О том, что никто не должен сидеть без дела, но трудиться телесно, ибо безделье – причина многих зол
А. Из Палладия
Преподобный Памво, когда умирал, сказал стоявшим у его одра святым отцам: «С тех пор как я пришёл в пустыню, построил себе келью и поселился в ней, я ни одного дня не провёл без рукоделия и не помню, чтобы я даром ел чей-то хлеб».
Б. Из того же автора
Некоторое время я жил в Галатии и общался с боголюбивейшим епископом Филоромом, терпеливейшим и суровейшим аскетом. Его весьма чтил Василий Великий, с радостью глядя на его строгость и требовательность к себе и своим обязанностям. Ведь он и сейчас, хотя ему уже восемьдесят, не оставляет пера и тетрадей. Этот блаженный муж говорил, что со времени крещения и до сего дня он никогда не ел хлеба даром, но от трудов рук своих раздал двести монет прокаженным.
Он ходил пешком на поклонение мощам святых апостолов в Рим, Александрию и Иерусалим. Такое путешествие Филором предпринимал дважды на собственные средства, чтобы помолиться и поклониться святыням. Он говорил нам для нашей пользы и то, что ум его никогда не отдалялся от Бога.
В. Из того же автора
На Нитрийской горе21 стоит большой храм, а к нему пристроена гостиница. В ней принимают странников круглый год. Странник может оставаться в ней, сколько ему необходимо, пока сам не захочет уйти. Ему разрешается ничего не делать одну неделю, затем предлагают работу в саду, в пекарне, на кухне или же дают Библию для чтения вслух и до шестого часа не разрешают ни с кем встречаться. Им всем поручают ткать полотно, чтобы никому не быть в тягость.
Г. Из жития святого Евфимия
Святой Евфимий говорил своим ученикам, что отрекшиеся от мира и от мирских дел должны всегда помышлять о послушании и смиренномудрии. Им не следует творить свою волю и во всякое время заниматься трудом. Они должны работать руками и что-то производить, особенно, если монах юн и в нём нередко бурлит молодая кровь. Он должен не только тщательно следить за собой, но и изнурять тело всякими трудами, чтобы плоть научилась слушаться разума, а пыл юности поубавился. Нужно подражать апостолу Павлу и исполнять его закон. Нельзя быть праздным, ибо апостол считает ленивого и нерадивого недостойным даже пищи: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес. 3:10). Сам апостол трудился и зарабатывал своими руками не только для себя, но и для окружающих22. Неразумно было бы нам не кормить плодами своих трудов других людей: ведь миряне кормят и жену, и детей, и весь свой дом трудами рук своих, да ещё ежегодно платят налоги, отдают начатки23 от своих трудов Богу и оказывают посильную милостыню.
Д. Из жития святого Саввы
Когда великий отец наш Савва был еще молод и жил во Флавианах, он никогда не давал себе отдыха. Если великий авва уставал и не мог даже поднять руки к небу, тогда он так же усердно творил умную молитву. Он боялся, что, если даст хоть небольшое послабление своему уму, то затаившийся в тиши враг тайно проникнет в его душу. Поэтому его добродетель была легкой, как крыло, и святой Савва превосходил послушанием, смирением и прочими евангельскими добродетелями остальных братьев, которых числом было около семидесяти. Когда он ушёл оттуда с согласия настоятеля, который благословил его и отпустил, то отправился в Иерусалим. Там авва подошёл к великому Евфимию, который как всегда пришёл на богослужение, и, пав ему в ноги, стал слезно просить и умолять, дабы и ему стать словесной овцой его стада и пастись вместе с другими.
Великий Евфимий был наилучшим воспитателем молодежи, ибо сам, пройдя через многочисленные духовные подвиги, стал многоопытным. Он увидел, что Савва ещё совсем юн, и подумал, что его сильное желание, возможно, объясняется горячностью молодости, а не основательностью рассуждений и посоветовал ему начинать не с Лавры, но сперва пройти все монашеское воспитание в другом монастыре, объяснив ему обязательную строгость подвига.
– Никак невозможно, – сказал авва Евфимий, – чтобы ты, будучи таким молодым, жил в Лавре. Это и Лавре не будет полезно, и тебе ничего не даст. Но начни с нижней ступени, я советую тебе пойти к авве Феоктисту. Я уверен, что общение с ним будет тебе исключительно полезно.
Блаженный Савва так и поступил (ведь среди прочего он научился и послушанию). Он пообещал великому Евфимию, что всё, что тот ему заповедует, он будет охотно совершать.
– Я потому и обратился к тебе, сказал Савва, – чтобы по твоим советам спастись.
Евфимий объяснил, как найти блаженного Феоктиста, посоветовав быть весьма трудолюбивым. Он тогда уже напрямую говорил, что увидел изобильно изливающуюся на Савву благодать Святого Духа и что пройдет немного времени, и его слава наполнит вселенную. Так и было, и истинность пророчества великого святого подтвердилась.
Когда божественный Савва пришёл к блаженному Феоктисту, то всецело предался Богу в чистоте помысла и весь преисполнился вышнего воодушевления. Зная, что состав человека двойствен (ибо человек состоит из души и тела), он и подвиг совершал сугубый. Юноша давал труд телу, давал труд и душе. День он проводил в телесных трудах, а ночь – в неусыпных молитвах. С утра таскал воду, рубил дрова и усердием превосходил всех работающих днём. Молодой подвижник был душой благороден, телом велик и суставами крепок. Исполнял он и другие обязанности. Часто ему приказывали пасти мулов. Он раньше всех приходил на богослужение и позднее всех уходил. Савва весь горел рвением, когда служилась Божественная Литургия. Священной основой его жизни всегда и во всем было послушание и умеренность. И все монахи дивились, что в таком возрасте он уже украсил себя венцом добродетелей и совершенства.
Е. Из жития священномученика Лукиана
Лукиан Великий, когда был юн, почувствовал в себе призвание к монашеской жизни. Он ополчился против всех наслаждений плоти и стал прилежать без устали посту и молитве. Весьма скоро он подчинил духу свою мятежную плоть. Юноша овладел скорописью и этим не только обеспечивал себя, но и помогал бедным. Он считал неправедным садиться за стол, пока не подал милостыню нищим.
Ж. Из Отечника
Однажды рано утром к авве Ахилле пришли авва Аммой и авва Витимий и увидели, что он вьет веревку. Они попросили его сказать им слово для душевной пользы.
– Со вчерашнего вечера и до сего момента, – сказал он, – я свил веревку в двадцать оргиев24, хотя, конечно, мне не нужна такая длина. Но я боюсь, что Бог прогневается на меня и обвинит: «Почему ты можешь работать, а не работаешь?» Поэтому я изнемогаю, но продолжаю работать из последних сил.
И мы ушли от него, получив пользу.
Брат пришёл на Синайскую гору к авве Силуану и, увидев, что братья работают, сказал старцу:
– Не трудитесь ради пищи гибнущей, Мария25 убо благую часть избра, как сказал Спаситель.
Старец сказал своему ученику Захарии:
– Дай брату книгу и посели его в келье, где ничего нет.
Тот так и сделал. После девятого часа брат всё смотрел на дверь, ожидая, что за ним придут и пригласят на трапезу.
Но никто его не позвал, брат встал, пришёл к старцу и спросил:
– А что, братья сегодня не едят?
– Едят, – ответил старец.
Брат удивился:
– Но почему вы не позвали меня?
Старец ответил:
– Потому что ты человек духовный и не нуждаешься в снеди. А мы плотские, хотим есть, и поэтому работаем. Ты же благую часть избрал, читаешь целый день и не нужны тебе плотские яства.
Когда брат услышал это, принес покаяние старцу и сказал:
– Прости меня, авва.
Старец ответил:
– Так и Мария нуждалась в Марфе: ради Марфы была похвалена Мария.
Какой-то монах работал в день памяти мученика. Другой монах увидел его и спросил:
– Разве можно сегодня работать?
– Сегодня раб Божий претерпевал жесточайшие пытки и в мучениях исповедовал свою веру, так почему бы и мне не потрудиться хотя бы немного?
Старца, который вил веревку и не поднимал глаз от работы, спросили что нужно делать, чтобы спастись, и он ответил: «Как видишь».
Другой старец пришёл к реке и увидел заросли тростника, нарезал листьев, сел на берегу и принялся вить веревку: вил и выбрасывал в реку, вил и выбрасывал. Так он делал, пока не пришли люди и не увидели его. Тогда он встал и ушёл. Ведь он делал это не по нужде, а ради того, чтобы трудиться в безмолвии.
Сказал старец:
– Когда утром встаешь, скажи себе: «Тело, трудись, чтобы была тебе пища. Душа, трезвись, чтобы унаследовать Царство».
Об авве Иоанне Колове говорили, что как-то раз он сказал своему старшему брату:
– Я бы хотел стать беззаботным, как беззаботны ангелы: они не трудятся, но непрестанно поклоняются Богу.
Он снял с себя плащ и отправился в пустыню. Проведя в пустыне неделю, он вернулся и постучался в дверь. Брат, услышав стук, прежде чем открыть дверь, спросил:
– Кто там?
– Иоанн, твой брат, – был ответ.
Брат сказал:
– Иоанн стал ангелом, и его больше нет среди людей.
Тогда Иоанн стал умолять пустить его.
– Это же я, – говорил он, но брат не открыл ему и оставил его на холоде на всю ночь до самого утра. А затем отворил ему дверь и сказал:
– Ты человек и должен трудиться ради пропитания.
Иоанн покаялся и сказал:
– Прости меня.
Старец сказал: «Бог не любит ленивых и бездельников».
З. Из святого Ефрема
Брат, не опускай рук, пока делаешь работу. Тебе часто будет приходить помысел и говорить, что ты никогда не сможешь научиться рукоделию. Дескать, ты немощен и малодушен и не сможешь до конца вынести такого утомительного труда. И все твои члены начнут ныть от напряжения. Ведь ты не привык работать. Так что, скажет тебе помысел, иди туда, откуда пришёл. Ведь и там, если ты будешь бояться Бога, спасешься.
Никогда, брат, не поддавайся этому помыслу, но терпеливо ожидай Господа, зовущего тебя в Свое Царство. Господь сказал: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). И еще: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», – и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20). И мы, возлюбленный брат, будем терпеть. Не на человека мы надеемся, человек нас спасти не может, но на Бога, спасающего надеющихся на Него.
Возлюбленный брат, когда ты изучаешь грамоту, разве ты не испытываешь трудностей? А ремесло разве дается без труда? Но если ты эти препятствия преодолеваешь мужественно, то тем более нам разве не должно терпеть любые труды ради Господа. В Писании сказано: Ты будешь есть от трудов рук твоих; блажен ты, и благо тебе! (Пс. 127:2). И апостол советует нам: Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Эф.4:28). Ненавидящий труд – всегда человек трудный. Большое зло происходит от безделья, а любящий трудиться не знает скорбей.
Возлюбленный брат! Если ты выберешь для самого себя благоговение, трезвись, как бы при всем твоём благоговении лукавый не вложил в тебя чуждый помысел – помысел тщеславия и самопревозношения. Не говори, что ты не будешь трудиться вместе со своими братьями, чтобы не нарушить своего благоговения. Напротив, трудись, как твои собратья, и о благоговении не забывай. Леность разрушает любое благоговение и навлекает на лентяя общий позор. Соедини благоговение и труд, и тогда можешь называть себя благоговейным.
Возлюбленный! Если ты трудишься в общежительном монастыре и делаешь больше, чем другие, следи, чтобы лукавый не вложил в тебя помысел, который горше смерти. А именно: не говори про себя, что я выполняю труд, который стоит дорого, а кормить меня никто не хочет. Не смей требовать себе еды больше, чем братьям, ни особенных блюд. А то эта сытость испортит всякое Божие дело. Если ты так рассуждаешь, нет в тебе любви. Да и требуя платы от людей, ты отказываешься от Божией награды.
Жди воздаяния от Бога, а от людей не требуй. Смиряй себя перед своими братьями и радуйся, что Праведный Судия воздаст тебе за твои труды. Ибо Он воздает каждому по его делам и сказал: Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Мф. 24:45–47).
Знаю брата, который говорил: «Я всегда молился Богу, чтобы Он дал благодать рукоделию моему, что весь монастырь кормился от него». И он обрел великую благодать в своем труде и премного благодарил Бога, сказавшего: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40).
Другой брат тоже очень много трудился в монастыре, и помыслы об этом стали его одолевать. Он отвечал себе: «Злодей, тебя продали в рабство. Что ты ещё должен делать?» И Господь дал ему утешение.
Блажен монах, соблюдающий заповеди Господа! Он старателен в трех вещах: молитве, труде и размышлении, ибо в Писании сказано: Остановитесь и познайте, что Я – Бог (Пс. 45:11). И еще: Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю (Пс. 87:16). И о законе Его он размышляет день и ночь (Пс. 1:2).
Возлюбленный, если ты живешь в монастырском братстве, будь смиренномудр, во всем помогай своим братьям. Тогда и они, измученные жизнью, многому научатся от твоего доброго поведения. Глядя на тебя, они приободрятся душой в делании заповедей. Когда начальствующие прикажут тебе идти вместе с другими братьями совершить какое-то дело, иди охотно и не жди, пока другие опередят тебя. Но и не злись на нерадивых, потому что они сами себе очень вредят своей ленью. Прежде всего они повинны в непослушании, себялюбии и изнеженности, затем они лишают себя награды за труд, и, наконец, самое тяжелое, они дают другим повод к осуждению, сплетням и непослушанию. Суд над ними будет суров, потому что они нанесли душевный вред не только себе, но и другим.
А ты, брат, не обращай на них внимания. Ведь никто в дни жатвы не говорит: «Если мой сосед не жнет, то и я жать не буду». Каждый, как только получает возможность, собирает пропитание себе и своей скотине, чтобы безбедно пережить зиму. Если мы показываем такое усердие в плотских вещах, то не более ли мы должны усердствовать в духовных? Если ты заболел и не можешь пойти, скажем, в поле, то по крайней мере покажи своё рвение. Братья, заметив твоё недомогание, освободят тебя от работы. Но не оставайся совсем без дела, а попроси: «Я тоже должен быть участником ваших трудов». И выполняй работу, какую сможешь. Господь дает тебе работу, за которую потом получишь от Него великое воздаяние.
И. Из аввы Исаии
Брат, смотри, не презирай своего рукоделия ради Божией заповеди, но думай о нём со страхом Божиим, чтобы по неведению не погрешить. Какое бы рукоделие ты ни изучал, задавай вопросы своему учителю и не стесняйся чаще его спрашивать: «Сотвори любовь, скажи, правильно ли я делаю или нет?». Если ты живешь вместе с братом, и ему дадут какое-нибудь несложное дело, ты тоже прими участие, помоги брату и не щади своё тело, чтобы потом тебя не грызла совесть. Ты никогда не изучишь рукоделия своего брата, если он будет работать больше тебя или ты больше него. Принуждай себя к труду, и страх Божий вселится в тебя. Безделье – это падение души, которое губит её.
К. Из Отечника
Авва Макарий Великий пришёл к авве Антонию на гору. Когда авва Макарий постучался в дверь, тот вышел навстречу и спросил:
– Кто ты?
– Я Макарий, – ответил он.
Тогда авва Антоний вернулся в свою келью, запер за собой дверь и оставил пришедшего стоять снаружи, а когда убедился в его терпении, снова открыл дверь и после обмена приветствиями сказал:
– Я очень давно хотел тебя видеть, ибо много наслышан о тебе.
Радушно приняв гостя, авва Антоний предоставил отдых утомленному дорогой Макарию. Когда стемнело, авва Антоний намочил себе лозу, а авва Макарий попросил:
– Разреши, и я намочу себе лозу.
Тот ответил:
– Пожалуйста.
Авва Макарий намочил себе большую связку лозы. Они сидели с вечера до утра за плетением лозы, ведя беседу о спасении души. Плетение от двери дошло до самой пещеры в глубине кельи. И когда утром блаженный Антоний вошел в свою пещеру и увидел, как много сделал авва Макарий, удивился и, облобызав его руки, сказал:
– Великая сила исходит от этих рук.
Ересь массалиан26 запрещала своим сторонникам трудиться. Массалиане говорили, что должно всё время молиться, а работу ненавидеть.
Л. Из святого Ефрема
Монах, не смей свою лень извинять своим недомоганием. В Писании сказано: и желаемое ими дал им (Пс. 77:29).
Не будем, братья, отвергать благодать Господа, подающего нам крепость для того, чтобы творить благо. Будем творить благо и благодарить Христа за всё. В Писании сказано: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6:27). Руки твои да творят благо, чтобы у всякого нуждающегося был хлеб, и чтобы твоё сердце всегда устремлялось ко Господу. Тогда ты потрудишься ради пребывающей пищи, а не ради губительной. Не оставляй труда, чтобы не нашла на тебя лень. Столько зла бывает от лени!
* * *
Нитрия – местность в Египте примерно в 110 км к северо-западу от Каира в сторону Ливийской пустыни, которую египтяне называют Уад Натрун, или долина Натра. В ней насчитывается около десяти соляных озер, сообщающихся подземными реками с Нилом, во время наводнения которого они наполняются водой, а потом совершенно пересыхают. В них добывают соль и селитру. Нитрия – прославленная колыбель христианского аскетизма. Во времена I Вселенского Собора (325 г.) в ней поселился авва Аммоний, заложив ядро монашеских поселений, которое быстро разрослось: там было около 5 000 монахов и множество отшельников и святых отцов. Сейчас там одни развалины.
Апостол Павел, чтобы никому не быть в тягость, делал палатки (шатры) и тем зарабатывал себе на жизнь.
Начатками назывались в те времена приношения Богу главным образом от плодов земли, прежде чем начнёт их есть человек. Это древнейший обычай среди народов ведёт своё начало от жертвоприношений идолам. В Новом Завете начаток означает просто начало или первые плоды духовной жизни во Христе. В христианской службе с апостольских времен сохраняется специальная «Молитва о приносящих начатки овощей». На Руси обычно приносят нчатки овощей и фруктов в день Преображения Господня (6/15 августа). Мёд освящается по древнему обычаю в праздник Всемилостивого Спаса и Богородицы (Первый Спас).
Оргий – около 1, 85 м,
См. в Евангелии притчу о Марфе и Марии, которые приняли у себя в доме Иисуса Христа. Марфа старалась всячески услужить Господу, а Мария села у Его ног и слушала учение Господа. Тогда Марфа пожаловалась Иисусу, что сестра не помогает ей. Христос сказал: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10:38–41).
Ересь массалиан появилась во второй половине IV века в Месопотамии. Она быстро распространилась в Сирии, Малой Азии, Фракии и Египте. Массалиане имели склонность к мистицизму и аскетизму, и потому им удалось найти отклик в монашеских братствах. Им было безразлично, к какой религии принадлежит верующий. Они верили, только неопределенно, в одного Бога Демиурга (творца) мира, которому служили в своих жилищах, называемых «молитвами». Они отращивали длинные волосы и жили вместе – мужчины и женщины, отвергали работу как лукавую, добывали себе на пропитание попрошайничеством. Они занимались бесконечной и непрерывной молитвой и верили, что человек таким способом спасается, пренебрегая таинствами и церковными службами. Массалиане сохранялись в течение многих веков. В XI веке у них были во Фракии сильные общины. В XIV веке святой Григорий Палама посетил обители массалиан. С большим трудом ему удалось освободить от заблуждения многих из главных монахов.