был храб или настолько глуп, без выучки и опыта не бросится из строя в одиночку прямо в гущу врагов. А духовная брань еще страшней и опасней! И как я, не научив руки мои битве и персты мои брани (Пс. 143:1), не препоясавшись с высоты силою (Ср.: Пс. 17:40; 1Цар. 2:4), смогу выступить против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф. 6:12), против лукавых духов? Выходит, остается одно: идти к святым отцам, закаленным в битвах, и поучиться у них. А когда хорошенько укреплюсь в борьбе с нашим духовным врагом, вот тогда можно будет отправиться за плодами исихазма (безмолвия).

Так премудро рассудил юный Феодосий, который, кроме всего прочего, еще и обладал даром здравомыслия, и сразу же отправился на поиски того, кто своим трудом закалился в добродетелях. Ведь Феодосий понимал, что нужда – лучший учитель и воспитатель. Так он нашел блаженного старца Лонгина, который выделялся добродетелями среди окружавших его отцов. Юноша предался ему, поселился у него и стал вести такой же образ жизни, как и старец. Ему очень нравился характер Лонгина и его обычай, по слову Давида: к Тебе прилепилась душа моя (Пс. 62:9). Как верно говорили древние, с кем ты любишь общаться, таким же становишься и сам.

Б. Из Патерика

Авва Антоний говорил: «Послушание и воздержание усмиряют даже диких зверей».

Авва Пимен рассказывал: «Один человек спросил авву Паисия:

– Что мне делать с моей душой, если она бесчувственна и не боится Бога?

– Иди и привяжись к человеку, боящемуся Бога, – ответил старец, – живя рядом с ним, ты тоже научишься бояться Бога».

Авва Исаия сказал тем, кто начинал послушание у святых отцов, что самая первая окраска долго не линяет и что ветки легко гнутся и сгибаются, пока зеленые. Так же и новоначальные, которые проходят послушание.

Авва Моисей сказал одному монаху: «Займись, брат, истинным послушанием: в нем и смирение, и сила, и радость, и терпение, и мужество, и братолюбие, и сокрушение, и любовь. Кто хранит добродетель послушания, тот преисполнен всех заповедей Божиих».

К великому Памве пришли четыре монаха из Скита. На них были власяницы, и каждый из них рассказал о добродетели своего товарища. Один много постится, другой нестяжателен, третий обрел великую любовь. А о четвертом сказали, что он уже двадцать два года – в послушании у старца.

– Скажу вам, – заметил авва, – что добродетель последнего брата – самая высокая. Ибо каждый из вас стяжал какую-то добродетель, но по своей воле. А он отсек свою волю и творит чужую. Такие люди – исповедники, если до конца сохранят послушание.

Авва Руф говорил, что живущий в послушании у духовного отца получает награду больше, чем отшельник в пустыне.

Он же рассказал о случае с одним из отцов, который был восхищен на небо и увидел там четыре чина: в первом оказался больной, благодаривший Бога; во втором – гостеприимный человек, который принимал братьев и служил им; в третьем – пустынножитель, вокруг которого не было ни единой души; а в четвертом – брат, находившийся в послушании духовному отцу и повиновавшийся ему во всем ради Господа. Его грудь украшала золотая эгида44, и слава его была выше всех. Увидев это, – продолжал вознесенный на небо, – я спросил провожатого:

– Почему так получается: он самый молодой, а славы ему больше всех?

Тот ответил:

– Потому что гостеприимный и анахорет стяжали добродетели по своей воле, а послушный полностью отсек свою волю и во всем положился на Бога и своего отца, и за это ему и славы больше всех.

Авва Иперехий говорил: «Сокровище монаха – послушание. Стяжавший послушание будет услышан Богом и с дерзновением предстанет перед Распятым. Ибо распятый на Кресте Господь был послушен даже до смерти (Флп. 2:8).

Два кровных брата пришли в монастырь. Один избрал подвиг аскета, а другой – послушания и что бы ни сказал ему духовный отец, он выполнял не раздумывая. Например, скажет ему: «Ешь утром», и тот ест; скажет: «Не ешь ничего до вечера», и тот не ест. И во всем остальном точно так же: что бы старец ни приказал, он выполнял с радостью. Брат позавидовал ему и подумал: «Ну, я проверю, какое такое у него послушание». Он пошел к игумену и попросил:

– Авва, благослови нам с родным братом сходить на одно дело.

Тот благословил. Они подошли к реке, где водилось много крокодилов, и подвижник сказал брату:

– Лезь в воду.

Тот вошел в воду, а крокодилы подплыли и стали кротко ласкаться к нему, не причиняя никакого вреда. Тогда подвижник сказал:

– Вылезай на берег.

И тот вылез невредимым. Они пошли обратно и увидели мертвеца на дороге. Подвижник спросил:

– Нет ли чего-нибудь, чтобы прикрыть тело?

– Давай лучше помолимся, – ответил брат, – может, оживет.

Они начали молиться, и мертвый ожил. Подвижник стал хвастаться, что мертвый воскрес благодаря его подвигу. Но Господь все открыл игумену монастыря. Когда они пришли в монастырь, авва спросил подвижника:

– Зачем же ты так искушал своего брата у реки? Вот видишь, и мертвый воскрес только благодаря его послушанию.

Авва Пимен сказал: «Не давай оценку сам себе, но прилепись к тому, кто живет добродетельно».

В. Из аввы Марка

Кто во власти греха, тот не может один спастись от плотской похоти, потому что страсти раздражают и преследуют его беспрерывно. Страстным нужно молиться и пребывать в послушании. Кто борется с похотью послушанием и молитвой, тот умелый боец, ибо воздержанием от чувственного он делает свою духовную брань очевидной.

Г. Из святого Диадоха

Хорошо известно, что среди всех начальных добродетелей послушание стоит первым. Оно отвергает гордость и порождает в нас смиренномудрие. Вот почему кто охотно принимает его, для того оно становится дверью любви к Богу. Адам отверг послушание и погиб в бездне тартара. Господь возлюбил послушание и ради замысла нашего спасения повиновался Своему Отцу даже до смерти. И повиновался несмотря на то, что был ничем не ниже величия Отца, но только для того, чтобы изгладить грех человеческого преслушания Своим послушанием и возвести к блаженной и вечной жизни всех живущих в послушании. Вооружиться послушанием необходимо прежде всего тем, кто собрался на брань с дьявольской гордыней. Если мы прибегнем к нему, то оно безошибочно укажет нам путь к добродетелям.

Д. Из аввы Кассиана

Дьявол только тем низвергает человека в преисподнюю, что убеждает его строить жизнь не по учению и примеру отцов, а по своей воле. Кто опирается только на свой ум и волю, тот никогда не сможет жить спокойно, но будет все время спотыкаться, сбиваться с пути, постоянно подвергаться страшным опасностям, как если бы он ходил в потемках.

Нам необходимо это понять хотя бы на примере искусств и наук. Даже если мы возьмемся за дело обеими руками, все равно не сможем их освоить своими силами. Нам (непременно) понадобится человек, который правильно все объяснит и покажет. А разве не бессмысленно и не глупо думать, что без хорошего учителя можно овладеть искусством духовной жизни, самым сложным и трудным из всех искусств и наук? Ибо оно не телесно, не видимо обычным зрением, как прочие искусства, которые занимаются телесным. Оно скрыто и незримо и посвящает себя только душе, и его цель – довершить обожение души. И если оно потерпит неудачу, то причинит не временный вред, а ввергнет душу в погибель, муки и вечную смерть.

Е. Из святого Максима

Бог Слово Бога и Отца прикровенно пребывает в каждой заповеди. Бог и Отец по естеству всецело и совершенно неотделим от Своего Слова. Кто принимает и исполняет божественную заповедь, тот вместе с ней принимает и Бога Слова. Принимая Слово через заповеди, он через Него и вместе с Ним принимает и Отца, Который по естеству пребывает в Слове, а также Дух, Который по естеству пребывает в Слове: Истинно говорю вам: принимающий того, кого я принимаю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня (Ин. 13:20). Вот почему кто принял и исполнил заповедь, тот сокровенно принял и хранит в себе Святую Троицу.

Ж. Из Патерика

Авва Иосиф Фивейский говорил: «Три вещи бесценны перед Господом. Первое, когда человек с благодарностью принимает болезни и искушения, которые посылаются ему. Второе, когда что бы он ни делал, чисто перед Господом, и в нем самом уже не осталось ничего человеческого. И третье, если он пребывает в послушании у духовного отца и полностью отсекает свою волю. За это он получает высший венец».

2. Старец сказал: «Будь, как верблюд: неси свои грехи и иди на поводу у тех, кто знает путь к Богу».

3. Брат спросил старца:

– Я совершаю в келье все, что положено, но утешения от Бога не получаю.

– Это происходит с тобой потому, – объяснил старец, – что у тебя нет опыта, а ты мучаешь себя и хочешь творить свою волю.

– Что же велишь мне делать, отче?

– Иди, – посоветовал старец, – прилепись к человеку, боящемуся Бога, смири себя перед ним и предай ему свою волю. Вот тогда и обретешь утешение от Бога.

З. Из святого Ефрема

Мы не хотим потерпеть даже малую скорбь ради Господа и вопреки нашей воле впадаем во множество злых скорбей. Мы не хотим оставить свою волю ради Господа и наносим вред и губим свою душу. Мы не терпим ни послушания, ни уничижения ради Господа и сами себя лишаем утешения, уготованного для праведников. А если не принимаем наказания палкой, то нас поглотит неугасимый огонь печи, а в ней утешения уже не получишь...

И. Из аввы Марка

Не иди в ученики к тому, кто сам себя хвалит, не то вместо смиренномудрия научишься гордыне.

* * *

43

Киновиарх – начальник киновии, общежительного монастыря

44

Эгида – нагрудник с изображением, один из символов полководческой власти, отсюда выражение «под эгидой»


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle