монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что нужно всегда помнить о смерти и будущем Суде, а кто ежечасно не ждети не думает об этом, тот легко впадает в любую страсть

А. Из жития святого Антония

Святой Антоний говорил своим ученикам: «Чтобы мы не сдавались и не отступали от подвига, славно будет всем нам помнить слова апостола: Я каждый день умираю (1Kop. 15:31). И если мы будем жить так же и умирать ежедневно, то разве согрешим? Вот что я вам скажу. Мы встаем каждый день, но подумайте о том, что можем умереть в любую ночь. Ведь природа наша не наделена знанием о том, какова жизнь, а жизнь наша отмеряется только Промыслом.

Если так начнем думать, то не согрешим. У нас даже вожделений не будет, и мы перестанем держать зло на кого-либо и забудем про собирание богатств на земле. Если будем ежедневно ждать смерти, то станем нестяжательными, всех простим, и нас не соблазнит ни вожделение женщины, ни какое другое нечистое наслаждение, ибо все это будет отброшено как нечто преходящее. Вот тогда мы уже не прекратим свой подвиг, видя перед собой Судный день. Ведь гнетущий нас превеликий ужас перед тяжестью мучений постоянно рассеивает обманчивость наслаждений и возвращает к истине уклонившуюся от нее душу.»

Б. Из жития святого Иоанна Милостивого

Патриарх Александрийской Церкви Иоанн Великий решил запечатлеть память о смерти в самой глубине своего разума, дабы она всегда у него была перед мысленным взором. И что же он предпринял? Он велел строить ему гробницу, но работу до конца не доводить, а остановить посередине, и подрядчикам в день преславного праздника во время богослужения выходить на середину храма и громко говорить: «Владыко, мы еще не закончили твою гробницу. Повели довести работы до конца – кто знает, в какой час тебя постигнет хищница смерть!»

В. Из Патерика

Авва Агафон сказал: «Монах должен все время видеть перед собой Суд Божий».

Некий отшельник, поселившийся у Иордана, много лет совершал подвиг, и Господь удостоил его своего покрова: его обходили бесовские нападения. Можно сказать, он был для них неуязвим. При всех, кто заходил к нему, чтобы получить духовную пользу, он только и делал, что ругал нечистых:

– Да диавол – полное ничтожество и ничего не может сделать подвижнику, разве что если сам подвижник унизится уподоблением ему и начнет усердно служить греху. Вот тогда лукавый увлечет его за собой, – так он говорил, не осознавая, что удостоился благодати свыше, и потому сатана не смеет к нему подступиться.

Однажды попущением Божиим явился ему диавол воочию и сказал:

– Что я тебе сделал, авва? Чего ты меня бранишь и так и сяк? Разве я тебе когда-нибудь мешал?

Подвижник плюнул на него и отвечал теми же словами:

– Сгинь от меня, сатана! (Ср.: Лк. 4:8). Ты бессилен против рабов Христовых.

– Ладно. Тебе жить еще сорок лет, так неужели я не придумаю, как тебя сбить с пути? – сказал диавол и, оставив свою приманку, исчез.

Монаха начали одолевать помыслы. «Сколько лет я надрываюсь, – завертелось у него в мозгу, – а воля Божия, оказывается, в том, чтобы я жил еще сорок лет. Тогда у меня еще есть время сходить в мир и повидаться со знакомыми. Побуду с ними годик другой, а потом вернусь, хорошо поработаю и совершу любой подвиг».

Так постепенно от мысли он перешел к делу: вышел на улицу и направился по дороге. Только он отошел от кельи, как человеколюбивый Бог сжалился над ним, ибо не желал, чтобы великие труды анахорета пропали даром, и послал ему на помощь святого ангела, который шел по дороге ему навстречу.

– Куда ты, авва? – спросил ангел.

– В город, – ответил отшельник.

– Возвращайся в свою келью. Что ты нашел в сатане общего с тобой. Он тебя обманывает, как хочет.

Старец опомнился, вернулся в келью и через три дня скончался.

Старец сказал: «Вот я сажусь за работу, беру в руки веретено и вижу перед собой смерть. Посмотрев, кладу веретено обратно».

«Человек, – продолжал он, – у которого постоянно пред глазами смерть, победит всякий страх».

Старец говорил: «При любом занятии постоянно спрашивай себя: как быть, если Господь посетит меня? Внимай, что ответит помысел: если осудит, тотчас оставь все, брось дело, которым занимаешься и берись за другое, чтобы обрести дерзновение в час Божиего посещения. Надобно, чтобы трудящийся был готов в последний путь в любой час. Работаешь ли ты руками, идешь ли по дороге или ешь, постоянно тверди одно: «Если Господь призовет меня сейчас, как мне быть?» Внимай тому, что отвечает тебе совесть, и поспеши сделать то, что услышишь.

А если хочешь узнать, есть ли Божия милость к тебе, спроси свою совесть и спрашивай ее до тех пор, пока сердце твое и совесть твоя не получат извещения свыше, пока она не скажет тебе, что мы веруем в щедроты Бога, всегда творящего нам милость. Внимай сердцу своему, и прочь всякие сомнения. Усомнишься хоть на волосок, милость покинет тебя».

Авва Арсений перед смертью, когда уже пробил его час, заплакал. Увидев это, братья спросили:

– Неужели тебе тоже страшно, отче?

Он ответил:

– Поистине, страх, который сейчас меня охватил, никогда от меня и не отступал с тех самых пор, как я стал монахом.

И с этими словами он умер.

Г. Из святого Ефрема

Брат, каждый день жди своей кончины и готовься к такому исходу, ибо ты действительно не ожидаешь страшного и неумолимого часа ее пришествия, и горе тому, кого она застигнет неготовым. Если ты юн, то враг часто будет внушать тебе:

– Пока молод, живи в свое удовольствие, а в старости покаешься. Ты же знаешь, сколько таких, кто и тут насладился и потом покаялся и там удостоился небесных благ. Неужели тебе хочется изнурять свое тело в твоем возрасте – так ведь недолго и заболеть?

Стой твердо и отвечай:

– О, заклятый враг и душегуб! Оставь свои козни. А если смерть застигнет меня в юности, задолго до старости, как я оправдаюсь пред престолом Христовым? Ведь тебе известно: немало и молодых умирает, и старики подолгу живут. Никто не знает, какой час смерти ему предопределен.

Вот почему когда умру, посмею ли я тогда сказать Судие: мне, мол, еще слишком рано (умирать), и поэтому отпусти меня на покаяние? И еще я знаю, как Господь прославляет тех, кто от юности до старости работает Ему. Ведь это Он сказал

пророку Иеремии: Я вспоминаю о дружестве юности твоей и о совершенстве любви твоей, когда последовал ты за святым Израилем21 . А другой пророк, хотя был еще юн, обличил тех, кто смлада до старости следуют льстивому помыслу: Состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые ты делал прежде (Дан. 13:52). Поэтому Святой Дух называет блаженными тех, кто с юных лет берет на себя Крест. Отступи от меня, делатель беззакония, лукавый соблазнитель. Господь Бог Своей властью и благодатью да упразднит твои уловки и избавит меня от твоих козней».

Вот почему, возлюбленный, постоянно держи в уме день своей кончины. Когда ты будешь лежать на своей циновке, к нашему неописуемому горю, при последнем издыхании, какой великий страх и трепет охватит душу в тот час! Более того совесть начнет обличать тебя. Если ты сделал какое-нибудь благо в земной жизни, если ты переносил скорбь и поношение ради Господа и совершил доброе дело перед Его лицом, то с великой радостью твоя душа вознесется на небеса, сопровождаемая святыми ангелами. Ведь как работник, уставший за целый день, ждет двенадцатого часа, дабы после изнурительных трудов с удовлетворением получить свою плату и отдохнуть, так и души праведников чают этого дня.

А души грешников в этот час охватит великий страх и трепет. Ведь как преступник, которого поймала стража и ведет на суд, сопротивляется и вырывается в страхе перед предстоящими мученияими, так и души грешников в такие минуты ужасно дрожат, представляя вечные муки неугасимого огня и другие казни, которым нет конца и края. И грешник станет умолять тех, кто ведет его (на мучения): «Дайте мне еще хоть немного времени – я покаюсь», никто не пожалеет его. «Когда у тебя было время, ты не каялся, – скажут в ответ. – А теперь обещаешь покаяться? Когда поприще было открыто для всех, ты не пришел на состязание, а теперь, когда все ворота закрыты, игры закончились, ты хочешь состязаться? Разве ты не слышала слов Господа: Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа (Мф. 25:13)? Так что, возлюбленный, знай это и все остальное и подвизайся, пока еще есть время. И пусть светильник твоей души никогда не гаснет в делании добра и, когда придет Жених, ты будешь готов и войдешь в небесный брачный чертог вместе с Ним и девственными душами тех, кто прожил жизнь достойно Его.

Д. Из аввы Исаии

Человеку трудно обрести три вещи, которые хранят все его добродетели: это скорбь, плач по собственным грехам и память о смерти перед глазами. Кто каждый день думает и говорит себе, что сегодня мне придется расстаться с этим миром, никогда не согрешит перед Богом. А кто уповает на долгую жизнь, запутается во множестве грехов. Кто готовиться дать ответ Богу за все свои дела, тому Он очистит путь спасения от грехов. Кто же пренебрегает этим и говорит: «Я еще успею (спастись)», – тот уже попался на крючок лукавого.

Прежде чем совершать свой ежедневный труд, вспомни, где ты сейчас и где будешь потом, когда выйдешь из тела. Поэтому не забывай о душе ни на один день. Внимай себе, чтобы всегда помнить и держать пред мысленным взором смерть и вечные мучения, думая о тех, кого там истязают и пытают. Лучше считать себя одним из них, чем видеть себя одним из живущих (на небесах).

Скоро мы, увы, покинем эту землю, наше временное пристанище, и тем не менее тратим годы на заботы о тленных вещах. В миг неотвратимого переселения в иную жизнь у нас не останется никакого достояния. Горе нам, ибо за каждое деяние в земной жизни, за каждое праздное слово, за лукавые и

нечистые воспоминания и представления души мы будем держать ответ перед страшным Судией. А (что делаем) мы? Сколько живем, столько не думаем о наших душах, будто ни за что не придется отвечать.

Поэтому и примет нас там неугасимый огонь гееннский, тьма внешняя, червь неусыпаемый, плач и скрежет зубовный. И перед всяким творением, вышним и нижним, – стыд вечный. Горе нам! Ибо мы не терпим укусов ос, оводов, слепней, мух, комаров и даже пчел, а в то же время мысленный дракон каждый день рвет нас на куски, с головой глотает, ядовитыми смертоносными жалами уязвляет, а мы даже и не думаем, что надо спасаться бегством. А после этого как же мы выдержим там страшные и нескончаемые мучения?

Е. Из Патерика

Авва Евагрий говорил: «Всегда помни о вечном Суде, не забывай о кончине, и твоя душа избежит заблуждения».

Старец сказал: «Когда сидишь в келье, собери ум свой, помни о дне кончины и представляй свое тело бездыханным. Представь боль разлучения души (с телом). Осознай суетность мира. Подумай о мучениях в аду, о том, каково там душам, в каком они горьком молчании, в каких страшных рыданиях, в каком великом ужасе и трепете. Не переставай тревожиться о нескончаемой боли и невыносимых муках, в которые будет ввергнута душа.

Кроме того, представь себе день воскресения и своего предстояния перед Престолом Христа и еще повергающий в страх и трепет тот Суд, где грешникам (придется) гореть от вековечного стыда перед лицом Бога, Его ангелов и всеми человеками от начала до скончания века, затем вслед за позором, увы, наступят нестерпимые и бесконечные наказания: огонь гееннский неугасимый, червь нескончаемый, скрежет зубовный, тьма внешняя, тартар и прочие бесчисленные муки, которые приготовлены только для грешников.

А праведники в сиянии ярче солнца будут вечно царствовать со Христом, сопричастные Его несказанной славе, и вместе с небесными чинами воспоют победный гимн. Они не будут знать никаких лишений, но только постоянное наслаждение блаженной жизнью и уготованными им на небесах благами, тихой радостью и усладой. Ибо, как сказано, оттуда удалится всякая печаль и воздыхание (Ис. 3510), и они пребудут в вечной радости и непрестанном ликовании, без опасения обладая непостижимыми и вечными благами.

Вот об этом и помышляй непрестанно и все время думай о таких вещах. Всеми силами постарайся избежать злой участи грешников, дабы удостоиться грядущих благ, приготовленных праведникам. Гони от себя лукавые помыслы, хотя твой ум и привык увлекаться ими.

Авва Илия говорил: «Я постоянно страшусь трех вещей: когда моя душа станет исходить из тела, когда придется давать ответ Богу и когда будет произнесено окончательное определение обо мне».

Старец сказал: «Во (второе) Пришествие Христа, когда души людей после воскресения выйдут из тел и увидят разверзающиеся небеса, явление карающего и гневного Бога вместе с неисчислимым воинством небесных сил и собравшееся перед Ним все человечество, то они, если бы могли, снова умерли бы от ужаса, боли и потрясения, ибо разве можно вынести такое зрелище? Вот почему мы должны постоянно помнить об этом и жить так, что мы вот-вот предстанем на Страшном Суде перед Судией, дабы дать незамедлительный ответ за все прожитое».

Один усердный брат пришел издалека и поселился в маленькой келье на горе Синай22. И в первый же день своего поселения нашел небольшую дощечку, на которой некогда живший там брат начертал: «Я, Моисей Феодоров, нахожусь (здесь) и подтверждаю (это)». Взяв находку, брат каждый день держал ее перед собой и спрашивал написавшего как присутствовавшего: «Где ты сейчас и в каком мире и где рука, начертавшая это?» Так поступал он каждый день, размышляя о своей смерти и беспрестанно скорбя. Его ремеслом была каллиграфия, и потому он взял у братьев листы (папируса) и заказы на переписывание, однако умер, так никому ничего и не переписав. Только оставил на каждом листе такие слова: «Простите меня, мои наставники и братья, мне пришлось немного потрудиться тут с одним человеком, и у меня не осталось времени написать для вас».

Некий старец пришел к одному из отцов, живших в Раифе, и сказал:

– Авва, я очень переживаю, когда отпускаю кого-нибудь из братьев на послушание, особенно вечером.

Тот сказал:

– Я и сам, когда посылаю с поручением моего послушника, сижу у ворот и поджидаю его. И если помысел спрашивает меня: «Ну, когда же наконец придет брат?, – то отвечаю, – А если его опередит другой, а именно: восхищающий ко Господу ангел, тогда что?» Вот так каждый день смотрю на ворота, беспокоясь и оплакивая мои грехи, и говорю: «Какой брат придет раньше, нижний или вышний?»

Так старец, получив великую пользу, удалился и держался впредь того же правила.

У одного старца, жившего в Раифе, было такое делание: он все время сидел в своей келии, сосредоточенный и согнувшийся почти до земли. Он постоянно качал головой, тяжело вздыхал и говорил:

– Что же будет ?

Старец замолкал на некоторое время, потом повторял то же самое и качал головой. Так он проводил все дни своей жизни, не переставая думать о кончине.

* * *

21

И было слово Господне ко мне: Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: Так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную (Иер. 2:2).

22

Синай – большой горный массив Синайского полуострова в Египте, и горная гряда, включающая гору Хорив (в просторечии Синай, высота 2290 м), где Бог дал Моисею скрижали Завета. Самая высокая среди них – гора Екатерины (2641 м). Она названа в честь великомученица: Екатерины:, чье честное тело было взято ангелами и оставлено на вершине этой горы. В ее предгорьях на высоте 1530 м Юстиниан построил большой монастырь, сохранившийся до сих пор и ставший кафедрой архиепископа и игумена горы Синайской (подчиняется патриарху Иерусалимскому. Расположен в 500 км от Иерусалима).


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle